Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ИТАЛИИ И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА (1945-2000)'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ИТАЛИИ И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА (1945-2000) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ИТАЛИИ И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА (1945-2000)»

Степура И. В. ст. лаборант Институт психологии НАПН Украины Украина, г. Киев

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ИТАЛИИ И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА (1945-2000)

Политический контекст. Первое реформаторское правительство Италии возглавил 10 декабря 1945 г. Альчида Де Гаспери. Изначально будучи сторонником парламентской демократии и политики социальных уступок трудящимся, Де Гаспери, вместе с тем, занял вскоре правые позиции; выступил за ограничение влияние левых. «Проамериканизм» Гаспери выражался в существенной опоре на американскую финансовую помощь. После окончания эпохи фашизма и Второй мировой войны в 1945 г. пришла республика, созданная путем референдума 2 июня 1946 г. Через три дня, когда стали известны предварительные результаты голосования, Де Гаспери объявил по радио (и лично королю Умберто III) о победе республики [2, с. 258]. Религиозно-консервативный Юг в своем большинстве высказался за монархию. Народ избрал двухпалатный Парламент, который и формирует правительство. Первые свободные выборы показали, что социалисты оказалось сильнее, чем коммунисты - 115 мест против 104 - но вместе стоят больше, чем христианские демократы (ЭС) Де Гаспери, который имел 207 мест. «Отцы-основатели» старого либерализма (Кросс, Бономи, Нитти и Орландо) взяли 41 место, но неожиданностью стало 30 мест (почти 5 процентов), полученных правозащитным движением драматурга Гульельмо Джаннини [12, с.21]. Христианские демократы, социалисты и коммунисты стали самыми сильными политическими партиями в стране. Временным Президентом был избран Энрико де Никола (1877-1959), а Альчиде де Гаспери (1881-1954) был назначен на должность премьер-министра. Он будет весьма влиятельным политиком 40-х и 50-х годов.

Во многом под влиянием США решено было удалить из правительства коммунистов (май 1947 г.). В ответ Италии был предоставлена помощь по программе Маршалла, на её территории появились военные базы, американские компании получили подряды на перевооружение итальянской армии. Завершилась трансформация ХДП вправо и превращение её в главную партию крупных промышленников. В 1949 г. Италия - член НАТО.

Принятие частичных земельных законов в 1949-1950 гг. привело к важным структурным сдвигам в деревне - исчезновению латифундиальной системы хозяйства, а в социальном плане - к постепенному развалу традиционного в Италии правящего блока крупных землевладельцев-латифундистов и «капитанов индустрии», и к созданию нового аграрно-индустриального блока.

За исключением первых пяти лет в республике (1948-1953) в течение которого католическая партия и христианские демократы фС), получили абсолютное большинство, все правительства были коалициями политических партий с DC с относительным большинством. С 1949 г. Италия член НАТО, на протяжении 50-60-х годов в стране велись экономические реформы - в промышленности, на селе, при этом высоким оказался уровень коррупции, но уровень жизни народа вырос. К 1968 г. ситуация в экономике ухудшается. По общему мнению, с 1953 по 1970 гг. происходит качественный скачок в развитии итальянской экономики, превращение Италии из страны аграрно-индустриальной в страну индустриально-аграрную («итальянское экономическое чудо»). Такой тип развития экономики приводило к постоянному уходу населения из деревни в город, где вчерашние сельские труженики поступали на промышленные предприятия или вливались в наемных работников сферы услуг. Этот процесс имел двойственное проявление: с одной стороны, селяне мигрировали в близлежащие города, а с другой - бывшие крестьяне, особенно батраки, переезжали с Юга на Север Италии или же вообще эмигрировали за границу [3].

Эта тема поднималась на радио и после на ТВ. Гвидо Пьовене делал радиорепортажи о преобразованиях на юге Италии. Всего за пять лет, между 1951 и 1956 годами, сельское хозяйство потеряло 1 млн человек, но также промышленность и сфера услуг выросла до 800.000 чел. В период между 1958 и 1963 гг., промышленное производство выросло на 70 %, между 1957 и 1961 экспорт вырос на 80%. Национальный доход вырос на 6% в 1959 г., 7 % в 1960 г. , 8 % в 1961 г. [12, с.49]. Развитие экономики Италии проходило, в общем, стихийно, под влиянием силы рынка, без каких-то иных направляющих импульсов, кроме давления протестующих и выбора, делаемого крупными монополиями. Концентрация капитала и производства в Италии шла очень быстрыми темпами. В этом процессе принимали участие не только частные фирмы, но и крупные государственные объединения ( действовали на основе частного права) [2, с.308-310]. В 1960-х происходит активизация неофашизма и подъём массового антифашистского движения. 1969 год - «Жаркая осень» (борьба за новые условия коллективных трудовых соглашений и расширение прав рабочих организаций). В это же время происходили антивоенные выступления молодежи и студентов. В пятницу 12 декабря 1969 г. в Милане произошёл эпизод, которому суждено было стать переломным моментом в истории итальянской политики. В 16:37 бомба взорвалась в штаб-квартире Национального Сельскохозяйственного банка в самом центре города - результат 14 погибших, 90 раненых. 15 декабря Италия шокирована похоронами жертв взрыва, передаваемых в трансляции на ТВ. Вскоре задержали и бомбиста-анархиста 37-летнего Пьетро Валпреда. 16 декабря об этом рассказали вечерние теленовости.

