Научная статья на тему 'Политические идеологии современного мира'

Политические идеологии современного мира Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3106
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / POLITICAL IDEOLOGY / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD VIEW / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ИМПЕРИЯ / EMPIRE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Папаяни Ф.А.

В статье рассматривается феномен идеологии как область пограничья физики и метафизики, материального и идеального, объективного и субъективного. Идеология выражается в идеях, которые выступают скрепами единичного и общего в социуме, заявляя о себе через одну из форм общественного сознания в диапазоне от политического до религиозного. Политика как инструмент осуществления власти через систему общественных координат нуждается в достижении результативности через участное сознание людей конкретной социальной общности. Участное сознание обеспечивается политической идеологией, основу которой составляет приоритетная идея, олицетворяющая единство общего, единичного, цели и механизма (средств) ее обеспечения. Приоритетная идея политической идеологии составляет базовое основание формирования мировоззрения людей как системы их взглядов на мир и на меру их отношения к этому миру. Автор статьи средствами «бинарной дифференциации», опираясь на метод сравнительного анализа, поставил цель проникнуть в сущность конкретной политической идеологии современного мира, определить ее потенциал, рассмотрев ее стратегию и тактику влияния на систему общественных координат вертикали власти и горизонтали коммуникаций. Решение этой задачи обеспечило возможность предложить свою типологию основных политических идеологий современности, построив их рейтинг через отношение к основным гуманистическим ценностям мира. Автор полагает, что от этого отношения во многом зависит состояние обстановки в условиях тотальной глобализации мира и поиска нвого мирового порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Ideologies of the Modern World

The ideology the doctrine of ideas, the prototype, of the desired reality; Borderlands is an area of physics and metaphysics, material and ideal, objective and subjective. These ideas are a kind of scrapie single and common in society, expressing itself through one of the forms of social consciousness in the range from political to religious. Policy as a tool of the authorities through a system of social coordinates, need to achieve effectiveness through people's minds the participants specific social community. Participants consciousness provided political ideology, which is based on the idea of priority, a symbol of the unity of the common, single, purpose and mechanism (means) of its maintenance. The priority idea of political ideology is the basic foundation of formation of outlook of people, their belief systems of the world and the extent of their relationship to the world. The author means "binary differentiations", based on the comparative analysis, has set a goal to get to the essence of a particular political ideology of the modern world, to determine its potential by examining its strategy and tactics to influence public authorities coordinate vertical and horizontal communications system. The solution to this problem has provided an opportunity to offer a typology of the main political ideologies of our time, having built their rating through its relation to basic human values in the world. The author believes that by this relationship depends largely on the state of the situation in terms of total globalization of the world and search for a new world order.

Текст научной работы на тему «Политические идеологии современного мира»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ » ♦

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 3 (69). 2017. № 1. С. 80-90.

УДК 321

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Папаяни Ф. А.

Научно производственное объединение «Хаймек», г. Донецк, Украина. E-mail: f.papayani@mail ru

В статье рассматривается феномен идеологии как область пограничья физики и метафизики, материального и идеального, объективного и субъективного. Идеология выражается в идеях, которые выступают скрепами единичного и общего в социуме, заявляя о себе через одну из форм общественного сознания в диапазоне от политического до религиозного.

Политика как инструмент осуществления власти через систему общественных координат нуждается в достижении результативности через участное сознание людей конкретной социальной общности. Участное сознание обеспечивается политической идеологией, основу которой составляет приоритетная идея, олицетворяющая единство общего, единичного, цели и механизма (средств) ее обеспечения.

Приоритетная идея политической идеологии составляет базовое основание формирования мировоззрения людей как системы их взглядов на мир и на меру их отношения к этому миру.

