УДК 321.7
ДОРОЖКИН Юрий Николаевич — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (450008, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40; [email protected]; [email protected])
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ДЕМОКРАТИЯ ИЛИ АВТОРИТАРИЗМ?
Аннотация. Статья посвящена анализу специфики современной политической системы Российской Федерации. Автор делает вывод о незавершенности политической модернизации в России, гибридности российской политической системы, выделяет в ней признаки демократии и авторитаризма. Указываются причины «мягкого» авторитаризма в России, приводятся прогнозные сценарии дальнейшей трансформации политического режима.
Ключевые слова: политическая система Российской Федерации, политический режим, политическая модернизация, демократия, «мягкий» авторитаризм
Специфика современной политической системы Российской Федерации состоит в том, что Россия, провозгласив в Конституции (1993 г.) демократические ценности, до сих пор не завершила переход от тоталитаризма к демократии. Россия, выстраивая более 20 лет демократические институты и процедуры, продолжает одновременно испытывать давление авторитарных тенденций, возникших в 90-е гг. XX в. и не утративших свою актуальность в настоящее время.
Сегодня в России есть и демократия, и авторитаризм.
Признаки демократии:
— демократические ценности Конституции РФ;
— наличие институтов демократического правового государства и гражданского общества;
— легитимность политического режима, его опора на широкую социальную поддержку;
— наличие процедуры выборов как главного политического института преемственности власти;
— участие в выборах системной оппозиции, элементы конкуренции в ходе избирательного процесса;
— наличие некоторых либеральных оппозиционных СМИ («Дождь», «Эхо Москвы», «Независимая газета»), независимых от власти и представляющих разные точки зрения;
— наличие большого числа партий, системной и несистемной оппозиции.
Признаки авторитаризма:
— несменяемость власти (тандем — демократия) при наличии выборов и оппозиции;
— персоналистский, лидерский политический режим;
— отсутствие реального равенства политических сил, конкуренции, сдержек и противовесов в системе государственной власти, контроля общества за исполнительной властью, ее подотчетности гражданам;
— «вертикализация» власти, ее концентрация в руках одного лица на всех уровнях;
— минимизация роли оппозиции, ее приниженное положение; власть не дает политической оппозиции стать реальной политической силой, стремится интегрировать ее либо подавить;
— наличие привилегированной партии, ее монополия на власть;
— ограниченный и контролируемый — юридически и фактически — плюрализм политического мышления и поведения.
Как видно, в современной России нет ни развитой демократии, ни классического авторитаризма. Политическая модернизация в России в сторону полной демократии не завершена, но она зашла достаточно далеко в создании демократических институтов, правда, действующих пока во многом номинально и обслуживающих больше интересы правящей политической элиты, чем граждан, о чем свидетельствуют масштабная коррупция, беспредел бюрократии, формализм в осуществлении демократических ценностей Конституции. Но эти институты в государстве есть, как и базовые институты гражданского общества. Есть и авторитаризм, поскольку политическая система недостаточно открыта, а реальная власть во всех ее ветвях осуществляется в соответствии с волей одного человека — президента РФ и выстроенной им вертикали власти. В России имеется единственный источник стабильности развития и определенной государственной политики — исполнительная власть, точнее, глава государства. Поэтому в настоящее время можно говорить о гибридной политической системе, которую иногда характеризуют как систему «электоральной» или «имитационной», «формальной» демократии. На наш взгляд, точнее было бы говорить о политическом режиме «мягкого» авторитаризма, где ключевое слово уже не «демократия», а «авторитаризм».
Авторитаризм многолик, но его суть состоит в том, что он не признает свободы (Джованни Сартори). Специфика гибридного авторитаризма в России состоит в том, что он опирается на свою легитимность, искреннюю и широкую поддержку граждан, выстраивает свои отношения с обществом скорее не на принуждении, а на пропаганде и убеждении, мирясь с наличием оппозиции — как системной, так и несистемной.
В связи с этим возникает закономерный вопрос о причинах, по которым Россия, расставшись с тоталитаризмом, не прошла до конца путь к демократической политической системе, задержалась на «полустанке» гибридной политической системы, на позициях политической целесообразности, безальтернативных выборов, вертикализации власти, поиска национального лидера, формализации демократических институтов.
