Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая система Японии / политическая культура / политическая активность. / Japanese political system / political culture / political activity.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Д С. Маслюк

В статье описываются основные особенности политической системы Японии, затрагиваются аспекты политической культуры японского общества. Также поднимается вопрос политической активности японского общества и делается вывод о том, что в обществе Японии низкий интерес к политике коррелирует с недоверием к правительству и партиям. Такие ценности куль-туры как стремление к гармонии и иерархичная упорядоченность сопрягаются с политической дисгармонией на примере массовых протестных акций и насильственной гибели бывшего премьер-министра Японии. В статье сделан вывод, что монархия выступает в качестве значимого символического (культурологического) элемента политической системы, интегрирующего японское общество. Существенное значение в политической культуре Японии имеет личностный фактор: избиратели голосуют не за идеологические установки партии, а за ту или иную личность. В Японии особое значение имеют петиции как способ продвижения общественных интересов во власть. Однако вера японцев в способность оказывать непосредственное влияние на политические решения снижается. В статье подчеркнуто, что основа политических решений Японии формируется «за кулисами», а доступ к власти возможен только при соответственной поддержке клана («семьи»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL SYSTEM OF JAPAN: CULTURAL ASPECT

The article describes the main features of the Japanese political system, touches upon aspects of the political culture of Japanese society. The issue of political activity of Japanese society is also raised and it is concluded that in Japanese society low interest in politics correlates with distrust of the government and parties. Cultural values such as the desire for harmony and hierarchical order are coupled with political disharmony using the example of mass protests and the violent death of the former Prime Minister of Japan. The article concludes that the monarchy acts as a significant symbolic (cultural) element of the political system that integrates Japanese society. It has also been concluded that the personal factor is of high importance in the political culture of Japan. Voters vote not for the ideological guidelines of the party, but for this or that person. In Japan, petitions are of particular importance to promote public interests in government. However, Japanese confidence in the ability to directly influence political decisions is declining. The article emphasizes that the basis of Japan’s political decisions is formed in a closed format, and access to power is possible only with the appropriate support of the «family» (clan).

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 321

Д.С. Маслюк

аспирант,

Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

D.S. Masluk

Postgraduate student, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: dmitry.masluk@yandex.ru

THE POLITICAL SYSTEM OF JAPAN: CULTURAL ASPECT

Аннотация. В статье описываются основные особенности политической системы Японии, затрагиваются аспекты политической культуры японского общества. Также поднимается вопрос политической активности японского общества и делается вывод о том, что в обществе Японии низкий интерес к политике коррелирует с недоверием к правительству и партиям. Такие ценности культуры как стремление к гармонии и иерархичная упорядоченность сопрягаются с политической дисгармонией на примере массовых протестных акций и насильственной гибели бывшего премьер-министра Японии. В статье сделан вывод, что монархия выступает в качестве значимого символического (культурологического) элемента политической системы, интегрирующего японское общество. Существенное значение в политической культуре Японии имеет личностный фактор: избиратели голосуют не за идеологические установки партии, а за ту или иную личность. В Японии особое значение имеют петиции как способ продвижения общественных интересов во власть. Однако вера японцев в способность оказывать непосредственное влияние на политические решения снижается. В статье подчеркнуто, что основа политических решений Японии формируется «за кулисами», а доступ к власти возможен только при соответственной поддержке клана («семьи»).

Ключевые слова: политическая система Японии, политическая культура, политическая актив-ностьь.

Abstract. The article describes the main features of the Japanese political system, touches upon aspects of the political culture of Japanese society. The issue of political activity of Japanese society is also raised and it is concluded that in Japanese society low interest in politics correlates with distrust of the government and parties. Cultural values such as the desire for harmony and hierarchical order are coupled with political disharmony using the example of mass protests and the violent death of the former Prime Minister of Japan. The article concludes that the monarchy acts as a significant symbolic (cultural) element of the political system that integrates Japanese society. It has also been concluded that the personal factor is of high importance in the political culture of Japan. Voters vote not for the ideological guidelines of the party, but for this or that person. In Japan, petitions are of particular importance to promote public interests in government. However, Japanese confidence in the ability to directly influence political decisions is declining. The article emphasizes that the basis of Japan's political decisions is formed in a closed format, and access to power is possible only with the appropriate support of the «family» (clan).

