Научная статья на тему 'Политические и правовые институты древности и Средневековья в контексте политической философии'

Политические и правовые институты древности и Средневековья в контексте политической философии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1864
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИКА / ПРАВО / ИНСТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / INSTITUTES / POLITICAL AND LEGAL INSTITUTIONS / SOCIETY / POLITICS / LAW / INSTITUTIONALIZATION / STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Равочкин Никита Николаевич

Ррассматривается проблема институтов как одна из наиболее актуальных проблем современной социальной философии; характеризуются политические и правовые институты; содержится обращение к теории институтов; освещается так называемая «предыстория» нововременных институтов, в частности, рассматриваются политико-правовые институты древности и Средних веков в контексте политической философской мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCIENT AND MEDIEVAL POLITICAL AND LEGAL INSTITUTIONS IN THE POLITICAL PHILOSOPHY CONTEXT

The problem of institutions is considered as one of the most pressing problems of modern social philosophy; political and legal institutions are characterized; contains an appeal to the theory of institutions; it covers the so-called “prehistory” of modern institutions, in particular, it considers political and legal institutions of antiquity and the Middle Ages in the context of political philosophical thought.

Текст научной работы на тему «Политические и правовые институты древности и Средневековья в контексте политической философии»

РАЗДЕЛ 3. ПОЛИТИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

УДК 101.1:316

Равочкин Никита Николаевич

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», г. Кемерово, Россия

650056, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5, e-mail: [email protected]

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Nikita N. Ravochkin

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Law and Humanitarian Disciplines

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education 'Kemerovo State Agricultural Institute' 650056, Kemerovo, Russia, 5, Markovtseva Str., e-mail: [email protected]

ANCIENT AND MEDIEVAL POLITICAL AND LEGAL INSTITUTIONS IN THE POLITICAL PHILOSOPHY CONTEXT

Аннотация. Ррассматривается проблема институтов как одна из наиболее актуальных проблем современной социальной философии; характеризуются политические и правовые институты; содержится обращение к теории институтов; освещается так называемая «предыстория» нововременных институтов, в частности, рассматриваются политико-правовые институты древности и Средних веков в контексте политической философской мысли.

Ключевые слова: институты, политические и правовые институты, общество, политика, право, инстуционализация, государство, общество.

© Равочкин Н.Н., 2018

Abstract. The problem of institutions is considered as one of the most pressing problems of modern social philosophy; political and legal institutions are characterized; contains an appeal to the theory of institutions; it covers the so-called "prehistory" of modern institutions, in particular, it considers political and legal institutions of antiquity and the Middle Ages in the context of political philosophical thought.

Key words: institutes, political and legal institutions, society, politics, law, institutionalization, state, society.

Изучением политических и правовых институтов традиционно занимается и философия, а не только, как может сегодня показаться, политология и юриспруденция. Возникновение политической философии как направления интеллектуальных поисков происходило в процессе возрастания общественного интереса к сущности и назначению государства, взаимодействию институтов государственной власти и общества, гражданским правам и свободам индивида, к понятию «политика» в значении «государственная деятельность» [12].

Общеизвестно, что Аристотелю принадлежит определение человека как «политического животного» [3]. Уровень политической культуры, необходимой для разумного осуществления гражданских прав, волеизъявления и защиты свободы, напрямую зависит от развитости политико-правовых институтов -самого государства, законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, политических партий, общественных организаций и гражданского общества [8]. Взаимодействие разных субъектов коллектива предполагает выработку формальных правил поведения, норм и порядков, обычаев и законов - и оно осуществляется в рамках институтов. Институционализация человеческих отношений является неотъемлемой частью общественной жизни, а политически-правовые институты неотделимы от истории человеческой цивилизации.

