другие исследования были развиты в ведомственных научно-исследовательских институтах «Гидропроект» и «Гидроэлектропроект» (позже «Г идроэнергопроект»).
Таким образом, академическая наука внесла большой вклад в разработку и реализацию гидростроительных планов в России и Поволжье в частности. Начиная с 1930-х гг., наметилась тенденция интенсификации и расширения исследований с целыо обоснования схемы хозяйственного освоения природных ресурсов Волжского бассейна. Основную роль в техникоэкономическом обосновании схемы «Большая Волга» сыграл Энергетический институт АП СССР. Разработанная сотрудниками института концепция была рассмотрена и в целом одобрена на сессии Академии наук в ноябре 1933 г.
БИБЛИОГРАФИ Ч ГС К И Й С Г1И С О К
1. Авакян, А. Б. Волга в прошлом, настоящем и будущем / А. Б. Авакян. - М. : Экопресс-ЗМ, 1998. - 31 с.: ил.
2. Архив Российской Академии паук (АРАП). Ф. 209. Оп. 1. Д. 42.
3. Проблема Волго-Каспия: груды ноябрьской сессии 1933 г. - Л. : Изд-во АП СССР. 1934. -628 с.
4. Российский государственный архив экономики (РГ'АЭ). Ф. 4372. Оп. 29. Д. 450.
ООО
оооооооооооооо
Бурдин Евгений Анатольевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры музееведения исторического факультета УлГПУ гш. И. Н. Ульянова.
УДК 321
И. А. ЗОСИМЕНКО
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Анализ политической системы позволяет представить политику как систему поведения и деятельности субъектов политики, определить характер политического реэ/сима, степень развития демократии, уровень политических свобод и влияние гражданского общества на власть. Политическая система современной России является развивающейся, формирующейся системой и представляет собой совокупность субъектов политики, сознательно взаимодействующих на основе политической культуры по поводу политической власти. Ядром политической системы современной России является политическая власть.
Ключевые слова: политическая система современной России, политическая власть, вертикаль власти, оппозиция, преемственность власти.
Политическая система современной России 4 представляет собой совокупность субъектов политики, сознательно взаимодействующих на основе политической культуры по поводу политической власти
Являясь ядром политической системы, политическая власть в современной России разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, которые отделены друг от друга, самостоятельны, то есть субстациональны.
Конституционно провозглашённое разделение политической власти в Российской Федерации составляет нормативно-правовую основу государства, а главой государства является Пре-
зидент Российской Федерации, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации совместно с Федеральным собранием РФ, Правительством РФ и судами РФ. Эго положение фактически провозглашает наличие в России четвёртой ветви политической власти -- президентской.
«В существующей системе верховному лицу принадлежит последнее слово по всем сколько-нибудь значимым вопросам управления, - пишет К. Г. Холодовский. Его положение над всеми властями создаёт предпосылки и соблазн простого подчинения ему всех звеньев государства. Отсутствие выработанного десятилетиями механизма гармонизации и взаимного дополнения функций разных органов государственного управления толпой, особенно в условиях запроса
ма стабильность и порядок, к замене этого механизма взаимоотношений упрощённым вариантом - вертикалью власти» [11].
Российскую вертикаль власти можно охарактеризовать следующим образом:
1. Персонификация президентской власти
Ключевой характеристикой российской политической власти Ю. Пивоваров называет власте-центричность, «причем «власть» должна писаться с большой буквы - «Власть». Она главное действующее лицо исторического процесса, в ходе которого лишь меняет свои наименования -царь, император, генсек, президент. Важно также подчеркнуть, что эта Власть всегда персонифицирована, т. е. обязательно предполагает определённого носителя (в отличие от Запада, где власть отделена от правителя и не является его личной прерогативой)» [8].
Вертикаль власти современной политической системы тесно связана с именем В. В. Путина.
