Научная статья на тему 'Политическая религия как основание религиозной идеологии'

Политическая религия как основание религиозной идеологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2084
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая религия как основание религиозной идеологии»

- въезд в Российскую Федерацию как регулируемое Конституцией, международными договорами Российской Федерации, другим законодательством пересечение российскими, иностранными гражданами и лицами без гражданства государственной границы Российской Федерации с территории иного государства в установленных метах и в предусмотренном отечественным законодательством порядке;

- выезд из Российской Федерации как регулируемое Конституцией, международными договорами Российской Федерации, другим законодательством пересечение российскими, иностранными гражданами и лицами без гражданства государственной границы Российской Федерации с территории Российской Федерации в установленных метах и в предусмотренном отечественным законодательством порядке;

- пребывание в Российской Федерации как временное нахождение на ее территории на законных основаниях российских, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- проживание в Российской Федерации как постоянное нахождение на ее территории на законных основаниях российских, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Полагаем, что приведенная структура может быть положена в основу кодификации миграционного законодательства. При этом следует подчеркнуть, что систематизация норм должна проводиться по правовому критерию, а не по цели въезда, выезда, пребывания и проживания. Это позволяет преодолеть проблему юридической экспликации видов миграции, потребность в которой отпадает. Распределение норм по институциональным группам позволит одновременно разрешить проблему коллизий и дублирования норм друг другом. Кроме того, выстраивать таким способом нормативно-правовой материал невозможно без заполнения пробелов правового регулирования.

Белолипецкий В.К., к. филос. н. (СКАГС)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ

Мы живем во времена, когда идеология все более становится важнейшей характеристикой реальности, составляет одну из ос-

нов упорядоченной социальной жизни и на первый план выдвигает знания и ценности общества.

Автор видит свою задачу в том, чтобы, во-первых, показать, почему и как появилось сложное социальное образование - политическая религия, которая не является ни в коем случае простой амальгамой двух этих феноменов; во-вторых, ответить на вопрос: почему политическая религия составляет стержень и основу религиозной идеологии?

Но начнем с самого простого: с выяснения понятия «идеология».

Под идеологией в соответствии со сложившейся традицией будем понимать систему взглядов, идей, теоретических принципов, которые выражают общественные отношения сквозь призму интересов, целей и идеалов.

Идеология есть совокупность концепций и доктрин, претендующих на целостность, законченность, вероятную истинность; это превращенные виды сознания, рефлектирующие социальноэкономические и политические программы бытия общественных слоев и групп в их обобщенной форме. Идеологии стремятся материализоваться в различных формах социальной практики, строго держат курс на нее. Они устанавливают конкретные цели деятельности социальных общностей в соответствии с их интересами. В идеологии поэтому всегда содержатся директивы действий, определенная шкала ценностей, а также оценивается реальное положение социальных сил. Идеология, как правило, создается элитарным меньшинством общества с тем, чтобы обосновать свое собственное господство.

Религиозная идеология имеет на деле все те же черты и свойства, что и идеология государственная. Однако в отличие от последней, религиозная идеология имеет иррационалистическое идеалистическое содержание, в соответствии с которым система идей строится вокруг Бога, тварного мира и человека. Наряду с этим образуется система ценностей и целей, определяющих поведение, поступки и чувства людей. Мир, материальный и вещественный, подчиняется самой идее творения и тому важному, сакральному и божественному, что создано в результате активной и креативной деятельности Создателя. Это положение - исходная мысль религии как такого феномена культуры, который призван восполнить реальную действительность силой, парящей над видимой действительностью.

Но основу религии составляет не только это положение, хотя оно лежит в основании религиозного мировоззрения. Важнейшей причиной возникновения и функционирования этой формы сознания являются социальные идеи, благодаря которым религия и утвердилась в обществе

Другими словами, истоки человеческой религиозности находятся не столько в гносеологии, сколько в идеологии. Идеология (религиозная идеология, теология), как важная сфера сознания, отражает земные, физические, предметные черты и свойства материального мира в превратной, отчужденной форме, ибо она «олицетворяет те явления в жизни природы и человека, которые, в зависимости от условий времени и данных обстоятельств, имеют особенно большое значение, и возносит их так высоко, что они выходят за пределы временного и конкретного», - писал И. Дицген1.