Ключевыми функциями институционализации с древнейших времен и по сей день являются:

- консолидация и гармоничное сосуществование разных социальных групп, руководствующихся различными интересами и придерживающихся порой взаимоисключающих ценностей, сглаживание и регулирование общественных противоречий;

- удовлетворение совокупных потребностей большинства населения при учете интересов меньшинства;

- справедливое распределение материальных и нематериальных благ между членами сообщества, регулирование трудовых и производственных отношений;

- сохранение и преумножение духовных элементов культуры;

- создание наименее конфликтных условий для дальнейшего развития государственной системы правления и общественной организации [12].

В настоящей работе предпринимается попытка последовательно провести семантический анализ понятия «институт» и выявить генезис политико-правовых институтов. Для этого требуется совершить философско-исторический анализ, однако из-за невозможности полномасштабного сравнительного исследования в рамках данной работы автор рассмотрит лишь несколько исторических примеров политических и правовых институтов. В ходе исследования будут проанализированы и упомянуты следующие исторические эпохи и связанные с ними политико-правовые и социальные институты: развитие древнегреческого полиса в период античности, развитие политических и правовых институтов периода Римской республики, трансформация политико -правовых институтов в период феодальной раздробленности в Средние века и в период формирования сословных монархий.

Актуальность исследования диктуется самим непреходящим характером политических, правовых и социальных институтов, их важностью в жизни общества и государства, необходимостью овладения общемировым опытом демократизации общественного и государственного устройства.

Слово «институт» происходит от латинского institutum, что буквально означает «устройство, организация, принцип». Institutum, в свою очередь, является производным от instituere - «ставить, выстраивать, устраивать». В русский язык понятие «институт» было заимствовано из французского (institut). История политических институтов уходит в глубину веков. Исследуемый феномен обнаруживает присутствие уже в период возникновения древнейших цивилизаций и государственных образований (Ассирия, Вавилон, Древний Египет). Политико-правовой институт неизменно сопряжен с системой политической власти, культурно и юридически оформленными отношениями между членами сообщества. В общефилософском аспекте феномен политико-правового института может рассматриваться как следствие возникновения сложноорганизованных человеческих сообществ, для успешного функционирования которых требовались определенные знаково оформленные общественные связи.

Основоположники теории социальных институтов, такие как Г. Спенсер и Э. Дюркгейм, определяли феномен института в рамках классической правовой науки позапрошлого столетия. Так, Г. Спенсер рассматривал институты как

81

«"установления", определяющие нормы и правила социальной регуляции» [7, с. 39], к которым относил такие общественные и политические учреждения, как семья, церковь, профсоюзы, обычаи, обряды и этикет.

В социологическом и политологическом аспекте понятие «институт» берет свое исходное содержание из юриспруденции. Общеизвестно, что с позиции юридических наук содержание института раскрывается через систему формально закрепленных правовых образований, законов и норм, выполняющих регулятивные функции применительно к определенным разновидностям общественных отношений. Многие современные эксперты делают акцент на многосложности и расплывчатости понятия «институт» в различных дискурсах социальных наук. Тем не менее существует известное и разделяемое многими представителями общественных наук определение понятия «институт», данное Д. Нортом: «Институты - это "правила игры" в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [10, с. 17]. Требует уточнения, что Д. Норт при определении понятия «институт» является сторонником нормативного подхода, который имеет весьма ощутимый недостаток - смысловое уравнивание норм и институтов. Общий политологический контекст в первую очередь позволяет увидеть под институтом государство, а также правительство, политические партии и организации. Отметим и другие подходы, раскрывающие смысл понятия «институт». Например, существует организационный подход, в соответствии с которым под дефинируемой категорией понимается организация, объединение людей, длительная/продолжающаяся во времени структура, выступающая коллективным актором и выявляющая стабильные черты общественной жизни. Одним из наиболее известных сторонников данного подхода является Р. Даль. Следующий, акционный, подход определяет институты с точки зрения повторяемости взаимных человеческих действий и практик (политолог С. Хантингтон, социологи П. Бергер, Т. Лукман) [1].

