Научная статья на тему 'Политические элиты в государствах Центральной Азии: общие черты и коренные различия'

Политические элиты в государствах Центральной Азии: общие черты и коренные различия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2685
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
Центральная Азия / политические элиты / кланы / авторитаризм / демократия / Central Asia / political elites / clans / authoritarianism / democracy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комкова С. С.

На сегодняшний день республики Центральной Азии, к которым относятся Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Туркменистан, формально являются демократическими государствами, однако на практике они воплощают в себе авторитарные режимы. Это доказывает существование клановости политических элит, политический плюрализм, реализованный исключительно на бумаге, низкая степень ротации политических элит, закрытость политических элит и непотизм при распределении высших должностей. В статье рассмотрены политические элиты каждого государства Центрально-Азиатского региона, основные особенности формирования политических элит в каждом государстве Центральной Азии и фактор приверженности традициям народов Центральной Азии, который способствует дальнейшему укоренению феномена клановости в политической жизни государств Центрально-Азиатского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ELITES IN THE STATES OF CENTRAL ASIA: COMMON FEATURES AND FUNDAMENTAL DIFFERENCES

Nowadays, the Central Asian republics, which include Kazakhstan, Tajikistan, Kyrgyzstan, Uzbekistan and Turkmenistan, are formally democratic, but in practice they embody authoritarian regimes. The existence of the clannishness of political elites, political pluralism which is realized only formally, a low degree of rotation of political elites, closeness of political elites and nepotism in the distribution of the highest posts prove stated above thesis. The article examines the political elites of each state of the Central Asian region, the main features of the formation of political elites in each state of Central Asia and the adherence to the traditions of the peoples of Central Asia, which contributes to the further consolidation of the clan phenomenon in the political life of the states of the Central Asian region.

Текст научной работы на тему «Политические элиты в государствах Центральной Азии: общие черты и коренные различия»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Комкова С.С. студент кафедры политологии ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»

Rebecca97@yandex.ru

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ В ГОСУДАРСТВАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ОБЩИЕ

ЧЕРТЫ И КОРЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация: На сегодняшний день республики Центральной Азии, к которым относятся Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Туркменистан, формально являются демократическими государствами, однако на практике они воплощают в себе авторитарные режимы. Это доказывает существование клановости политических элит, политический плюрализм, реализованный исключительно на бумаге, низкая степень ротации политических элит, закрытость политических элит и непотизм при распределении высших должностей. В статье рассмотрены политические элиты каждого государства Центрально-Азиатского региона, основные особенности формирования политических элит в каждом государстве Центральной Азии и фактор приверженности традициям народов Центральной Азии, который способствует дальнейшему укоренению феномена клановости в политической жизни государств Центрально-Азиатского региона.

Ключевые слова: Центральная Азия, политические элиты, кланы, авторитаризм, демократия.

В соответствии с одной из трактовок понятия «политическая элита», власть тогда является политической элитой, когда она непосредственно участвует в принятии решений государственной значимости. Современное экспертное сообщество приходит к выводу, что власти Центральной Азии сегодня не выполняют эту функцию и фактически импрессивно не способны к сигналам общества, его интересам. Однако это ни в коей мере не свидетельствует об отсутствии системы взаимодействий власти и обществ в этих странах.

Несмотря на расположение в одном регионе, политические элиты всех государств Центрально-Азиатского региона имеют значительные сходства и существенные различия. Во избежание дальнейшей путаницы в понятиях следует указать значения основных применяемых терминов.

Элита - (от франц. elite - лучший, отборный) - высший, относительно замкнутый слой общества, контролирующий его основные экономические, политические и культурные ресурсы1.

Политическая элита - группа (или совокупность групп), выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти.

Клан - группа людей, объединенных родовой (родственной) или территориальной общностью происхождения.

Отличие клана от политической элиты заключается в том, что клан - это, так называемая, группа интересов, построенная по территориальному или семейно-родственному принципу, внутри политической элиты. Структура кланов не ограничена

1 Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP. URL: http://politike.ru/about.html (дата обращения: 12.03.2018).

политической элитой, в клановую группировку могут входить субъекты политики, находящиеся на низших государственных должностях1.