Так как религия - это форма общественного сознания, то она является упорядоченной системой доктрин, учений, теорий, чувств, культовой деятельностью, связанных с пониманием человеком мира, самого себя и отношения к миру, где главным является вера в реальное существование сверхъестественного. Вот на эти «видимые» черты религии и обращают в первую очередь внимание. Религия - особая форма общественного сознания, тесно соединенная с важнейшими элементами психологии (чувства, настроения, переживания) и политики (власть, собственность, интересы).

В общем и целом религия - это не фундаментальная, а вторичная форма сознания, не самая древняя, не созидательная, не абстрактная, по своей природе она жестко детерминирована религиозной идеей, не покрывает собой всю культуру, а является ее частью, элементом - необходимым, но не самым важным. В свете сказанного, религия представляет одно из противоречивых, драматичных, конфликтных и ограниченных видов духовной человеческой деятельности.

Ограниченность религии придает присущая ей и изначально сращенная с ней идеология, которая всегда и во все времена была ущербной интеллектуальной формой, ибо отражала бытие с позиции определенных интересов, чаще всего с позиции небольших, власть имеющих элитарных групп.

1 Дицген И. Против идеализма и поповщины. М., 1926. С. 189

Религия нами понимается не просто как религиозная идеология, а политическая религия, или политическая религиозная идеология. Таковой она становится одновременно с появлением государства. Религия и государство возникают в одно и то же время, тогда, когда в мире возникает «жажда золота и власти» (Мануэль Галич)12 - где-то между 9 и 5 веками до нашей эры. К их возникновению толкает объективная логика развития общества - общественное разделение труда, деление общества на классы, появление социального слоя - элиты, занимающейся интеллектуальной деятельностью. До указанного времени у человечества была длительная безрелигиозная эпоха (В.Ф. Зыбковец) , а затем появились предпосылки религиозности: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, которые вошли в родовые, племенные верования, приведшие к формированию национально-государственных и, наконец, мировых религий. На этапе создания, точнее, становления мировых религий возникает жгучая потребность дополнить социально-политический гнет еще и религиозным. Так начинается взаимосближение религии и политики, что является одной из важнейших черт существования особой формы общественного сознания - политической религии (политической теологии), как такого социального сознания, которое синтезирует в себе политику и религию в единое слитное целое, а не служит амальгамой одного и другого явления, и вырастает из собственнических и властных отношений, основанных на интересах людей (в большей мере интересов политико-религиозных элит).

Политическая религия - это такая духовная форма, которая содержит в себе имплицитно проблемы собственности, интересов и власти тех групп общества, которые .заняты вопросами управления, организации и поддержания порядка в государстве. Кстати, еще в 5 веке до н.э. религия как общественный институт была объявлена афинским тираном Критием как изобретение властей с целью лучшего управления в государстве. Эта точка зрения прошла через века и своей вершины достигла в учении К. Маркса, увидевшего в религии опосредованный результат общественных отноше-

1 Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

2 Зыбковец В.Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания.

М., 1967.

ний - иллюзорное сознание, отражающее разорванность и отчужденность общественного бытия, - считает Ю.В. Тихонравов1 .

Итак, можно констатировать, что ненаучно и некорректно понимать религию или как только идеалистическую систему идей

о Боге, мире и человеке, т.е. совокупность идей, определяющих мировоззрение человека, или только как некую политическую систему, основанную на политических онтологических основаниях

- собственность, интересы и власть.

Если государственная идеология охраняла, конвоировала, жестко и строго, всю духовную и политическую жизнь, то политическая религия удваивала этот контроль, создавая дуализм миров и их оценок, причем верующий человек ощущает иерархию этих миров - вечного и преходящего, господствующего и подчиненного. Вследствие этого, все происходящие события и явления в природе и обществе индивид рассматривает с позиции религиозной идеологии, руководствуясь при этом чаще всего идеями и интересами элитарных групп, которые ему навязываются, так как политическая идеология свои интересы и идеи вбивает, вколачивает в головы людей, подчиняя их своей воле. В религии находится «идеологическое ядро», «идеологическое жало» (А.В. Луначарский). Имманентно все это присуще религии. Религиозная идеология догматична, традиционна, не меняется веками. Примером может служить православие как истинно апостольское учение, которое после 7 вселенских соборов не добавило и не убрало практически ни одного нового элемента, ни в свою догматику, ни в культовую деятельность. Правда, во времена деятельности патриарха Никона (1605-1681) была предпринята попытка провести богослужебную реформу, но она затронула лишь ее внешнюю сторону и, более того, привела к церковному расколу.

