Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ИСААКА НЬЮТОНА: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ИСААКА НЬЮТОНА: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЬЮТОН / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / СОЦИНИАНСТВО / ВЕРОТЕРПИМОСТЬ / КАТОЛИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Регульский Иван Тимофеевич

Исаак Ньютон был не только натурфилософом. Наряду с натурфилософией он занимался теологией. Один из центральных вопросов его богословия - граница между обязательным и необязательным для соблюдения в христианском вероучении. Его работы позволяют показать смысл этого разделения и сделать выводы о том, как оно влияет на политический аспект ньютоновского богословия. В статье предпринимается попытка реконструировать этот аспект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISAAC NEWTON’S POLITICAL THEOLOGY: AN ATTEMPT OF RECONSTRUCTION

Isaac Newton was not a mere philosopher of nature. He also specializedin theological matters. One of the key aspects of his theology - the border between necessary and unnecessary elements in Christian doctrine. Newton’s works show the meaning of this division. These works also provide the possibility of reconstructing Newton’s political theology. The article attempts to reconstruct this aspect.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ИСААКА НЬЮТОНА: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ»

64 Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ИСААКА НЬЮТОНА: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ

Аннотация

Исаак Ньютон был не только натурфилософом. Наряду с натурфилософией он занимался теологией. Один из центральных вопросов его богословия — граница между обязательным и необязательным для соблюдения в христианском вероучении. Его работы позволяют показать смысл этого разделения и сделать выводы о том, как оно влияет на политический аспект ньютоновского богословия. В статье предпринимается попытка реконструировать этот аспект.

Ключевые слова: Ньютон, политическая теология, социнианство, веротерпимость, католицизм.

Автор

Регульский Иван Тимофеевич

Студент магистратуры факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики (Москва, Россия)

Известно, что Дж. Локк вел теологическую переписку с И. Ньютоном. [24. — Р. 488-493]. Оба были связаны с социнианами — одним из направлений радикальной реформации. Оба испытали их влияние — например, в вопросе веротерпимости и взгляде на отношения Церкви и государства [21. — Р. 105-106]. Это один из многих примеров того, что история политических учений связана с теологией. Кейсы, подобные ньютоновскому, дополняют и уточняют контекст формирования тех или иных учений — в частности, разработанного Локком. А понимание контекста полезно как для гуманитарных наук, так и для социальных — в том числе для политологии.

Уильям Кавана определяет политическую теологию как «анализ и критику политических механизмов (включая их культурно-психологические, социальные и экономические аспекты) в перспективе различных интерпретаций действия Бога в мире» [10. — Р. 1].

Поэтому в политической теологии должна присутствовать причинная зависимость политических суждений от богословских взглядов. Политическая теология как отдельная дисциплина оформляется лишь в первой половине 20 века — у авторов предшествующих эпох не найти ее в чистом виде. Но, если сам Ньютон не выделял политический аспект из богословия в целом, это не мешает нам попытаться реконструировать его политическую теологию.

Веротерпимость и адиафора в богословии Ньютона

В работе «О Церкви» он пишет: «Моральная часть всех религий заключается в двух предписаниях: любить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом <...> вторая похожа на нее: любить своего ближнего как самого себя. В этих двух заповедях — весь Закон, все пророки» [15. — Р. 41]. Такая же мысль встречается в «Миротворце»: «Покаяние и прощение зависят от того,

нарушает ли человек две этих заповеди» [18. — Р. 1].

Ньютон цитирует Послание к Евреям: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды <...> твердая же пища свойственна совершенным» (Евр. 5: 13-14). Разделяя элементы вероучения на обязательные и необязательные для спасения, Ньютон сравнивает их с «молоком для младенцев» и «мясом для взрослых». Во время катехизации человек получает первое. Нет ничего необходимого для вступления в общину и спасения, кроме того, чему учат перед крещением — двух заповедей [18. — Р. 1].

После вступления можно изучать «мясо»: вопросы церковного устройства, толкования пророчеств и так далее. Но, делая какие-то выводы на основе Писания, нельзя распространять их на всю общину как обязательные, называть несогласных еретиками. В раннем христианстве все было устроено именно так — соблюдение двух заповедей и терпимость ко всем мнениям по поводу того, что выходит за их пределы [18. — Р. 1].

Вопрос единства общины — центральный для Ньютона. Ужасы гражданской войны 1642-1651 годов, спровоцированные в том числе религиозными разногласиями, привели его к идее, что главное — это единство, способное предотвратить кровопролитие. Ньютон действительно принял близко к сердцу те события [19. — Р. 15]. Поэтому он осуждает как тех, кто навязывает необязательные богословские мнения всей Церкви, так и откалывающихся от нее без достаточных оснований. Это не просто толерантность — цель в том, чтобы свести основы веры к двум пунктам, упомянутым выше. Возможно ли обеспечить единство, учитывая, что история Откровения, по мнению Ньютона, сопровождалась постоянными искажениями Слова Божьего? [13. — 97г].

