Научная статья на тему 'Политические партии современной России о роли и значении религиозного фактора'

Политические партии современной России о роли и значении религиозного фактора Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
847
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / RELIGIOUS FACTOR / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / MODERN RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Слобожникова Валентина Сергеевна

Статья посвящена выявлению представлений современных политических партий России по вопросам оценки роли и значения религиозного фактора. В качестве источника использованы тексты более 70 программ политических партий. Анализируется их отношение к роли религиозности в современной международной политике и значении для решения внутренних проблем страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PARTIES IN MODERN RUSSIA ABOUT THE ROLE AND THEIR ATTITUDE TO RELIGIOUS FACTOR

The article is devoted to the identification of concepts of modern Russian political parties on the assessment of the role and significance of the religious factor. As the source were used more than 70 programs of political parties. Also was analyzed their attitude to the role of religion in contemporary international politics and the significance for the solution of internal problems of the country.

Текст научной работы на тему «Политические партии современной России о роли и значении религиозного фактора»

В.С. Слобожникова

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА

Статья посвящена выявлению представлений современных политических партий России по вопросам оценки роли и значения религиозного фактора. В качестве источника использованы тексты более 70 программ политических партий. Анализируется их отношение к роли религиозности в современной международной политике и значении для решения внутренних проблем страны.

Ключевые слова: политические партии, религиозный фактор, современная Россия.

V.S. Slobozhnikova

POLITICAL PARTIES IN MODERN RUSSIA ABOUT THE ROLE AND THEIR ATTITUDE TO RELIGIOUS FACTOR

The article is devoted to the identification of concepts of modern Russian political parties on the assessment of the role and significance of the religious factor. As the source were used more than 70 programs of political parties. Also was analyzed their attitude to the role of religion in contemporary international politics and the significance for the solution of internal problems of the country.

Keywords: political parties, religious factor, modern Russia.

В современной России объективной реальностью стало усиление роли и значения религиозного фактора в общественно-политической жизни страны. В основе этого лежит освоение Россией религиозности, начиная с 1990 г., когда в полной мере началась реализация прав на свободу совести и свободу вероисповедания и были заложены основы новых государственно-конфессиональных отношений. За четверть века современной российской государственности в религиозной составляющей мировоззрения россиян произошли серьезные изменения. Более чем в 3 раза, с 20 до 70, увеличилось количество конфессиональных деноминаций, в рядах которых десятки миллионов людей, что свидетельствует о существенном изменении конфессионального спектра действующих в России религиозных объединений, численность которых постоянно растет и в настоящий момент только зарегистрированных организаций насчитывается 276261. По сравнению с 1991 г., количество религиозных организаций увеличилось в 5 раз. Их доля в общественных объединениях страны составляет почти 23%, а в некоммерческих организациях — 29%2. Около 80% из них составляют религиозные организации христианского вероисповедания. По религиозному мироощущению современная Россия — христианская страна, к христианам себя относит по разным данным 85-95 млн чел. Большинство населения считает себя православным не столько с точки зрения соблюдения религиозных практик, но и по духовному складу, по культурной идентичности3. Религия служит важнейшим ресурсом политики и отдельных ее субъектов. При таком достаточно высоком уровне религиозности населения политики современной России просто не могут не принимать во внимание наличие этого явления.

© Слобожникова Валентина Сергеевна, 2016

Доктор политических наук, профессор, директор Института юстиции, заведующая кафедрой истории, социологии политики и сервиса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: svs@ssla.ru

Современное отношение политических партий к религиозности обусловлено несколькими факторами. Во-первых, с 80-х гг. ХХ в., когда произошло возвращение религии в публичное политическое пространство в светском мире, религиозность в том или ином виде присутствует в мировых политических процессах, является важной составляющей современной конфликтности, «цветных революций», терроризма. Во-вторых, действующий Федеральный закон «О политических партиях» 2001 г. не допускает создание политических партий по признакам в т.ч. и «религиозной принадлежности», т.е. партия не имеет права провозглашать и защищать религиозные интересы4. В-третьих, в современной России наблюдается бурный процесс партийного строительства, который связан с внесением изменений (от 2 апреля 2012 г.) в Федеральный закон «О политических партиях», в соответствии с которыми «в политической партии должно состоять не менее пятисот членов» (допустимая численность партии до этого составляла 40 тыс. членов)5. Результатом внесенных изменений стало резкое увеличение количества политических партий. В январе 2016 г. их насчитывалось 776, т.е. по сравнению с началом 2012 г., численность возросла в 11 раз.

