УДК 327
Аллахвердиев Рахман Али оглы
Allakhverdiev Rahman Ali ogly
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНА В ООН, СВЯЗАННЫЕ С МИРНЫМ УРЕГУЛИРОВАНИЕМ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА
MAIN AREAS OF THE AZERBAIJAN ACTIVITIES IN THE UNO FOCUSED ON PEACEFUL SETTLEMENT OF THE KARABAKH CONFLICT
Аннотация:
Summary:
С момента обретения независимости главной целью внешней и внутренней политики Азербайджана является вывод армянских войск из региона Карабахского конфликта. В работе рассматриваются ключевые направления деятельности Азербайджана в ООН, направленные на мирное урегулирование Карабахского конфликта.
From the time of the independence establishment the main objective of the Azerbaijan domestic and foreign policy is to pullout the Armenian troops from the Karabakh region. The article discusses key areas of Azerbaijan activities in the UNO focused on the peaceful settlement of the Karabakh conflict.
Ключевые слова:
Азербайджан, Армения, Карабахский конфликт, ООН, ЮНЕСКО, урегулирование конфликтов.
Keywords:
Azerbaijan, Armenia, Karabakh conflict, UNO, UNESCO, conflict settlement.
В ряду многочисленных задач, решение которых должно способствовать росту безопасности среды современных международных отношений и мировой политики, особое место занимает проблема урегулирования региональных конфликтов. О заинтересованности в их разрешении заявляют как авторитетные международные организации, так и страны, занимающие различные позиции в современной системе международных отношений.
Вместе с тем участники конфликта также проявляют большую активность на международной арене, занимаясь доведением до мировой общественности своих позиций, а также укрепляя путем заключения различных соглашений свои экономические позиции в современной системе международных отношений. Укрепляют вооруженные силы с тем, чтобы добиться урегулирования конфликта в выгодном для себя ключе.
Сказанное в полной мере относится и к внешней политике молодых государств, в том числе, обретших независимость в результате распада Советского Союза. Ряд государств постсоветского пространства, а именно Россия, Азербайджан, Грузия и Молдова, практически с первых дней своей независимости столкнулись с проблемой сепаратизма, имеющей этнический, а с течением времени и религиозный оттенок.
Конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха, возникший на закате последних лет существования СССР и сыгравший заметную роль в активизации националистических и сепаратистских сил в Советском Союзе, не только продолжает омрачать межгосударственные отношения между АР и РА, но и представляет серьезную угрозу всему Кавказскому региону.
К весне 1994 г. после широкомасштабных боевых действий армянским вооруженным формированиям удалось установить контроль не только над спорным Нагорным Карабахом, но и прилегающими 7 азербайджанскими районами. Так называемые Бишкекские соглашения способствовали только прекращению активных боевых действий на линии фронта, но не привели к заключению полноценного мирного соглашения.
Именно с этого момента главной целью внешней и в значительной степени внутренней политики Азербайджана становится возвращение контроля над оккупированными территориями. Для достижения этой цели азербайджанское политическое руководство начинает сочетать дипломатические усилия по разрешению конфликта с наращиванием возможностей своей армии, что приводит к формированию основных направлений сотрудничества Азербайджана в военной сфере с зарубежными странами, первый вектор которого, по мнению Н.С. Ниязова, был направлен на страны СНГ, второй - на страны Восточной Европы, «третий - на налаживание сотрудничества с западными странами, четвертый - на тесное взаимодействие с Турцией и пятый... на налаживание сотрудничества со странами, являющимися членами Организации
Исламской конференции, в ряду которых можно выделить Пакистан и Хашимитское королевство Иордании» [1, с. 897-898].
По аналогии с этой классификацией можно сказать, что внешняя политика Азербайджана, направленная на мирное урегулирование Карабахского конфликта, также охватывала несколько направлений. Первое из них было ориентировано на использование потенциала авторитетных международных организаций, таких как ООН, СБСЕ (ОБСЕ), ОИК (ОИС), второе на взаимодействие с различными европейскими структурами с целью подталкивания последних к активному участию в разрешении конфликта на условиях, приемлемых для АР, и третье, ориентированное на взаимодействие с государствами постсоветского пространства и приграничными странами (Турция и Иран), для усиления политического и экономического давления на Армению с целью заставить последнюю внести серьезные изменения в свою внешнюю политику.
Рамки данной публикации не позволяют нам детально анализировать особенности реализации всех перечисленных направлений внешней политики Азербайджана. В силу этого обстоятельства мы рассмотрим вкратце деятельность АР в ООН.