Здесь на первый план выходит государство. Все истины христианства исчерпывающе перечислены в Апо-

стольском Символе веры [11. — 45г, 12. — 67г]. Добавлять к ним что-либо невозможно. В ведомости церковного управления могут находиться только вопросы рукоположения и рассмотрение вопросов о религиозных проступках [15. — Р. 186, 169]. Все остальное, включая вопрос о форме церковной власти, находится в ведомости государства. Церковные суды могут действовать в области светского, но лишь с дозволения государства. Лучше понять эту идею поможет отношение Ньютона к католицизму. В толковании на книгу пророка Даниила он пишет, что под рогом, описанным в седьмой главе, нужно понимать Римскую церковь. Это фактически отождествление ее с дьяволом и Антихристом [7. — С. 57-69]. Ньютон приводит статистику протестантов, убитых или оказавшихся в тюрьме за свои взгляды, и осуждает применение насилия [22. — 9у]. Поэтому решение вопроса о ереси подразумевает два пункта: собственно определение этой ереси, исходя из истин религии (по Ньютону) и переубеждение того, кто ошибается. Силовое решение вопроса методами государственного принуждения осуждается.

Эти вещи сами по себе политические. Католицизм тех времен исходил из доктрины двух мечей — Папа обладает и духовной, и светской властью. Идеи Ньютона, важные для нас, — это граница между обязательным и необязательным в вероучении, а также единство общины. И второе напрямую связано с первым, поскольку единство возможно только на общей вероучи-тельной базе.

Политические следствия ньютоновского богословия

Ньютон говорит о договорном происхождении государства. Договор основан на взаимных обязательствах. Правитель обязуется защищать свой народ, получая в ответ преданность и послушание законам [17]. Степень ис-

полнения королем этого обязательства определяет то, в каком отношении к нему должен стоять народ. Яков II, попытавшись сдвинуть Англию в сторону католицизма [1. — С. 158], нарушил обещание давать защиту — поскольку католицизм предельно нетерпим. Следовательно, договор был нарушен — и народ может его разорвать. В свою очередь, Вильгельм Оранский согласен исполнять эти обязательства — поэтому разумно присягнуть на верность ему. Ньютон пишет, что действия правителя легитимны лишь в случае, когда они направляются принципами необходимости и общего блага [20]. Последнее понимается как идейно-практический базис, который разделяется почти всем обществом.

Излагаемые в духе концепций общего блага и общественного договора, эти идеи строго выводятся из того, как Ньютон трактует христианскую веру и церковное устройство. Если христианство заключается в небольшом наборе обязательных моральных заповедей, то правильное общественное устройство не должно быть предельно эксклюзивным. И тем более не должно навязывать необязательное для спасения, используя механизмы насилия и подавления. Если глава общины в древние времена, когда христианство не было искажено, выбирался всей общиной [15. — С. 175], то очевидно, что государство легитимно настолько, насколько защищены те, кого оно должно защищать. Государство создает устойчивое общественное поле, в котором могло бы сосуществовать множество конфессий. Такое понимание роли государства неизбежно следует из богословских взглядов Ньютона. Здесь его идеи пересекаются с Гоббсом [8. — С. 119] и Локком [5. — С. 361] — общественный договор обеспечивает безопасность и свободу (понимаемую, прежде всего, как свободу вероисповедания). Кроме того, Локк говорит об общем благе в том же духе, что и Ньютон: «Власть общества или создан-

ного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага» [5. — С. 352]. Нельзя считать это сходство терминологии простым совпадением - в библиотеке Ньютона есть копия «О праве войны и мира» Гроция, где также излагается теория общественного договора [4. — С. 74].

Эти же богословские особенности ведут к тому, что государство, хоть оно и ограничено требованиями общего блага, стоит над религиозной властью. Если религиозная власть сливается со светской, то мы получаем ту же римскую доктрину двух мечей. Ньютон, насколько можно говорить сейчас, нигде не пишет об этом напрямую — но сам ход его мысли не оставляет других вариантов. Подобно тому как у Гоббса права отдельных людей отчуждаются в пользу суверена для обеспечения общей безопасности [8. — С. 119], Ньютон отказывает отдельным исповеданиям в политическом доминировании —дабы избавиться от опасности кровопролития, в котором он обвиняет католицизм. Идеалом государства становится нечто вроде конституционной монархии — поскольку король, будучи политическим лидером, ограничен условиями, на которых подданные присягают ему.

