Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИОЦЕНКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РАМКАХ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИОЦЕНКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РАМКАХ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
633
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ФЕНОМЕН ВЛАСТИ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Билида Алексей Александрович, Григорьев Иван Дмитриевич, Суворов Даниил Сергеевич

В статье речь идет о понятии системы, а также об устройстве политической системе и о том, какова методика научной оценки эффективности политической системы в рамках политологического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИОЦЕНКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РАМКАХ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИОЦЕНКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РАМКАХ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Билида Алексей Александрович, Григорьев Иван Дмитриевич, Суворов Даниил Сергеевич

Г. Москва, Московский педагогический государственный университет, Институт истории и политики, 4 курс, бакалавриат

Аннотация: в статье речь идет о понятии системы, а также об устройстве политической системе и о том, какова методика научной оценки эффективности политической системы в рамках политологического анализа.

Ключевые слова: система, политическая система, политологический анализ, эффективность политической системы, феномен власти, политика.

Политическая система является важнейшей сферой жизни общества. Она выполняет функции управления обществом, устанавливает правила игры и иногда даже проводит коренные изменения других социальных сфер (экономической, духовной, социальной). Политическая система - это власть над обществом и очень важно, чтобы она работала именно во благо общества. Поэтому необходимо знать какое должно быть устройство политической системы у того или иного государства, чтобы оно соответствовало своему обществу и так же было адекватно своему историческому времени.

Понятие «система» было введено в науку в 1930-е годы биологом Л. фон Берталанфи и определялось как комплекс взаимодействующих компонентов. Т. Парсонс применил это понятие к анализу общества и выделил четыре социальные системы: политическую, экономическую, социальную, духовную. Согласно Т. Парсонсу, социальная система должна выполнять определённые функции, а именно: приспособление к среде (адаптации), постановка целей (целедостижения), упорядоченность всех элементов (интеграции), сохранение ценностей (поддержание образца)9.

Любой социальной системе присущи следующие свойства: 1. Целостность, т.е. система представляет собой целое по отношению к внешней среде благодаря своему единству, обеспечивающемуся внутренними системообразующими связями. 2. Структурность, т.е. система состоит из упорядоченных элементов (подсистем, институтов и пр.). 3. Устойчивость, т.е. система обладает определённой постоянностью и способна адаптироваться к внешним и внутренним воздействиям. 4. Открытость, т.е. каждая социальная система находится во внешней среде и с ней взаимодействует. 5. Динамичность, т.е. с течением временив социальных системах происходят изменения. 6. Эмерджентность, т.е. система как целое является большим, чем простая совокупность элементов10.

Понятие «политическая система» было введено в 1950-х годах известным политологом Д. Истоном. Это понятие было введено для того чтобы отразить целостность политической деятельности общества, а также зафиксировать постоянность и характер связи политики с внешней средой.

Рассмотрение сферы политической деятельности как системы было ответом политологов на вызовы, стоящие перед ними, а именно: 1. Сложность и многообразие властных отношений. 2. Несводимость политических отношений только лишь к деятельности государственных структур. 3. Наличие взаимосвязи структур и процессов.

Политическая система включает в себя социальные отношения между государственными институтами, общественными политическими организациями, и прочими группами влияния (участвующие в принятии решений) по поводу управления обществом в рамках определённых правовых норм и этикета11. Политическая система имеет в своём составе четыре основные подсистемы:

1. Институциональная подсистема. Её образует множество различных политических институтов, таких как государство и его всевозможные органы, церковь, СМИ, политические партии и т.п., которые могут рассматриваться как отдельные системы.

2. Нормативная подсистема. В неё входит целый комплекс действующих политических норм, которые регулируют рамки и правила политических отношений (правовые нормы, исторически сложившиеся обычаи и этикет, мораль и т.п.).

3. Коммуникативная подсистема. Она включает в себя все виды отношений, образующихся в процессе функционирования политической системы, а именно отношения по поводу борьбы за власть, управления обществом, отстаивания своих политических интересов, неформального влияния на власть.

