Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
99
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ВОЛОНТЕРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Махмутова Евгения Викторовна

Политическая самоидентификация молодежи является значимым индикатором функционирования государственной системы. В условиях новых геополитических вызовов для России, последовавших за началом российской военной спецоперации на Украине, перед лицами, принимающими решения, стоит задача по активизации работы с молодым поколением, формированию целостного и критически осмысленного подхода к новым политическим и экономическим реалиям. В статье анализируются основные источники самоидентификации молодежи, факторы, влияющие на политическое участие молодого поколения, существующие каналы взаимодействия с молодежью со стороны государства. Эмпирической базой для статьи послужили данные социологических опросов, а также нормативно-правовые акты РФ. Автор приходит к выводу, что, несмотря на состоявшиеся и в целом эффективные механизмы стимулирования политического участия молодежи в России, все еще остается значительное пространство для повышения качества взаимодействия на треке «государство - молодое поколение», что находит отражение в т.ч. в формировании уже самим государством привлекательного для молодежи образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Махмутова Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SELF-IDENTIFICATION OF THE YOUTH: FORMATION PARAMETERS

The political self-identification of young people is a significant indicator of the state stability. In the context of new geopolitical challenges for Russia, following the Russian military special operation in Ukraine, decision-makers face the task of intensifying cooperation with the younger generation and forming a holistic and critically meaningful approach to new political and economic realities. The article analyzes the main sources of self-identification of young people, factors influencing the political participation of the younger generation and existing channels of interaction between young people and the state. The empirical basis for the article is sociological surveys, as well as regulatory legal acts of the Russian Federation. The author resumes that despite the established and generally effective mechanisms for stimulating the political participation of young people in Russia, there is still a significant space for improving the quality of interaction on the track of «government - young generation», which is reflected, among others, in the formation of an attractive image by the state itself.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ»

124

ВЛАСТЬ

2 0 2 2' 0 5

МАХМУТОВА Евгения Викторовна — кандидат политических наук, доцент департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; ЕУМакНтШоуа @ fa.ru)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. Политическая самоидентификация молодежи является значимым индикатором функционирования государственной системы. В условиях новых геополитических вызовов для России, последовавших за началом российской военной спецоперации на Украине, перед лицами, принимающими решения, стоит задача по активизации работы с молодым поколением, формированию целостного и критически осмысленного подхода к новым политическим и экономическим реалиям. В статье анализируются основные источники самоидентификации молодежи, факторы, влияющие на политическое участие молодого поколения, существующие каналы взаимодействия с молодежью со стороны государства. Эмпирической базой для статьи послужили данные социологических опросов, а также нормативно-правовые акты РФ. Автор приходит к выводу, что, несмотря на состоявшиеся и в целом эффективные механизмы стимулирования политического участия молодежи в России, все еще остается значительное пространство для повышения качества взаимодействия на треке «государство - молодое поколение», что находит отражение в т.ч. в формировании уже самим государством привлекательного для молодежи образа. Ключевые слова: молодежь, идентификация, политическая социализация, молодежный парламент, волонтерство, политическое участие.

Статья подготовлена в рамках исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету в 2022 году.

Беспрецедентное обострение отношений России и стран Запада после перехода российско-украинского конфликта в вооруженную фазу поставило перед российским руководством ряд системных вопросов, в частности, о восприятии российской молодежью политико-экономических последствий нового геополитического контекста.

Если принять во внимание тот факт, что молодежь традиционно менее критично воспринимает входящую информацию, при том что склонна искать ее скорее в альтернативных СМИ и пабликах в социальных сетях, то работа с молодым поколением в сфере политического просвещения становится одним из государственных приоритетов в новых условиях. Особенную актуальность данное направление приобретает в связи с наличием информационно-подрывной работы со стороны внешних игроков, транслирующих недружественный, в значительной степени угрожающий политической стабильности контент [Салин 2018: 78].

В этих условиях важно понимать степень вовлеченности российской молодежи в политические процессы, триггеры этой вовлеченности и качество восприятия политических вызовов.

Регулярная активность молодежи в политических вопросах в России, как, впрочем, и в целом в мире, напрямую связана с такими параметрами, как каче -ство жизни этой группы населения; зрелость политических взглядов ее представителей; характер политической культуры, доминирующей в обществе в целом [Кулакова, Аничкина 2021: 1383].

Качество жизни молодежи играет крайне важную роль в определении характера участия молодежи в политике. С одной стороны, необходимость решать вопросы личностного и профессионального развития, создания и развития собственной семьи, включая задачу приобретения жилья, объективно создает предпосылки к отдалению молодежи от активного вовлечения в политику. Если общая социально-экономическая ситуация является достаточно стабильной, то при обозначенном выше наборе задач политика уходит на второй план. Косвенно это подтверждают данные мониторингового опроса о социальной активности россиян, проведенного ВЦИОМом в 2021 г. Основной причиной неучастия в общественно-политической жизни, отмеченной опрошенными, стало отсутствие времени (28%)1. На вторых ролях политический активизм может оказаться и в случае, когда молодые люди достигнут определенного уровня стабильности в жизни, который не хотелось бы потерять. В такой ситуации скорее всего стоит ожидать «поддерживающей» позиции молодежи в отношении существующих политических элит и сложившегося статус-кво политических сил.