Учитывая процессы, происходящие в мире и сознании россиян, связанные с религией, динамичное организационное оформление верующих, активизацию религиозных объединений, можно предположить, что в силу значимости религии в современной России и особенно проблем религии и общества, религии и политики, значения и роли религиозного фактора, они должны найти адекватное их современному состоянию отражение в программах политических партий как институтов, занимающих важное место в мировой политике и политической з системе страны. В качестве основных источников при анализе этих вопросов мы

? избрали программы политических партий7. Изучение этих основополагающих

00

3 партийных документов показало, что около 40% партий не посчитали необходимым каким-либо образом зафиксировать свое отношение к религиозности в

1 современной России. Обращает на себя внимание, что из 4 парламентских партий | 2 («Единая Россия» и «Яблоко») относятся к этой категории.

| Анализ программ политических партий позволил выявить отсутствие зави-

| симости между идеологией, степенью критичности оценки ситуации в стране

| и учетом наличия религиозности. Партии либеральной ориентации, как, на-

2 пример, «Правое дело», «Республиканская партия России — Партия народной ° свободы», «Демократическая партия России», так и партии социалистической « платформы («Коммунисты России», «Коммунистическая партия социальной | справедливости», «Социал-демократическая партия России», «Трудовая партия

0 России», «Российская социалистическая партия» и др.) не видят в состоянии

1 религиозности в современной России ни проблемы, ни ресурса. Вообще не упо-

0

° минается о религиозности в программах политических партий, которые мы

го

3 бы условно определили как «конкретно ориентированные», таких как, напри-

1 мер, «Молодая Россия», «Союз горожан», «Женский диалог», «Умная Россия», | «Города России», «Партия налогоплательщиков России», «Интернет Партия

Российской Федерации», «Российская партия садоводов», «Автомобильная Россия», «Альянс зеленых — Народная партия», «Партия социальных сетей», «Партия профессионалов» и др. Отсутствует даже упоминание о религиозности и в программах глубоко социально ориентированных, оппозиционных партий: «Социальная защита», «Воля», «Российский объединенный трудовой фронт», 220 «Союз труда», «Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик»,

«Социальная справедливость», «Народная партия России». Однако около 60% политических партий в той или иной степени обращают внимание на роль и значение религиозного фактора.

Особое значение религиозности рядом партий подчеркивается при характеристике международной ситуации и задач внешней политики, главная из которых — обеспечение национальной безопасности (ЛДПР, «Защитники Отечества», «Демократический выбор», «Партия духовного преображения России», «Российский общенародный союз»). Например, именно как основу внешней политики ЛДПР расценивает обеспечение национальной безопасности и предлагает учитывать геополитическое положение России в современных условиях, когда «на мировое лидерство претендует «западно-христианская цивилизация» во главе с США». Партия «Защитники Отечества» рост межэтнической и межконфессиональной напряженности, ставший сегодняшней реальностью, относит к важнейшему вызову времени. Политическая партия «Демократический выбор» отмечает нестабильность в исламском мире как одну из возможных внешних угроз.

Политические партии не только констатируют важность религиозного фактора в современном мире, но и, исходя из этого, предлагают выстраивать внешнюю политику России. Так, «Партия духовного преображения России» предлагает «сферой особых интересов» сделать отношения России с восточно-христианскими странами, исторически всегда бывшими союзниками нашей страны. А «Российский общенародный союз» видит мировую миссию России в реализации собственного, независимого геополитического проекта консолидации православных стран на базе единой «Православной конференции», первым шагом осуществления которого должно стать создание «прочного государственного союза трех славянских государств-республик бывшего СССР — Российской Федерации, Белоруссии и Украины, с ясной перспективой дальнейшего перерастания данного объединения в единое славянское государство — Российский Союз».

Все зарегистрированные политические партии берут на себя обязательство действовать в конституционном правовом поле современной Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 14 Конституции РФ «Российская Федерация — это светское государство»8, т.е. светскость в Основном Законе фиксируется как базовое положение современной российской государственности, поэтому политические партии, с одной стороны, должны блюсти принцип светскости, а с другой, учитывать в своей деятельности мощно проявляющуюся религиозность.