Позже воспользовавшись замешательством полиции он бросится с балкона вниз [12, с.71] .

В 1970-е годы заметной особенностью страны стал терроризм левых и правых экстремистов. Известная группировка - «Красные бригады».

Арабский терроризм, который дебютировал в сентябре 1972 г. на Олимпийских играх в Мюнхене, в декабре следующего года проявился нападением в римском аэропорту Фьюмичино. 6 полицейских были взяты в заложники, террористы добрались до самолёта компании Pan American, который собирался было взлетать, и бросили несколько гранат, которые убили 28 пассажиров. Перед камерами итальянского ТВ предстали обугленные скелеты и кресла [12, с.84].

Страну захлёстывает террористическая война крайне правых и левых. 28 мая бомбу взрывают на площади Пьяцца делла Лоджия в Брешии, во время антифашистской демонстрации: 8 человек погибли, а раненых была почти сотня. А 4 августа ещё одна бомба взорвалась в поезде «Italicus», связывающем Северную и Южную Италию и был набит людьми, едущими на каникулы. Результат был трагическим: 12 погибших и пятьдесят раненых. [12, с. 84]. Все эти скорбные события были на виду у итальянцев, при помощи всё того же телевидения.

В течение шести лет было убиты Красными бригадами Ричард Пальма, начальник тюрем; Джироламо Тартаглионе, управляющий директор уголовных дел; Джироламо Минервини, директор по кассационным жалобам, Никола Джьякумби, прокурор в Салерно. В Милане убит заместитель прокурора Эмилио Алессандрини и судья Гвидо Галли [12,c.86]. Нападения на общественных деятелей достигли пика, когда в 1978 г. был похищен и убит лидер христианских демократов Альдо Моро (1916-1978). 16 марта 1978 г., примерно в 9:30 на ТВ вышел экстренный выпуск[12, с.89] .

После этого общество ополчилось на террористов, и их деятельность была пресечена. Одновременно в стране действовала тайная масонская ложа П2 с неясными целями, которую возглавлял Личо Джелли; среди её членов были высокопоставленные политики, генералы, руководители полиции и священники Её также запретят. В конце 1970 - х - начале 1980 -х гг. в Италии наряду со многими европейскими странами процветала высокая инфляция и безработица, что вызывало забастовки, правительственные скандалы.

Известна реформа RAI от 15 марта 1976 г. Между каналами и редакциями была позволена конкуренция. Первый канал RAI попадает под влияние христианских демократов, а второй ближе к социалистам, хотя и первый директор редакции новостей второго канала TG2, Андреа Барбато, симпатизировал коммунистической партии, ей сочувствовал заместитель директора канала Джузеппе Фиори. Коммунистическая партия получила возможность располагать свои программы на третьем канале только в 1987 г. благодаря соглашению между тогдашним генеральным директором RAI, и

В.Вельтрони, ответственного за информацию в ИКП [12, с.90]. Вторая половина 70-х была одной из самых продуктивных в смысле организации вещания. Парламентские выборы 20 июня 1976 г. дали итальянской политической системе новый шок. Новостные редакции Т§1 и Т§2 стояли друг против друга в смысле политической конкуренции впервые [12, с. 104].

Кризис социалистической системы и распад СССР привёл к крушению влияния коммунистической партии Италии и её ликвидации. В целом к середине 80 - х гг. XX в. экономическая ситуация в Италии значительно улучшилась.

1991-1993 гг.- переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной; операция «Чистые руки» и кризис традиционных правительственных партий. Вскрылись многочисленные факты коррупции и связи с мафией, как в государственном аппарате, так и в частных компаниях. В скандалах оказался замешанным и лидер социалистов Б. Кракси, неоднократно возглавлявший правительство. В марте 1992 г. был убит Сальваторе Лима, сицилийский политик, член парламента, подозреваемый в связях с мафией. Вскоре последовало убийство противника мафии судьи из Палермо Джованни Фальконе (1938-1992). Когда были убиты ещё два следователя, в Палермо, на Сицилию был направлен многотысячный армейский контингент. Но война с мафией сильно подорвала позиции христианских демократов. В освещении операции «Чистые руки» большую роль сыграл созданный в 1990 г. канал новостей TG5.

В 1992 г. президентом становится независимый политик Луиджи Скальфаро и премьер-министр, социалист Джулиано Амато. Эти политики развернули широкую антимафиозную операцию, в результате которой будут арестованы 1500 запятнавших себя связями с преступностью политиков и бизнесменов. Также они возьмут решительный курс на евроинтеграцию.