Ситуация может в корне поменяться, если достижение целей, связанных с развитием молодежной группы населения, становится невозможным либо возникают условия, при которых для значительных групп молодежи, достигших определенной стабильности в своем положении и развитии, возникают заметные негативные перемены, угрожающие ухудшением их текущего материального и статусного положения2. В этом случае вырастает вероятность активного участия в политической жизни в форме поддержки протестных акций, отказа от лояльной позиции по отношению к существующим политическим элитам в пользу проактивной протестной позиции, ее распространение в своем окружении и в популярных соцсетях.

На стыке решения вопросов собственного развития и общественно-политического участия для молодежи достаточно заметным и привлекательным стала такая форма активности, как волонтерство. По данным ВЦИОМа, в 2021 г. именно молодежь в возрастной группе 18-24 лет чаще других отмечала свое участие в волонтерской деятельности (20% опрошенных)3. Поддержка со стороны государства такого формата активности дает некоторым молодым людям хороший шанс продвижения по социальной лестнице, решения некоторых своих насущных проблем [Лехмус 2021: 139]. С 2018 г., когда был принят федеральный закон, регулирующий отношения в области волонтерской деятельности, государство последовательно наращивает поддержку этой сферы4.

1 Социальная и политическая активность россиян: мониторинг. - ВЦИОМ. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnaja-i-politicheskaja-aktivnost-rossijan-monitoring (проверено 28.08.2022).

2 В этом контексте интересным может стать сравнение текущей ситуации с результатами исследования молодежи, проведенного ФОМом в 2016 г. В частности, отмечается, что около 60% молодежи в возрасте 18-30 лет больше всего ценят материальное благополучие и комфорт. Доступ: https://fom.ru/uploads/Molodezh/index.html (проверено 28.08.2022).

3 Страна неравнодушных. - ВЦИОМ. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/strana-neravnodushnykh (проверено 28.08.2022).

4 Подписан закон, устанавливающий правовые основы регулирования отношений в сфере волонтерства. - Официальный сайт Президента России. Доступ: http://www.kremlin. ru/acts/news/56800 (проверено 28.08.2022); В апреле 2022 г. был подписан Указ Президента РФ № 247 «О поддержке волонтерской деятельности на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики», устанавливающий материальную поддержку в случае увечья или гибели волонтера. Доступ: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202204300017?index=0&rangeSize=1 (проверено 28.08.2022).

126

ВЛАСТЬ

2022'05

Зрелость политических взглядов - нечасто упоминаемый, но крайне важный параметр измерения политического поведения молодежи. Фактически речь идет об уровне политической грамотности и уровне осведомленности молодежи о политических процессах [Понявина, Селезнев 2019: 9]. Несмотря на наличие еще в школьной программе занятий по обществознанию, а также в целом ряде специальностей в рамках вузовской подготовки курса по политологии, реальное понимание молодежью политических процессов остается на невысоком уровне. Общую картину восприятия власти российскими гражданами дает исследование, проведенное в МГУ им. М.В. Ломоносова, в котором отмечается, что «граждане не только имеют довольно бедные и размытые представления о власти, но и не очень понимают, чем она занимается» [Шестопал, Вагина, Пасс 2019: 72].

Более того, желающим восполнить пробел понимания политики за счет качественной политической аналитики сделать это будет крайне непросто. Число открытых надежных источников такой информации критически мало. При этом только за счет политических ток-шоу или соцсетей недостаток такой информации не удастся восполнить в связи с особенностями жанра ток-шоу или аналитики для соцсетей. Такого рода ситуация в значительной мере формирует у молодежи отношение неучастия в политической жизни, которая нередко рассматривается как нечто «непонятное» или «грязное», что, в свою очередь, формирует отношение недоверия к политике. Итогом становится политический абсентеизм1. Здесь нужно отметить, что такой выбор молодежи не является сугубо российской особенностью. В современном мире это явление достаточно распространено.

Для преодоления тенденции политического неучастия молодежи стали создаваться молодежные парламенты при органах государственной власти России. Основная задача таких организаций - дать возможность молодежи принимать участие в обсуждении социально и политически значимых вопросов развития отдельных регионов и страны в целом2.

