Научная статья на тему 'Политические партии Иркутской области в 1990-2000-х гг. Динамика развития'

Политические партии Иркутской области в 1990-2000-х гг. Динамика развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
353
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / IRKUTSK REGION / POLITICAL PARTY / POLITICAL ALLIANCE / ENVIRONMENTAL MOVEMENT / MULTI-PARTY SYSTEM / POPULAR FRONT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Башелханов Анатолий Юрьевич

Статья посвящена развитию многопартийности в Иркутской области. Автор на фоне общих закономерностей развития многопартийности в России выявляет особенности этого процесса в Иркутской области. В статье проводится периодизация развития многопартийности в регионе, дается характеристика процесса развития партий, проводится анализ событий, делается общий вывод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Parties in the Irkutsk Region in 1990-2000s: Development Dynamics

The paper is concerned with the development of a multiparty system in the Irkutsk region. The author identifies specific features of this process in the Irkutsk region on the basis of general tendencies of the development of a multiparty system in Russia. The author presents periods of the development of a multiparty system in the region, and describes the process of the development of the parties, he also gives events analysis, and makes general conclusion.

Текст научной работы на тему «Политические партии Иркутской области в 1990-2000-х гг. Динамика развития»

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2017. Т. 21. С. 71-78

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 329(571.53)(091)

Политические партии Иркутской области в 1990-2000-х гг. Динамика развития

А. Ю. Башелханов

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Статья посвящена развитию многопартийности в Иркутской области. Автор на фоне общих закономерностей развития многопартийности в России выявляет особенности этого процесса в Иркутской области. В статье проводится периодизация развития многопартийности в регионе, дается характеристика процесса развития партий, проводится анализ событий, делается общий вывод.

Ключевые слова: Иркутская область, политическая партия, политический блок, экологическое движение, многопартийность.

Развитие политических партий в Иркутской области отражало общие закономерности развития партий в России, но этот процесс в регионе имел и свои особенности. Мы условно разобьем период развития многопартийности в регионе на три периода. Первый период - конец 1980-х - начало 1990-х гг., в который происходило зарождение многопартийной политической системы. Второй период - начало 1990-х - конец 1990-х гг. характеризовался становлением многопартийности в новой политической системе. Третий период -2000-е гг., в который происходила деятельность политических партий при новом законодательстве о политических партиях. Существуют и другие виды периодизации деятельности российских политических партий [7, с. 163-165].

Первый период характеризовался появлением в Иркутской области в конце 1980-х гг. организаций в поддержку идей перестройки: клубов избирателей, политических и дискуссионных клубов, неформальных политических организаций, клубов гражданских инициатив. Деятельность клубов носила активный и систематический характер. В их работе принимали участие граждане разных профессий, возрастов, коммунисты и беспартийные. Видное место в общественно-политической жизни региона играл Байкальский народный фронт (БНФ) в поддержку идей перестройки, куда входили представители разных общественно-политических структур, трудовых коллективов.

Особенностью политической ситуации в регионе было наличие Байкальского экологического движения, ставшего в период перестройки сильной общественно-политической силой. Экологическое движение сыграло важную роль в зарождении либерально-демократических политических партий, оппозиционных КПСС.

Идеологический спектр неформальных политических организаций в регионе был широк: социалистические, либеральные, социал-демократические,

анархо-синдикалистские, зеленые, национал-патриотические, консервативные. Неформальные политические организации действовали в рамках политических и дискуссионных клубов, сотрудничали между собой и с единомышленниками из других регионов страны. Эти организации не имели четкой структуры. В Иркутске многие неформалы объединялись стихийно, самостоятельно, вкладывая в свое политическое название собственный смысл. Так, в 1988 г. появилась неформальная политическая организация «Демократический союз», которая была идеологически и организационно независима от московской. Многие неформальные политические организации поддерживали идеи перестройки по развитию гласности, демократии, плюрализма мнений, внедрению рыночных элементов в плановую экономику, но позднее эволюционировали к либерально-демократическим, «буржуазным» ценностям.

К началу 1990-х гг. многие новые политические партии, движения, перейдя в оппозицию к КПСС, критиковали монополию на власть этой партии, советскую политическую систему. Общественно-политическая деятельность БНФ и экологического движения потеряла свой размах.