Вся религиозная идеология (политическая религия) имеет несколько уровней и исторических типов.

Первым типом религиозной идеологии явились основные, базисные идеи, изложенные в религиозных канонах (Типитака, Библия, Коран, Китаб-е-игдас), которые неизменны, абсолютны, всеобщи, созданы на века; это азы, основные положения, которые не могут быть подвергнуты критике и даже некоторые сомнения в

1 Тихонравов Ю.В. Религии мира. М., 1996. С. 11.

их истинности просто немыслимы и недопустимы. Идеи Библии или Корана - это остов, основа всей религиозной идеологии; это те первоначала, первопричины, которые представляют собой фундамент, строившегося на нем здания всей религиозности. Так, Библия как первоисточник христианства, а также иудаизма и до некоторой степени ислама раскрывает идею отношения человека с Богом, причем Бог имеет рациональное значение. Бог - это модель, парадигма разума. Бог и человек - вот то противоречие, из которого соткана религиозная идейная ткань. Бог создан по образу и подобию человека, как и человек сотворен по той же самой схеме. Сущность Бога передана через свое существование, через непреходящую борьбу с самим собой, борьбу, затрагивающую всю жизнь человека. Бог (разум) вечен в человеке. Именно в Бога должен верить человек.

То, что характеризует Бога в первую очередь, и без чего бы Он не мог быть Богом, есть власть. Но Божеству нужна не просто власть, не обычная власть, а Ему подобает иметь власть высшую, Он должен обладать всей властью. Вот в эту высшую и непререкаемую власть и должен верить человек, и ей он должен поклоняться. Вера в эту высшую власть и есть вечная вера, без которой нет религии вообще и религиозной идеологии в частности.

В Библии, особенно в Ветхом Завете, последовательно проводится мысль, что земная (государственная) власть является властью, данной народу Богом, и идеальным государственным строем является теократия, т.е. такая форма управления, при которой Бог, и только Он властвует над народом посредством своих проводников - пророков и судей; они в первую очередь выступают в качестве Божьих первосвященников. Какую бы земную форму ни принимала форма правления - царей, судей и т.д. - по своей сущности все это - теократическая власть Бога; только она могла быть истинной, правильной, настоящей. Все другие типы и формы власти, если они не освящены Богом, являются неистинными и осуждаются. Таким образом, «путь истории государства есть путь метафизической борьбы добра со злом, путь отпадения от Бога. Человеческая история, история из видимых государств является ни чем иным, как одним из эпизодов демонической борьбы с Богом»1.

1 Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998. С. 33.

В связи с этим первая и фундаментальная религиозная идеология исходит из духовных оснований. Из первичной власти «Царя царей». Его власть вечна и неизменна и проявляется как способность и возможность воздействовать определенными средствами (объем и диапазон их велик) на деятельность и поведение людей. Сущностью данной власти являются отношения господства, подчинения, руководства. Как Библия, так и Коран исходят из веры и признания реальности сверхъестественного, осознания его первичности и возможности творить мир и политические формы бытия людей. Эти идеи, сформировавшие религиозное учение - богословие, теологию, явились первым идейным слоем религиозной идеологии. В Библии ярко представлены все три типа власти, о которых говорит М.Вебер, а именно, власть харизматическая, традиционная и легальная .

Религиозная идеология, сформулированная в канонах - это система доктрин, учений, теорий, в которых доминируют идеи о Боге, Его всесилии, о созданном им мире и человеке, а также это система сущностей, определяющих поведение человека, его верное служение Богу.

Вторым историческим типом религиозной идеологии явились сочинения «:святых отцов» церкви, создававших в течение веков -со 2-го века до 8-го века нашей эры - основы догматической религиозной идеологии. Это время воплощения, редукции, «трансформации основных идей Библии» - (Ветхого и Нового завета -идей, изложенных более чем 40 пророками и авторами до 2 в. до н.э. и евангелистами 1 и 2 веков нашей эры) в писаниях «апологетов» (Юстин, Афинагор, Тертуллиан) и теологов (Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин). Именно они создали Священное предание, как апостольское учение, обосновывающее и поддерживающее Священное Писание и материализующее идеи Библии в культовой деятельности (литургия, молитва, религиозные праздники), в религиозной практике. Именно «отцы церкви» готовили и проводили вселенские соборы, на которых разрабатывалась, углублялась, устанавливалась и уточнялась религиозная идеология, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались и критиковались различные еретические учения: несториане, павликане, катары, альбигойцы

1 Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 100-101; 646-648.