Именно с этим, на наш взгляд, связан, прежде всего, факт, что только 3 партии (ЛДПР, «Гражданская платформа», «Гражданская сила») особо акцентируют внимание на светскости современной российской государственности. Например, «Гражданская сила», как определяют себя ее члены, — «партия социально активных, успешных, самостоятельно мыслящих граждан», тех, «кто создает интеллектуальное богатство страны», среди 17 целей своей программы «Светское правовое государство» размещает на 3-м месте после демократического государства и развитого гражданского общества и федерализма и многопартийности.

Особое внимание светскости уделяет «Гражданская платформа». Для обеспечения светского характера государства она предлагает принять Религиозный светско-общественного характера кодекс (свод федеральных законов, напрямую

опирающихся на ст. 14 Конституции РФ и наполняющих эту статью современным практическим содержанием). Принципиальным партия считает включение в этот документ следующих положений: «запрет политики преимуществ в отношении любой конфессии, какими бы мотивами (массовостью, историческими заслугами, компактным проживанием ее приверженцев) эти преференции ни были бы мотивированы»; «сохранение светского характера государственной общеобразовательной школы как базиса современного общества и светского характера Российского государства»; «сохранение внерелигиозного характера деятельности всех силовых структур», в т.ч. и Вооруженные силы; недопущение «религиозных объединений в любых государственных образовательных учреждениях».

Некоторые политические партии демонстрируют важность религиозных ценностей для своей идеологии, рассматривая их в контексте приверженности не столько современным демократическим правам и свободам, сколько традиции, прежде всего, в укреплении духовно-нравственного состояния народа, основой которого видятся в первую очередь традиционные конфессии. Многие партии, особенно оппозиционные, обеспокоены современным состоянием культуры в целом и духовности и нравственности, как ее проявлениями. Например, «Казачья партия Российской Федерации», определяя приоритетное направление своей деятельности, считает, что для «укрепления духовно-нравственных основ, а также развития культурно-исторических традиций российского казачества, гармонизации межэтнических отношений, межрелигиозного и межконфессионального диалога» деятельность «необходимо строить с использованием потенциала институтов гражданского общества, Русской Православной Церкви и з других религиозных организаций традиционных конфессий». Кроме укрепления ? нравственности в обществе, политические партии считают учет религиозности

СЮ

3 важной составляющей национальной и миграционной политики. Особенно четко это просматривается в программе партии «Родина».

1 В ходе изучения программ политических партий нам не удалось выявить за-| висимость между формой государственной власти, предпочитаемой партиями и

го

| религиозностью. Абсолютной большинство зарегистрированных партий отдают

| предпочтение республиканской форме в том или ином виде. Как ни странно,

| «Монархическая партия», выступающая за «реставрацию монархии в России,

2 мирным, конституционным путем, с соблюдением общепринятых демократи-° ческих процедур, в строгом соответствии с действующим законодательством» о « религии и вере вообще не упоминает.

| Выявилась определенная зависимость между временем создания партии

0 и оценкой роли и значения религиозного фактора в современной России, вер° нее использованием религиозной лексики. Так, Всероссийская политическая ° партия «Партия Возрождения Села» в своей программе приводит цитату из

го

3 Библии: «Труд земледельца угоден Господу Богу», а в разделе о национальных

1 отношениях утверждается, что «каждая национальность — это дар Бога или | природы...». Полагаем, что, используя эти выражения, партия стремится стать

ближе верующим вообще и сельскому населению России в частности.

Самым ярким примером по насыщенности использования религиозной лексики является «Народная партия «За женщин»9. Во время многочисленных «передряг», которые переживала наша страна, ей на помощь приходила «в виде чуда Небесная Сила». Сегодня Россию «как Христа, распяли и пригвоздили не 222 к кресту, а к позорному столбу эгоизма и самости». Народ предал Бога, «тельца

возлюбя». Выход из кризиса совести, преодоление социальных противоречий партия видит том, чтобы «женщины-мироносицы, как и всеми почитаемая на Руси Богоматерь, успокоили, утешили и обнадежили народ, не допустили до непоправимой беды». «Греховный мир» может спасти только русская женщина, наделенная особыми нравственно-духовными качествами. Именно женщине надлежит исполнить на Земле волю Всевышнего. «Сквозь ад ведет Господь всех нас», а в перспективе «рано или поздно произойдет неизбежное: равновесие восстановится — либо мирным, либо, не дай Бог, иным путем».