В 1993 г. арестован босс мафии Сальваторе Ринна, а в марте под официальным следствием оказался и бывший премьер-министр Дж. Андреотти, подозреваемый в тайном сговоре с мафией. В этом же году состоялся референдум по реформе политической системы. Президентом становится Карло Адзельо Чампи. В августе 1993 г. был введён закон об избирательной реформе, согласно которому 75% мест в каждой палате парламента должны заполняться по итогам предвыборной борьбы по избирательным округам, а остальные 25% - на основе пропорционального представительства. Партии, набравшие менее 4% голосов, лишались представительства в палате депутатов.

На местных выборах выигрывают кандидаты то от крайне правых, то от крайне левых. А на парламентских выборах побеждает новосозданная партия «Вперёд, Италия!» под руководством С. Берлускони. Вместе с христианско-демократической группировкой (Христианско-

демократический центр, ХДЦ), Лигой Севера Умберто Босси и Национальным альянсом Дж. Фини они составили блок «Полюс свобод»,

который одержал победу на выборах. «Вперёд, Италия!» - партия использующая ресурс медикомпаний Берлускони (члены партии рекрутировались из того же медиасообщества) и применявшая современные методы пропаганды зрителем через телевидение. Так «телепратия» и победила в Италии.

С.Берлускони становится премьер-министром, этот пост он с перерывами будет занимать достаточно долгое время. Италия подверглась критике со стороны европейских партнеров из-за того, что премьер являясь медиамагнатом, контролирует частное телевидение, а будучи высшим чиновником и государственный телерадиохолдинг («берлусконизм в СМИ»).

Телевидение и радио. Экспериментальные передачи были ещё в 1939 г. в Милане и Риме при содействии Германии. Телевидение начало вещание 3 января 1954 г. До 1970-х годов всё телевидение было государственным -государственная компания называлась Radio Audizioni Italiane (RAI). 3 января 1954 г. в 11:00 CET, первый телевизионный диктор RAI объявил, что в Италии начинается регулярное телевещание. Вещание велось из Милана, а ретрансляционные станции были в Турине и Риме. Первые ведущие: Армандо Пиццо, Майк Бонджорно, Карло Гольдони. Заметим, что каналы контролировались не только правящими христианскими демократами, но и римской церковью («религиозная цензура»).

После Второй Мировой войны люди живут бедно, многим не хватает денег для покупки предметов первой необходимости. Поэтому новое техническое чудо далеко не всем по карману - дорог и сам телевизор, высока и абонентская плата. Около первых приёмников собираются друзья, соседи, родственники. Телевидение становится социальным явлением, точкой притяжения людей. Веспа пишет: В 1954 г. был эфир первой телепередачи. Христианские демократы, первые поняли важность нового средства коммуникации и всемерно его поддерживали, стараясь с его помощью распространять в народе свои идеи. Это им в целом удалось и продолжает удаваться. Распространение телевизоров (купленный в рассрочку, как и всё в то время) было очень быстрым [12, c.50].

Телевизоры приобретают и владельцы баров и кафе, чтобы привлечь посетителей. Люди ещё замкнутые в своём традиционалистском мире узнают о жизни других регионов Италии, об иностранных государствах и обществах.

В первые годы работы ТВ RAI в эфир выходило много программ «телепутешествий» «Non è mai troppo tardi» и «Un viaggio al Po». Жители Италии в тот момент не отличались достатком, чтобы предаваться путешествиям. Программы делали в том ключе, чтобы люди видели жизнь в других частях Италии. ТВ должно было сплотить нацию, создать общее информационное поле. Нельзя сбрасывать со счетов и приобщение через телеэкран многих итальянцев к литературному языку. Первое время по

телевидению идут образовательные передачи - в стране ещё есть неграмотные [6].

Телевизор, таким образом, расширил кругозор итальянцев, изменив характер культуры. Нельзя сказать, что эти изменения произошли сразу -это согласованный с экономическим и социальным развитием процесс, но в течение многих десятилетий телевидение было основным, а зачастую единственным источником новостей и мнений, развлечения, для очень многих итальянцев.

В первые годы и десятилетия существования итальянского телевидения были созданы (или апробированы) многие форматы передач. На экранах появились наряду с простыми жанрами (новости, дискуссия, передача о текущих делах), и организационно более сложные - ток-шоу, спортивные трансляции. Первые годы развивался жанр телеспектакля, малоформатного сериала (примыкает организационно к первому), освоены были трансляции с концертных площадок. Знаменитыми стали трансляции с песенного фестиваля в г.Сан-Ремо. Первое время на ТВ было много разговорных передач и концертно-разговорные номера в духе варьете. Также большое место в начальном этапе работе итальянского телевидения занимали образовательно-просветительские программы [6].

