Научная статья на тему 'Политические партии – индикатор состояния гражданского общества (на примере Кабардино-Балкарской республики)'

Политические партии – индикатор состояния гражданского общества (на примере Кабардино-Балкарской республики) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
339
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джантуева Фатима Рашитовна

Политические партии можно назвать посредниками между общественными силами, идеологиями и официальными государственными институтами. Политические партии обеспечивают взаимодействие между государством и гражданским обществом, этот аспект для современной российской политики наиболее актуален и противоречив. Поскольку сфера отношений между обществом и государством составляет ядро политической системы, именно здесь реализуется (или не реализуется) принцип демократии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Джантуева Фатима Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические партии – индикатор состояния гражданского общества (на примере Кабардино-Балкарской республики)»

УДК 329.23 ББК 66.3

Ф.Р. Джантуева

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ - ИНДИКАТОР

СОСТОЯНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

(на примере Кабардино-Балкарской Республики)

Политические партии можно назвать посредниками между общественными силами, идеологиями и официальными государственными институтами. Политические партии обеспечивают взаимодействие между государством и гражданским обществом, этот аспект для современной российской политики наиболее актуален и противоречив. Поскольку сфера отношений между обществом и государством составляет ядро политической системы, именно здесь реализуется (или не реализуется) принцип демократии.

Ключевые слова:

выборы, Государственная Дума, гражданское общество, политика, политические партии.

Государство и гражданское общество, являясь сложными социальными системами, по природе своей преследуют цель установления пропорций, которые считаются справедливыми и адекватными прогрессивному развитию на каждом временном промежутке своего исторического развития. В современных условиях наиболее технологичным и успешным способом установления пропорций признаны свободные выборы, основанные на многопартийной системе. Однако в России этот механизм еще не функционирует в полном объеме, еще не позволяет переводить ожидания масс на уровень государственной власти, но зато уже вполне отчетливо позволяет увидеть перекосы и недостатки в социально-политической системе, осознать диспропорции ее развития.

Необходимость комплексного исследования политического участия на различных уровнях обусловлена тем, что Россия в настоящее время переживает период реформ, связанных с демократизацией общества. Идет формирование нового типа взаимодействия основных субъектов политического процесса - гражданского общества и государства, что предполагает активное вовлечение граждан страны в сферу политики. Развитое политическое участие становится фактором успешного демократического реформирования страны, ее способности к обновлению и развитию.

В складывающейся системе политико-властных отношений в настоящее время значительное место занимает региональный уровень. В регионах постепенно все в большей мере обеспечиваются основные условия жизнедеятельности людей - не только экономические, социальные и духовные, но и политические. Здесь политическое участие приобретает особое значение: ведь именно на этом уровне происходит согласо-

вание интересов различных групп, формирование отношений диалога, партнерства, соучастия власти и граждан [2, с. 11].

Партия - разновидность общественного объединения. Это означает, что партии, равно как и иные виды общественных объединений (профсоюзы, молодежные, национально-культурные и иные объединения), представляют собой добровольные, самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей.

Политические партии - это общественные, социально упорядоченные организации, образующиеся по принципу социокультурной общности, имеющие свои цели, задачи, устав и программу действий, на основе которых объединяются люди. Любая партия ведет борьбу за получение голосов избирателей по принципу состязательности. Структура политической партии включает в себя блоки избирателей, партийную организацию и партийный аппарат, целью политической партии является разработка политических программ, представляющих интересы различных социальных групп и слоев общества. Исходя из структуры, целей и задач можно выделить следующие функции политических партий: институциональную, агрегативную, артикулятив-ную, электоральную, состязательную, организационно-стратегическую [7, с. 216].

1. Институциональная функция политических партий - это способ ее конструктивной деятельности и обеспечения рациональности, которая не зависит от конкретных лиц. Институциональная функция политических партий включает четыре основные подсистемы: разработку политической программы, создание на этой основе политической партии, программную состязательность и проведение сво-

бодных выборов; выявление первостепенных социальных нужд и проблем граждан.