Российская наука также имеет собственное разнообразие при толковании «институтов». Характеризуя структуру политической системы, А.В. Абрамов выделяет «нормативно-регулятивную и институциональную подсистемы как два, хотя и связанных, но различных компонента. Таким образом, несмотря на этимологическое родство, отождествлять понятия "норма" и "институт" неверно» [1, с. 54]. Одним из наиболее распространенных определений является содержательное раскрытие институтов как законов или правил игры, определенных кодексов поведения, типов отношений и социальных связей.

82

В феномене институтов реализуется «стремление людей создать порядок, чтобы уменьшить неопределенность существования и тем самым сократить трансакционные издержки», а сами «институты могут быть формальными и неформальными» [14, с. 80].

Формальные институты представляют собой юридически и экономически оформленные структуры, способствующие воспроизводству общественных практик. Отмеченный выше юридический аспект подразумевает наличие формальных правил игры и взаимодействия, носящих предписывающий и разрешающий характер. В отличие от формальных институтов, неформальные охватывают неписаные кодексы и нормы, культурные механизмы передачи информации. Заключенные в рамки культурного обмена неформальные институциональные ограничения обеспечивают «воспроизводство привычных форм обмена и интеракций, возможна непрерывность в ходе длительных социальных изменений» [Там же].

Социальные и политико-правовые институциональные структуры напрямую зависят от специфики общественного и экономического развития конкретного общества в конкретный исторический период. Так, в случае «переходного» развития общества или революционных изменений население оказывается в ситуации, происходящей как радикальная смена институциональных основ государственного устройства. Если же сообщество статично и отличается высокой степенью стабильности социально-экономических процессов, институциональное измерение, соответственно, претерпевает медленные эволюционные изменения - развитие или деградацию. Институциональные кризисы предполагают невозможность институтов выполнять «возложенные на них функции регулирования определенных сфер человеческих взаимоотношений», а «смена политической системы обусловлена возникновением несовместимых культурных ценностей, общественно-политических структур и форм поведения индивидов» [Там же, с. 82].

В рамках настоящего исследования под политико-правовыми институтами будет пониматься историческая, нормативно и структурно оформленная и воспроизводимая модель общественных взаимоотношений, реализующихся при условии наличия феномена политической власти, исторически и культурно определенного общества людей.

Древнегреческий полис является уникальной политико-правовой формой общественной организации древнего мира. Античная модель государственного устройства предполагала наличие небольших городов-государств, все остальные способы социально-политической организации считались нецивилизованными.

83

Полис начал складываться в архаическую эпоху эллинской культуры (VIII-VI вв. до н. э.) и представлял собой поселение, состоявшее из двух основных частей - акрополя как «импульса» административной и торгово-промышленной жизни и остального города - сельской округи [13].

Полис понимался греками как город-государство, означавшее определенную форму коллективной жизни, городское укрепление и гражданский коллектив, наделенный обязанностями и правами. Существенным отличием полиса от других способов социально-политической организации являлась автаркия - экономическая и политическая независимость гражданского коллектива, населявшего город-государство, а также ограниченный доступ к политическим и социальным делам посторонних людей, чужеземцев или рабов. Гражданскими правами в рамках полиса обладали коренные жители, например, в Афинах - человек, чьи родители были также афинскими гражданами. Теоретическое обоснование представлений о государственном институциональном устройстве разрабатывалось такими знаменитыми древнегреческими философами, как Платон и Аристотель.

Одной из определяющих черт статуса гражданина полиса, помимо родственного наследования гражданских прав, было право на земельную собственность. Экономической основой полиса являлось сельское хозяйство. Высокая экономическая независимость землевладельца-гражданина и всех жителей полиса в совокупности являлась основой политической свободы граждан. Земельная собственность, таким образом, выступала определяющим фактором в развитии политически-правовой организации полисных обществ. Государственный институт Греции формировался не как аппарат принуждения над всеми подданными, но как регулятор отношений между отдельными гражданами-собственниками. Военные институты полисов имели вид ополчения, регулярная армия отсутствовала.