Необходимость использования потенциала ключевой международной организации, являющейся несущим элементом современной мировой политики в мирном урегулировании Карабахского конфликта, возникла перед Азербайджаном с момента обретения страной своей независимости. Связано это было с тем, что процесс распада СССР, в результате которого Азербайджану вновь удалось стать полноправным субъектом международных отношений, был сопряжен с ростом сепаратистских движений в ряде регионов некогда единого государства. Азербайджан первым столкнулся с этим явлением в феврале 1988 г., а к 1991 г. уже фактически находился в состоянии войны с Арменией из-за контроля над Нагорным Карабахом.
При этом на начальной стадии конфликта мировое общественное мнение или совсем не было знакомо с реалиями конфликта, или сочувствовало армянской стороне, которая воспринималась чуть ли как жертва азербайджанской агрессии, при этом даже не учитывалось, что Армения предъявила территориальные претензии Азербайджану, требуя присоединения Нагорного Карабаха, а не наоборот. В значительной степени формирование подобного подхода было связано с господствующим в западном, и отчасти мировом общественном сознании подходом к истории вопроса «геноцида армян».
Умело используя трагические события 1915 г., в своей антиазербайджанской пропаганде армянская сторона сознательно добивалась восприятия азербайджанцев в мире как турок, с тем, чтобы под лозунгами восстановления «исторической справедливости» добиться оправдания применения открытого насилия в конфликте, в том числе и в отношении мирного населения всего Карабаха, а не только его нагорной части. Именно в рамках реализации этой политики в ночь с 25 на 26 февраля 1992 г. состоялось уничтожение азербайджанского города Ходжалы [2].
Поэтому неслучайно, что главной целью молодой азербайджанской дипломатии стало доведения до широких кругов мировой общественности азербайджанской позиции в карабахском вопросе и реальной ситуации, сложившейся в регионе конфликта.
С этой целью азербайджанская сторона активизирует свои усилия в ООН, будучи уверенной в том, что авторитета этой ведущей международной организации хватит, как для обуздания наступательных действий армянских вооруженных формирований, так и для мирного решения конфликта. И хотя принятие между апрелем и ноябрем 1993 г. четырех резолюций ООН -№ 822 [3], № 853 [4], № 874 [5], № 884 [6] - не способствовало урегулированию конфликта, они все же создали необходимые политические условия для того, чтобы на международной арене армянская позиция в конфликте уже не выглядела столь «безупречной», как в момент начальной стадии противостояния.
После заключения Бишкекского соглашения о прекращении огня в зоне Карабахского конфликта, которое в российской политической литературе часто ошибочно называют перемирием, азербайджанскому политическому руководству становится очевидно, что ООН не будет напрямую участвовать в разрешении конфликта, уступив «пальму первенства» в этом вопросе МГ ОБСЕ. Возможно, тогда в Баку никто не ожидал, что деятельность последней затянется на долгие двадцать лет и фактически не будет способствовать урегулированию конфликта. Тем не менее уже тогда на фоне этого события Азербайджан несколько меняет приоритеты своего взаимодействия с ООН, сделав ставку на сотрудничество с его специализированными структурами для решения социально-экономических проблем страны, вызванных как отказом от советской модели экономического развития, так и последствиями армяно-азербайджанского конфликта.
Больше всего в середине 1990-х гг. Азербайджан был озабочен решением проблем беженцев и вынужденных переселенцев. При этом стране приходилось решать проблемы, связанные с обустройством не только собственных граждан, покинувших места своего постоянного проживания в результате оккупации азербайджанских районов, но и 186 тыс. этнических азер-
байджанцев, 18 тыс. курдов-мусульман и 4 тыс. русских, до начала конфликта компактно проживавших на территории Армении [7, с. 15]. В целом, по данным Государственного комитета по работе с беженцами и вынужденными переселенцами Азербайджана, необходимо было заняться обустройством судьбы миллиона человек [8]. Поэтому неслучайно, что одним из первых подразделений ООН, с которым Азербайджан начал тесно сотрудничать, стал Верховный комиссариат по делам беженцев (UNHCR). Со своей стороны, в 1993 г. Генеральная ассамблея ООН, признавая тяжелую ситуацию, сложившуюся в Азербайджане с беженцами, на 85-ом пленарном заседании приняла резолюцию «Об оказании чрезвычайной международной помощи беженцам и вынужденным переселенцам в Азербайджане (A/RES/48/114)» [9].
Необходимость бесперебойного обеспечения беженцев продуктами питания подтолкнуло Азербайджан и к тесному взаимодействию с «Всемирной продовольственной программой ООН». В 1996 г. после обращения Г. Алиева в штаб-квартиру этой структуры «срок деятельности этой организации в Азербайджане в виде исключения был продлен до 2005 года», к 2008 г. она оказывала помощь 135 тыс. человек, но с началом мирового экономического кризиса и «нехваткой донорских средств... приостановила распределение помощи» [10].
