Научная статья на тему 'Политическая реклама в дореволюционной России'

Политическая реклама в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
963
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сальникова Мария Вячеславовна

The author investigated the formation of political advertising, and revealed the specific features of its functioning on the Russian ground. The researcher has established that modern political advertising uses the experience of the pre-revolutionary one and follows it in many aspects. The article contains the materials on the Tambov Province.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political advertising in pre-revolutionary Russia. The article identifies the concept of political advertising and its purpose

The author investigated the formation of political advertising, and revealed the specific features of its functioning on the Russian ground. The researcher has established that modern political advertising uses the experience of the pre-revolutionary one and follows it in many aspects. The article contains the materials on the Tambov Province.

Текст научной работы на тему «Политическая реклама в дореволюционной России»

6. ГАВО. Ф. И-21. Оп. 1. Д. 452. Л. 66.

7. Памятная книжка Воронежской губернии на 1893 год. Воронеж, 1893. С. 79-80.

8. ГАВО. Ф. И-21. Оп. 1. Д. 467. Л. 9об.

9. ГАВО. Ф. И-21. Оп. 1. Д. 448. Л. 62.

10. Сельскохозяйственный обзор Орловской губернии за десятилетие 1886-1895 гг. Орел, 1899. С. 36.

11. ГАОО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 10. Л. 32 об.

12. ГАОО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 11. Л. 47.

13. Семенов Д.П. Экономические условия сельского хозяйства // Сельское и лесное хозяйство России. СПб., 1893. С. 348-350.

14. Епифанов Н.Н. О прибыльном сбыте хлеба русского народа: в 2 ч. Ч. 1. Баку, 1907. С. 247.

15. РГИА. Ф. 573. Оп. 25. Д. 219. Ч. 1. Л. 13.

16. ГАВО. Ф. И-20. Оп. 1. Д. 1877. Л. 3.

17. Сельскохозяйственный обзор по Воронежской губернии за 1892/1893 г. Ч. 2. Воронеж, 1893. С. 34.

18. Сельскохозяйственный обзор по Воронежской губернии за 1891/1892 г. Ч. 2. Воронеж, 1892.

19. Обзор Воронежской губернии за 1892 год: Приложение ко Всеподданнейшему отчету. Б. м., б. г. С. 16.

20. ГАВО. Ф. И-20. Оп. 1. Д. 2617.

21. ГАВО. Ф. И-20. Оп. 1. Д. 2752.

22. Памятная книжка Воронежской губернии на

1901 год. Воронеж, 1901. С. 13.

23. Памятная книжка Воронежской губернии на

1902 год. Воронеж, 1902. С. 11.

24. Памятная книжка Воронежской губернии на

1903 год. Воронеж, 1903. С. 13.

25. Памятная книжка Воронежской губернии на

1904 год. Воронеж, 1904. С. 15.

26. Памятная книжка Воронежской губернии на

1905 год. Воронеж, 1905. С. 16.

27. Обзор Тамбовской губернии за 1901 г. Тамбов, 1903. С. 12.

Поступила в редакцию 6.04.2006 г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

М.В. Сальникова

Salnikova M.V. Political advertising in pre-revolutionary Russia. The article identifies the concept of political advertising and its purpose. The author investigated the formation of political advertising, and revealed the specific features of its functioning on the Russian ground. The researcher has established that modern political advertising uses the experience of the pre-revolutionary one and follows it in many aspects. The article contains the materials on the Tambov Province.

Политическая реклама - это форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме [1].

Современная политическая реклама, ее специфика в современной России изучена достаточно полно, история становления политической рекламы не получила должного внимания исследователей. Из немногочисленных работ по данной теме можно выделить монографию Е. Егоровой-Гантман и К. Плешакова «Политическая реклама» (1999 г.), в которой авторы рассматривают также и историю политической рекламы, хотя освещают в большей степени историю зарубежной политической рекламы.

Цель данной статьи проследить становление политической рекламы, определить наивысший подъем развития политической

рекламы в дореволюционной России и выявить особенности российской политической рекламы.

Политическая реклама возникла вместе с политикой. Она появилась тогда, когда появились первые государства, и власти потребовалось вступить в коммуникацию с населением, чтобы получить от населения помощь в поддержании порядка и пополнить армию. Власть посчитала удобным через информацию влиять на поведение граждан.

Глашатаи древнего Рима и Греции оповещали граждан на улицах о делах в государстве, о начале войн и великих военных походов, рекрутировали добровольцев в армию. Большое число призывов и лозунгов политического характера возникало на стенах античных городов в периоды выборов городских магистратов.

В XVII в. сразу в нескольких европейских странах - Англии, Франции и Голландии появляется политическая карикатура. Она создавалась с явными целями негативной рекламы и пропаганды. В начале XX в. в журналах публиковались карикатуры на таких американских президентов, как Т. Рузвельт и В. Вильсон.

Плакат как средство политической рекламы и пропаганды имеет глубокие исторические корни. В конце XVIII в. после смерти Ж.-П. Марата, героя французской революции, были напечатаны плакаты с его изображением и разосланы по всей Франции. Этим правительство создало для себя дополнительную рекламу, играя на чувстве сострадания населения к герою.

На выборах в Великобритании в 1910 г. лейбористкой партией был использован плакат «Безработные» с политической риторикой на популярную тему [2].