и т.д. Именно «отцы церкви» отстаивали чистоту религиозной идеологии, защищали ее догмы, принципы и нормы как святые, священные и не подлежащие изменениям. Обращает на себя внимание та тщательность и скрупулезность, с какой создатели идеологии христианства - отцы церкви: Св. Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский и др., - вырабатывали идеологические понятия-догматы нового учения. Так, поиски «богоприличных» слов, «которые точно твердо выражали бы и ограждали истины веры», продолжалось практически непрерывно с 1 века вплоть до 7 века, т.е. все это время, при смене поколений св. отцов церкви, предметом обсуждения становились концептуальные вопросы веры. Но особенно бурными и ожесточенными были споры и поиски определения самых важных христианских догматов: о Святой Торице, об образе соединения во Христе Божества и человечества и о формуле «Единосущный» или «единое существо и три ипостаси». Так, «учение о Святом Духе становится предметом обсуждения с 50-х годов и получает строгое определение в творениях Св. Афанасия (299373гг.), затем в постановлениях Александрийского собора 362 года», ... позже ответ был дан только в халкидонском вероопреде-лении (451г.); «и понадобилось еще более двух веков богословской работы, чтобы учение о Троице и соединение во Христе Божества и человечества было усвоено до конца и приняло ту форму, какая существует и поныне»1.

Второй исторический тип и уровень христианской идеологии был самый трудный, насыщенный и творческий. Святые отцы церкви знали, что, занимаясь «терминологическими вопросами», они тем самым закрепляли священное предание в виде отчеканенных и идеологически выверенных понятий, таких понятий, которые будут служить века, непоколебимо выражать суть христианства, особенность его православного, апостольского направления. Все это время - несколько веков - шла шлифовка и формирование религиозной идеологии, продолжалась выработка символа веры, т.е. образа, незыблемого основания вероучения, создавалось подлинное «исповедание веры».

Сходную историческую картину мы наблюдали и при создании религиозной идеологии в буддизме и исламе, когда после

1 Флоровский Г.В. Восточные отцы 4 века. М, 1992. С.25.

смерти Пророков в соответствии с логикой и историческими сдвигами в социальной жизни происходило развитие и некоторая трансформация их учения.

В настоящее время религиозная идеология переживает третий этап своего существования. В ее основе, безусловно, находятся два предшествующих канонических, догматических периода, но церковь дополняет религиозную идеологию новыми идеями и тенденциями, отражающими современное понимание отношения между церковным клиром, паствой и гражданами «невоцер-ковленными» - атеистами, материалистами, людьми индифферентными к религии. Образцом религиозной идеологии наших дней являются решения Синода, а также архиерейских и поместных соборов, на которых речь уже идет о правах человека, гражданском обществе, о взаимодействии с государственной властью,

о правовом государстве. Показательным в этом отношении религиозно-идеологическим документом является, принятый в 2000 году на архиерейском соборе документ, названный «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»11. В «Основах...» явно и реально присутствуют идеологические черты религии (православие), ее готовность вступать во взаимоотношения с государством, даже учитывая различие их природ. «Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти..., но и молиться за нея» (власть). Если «церковь основана непосредственно Самим Богом - Господом нашим Иисусом Христом», читаем мы в этом документе, то «богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно.

Целью церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии»2. Ссылаясь на Священное Писание, в частности на послание св. ап. Павла римлянам, данный документ особо призывает «власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержания добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства»3. Церковь в то же время должна вести диалог и поддержи-

1 Основы социальной концепции Русской православной церкви. М., 2001.

2 Там же.

3 Там же.

вать взаимоотношения со всеми ветвями власти: законодательной, судебной и исполнительной, а также определить приоритетные области «соработничества церкви и государства в нынешний исторический период в таких сферах, как миротворчество; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности; попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; работа церковных и светских средств массовой информации; деятельность по сохранению окружающей среды». Как видим, «Основы...» являются подлинно идеологическим документом и программой действий социально-политической доктрины РПЦ. В то же время прослеживается усиление заботы церкви о своей собственности, о собственнических интересах, которые церковь защищает стойко и безусловно.