В рамках модернизации экономики Азербайджан начинает сотрудничать с другими структурами ООН, в том числе и с Программой развития ООН, Международной организацией труда, Организацией ООН по промышленному развитию и др. [11, С. 96-99].
Еще одним особым направлением взаимодействия Азербайджана с ООН, ориентированным на мирное урегулирование карабахского конфликта и доведение до мировой общественности информации о культурном наследии страны, которая часто воспринималась на Западе как армянская или иранская, становится активное участие в ЮНЕСКО. Именно в результате реализации этой политики летом 2004 г. первая леди Азербайджана М. Алиева за «усилия в области сохранения и развития устной народной литературы и музыкального наследия Азербайджана была удостоена почетного звания Посла доброй воли ЮНЕСКО» [12].
К середине первого десятилетия XXI в. Азербайджан, в поисках путей воздействия на Армению, продолжает активно использовать и главную площадку ООН, для чего систематически выступает с различными инициативами призванными добиться вывода армянских войск с территории страны, или же вновь привлечь внимание мировой общественности к проблеме. Неслучайно азербайджанский эксперт Дж. Мамедов считает, что «обсуждение в 2004 году с трибуны ООН вопроса об оккупации территорий Азербайджана с дипломатической точки зрения было очень успешным шагом» [13].
Серьезным политическим инструментом этой политики стало и внесение на повестку дня ООН рассмотрения проекта резолюции о «Соблюдении норм международного гуманитарного права и международных стандартов в сфере прав человека на оккупированных территориях Азербайджана». О том, насколько даже появление проекта резолюции на повестке дня ООН тревожит армянскую сторону, можно судить по тому факту, что партия Дашнакцутюн «поручила офисам Ай-Дата по всему миру начать активную лоббистскую деятельность по предотвращению возможного принятия в ООН резолюции «Об оккупированных территориях Азербайджана» [14].
При этом Азербайджан в течение пяти лет не только вносил этот документ на повестку дня ООН, но и сам отзывал его. Это обстоятельство создало у ряда наблюдателей и экспертов мнение, что делается это под давлением различных сил, которые не хотят обострения ситуации в зоне конфликта или же преследуют другие экономические или политические цели [15].
В свою очередь, азербайджанская сторона мотивировала свои действия желанием дать дополнительную возможность МГ ОБСЕ добиться весомых успехов в деле урегулирования конфликта. На наш взгляд, наряду с факторами, о которых говорилось выше и которые имеют право на существование, необходимо учитывать, что в Азербайджане прекрасно осознают, что даже в случае принятия той или иной резолюции ООН о ситуации на оккупированных территориях, добиться их выполнения будет невозможно. По этой причине для Азербайджана более предпочтительным является путь сосредоточения мирового общественного мнения на неурегулированности Карабахского конфликта, а с этой точки зрения, регулярное внесение на повестку дня ООН указанного выше документа создает прекрасную возможность обратить внимание членов организации на ситуацию в целом. Подтверждением сказанному является то, что в сентябре 2012 г. Азербайджан вновь заявил о том, что указанный документ будет внесен на повестку дня 67-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН [16]. При этом примечательно, что благодаря использованию трибуны ООН, азербайджанская позиция практически в неискаженном виде начинает доходить и до части армянского общества [17], что вкупе с другими достижениями Азербайджана на мировой арене, в определенной мере, также может способствовать мирному урегулированию Карабахского конфликта.
Ссылки:
1. Ниязов Н.С. Сотрудничество Азербайджана и Иордании в военной сфере в 1994-2011 гг. // В мире научных открытий. 2011. № 11.3 (23). C. 897-898.
2. URL: http://www.human.gov.az/?sehife=etrafli&sid=MTc0ODE4MTExMTQ5OTI5OA&dil=ru (дата обращения: 15.09.2008).
3. Резолюция 822 (1993) от 30 апреля 1993 годa. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res822.htm (дата обращения: 18.02.2009).
4. Резолюция 853 (1993) от 29 июля 1993 годa. http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res853.htm(дата обращения: 18.02.2009).
5. Резолюция 874 (1993) от 14 октября 1993 годa. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res874.htm (дата обращения: 18.02.2009).
6. Резолюция 884 (1993) от 12 ноября 1993 годa. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res884.htm (дата обращения: 18.02. 2009).
7. Юнусов А. Азербайджан в начале XXI века: конфликты и потенциальные угрозы. Баку, 2007.
8. Sosial problemler. URL: www.refugees-idps-committee.gov.az/az/pages/18.html (дата обращения: 30.04.2010).
9. BMT va Azarbaycan. URL: http://www.azerbaijan.az/_WorldCommunity/_InterOrg/interOrg_01_a.html (дата обращения:
22.03.2011).