Церковь с государством, хотя они и существуют с определенной автономией друг от друга, должны строить свои отношения в перспективе направленности на один и тот же образец — Откровение. Эта схема напоминает то, о чем пишет Лютер в работе «О светской власти» [6], а также позицию Карла Барта [9]. Сходство дополняется тем, что Ньютон, как и два этих автора, говорит о невозможности восстания против власти [20]. Этот момент, впрочем, не прояснен у него до конца: осуждая восстания, Ньютон тем не менее считает, что возможны ситуации, когда заключенное с правителем соглашение оказывается разорвано. Если выход за пределы установленных договорен-

ностей не продиктован идеей общего блага, то он достоин осуждения. Если народ сопротивляется правителю, не имея на то необходимости, то это нарушение соглашения — соответственно, достойно наказания. Так же правитель, нарушая без необходимости соглашения, фактически разрывает их. Остается не до конца ясным, что включается в необходимость, — Ньютон не раскрывает этот момент подробно.

Государство, стоя над Церковью, не должно иметь абсолютной власти. Его смысл в обеспечении условий для сохранения границы между обязательным и необязательным в вероучении — и, как следствие, единства общины. Таким образом, выстраивается четкая линия от богословия к политике.

Поскольку в христианстве есть обязательные и необязательные элементы, нужно все время следить, чтобы граница между ними не нарушалась, не вызывая, таким образом, насилия одних исповеданий над другими. Если соединение светской власти с религиозной ведет к насилию, как это произошло в католицизме, то правитель должен стоять над отдельными исповеданиями. Если общины в идеале избирают своих управителей, то тот, кто будет защищать всю совокупность общин, должен получать согласие всех общин — через обязательство защиты. Если именно эти обязательства дают правителю власть, то она носит характер договора, продиктованного общим благом — в данном случае безопасностью. Если власть достается правителю на обязательных для соблюдения и формально зафиксированных условиях, то она не может быть неограниченной — в случае Ньютона это принимает вид конституционной монархии. Таким образом, богословские взгляды Ньютона определяют то, как он видит происхождения государства, приемлемые формы правления и путь, каким власть получает свою легитимность.

Политические следствия его богословских идей не были просто

изложенными на бумаге мыслями — Ньютон воплощал их в деятельности. Англиканство было склонно к внутренним конфликтам и противоречиям, достигшим кульминации в эпоху гражданской войны: Карл I, склонный к компромиссу с католицизмом — победа парламента и казнь Карла I в 1649 году — «Реставрация Стюартов» (1 659-1 688), симпатизировавших католицизму — и «Славная революция», сделавшая Якова II последним королем-католиком. Таким образом, весь 17 век Англия разрывалась между католицизмом и протестантизмом. Ньютон вступил в этот конфликт в самом конце [3. — С. 534-548].

Примечательны два эпизода. Первый произошел в 1687 году, когда разгорелось противостояние между профессурой Кембриджа и Яковом II — католиком, сторонником абсолютной монархии. Нарушая правила Кембриджа, он настаивал, чтобы университет дал степень магистра бенедиктинцу Альбану Френсису. Уступка стала бы прецедентом и усилила позиции католицизма. Видя протесты кембриджского руководства, король вызвал их на суд Верховной комиссии. Именно Ньютон, проявив решительность, переломил ход дела — степень магистра бенедиктинец так и не получил. [1. — С. 158]. Католицизм нарушает границу между обязательным и необязательным. Соответственно, правитель, пытающийся продвигать католицизм, нарушает принцип общего блага — с этим нужно бороться.

Та же мотивация двигала Ньютоном во время работы в Конвенте. Правление Якова II продолжалось чуть менее трех лет — во многом из-за его католицизма. В 1688 году в Англии высадился Вильгельм Оранский, Яков II бежал во Францию. Для решения вопроса о передачи власти был собран Конвент. Будучи избранным в него от Кембриджа, Ньютон стал убежденным сторонником вигов [19. — С. 624]. Это неудивительно, если держать в голове взгляды тори. Высту-

пающие за ограниченную монархию и поддерживаемые нонконформистами (среди которых были близкие Ньютону унитарии и антитринитарии), виги были очевидным выбором для того, кто настаивал на широкой веротерпимости, рьяно осуждал католицизм и стремился к конституционной монархии.