Автор статьи средствами «бинарной дифференциации», опираясь на метод сравнительного анализа, поставил цель проникнуть в сущность конкретной политической идеологии современного мира, определить ее потенциал, рассмотрев ее стратегию и тактику влияния на систему общественных координат вертикали власти и горизонтали коммуникаций. Решение этой задачи обеспечило возможность предложить свою типологию основных политических идеологий современности, построив их рейтинг через отношение к основным гуманистическим ценностям мира. Автор полагает, что от этого отношения во многом зависит состояние обстановки в условиях тотальной глобализации мира и поиска нвого мирового порядка.

Ключевые слова идеология, политическая идеология, мировоззрение, демократия, терроризм, империя.

Поскольку идеология - это область, в которой идея выступает прообразом желаемой действительности, идеологию можно рассматривать с точки зрения претензии на «линию горизонта» в условиях необходимости вырабатывать стратегию и тактику развития социума. Востребованность идеологии усиливается в условиях критической ситуации переходного периода. Это время, когда старая шкала ценностных ориентиров не работает, а новая не складывается в одночасье. Критическая ситуация заявляет о себе как исторический вызов - мнение И. И. Кального представляется сегодня весьма актуальным [1, с. 7-37].

Достойный ответ на этот вызов может обеспечить только добротная идея, провоцирующая участное сознание людей конкретной социальной общности. Она становится базовым основанием формирования мировоззрения граждан конкретного общества, обретает легитимный характер через Конституцию -основной закон страны. Этот закон гарантирует права и обязанности граждан. Он определяет жизнеспособность всех сфер общества и жизнедеятельность всех форм общественного сознания. Через Конституцию, основу которой составляет идея ответа очередному историческому вызову, складывается идеология общества и её отраслевые составляющие: от политической до религиозной, включая право, мораль, искусство, философию и науку. Каждая отраслевая идеология обеспечивает дееспособность своей сферы общества с ориентиром на функционирование всей системы общественных координат вертикали власти и горизонтали коммуникаций, где политическая идеология современного общества задаёт общий канон.

Если в основу ответа историческому вызову закладывается порочная идея, рождающая вместо идеала идола, тогда общество становится его заложником, обрекается на агонию существования во имя достижения сомнительной цели избранной элиты. Последующие вызовы потрясают общество кризисами, доводящими его до распада. Оно покидает историческую сцену. Время распада и ухода практически не поддаётся исчислению. В статье речь идёт не о сроках, а о тенденциях и дееспособности в первую очередь политической идеологии.

Политическая идеология распространяет в обществе свои оценки прошлого, редактирует настоящее и проектирует будущее. Опосредованно она формирует нормативную базу общества и регулирует отношения граждан во всех сферах общественного производства и потребления. Она изначально обеспечивает интересы тех групп населения, от которых зависит функционирование системы общественных координат через соответствующую вертикаль власти.

Вся история государств - это не только реализация различных идей правления, но и нескончаемая борьба идей, за которой скрываются те, кто стремится к очередному переделу мира с учётом своих интересов. Поэтому в статье осуществлена попытка проникновения в сущность идеологий ХХ-ХХ1 вв. (идеологий, существенно повлиявших на европейское сознание и политическую практику) с позиции нового метода их анализа. С его помощью дана компаративно -аксиологическая оценка каждому идеологическому концепту в его сопряжении с фундирующими категориями и разбивка концептов на корневые классы.

Осуществить типологию политических идеологий чрезвычайно трудно, ибо субъекты этих идеологий по необходимости меняют свою личину. Вчера они рядились в либералов, а сегодня - в консерваторов. Правда, они не в состоянии изменить свою сущность, которая засвечивается через «бинарные дифференциации», раскрывающие подлинное отношение различных субъектов политических идеологий к гуманистическим ценностям: добро и зло, порядок и хаос, закон и аномия, естественность и искусственность. Политические идеологии, обеспечивая интересы избранной элиты, игнорируют жизненные интересы всех остальных слоёв общества. Тем не менее в критической ситуации они способны доминировать, используя средства массовой информацией и технологии

воздействия на массовую культуру и общественное сознание. Политические идеологии обеспечивают формирование мировоззрения «потерянных людей», внедряя определённые стереотипы поведения людей между собой и по отношению к другим, как к чужим.