Key words: Japanese political system, political culture, political activity.

Политическую систему любого общества можно рассматривать с позиции многих факторов. В данном исследовании представлен культурологический ракурс. Описаны основные особенности политиче-

ской системы, затронуты аспекты политической активности японского общества. Исследование показывает, что политическая культура оказывает влияние на политическую систему общества с точки зре-

ния построения моделей поведения элит, выстраивания способов взаимодействия власти и общества. Однако настроения и действия японской общественности характеризуются сложностью и непредсказуемостью, что в отдельных случаях противоречит формальным процедурам.

В трактовке Р.Т. Мухаева политическая система — это интегрированная на основе ценностей, установок и стереотипов, целостная совокупность властных взаимодействий и политических акторов, институтов, призванная выражать общественные запросы и цели путем принятия и реализации политических решений [7, с. 218]. В определении В.С. Комаровского политической культурой является комплекс устойчивых, исторически сложившихся на индивидуальном, групповом и массовом уровне установок сознания и моделей поведения людей, определяющих основных характеристики функционирования политической системы. [4, с. 127]. Таким образом, приведенные два термина тесно переплетены друг с другом: культурологический аспект является одним из факторов, определяющих характерные особенности политической системы. Политическая система, в свою очередь, интегрирует в себе ценностные установки. Пример Японии подтверждает рассматриваемую терминологическую взаимосвязь.

Р.Т. Мухаев в своей книге описывал особенности политической системы Японии [6, с. 917]. Япония является парламентской монархией. Политический режим в стране — демократия японского типа. Монарх является символом государства и единства общества. Император должен руководствоваться одобрением Кабинета министров прежде, чем совершать государственные дела, деятельность императора лишь процессуальная. Однако Конституция не исключает право императора отвергать решения правительства. Тем самым монарх резервирует эту возможность на случай экстренной ситуации. Парламент Японии состоит из двух палат: верхняя — Палата советников из 252 депутатов, избираемых на 6 лет; и нижняя — Палата представителей в составе 512 человек, избираемых на 4 года. Палата советников обладает лишь правом отлагательного вето

в отношении уже принятых нижней палатой законов. Палата советников в случае ЧС остаётся единственным законодательным органом, роспуск данного института невозможен. Высший орган исполнительной власти формируется законодательной ветвью власти. На парламентских выборах избиратели голосуют не только за потенциальных депутатов, но и за потенциальных членов правительства, за возможного премьер-министра, поскольку Палата представителей избирает главу кабинета, который одновременно является лидером победившей партии на выборах. Кабинет министров опирается на парламентское большинство, имеет право роспуска нижней палаты. Кабинет министров обладает законотворческой инициативой, однако здесь подразумевается право на издание правительственных указов по реализации в жизнь уже принятых законов законодательной ветви власти. В нижней палате происходит создание фракций [6, с. 917].

Следует также отметить, что политическая культура Японии характерна неформальным аспектом. Так, во множестве теоретических работ подтверждается тот факт, что основа политических решений Японии формируется «за кулисами», а доступ ко власти крайне проблематично получить без поддержки так называемой «семьи» (клана). При этом специфика заключается в том, что члены одного и того же клана могут быть как в органах государственной власти, так и в сфере бизнеса.

Отношение граждан к политическим институтам

Многие японские избиратели склонны голосовать не за партию, а за личность. Личностные предпочтения избирателей становятся в приоритет перед идеологическим аспектом в восприятии партии. Не существует сильных традиций преданности депутатов партийному знамени. [3, с. 186]. И. Такаси подчеркнул, что в японском обществе существует низкое доверие граждан к государству, к партиям, к законодательным органам власти [1, с. 76-96]. По данным японского источника, около 60% японцев убеждены в том, что партии не способны решить ключевые для страны

проблемы. Около 75% респондентов выступают за сохранение монархии. 60-70% японцев доверяют полиции и силам самообороны. Доверие граждан к правительству колеблется от 10 до 20%, что является довольно низким показателем [2]. На этой основе мы можем сделать вывод о том, что для японского общества характерно низкое доверие японского общества к исполнительной и законодательной ветви власти при высоком доверии к институту монархии и к силовому блоку.