Среди важнейших политических полисных институтов следует выделить Народное собрание (экклесию) - орган управления, посредством которого учитывалось волеизъявление всякого члена сообщества, наделенного правами гражданина. Экклесия в Афинах «решала важнейшие государственные вопросы: даровала гражданские права, избирала должностных лиц и принимала их отчеты, объявляла войну, заключала мир, занималась вопросами снабжения, рассматривала экономические, политические и религиозные дела (в том числе частного порядка)» [2, с. 12]. Экклесия как особая форма гражданского самоуправления в древнегреческом обществе являлась древней

84

демократической системой отношений между властью и отдельным гражданином.

Закон как источник правовых норм вырабатывался в ходе народных собраний, которые, по сути, являлись высшим законодательным органом. Демократическое устройство народных собраний базировалось на голосовании посредством поднятия рук или жребия, а «заседание экклесии нередко превращалось в настоящие дебаты, где главная задача состояла в том, чтобы убедить в своей правоте как можно большее число граждан» [Там же, с. 12]. Для граждан было «характерно равенство перед законом - исономия (юоуо^ш) и равенство в свободе высказывать свое мнение - исегория (шеуорш)» [Там же, с. 11].

Политическая активность граждан стимулировалась самой вовлеченностью в общее законотворчество. Полисная организация проявляла ощутимую устойчивость по причине небольших размеров городов-государств и демократического принципа гражданского участия в жизни сообщества. Полис являлся суверенным государственным образованием с набором собственных законов, органов власти, внутренней инфраструктуры. Устройство полисных городов, будь это демократический или олигархический тип политической организации, способствовало снижению остроты социальных противоречий, объединяло всех собственников и рабовладельцев, гарантируя им необходимый набор политических и социальных прав и привилегий.

Помимо народных собраний в древнегреческих полисах получили развитие другие важные политико-правовые институты - Совет пятисот (Буле) и суд присяжных (гелиэя). В рамках Буле происходила подготовка дел для Народного собрания, «их обсуждение и вынесение предварительного заключения, а также назначение Народного собрания и решение основных текущих дел полиса» [Там же, с. 13]. Суд присяжных был ответственен за судебные дела и защиту основ демократического устройства.

Политическое устройство Спарты отличалось от афинского. В Спарте существовали герусия и коллегия эфоров. Герусия занималась государственными делами, исполняла функцию верховной судебной инстанции. Коллегия эфоров состояла из пяти членов, избиравшихся сроком на год и обладавших огромной властью. Как замечает В.П. Алехин, «это был во многом противоречивый орган власти, заключавший в себе демократические черты» [Там же, с. 14].

Древнегреческое полисное социально-политическое устройство выявляет богатое разнообразие, каждый отдельный полис отличался от другого и сам

85

менялся в ходе исторического развития. Полисы сочетали в себе принципы демократических политико-правовых институтов и различных форм олигархической и тиранической власти. Главной отличительной чертой древнегреческой демократии являлась гражданская активность населения, т. е. вовлеченность каждого свободного члена сообщества в общеполитические дела, что послужило прообразом будущих представлений о демократии прямого действия.

Республиканская римская политическая система на ранних этапах развития во многом напоминала греческую полисную социально-политическую модель. Фактически в Римской республике отсутствовало четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законы рассматривались и принимались на комициях (от латинского comeo - схожусь, собираюсь) - особом типе народных собраний, которые в разные периоды развития римской государственности отличались по формальным и фактическим признакам.

Существовали куриатные комиции - собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. В царскую эпоху (VIII-VI вв. до н. э.) куринарные комиции занимались решением венных вопросов, избранием царей. Центуриатные комиции объединяли патрициев и плебеев по принципу имущественного ценза и помимо военных вопросов занимались избранием высших магистров и исполняли судебные функции. Третий тип комиций, трибутный, представлял собой собрание граждан по территориальным округам, называвшимся трибами. Трибутные комиции происходили из сходок плебса и в ходе борьбы плебеев с патрициями получили законодательную и судебную власть, а также право избирать низших магистратов [6].