9

Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология се-годня: Проблемы и перспективы. / Под ред. Р. К. Мертона, Л. Брума, Л. С. Котрелла. М.: Прогресс, 1965. С. 25-67.

10 Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М., 2003. Глава 3.

11 Ливенко В.И. Политическая система (к уточнению содержания понятия) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 1-2 (39).

4. Функционально-идеологическая подсистема. Она состоит из идеологии, программы развития, политических концепций и установок, образ будущего (идеал) к которому стремится в своей деятельности политическая система, а вместе с ней и всё общество.

В современной политической науке нет универсального определения понятия «политическая система», так как существуют разные подходы к анализу власти и политики, с которыми непосредственно связана данная категория.

С точки зрения Г. Алмонда, политическая система - это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня - институциональный (политические институты) и ориентационный, включающий два уровня: информационно-коммуникативный и нормативно-регулятивный (совокупность моральных, правовых и политических норм). Модель Г. Алмонда учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. По его мнению, при исследовании политической системы необходимо учитывать то, что каждая система имеет свою собственную структуру, но все системы осуществляют одни и те же функции.12

Французский политолог М. Дюверже так определяет политическую систему: «Политические структуры связаны с экономической структурой, уровнем развития, с идеологией и системой ценностей, с культурными традициями. Эта совокупность образует политическую систему каждой страны, систему, в

" 13

которой различные элементы не отделены друг от друга»13.

Политическая система находится во внешней среде и испытывает её влияние. Из внешней среды через «вход» в политическую систему поступают требования и поддержка. Они обрабатываются чёрном ящике. И на «выходе» система даёт ответ внешней среде в виде решений и действий. Внешняя среда, т.е. общество, через обратную связь даёт оценку и реагирует на решения и действия политической системы. Когда политическая система не справляется с удовлетворением требований, то выходит из точки равновесия и переходит в стрессовое состояние.

Политические системы включают самые разнообразные механизмы, с помощью которых им удается справляться с возмущающими воздействиями среды, заставляющими регулировать свое поведение, модернизировать внутреннюю структуру и даже изменять фундаментальные цели.14

Общество, кроме собственно политической системы, для политической системы является внешней средой.

Основным двигателем деятельности и трансформации политической системы является политическая элита, которая в свою очередь делится на властную (бюрократическую) и политико-экономическую элиту (крупнейший бизнес).

Некоторые учёные считают возможным пренебречь суверенитетом, если при этом население имеет высокий уровень жизни. Но эти люди забывают, что в мире каждая страна отстаивает свои интересы и если какая-то страна имеет власть над вашим государством и поддерживает высокий уровень жизни, то она это делает не из альтруистических соображений, а реализует свою стратегию (например, проводя масштабные программ по умственной деградации и сокращения демографической численности населения), усыпляя бдительность населения и способность к самозащите. Потеря суверенитета свидетельствует о неэффективности политической системы, о её неспособности самостоятельно выполнять свои функции.15

Что же такое эффективность? Эффективность - это оптимальная (наилучшая) реализация потенциала (имеющихся ресурсов). Эффективная политическая система - это такая система управления обществом, при которой наилучшим (оптимальным) способом реализуется потенциал этого общества (государства).

Что означает наилучшим способом? Такой способ реализации потенциала является оптимальны, при котором эффективность работы сохраняется при рассмотрении этой работы в максимально долгосрочной прогнозируемой перспективе.

Эффективность политической системы - это способность политической системы так выстраивать управление обществом, чтобы обеспечить оптимальную (наилучшую) в долгосрочной перспективе реализацию потенциала государства (общества).

Устройство и деятельность политической системы зависят от политической элиты, а значит, что и эффективность политической системы зависит от эффективности политической элиты. Следовательно, главнейший фактор эффективности политической системы - это эффективность политической элиты.

Эффективная политическая элита - политическая элита, обладающая достаточной заинтересованностью и интеллектуальными способностями для организации эффективного управления обществом.