Формы политического участия японского общества

В целом, политическая активность японского общества находится на весьма низком уровне: неуклонно падает вера людей в то, что их участие в выборах и акциях протеста может оказать реальное влияние на политику государства, и интерес к политическим событиям отходит на задний план [3, с. 28]. А с точки зрения значимости СМИ, японцы предпочитают контент о социальных процессах, нежели о политических событиях. Однако информированность о политике весьма полна [3, с. 28].

При этом М.В. Пантелеева выделила такую форму политического участия в японском обществе как группы интересов. Индивиды создают некие группы интересов и становятся более способными к отстаиванию своих потребностей перед властью государства. Такие группы образуются по географическим, профессиональным, экономическим признакам, отстаивая как общественные, так и предпринимательские интересы [8, с. 38-45].

В этой связи Р.Т. Мухаев указывал на то, что в стране существует 3 профсоюзных центра: Японская конфедерация профсоюзов (78 отраслевых профсоюзов и 8 миллионов человек); Национальная федерация профсоюзов (27 отраслевых профсоюзов и 1,5 миллионов человек); Национальный совет профсоюзов (500 000 человек). Помимо этого, имеются 3 крупных института: Федерация экономических организаций Японии; Японская торгово-промышленная палата (480 региональных торгово-промышленных палат); Японская федерация предпринимательских ассоциа-

ций (800 крупнейших компаний и 100 предпринимательских объединений) [6, с. 917].

Предполагаем, что данные объединения вполне могут выполнять функции политических институтов, поскольку аккумулируют общественные интересы, продвигают их во власть. Пример подобной деятельности представлен в следующей новости: «Японская конфедерация профсоюзов намерена весной 2022 года добиваться на переговорах с предпринимателями повышения зарплат в среднем на 4%» [9].

В качестве ещё одной формы политического участия выступают петиции [5]. Конституция Японии (Статья 16) признаёт право подавать в парламент петиции в связи с причинением ущерба, неправомерными действиями должностных лиц, необходимостью изменения действующих законов и введения новых. Парламент обязан рассмотреть петицию при наличии трех основных условий. Ходатайство необходимо подавать с представлением депутата Сейма (нижняя палата/палата представителей). В Законе о петициях прописаны 3 основных условия: петиции, соответствующие этому закону, должны добросовестно приниматься и обрабатываться государственными учреждениями (Статья 5); никто не может подвергаться дискриминации при подаче петиции (Статья 6); отсутствуют ограничения по национальности или возрасту (Статья 7). Иностранцы и несовершеннолетние, проживающие в Японии, также могут подавать петиции. Однако в этом случае появляется окно возможностей для иностранных лоббистов.

Подача петиции осуществляется следующим образом. Петицию следует подать Председателю Палаты представителей, документ подаётся в письменном виде. В нем указываются имя и адрес подателя, а также имя представляющего его депутата. Петиция сразу отправляется на рассмотрение соответствующей комиссии, и, если та примет положительное решение, посылается далее, на пленарное заседание палаты, где решается судьба документа. На практике нижняя палата отдает петицию Кабинету министров на рассмотрение. Два раза в год Кабинет министров обязан представлять законодательной власти подробный пись-

менный отчёт об итогах рассмотрения петиций. Однако на практике руководящие советы комиссий отфильтровывают значительную часть петиций в зависимости от политического контекста.

Для политической культуры Японии характерны такие свойствами как иерархичность и упорядоченность. На практике в политической системе эти особенности проявляются в выстроенной иерархии на примере крупных институтов представительства интересов, когда, как минимум, несколько сотен субъектов интегрированы в единую структуру. Также присутствует конкретный инструмент: петиции. Однако такая особенность сопрягается с тем, что у населения низкий уровень доверия к правительству и к партиям. Означает ли это, что государство не в состоянии должным образом отреагировать на запросы общества, аккумулирующиеся в крупных институтах? Или проблема заключается в том, что сами представители столь крупных ассоциаций «оторваны» от тех, чьи интересы должны представлять? Или же японское общество, в целом, не желает вступать в подобные ассоциации и не проявляет активное участие в политической жизни страны?