Новые политические партии разных идеологических направлений конца 1980-х - начала 1990-х гг. характеризовались малочисленностью, слабой партийной структурой (базировались только в городах Иркутск, Ангарск, Братск), размытостью идеологии. Из демократических партий наиболее крупными в Приангарье были Демократическая партия России (ДПР) и Социал-демократическая партия России (СДПР), которые имели собственные газеты. Либерально-демократические, социал-демократические, социалистические партии объединились в движение «Демократическая Россия» (ДР), выступавшее за отстранение от власти КПСС (многопартийность) и переход к рыночной экономике.

В Иркутской области действовали правоконсервативные политические организаций местных монархистов, национал-патриотов, казачества и т. д., которые предлагали «третий путь» развития страны, учитывающий дореволюционные ценности царской России. Правоконсервативные политические организации имели слабые структуры и политически расходились между собой в ряде вопросов, одним из которых был вопрос о предполагаемом правителе России.

Пик активности объединенных в движение ДР партий пришелся на 1991 г. В августе 1991 г. в Иркутске, при организационном участии ДР, прошел многотысячный митинг против путча ГК ЧП [2]. Но после отстранения от власти КПСС в 1991 г. движение ДР не сумело закрепиться на политической арене в качестве лидирующей силы и вскоре распалось. Очевидно, что во многом митинг в Иркутске против ГК ЧП был протестной реакцией недовольных граждан на действия «заговорщиков».

Главной причиной распада ДР было отсутствие у движения конструктивной идеологии, программ развития страны и региона. Сразу после провала ГК ЧП, летом 1991 г., ДР требовала немедленного проведения экономических реформ, основная суть которых заключалась в разгосударствлении собственности, раздаче земель в частную собственность, резком снижении расходов на

оборону [9]. Требования ДР не нашли массовой поддержки у жителей области. Также не удалось воплотить ДР требования об отстранении от власти всех бывших советских государственных и партийных руководителей [12]. При Иркутском областном совете был создан консультативный орган из представителей разных демократических партий, который вскоре закончил работу, не сумев стать «мозговым центром» проведения реформ в регионе.

В итоге распад советской политической системы произошел во многом из-за нерешенных экономических и политических проблем, идеологического кризиса в КПСС, а не из-за действий новых оппозиционных политических партий, движений.

Переход к новому, второму в нашей статье, этапу - строительству новой политической системы характеризовался отсутствием у новых политических партий реального влияния на власть. Властью на местах обладали избранные главы регионов (исполнительной власти), депутаты советов народных депутатов. Депутатские фракции в местных советах формировались, как правило, из числа политиков, избиравшихся самостоятельно по одномандатным округам и слабо зависящих от новых политических партий.

С началом либеральных экономических реформ в 1992 г. популярность либерально-демократических партий еще более снизилась и стала носить «кабинетный» характер. Напротив, начало 1990-х гг. характеризовалось созданием в стране сильной левой, коммунистической оппозиции к новой власти. На политической арене в 1993 г. появляется КПРФ, в которую вошли представители Российской коммунистической рабочей партии (РКРП), Социалистической партии труда (СПТ), движения «Трудовая Россия». КПРФ стала самой массовой партией в регионе, структуры которой имелись практически в каждом районе Иркутской области. Социальный состав новой компартии отличался разнообразием, и рабочие отнюдь не занимали в партии доминирующих позиций.

Большую роль в 1990-е гг. играли общественно-политические движения, политические блоки, в которые объединялись партии, большинство из которых по-прежнему были малозаметными в регионе и имели слабые структуры. Существовали политические избирательные блоки коммунистической, либерально-демократической, социал-демократической, правоконсервативной (националистической), левопатриотической направленности. Ни одно идеологическое направление не было оформлено в рамках одной партии или блока. Большая конкуренция наблюдалась между либерально-демократическими партиями и блоками («Яблоко», СПС, ДПР, «Правое дело» и др.) и впоследствии, например после выборов в ГД РФ в 1993 г., либерал-демократы отмечали разобщенность действий своих партий [6]. Нередко наблюдалась несогласованность действий между региональными и федеральными уровнями партий.