2. Агрегативная функция политических партий - это выявление социально значимых интересов индивидов и запросов членов общества, которые решаются политическими средствами. Иными словами, - это проблемно-ориентированная стратегия партии, с помощью которой выявляются и типологизируются основные проблемы различных социальных групп общества.

3. Артикулятивная функция связана с выработкой конкретных способов решения социально значимых проблем. На основе классификации и селекции основных проблем общества разрабатываются специальные программы и предлагаются меры их решения.

4. Организационно-стратегическая функция партии включает в себя следующие критерии: автономность, источники финансирования, источники пополнения, характер руководства, согласованность, фракционность, вовлеченность, стратегию, тактику.

5. Состязательная функция политических партий предполагает принцип состязательности на программной основе и ответственность за свои обещания перед обществом. Эта функция обеспечивает связь между партией и избирателями на правовой основе в социокультурном пространстве. Принцип состязательности играет роль фильтрации, устраняя неэффективные партии с политической сцены и обеспечивая поддержку конструктивно-рациональной политической программы.

6. Электоральная функция обеспечивает донесение программных целей и задач до избирателей, от которых зависит их проникновение в структуры власти. Следует подчеркнуть, что все выше перечисленные функции должны осуществляться совместно, в противном случае они потеряют свой легитимный характер.

Таким образом, в рамках политической партии осуществляется два вида политико-правовой активности граждан - участие и влияние на политико-правовые процессы, с одной стороны, и государственные институты, с другой. Политической партии - единственный институт гражданского общества, которому свойственны именно такие характерные черты и функции.

Хотя в современной России существует множество партий, все они имеют низкую эффективность из-за отсутствия перечисленных функций. В связи с этим они не способны стать важнейшим институтом

гражданского общества и обеспечить принцип сдержек и противовесов.

Выясняя интересы тех или иных групп, партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов. Однако деятельность политических партий отнюдь не сводится к завоеванию позиций в органах государственной власти [8, с. 61]. В противном случае это предназначение с успехом могло бы выполняться временными корпоративными группировками, состав и политические ориентиры которых постоянно менялись бы в зависимости от нюансов политической ситуации.

Политические партии выражают политические интересы гражданского общества, и по степени их развития можно судить о степени развития гражданского общества. Результаты опросов общественного мнения говорят о девальвации института политических партий в сознании российских избирателей. Сохраняя в целом высокий уровень партийной идентификации и приверженность основным демократическим ценностям, россияне весьма скептически относятся к идее многопартийности. [ 5, с. 68]

В Кабардино-Балкарии, по сведениям управления Министерства юстиции РФ по КБР, по состоянию на 30 июля 2012 г. зарегистрированы 192 действующие организационные комитеты политических партий, начиная от политической партии «Партия Правды» зарегистрированной 15 июля 2012 г. Д. Федяевым, до всероссийской политической партии «Интернет-партия» зарегистрированной за М. Тагаевым.

По последним подсчетам на сегодняшний день в КБР зарегистрировано 776 некоммерческих организаций, для сравнения, в 2009 г. - всего 380 НКО [3].

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по КБР, в республике зарегистрировано 23 региональных отделения всероссийских политических партий, которые объединяют в своих рядах 36 тыс. чел. Наиболее многочисленными из них являются 12 отделений, численность их членов превышает 1000 человек (от 1032 человек в региональном отделении политической партии «Партия социальной справедливости до 12844 человек в региональном отделении политической партии «Единая Россия»).

Однако реальной деятельностью из них занимаются только партии, представленные в парламенте. После выборов 2008 г. в законодательный орган республики вошли четыре региональных отделения всерос-

о оо н о си

э

О

сийских партий. Самая многочисленная из них «Единая Россия», за ней следуют КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР.

Несмотря на такое представительство, гражданские институты в КБР развиты недостаточно, как и региональная партийная инфраструктура. Правозащитники считают, что в Кабардино-Балкарии гражданское общество очень слабое, что здесь уничтожены всякие ростки гражданского общества [9].