Провести грань между позитивной и негативной сторонами идеологии сложно, ибо и та, и другая развиваются с учетом своей логики, где одна противоположность сменяет другую, где сомнения к ним со стороны объекта (плюралистической массы) сменяется доверием, где энтузиазм и эйфория рождают надежду, «что наше дело правое, и мы победим». Правда - это далеко не всегда истина, ибо покоится на чувственном представлении о мире. В результате складываются два мира: мир иллюзий и мир реальностей. Первый можно упаковать в красивую оболочку и даже обеспечить его доминанту, включив этот мир в механизм социализации людей, где идёт вечный поиск своих, соответствующая идентификация и символизация с ориентиром на размежевание своих и других, которых так легко сделать чужими. Для этого используются средства массовой культуры, технологий формирования соответствующих стереотипов, а словарь истории человечества пополняется новыми словами: православный империализм, русский марксизм, национал -социализм, фашизм, либерализм, исламо-сектантский империализм и т. д. Эти слова, «визитные карточки», «вывески» иногда заставляют вспомнить мудрое замечание Фёдора Ивановича Тютчева об изречённой мысли. Они таят свою неопределённость и выражают свою явную или неявную претензию. Только проверка на их отношение к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты раскрывает их подлинное содержание, обеспечивает прозрение души и просветление разума.

С помощью «бинарной дифференциации» и метода компаративистики можно отследить процессы становления и развития основных политических идеологий новоевропейской цивилизации и построить их рейтинг. Как было уже отмечено, идеология - это, прежде всего, вектор ориентации граждан, стратегия конкретного общества, а на уровне политической идеологии - тактика осуществления этой стратегии. Если так понимать политическую идеологию, то высший уровень сравнительного анализа основных политических идеологий занимает бинарная оппозиция «добра и зла». На этот факт обратил внимание ещё Платон, затем Гегель в своей системе объективного идеализма уже выстраивает соответствующим образом формы общественного сознания. Политика, право, мораль непосредственно отражают реальную действительность, а искусство, философия и религия опосредованно, анализируя, прогнозируя, моделируют проекты желаемой действительности.

В европейском сознании, несмотря на современную популярность идей социализма и либерализма, категории «добро» и «зло» традиционно, более тысячелетия, артикулируются христианской аксиологией как имеющей не только религиозную, но и культурно-нравственную опору. Обусловлено это тем, что становление культур всегда проходило на основе тех или иных религиозно-нравственных идей, а современные европейские культуры, с IV века н. э. воспринявшие христианскую аксиологию, на сегодня всё ещё не полностью

разрушены либеральными концептами. Поэтому правомочно трактовать категории «добро» и «зло» традиционно, то есть в аксиологии христианства. Точнее, «добро» как распространяемую на всех людей объединяющую идею милосердной любви, без какого бы то ни было исключения. Таким образом, понятие «добро» выражается категориями «любовь» и «равноправие». «Зло» понимается как разъединяющая идея ненависти, обусловленная представлением о той или иной исключительности (превосходстве, избранности) одних перед другими, то есть понятие «зло» выражается категориями «ненависть» и «исключительность».

Следующий, более низкий уровень рейтинга основных политических идеологий европейской цивилизации можно получить, воспользовавшись бинарными оппозициями «космос - хаос», «закон - аномия», «норма - аномалия», «прекрасное - безобразное», «истина - правда». Они существенно усиливают уровни заявленного рейтинга - отношение политических идеологий к гуманистическим ценностям, засвечивая естественный или искусственный характер становления и развития политических идеологий.

Отмеченные бинарные оппозиции отличаются определенностью, приближаясь к уровню методологического значения категорий, демонстрируя: однозначность, обусловленность, целостность и разграниченность. О них можно говорить лаконично и лапидарно. В этом смысле предложенные бинарные оппозиции вслед за оппозицией «добра - зла» обеспечивают возможность не только смотреть на разные политические идеологии, но и видеть их сущность. Это уже дорогого стоит, ибо этот уровень помогает преодолевать чувственный уровень восприятия, редактировать чувство симпатии, открывать истину, не ограничиваясь только своей правдой.