2. Преемственность власти
Победа Д. Медведева на последних президентских выборах была обеспечена поддержкой В. Путина, как и победа в своё время самого В. Путина была обеспечена поддержкой Б. Ельцина. В первом случае старый президент Б. Ельцин уходил из политики, во втором случае В. Путину был гарантирован пост Председателя Правительства РФ, и начался «процесс перемещения власти»[10], в результате которого пост премьера из «технического» (при сильном президенте) превращался во второй по важности (согласно Конституции) и ведущий из-за личности премьера.
Было найдено решение, при котором бывший лидер страны и государства сохранил инфраструктуру властного контроля над ключевыми областями в жизни страны - политической и экономической сферами. Жизнедеятельность такой инфраструктуры закреплена реформами избирательного законодательства, выстраиванием вертикали власти и укреплением личного имиджа В. Путина. Избрание беспартийного В. Пугина лидером правящей мажоритарной политической партии «Единая Россия» создало прецедент, когда лидер партии, не являясь её членом,'сможет использовать её ресурс на следующих выборах.
В современной России образовалась менторская преемственность, при которой «ментор» В. Путин является более влиятельным политиком. В отличие от Ментора из «Одиссеи», В. Путина, видимо, вторые роли не устраивают, и «воспитанник» Д. Медведев должен будет в определённый срок уступить президентское кресло своему воспитателю.
3. Плебнсцитаріюсть
Плебисцитом, применительно к леї итиммости власти, К. Холодовский [11] называет всеобщее голосование, фактической целыо которого является не решение каких-либо вопросов (подразумеваемое при референдуме), а подтверждение доверия тому или иному верховному лицу.
В современной российской действительности народ не выдвигает своего представителя, а под видом выборов одобряет или утверждает выбор, сделанный «наверху».
4. Бюрократизация
Вертикальность политической власти предполагает подготовку проектов решений для первого лица, контроль за реализацией решений, коррекцию (в случае необходимости) и отчётность о выполнении решения. В современных развитых демократических системах вертикаль власти осуществляется на основе распределения и делегирования властных полномочий, а развитое гражданской общество осуществляет функции контроля за деятельность государства.
Политическая система современной России трансформировалась таким образом, что основным органом подготовки решений и контроля за их исполнением (особенно в вопросах кадровой политики) стала администрация президента - чи-
Правительство РФ, до прихода на пост Председателя Правительства В. Путина, фактически отвечало за выполнение решений президента. Президенту (а не премьеру) были подчинены министры «силовых» ведомств и министр иностранных дел, руководитель ФСБ.
5. Снижающаяся роль и значение региональных органов власти
Являясь мезоуровием политической государственной власти, субъекты Российской Федерации осуществляют её на основе Конституции РФ. "Однако конституционный идеал оказался горизонтом, достижение которого проблематично, а Российское федеративное государство приобретает всё больше и больше признаки унитарного.
Изменение способа избрания губернаторов -фактическое их назначение президентом через формальное одобрение органом законодательной власти субъекта Федерации - привело к тому, что руководитель региона стал лицом, подотчётным президенту, несущим перед ним ответственность и зависящим от воли президента. Тем самым руководитель региональной ветви исполнительной власти удалился от источника своей власти - народа региона. Сами органы законодательной власти региона всё больше подпадают под влияние руководителей региона, превращаясь в «канцелярию, ставящую на законопро-
екты входящие номера и печать»[4].
6. В «вертикаль власти» всё более вовлекается «партия власти».
В соответствии с концепцией разделения политической власти на три ветви, публичная власть отделена от гражданского общества и сосредоточена в основном институте власти - государстве. Основным политическим субъектом гражданского общества, субъектом, действующим в политике непосредственно, является политическая партия. В демократическом обществе в борьбе за политическую власть партия, как общественная организация, как союз идейных единомышленников в случае победы не приходит к власти в государстве, не становится субъектом власти, а управляет страной руками своих членов. Феномен политической партии в том и заключается, что, являясь субъектом политики, важным элементом политической системы, стремясь завоевать власть в государстве, она не участвует непосредственно в управлении, как субъект, а действует опосредованно.