Государственным управлением занимались магистраты, выполнявшие многие функции исполнительной власти - выборные лица, избираемые комициями. «Трибутные комиции были более демократичны, чем центуриатное собрание, и уже напоминали афинскую экклесию V-VI вв. до н. э. Трибы были бессословными и бесцензовыми, формально все голоса были равны. Трибутные комиции мог собирать любой магистрат, формальная разница заключалась в том, что курульные магистраты собирали центуриатные комиции, а низшие и плебейские магистраты - comitia tributa и concilia plebis» [Там же, с. 63].

Другим важнейшим государственным органом являлся Сенат, остававшийся основным властным институтом вплоть до I в. до н. э. В полномочия Сената входили внутриполитические и внешнеполитические вопросы. В течение длительного периода Сенат утверждал законы, принятые

86

на народных собраниях. Решение народа, проводимое через систему комиций, являлось высшей волей римской общины, а согласие Сената на утверждение того или иного закона носило больше моральное, нежели юридическое назначение. Однако Patrum auctoritas - акт утверждения за выбранным царем полноты его государственной власти - подчеркивал статус Сената как самостоятельного органа власти.

Еще одним, более неформальным социальным институтом в древнеримском государстве являлись жреческие коллегии, наблюдавшие за исправным соблюдением домашних и общественных культов, проводившие сакральные церемонии, занимавшиеся толкованием законов и судебных решений, а также исполнявшие некоторые административные обязанности [8]. Древнеримские политические и правовые институты совмещали в себе разные типы демократических и недемократических структур и процедур. В самом слове «республика» (res publica - «общее дело», «народное дело») подчеркивается народный характер социально-политического государственного устройства. Смешанный тип политико-правовой организации государственной власти в Римской империи нашел претворение в трех основных ступенях: власть консулов и магистров (монархическая), Сената (аристократическая) и народного собрания (демократическая) [6].

Итак, мы видим, что уже в эпоху Античности политико-правовые институты предстают в своем многообразии в виде форм, выработанных целой эпохой, - и уже тогда становится очевидной их важная роль в истории развития общества. Также стоит отметить, что их функционирование имеет своего рода «протовариант» современных демократических институциональных образований, что особенно проявляется в активном участии граждан при обсуждении и решении политических и правовых проблем в рассмотренных нами государствах.

Период Средневековья демонстрирует многообразие новых форм не только экономического, но и социально-политического развития общества. Период феодальной раздробленности принято делить на три основных этапа: ранний, развитый и поздний феодализм. В период феодализма земля не принадлежала непосредственным производителям экономических благ -крестьянам и ремесленникам, но находилась в собственности феодалов. Феодальные владения выявляли не только экономическую самостоятельность, но и самостоятельность политическую. Крупный землевладелец обладал собственным административным, судебным и военным аппаратом, являясь

87

фактическим господином и единовластным правителем. Демократические политико-правовые институты не могли развиваться в условиях всеобщей экономической и политической раздробленности и отсутствии частной крестьянской собственности [11].

В XШ-XV вв. на территории Европы появляется тенденция к политическому сплочению различных феодальных владений и возникновению централизованных государств. Следствием объединения феодалов и горожан в особые сословия стало возникновение местных и общегосударственных сословно-представительных политических органов, например таких как парламент в Англии. Постепенное формирование сословных монархий происходило в процессе притязания церкви и сословия духовенства на светскую власть. Данные притязания получили выражение в теократических теориях происхождения государственной власти, главный смысл которых сводился к тому, что государство занимало подчиненное положение в отношении института церкви.