Вышеизложенные данные подтверждают, что вера японцев в способность оказывать непосредственное влияние на политику падает. Не исключено, что такая особенность политической культуры как замкнутость политической элиты вызывает недоверие у японского общества. Ответы на эти вопросы и предположения — теоретическая основа для последующих исследований. Однако можем констатировать, что при стремлении к иерархичной упорядоченности системы имеют место и явно противоположные случаи —такие как убийство бывшего премьер-министра Японии в 2022 году.

На основе анализа представленных в статье источников информации следует заключить, что в культуре Японии существует идея социального порядка, разграничений сословий, иерархия классов, патронажно-клиентские отношения, высокая значимость неформальных отношений во взаимодействии элит. Роль и место личности определяются соображениями общественной полезности. Однако с этой

особенностью политической культуры не согласуется фактор протестов. В 20182019 годах в Японии прошли массовые митинги против власти [10]. По данным некоторых источников, в акции приняло участие около 50 000 человек.

Учитывая тот аспект, что в Японии высокую значимость в политической культуре занимает так называемая «семья», не исключены те или иные формы противостояния кланов, выливающиеся либо в раскол политической элиты, либо в агрессивную форму политической борьбы. Однако развитие событий по таким сценариям может быть приостановлено рядом сдерживающих факторов: общность интересов, оценка рисков, иерархичность и упорядоченность как свойства политической культуры.

Тот факт, что около 70% японцев выступает за сохранение монархии говорит о том, что монарх является важным интегрирующим звеном политической системы с точки зрения государственной символики. При этом стоит отметить, что открытая и публичная поддержка монархом той или иной политической партии чревата дисгармонией системы в целом.

Тот факт, что избиратели в большей степени руководствуются симпатией к конкретному политическому лидеру, нежели идеологическими установками той партии, в которой он состоит, подтверждает необходимость изучения особенностей конструирования образа политического лидера в СМИ Японии, а также необходимость выявления тех качеств и черт, которые в наибольшей степени вызывают симпатию у избирателя.

Таким образом, в данном исследовании были раскрыты некоторые особенности политической Японии. Описаны основные аспекты политической культуры во взаимосвязи с функционированием политической системы. Сделан вывод о том, что в обществе Японии низкий интерес к политике коррелирует с недоверием к правительству и партиям. Такие ценности японской культуры как стремление к гармонии и иерархичная упорядоченность структуры общества сопрягаются с политической дисгармонией, которая проявляется в массовых протестных акциях и насильствен-

ных действиях, ярким примером которых является убийство бывшего премьер-министра Японии.

Делается вывод о том, что культурологический фактор является значимым в оценке политической системы, однако он не является основным. В этой связи были затронуты вопросы, актуальные для последующих исследований данной проблематики.

Список литературы

1. Иногути Такаси. Политическая культура Японии // Ежегодник Япония, Политологические науки. 2017. — № 46. — С. 76-96.

2. Каким вы видите будущее Японии? // The Genron NPO. — URL: https://www.genron-npo. net/future/archives/6991.html (дата обращения: 15.11.2023).

3. Калмычек ПА., Павленко ПА., Пановм А.Н. Политическая система современной Японии: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Д.В. Стрельцова. — М.: Аспект Пресс, 2013. — 384 с.

4. Комаровский .С. Политология: учебник для вузов / В.С. Комаровский [и др.]; под ред. В.С. Ко-

маровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. — 598 с.

5. Конституция Японии // Nenkinsha-u. org. — URL: http://www.nenkinsha-u. org/04-youkyuundou/pdf/kenpou_16jou_ seigan_tetsuzuki1407.pdf (дата обращения: 17.11.2023).

6. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2014. — 1006 с.

7. Мухаев Р.Т. Политология. Введение в политическую науку: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. — 380 с.

8. Пантелеева М.В. Группы интересов в жизни современной Японии // Россия и АТР. — 2016. — № 1 (91). — С. 38-45.

9. Профсоюзы Японии будут добиваться повышения зарплат в будущем году на 4% // TASS. — URL: https://tass.ru/obschestvo/13087243 (дата обращения: 16.11.2023).

10. Japan Protesters Call for 'Liar' Abe to Resign Over Scandal // Bloomberg. — URL: https://www. bloomberg.com/politics/articles/2018-04-14/ japanese-protesters-demand-liar-abe-s-resignation-over-scandal (дата обращения: 16.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.