Политические элиты Центрально-Азиатского региона невозможно рассмотреть без подробного изучения особенностей политических элит каждого государства Центральной Азии. Исследование особенностей политических элит Центрально-Азиатских государств начнем с самого большого по площади и наиболее экономически развитого государства среди Центрально-Азиатских республик, с Республики Казахстан.

Политические элиты Республики Казахстан представлены тремя родоплеменными объединениями: Старшим, Средний и Младшим жузами. Внутри каждого жуза есть клановая группировка, которая представляет свой жуз. Каждый из жузов населен казахами, которые принадлежат к разным племенам и коленам. Существует мнение, что свое название жузы получили по количеству проживающего в них населения, однако это не так. Согласно статистике, население Старшего жуза составляет 35 процентов населения, Среднего - 40 процентов, Младшего - 25 процентов. К территории Старшего жуза относятся земли южного и юго-восточного Казахстана, территории Среднего жуза - это земли северного, восточного и центрального Казахстана, Младший жуз занимает западные территории Казахстана2.

На сегодняшний день принадлежность к тому или иному жузу играет большую роль при определении возможностей и поля деятельности для большинства населения. С момента обретения Казахстаном независимости в 1991 г., в республике доминирует Старший жуз. Его главой является президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, являющийся до своего избрания на пост президента Первым Секретарем ЦК Коммунистической Партии Казахстана. После его избрания на пост президента Назарбаев окружил себя представителями своего жуза, назначив их на высшие государственные должности, и постарался ослабить влияние Среднего жуза путем устранения представителей последнего из высших эшелонов власти. Напомним, что средний жуз имел большие властные полномочия в эпоху советского правления ввиду своей экономической развитости по сравнению с другими жузами и степенью урбанизации. С приходом к власти Нурсултана Назарбаева, выходцы из Среднего жуза потеряли большую часть своих властных полномочий из-за кадровых перестановок, которые были инициированы президентом.

Как отмечают исследователи, Нурсултану Назарбаеву удалось нейтрализовать Средний жуз: должности Председателя Мажилиса, премьер-министра, руководителя администрации Президента на сегодняшний день занимают выходцы из Старшего жуза3. Представители Старшего жуза не только занимают высокие посты в политике, но и возглавляют крупнейшие финансовые организации. Например, Тимур Кулибаев, один из приближенных к Нурсултану Назарбаеву, является председателем Ассоциации KazEnergy4.

Младший жуз всегда был более незаметным политическим игроком по сравнению со Старшим и Средним жузами. Представители этой группировки отличаются малочисленностью в составе высших политических элит. Однако в экономической сфере значение Младшего жуза намного выше. Несмотря на то, что на территории Младшего жуза проживают лишь 15 процентов населения, эти территории обеспечивают более одной

1 Оврах Г.П. Политология: учебное пособие. М.: Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. 2000. С. 77.

2 BSBLOG. Казахстан: Этническая ситуация и кланы. URL: https://www.bsblog.info/etnicheskaya-situaciya-i-klany/ (дата обращения: 11.03.2018).

3 Амрекулов Н. Жузы в социально-политической жизни Казахстана// Издательский дом CA&CC Press URL: http://ca-c.org/journal/cac-09-2000/16.Amrek.shtml (дата обращения: 15.03.2018).

4 KazEnergy - казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса.

третьей ВВП Казахстана, а доходы на душу населения здесь превышают аналогичные цифры в Среднем жузе в 10 раз1.

Исходя из вышесказанного, политическую элиту Республики Казахстан составляют представители Старшего жуза во главе с президентом. Однако представителей высшей политической элиты можно условно разделить на две группы. Первая группа - это наиболее тесно связанные с президентом люди. Сюда относится и дочь президента, и руководители государственных органов, таких, как Администрация Президента. Эта группа ответственна за создание имиджа президента и его связи с общественностью. Нередко они влияют на внутреннюю политику Нурсултана Назарбаева и его предвыборную кампанию. Ко второй группе относятся люди, имеющие непосредственное отношение к семье президента. Например, зятья Назарбаева. Они, преимущественно, являются главами крупных финансовых организаций, таких как «Акцепт-Cшtoms»2 и «Казтрансойл»3. Таким образом, мы видим, что в образовании политической элиты в Республике Казахстан имеет важное значение не только территориальный фактор, но и наличие родственных связей.