В 1953 г., буквально через три месяца после начала вещания, была запущена легендарная регулярная спортивная передача «La Sportiva Domenica». В 1955 вышло в эфир шоу «Lascia о Raddoppia?» (Оставить или удвоить его?) [6].

С 1959 г. выходило песенное шоу «Canzonissima» с игровыми эпизодами, исполняемыми известными актёрами: актеров Уго Тоньяцци, Вальтер Киари, Раймондо Вианелло и Нино Манфреди. Ведущий шоу -легендарная личность телевидения Майк Бонджорно. Бонджорно долго вёл множество телешоу в считается одним из отцов итальянского телевидения. Он был итальянцем американского происхождения, участвовал в Сопротивлении в годы Второй Мировой войны. Весьма профессиональный, хотя и темпераментный ведущий, известный своими оговорками. Бонджорно вёл в т.ч. и конкурсы песни в Сан-Ремо.

Популярные радиопрограммы 50-х музыкально-оркестровая музыка «Красное и чёрное» (1951), а затем «Дискобол» и «Танец с нами» (музыка с оркестрами Крамера и Семприни, записи Наталино Отто, Лучано Тайоли и Джорджио Консолини). «Коррида», «Твой микрофон» - участники поют известные песни (караоке), «Золотые колокола» - песенный конкурс двух городов. «Музыканты» - угадать мелодию с нескольких нот. Передавали трансляции «Фестиваль ди-Сан-Ремо».

В начале 60-х годов Италия представляет собой страну, где разворачивается экономический бум. Доходы населения растут и телевизор более не предмет роскоши, а предмет повседневного спроса. Это обусловило запуск второго итальянского канала RAI2 (4 ноября 1961 г.).

Программы этого канала были в большей степени экспериментальными, отличались меньшим бюджетом, чем программы первого канала [10].

На первом канале в 60-х годах стартует популярное шоу Са1шеПо.(идёт до 1977 г.) (похожий формат ночного шоу американского ТВ Джонни Карсона The Tonight Show) . В программе были игровые эпизоды (но была и анимация) с участием популярных актёров того времени, включая зарубежных Джерри Льюис, Джейн Мэнсфилд, Орсон Уэллс и Юл Бриннер. Обходя ограничения на рекламу, в передачу включались и коммерческие сообщения, упоминания о спонсорах и т.д. в остроумной форме [6].

«Studio Uno» и «Biblioteca di Studio Uno» была передача в духе варьете - смешивания пения, танца и работы комиков. Этот формат остаётся популярным в Италии сегодня.

60-е годы ознаменовались расцветом телепостановок («телетеатр») и появления телевизионных фильмов. В 60-е годы на итальянском телевидении стал увеличиваться процент иностранной продукции.

70-е годы ознаменовались появление цветного телевидения, а также частных каналов. А в 1979 г. был открыт третий канал с акцентом на региональное вещание.

В это время растёт роль женщин-телеведущих. Сабина Циффини -женщина -помощник на шоу повысила свой статус до соведущей совместно с М.Бонджорно - в передаче Rischiatutto ("Риск - всё!"). Певцы и комики Лола Фалана, народная певица Габриэлла Ферри и комик Лоретта Гогги. Пользовался популярностью дуэт супругов комиков-пародистов Сандра Мондаини и Раймондо Вианелло [6].

Танцовщица Рафаэлла Карра несла в своём творчестве огромный эротический заряд, как через пластику, так и появлениями на эстраде (и перед камерой) с открытым животом. Но уже в 1979 г. на итальянском телевидении стартовало красочное шоу с женщинами топлесс. В этом направлении развивались программы в стиле варьете [6].

Выходят телефильмы «Жизнь Леонардо да Винчи» (1971) с Филиппом Леруа, «Тони и профессор» (1972) с Энцо Черускони, «Приключения Буратино» (1972) Луиджи Коменчини, «Горькая Дело баронессы из Карини» (1975), (собрала 27,3 млн. зрителей) Sandokan (1976), Space 1999 (1976), «Иисус из Назарета» (1976) Франко Дзеффирелли и Михаил Строгова (1976). Иностранные фильмы и сериалы - «Американская мечта» (1977) и «Happy Days» (1977), «Сцены из супружеской жизни» от Ингмара Бергмана (1978) и два сериала «Корни» (1978) и «Холокост» (1979). Во второй половине 70-х годов особой популярностью стала пользоваться японская анимация (стиль «аниме») [10].

Представление о жанровом разнообразии итальянского ТВ в 70-е годы даёт международное исследование ЮНЕСКО. В Италии 75,7% было развлекательным, 23,2 % Информационные программы, культура 6,3 %. (в периоды 1979-80) [7]

Итальянское телевидение создаётся сочетанием следующих тем: американская художественная литература, итальянская беллетристика, итальянский футбол и другие виды спорта, итальянские песни и шоу, новости и итальянская политика.