В современной действительности «Единая Россия» получает или присваивает себе всё больше и больше полномочий, реализуя свою программу «от партии для власти - к партии власти». Обусловленность и востребованность идеи «партии власти» 10. С. Пивоваров объясняет на основе теории социального конфликта Р. Дарендорфа, который считал, что внимание нужно концентрировать не на причинах, а на формах конфликта. Поскольку конфликты есть одна их форм существования общества и должны сохраняться, но они угрожают стабильности и устойчивости общества, их надо поместить в особую «социальную среду» - «социальную плазму», которая минимизирует их разрушительную силу. Основной элемент «социальной плазмы» - обширный средний класс.
Ввиду отсутствия в России широкого средне-4 го класса, понадобилось новообразование в лице «Единой России», которое, по аналогии с дарен-дорфовской «социальной плазмой», 10. С. Пивоваров [8] называет «властной плазмой». Роль «Единой России» 10. Пивоваров видит в дисциплинировавши участников политического процесса. «И драка между чиновничеством и бизнесом, между федеральной и местной бюрократией, между администрацией президента и правительством, между отдельными министерствами, между Кремлем и Тверской, 13, между многими другими продолжается и нет ей конца. Однако в рамках «Единой России» всех их помирят. В случае недисциплинированного поведения «напомнят, накажуг, определят линию поведения и «причитающуюся» долю в коррупционном
переделе» [8].
7. Отсутствие реальной оппозиции не способствует идентификации политической власти как в л асти дем о к рат и ч ее к о й.
Политическая власть в демократическом обществе завоёвывается и функционирует па основе конкуренции и идентифицируется при наличии реальной оппозиции.
Партийная система России состоит из семи официально зарегистрированных политических партий, четыре из которых («Единая Россия». «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР) представлены в Государственной Думе.
«Политическое многообразие нашего общества определяет и структуру нашей мпогопар-тийной системы, - заявил Д. Медведев в Послании Федеральному собранию страны, - сегодня мы можем сказать: многопартийная система в Российской Федерации в целом сложилась. Она стала стабильно функционирующим, общенациональным политическим институтом, важнейшим инструментом, обеспечивающим функциональные права и свободы нашего народа, в том числе и его исключительное право на власть» [9].
Вместе с тем следует отметить, что три из четырёх представленных в Государственной Думе партий в том или ином виде являются креатурами Кремля, и только КПРФ обладает определённым уровнем независимости, провозглашая себя народной партией. Однако и КПРФ имеет представление о границах своей независимости, поэтому заявляя о необходимости смены нынешнего властного режима, понимает, что решить это невозможно. Партии, не представленные в парламенте, возможностями влияния на власть и способностями привлечения на свою сторону широких народных масс не имеют.
К уничтожению оппозиции приложила руки политическая власть, которая, создавая «Единую Россию» как доминирующую партию, предполагала, что оппозиция в рамках «управляемой», «суверенной демократии» будет лояльной по отношению к правящему режиму, однако в стремлении к уменьшению влияния оппозиции, власть почти уничтожила оппозицию.
«Вымирание» оппозиции, считает В. Гельман, стало явыо после выборов 2003-2004 годов и вызвало не только рефлексию в политическом сообществе, но и подвигнуло власть на определённые организационные усилия по созданию новой оппозиции на основе остатков либералов и демократов [3]. Созданная под патронажем Кремля и срочно зарегистрированная политическая партия «Правое дело» не стала ни лояльной, ни конструктивной оппозицией и, видимо,
обращаясь к ней, а также в адрес «Яблока» Президент РФ Д. Медведев заявил в своём Послании, что у них отмечается «дефицит глубоко проработанных альтернативных предложений по конкретным вопросам социально-экономического развития» [9].
История современной российской оппозиции знает практически один проект создания «теневого кабинета» - народное правительство во главе с Г. Ю. Семигиным, созданное в марте 2005 года по инициативе коалиции «Патриоты России» и просуществовавшее до 2008 года.
8. Гражданское общество, характеризуемое как развивающееся, не способно выполнять функции контроля за политической властью в современной России.