Далее определим основные особенности политических элит Республики Таджикистан. Политические элиты Республики Таджикистан представлены клановыми группировками, разделенными по территориальному признаку. Принадлежность к той или иной клановой группировке определяет полномочия субъекта политики.

На сегодняшний день существуют несколько основных компонентов, которые формируют политическую ситуацию в Республике Таджикистан. Во-первых, это нестабильность политического процесса в государстве. После окончания Гражданской войны в 1997 г.4 власть была постепенно сконцентрирована в руках победителей, которыми оказались выходцы из Кулябского клана и их союзники. С того момента страной бессменно руководит Эмомали Рахмон, который до своего избрания президентом был председателем Верховного Совета Республики Таджикистан. Во-вторых, это межклановые разногласия, которые существенно влияют на политическую ситуацию в республике. В-третьих, недостаток внутренних ресурсов и отсутствие инвестиций в экономику страны не позволяет провести социально-экономические реформы и модернизацию Таджикистана. Клановость является значимым фактором при рекрутировании политических элит в Республике Таджикистан. Кланы в данном государстве называются авлодами, наиболее влиятельными из которых считаются Худжандский (он же Ходжентский, Согдийский или Ленинабадский), Кулябский, Каратегинский, Хисорский (Гиссарский) и Памирский5. Эмомали Рахмон является главой Кулябского клана, что делает эту группировку главенствующей в республике и наделяет ее представителей статусом политической элиты.

Разделение на кланы в Республике Таджикистан происходит по территориальному признаку. Кулябский клан расположен в центральной и восточной части современной Хатлонской области, которая еще в советское время не была экономически развита. Экономическую значимость этой области снижало отсутствие развития перерабатывающей промышленности. Приверженность традиционному для области занятию, земледелию,

1 BSBLOG. Казахстан: Этническая ситуация и кланы. URL: https://www.bsblog.info/etnicheskaya-situaciya-i-klany/ (дата обращения: 11.03.2018).

2 Акцепт-Customs - самый крупный таможенный представитель в Казахстане.

3 Казтрансойл - групнейшая нефтепроводная компания Республики Казахстан, оказывающая услуги по транспортировке нефти на внутренний рынок и на экспорт.

4 Гражданская война в Таджикистане - вооружённый межклановый внутриэтнический конфликт в Таджикистане между сторонниками центральной власти и различными группировками в лице Объединённой таджикской оппозиции, последовавший за провозглашением независимости страны в результате распада СССР (1992-1997).

5 Бирюков С. Таджикистан: актуальные вызовы и перспективы развития. // Аналитический центр Katehon URL: http://katehon.com/ru/article/tadzhikistan-aktualnye-vyzovy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 07.03.2018).

обусловила сохранение в регионе патриархального уклада1. По этой причине Кулябский клан выступил за сохранение советских порядков после распада СССР, поскольку Советский Союз на протяжении всего существования поддерживал колхозную систему Кулябской группировки2.

С момента избрания Эмомали Рахмона на пост президента Таджикистана в 1994 г. и по сей день, почти все ведущие посты в республике занимают представители Кулябского клана. К ним относятся мэр Душанбе, министр обороны, владельцы крупных финансовых организаций и силовых структур. Это позволяет обеспечивать усиление Кулябской группировки на президентских и парламентских выборах. С этого же момента началась постепенная нейтрализация других кланов. Вахшский клан был первым, лишившимся своего влияния. Это произошло путем слияния с Кулябской областью и безуспешными попытками мятежей местного авторитета во второй половине 90-х гг. В ведение Худжанского клана был передан контроль за значимыми промышленными и сельскохозяйственными предприятиями в Согдийской области, поэтому лидеры этой группировки добровольно отказались от претензий на власть3. Необходимо отметить, что Кулябский клан в свою очередь подразделяется на Дангаринскую и Пархарскую группы. «Дангаринцы» имеют большее влияние, потому что именно к этой группе причисляет себя президент Таджикистана. Между этими двумя группами существуют разногласия по поводу властных полномочий, которые приводят, в основном, к кадровым перестановкам.

Таким образом, политическую элиту Республики Таджикистан составляют представители Кулябского клана во главе с действующим президентом республики. Придя к власти Эмомали Рахмон поспособствовал усилению своего клана, окружив себя выходцами из своей группировки, базирующейся в Кулябе, нейтрализовав политическую деятельность других кланов, которые представляют другие области Таджикистана, что позволяет говорить о формировании клановых структур по территориальному принципу.