В 1990-е гг. главное политическое противостояние шло между коммунистическими партиями (блоками) и либерально-демократическими, поддерживаемыми властью (КПРФ, «Демократический выбор России», ПРЕС, «Наш дом - Россия»). На этом фоне другие политические партии, в том числе партии регионального уровня, имели мало шансов на успех. Экологическое движение, в конце 1980-х гг. бывшее мощной общественно-политической силой,

в 1990-е гг. утратило свои позиции в силу большей актуальности у избирателей вопросов социального характера. Экологические партии («КЕДР» и др.) не пользовались успехом на выборах. Тем не менее периодически актуальные экологические вопросы напоминали о себе в политической жизни региона.

В 1990-е гг. происходило усиление социально ориентированных позиций в политических программах, лозунгах разных политических партий. В коммунистическом движении за социально ориентированное, сильное государство выступала КПРФ, вокруг которой группировалась левопатриотическая оппозиция. КПРФ на выборах сотрудничала с организациями, партиями, выступавшими за «стабильное экономическое развитие», - «Аграрной партией России», Союзом промышленников и предпринимателей и т. д. РКРП в регионе пересмотрела первоначальные политические позиции по неучастию в выборах в условиях новой «буржуазной» политической системы (с разделением ветвей власти).

Переходом на более умеренные политические позиции характеризовалось либерально-демократическое движение. В известных партиях ДПР, СДПР либералы, выступавшие за углубление экономических и политических реформ, оказались в меньшинстве в начале 1990-х гг. Либерально-демократические партии, близкие власти, постепенно эволюционировали к консервативной идеологии (ДР - ДВР - НДР - «Единство»).

После успешных выборов в ГД РФ в 1993 г. и в Законодательное собрание Иркутской области в 1994 г. среди местных коммунистов развернулись дискуссии (между «марксистами» и «реформистами») о дальнейшем политическом курсе КПРФ. Было принято решение о необходимости дальнейшего участия коммунистов в избирательных кампаниях и работе в представительных органах власти [10]. Лимит на революции лидерами КПРФ был признан исчерпанным [5, с. 7].

Популярной партией в регионе в 1990-е гг. стала ЛДПР, выражавшая во многом националистические взгляды. Структур этой партии не было в Иркутской области до 1994 г. Успех ЛДПР свидетельствовал о важной роли федеральных СМИ в избирательных кампаниях и роли лидера партии, а также о большой склонности многих избирателей региона к простым решениям. ЛДПР потеснила на выборах партии и блоки левой, правоконсервативной, националистической направленности.

Слабость многих политических партий в регионе обнаруживалась на выборах местного и федерального уровня. Многие известные кандидаты на выборные должности предпочитали выдвигаться самостоятельно, а не от партий, особенно либерально-демократических, даже провластных. Были случаи одновременного существования партийных отделений на местах с одинаковыми названиями (например, ДВР). Длительное время выборы в местные представительные органы власти проходили по мажоритарной системе, несмотря на требование партий проводить выборы и по партийным спискам. Только с 1999 г. такие выборы стали проводиться и по партийным спискам.

Востребованной темой в программах политических партий Иркутской области, как и в целом по стране, была экономическая, социальная тема. Но

также часто уделялось внимание экологической проблематике (проблема БЦБК), связанной с озером Байкал, расширению прав регионов в отношениях с федеральным центром.

К концу 1990-х гг. партии, близкие к власти, окончательно дистанцируются от либерально-демократической идеологии. В 1999 г. в регионе развернулась политическая борьба и между двумя провластными политическими движениями (блоками): «Отечество - Вся Россия» и «Единство». Они выступали за эволюционное и стабильное экономическое развитие. Оба политических блока включали в свой состав представителей бизнеса и власти. Победило «Единство», лидером которого был премьер-министр России В. В. Путин.

Третий период в нашем исследовании начинается с 2000-х гг., он ознаменовался принятием нового закона «О политических партиях» [8]. Принятый в 2001 г. закон кардинально изменил политическую ситуацию, сделав только политические партии субъектами политических выборов. Движения, политические блоки, организации не могли больше принимать участие в политической борьбе за власть на выборах. Закон серьезно ужесточил требования к структуре и численности политических партий. Партии регионального уровня не могли больше существовать. Поэтому в 2000-х гг. на политической арене существовало несколько крупных политических партий, наиболее успешными из которых оказались: КПРФ, «Единая Россия» (ЕР), ЛДПР, «Справедливая Россия» (СР).