В контексте всей религиозной деятельности РПЦ, обсуждая принятые «Основы социальной концепции...» в Государственной думе, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гун-дяев) указал на то, что «принцип отделения церкви от государства, принятый Конституцией РФ, становится принципом сегрегации», а это маленький «апартеид против церкви».

Эта последняя ламентация высшего иерарха РПЦ, в которой слышатся огорчение и досада современным состоянием дел в отношениях между церковью и государством, служит еще одним подтверждением и несомненным доводом, что православная церковь неудержимо скользит в сторону создания крепкой государственной религиозной идеологии - но только уже не православной, а римско-католической.

Известно, что государственная идеология внедряется в человеческие головы методами религиозной пропаганды. Лейтмотивом религиозной идеологии РПЦ является мысль о том, что РПЦ должна стать государственной церковью, а собственность, некогда (до 1917 года) принадлежащая ей, должна быть вновь возвращена в полном объеме.

Материальной основой, на которой строилась и строится взаимосвязь государства и церкви как социально-политического

института, являлись и являются собственность, интересы (в них конденсируется собственность) и власть.

Власть, собственность и интересы - три основные, прочные неизменные опоры любого государства и любой политикоправовой, в том числе и религиозной системы. Эти три составляющие сопрягаются, усиливая друг друга, и эффективно воздействуют на людей в течении всей человеческой цивилизации, - т.е. со времени возникновения государства. Собственность, интересы и власть срослись между собой, составляют целостное, синкретичное образование.

Собственность, интересы и власть как вечные и универсальные спутники и факторы человеческой цивилизации соединяют политику и религию, государство и церковь, в которых материализованы данные явления.

Политика и религия, будучи важнейшими элементами человеческой культуры, взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга и взаимно влияют друг на друга (о чем ниже). В то же самое время данные феномены общественной жизни являются формами общественного сознания. И политика, и религия выступают в виде идей, теорий, учений, доктрин, являясь изначально двумя идеологиями - политической и религиозной. Политика и религия как идеологии - это система определенных ценностей, однако, не самый высший уровень ценностей и сознания в целом. Они тождественны и различны: имеют свою логику развития, занимают разное место в общественной жизни, хотя достаточно органично встроены в политико-правовую и экономикодуховную систему общества. Но в целом «костную» ткань его образуют собственность, интересы и власть.

Именно эта вечная онтологическая триада создает политическую философию (политическую идеологию, политическую теологию) как ее иллюзорное осознание. Западный мир и его церковные иерархи давно решили для себя проблему: большая собственность рождает большую, а часто неограниченную власть - в основном для защиты своих собственных интересов. Эта теория и практика вошли в плоть и кровь западно-европейской культуры и даже в XX веке все еще остается господствующей, оказывая сильнейшее воздействие на секулярную, секуляризованную, казалось бы, социальную науку.

Политизация религии становится вполне реальностью. Как отмечают В.В. Заярный и С.А. Кислицын, «религия подчас неосознанно и не специально превращается в определенный политизированный социальный институт»1. Но, к сожалению, государственная идеология сдает позицию за позицией воинственной, наступательной религиозной идеологии.

Чтобы скрыть социально-политическую сущность религии вообще и политической религии в частности, церковные иерархи прибегают к ряду уловок, к простым, примитивным, на первый взгляд, нехитрым знакам, символам, фразам. Так появляются идеологизмы.

Как идеология, так и идеологизмы, имеют один общий корень - «идея»; это, так сказать, «лингвистическая реальность». Но «идея» в идеологии и идеологизмах разного свойства, - в идеологии она - свободная религиозная (и социальная") мысль, а в идео-логизме «идея» стала зависимой от мнений и суждений религиозной элиты (церковных «идеологов»), стоящей далеко от большинства верующих.

В большей мере религиозная идеология устремлена к великой онтологической триаде: собственность, интересы, власть. Их взаимоотношения можно выразить в следующих положениях:

1. Религия использует власть как одно из эффективных средств контроля над людьми, чаще всего контроля тотального, особенно через свои структуры. Это касается надзора не только за поведением индивидов, но и за их мыслями, образом жизни и т.д.