Претендуя на определенные основания, бинарная дифференциация обеспечивает оценочное суждение по каждой из основных политических идеологий европейской цивилизации:

1. Православный империализм. Идеология православной империи своими корнями уходит к византизму как системе государственно-имперских, церковных, общественных и нравственных идей [2, с. 7-49]. Она включает государствообразующую имперскую концепцию и павославие как религиозно-нравственную позицию. Основным в православной империи является принцип «смфонии», при котором светская и церковная власти находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии). Этическая составляющая этой идеологии основана на идее милосердной любви к своему ближнему без какого-то либо исключения. Все этносы и социальные группы нравственно равноправны, ибо «нет ни Эллина, ни Иудея,... варвара, Скифа, раба, свободного...», - писал апостол Павел в Послании к Колоссянам [3, Гал. 3 : 27, 28]. Предназначение (мессианское служение) православной империи - «удерживать мировое зло» - мировое богоборчество. Внутренняя идеологическая задача заключается в обеспечении нравственной атмосферы для всех населяющих империю этносов (империя как форма государственного устройства рассматривается как дом, общий для всех равноправных народов), воспитании духовности, высоких моральных качеств, пробуждении и воспитании совести в человеке, справедливости и солидарности. Эта

заявка подтверждается тем, что именно христианство в эпоху Средневековья обеспечило не только скрепы общества, но и прививку человеческого в человеке, утверждая его духовную сущность.

2. Марксизм. В его основе - идея классовой борьбы. Предполагается исключительность роли рабочего класса в беспощадной борьбе с классом эксплуататоров (буржуазией и аристократами) и строительстве коммунизма. Классовая ненависть в России, выраженная в форме репрессий, помимо капиталистов распространялась большевиками на интеллигенцию (даже в большей степени, чем на буржуазию), дворянство и духовенство, а позднее и на зажиточное крестьянство. Эта ненависть касалась русской культуры и русских духовных традиций. Исключительность рабочего класса проявилась в России формально. Фактически это была диктатура нового господствующего сословия - партийной номенклатуры. Цель - построение коммунизма во всём мире, начальным этапом которого провоцировалась социалистическая (в идеале - мировая) революция.

3. Фашизм (Италия, 20-40-е гг. ХХ века). В его основе - идея ненависти к концепту коммунизма (социализма) и к социальной справедливости в трактовке социалистов того времени. Идеология ненависти рождена как реакция местной олигархии (крупной буржуазии и аристократии) на марксизм. Фашизм предполагает милитаризацию экономики и проявляемую в форме диктатуры исключительность олигархии. Цель - абсолютная власть олигархии, пожирающей социалистические ценности.

4. Национал-социализм (Германия, 20-40-е гг. ХХ века). В его основе - идея национальной ненависти. Предполагается милитаризация экономики и исключительность немецкой нации (так называемой «арийской расы») как мирового супер этноса. Цель - силовое достижение господства немцев над народами и освобождение мира от коммунизма (марксизма-ленинизма), при полном уничтожении носителей идей марксизма.

5. Либерализм (США, Великобритания и все подконтрольные им страны). В его основе - ненависть к любой традиции, любым антилиберальным взглядам, любому неповиновению квазиимперии англосаксов. Ненависть распространяется на христианские нравственные ограничения, мешающие свободе наживы, на православие как цитадель христианства. Либерализм англосаксов парадоксален. Он совсем нелиберален по своей сути. Поскольку реальной формой правления в США является диктатура финансовой олигархии [4, с. 344-389] (иначе говоря - фашизм). Более точным названием идеологического концепта англосаксов будет -«либеральный фашизм». Концепт предполагает исключительность политической нации англосаксов, которая открыто и неоднократно была заявлена в 2015-2016 гг. президентом США Б. Обамой, Х. Клинтон и др. Цель либерального фашизма -править миром на основе гегемонии англосаксов, чтобы жить за счёт ресурсов и труда народов всей планеты.