Одной из наиболее адекватных форм связи гражданского общества и политических партий являются выборы. Однако массовый избиратель отчужден от конкретной работы в политических партиях, а его политическая самоидентификация ориентирована не столько на партийные программы, сколько на лидеров и образы партий, складывающиеся в массовом сознании.

Формирование любого демократического государства в рамках развивающегося гражданского общества немыслимо без проведения выборов в государственные органы власти и органы местного самоуправления. [4, с. 14] Посредством выборов реализуется представительная демократия, составляющая политическую основу гражданского общества, в рамках которой выборы являются эффективной формой контроля граждан за деятельностью органов государства и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Представительная демократия способствует развитию и совершенствованию института конституционной ответственности государства и негосударственных структур перед обществом.

Выборы являются одним из базовых институтов демократического общества. Свободные выборы предоставляют гражданам возможность влиять на политику и формирование власти или, по крайней мере, на то, какие люди, придя к власти, будут формировать государственную политику и проводить ее на региональном и местном уровнях.

Благодаря периодическим выборам обеспечивается процесс ротации состава государственных органов и смена правящих партий. С точки зрения общественных нравов, роль выборов неоднозначна. С одной стороны, выборы усиливают политическую конкуренцию, недоброжелательство и конфликтность в обществе, обостряют интриги в политике, взвинчивают политическую пропаганду до уровня истерии. Порой, и это случается даже в развитых демократиях, именно в ситуации предвыборной борьбы политики и их сотрудники опускаются до использования предосудительных, а то и преступных средств.

Результаты парламентских выборов с наглядностью демонстрируют значительную диспропорциональность общественного развития России [9, с. 73]. На протяжении более чем десятка лет общество ясно показывает свое несогласие с основными принципами и приоритетами проводимой политики. Выражается это в мощной электоральной поддержке целого ряда оппозиционных партий, в том числе и радикальных. В то же время кадровый состав исполнительной власти и, что особенно важно, идеология проводящихся реформ, практически никак не коррелировали с результатами парламентских выборов. Результаты народного волеизъявления, мнение общества относительно политического развития не учитывалось, институт политических партий планомерно и методично дискредитировался.

Однако слабость гражданского общества, пассивность и гражданская апатия в КБР не позволяют влиять на процесс выборов, а тем более на их результаты. Говорят об этом нарушения и недостатки в период последних выборов в Государственную Думу в декабре 2011 г. Никаких неожиданностей выборы в Госдуму РФ не принесли: по официальным данным в день голосования жители республики проявили удивительную активность. На избирательные участки Кабардино-Балкарии в тот день не явились только 1,7 % граждан. Абсолютным лидером в регионе стала «Единая Россия», что никого не удивило. В КБР партия власти набрала 81,9% голосов, а, например, в Карачаево-Черкесии и того больше - 88%. На вторую позицию в обоих регионах вышли коммунисты. Остальные пять партий не набрали и 2% голосов, вместе взятые.

Официальные СМИ республики цитировали в дни выборов секретаря Избиркома КБР Ирину Атмурзаеву. По ее словам, в период проведения выборов и до подписания итогового протокола жалоб на нарушение федерального законодательства о выборах в избирком не поступало. «Были обращения, мы отвечали на интересующие избирателей вопросы, но жалоб на нарушения к нам не поступало», - цитирует ее газета «Кабардино-Балкарская правда».

Однако, по мнению представителей оппозиции, результаты выборов сильно раздуты. По словам лидера регионального отделения «Яблока» в КБР Хакима Кучмезова, на всех избирательных участках республики были допущены существенные нарушения. «Я бы не стал называть мероприятие, прошедшее 4 декабря в стране, выборами», - говорит он. «Я сам был на участках, ездил весь

день. Могу сказать, что всюду была одна картина - полное игнорирование этого мероприятия со стороны избирателей, - говорит Кучмезов. - В течение часа, что я был на участке, ни одного человека не видел. Мало того, меня самого не оказалось в списках». По подсчетам «Яблока», явка на участки составила не больше 37% [1].