Далее речь пойдет о политических элитах Республики Узбекистан. Наряду с вышеупомянутыми государствами, Республике Узбекистан так же присущ феномен клановости. Данный феномен в Республике Узбекистан обусловлен тем, что до завоевания Россией Средней Азии, территория современного Узбекистана была поделена между 3 ханствами: Кокандским, большая часть которого находится на территории современного Узбекистана, Бухарским, территории этого ханства располагались на территории современного Таджикистана, и Хивинским, территории Хивинского ханства принадлежали современному Туркменистану. Именно это разделение на ханства послужило импульсом к возникновению различных экономических, политических и социально-психологических характеристик между населением Кокандского, Бухарского и Хивинского ханств, что, в свою очередь, привело к созданию трех, так называемых, политических регионов, или кланов4. Впервые разделение политических элит этого государства на кланы произошло еще 100-120 лет назад, когда из Кокандского ханства как клановая группировка был сформирован Ташкентский и Ферганский кланы, из Бухарского - Самаркандский клан5. В годы советского правления Ташкентскому клану за счет развитости своей экономики и Самаркандскому клану ввиду поддержки Москвы удалось ненадолго отдалить Ферганский клан от власти и продолжать борьбу за лидерство в Узбекистане уже вдвоем.

1 Шарафиева О.Х. Роль региональных кланов во внутренней политике Таджикистана// Вестник Томского государственного университета, 2012. № 3. С. 98-100.

2 Олимов М.А. Об этнополитической и конфессиональной ситуации в Таджикистане и вероятности межэтнических конфликтов. URL: http://cac.org/datarus/st_12_olimov.shtml (дата обращения: 05.03.2018).

3 Бирюков С. Таджикистан: актуальные вызовы и перспективы развития// Аналитический центр Katehon. URL: http://katehon.com/ru/article/tadzhikistan-aktualnye-vyzovy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 12.02.2018).

4 Федоров Ю. Узбекистан: нестабильный фактор стабильности// Индекс безопасности, 2006. № 3-4. С. 91.

5 Там же. С. 92.

Современные политические элиты Узбекистана были сформированы после прихода к власти Ислама Каримова в 1990 г. Напомним, что Ислам Каримов являлся представителем Самаркандского клана, что способствовало поддерживанию политического лидерства Самаркандского клана1. После обретения Узбекистаном независимости бюрократический аппарат данной республики пополнялся, в основном, представителями Самаркандского, Ташкентского и Ферганского клана. Ферганский клан, однако, был окончательно вытеснен с политической арены Республики Узбекистан после Андижанских событий в 2005 г2. После Андижанских событий политические элиты Узбекистана представляют Самаркандский и Ташкентский кланы. Эти клановые группировки являются сильными политическими игроками, поскольку каждый из них опирается на свои силовые структуры, у каждого есть доступ к экономическим ресурсам (каждый клан стремиться присоединить в свою группировку лидеров финансово-промышленных организаций)3. Однако, так как Ислам Каримов был представителем Самаркандского клана, а Шавкат Мирзияев, действующий президент Узбекистана, является выходцем из Самаркандского клана и преемником Ислама Каримова, можно предположить, что Самаркандский клан на сегодняшний день доминирует над Ташкентским.

Далее речь пойдет о политических элитах Республики Кыргызстан. В Киргизии разделение на кланы по принципу «Север-Юг» происходит со времен советского правления, когда в 1926 г. была создана Киргизская АССР4. Такое разделение произошло ввиду географических условий: северный и южный регионы разделены труднопроходимыми горными хребтами. Даже на сегодняшний день транспортное сообщение между Севером и Югом Киргизии затруднено: между этими частями страны действует одна автодорога5. Напомним, что северные регионы Киргизии всегда обладали большим промышленным потенциалом, были более урбанизированы и, в целом, более экономически развиты по сравнению с южным регионом. На Юге же в основном развивалось сельское хозяйство, что предполагает большую долю консерватизма в «южанах» по сравнению с «северянами»6.

В эпоху советского правления политические элиты в Киргизии назначались «сверху», что позволяло СССР сохранять баланс между северными и южными кланами и не допускать конфликтов между ними. Также в Киргизии в годы существования СССР преобладал советский тип политической культуры, для которого было характерно господство одной политической партии и жесткая иерархическая система образования элит, предполагающая закрытую систему рекрутирования политических элит'.