6. Украинская русофобия как ненависть ко всему русскому, России (усечённый вариант неонацизма). Предполагается милитаризация экономики и проявляемая исключительность украинского этноса, поначалу в форме дискриминации по отношению к русским и ко всему русскому (включая язык, культуру и

историческую память), а с 2014 года ещё и в форме карательной операции на Донбассе с использованием регулярных войск Украины и батальонов украинских неонацистов. Цель - противостоять России, чтобы ослабить ее в угоду геополитическим интересам США. Украинскую русофобию вряд ли можно рассматривать как уже сложившуюся политическую идеологию. Но таковой она становится, если судить по результатам деятельности официального Киева.

7. Исламо-сектантский империализм как религиозная ненависть ко всем, не исповедующим сектантский религиозный экстремизм ИГИЛ (запрещенной на территории Российской Федерации террористической организации). Практика ИГИЛ - генерация кровавого хаоса. Идеология ИГИЛ расходится с традиционными представлениями об исламском государстве (например, Османской империи). Даже малейшие отклонения мусульман от предписаний ИГИЛ превращают их в неверных, а всех неверных ждёт смерть. Идеология ИГИЛ проявляется в форме террора, распространяемого на подконтрольных территориях, причём на всех, не разделяющих мировоззрение этих сектантов, а также в форме терактов на неподконтрольных территориях. Цель - силовое достижение господства исламо-сектантской империи во всех исламских странах Евразии. Итоговое распределение политических идеологий можно выразить в форме таблицы № 1:

Таблица 1.

Итоговое распределение политических идеологий

«Добро» («любовь» и «равноправие») «Зло» («ненависть» и «исключительность»)

Православный империализм + -

Марксизм - +

Фашизм - +

Национал-социализм - +

Либерализм — +

Украинская русофобия — +

Исламо-сектантский империализм (ИГИЛ) - +

Представленная таблица демонстрирует, что «добро» (любовь и равноправие) является прерогативой идеологии православной империи, а «зло» (ненависть и исключительность) является визитной карточкой политических идеологий коммунизма, фашизма, нацизма, либерализма, украинской русофобии, исламо-сектантского империализма (ИГИЛ). Их можно классифицировать как мутации основной идеологии мирового зла.

Бинарная дифференциация второго уровня усиливает первоначальную картину: 1. Православный империализм (Византия, Российская империя). В Древней Греции (а затем и в Римской империи) в качестве идеологических моральных догматов выступала мифология, повествующая о своеобразном происхождении и

устройстве мира. В этом устройстве сосуществуют люди и боги, а миф выступает в качестве пограничной реальности, нравственно ориентирующей людей. Позднее развивается натурфилософия, ориентированная на познание природы, складывается категориальный каркас, включающий в себя космос, хаос, материю, идею, душу, ум, добро и зло, свободу. Натурфилософы, материалисты, идеалисты, софисты, эпикурейцы, киники, стоики, скептики, пифагорейцы, платоники, пантеисты обеспечили становление и развитие идей будущего христианства. Иисус Христос изменил на тысячелетия мировоззрение и духовный мир людей, отделив истину от лжи, праведность от греховности. На естественных началах брожения, конкуренции и эволюции античных идей и идеологем возник уникальный идеологический феномен византизма. Византизм включает величественную

государствообразующую империю и христианство как религиозно-нравственную концепцию ее развития. Основным в византизме является принцип «симфонии», при котором светская и церковная власти находятся в состоянии согласия и сотрудничества. После разделения христианства на католиков и православных византизм более корректно следует называть «православным империализмом», чтобы отличать его от «христианского империализма» Священной Римской империи германской нации или другой империи - Австро-Венгерской. Российская империя к началу ХХ века осталась единственной преемницей Византии, в полной мере унаследовав принципы её государственного устройства, культурные и духовную традиции и даже герб.