Этого же мнения придерживается руководитель регионального отделения партии «Патриоты России» в КБР Александр Ордашев. Он призывает задуматься, почему именно дотационные республики показывают на федеральных выборах высокий процент явки и поддерживает именно правящую партию [1].

Официальные данные свидетельствуют о высокой активности жителей республики, все же некая апатия в обществе налицо. Это свидетельствует о низкой активности гражданского общества. Ведь гражданское общество через свои социальные институты должны оказывать влияние на государство с целью совершенствования политических отношений. Однако развитию гражданского общества в регионе остро не хватает активности общественных организаций -постоянного контроля за сферой политики и неполитического участия в ней.

Необходимость повышения роли институтов гражданского общества диктуется всей логикой общественного развития. Это требует объединения усилий и государства, и бизнеса и, конечно, широкого общественного участия. При принятии конкретных решений для осуществления значимых изменений в этой сфере необходимо понимать процессы, которые происходят сегодня в гражданском обществе, а также основные тенденции его развития.

Политические партии и гражданское общество так и не получили устойчивых и

Список литературы:

[1] Арсланова З. Горькая дума горцев России. - Интернет-ресурс. Режим доступа: kavpolit.com/gorkaya-^ша^огсеу-гоэзи (02.08.12)

[2] Веденеев Ю.А., Чижов Д.В. Политические партии: между гражданским обществом и государством // О выборах. - № 2, 2002. - С. 9-14.

[3] В КБР мало кто интересуется наукой и защитой природ / Без автора. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://07kbr.ru/2011/09/14/v-kbr-malo-kto-interesuetsya-naukoj-i-zashhitoj-prirody/ (07.08.12)

[4] Горшков М. В зеркале общественного мнения // Выборы: законодательство и технологии. - 2000, № 12. - С. 13-16.

[5] Зотова З.М. Политические партии России: организация и деятельность / Науч. ред. Ю.А. Веденеев. - М.: Рос. центр обучения избир. технологиям, 2001. - 122 С.

[6] Лапкин В.В., Пантин В.И. Общественное мнение и изменение политических институтов в России и на Западе // Политические институты на рубеже тысячелетий. - Дубна, 2001. - С. 100-135.

[7] Оганисьян О.С. Модернизация и политика в XXI веке. - М.: РОССПЭН, 2011. - 336 с.

[8] Санжаревский И.И. Пропорциональность в современных социально-политических отношениях / Под ред. проф. В.М. Долгова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 144 с.

[9] Тхагапсоев Х.Г. В Кабардино-Балкарии закладывается основа конфликта на десятилетия вперед - правозащитники. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.caucasustimes.com/article.

asp?id=21035 (21.07.12).

партнерских взаимоотношений. Обмен интересами по коммуникационному и организационному каналам практически не имеет обратной связи. По сути, работа партий сегодня заключается скорее в навязывании обществу своих позиций, которые трансформируются в общественное мнение.

Выполнение политическими партиями роли агента двусторонней связи между гражданским обществом и государством обусловлено исходной историко-полити-ческой ситуацией и российским институциональным дизайном, что привело к тому, что политические партии не стали центральным фактором принятия решений. В стране системообразующим элементом политической системы является исполнительная власть, а не гражданское общество и не политические партии. Единственным государственным институтом, где фиксируются результаты межпартийной борьбы и партии играют ключевую роль, можно назвать Государственную Думу, которая, опять же, все в большей степени превращается из публичного политического института в канцелярию руководства страны, призванную утверждать спущенные сверху законы.

Повышение эффективности партий как института гражданского общества и политической системы требует, прежде всего, значительных изменений конституционного и федерального законодательства. Однако это должно происходить только в случае укоренения партий в толще гражданского общества и усиления гражданского контроля за деятельностью государства, поскольку становление партий как полноценного института гражданского общества и политической системы должно сопровождаться встречными процессами - укреплением институтов государства и гражданского общества.

3 О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.