Нами приведены примеры самых ярких употреблений религиозной лексики этой партией. Как видно из положений программы, «Народная партия «За женщин» активно использует такие понятия, как «небесная сила», «Бог», «Творец», «Господь Бог», «Христос», «вера», «ад», «греховный мир», т.е. понятия, определяющие христианское мировоззрение, которое полиденоминационно. Именно через религиозную лексику и религиозное миропонимание формулируется оппозиционность этой партии, ее резко критическое отношение к современным российским реалиям, намечены эволюционные механизмы достижения желаемого партией «равновесия».

Такое широкое использование религиозной лексики наводит на размышления о том, противоречит ли это современному российскому законодательству. Полагаем — нет, т.к. «Народная партия «За женщин» не провозглашает и не защищает религиозные интересы, не разжигает религиозной розни, а именно это является ограничением в создании и деятельности политических партий. Партия оценивает ситуацию в стране, используя язык и смысловое поле религии, что позволяет ей рассчитывать на верующих женщин всех христианских деноминаций как на своих сторонников.

Вновь созданные партии демонстрируют, как правило, неодинаковое отношение к конкретным религиям. Некоторые партии выделяют традиционные конфессии. Это характерно, например, для «Казачьей партии Российской Федерации». «Аграрная партия России» в разделе программы о принципах организации и методах деятельности заявляет глубокое уважение к деятельности «Русской Православной Церкви, мусульманских объединений России, других традиционных конфессий».

Следствием актуализации в программах политических партий проблемы российский-русский10 стало выделение среди традиционных конфессий православия, что наиболее отчетливо просматривается в программе «Российского общенародного союза». С точки зрения партии, «...Россия — это, и по праву, и фактически, страна русских. Но русских не столько по крови (великороссов), сколько по мировосприятию, языку, образу жизни и отношению к собственной стране, ее истории, вере, святыням и традициям». Необходимость своего существования партия объясняет «закономерным ростом патриотических, национально-державнических настроений среди коренного, прежде всего, православного русского населения России, вызванным, прежде всего, усугублением в России системного кризиса и утверждением в связи с этим в массовом сознании точки зрения, что только реальное возвращение русским принадлежащей им исторической роли государствообразующего народа, возвращение к справедливым началам в политике и экономике, установление в России подлинной национальной власти позволит нашей стране выйти из состояния экономического, социального и политического тупика».

Активно используя религиозную лексику, «Партия Возрождения Села» не называет конкретное вероисповедание, хотя позиционирование себя как защитницы традиционных устоев, праведности, духовности, семьи, соборности, русской земли, русской культуры, русского языка, однозначно свидетельствует о православной ориентации. Вообще роль православного фактора в партийном строительстве современной России весьма значительна. Из парламентских партий «поддерживая равноправие религиозных убеждений для всех народов, проживающих в России, ЛДПР выступает против попыток подорвать позиции православия, которое исповедует большая часть верующих страны».

Наиболее четко градация религиозных организаций представлена в программе политической партии «Национальный курс». Настаивая на провозглашении «Русского Народа» (великороссов, малороссов и белорусов) государствообразую-щим, партия делит религиозные объединения на три группы: 1. «Русская Православная Церковь как важнейший культурообразующий национальный институт может получить статус корпорации публичного права (особый юридический статус в рамках светского государства)». 2. «Все «традиционные религии» России должны пользоваться уважением и поддержкой государства и с учетом местной специфики регионов привлекаться в разумных пределах к культурологическим и образовательным проектам». Необходимо их «подключение к работе в армии, в больницах и приютах, в социальных и благотворительных проектах, в местах заключения». 3. «Крайне осторожно подходить к разрешению деятельности «нетрадиционных» для России религиозных организаций», особенно деструктивных сект, запрещенных в тех или иных странах, имеющих «тоталитарный» характер или взгляды, радикально противоречащие традиционным ценностям России, а также пропагандирующих религиозный радикализм и экстремизм». Как и «Национальный курс», многие партии обеспокоены распространением в России нетрадиционных и изуверских сект, религиозного фанатизма и экстремизма (ЛДПР, «Патриоты России»).