Политическая элита общества должна выполнять основные цели политической системы.

12 Алмонд Г. Политические системы развивающихся регионов. - М., 1960

13

Грицианский П.С. Политическая наука во Франции. Критические очерки. М., 1976. С.115.

14 Истон Д. Категории системного анализа политики //Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997.

15 Гришнова Е.Е. Политическая система Российской Федерации: теория и практика формирования, тенденции развития: диссертация ... доктора политических наук. - М., 2010

Основные цели политической системы: 1. Обеспечение своей безопасности и безопасности общества в целом, т.е. гарантии физического существования. 2. Обеспечение самосохранения и максимальной долговременности существования через осуществление преемственности будущих членов субъектов системы. 3. Обеспечение суверенитета, т.е. способность проводить самостоятельную государственную политику в своих национальных интересах. 4. Формирование адекватных материальной и исторической реальности системы ценностей и образа будущего общества, т.к. без этого ни политическая система, ни общество в целом не способны к эффективному развитию и жизнедеятельности.16 Эффективность - это оптимальная (наилучшая) реализация потенциала (имеющихся ресурсов).

Эффективная политическая система - это такая система управления обществом, при которой наилучшим (оптимальным) способом реализуется потенциал этого общества (государства).

Наилучший способ - это такой способ реализации потенциала, при котором эффективность работы сохраняется при рассмотрении этой работы в максимально долгосрочной прогнозируемой перспективе.

Эффективность политической системы - это способность политической системы так выстраивать управление обществом, чтобы обеспечить оптимальную (наилучшую) в долгосрочной перспективе реализацию потенциала государства (общества).

Для осуществления оптимизации эффективности политических систем предлагается устройство государства, в котором должно присутствовать разделение властей таким образом, чтобы все ветви власти имели такое распределение полномочий, чтобы власть не могла сосредоточится в руках узкой группы лиц и превратиться в произвол, и концепция гражданского общества как противовеса государству с целью обеспеченья общественного контроля за политической деятельностью института (государства) имеющего колоссальную власть (бюджет, законное право на насилие). Но проблема заключается в том, что самого по себе гражданского общества как структуры недостаточно для обеспечения эффективности политической системы.17

Политическая функция гражданского общества состоит в том, что оно создаёт активную внешнюю среду для политической системы и обеспечивает контроль за деятельностью государства со стороны общества. А также гражданское общество должно составлять основной источник рекрутирования политической элиты.

Формирование интеллектуально развитой элиты с национальным (государственно-патриотическим) самосознанием, способной к самовоспроизводству и преемственности между поколениями является единственным способом придать деятельности политической системы эффективный, рациональный характер.

Национальная политическая элита - это политическая элита, являющаяся носительницей интересов своего государства (общества, имеющего свою политическую организованность и культурные особенности), считающая их реализацию своим долгом.

Итак, для обеспечения оптимальной эффективности политической системы необходимо несколько условий. Во-первых, чёткое распределение полномочий органов государственной власти. Во-вторых, наличие гражданского общества при соблюдении необходимых условий (экономических, социальных, культурных) для его эффективности. В-третьих, Наличие интеллектуально развитой элиты с национальным (государственно-патриотическим) самосознанием, имеющей свой образ будущего и способной к долгосрочному планированию, которая будет объективно заинтересована в эффективном управлении обществом.

Список использованной литературы

1. Абрамов Р.Н. Модернизация политической системы России//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 1.

2. Алмонд Г. Сравнительная политика сегодня. - М., 1988.

3. Алмонд Г. Политические системы развивающихся регионов. - М., 1960.

4. Алмонд Г. Сравнительная политика: концепция развития. - М., 1968.

5. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М., 1996.

6. Белов Г. А. Политическая система. - М., 1995.

7. Берталанфи Л. Общая теория систем. - М., 1968.

8. Бусыгина И.М. Политическая система и политическая культура Германии. - в Сборнике учебных материалов «Политические системы и политические культуры». Издательство «МГИМО-Университет», М., 2008.