В Италии была создана оригинальная драматическая экранная форма -телероман (teleromanzo), близкий к телевизионной новелле. Берётся литературное произведение, представляемое в шести или восьми эпизодах по два часа каждый. Взятые в смешении кино и театральной постановки, они имеют основу в послевоенных фотороманах (fotoromanzo), романы с публикуемыми в журналах фотографиями. Последние уводили читателя в мир событий XIX века, вроде и близкие времена, но уже такие далёкие. Известный телероман 80-х La Piovra (Octopus), повествует о мафии.

Радиопрограммы 70-х: «Call Roma 3131» ток -шоу со звонками в студию, разговорные передачи «Высокий рейтинг» (1970), или экспериментальная «Невозможное Интервью» (1973).

Хотя до 1977 г. всё вещание в Италии было под контролем государства, но уже в 1973 г. в Милане существовала маленькая кабельная сеть Telemilano, которую учредил Сильвио Берлускони. Дело в том, что Берлускони начал свой бизнес в строительстве ещё в начале 1960-х годов. И вещание сети было нацелено на построенный Берлускони жилой район на 10500 квартир «Милано-2». Только в нём были доступны передачи [5].

28 июля 1976 г. Конституционный суд отменяет государственную монополию на телевидении и радио. Локальные каналы разрешены, но никак не общенациональные. Уже в середине года около 500 радиостанций, 90 местных телестудий. В 1978 г. 2000 радиостанций и 600 телестанций (в Риме 50 телестанций). Местные каналы вещают в эфире, а вот «кабель» подвергался существенным ограничениям. Вот почему кабельное ТВ развито слабо, его почти нет в стране. В 1978 г. 72 % домохозяйств имеют телевизоры [7].

Но и государственное RAI перестало быть монолитным. Радио- и телевизионные каналы получили свои отделы новостей, бюджеты, политические и культурные перспективы.

В 1977 г. была отменена государственная монополия на ТВ и «Телемилано» С. Берлускони переезжает в штаб-квартиру в центре Милана и начинает вещать в открытом эфире. Потом предприниматель покупает ещё один телеканал. В 1978 г. Берлускони основал свою первую группу средств массовой информации Fininvest, и в это же время присоединился к масонской ложе «Пропаганда 2» (П2) [5].

Быстрый успех частного телевидения в Италии был обусловлен тем, что большое количество новых компаний выпускающих товары потребления не были допущены на зарегулированный итальянский рекламный рынок в прессе. Тем не менее, уже в 70-х годах, после напряженной работы общества в экономической сфере, времени социальной и политической

нестабильности, итальянцы потянулись к новому «потребительскому» образу жизни. Часть итальянцев потянулось к стандартам успеха, описываемые как «американская мечта». Элементы американской массовой культуры была моделью итальянских развлечений, в основном из-за импортируемых фильмов. Была даже рубрика американского кино по понедельникам. На телевидении Италии показывают американского кино больше, нежели в соседних странах.

В 1980 г. Берлускони основал первую частную национальную сеть в Италии. Canale 5 , вскоре у семьи Раскони в 1982 г. был куплен Italia 1, в 1984 у издателя Монадори куплен Rete 4. Берлускони был дружен с Беттино Кракси, генеральным секретарём Итальянской социалистической партии, а также премьер-министром Италии в начале 1980-х годов. Кракси оказывает помощь Берлускони для создания итальянской коммерческой телевизионной империи. В 1981 г. Конституционный суд разрешил создание частных телевизионных сетей национального масштаба - при соблюдении жёстких антимонопольных ограничений.

20 октября 1984 г. правительство приняло ряд «чрезвычайных декретов» о легализации общенациональных трансляций телевизионных станций Берлускони. Это произошло потому, что 16 октября 1984 г., судьи в Турине, Пескара и Риме, в рамках тогдашнего законодательства, приказали коммерческим сетям прекратить национальное вещание из-за ущемления прав RAI. Так в течение нескольких лет, три канала Берлускони оставались в правовом вакууме, и поэтому на них не были разрешены, например, трансляции новостей и нельзя было давать политические комментарии. Окончательно каналы Берлускони были утверждены в качестве национальных законом Мамми (1990).

Так Берлускони стал владельцем трёх из семи национальных телеканалов: Canale 5, Italia 1(в 1982) и Rete 4 (1984). Сейчас это крупнейшие коммерческие телесети, входящие в группу Mediaset [8;9].

Когда Rete 4 принесла убытки в 20 млрд. долл., Берлускони купил станцию вместе с архивом и мелкими региональными телестудиями. Также были приобретены печатные СМИ - еженедельники где публиковались телепрограммы ("Сорризи Э Канцони ТВ" и "Телепью".). В 1985 г. прибыль кампании 2.7 млрд.долл., 600 млн. приходилось на телевидение. В начале 90-х годов в составе Fininvest уже 22 холдинга СМИ. После успешной встречи с Президентом Франции Миттераном Берлускони становится собственником 25 % французской частной телестанции «Канал 5». Через какое-то время, правда, это не уберегло его от разорения из-за недооценки французского телерынка, который оказался непохожим на итальянский.