2. Марксизм. Основатели марксизма: К. Маркс и Ф. Энгельс. Идеи марксизма можно рассматривать как мутацию древней иудейской традиции строительства сельскохозяйственных коммун. Активное участие сионистов в марксизме делало его привлекательным для иудейских общин. Всё вместе перекликалось с иудейской религиозной мечтой «править миром» и политикой хазарского каганата (диктатура иудейского меньшинства). На втором съезде РСДРП (Лондон, 1903 г.) один из главных вопросов состоял в том, оставаться ли российскому марксизму чисто еврейским движением или, наоборот, быть ему интернациональным [5]. Победила формулировка интернациональности В. И. Ленина. Фракция сионистского движения «Бунд» покинула съезд в знак протеста. К. Маркс получил покровительство Великобритании. В Лондоне ему были предоставлены все необходимые условия для жизни с семьёй и разработки своей революционной идеологии. Первые съезды российских марксистов (партия РСДРП) проводились исключительно в Лондоне. Марксизм - это искусственная идеология, заказанная масонскими иерархами, политиками Великобритании и иудейским (сионистским) олигархатом. «Призрак коммунизма бродил по Европе», пока триединая политическая сила щедро его спонсировала. Отсутствие постоянного финансирования практически свело марксизм на нет в Европе уже к концу ХХ века. В самой Европе марксизм не получил сколько-нибудь существенного политического влияния, что лишний раз доказывает его заказной, экспортный и искусственный характер.

3. Фашизм (Италия 20-30-х годов ХХ века). Распространение марксизма в Европе, а также успех революции в России привели в двадцатые годы XX в. к

чрезвычайной популярности марксизма в Италии. Олигархию Италии (высших аристократов и крупных буржуа) не устраивал российский революционный сценарий экспроприации экспроприаторов. Под руководством бывшего социалиста Б. Муссолини родилась идеология фашизма. Ненависть (пролетарская) породила другую (олигархическую), соответственно, один искусственный политический заказ породил другой.

4. Национал-социализм (Германия 20-40-е годы ХХ века). Марксистская революция в России 1917 года вполне удалась по замыслу сил, враждебных России. Но с приходом к власти И. Сталина процесс пошёл не по заданному троцкистскому сценарию. СССР вместо разжигания мировой революции стал индустриально подниматься из революционных руин «как отдельно взятая» держава, причём небывало высокими темпами, постепенно превращаясь в империю более мощную, чем некогда была империя царская. У англосаксов (Великобритании и США) возник новый нежелательный геополитический конкурент. Его нужно было уничтожить, причём чужими руками (классическая тактика англосаксов). Их усилиями была определена участь Германии. А. Гитлер, сформулировавший свои идеологические концепты в работе «Майн Кампф», подходил и как идеолог, и как харизматический лидер. Великобритания и США начали вкладывать мощные инвестиции в новую партию национал-социализма А. Гитлера. Возрождение Германии англосаксами совпало с интересами немецкой олигархии и надеждами большинства немцев, пребывающих в депрессивном состоянии после поражения в Первой мировой войне. Резонанс поддержки обеспечил успех национал-социализма. Они захватили власть в Германии. Идеология национал-социализма, щедро спонсированная англосаксами, явилась реакцией на возрастающее могущество СССР. Германию англосаксы «натравили» на СССР. Цели англосаксов частично были достигнуты: послевоенная Западная Европа оказалась полностью под контролем квазиимперии англосаксов. Таким образом, политическая идеология национал-социализма является заказной разработкой англосаксов.