Начало 2000-х гг. характеризуется переходом партии власти на консервативные идеологические позиции. Формирование ЕР шло сверху и не встретило больших трудностей в регионе. С 2003 г. новая партия власти стала доминировать на политической арене, составив основную конкуренцию КПРФ. Консервативные (патриотические) позиции на выборах также декларировали известные партии «Патриоты России», «Родина», относимые к сателлитам партии власти [4, с. 144]. Либерально-демократические партии «Союз правых сил», «Правое дело», «Яблоко» имели некоторый политический успех только в крупных городах области, прежде всего в Иркутске (не самый плохой результат в регионах).

Политическая активность граждан в 2000-е гг. оказалась на невысоком уровне. Иркутская область часто имела явку на выборы ниже средней общероссийской. КПРФ и ЛДПР в области нередко получали поддержку выше общероссийской. Все это свидетельствовало о многих нерешенных социально-экономических проблемах Восточной Сибири. Большей оппозиционностью к власти обычно отличались города. Например, КПРФ на выборах в ГД РФ в 2011 г. неплохо выступила в городах Иркутской области, и ЕР победила на этих выборах во многом благодаря сельским территориям [1]. Ситуацию не улучшило участие представителей пропрезидентского Общероссийского народного фронта на выборах. Одной из причин снижения явки избирателей на выборы была отмена порога явки в 20 % в 2006 г. Каждая политическая партия, включая партию власти, была настроена на работу исключительно с своим избирателем.

Получил развитие в Иркутской области феномен протестного голосования, который выражался в голосовании за оппозиционных к власти кандидатов. Так, например, на выборах мэра г. Иркутска в 2010 г. победил беспартийный и мало известный широкому кругу избирателей кандидат от КПРФ, набрав 62 % голосов от проголосовавших иркутян [3]. На выборах губернатора Иркутской области в 2015 г. победил лидер регионального отделения КПРФ (набрав 56,39 % голосов избирателей) [11]. За кандидатов от КПРФ голосовали не только коммунисты и им симпатизирующие избиратели, но и люди разных политических убеждений (что следует из количественной статистики избирателей). Победа кандидатов от КПРФ свидетельствовала и об авторитете оппозиционной партии.

Законодательный запрет партиям объединяться на выборах в политические блоки приводил к ситуациям личных (закулисных) соглашений между политиками. Например, на выборах губернатора Иркутской области кандидата от КПРФ гласно или негласно поддерживали политики, относившиеся к другим политическим партиям.

Политические отделения партий в регионах стали сильно зависимы от центральных партийных органов, что сказывалось и на их политических действиях, которые стали более предсказуемыми и лояльно настроенными к действующей власти. Несмотря на формально развитые партийные структуры, большую роль на выборах по-прежнему продолжала играть известность федеральных лидеров партий, доступ к СМИ, финансовый и административный ресурс. Лидеры местных партийных отделений, как правило, оставались не столь известными широкому кругу избирателей. В Иркутской области хорошо узнаваемым местным лидером партии, пожалуй, можно назвать только многолетнего лидера КПРФ. Во многих политических партиях на местах наблюдалась нестабильная кадровая ситуация. В 2000-е гг. получила развитие в Иркутской области практика ставить на проходные места в партийных списках на выборах в ГД РФ малоизвестных «варягов» (прежде всего из Москвы) по рекомендации центрального руководства партии.

Последующие смягчения законодательства в 2012 г., снижающие требования к созданию политических партий, привели к появлению новых политических партий, многие из которых относили себя к либерально-демократическим или правоконсервативным. Но эти партии остались малоизвестными, не добились политических успехов.

Некоторым исключением в Иркутской области стала новая либерально-демократическая партия «Гражданская платформа», одержавшая победу на выборах в Законодательное собрание в 2013 г., оттеснив «Справедливую Россию». Временный успех новой партии объяснялся переходом известных политиков в «Гражданскую платформу», популярностью богатого лидера партии.