Веспа пишет, что с конце семидесятых годов и следующие сорок лет Берлускони демонстрировал успех. Он вошёл в телевизионный бизнес в 1980 г. со своим TeleMilano в эфире 5 канала. Издатели и адвокаты, приобретшие

местные телестудии охотно расставались с ними, ибо не умели ими управлять [12, с. 138-139].

Самым популярным продуктом на экранах в 80-е годы стали сериалы (много американских), мыльные оперы и японские мультфильмы. М.Бонджорно также провёл игровое шоу на частном канале Telemilano, принадлежащем С.Берлускони, что подняло авторитет частного телевидения.

На телевидении шли драмы: «Как был завоеван Запад», «Чипсы», «Ангелы Чарли», «Бионическая женщина» «Поющие в терновнике» «Счастливые дни», «Love Boat», «Magnum PI», «Старски и Хатч» и пр. Драматически сложные сериалы «Даллас», «Династия», «ул. Фламинго», «Калифорния» противопоставлялись сентиментальной продукции из Южной и Латинской Америки : Dancin, Ciranda ёе Pedra и «Богатые тоже плачут». Популярными становятся бразильские актрисы Соня Брага и Люсилия Дос Сантос, мексиканская Вероника Кастро.

В 80-е годы Рафаэлла Карра начинает вести собственные шоу «Слушаю, Рафаэлла!» и «Рафаэлла Кара Шоу», впоследствии перебираясь с RAI на каналы группы Берлускони. Туда же перешли и известные комики Раймондо Вианелло и Сандра Мондаини [10].

С 1982 г. выходит позднее ночное шоу с Маурицио Констанцо который дебютировал 14 сентября 1982 г. и остается в эфире и до сегодня.

Певец А.Челентано вёл программу Il Fantastico 8 (La TV)[10].

В 80-е складывается жанр утренней информационно-музыкальной программы «Ciao Italia» впервые вышел в эфир в 1981 г. на Canale 5, в то время как RAI ответил «Unomattina» (1986) на RAI 1.

В 1980 г. RAI выпускает развлекательные программы «Fantastico» и продолжает давать в эфир фестиваль Сан-Ремо. Они популярны, как никогда, и тут зажигается звезда ведущего Пиппо Баудо. Также на RAI в это время силён жанр юмористических спектаклей и острой сатиры [10].

В 1987 г. начало великой битвы между RAI и Fininvest (телевидения Берлускони) за господство на рынке. На стороне Берлускони Рафаэлла Карра и Пиппо Баудо, который подписывает договор, который остается уникальным в истории телевидения: 10 миллиардов долларов в год в течении десяти лет [12, с.139].

В 1990 г. принимают новый закон о телевидении, который ещё больше либерализовал частное вещание.

В 90-е годы кризис вокруг войны в Персидском заливе показал, что стране нужны чисто информационные каналы - в 1992 г. был создан информационный канал TG5, похожий по формату на CNN [6].

В середине 90-х годов был принят новый закон о телевидении, предполагающий усиления роли Парламента в контроле за деятельностью телевидения. Он формирует правление государственного ТВ RAI из 8 человек - 4 от правящего большинства, 4 от оппозиции. На референдуме итальянцы обсуждали также основные принципы коммерческого

телевидения - в частности право телеканалов прерывать фильмы, спектакли рекламой.

В 90-е запущены были итальянские сериалы: «Dottoressa Gio» (с 1995), «Maresciallo Rocca» (с 1996), «Un Medico In Famiglia» (с 1998), «Ultimo» (с 1998), и длительные сериалы «Un Posto Al Sole» и «Vivere», на Rai3 и Canale 5, соответственно. Иностранные сериалы «90210», «Baywatch», «ER», «Друзья», «Дерзкие и красивые», «Твин Пикс». Британский сериал про мистера Бина был самым популярным комедийным сериалом. Большой популярностью также с 90-х годов пользуются реалити-шоу.

В 1994 г. Берлускони создаёт партию «Вперёд, Италия!» (Forze Italia!), первыми членами которой стали работники подконтрольных ему финансово-промышленных групп. [5]. Вся избирательная компания проводится с помощью опросов, телепередач и методов маркетинга. Все его телесети тоже за Берлускони.

Впервые Берлускони показывается на экране в начале 1994 г. Вот как об этом пишет Веспа: 27 марта 1994 г. партия Берлускони выигрывает. Политики в ярости. Недовольство и в народе. Это было выступление не столько против Берлускони, как против самого телевидения - которое понималось как инструмент оболванивания и манипуляции. Политики, интеллигенция, учителя, газеты, начали организовывать общественные собрания и конвенции о борьбе с телевидением, главным образом частным. Часть активистов потребовало референдума о запрете негосударственного ТВ. Страна делится примерно на половину: за и против Берлускони. Последний через 7 месяцев не вытерпел - подал в отставку. В июне 1995 г. референдум о частном телевидении состоялся. Из него выяснилось, что итальянцы в основной своей массе не хотят остаться без коммерческого телевидения. Но внимание общества сместилось на количество сцен насилия и секса, о способах защиты детей от нежелательного контента [5].

