Научная статья на тему 'Политические аспекты исследования взаимодействия государства и идеологии в неомарксизме'

Политические аспекты исследования взаимодействия государства и идеологии в неомарксизме Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
158
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михайловский В.С.

В статье рассматриваются основные положения неомарксистского анализа идеологии и государства. Называются основные причины манипулятивного характера идеологического процесса в западном капиталистическом обществе. Дается неомарксистское определение идеологии, идеологического аппарата государства и демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ASPECTS OF THE STUDY OF THE INTERACTION OF THE STATE AND IDEOLOGY IN THE NEO-MARXISM

The article discusses the methodology of neo-Marxist political analysis of ideology. Points to the features of methodology of neo-Marxist political analysis. Provides a definition of ideology, ideological apparatus of the state and democracy.

Текст научной работы на тему «Политические аспекты исследования взаимодействия государства и идеологии в неомарксизме»

УДК 323.4

В.С. Михайловский

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ИДЕОЛОГИИ В

НЕОМАРКСИЗМЕ

Белорусский государственный университет, г. Минск

Преобразовательные идеи и теории всегда оказывали огромное влияние на политическое сознание. Политическая деятельность акторов имеет конкретную ориентацию, будь то голосование на выборах, участие в политических акциях или работа в представительных или административных органах. Однако зачастую та или иная политическая ориентация акторов не является собственной рационально-ценностной формой мотивации, а являет собой результат идеологической манипуляции.

Идеология как особый феномен общественного сознания и политическая технология эффективно анализируется в рамках неомарксистских исследований. Методология политического анализа в неомарксизме - это экстеринтерпотестизм, общая исследовательская установка на рассмотрение политики как субъективно-объективно детерминированного господствующего порядка эксплуататорского образа жизни акторов. Это состояние допускается трудящимися в силу легитимации идеологической власти государства, как инструмента псевдо господства собственников капитала в структурированном капиталистическом миропорядке. Основа методологии политического анализа в неомарксизме - рассмотрение социальной реальности (общественного порядка, образа жизни) как объекта политики. В политической теории неомарксизма политическое господство собственников капитала означает, что миропорядок выстроен так, что в нем наличествует образ жизни, который содействует посредством государственной власти реализации частного интереса капитала. При этом под господствующим классом понимается идеологическое, функциональное, транснациональное единство представителей крупного капитала и политической элиты, которые осуществляют господство над обществом в своих интересах посредствам бюрократического аппарата. Под угнетенным классом в рамках неомарксизма понимается транснациональный (или национальный) класс трудящихся, которые не принимают участие в процессе властного регулирования общества, тем самым находясь в эксплуатируемом положении по отношению к господствующему классу.

В исследованиях неомарксистов анализируются механизмы осуществления политического господства, связанные не только с прямым экономическим и политическим принуждением, а с субъективным согласием акторов с существующим общественным порядком. В неомарксизме идеология рассматривается как инструмент политического господства, как технологии завоевания и удержания политической власти через формирование представления об универсальности наличествующей социальной системы. Индоктринация таких установок происходит на основе неосознанной

36

Научные стремления, 1’13

включенности акторов в процесс идеологизации их сознания в силу естественных свойств человеческой психики. Политическая идеология в рамках неомарксизма выполняет функцию социального конституирования и охранительную функцию наличествующего порядка и его идеологем. При этом политическая идеология функциональна только через деятельность государства. Н. Пуланзас отмечает, что государство выступает как фактор «сплочения совокупности уровней сложного целого и в качестве фактора регуляции глобального равновесия формации как системы» [2]. Однако, признак решающей функции государства можно обнаружить и в том, что будучи фактором интеграции социальности государство является также структурой, в которой сосредоточиваются противоречия различных социальных уровней. Г осударство, таким образом, представляет собой сферу, в которой «отражается признак господства» [2].

Неомарксисты рассматривают государство как псевдоинституализацию гражданской общности, репрессивный механизм, который поддерживает порядок посредством бюрократической иерархии, организованного репрессивного воздействия и «идеологического аппарата государства» [1] (религиозный, школьный, семейный, информационный, политический. профсоюзный, культурный). Идеологические аппараты государства обеспечивают повседневное воспроизводство отношений эксплуатации, наделяя индивидов формами субъективности, соответствующими их позициям в тотальной социальной системе в целом и в экономических отношениях в частности. Использование идеологических аппаратов господствующим классом есть механизм скрытого воздействия, который позволяет реализовать частные интересы не через сферу публичной политики, в которой эти интересы сопоставляется с другими, а через те сферы, в основу которых открытый антогонизм как таковой скрыт. Таким образом, обеспечивается наибольшая эффективность по завоеванию и удержанию политической власти без примения силовых и других методов, механизм противодействия которым известен массам.

Демократия также рассматривается как идеологический апарат государства, технология политической власти, контролируемый и управляемый общественный «ритуал», способствующий легитимации конфликтов (порождению иллюзии возможности альтернативного выбора) и ставящий целью удержание конфликтов (и альтернатив) в рамках существующей системы.

Таким образом, в рамках неомарксизма анализируется, как в ложном (идеологизированном) сознании целенаправленно скрывается то обстоятельство, что овеществленные общественные отношения, воспринимаемые как естественные или объективные, являются результатом общественно-исторической и политической (идеологической) деятельности людей.

37

Список литературных источников:

1. Альтюссер, Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) / Л. Альтюссер // Журнальный зал [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://magazines.russ .ru/nz/2011/3/al3.html. - Дата доступа: 01.10.2012.

2. Пуланзас, Н. Политическая власть и социальные классы капиталистического государства / Н. Пуланзас // Антология мировой политической мысли / под ред. Г. Ю. Семигин [и др.] // Библиотека Гумер. Политология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Polit/Sem/50.php. - Дата доступа: 19.10.2012.

V.S. Mikhailouski

POLITICAL ASPECTS OF THE STUDY OF THE INTERACTION OF THE STATE AND IDEOLOGY IN THE NEO-MARXISM

Belarusian State University, Minsk Summary

The article discusses the methodology of neo-Marxist political analysis of ideology. Points to the features of methodology of neo-Marxist political analysis. Provides a definition of ideology, ideological apparatus of the state and democracy.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.