«Развитие институтов гражданского общества возможно только в развитой политической системе», - отметил в своёмй Послании Д. Медведев [9]. Л в своей статье «Россия, вперёд!», отмечая необходимость формирования и поддержки структур гражданского общества, всех форм самоорганизации и самоуправления, пишет: «Гражданское общество не купить за иностранные гранты. Политическую культуру не переделать простым подражанием политическим обычаям передовых обществ» [6].
До настоящего времени гражданское общество в России можно назвать развивающимся, и этот этап развития будет длиться до тех пор, пока институты гражданского общества не начнут создаваться по инициативе населения на добровольной основе. Созданная властью Общественная палата всё больше превращается в бюрократический орган.
Современное Российское государство является доминирующим по отношению к гражданскому обществу и характеризуется авторитарной вертикальной власти. Являясь основным субъектом современной российской политической системы, государство (Кремль) диктует правила поведения остальным политическим субъектам, используя политическую власть. В своём Послании Д. Медведев неоднократно подчёркивает положение Конституции РФ о том, что источником власти в нашей стране является народ. А «на практике экономическая, социальная, внешняя политика разрабатывается в результате сложного взаимодействия самых разных общественных групп. Следование законным интересам и учёт мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений, - это обязанность государства, это обязанность демократического государства. Способность эту обязанность выполнять является главным критерием эффективности такого
государства» [9].
Как известно, политический режим - это формы, способы и методы использования гос\-дарством политической власти. В соответствии с Конституцией РФ наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Являясь несомненно демократическим, политический режим современной России приобретает всё более авторитарный характер, подтверждением чему являются изменения в избирательном законодательстве, приводящие к всё большему удалению народа от участия в формировании органов власти. Увеличение сроков полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы приводят к снижению роли выборов как формы контроля за деятельностью высших органов государственной власти. Политическая партия стала единственной общественной организацией, имеющей право участвовать в выборах и выдвигать своих кандидатов. Минимальная численность самих партий повышена до 50 тысяч членов. Порог для прохождения в Государственную Думу повышен до 7%, а депутатам запрещён выход из партии. Запрещены также избирательные блоки, отменено голосование «против всех», отменён порог явки избирателей на выборах, почти повсеместно прекращены выборы но одномандатным округам. Ужесточены требования к сбору подписей и их оформлению, что позволяет под разными предлогами устранять партии и отдельных кандидатов из списков.
Таким образом, являясь ядром политической системы современной России, политическая власть по своим характеристикам приобретает авторитарный характер.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. - М. : Норма : Норма-Инфра-М, 2002. - 128 с.
2. Борисов, Н. А. Президентская многопартийная система и стабильность демократии: Российский вариант / И. А.Борисов // Социология власти. - 2008. — №4. - С. 209-219.
3. Гельман, В. Политическая оппозиция в России: жизнь после смерти / В. Гельман /’/ Отечественные записки. - 2007. - №6. - С. 105-125.
4. Дымарский. В. С разрешённой скоростью / В. Дымарский // Российская газета. - 2009. -№200. - С. 3.
5. Ирхин, 10. В. Политология: учебник / 10. В. Ирхин. - М. : Издательство «Экзамен», 2006. — 686 с.
6. Медведев, Д. А. Россия, вперёд! / Д. А. Медведев // Режим доступа к статье:
lntp://^vww.kremlin.ru/nevvs/5413
7. Миграпян, Л. В. Полугорапаргийцы, радикалы и маргиналы. Современные политические процессы в России / А. В. Миграняп // Стратегия России. - 2008. - №8. - С. 55-60.
8. Пивоваров 10. С. Русская власть и публичная политика. Заметки историка о причинах неудачи демократического транзита / Ю. С. Пивоваров // Политические исследования. - 2006. —
№1. —С. 12-32.
9. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - 11 ноября.
10. Самойлова, В. В. Политическая элита современного российского общества/ В. В. Са-
мойлова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социологии. Политология. -2008. - Вып. 1. -С. 72-74.
11. Холодовский, К. Г. К вопросу о политической система современной России / К. Г. Холодовский // Политические исследования. - 2009. №2.-С. 7-22.
Зосішепко Иван Андреевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета.
ч