Современные политические элиты Республики Кыргызстан представлены выходцами из Северных и Южных кланов. Противостояние этих группировок определяется неравнозначным доступом к экономическим ресурсам, закрытая система рекрутирования политических элит (рекрутирование происходит по системе патрон-клиент). Наиболее влиятельными кланами на Севере являются Чуй-Кеминский и Таласский. Оба клана получили свои названия по названию своего областного центра. Именно к этим

1 Малышева Д.Б. Политические процессы в постсоветских государствах Центральной Азии. М.: ИМЭМО РАН, 2017. С. 132.

2 Андижанские события - массовые беспорядки в Андижане (Узбекистан) 13 мая 2005 года, вспыхнувшие после захвата административных зданий группами вооружённых акрамитов. Лидеры Ферганского клана были обвинены в разжигательстве данного мятежа и отстранены от власти.

3 Звягельская И. Годы, которые изменили Центральную Азию. М.: Центр стратегических и политических исследований Института Востоковедения РАН. 2009. С. 226.

4Мусабаева А. Политическая элита Кыргызстана: стоит ли ожидать обновления в выборном сезоне 2017 года?// Central Asian Analytical Network. URL: http://caa-network.org/archives/8579 (дата обращения: 15.03.2018).

5 Аязбеков А. Политические элиты Кыргызстана: оценка и анализ// Экономические стратегии - Центральная Азия, 2006. № 3. С. 65.

6 Там же. С. 70.

7 Там же. С. 67.

группировкам причисляли себя первый и третий президенты Республики Кыргызстан: А.А. Акаев и А.Ш. Атамбаев. Второй президент К.С. Бакиев, и нынешний президент С.Ш. Жээнбеков причисляются к южным кланам Ичкилик и Отуз Уул1.

Далее речь пойдет о политических элитах Республики Туркменистан. В основе разделения туркменской политической элиты на клановые группировки лежит родовая разобщенность2. До создания СССР каждое племя существовало в пределах отведенных ему границ, переход на территорию другого клана считался набегом3. С приходом советской власти ситуация изменилась: географические границы между племенами были стерты, люди могли свободно перемещаться по стране. Однако консерватизм, присущий туркменскому народу, не позволил образоваться национальному государству в Туркмении: каждое племя предпочитало оставаться в своих исторических границах. Это способствовало укреплению роли фактора клановости среди политических элит Туркменистана, поэтому неудивительно, что находящийся у власти глава государства опирается на силы своего клана и формирует политические элиты из представителей своей группировки4.

Первый президент Туркменистана, Сапармурат Ниязов, выходец из Ахальского клана, пришел к власти в 1985 г. С этих пор идет борьба Ахальского клана с другими клановыми группировками: западной, северной и восточной. Первый президент С. Ниязов и сменивший его в 2006 г. Г. Бердымухамедов принадлежат к Ахальской группировке5. Наряду с другими республиками Центральной Азии принадлежность к тому или иному клану в Туркменистане является решающим фактором в определении объема властных полномочий, которыми наделяется тот или иной представитель государственного аппарата.

Политическая власть в Туркменистане сконцентрирована в руках главы государства сильнее, чем в вышеописанных государствах Центральной Азии. Это выражается, например, в установлении режима султанизма С. Ниязовым в 1999 г., после того как Ниязов объявил себя пожизненным президентом Туркменистана. Признаки султанизма, такие как отсутствие плюрализма и оппозиции, абсолютная свобода действий правителя (султан не ограничен законом, моралью или традициями), а также тот факт, что правитель по своей инициативе имеет право отстранить, казнить или повысить в звании любого человека отвечают политической ситуации в Туркменистане, сложившейся к 2006 г. Здесь важно отметить, что для причисления режима именно к этому типу, необходимо следующее условие: должна существовать законодательная норма, в соответствии с которой глава государства является пожизненным правителем. Однако после вступления в должность Г. Бердымухамедова в 2007 г. указ о пожизненном правлении потерял свою силу, поэтому на сегодняшний день режим Республики Туркменистан нельзя считать султанистским6.