10. История комитета. URL: http://www.azerbaijan.az/_StatePower/_CommitteeConcern/committeeConcern_08_r.html (дата обращения: 30.04.2010).
11. Cм.: Дамирли Ф. Сотрудничество Азербайджана со структурами ООН социально-экономического развития // Журнал международного права и международных отношений. 2008. № 2. С. 96-99.
12. URL: http://www.mehriban-aliyeva.org/ru/article/item/4 (дата обращения: 06.03.2011).
13. Мамедов Дж. Политика Азербайджана в отношении ООН // Зеркало. 2011. 19 марта.
14. Офисы Ай-Дата начали лоббистскую деятельность для предотвращения принятия в ООН резолюции «Об оккупированных территориях Азербайджана» // Новости Армении - News.am. URL: http://www.yerkramas.org/2010/08/31/ ofisy-aj-data-nachali-lobbistskuyu-deyatelnost-dlya-predotvrashheniya-prinyatiya-v-oon-rezolyucii-ob-okkupirovannyx-territoriyax-azerbajdzhana/ (дата обращения: 26.09.2011).
15. См.: Азербайджан отозвал резолюцию в ООН, чтобы не раздражать страны-сопредседатели? URL: http://analitika.at.ua/news/azerbajdzhan_otozval_rezoljuciju_v_oon_chtoby_ne_razdrazhat_strany_sopredsedateli/2011-12-09-54595 (дата обращения: 11.10.2011).
16. Джафаров И. На 67-я сессии Генассамблеи ООН обсудят ситуацию на оккупированных территориях Азербайджана. URL: http://www.aze.az/news_na_67ya_sessii_82258.html (дата обращения: 27.10.2011).
17. См.: Генассамблея ООН и Армения. URL: http://www.lragir.am/russrc/politics26443.html (дата обращения:
15.10.2012).
References (transliterated):
1. Niyazov N.S. Sotrudnichestvo Azerbaydzhana i Iordanii v voennoy sfere v 1994-2011 gg. // V mire nauchnykh otkrytiy. 2011. № 11.3 (23). P. 897-898.
2. URL: http://www.human.gov.az/?sehife=etrafli&sid=MTc0ODE4MTExMTQ5OTI5OA&dil=ru (date of access: 15.09.2008).
3. Rezolyutsiya 822 (1993) ot 30 aprelya 1993 goda. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res822.htm (date of access: 18.02.2009).
4. Rezolyutsiya 853 (1993) ot 29 iyulya 1993 goda. http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res853.htm (date of access: 18.02.2009).
5. Rezolyutsiya 874 (1993) ot 14 oktyabrya 1993 goda. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res874.htm (date of access: 18.02.2009).
6. Rezolyutsiya 884 (1993) ot 12 noyabrya 1993 goda. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1993/res884.htm (date of access: 18.02. 2009).
7. Yunusov A. Azerbaydzhan v nachale XXI veka: konflikty i potentsial'nie ugrozy. Baku, 2007.
8. Sosial problemler. URL: www.refugees-idps-committee.gov.az/az/pages/18.html (date of access: 30.04.2010).
9. BMT va Azarbaycan. URL: http://www.azerbaijan.az/_WorldCommunity/_InterOrg/interOrg_01_a.html (date of access:
22.03.2011).
10. Istoriya komiteta. URL: http://www.azerbaijan.az/_StatePower/_CommitteeConcern/committeeConcern_08_r.html (date of access: 30.04.2010).
11. See: Damirli F. Sotrudnichestvo Azerbaydzhana so strukturami OON sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya // Zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnykh otnosheniy. 2008. № 2. P. 96-99.
12. URL: http://www.mehriban-alieva.org/ru/article/item/4 (date of access: 06.03.2011).
13. Mamedov Dzh. Politika Azerbaydzhana v otnoshenii OON // Zerkalo. 2011. March 19.
14. Ofisy Ay-Data nachali lobbistskuyu deyatel'nost' dlya predotvrashcheniya prinyatiya v OON rezolyutsii «Ob okkupiro-vannykh territoriyakh Azerbaydzhana» // Novosti Armenii - News.am. URL: (date of access: 26.09.2011).
15. See: Azerbaydzhan otozval rezolyutsiyu v OON, chtoby ne razdrazhat' strany-sopredsedateli? URL: (date of access:
11.10.2011).
16. Dzhafarov I. Na 67-ya sessii Genassamblei OON obsudyat situatsiyu na okkupirovannykh territoriyakh Azerbaydzhana. URL: http://www.aze.az/news_na_67ya_sessii_82258.html (date of access: 27.10.2011).
17. See: Genassambleya OON i Armeniya. URL: http://www.lragir.am/russrc/politics26443.html (date of access: 15.10.2012).