В силу значимости религиозных организаций политические партии рассматривают их верующих в качестве союзников для достижения объявляемых целей и заявляют о намерении с ними сотрудничать, что однозначно зафиксировано в программах таких партий, как КПРФ, «Партия за справедливость», «Аграрная партия России», «Партия возрождения села», «Зеленые», «Объединенная аграрно-промышленная партия России».

Таким образом, роль религиозности в мировой политике фиксируется политическими партиями в негативном для России контексте. Религиозный же фактор в современной России рассматривается с позиций позитивного потенциала для решения существующих проблем (культуры, духовности, безопасности, национальной и миграционной политики) и расширения социальной базы партий.

1 См.: Состав и количество религиозных организаций, зарегистрированных в России. URL: http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/2461 (дата обращения: 29.11.2015).

2 Подсчитано нами на основе данных: Российский статистический ежегодник - 2012 г. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d1/02-12.htm (дата обращения: 30.07.2012).

3 Подробнее об этом см.:ДорофееваЕ.С., КоноваловИ.Н., СлобожниковаВ.С., ТрухановВ.А Современная российская политическая регионалистика и этнополитика сквозь призму понятий / под ред. В.С. Слобож-никовой. Саратов, 2013. С. 149-157, 185-195.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 29, ст. 2950.

5 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=79297;fld=134;dst=100027; rnd=0.3158880608276424 (дата обращения: 30.12.2015).

6 URL: http://minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 20.01.2016)

7 Нами анализировались тексты программ политических партий, размещенные на сайте Министерства юстиции, в 2012 - 2016 гг. URL: http://minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 20.01.2016).

8 Конституция Российской Федерации. М., 2002. С. 6-7.

9 Программа партии утверждена учредительным съездом 22 апреля 2012 г.

10 Подробнее об этом см.: Слобожникова В.С. Политические партии о национальном вопросе в современной России // Бичехвост А.Ф., Дорофеева Е.С., Логинова Л.В., Слобожникова В.С. Этнонациональные процессы в политическом пространстве региона: проблемы и тенденции развития / под ред. А.Ф. Бичехвоста, Л.В. Логиновой. Саратов, 2015. С. 89-90.

В.А. Труханов

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматривается региональная безопасность как составляющий элемент более общего понятия, каким является национальная безопасность, на состояние которой определяющее влияние оказывает социальный фактор.

Ключевые слова: региональная безопасность, национальная безопасность, национальное бытие, социальное настроение, социальные интересы, состояние социальной структуры общества, социальные ценности, социальная политика государства, социальная стабильность.

V.A. Trukhanov

THE SOCIAL FACTOR OF REGIONAL SECURITY

The article deals with regional security as a constituent element of the more General notion of what is national security, the state of which determines the influence of the social factor.

Keywords: regional security, national security, national being, social mood, social interests, status, social structure, social values, social policy, social stability. с

т

Безопасность как социальное явление занимала умы политиков, ученых и р

а

практиков с древних времен, т.к. любые государства всегда были заинтересованы в

с

в создании эффективной системы безопасности. Как свидетельствует история, й

там, где вопросам безопасности уделяли пристальное внимание, там общество у

развивалось динамично. Страны и целые цивилизации перестали существовать с

только по той причине, что не обеспечили защиту какой-либо сферы обществен- H

ной жизни от внешних и внутренних угроз. В современных условиях в структуре й

национальной безопасности важное место занимает региональная безопасность, U

которая во многом зависит от социального фактора. ч

с

Безопасность — исключительно многоплановое явление, поэтому дискуссии по о

й

определению ее сущностного содержания ведутся до сих пор. В качестве основы |

для раскрытия содержания данного понятия автор предлагает рассматривать M

формулу Платона, считавшего, что состоянию безопасности соответствует и

1 № «предотвращение вреда»1. ™

Некоторые современные российские исследователи считают принципиально 8

важным, чтобы при формировании и проведении в жизнь политики и стратегии 2

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

национальной безопасности, приоритет отдавался не защите, а последовательной, 6 твердой и эффективной реализации ценностей и интересов в обстановке различных опасностей и угроз2. Данное положение важно также и тем, что приоритет

© Труханов Виктор Александрович, 2016

Доктор политических наук, профессор, профессор кафедры истории, социологии политики и сервиса (Саратовская государственная юридическая академия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.