Подводя итог, для политических элит всех государств Центрально-Азиатского региона характерно разделение на клановые группировки по территориальному или родовому признаку, рекрутирование политических элит по принципу «патрон-клиент», сильная концентрация власти в руках главы государства и преобладание правящего клана над остальными группировками во всех сферах жизнедеятельности общества.

Различия политических элит государств Центрально-Азиатского региона заключаются в способе прихода к власти главы каждого государства Центральной Азии, способе смены главы государства, который может быть мирным или насильственным (пример

1 Троицкий Е.Ф. Современный политический кризис в Кыргызстане и его международные последствия// Вестник Томского государственного университета, 2008. № 306. С. 69.

2 Грозин В.А. Элиты Туркменистана и центральноазиатские кланы: общее, особенное и трудности модернизации// Азия и Африка сегодня, 2010. № 9. С. 50.

3 Там же. С. 51.

4 Там же. С. 53.

5 Медведев А. Туркменистан. Расклады и персоны// The expert Communication Channel of Central Asian Région. URL: http://kz.expert/archives/2175 (дата обращения: 23.02.2018).

6 Добронравин Н. Туркменистан: великое одиночество. СПб.: Экономическая школа, 2007. С. 468.

насильственной смены политической элиты можно проследить на «тюльпановой» революции в 2005 г. и еще одной революции в 2010 г. в Киргизии), степени увеличения каждым президентом своих полномочий (например, назначение себя пожизненным правителем: подобная ситуация произошла в Республике Туркменистан, когда . Ниязов, президент Туркменистана с 1991 по 2006 гг., объявил себя пожизненным правителем Республики Туркменистан).

Литература:

1. Амрекулов Н. Жузы в социально-политической жизни Казахстана// Издательский дом CA&CC Piess. URL: http://ca-c.org/jcumal/cac-09-2000/16.Amrek.shtml (дата обращения: 15.03.2018).

2. Аязбеков А. Политические элиты Кыргызстана: оценка и анализ// Экономические стратегии - Центральная Азия, 2006. № 3. С. 65.

3. Бирюков С. Таджикистан: актуальные вызовы и перспективы развития// Аналитический центр Katehon. URL: http://katehon.com/ru/article/tadzhikistan-aktualnye-vyzovy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 07.03.2018).

4. Грозин В.А. Элиты Туркменистана и центральноазиатские кланы: общее, особенное и трудности модернизации// Азия и Африка сегодня, 2010. № 9. С. 50.

5. ДобронравинН. Туркменистан: великое одиночество. СПб.: Экономическая школа, 2007. - 468 c.

6. Звягельская И. Годы, которые изменили Центральную Азию. - М.: Центр стратегических и политических исследований Института Востоковедения РАН, 2009. - 332 c.

7. Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP. URL: http://politike.ru/about.html (дата обращения: 12.03.2018).

8. Малышева Д.Б. Политические процессы в постсоветских государствах Центральной Азии. - М.: ИМЭМО РАН, 2017. 14 с.

9. Мусабаева А . Политическая элита Кыргызстана: стоит ли ожидать обновления в выборном сезоне 2017 года?// Central Asian Analytical Network. URL: http://caa-network.org/archives/8579 (дата обращения: 15.03.2018).

10. Оврах Г.П. Политология: учебное пособие. - М.: Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. 2000. - 149 c.

11. Олимов М.А. Об этнополитической и конфессиональной ситуации в Таджикистане и вероятности межэтнических конфликтов. URL: http://cac.org/datarus/st_12_olimov.shtml (дата обращения: 05.03.2018).

12. Троицкий Е Ф. Современный политический кризис в Кыргызстане и его международные последствия// Вестник Томского государственного университета, 2008. № 306. С. 69.

13. Медведев А. Туркменистан. Расклады и персоны// The expert Communication Channel of Central Asian Region. URL: http://kz.expert/archives/2175 (дата обращения: 23.02.2018).

14. Федоров Ю. Узбекистан: нестабильный фактор стабильности// Индекс безопасности, 2006. № 3-4. С. 91.

15. Шарафиева О.Х. Роль региональных кланов во внутренней политике Таджикистана// Вестник Томского государственного университета, 2012. № 3. С. 98-100.

16. BSBLOG. Казахстан: Этническая ситуация и кланы. URL: https://www.bsblog.info/etnicheskaya-situaciya-i-klany/ (дата обращения: 11.03.2018).