2. Однако в религии власть рассматривается своеобразно: как власть Бога, которому должны подчиняться все: от царя, монарха, президента до низкородного человека. Власть Бога - сакральна, священна, непререкаема, абсолютна. Поэтому-то и религия как социальный институт служит носителем сакрального авторитета, и в связи с этим эта власть вполне реальна. Она передается в руки царя, властителя, монарха, президента, а затем освящается после их прихода к власти.

3. Как религия, так и политика, имеют социальную природу, связанную прежде всего с потребностями и интересами исторически конкретных социальных систем, дополненных бессилием чело-

1 Заярный В.В., Кислицын С.А. Русская православная церковь и политический процесс в России. Ростов н/Д., 2003. С.8.

века перед природными силами. И политика и религия развиваются исторически от самых простых, архаических форм (семейная, патриархальная, племенная) до утонченных и дифференцированных.

4. Две стороны сознания, о которых идет речь - политика и религия, -используют власть в качестве движущей силы человеческих действий и социальных отношений. Власть как важный атрибут господства Бога перерастает в орудие управления людьми, в волю, способную оказывать сильное и стойкое воздействие на людей, их деятельность. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены», - писал св. ап. Павел. (Рим 13:15).

5. Будучи конституционным институтом, церковь формирует и создает социальное управление, в котором иерархичность церковно-религиозного управления перенесена, точнее, внедрена в управление светское, публичное - от монархии до «демократий» нашего времени. Все современные западные государства в своей основе имеют ветхозаветную, иудо-христианскую систему управления. Все эти государства содержат в себе ветхозаветный принцип организации политической власти управления, - это принцип талиона (возмездия) исходит из того, что власть государственная, публичная, светская, соблюдая некие универсальные «законы» - права человека, общественные обязанности, нравственные нормы, общечеловеческие ценности, - должна наказывать непослушных, непокорных с тем, чтобы все подчинялось силе, воле власть имущих.

6. Ответственность человека, как считает церковь, начинается со следующего: а) с ответственности перед властями легальными, легитимными; б) с уважения к законной власти; и это уважение все религии воспитывают с детских лет, это уважение вбивается в головы граждан государства; в) с зависимостью от церковных властей.

Однако в религии, особенно в христианстве, есть много противоречий: иногда требования (императивы) религии отделяются от требований светской власти: «Отдай кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мр. 12:17 и др.).

7.Религиозный фактор часто используется как повод для выяснения политических вопросов, как важный элемент защиты общественно-политического строя, как сила, поддерживающая правящую элиту, господствующую политическую управляющую

группу. Религиозные деятели принимают активное участие в массовых общественных движениях, в проведении массовополитических акций, в работе законодательных собраний, в органах местного самоуправления.

Религия имеет большой духовный потенциал по сравнению с политикой. Это проявляется в борьбе с человеческими пороками, недостатками и т.д. Она (религия) противодействует равнодушию, цинизму, духовной деградации, помогает овладеть культурно-историческим наследием народа, воспитывает бережное отношение к памятникам культуры, их охране и восстановлении.

9. Взаимодействие религии и политики в человеческой цивилизации привело к их слиянию, соединению, к образованию теократических государств, когда власть светского правителя и первосвященника, главы государства (короля, королевы) и патриарха неразличимы. К числу теократических государств относятся Англия, Ватикан, практически все мусульманские страны и некоторые государства, в которых исповедуется буддизм. В них политикорелигиозные отношения выступают составной частью системы общественного строя.

Взаимодействие политики и религии - это непрерывный процесс их взаимного проникновения и обогащения, слияния в единую форму общественного сознания - политическую религию.

Религиозная идеология укоренена в человеческой культуре, в которой занимает особое место, являясь теоретическим самосознанием общества вопреки научным отражениям бытия. А «битва за алтари и очаги» (Цицерон) всегда приводит к собственным, личным победам, к защите своих имущественных интересов, завоеванию практически неограниченной власти.

Голубева Т.Г., к.ист. н., докторант (Ставропольский филиал СКАГС)

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В настоящее время в Российской Федерации идет поиск путей выхода из кризиса, который охватил важнейшие области общественных взаимоотношений: между центром и регионами, государством и населением, между различными социальнокультурными, этническими и религиозными группами. В таких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.