5. Либерализм (иначе - либеральный фашизм, США, Великобритания) -идеология политической культуры англосаксов, распространённая на весь подконтрольный мир вследствие процессов явной или скрытой колонизации. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787 г.), в нетрадиционном (искусственном) государстве, созданном с целью править миром («новый мировой порядок»). Идеологические критерии истинности в либерализме формально отрицаются. Все страны, принявшие идеологический концепт либерализма (Западная Европа, Канада, Австралия, Япония и др.), являются не имеющими никакого идеологического, военного или внешнеполитического суверенитета вассалами империи англосаксов. Таким образом, идеология либерализма является заказной разработкой для экспансии интересов навязываемой силовым образом квазиимперии англосаксов, а потому искусственной по своей сути для всех без исключения народов.

6. Украинская русофобия как ненависть ко всему русскому является своеобразным феноменом. Он представляет собой гибрид фашизма, нацизма и либерализма. Парадокс заключается в том, что предполагаемая национальная

исключительность украинцев заявляется находящимися у власти представителями не украинской национальности: евреями, кавказцами и англосаксонами. Украинских фашистов (олигархов-диктаторов), нацистов («Правый сектор», батальоны «Айдар», «Азов» и др.) и либералов (интеллигенцию, живущую на гранты или состоящую на службе НКО, финансируемых США) объединяет русофобия нацеленная на разрушение русского мира как ненависть ко всему русскому и России. Украина с 2014 года находится под внешним управлением США и рассматривается ими как часть глобального американского проекта [6]. Политика Украины подконтрольна англосаксам. Русофобия Украины имеет заказной (внешний) характер и тем самым, искусственна и даже абсурдна для украинского народа, большей частью русского. Это ещё не идеология, но уже первые шаги ее становления в ипостаси ненависти ко всему русскому.

7. Исламо-сектантский империализм (иначе - исламский терроризм). Этот феномен соединяет лозунги исламского экстремизма (на базе салафизма), Халифата (на основе исламского государства) и социальной справедливости (социализма). Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) было создано бывшими офицерами спецслужб Ирака (С. Хусейна), оставшимися не у дел после разгрома Ирака армией США, а также представителями спецслужб Сирии, Турции, Саудовской Аравии, Катара и США, при доминирующей роли последних. Целью является создание квазигосударства, провоцирующий хаос в исламских странах. Формально ИГИЛ объявлено вне границ, а фактически оно имеет вполне определённые границы, обозначенные спонсорами. Это скорее инструмент заказного характера, а не суверенная единица мирового порядка. В этом смысле политическую доктрину ИГИЛ вряд ли можно воспринимать как разновидность политической идеологии. Это скорее возможность стать политической идеологией и не более. Итоговое распределение основных политических идеологий и их подобие можно свести в таблицу № 2:

Таблица 2.

Итоговое распределение основных политических идеологий

естественность искусственность

Православный империализм + —

Марксизм — +

Фашизм — +

Национал-социализм — +

Либерализм — +

Русофобия — +

Исламо-сектантский империализм - +

При рассмотрении второго уровня оценки политической идеологии через призму «естественность - искусственность» все рассмотренные политические идеологии распределяются на «естественные» (с ориентиром на внутреннюю эволюцию идей) и «искусственные» (с ориентиром на внутриполитический или

внешнеполитический заказ). Естественную политическую идеологию представляет православный империализм, а искусственные (заказные) политические идеологии -марксизм, фашизм, нацизм, либерализм, русофобия, исламо-сектантский империализм.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Метод бинарных дифференциаций и компаративистики позволяет не только анализировать все известные политические идеологии, но и давать им оценку, в соответствии с которой целесообразна их классификация на основе внутренней эволюции идей - «естественной» - политической идеология православного империализма с опорными категориями любви и равноправия; и на основе внутриполитического или внешнеполитического заказа «искусственные» политические идеологии - марксизм, фашизм, нацизм, либерализм, украинская русофобия и исламо-сектантский империализм с ориентиром на ненависть и исключительность.