Существенной страховкой от политического абсентеизма можно считать развитую культуру политического участия. Ее атрибутируют преимущественно западным государствам, определяя ее как партиципаторную политическую культуру, предполагающую регулярное осознанное участие граждан в политической жизни страны. Регулярность имеет критически важное значение при условии получения гражданами реальных результатов от своей политической активности, поскольку придает смысл политическому участию. Главный враг культуры участия - убежденность широких слоев населения, включая молодежь, в том, что от них ничего не зависит. Такие ответы входили в число наиболее частотных в опросах ВЦИОМа в 2007 и 2011 гг. (29% и 25%

1 Корреляция между отношением к политике как «грязному делу» и политическим абсентеизмом хорошо прослеживается на данных всероссийского опроса ВЦИОМа, проведенного еще в 2011 г., по вопросу массового политического участия в России (авторы главы отмечают отсутствие более актуального опроса по данному сюжету в открытом доступе). В частности, отмечается, что мнение россиян о политике как грязном деле среди абсентеистов достигает пикового значения в 74% опрошенных. Подробнее см.: Массовое политическое участие в России: только выборы или что-то еще? - ВЦИОМ. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/massovoe-politicheskoe-исЬа8ие^-го88пЧо1ко^уЬогу-Ш-сМоЧо-е8ЬЬе (проверено 28.08.2022).

2 Сегодня молодежные парламенты созданы практически во всех субъектах РФ.

соответственно), когда респонденты отмечали, что не верят в изменения в связи со своим участием в общественно-политической жизни1.

Рассмотрев параметры, влияющие на политическую активность молодежи, можно сформулировать более общую задачу для лиц, принимающих решения: как обеспечить вовлеченность молодежи в политический процесс? Очевидно, что ответ на этот вопрос будет лежать в плоскости, имеющей три измерения: 1) наличие у молодежи «отвлекающих» жизненных факторов, присущих данной возрастной категории граждан; 2) уровень понимания политических процессов; 3) сложившиеся в обществе традиции политического участия.

Еще одним важным измерением является запрос общества в целом на участие молодежи в политике. Таким образом, важно обратить внимание не только на желание и готовность молодежи проявлять себя политически, но и на готовность общества принимать и поддерживать такую активность. На регулярной основе такой запрос российского общества замеряет, например, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По его данным, с начала нулевых годов в России актуальным является высокий общественный запрос на молодежное участие в общественной и политической жизни страны: в 2017 и 2019 гг. этот показатель составлял 90%2.

И наконец, должен постоянно совершенствоваться образ самой политической власти. Разнообразие и действенность политического участия молодежи формируется в т.ч. благодаря возможностям политических институтов, отдельных политических акторов «слышать» потребности молодежи и оперативно на них реагировать, отвечая на звучащие потребности.

Список литературы

Кулакова Н.Н., Аничкина В.В. 2021. Факторы формирования политической культуры молодежи. - Вопросы политологии. Т. 11. № 5(69). С. 1382-1392. DOI: 10.35775/РБ1.2021.69.5.008.

Лехмус Е.С. 2021. Волонтерская мотивация у поколения 7. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 11. № 3. С. 138-140. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-3-138-140.

Понявина М.Б., Селезнев П.С. 2019. Советский, российский и зарубежный опыт выявления талантливых учащихся. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета; Т. 9. № 3(39). С. 6-12. DOI: 10.26794/2226-78672019-9-3-6-12.

Салин П.Б. 2018. Способы нейтрализации деструктивных аспектов политической деятельности студенческой молодежи. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 8. № 4(34). С. 76-81. DOI: 10.26794/2226-78672018-8-4-76-81.

Шестопал Е.Б., Вагина В.В., Пасс П.С. 2019. Новые тенденции в восприятии власти российскими гражданами. - Полития. № 4(95). С. 67-86. DOI: 10.30570/2078-5089-2019-95-4-67-86.

1 Социальная и политическая активность россиян: мониторинг. - ВЦИОМ. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnaja-i-politicheskaja-aktivnost-rossijan-monitoring (проверено 28.08.2022).

2 Молодежный активизм = общественная польза? - ВЦИОМ. Доступ: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/molodyozhnyj-aktivizm-obshhestvennaya-polza (проверено 28.08.2022).

128

ВЛАСТЬ

2 0 2 2' 0 5

MAKHMUTOVA Evgeniya Viktorovna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993;EVMakhmutova@fa.ru)

POLITICAL SELF-IDENTIFICATION OF THE YOUTH: FORMATION PARAMETERS

Abstract. The political self-identification of young people is a significant indicator of the state stability. In the context of new geopolitical challenges for Russia, following the Russian military special operation in Ukraine, decision-makers face the task of intensifying cooperation with the younger generation and forming a holistic and critically meaningful approach to new political and economic realities. The article analyzes the main sources of self-identification of young people, factors influencing the political participation of the younger generation and existing channels of interaction between young people and the state. The empirical basis for the article is sociological surveys, as well as regulatory legal acts of the Russian Federation. The author resumes that despite the established and generally effective mechanisms for stimulating the political participation of young people in Russia, there is still a significant space for improving the quality of interaction on the track of «government - young generation», which is reflected, among others, in the formation of an attractive image by the state itself. Keywords: youth, identification, political socialization, youth parliament, volunteering, political participation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.