Причины существования гибридной политической системы в России:
— в Конституции России заложены как демократические ценности, так и политико-правовые основы суперпрезидентской республики;
— наличие политического лидера большинства нации в лице президента РФ, пользующегося широкой социальной поддержкой;
— политическая практика «замкнутости» всей власти на главу государства; ручное управление;
— большая территория Российской Федерации, требующая сегодня относительно высокой централизации власти;
— неразвитость и слабость демократических институтов и процедур, их формальный характер;
— авторитарно-подданническая политико-культурная ментальность российских граждан;
— евразийская национальная история России; положение между Западом и Востоком, в т.ч. и в политико-ценностном мировоззрении и культуре;
— ограниченность исторического опыта гражданских и политических свобод, общественного контроля за властью, сети общественных институтов гражданского общества;
— «спящее» гражданское общество, слабое политическое участие граждан, их подконтрольность государству;
— приоритет в общественном сознании ценностей стабильности и порядка перед демократией, правами и свободами человека и гражданина;
— политический и финансовый контроль власти над основными СМИ, которые создают позитивный имидж власти;
— влияние внешнеполитических факторов и угроз, самоизоляция России и стремление консолидировать нацию в этих условиях.
Указанные выше признаки и причины гибридного политико-властного устройства говорят о демократической незрелости политической системы России; о том, что в России не осуществлена полная политическая модернизация; что Россия все еще находится в политической фазе институционально-процедурного перехода от тоталитаризма к демократии через авторитаризм. Специфика демонтажа тоталитаризма в России состояла в том, что принципиальное развенчание сталинизма так и не произошло, но при этом появилась идеология особого пути России, включая идею особой российской демократии. Несмотря на то что в СССР корни тоталитаризма были глубокими, а исторические формы правления в России всегда отличались авторитарностью при наличии сильных традиций авторитарной политической культуры в политической элите и массовом общественном сознании, новая Конституция России и механизмы власти в ней явно создавались под суперпрезидентво Б.Н. Ельцина, просвещенный авторитаризм и современную просвещенную политическую элиту. В свою очередь слабые демократические институты не выдержали испытания на прочность в 90-е гг. XX в., утратив доверие широкой массы населения. Народ отдал предпочтение «мягкому» авторитаризму. В результате не получились ни полная политическая модернизация, ни просвещенный лидер нации, ни развитая демократия. Сегодня мы имеем доминирование крайне малого числа реальных политических субъектов при их неравенстве и неокрепшем правовом государстве: политические партии, которых много, но они практически не влияют на формирование политической элиты, власти и государственной политики; выборы, которые ничего не меняют в системе власти и политике государства. Все это тормозит политический процесс и совершенствование политической структуры, разрушает демократические институты и связывает по рукам и ногам развитие политического участия граждан.
За этим стоит вина правящей политической элиты, которая в силу функционирования политической системы с несовершенной конкуренцией не готова и неспособна к сменяемости власти, так же как и к отказу от давления на оппозицию с целью максимального продления времени своего пребывания во власти.
С другой стороны, «мягкий» авторитаризм — это уже драма незрелого гражданского общества: непонимание им роли демократических институтов, политической конкуренции правового государства, разделения властей, свободы слова и СМИ; вера во власть, которая все решит за народ и для народа, и т.д. Отсюда давление гражданского общества на власть в целях развития демократического процесса невозможно, следовательно, немыслимо само движение к демократии. Власть сама себя не реформирует. Сегодняшняя ментальность россиян, их «без-молвствие» имеют свое объяснение, включающее комплексное действие целого ряда факторов.
Люди, пережившие потрясения последнего десятилетия XX в. в России, предпочитают сегодня стабильность и порядок, а не «российскую версию» демократии и свободы. Об этом свидетельствуют опросы последних лет. Большинство граждан России устраивает положение дел в стране, внутренняя и внешняя политика, которую проводит руководство государства. Политический рейтинг и авторитет президента РФ сохраняется на предельно высоких позициях. Он никак не соотносится с деятельностью правительства, Госдумы, партии «Единая Россия».
Относительный достаток большей части населения, подданническая культура, безальтернативность нынешнего выбора политической элиты порождают социальную и политическую апатию, при воздействии на общественное сознание выводят на первый план административный ресурс, пропаганду и политтехно-логии. Эти последние в условиях умелого маневрирования политическими, экономическими, социальными и информационно-коммуникационными ресурсами при отсутствии сильной оппозиции позволяют власти сохранять в социуме востребованность данной политической системы, элиты, государственной политики.