2. Православный империализм как политическая идеология пока что не представлен в отечественной академической и справочной литературе философской и политической направленности. Похоже, что современной России необходим не только внешнеполитический суверенитет, но еще и идеологический. В этом контексте политическая идеология православного империализма должна быть восстановлена в своём статусе, который обеспечит самобытное развитие России с ориентиром на служение идее добра. России нужна система общественных координат на базе политической идеологии - православной империи, но не на уровне реставрации прошлого, а на базе той Идеи, которая отвечает нынешнему состоянию геополитики, где каждый ведущий актор располагает своей политической идеологией с ориентиром на свои технологии формирования мировоззрения граждан, в первую очередь, своих стран.

Список литературы

1. Кальной И. И. Идея Платона - горизонт желаемой действительности / Идеология: поиски и находки. Монография / науч. ред. проф. И. И. Кальной. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2015. - 420 с.

2. Малер А. Идеология византизма // Северный Катехон. - 2007. - № 1. - С. 7-49.

3. Библия. - М.: Акварель, 2016. - 292 с.

4. Папаяни Ф. Быть или не быть идеологии Отечества? / Идеология: поиски и находки. Монография / науч. ред. проф. И. И. Кальной. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2015. -420 с.

5. Солженицын А. Двести лет вместе. Часть первая. - М.: Вагриус, 2007. - 576 с.

6. Муза Д. Е. Россия в системе координат глобального мира: метафизика, идеология, прагматика / Предисловие С. Ю. Житенева; Центр стратегической конъюнктуры. - М.: Издатель Воробьёв А. В., 2016. - 232 с.

Papayani F. A. Political Ideologies of the Modern World // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2017. - Vol. 3 (69). - № 1. - P. 80-90

The ideology - the doctrine of ideas, the prototype, of the desired reality; Borderlands is an area of physics and metaphysics, material and ideal, objective and subjective. These ideas are a kind of scrapie single and common in society, expressing itself through one of the forms of social consciousness in the range from political to religious.

Policy as a tool of the authorities through a system of social coordinates, need to achieve effectiveness through people's minds the participants specific social community. Participants consciousness provided political ideology, which is based on the idea of priority, a symbol of the unity of the common, single, purpose and mechanism (means) of its maintenance.

The priority idea of political ideology is the basic foundation of formation of outlook of people, their belief systems of the world and the extent of their relationship to the world.

The author means "binary differentiations", based on the comparative analysis, has set a goal to get to the essence of a particular political ideology of the modern world, to determine its potential by examining its strategy and tactics to influence public authorities coordinate vertical and horizontal communications system. The solution to this problem has provided an opportunity to offer a typology of the main political ideologies of our time, having built their rating through its relation to basic human values in the world. The author believes that by this relationship depends largely on the state of the situation in terms of total globalization of the world and search for a new world order.

Keywords: ideology, political ideology, world view, democracy, terrorism, Empire.

References

1. Kal'noj I. I. Ideja Platona - gorizont zhelaemoj dejstvitel'nosti [The Idea of Plato - the Horizon of the Desired Reality]. Ideology: searches and finds. Monograph. Scientific. Ed. Prof. I. I. Kal'noj. Moscow, International Publishing Center "Ethnosotsium", 2015, 420 p.

2. Maler A. Ideologiya vizantisma [The Ideology of Byzantium]. Severnyj Katehon, 2007, no. 1, P. 7-49.

3. Bibliya [The Bible.]. Moscow, Akvarel, 2016, 292 p.

4. Papajani F. Byt' ili ne byt' ideologii Otechestva? [To Be or Not to Be the Ideology of the Fatherland?]. Ideology: searches and finds. Monograph. Scientific. Ed. Prof. I. I. Kal'noj. Moscow, International Publishing Center "Ethnosotsium", 2015, 420 p.

5. Solzhenicyn A. Dvesti let vmeste. Chast' pervaja [Two Hundred Years Together]. - Moscow, Vagrius, 2007, 576 p.

6. Muza D. E. Rossija v sisteme koordinat global'nogo mira: metafizika, ideologija, pragmatika [Russia in the Coordinate System of the Global World: Metaphysics, Ideology, Pragmatics]. Moscow, Publisher Vorobiev A. V., 2016, 232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.