Тенденции к политическому объединению феодальных княжеств получили свое выражение в трудах Фомы Аквинского, выступавшего за единство государственного устройства, реализующегося по принципу «единый бог - единый царь». Монархия оказывалась наиболее приемлемой и естественной формой правления, а лучше всего управляется «то человеческое множество, которое управляется одним... ибо провинции или города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и пребывают в волнении, не зная мира» [Цит. по: 8, с. 236]. Республиканская форма правления, с точки зрения Фомы Аквинского, является ложной, демонстрирует политический беспорядок, ведущий к возникновению тирании. В монархическом государстве защиту от вырождения в тиранию обеспечивает церковь, выполняющая морально-назидательную функцию в отношении верховного монарха. Фома объединяет «представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями с христианскими догматами и доктриной о верховном авторитете римского папы» [Цит. по: 5, с. 61].

Притязание католической церкви на политическую власть не могло не вызвать протест. Так, М. Падуанский выступает с резкой критикой теократических доктрин, полагая, что основной причиной войн и смут,

мешающих гармоничному развитию общества и государства, является ложное представление о роли церкви в жизнедеятельности государства. «Государство как земная институция преследует земные же задачи, т. е. стремится к достижению "pacis стНит", а вот церковь, будучи встроенной в "с^йаз" благодаря искупительной жертве Христа, пытается - злоупотребляя своей властью - переориентировать материальную сущность государства на обретение «мира вышнего» [Цит. по: 4, с. 11].

Философ выделяет два типа законов: божественный и человеческий. Божественный закон служит указанию духовного пути достижения вечного блаженства, определяет религиозно-моральные нормы, тогда как человеческий закон служит обеспечению общего блага, справедливости и твердости государственной власти, обосновывает рамки принуждения.

Отличительной особенностью политико-правовых учений Средневековья, обосновывающих складывающиеся феодально-сословные монархии, являлось религиозное теократическое облачение. Религиозные представления во многом определяли идейные основы политических и правовых доктрин, институциональное устройство государственной власти и средневекового общества. Легитимность складывающейся монархической формы власти базировалась на наследовании престола. Начинали формироваться представительно-сословные институты, выражавшие интересы и потребности различных сословий.

На исходе эпохи Возрождения идеи об абсолютной власти монарха получают свое воплощение в трудах Н. Макиавелли. В работе «Государь» он предлагает новую систему правил и стратегий политического регулирования и завоевания власти в обществе. При этом он демонстрирует не поверхностное изложение опробованных и зарекомендовавших себя тактик ведения политических игр и войн, а предлагает свою концепцию человека - свое видение природы человека, его страстей и пагубных желаний. Макиавелли фактически формулирует идею политического субъекта в то время, когда возрожденческая мысль еще не знала выкристаллизованной идеи личности. Параметры индивидуализма еще только вырабатывались, накапливаясь и обрисовывая будущие контуры того, что будет в дальнейшем пониматься под личностью. Политический субъект Макиавелли наделен свободной по отношению к себе индивидуальностью, способной выделить его из комбинации натуралистических случайностей, и доблестью, заключающейся в способности бросить вызов судьбе. Некоторые волевые моменты индивидуальности, ее противостояние судьбе, подчеркнутые Макиавелли, оказались крайне важны для дальнейшего

89

конституирования новоевропейской свободной личности. Этими проточертами философ наделял политического субъекта в лице Государя, доблестного индивида, способного добиваться своих политических целей [9].

Стоит отметить, что подобные представления о политическом субъекте имеют место и в современном мире. По этому поводу примечателен тезис А.М. Толстенко: «Макиавелли создает правила построения государства как такого устроения подлинной гражданской жизни людей, в котором человеческие дарования и доблести не столько бы все расстраивали и сеяли смуту, сколько способствовали бы объединению всех людей в их гражданском согласии. Должны быть заложены надлежащие и прочные основания для государства как художественного произведения» [15, с. 227]. Макиавелли рассматривал единоличную авторитарную власть вне рамок демократических представлений, фактически заложив фундамент будущим идеям абсолютизма и тоталитаризма. Такое специфическое понимание власти идет вразрез с современными представлениями о моральном облике политика, будь он президентом или канцлером, о контроле за действиями государя со стороны политических сил, представляющих интересы различных социальных слоев населения, со стороны гражданских и правозащитных организаций, о необходимости существования политических и правовых институтов гражданского общества в делах государства.