9. Винер Н. Кибернетика и общество. Пер. с англ. М.: Иностранная литература, 1958.

10. Гончаров П.К. Политическая система российского общества в условиях постсоветского транзита: социологический анализ: диссертация ... доктора социологических наук. - М., 2009.

11. Грицианский П.С. Политическая наука во Франции. Критические очерки. М., 1976. С.115.

16 Гришнова Е.Е. Политическая система Российской Федерации: теория и практика формирования, тенденции развития: диссертация ... доктора политических наук. - М., 2010. 17 Орлов И.Б. Политическая система как фактор успеха страны // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2010

14

12. Гришнова Е.Е. Политическая система Российской Федерации: теория и практика формирования, тенденции развития: диссертация ... доктора политических наук. - М., 2010.

13. Дорожкин Ю.Н. Актуальные проблемы модернизации политической системы России // Власть. 2012. № 10.

14. Дюверже М. Политические институты и конституционное право //Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. II.

15. Истон Д. Анализ политической структуры. - М., 1990.

16. Истон Д. Категории системного анализа политики //Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. II.

17. Истон Д. Системный анализ политической жизни. - М., 1965.

18. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М.: Онега. 1994. Гл.1.

19. Ливенко В.И. Политическая система (к уточнению содержания понятия) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12 (39).

20. Макаренко В. П. Аналитическая политическая философия: Очерки политической концептологии. - М., 2002

21. Мухаев Р. Т. Политология. - М., 2010; Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М., 2006.

22. Орлов И.Б. Политическая система как фактор успеха страны // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2010. № 2. Том 3.

23. Парсонс Т. О понятии «политическая власть»//Антология мировой политической мысли: В 4 т. М., 1997.

24. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология се-годня: Проблемы и перспективы. / Под ред. Р. К. Мертона, Л. Брума, Л. С. Котрелла. М.: Прогресс, 1965.

25. Шабров О.Ф. Политические системы: открытость, устойчивость, развитие // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции. В 4-х томах. Том

1 / Сост. Т.Е. Сафонова. - М.: Интеллект, 1996.

ПОЛИТИКА И ДУХОВНОСТЬ

Ховес Владимир Юрьевич

доцент, кандидат философских наук Сибирский федеральный университет доцент кафедры философии Гуманитарного института

Красноярск

Аннотация. В статье рассматривается соотношение понятий политики и духовности в аспекте свободы.

Abstract. The article deals with the relationship between the concepts of politics and spirituality in the aspect of freedom.

Ключевые слова: политика, власть, духовность, свобода, детерминизм, Православие.

Keywords: politics, power, spirituality, freedom, necessity, determinism, Orthodoxy.

Политика - это область социальных отношений, складывающихся по поводу власти в обществе. Понятие же духовности предполагает сферы мышления, чувств и деятельности, в которых раскрываются экзистенциальные качества человека как существа свободного, творческого и нравственного, способного к самовозрастанию личности. Совместимы ли политика и духовность?

Любая политическая власть выступает как волевое суверенное (фр. souveraineté - господство) выражение интересов субъекта власти. Под субъектом власти понимаются те общественные группы, которые имеют реальное превосходство в обладании ресурсами общества - экономическими, политическими, идеологическими, информационными, правовыми. В любой политической системе имеются носители власти и подвластные.

Облеченный властью человек находится на «развилке» свободы и детерминированности. Носитель власти обладает механизмом управления, помогающим ему осуществлять волевые действия. Государство, хотя и выражает интересы субъекта власти, как правило, играет активную самостоятельную роль, способно оказывать значительное воздействие и на правящие элиты, и на общество в целом.

Государственная власть, в том числе и демократическая, обладает правовой возможностью накладывать ограничения на общество и граждан, в определенных законом случаях применять насилие, ограничивая свободу. Государство обладает прерогативой правотворчества. Изначально право трактовалось, по превосходному определению римского юриста Цельса, как «искусство доброго и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.