В конце 90-начале 2000 выходит Grande Fratello (итальянский аналог Big Brother). Люди живут длительное время под наблюдением телекамер. Вёл Д.Бигнарди. На разных каналах выходили подражания этой программе. Потом выходило шоу «L'Isola dei Famosi» (Остров знаменитых), на основе формата Survivor, но на остров отправляются знаменитости не первого ряда. В 2000-е Мария де Филиппи, супруга ведущего Маурицио Костанцо, одна из самых влиятельных фигур в компании «Mediaset» и на итальянском ТВ и шоу-бизнесе начинает ряд новаторских программ. Они сочетают реалити-шоу, конкурс талантов, и элементы семейной драмы. «C'è posta per te» (Вам письмо) - программа воссоединения друзей и родственников, желающих решить личные вопросы. Другая программа «Amici» (Друзья) - серийная передача о взрослении, в частности, о проблемах подростков. Сама же версия «Друзей» пришла к другой передаче «Мужчины и женщины» -разговор о отношениях пар, их проблемах [10].

RAI - Radiotelevisione Italiana - итальянская государственная телекомпания. Контролируется итальянским министерством экономики и финансов. До 1954 г. называлось «Radio Audizioni Italiane». RAI является крупнейшей телекомпанией в Италии. Он конкурирует с тремя основными частных телевизионными компаниями, Mediaset, Telecom Italia Media, а также Sky Italia (Великобритания, через спутник) [1].

В рамках RAI работает много телевизионных каналов и радиостанций. RAI является одним из 23 основателей вещательной организации Европейского вещательного союза (European Broadcasting Union) в 1950 г. Половина выручки RAI приходят от теленалога, а половина от рекламы. RAI имеет относительно высокую долю аудитории около 40 %. Компания управляется Административным советом из 9 человек. Семь из девяти членов избираются парламентской комиссией, остальные два (один из которых президент) назначаются крупнейшим акционером: Итальянским министерством экономического развития. Совет назначает Генерального директора. Генерального директора и членов административного совета назначаются на срок три года с возможностью продления. В соответствии с законом, спикеры обеих палат назначают президента RAI и совет директоров. На практике, решение носит политический характер, как правило, в результате чего некоторые представители оппозиции становятся директорами, а влиятельные руководящие должности получают люди близкие к правительству. Обычно имели двух директоров и президента, принадлежащих парламентскому большинству, и двух директоров, которые являются сторонниками оппозиции. Существует и парламентская комиссия по контролю за RAI и её возглавляет представитель оппозиции.

У RAI три основных наземных канала, которые ныне передаются со спутников. Rai 1 - основной канал для семейного просмотра. Там же работают и главные новости. Rai 2 заработал с 4 ноября 1961 г. У него не было ярко выраженной концепции, но в последние годы пытается сосредоточиться на молодой аудитории. RAI 3 в эфире с 15 декабря 1979 г. под названием "ТВ3". Это «альтернативный» канал, с определённым представительством общественных организаций. Также на этом канале выходят местные программы (во врезках). Rai 1 и Rai 2 начали цветное вещание с 1 февраля 1977 г. Rai Italia - международный канал RAI. На каналах выходят новостные передачи TG1, TG2 , TG3 , Rai Parlamento, TGR. В начале 2010 г. добавились каналы о природе, истории, спорте, и ещё несколько каналов. Rai4 - развлекательный канал. Rai News - новостной канал. Rai Gulp - детский канал. Два спортивных канала Rai Sport 1, Rai Sport2. Rai Storia - культурно-образовательный канал. Для вещания основных каналов на спутнике избрана модель частичного кодирования. Rai Med - канал на арабском языке. Парламентские каналы: Camera dei Deputati and Senato Italiano. Идут без кодировки [1;4].

В Италии существует спутниковая платформа Tivú Sat. В рамках проекта можно смотреть Rai 1, Rai 2, Rai3, Rai Nettuno Sat 1, Rai News; Rai Scuola, Rai Storia. А кроме того там можно смотреть Rai 5: специальный канал трансляции культурных мероприятий. Rai Movie : фильмовый канал; а также детский Rai Yoyo. Передают Rai Premium [1] .

Компания «Медиасет», Сильвио Берлускони владеет: Canale 5 (который начинал свое вещание с севера Италии, сейчас этот канал закупает программы американских каналов NBC, CBS, ABC), Italia 1, Rete 4. Кроме того, этой компании принадлежит кабельная телестанция Telemilano и локальная сеть Rete 10, охватывающая юг Италии. На начало 2000 годов три коммерческих канала «Медиасет», принадлежащие Берлускони, привлекают почти 90% телеаудитории страны, они поглощают 97% рекламных инвестиций всего телесектора. Основная конкуренция между государственным и частным ТВ выражается в «противостоянии» RAI1 и Канале 5. Последний выигрывает. Критика Италии в тот период заключалась в том, что правительство страны так или иначе контролировало и частное, и государственное телевидение [11].