Исторические примеры политико-правовых институтов, рассмотренные в ходе настоящего исследования, позволяют выделить два условных центробежных начала, вокруг которых на протяжении истории складывались определенные политические, правовые и социальные системы ценностей и соответствующие им институты - демократическое и авторитарное. Политико-правовые институты, свойственные демократическим политическим режимам, равно как и режимам авторитарного типа, уходят корнями в глубину тысячелетий. Исследуемый феномен присутствовал с самого начала развития человеческих цивилизаций. Зачастую на практике реализуется вариант смешанных институциональных типов общественной и государственной организации, как это было в древнегреческом полисе, древнеримской республике, государствах Нового времени и в современных плюралистических государствах.

Изначальное этимологическое значение слова «институт», взятое в значении «устройство, организация или принцип», и семантически-смысловое содержание данного понятия на протяжении истории не претерпели существенных изменений. Интенсивная динамика развития политико-правовых

90

институтов не отменяла фундаментального сущностного значения самого феномена - определенного временного и пространственного устройства социально-политической жизни общества.

Политико-правовые институты неизменно сопрягались с системой политической власти той или иной исторической эпохи, являясь культурно и юридически оформленными отношениями между членами различных сообществ. В философском смысле политико-правовой институт является следствием и формой выражения сложноорганизованных социальных групп, для продуктивного функционирования которых требуются знаково оформленные общественные связи.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основную совокупность политико-правовых институциональных образований составляют государство, административные органы, политические партии, правоохранительные органы, судебная система, объединения социального контроля и другие в зависимости от осуществляемой ими деятельности по отношению к конкретному виду социальной активности индивидов. Государство, в свою очередь, является важнейшим политико-правовым институтом в современной общественной жизни, сосредоточивая на себе множество функций. Реализация политико-правового института как нормативно закрепленной и воспроизводимой в ходе общественных практик модели наблюдается при соблюдении условий присутствия в обществе конкретной политической власти.

Список литературы

1. Абрамов А.В. Политический институт и политическая институализация: определение понятий // Власть. 2010. № 5. С. 53-55.

2. Алехин В.П. Греческие полисы и малоазийские сатрапии: типичные черты политической организации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2011. № 1 (96). С. 10-19.

3. Аристотель Политика. М.: АСТ, 2018. 320 с.

4. Гладков А.К. «Pacis Civilium» Марсилия Пауданского: социальное благоденствие, «здоровье» государства и функции власти в политической мысли XIV в. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2017. № 4 (16). С. 7-12.

5. Голиков А.К. Философско-политические и правовые основы учения Фомы Аквинского // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2008. Т. 180. С. 57-63.

6. Егоров А.Б. Римское народное собрание. Правовой статус и властные полномочия // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2010. № 2. С. 59-72.

91

7. КоломийцевВ.Ф. Социология Герберта Спенсера // СОЦИС. 2004. № 1. С. 37-45. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/475/176/1217/004.KOLOMYITSEV.pdf (дата обращения: 01.09.2018).

8. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. М.: Зерцало, 2006. 568 с.

9. Макиавелли Н. Государь. М.: ЭКСМО, 2017. 512 с.

10. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд эконом. кн. «Начала», 1997. 180 с.

11. ПетрушевскийД.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М.: Госиздат, 1922. 300 с.

12. Попова О.В. Теория и история политических институтов. СПб.: СПбГУ, 2014. 344 с.

13. Пуре Н.М. Понимание государства в античной политико-правовой мысли // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2. С. 44-48.

14. ТкачевД.Ш. Особенности функционирования институтов и социальных сетей на постсоветском пространстве // Полис. 2006. № 1. С. 78-91.

15. ТолстенкоА.М. «Политический разум» Никколо Макиавелли // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2009. № 4. С. 221-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.