References:

1. Amrekulov N. ZHuzy v social'no-politicheskoj zhizni Kazahstana. // Izdatel'skij dom CA&CC Press URL: http://ca-c.org/journal/cac-09-2000/16.Amrek.shtml (accessed: 15.03.2018)

2. Ayazbekov A. Politicheskie ehlity Kyrgyzstana: ocenka i analiz. // EHkonomicheskie strategii - Central'naya Aziya. 2006. №3. S. 65.

3. Biryukov S. Tadzhikistan: aktual'nye vyzovy i perspektivy razvitiya. // Analiticheskij centr Katehon URL: http://katehon.com/ru/article/tadZ;hikistan-aktualnye-vyzovy-i-perspektivy-razvitiya (accessed: 07.03.2018)

4. Grozin V.A. EHlity Turkmenistana i central'noaziatskie klany: obshchee, osobennoe i trudnosti modernizacii // Aziya i Afrika segodnya. 2010. №9. S. 50.

5. DobronravinN. Turkmenistan: velikoe odinochestvo. SPb.: Ekonomicheskaya shkola, 2007. 468 s.

6. Zvyagel'skaya I. Gody, kotorye izmenili Central'nuyu Aziyu. M.: Centr strategicheskih i politicheskih issledovanij Instituta Vostokovedeniya RAN. 2009. 332 s.

7. Kratkij glossarij politologicheskih terminov proekta IIMP. URL: http://politike.ru/about.html (accessed: 12.03.2018)

8. Malysheva D.B. Politicheskie processy v postsovetskih gosudarstvah Central'noj Azii. M.: IMEHMO RAN, 2017. 14 s.

9. Musabaeva A. Politicheskaya ehlita Kyrgyzstana: stoit li ozhidat' obnovleniya v vybornom sezone 2017 goda? // Central Asian Analytical Network. URL: http://caa-network.org/archives/8579 (accessed: 15.03.2018)

10. Ovrah G.P. Politologiya: uchebnoe posobie. M.: Tihookeanskij institut distancionnogo obrazovaniya i tekhnologij. 2000. 149 s.

11. Olimov M.A. Ob ehtnopoliticheskoj i konfessional'noj situacii v Tadzhikistane i veroyatnosti mezhehtnicheskih konfliktov. URL: http://cac.org/datarus/st_12_olimov.shtml (accessed: 05.03.2018)

12. Troickij E.F. Sovremennyj politicheskij krizis v Kyrgyzstane i ego mezhdunarodnye posledstviya. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 306. S. 69.

13. Medvedev A. Turkmenistan. Rasklady i persony. // The expert Communication Channel of Central Asian Region. URL: http://kz.expert/archives/2175 (accessed: 23.02.2018)

14. Fedorov YU. Uzbekistan: nestabil'nyj faktor stabil'nosti. // Indeks bezopasnosti. 2006. №3-4. S. 91.

15. Sharafieva O.H. Rol' regional'nyh klanov vo vnutrennej politike Tadzhikistana. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №3. S. 98-100.

16. BSBLOG. Kazahstan: EHtnicheskaya situaciya i klany. URL: https://www.bsblog.info/etnicheskaya-situaciya-i-klany/ (accessed: 11.03.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

POLITICAL ELITES IN THE STATES OF CENTRAL ASIA: COMMON FEATURES

AND FUNDAMENTAL DIFFERENCES

Komkova S.S. Student, MSLU Rebecca97@yandex.ru

Abstract: Nowadays, the Central Asian republics, which include Kazakhstan, Tajikistan, Kyrgyzstan, Uzbekistan and Turkmenistan, are formally democratic, but in practice they embody authoritarian regimes. The existence of the clannishness ofpolitical elites, political pluralism which is realized only formally, a low degree of rotation ofpolitical elites, closeness ofpolitical elites and nepotism in the distribution of the highest posts prove stated above thesis. The article examines the political elites of each state of the Central Asian region, the main features of the formation of political elites in each state of Central Asia and the adherence to the traditions of the peoples of Central Asia, which contributes to the further consolidation of the clan phenomenon in the political life of the states of the Central Asian region.

Keywords: Central Asia, political elites, clans, authoritarianism, democracy.

Для цитирования: Комкова С.С. Политические элиты в государствах Центральной Азии: общие черты и коренные различия// Архонт, 2018. № 2(5). С. 90-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.