Сегодня российская модель авторитаризма не испытывает серьезного кризиса. Она не исчерпала своей эффективности и доверия электората, не теряет свою привлекательность в общественном сознании. Сохраняются традиционалисти-ческие установки массового сознания, а современные геополитические факторы и санкции против России только укрепляют их позиции.
При этом становится все более очевидной не адекватность этой политической системы задачам модернизации страны по европейскому пути. А по восточно-азиатскому уже не получится — Россия необратимо европеизирована.
Азиатский вариант политической системы во главе с просвещенным национальным политическим лидером (Сингапур, Южная Корея, сегодняшний Казахстан) малоперспективен в России в силу качества российской элиты, с одной стороны, а с другой — срединного положения России между европейскими и азиатскими политическими ценностями и культурой, но с явным креном к Европе.
Каковы же перспективы развития политической системы России?
Можно предположить три прогнозных сценария, учитывая актуальную незавершенность — институциональную, процедурную, ментальную — российской политической системы.
Первый — сохранение статус-кво на неопределенное время. Политика будет решать проблемы развития России в рамках «мягкого» авторитаризма, сохраняя в сознании политической элиты и граждан амбиции и психологию великой державы.
Второй — затяжной транзит «мягкого» авторитаризма от либерализации к демократии при всей его противоречивости, временных «откатах» и сужении пространства демократических институтов, прав и свобод граждан.
Третий сценарий — относительно быстрое продвижение России к демократии.
Трудно сказать, какой путь станет приоритетным. Однако можно отметить те обязательные объективные и субъективные факторы, которые необходимы для утверждения демократической политической системы.
Власть, как правило, делает то, чего требует общество. Если эти требования четко артикулированы и воля общества безальтернативна, то у власти нет другого выбора, кроме как выполнять эти общественные запросы. Если общество ничего не требует, тогда власть все делает по собственному усмотрению.
Основное звено, которое «потянет» за собой всю цепь формирования демократической политической системы в России, — это осознание гражданами своих прав и свобод, понимание того, что народ действительно является источником власти. Нарастание зрелости гражданского общества через политические практики приведет к реальному влиянию граждан на формирование власти, государственную политику, появлению демократически ориентированной политической элиты. В рамках этого закономерного процесса политические партии утратят свой имитационный облик, появится реальная конкуренция на электоральном поле, власть станет опираться на партии, а партии — «производить» власть. Таким образом, возникнут предпосылки для реального разделения властей, формирования правового государства, возникновения независимых СМИ и т.д. В России
сложится открытая демократическая политическая система, не приемлющая как авторитаризм в любом виде, так и «цветные революции».
Темпы продвижения России по этому пути будут зависеть от политической ситуации и уровня развития общества, его политической культуры, ментально-сти, качества и ориентированности политической элиты. Но главный драйвер — это народ, который будет подталкивать власть к переменам, реализации демократического, а не авторитарного потенциала Конституции РФ.
DOROZHKIN Yuriy Nikolaevich, Cand.Sci.(Philos.), Professor, Head of the Chair of Political Science, Sociology, Philosophy, Bashkir Academy of Public Administration and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan (40Zaki Validi St, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia, 450008; [email protected] [email protected])
RUSSIA'S PRESENT DAY POLITICAL SYSTEM: DEMOCRACY OR AUTHORITARIANISM?
Abstract. The article is devoted to the analysis of specificity of the present-day political system of the Russian Federation. The author marks that Russia having been developing democratic institutes and procedures for more than 20 years, yet simultaneously proceeds experiencing authoritarian tendencies pressure, which emerged in the 1990s. Consequently, there exist both democracy and authoritarianism in Russia today.
The article pointed out both democratic specific features, such as democratic values of the Constitution, possession of election procedures and institutes of a democratic law-governed state and civic society, a number of mass media liberal oppositions, and authoritarian ones, such as power unchangeability, power concentration in the hands of one person at all levels, the minimal role of opposition, society's limited control over the executive power, etc. The political modernization into developed democracy has not been completed in Russia yet, but it went rather far in establishing democratic institutes. That is why at present it is logical to say about the hybrid political system in Russia.
Keywords: political system of Russian Federation, political regime, political modernization, democracy, soft authoritarianism