Выше было указано, что по вопросу об общественном договоре Ньютон близок к Локку и Гоббсу — также он явно был знаком с работами Гроция. Можно добавить, что похожие идеи есть у Вольтера, который выступал за широкую веротерпимость и конституционную монархию [2. — С. 91-92]. В отношении веротерпимости Ньютон близок к латитудинариям — таким как, например, Ричард Хукер [16. — Р. 243,

418]. Хотя последние не были до конца последовательными и единодушными в своих взглядах: одни говорили, что догматический характер Троицы должен быть упразднен [14. — Р. 125], другие считали, что он составляет обязательную часть христианского вероучения [16. — Р. 216].

Политическая теология Ньютона произрастает из его понимания границы между обязательным и необязательным в христианском вероучении. Эта граница определяет принципы веротерпимости, идею верховенства государства над Церковью. Из нее же выводятся договорная теория происхождения государства и принцип общего блага как фундирующего отношения государства и общества.

Литература

1. Акройд П. Исаак Ньютон. Биография / П. Акройд. — М.: Азбука-Аттикус, 2011. — 256 с.

2. Вольтер. Философские сочинения. — М.: Наука, 1988. — 750 с.

3. Всемирная история: В 6 т. / А.О. Чубарьян [и др.]; под ред. А.О. Чубарьяна. — М.: Наука, 2013. — Т. 3. — 854 с.

4. Гроций Г. О праве войны и мира. — М.: Ладомир, 1994. — 868 с.

5. ЛоккДж. Два трактата о правлении. — 4-е изд. — М.: Социум, 2020. — 496 с.

6. Лютер М. Избранные произведения / М. Лютер. — СПб.: Андреев и согласие, 1994. — 432 с.

7. Ньютон И. Замечания на Книгу Пророка Даниила и Апокалипсис Св. Иоанна / И. Ньютон. — СПб.: Новое Время, 1915. — 246 с.

8. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс — М.: Мысль, 2001. — 478 с.

9. Barth K. Church and State. — London and Beccles: William Clowes and sons, 1939. — 90 p.

10. Cavanaugh W.T., Scott P. Introduction // The Blackwell Companion to Political Theology. — Oxford: Blackwell Pub, 204. — Р. 1-5.

11. Drafts on the history of the Church (Section 3) // The Newton Project. — URL: http://www. newtonproject.ox.ac.uk/view/texts/diplomatic/THEM00220 (дата обращения: 28.09.2020).

12. Drafts on the history of the Church (Section 4) // The Newton Project. — URL: http://www. newtonproject.ox.ac.uk/view/texts/diplomatic/THEM00221 (дата обращения: 28.09.2020).

13. Drafts on the history of the Church (Section 5) // The Newton Project. — URL: http://www. newtonproject.ox.ac.uk/view/texts/diplomatic/THEM00222 (дата обращения: 20.03.2020).

14. Force J.E. Sir Isaac Newton, "Gentleman of Wide Swallow"?: Newton and the Latitudinar-ians // Essays on the Context, Nature, and Influence of Isaac Newton's Theology. — Springer, Dordrecht, 1990. — Р. 127.

15. Goldish M. Judaism in the theology of Sir Isaac Newton / M. Goldish. — Springer: Springer-Science+Business Media, 1998. — 244 p.

16. HookerR. Of the laws of ecclesiastical polity, in 2 vol. — London: Everyman's Library, 1907. — Vol. 1. — 429 p.

17. Iliffe R. Newton: The Making of a Politician // The Newton Project. — URL: http://www. newtonproject.ox.ac.uk/view/contexts/CNTX00002 (дата обращения: 25.11.2020).

18. Irenicum, or Ecclesiastical Polyty tending to Peace // The Newton Project. — URL: http://www. newtonproject.ox.ac.uk/view/texts/diplomatic/THEM00003 (дата обращения: 02.03.2020).

19. More L.T. Isaac Newton: a biography / L.T. More. — New York, London: Charles Scribner's sons, 1934. — 704 p.

20. Notes upon ye dispensing power // The Newton Project. — URL: http://www.newtonproject. ox.ac.uk/view/texts/diplomatic/THEM00024 (дата обращения: 01.10.2020).

21. Snobelen S.D. Socinianism, heresy and John Locke's Reasonableness of Christianity // Enlightenment and Dissent. — 2001. — № 20. — Р. 88-125.

22. Theological Notebook (Part 2) // The Newton Project. — URL: http://www.newtonproject. ox.ac.uk/view/texts/diplomatic/THEM00181 (дата обращения: 28.09.2020).

23. Untitled Treatise on Revelation (section 1.1) // The Newton Project. — URL: http://www. newtonproject.ox.ac.uk/view/texts/diplomatic/THEM00135 (дата обращения: 10.03.2020).

24. Westfall R.S. Never at Rest: A Biography of Isaac Newton / R.S. Westfall. — Cambridge University Press, 1981. — 903 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.