В итоге можно отметить, что развитие многопартийности в Иркутской области, вписываясь в общероссийские закономерности, имеет свои особенности, связанные с географическим положением региона, социальной обстановкой. Идеологически политические партии, организации в Иркутской области отличались разнообразием, и партии проделали путь от слабых и мало-

численных до крупных политических организаций, чья численность и деятельность строго регламентированы законом. Закон «О политических партиях» привел к укрупнению партий, сделав их важными субъектами политической деятельности, и в то же время сделал эти партии более зависимыми от юридических и административных инструментов влияния. Для повышения политической активности граждан возможно предложить смягчение условий создания и деятельности политических партий, разрешить партиям объединяться в политические предвыборные блоки (это позволило бы «оживить» многие малоизвестные партии, способствовало бы формированию культуры политического взаимодействия и диалога), допустить к участию в политической борьбе общественно-политические движения, повысить независимость политических партий от влияния органов власти и т. д.

Перед государством и обществом стоят немаловажные задачи, которые невозможно решить без сильной и здоровой политической системы.

Список литературы

1. Башелханов А. Выборы депутатов в ГД РФ по Иркутской области. Итоги в цифрах [Электронный ресурс] / А. Башелханов // newsBabr.com. - 2010. - 12 янв. -URL: http ://newsbabr. com/irk/?IDE = 101491 (дата обращения: 20.11.2016).

2. Верещагина С. Выбор сделан / С. Верещагин // Вост.-Сиб. правда. - 1991. - 22 авг.

3. Виктор Кондрашов покинул пост мэра Иркутска [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. - 2015. - 27 марта. - URL: http://www.irk.aif.ru/politic/1476416 (дата обращения: 20.11.2016).

4. Гельман В. Я. Политические партии в России: от конкуренции к иерархии / В. Я. Гельман // Полис. - 2001. - № 5. - С. 135-152.

5. Зюганов Г. А. Драма власти / Г. А. Зюганов. - М. : Палея, 1995. - 208 с.

6. Информбюллетень движения «Демократическая Россия» // Демократическая Россия. - 1994. - №1 (24). - С. 1-2.

7. Михалева Г. М. Когда был выбран путь? (Российские партии в ходе электоральных циклов, 1993-2000 гг.) / Г. М. Михалева // Полис. - 2009. - № 2. - С. 163-184.

8. О политических партиях [Электронный ресурс] : федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. 2016 г.). - http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_32459/ (дата обращения: 19.11.2016).

9. Пресс-конференция. Если бы не ДР, Иркутск поднял бы белый флаг // Вост.-Сиб. правда. - 1991. - 29 авг.

10.Пронин Ю. Снова апрельские тезисы / Ю. Пронин // Вост.-Сиб. правда. -1994. - 7 июня.

11. Сергей Левченко - новый губернатор Иркутской области [Электронный ресурс] // Гор. интернет-газ. - 2015. - 28 сент. - URL: http://www.gazetairkutsk.ru/2015/ 09/28/id121622 (дата обращения: 20.11.2016).

12Хороших Г. 19-21 августа 1991 г. Хроника Иркутской «Демократической России» / Г. Хороших // Уроки демократии. Становление прав личности, свободы слова и гласности в Иркутской области. - Иркутск, 2002. - С. 301-317.

Political Parties in the Irkutsk Region in 1990-2000s: Development Dynamics

A. Y. Bashelkhanov

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The paper is concerned with the development of a multiparty system in the Irkutsk region. The author identifies specific features of this process in the Irkutsk region on the basis of general tendencies of the development of a multiparty system in Russia. The author presents periods of the development of a multiparty system in the region, and describes the process of the development of the parties, he also gives events analysis, and makes general conclusion.

Keywords: the Irkutsk region, political party, political alliance, environmental movement, multi-party system, popular front.

Башелханов Анатолий Юрьевич

кандидат исторических наук, старший преподаватель, кафедра политологии, истории и регионоведения, исторический факультет

Иркутский государственный университет 664003, Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)243995 e-mail: Anatoli-irk@yandex.ru

Bashelkhanov Anatolii Yurevich

Candidate of Sciences (History), Senior Lecturer, Department of Political Science, History and Regional Studies, Faculty of History

Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003 tel.: 8(3952) 243995 e-mail: Anatoli-irk@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.