Со времени отмены государственного регулирования в 1976г, число радиостанций в стране выросло примерно до двух с половиной тысяч. Государственное радио RAI имеет три канала, два из которых передают лёгкую и поп-музыку, а третий (Radio 3) - дискуссионные программы и классическую музыку. Сегодня аудитория итальянского радио составляет около 35 млн. человек. Радиовещание в Италии многоканальное. Rai Radio 1 - первая радиостанция итальянской общественно-правовой телерадиокомпании RAI, специализирующаяся на новостях, спорте, разговорных передачах и популярной музыке. Одной из самых популярных и исторических программ Radio 1 стала футбольное шоу «Tutto il calcio minuto per minuto», впервые вышедшее в эфир в 1960 г. Rai Radio 2 - вторая радиостанция итальянской общественно-правовой телерадиокомпании RAI, специализирующаяся на разговорных передачах и популярной музыке. Rai Radio 2 является одной из самых популярных радиостанций Италии, её основное шоу - Viva Radio2, также популярны «Il ruggito del coniglio», «Caterpillar» и «Condor». Rai Radio 3 - третья радиостанция итальянской общественно-правовой телерадиокомпании RAI, специализирующаяся на культуре и классической музыке. Она была основана в конце 1950 г. Rai Italia Radio - Международное радио RAI и др. [1;11]. Из коммерческих радиостанций итальянскую и международную музыку можно услышать на «Радио Италия», «Радио Глобо» и «Радио DJ».

Выводы. СМИ Италии прошли непростой путь от религиозной и политической цензуры к дуальной системе частного и общественно-правового вещания. Дорога к новым формам вещания была гораздо более трудной, нежели в других европейских странах. Это обусловлено региональными различиями, фрагментацией общества, сложной

политической обстановкой, скачком от традиционного общества к индустриальному, затем и к постиндустриальному состоянию. Телевидение так сильно вошло в жизнь итальянцев, что партия, опирающаяся в своей агитации на телетехнологии, смогла пройти в Парламент. Долгое время С. Берлускони контролировал частный и государственный сектора ТВ и радио («берлусконизм в СМИ»), что порицалось как внутри страны, так и за рубежом.

Использованные источники:

1. Истомин М. Космополитичный Hot Bird // Телеспутник 12(146) Декабрь 2007. URL: http://www.telesputnik.ru/archive/146/article/44.html (12.06.12)

2. История Италии: в трех томах. Том 3 / под редакцией С. И. Дорофеева, В. Е. Невлера , Б. Р. Лопухова, Г. С. Филатова.М.: Наука, 1971.548 с.

3. Манцокки Б. Очерки эконмической политики Италии 1945-1959 гг. М.: Изд. Социально-экономической лит-ры, 1961. 208 с.

4. Урина Н.В. Система средств массовой информации Италии // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 1988. №5. С.48-56.

5. Уткин С. Сильвио Берлускони история успеха // CEO. Электронный журнал. URL: http://www.buffett.ru/expirience/?ID=2939 (12.12.12)

6.Bechelloni Giovanni Italy / The Museum of Broadcast Communications -Chicago, 1994. URL: http://www.museum.tv/eotvsection.php?entrycode=italy (04.04.11) Доступ к сайту закрыт.

7. Cooperation culturelle : etudes et experiences Trois semaines de television Une comparaison internationale Belgique, Bulgarie, Canada, France, Hongrie, Italie et Japon. Paris : Unesco, 1982 - с. 30-35.

8.History of Italian television. URL: http://s206301103.websitehome.co.uk/database/it.tv.htm (12.12.12)

9. Mousseau Jacques. La télévision en Italie. In: Communication et langages. N°61, 3ème trimestre 1984. pp. 100-116.

10.Nicosia Andra Italian Television. The Introduction of Television in Italy: How TV Changed Italy and Its Culture.URL: http://www.lifeinitaly.com/tv/italian-television-50, http://www.lifeinitaly.com/tv/italian-television-60, http://www.lifeinitaly.com/tv/italian-television-2000 (12.06.12).

11. Summary profiles of pay TV in France, Germany, Italy, Spain, Sweden and United States. Annex 9 to pay TV market investigation consultation. London : Ofcom (Office of communications), 2007. pp.40-55.

12.Vespa Bruno Storia d'Italia Da Mussolini a Berlusconi. 1943 - L'arresto del Duce 2005 - La sfida di Prodi con la testimonianza di Giulio Andreotti . Roma : RAI-ERI MONDADORI, 2004. 194 p. URL: http://www.21gradi.it/Public/Bruno%20vespa%20-

%20Storia%20d'Italia%20da%20Mussolini%20a%20Berlusconi.pdf (12.12.12)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.