В России развитие политической рекламы имело свои особенности. Так как политическая реклама существует и действует, только если есть политический выбор, то говорить о полноценной политической рекламе в России можно лишь с начала XX в., с момента объявления о выборах в Государственную Думу и образования легальных политических партий. Однако мы можем увидеть элементы политической рекламы и на более ранних этапах исторического развития, например, в саморекламе власти. Особенно повышался объем рекламных сообщений политического характера в кризисные для страны периоды, когда происходила борьба за власть, велись войны.

Одним из носителей политической рекламы можно назвать монеты.

В 1613 г., когда Земский собор избирает нового российского царя - 16-летнего Михаила Романова, московские бояре выпускают особую монету. На ней написано, что настоящий царь - Михаил Федорович. В ответ Польша, которая претендует на российский трон, чеканит похожую монету, где сообщено, что царь - Владислав Жигимонтович.

1726 г. Александр Меньшиков, желающий заявить о себе, срочно делает пробную партию монет (10 копеек). Обычно тогда на монетах красовались литеры (буквы) «I» (императрица) и «Е» (Екатерина). Как и во многих вензелях, обе литеры были повторе-

ны в зеркальном отражении, это делалось для придания знаку симметричности.

Но Меньшиков добавил в вензель греческую букву «Гамма», вместе с литерами «I» новинка образовала букву «М». Такой же знак украшал решетки балюстрады дворца Меньшикова на Васильевском острове Санкт-Петербурга. Но противники разгадали скрытую «рекламу», массовый выпуск меньшиковых гривенников не состоялся, а «изобретатель» через год оказался в ссылке [3].

Прообраз политической рекламы можно найти в народных зрелищах XVIII в.

Организация монархами торжеств для самой широкой аудитории была, в первую очередь, ориентирована на повышение своей популярности, на поддержку «простым народом» осуществляемой политики. В разгар войны со шведами новогодний фейерверк 1710 г. восхитил многих присутствующих. Датский посланник вспоминал, что фейерверк представлял собой аллегорию, горящий лев двигался между двух особых столбов, на которых сияли короны, лев повалил один столб и покачнул второй. Но из орла, который парил в вышине, вылетела ракета, попала во льва, и он исчез. Вот как раз для разъяснения подобных аллегорий и служили праздничные афиши. Они напоминали, что орел - символ Российской державы, а лев -шведской. Огненными знаками на небе вписывалось в сознание зрителей напоминание о Полтавской победе, и укреплялась их вера в верховную власть. Маскарадные шествия при Петре I и Екатерине II также включали элементы политической рекламы [4].

Но первой политической рекламной компанией в России следует считать выборы в Первую Государственную Думу в феврале - марте 1906 г. Именно тогда возникло понятие «избирательного списка» и агитации за него, применялись афиши и листовки, возникли партийные газеты. Так, начав с января

1906 г. издание газеты «Речь» и умело построив свою избирательную компанию, партия кадетов обеспечила себе 34 % мест в Первой Государственной Думе [5].

Политическая реклама, начиная с 1906 г. стала набирать обороты.

Политический плакат в дореволюционной России не получил столь широкого распространения, как в западных странах и США. Для политической пропаганды, осо-

бенно в провинциальных городах, использовали листовки.

Партия «Союз русского народа» не только развесила по г. Тамбову листовки, в которых призывала «к спасению врагами растерзанной, измученной Родины» путем вступления в партию, но и пыталась рассылать их при местных периодических изданиях [6].

В листовке «Союза защиты крестьянских прав» обращение шло к своей электоральной группе, к крестьянам, и содержало политический призыв к единению. Использовал «Союз защиты крестьянских прав» и политический слоган - «В единении сила. Один за всех и все за одного. От нас самих зависит наша судьба. Надо самим заботиться о себе» [7].

Все эти приемы используют в своих рекламных компаниях современные политические партии.

Самой эффективной (поэтому на нее и приходился наибольший объем) была реклама в периодических изданиях. Политические партии боролись за право помещения своей рекламы в прессе.

Так, в Деле «По телеграмме МВД о сообщении причин воспрещения присяжному поверенному Гальцеву публиковать в предвыборном собрании избирателей 1 отделения 2 съезда по г. Тамбову 8 октября 1912 -9 октября 1912 г.» давались объяснения на отказ в напечатание политической рекламы. Говорилось, что никакого запрещения печатать рекламные воззвания в газетах прогрессистам, мещанину Носкову и присяжному поверенному Тимофееву не было. Но они не захотели довольствоваться рекламированием кандидатур в газетах и попросили разрешения напечатать листовки для расклейки по городу, в которых сообщали о собрании в зале конезаводского клуба, однако собрание не разрешили и надобность в листовках отпала [8].

На страницах «Тамбовского листка объявлений» прогрессист Носков вел свое продвижение по всем правилам рекламы. Его реклама располагалась и на первой, и на второй странице. Здесь была реклама и с выделением фамилии Ноского, и реклама с выделением слова «прогрессивный», сообщения были набраны и мелким, и крупным шрифтом. А также присутствовала и самая, пожалуй, эффективная реклама - скрытая. В разделе «Местная хроника» рассказывается о Носкове как о честном, прогрессивном человеке, который знаком с нуждами народа, в отличие от кандидата от правых протоиерея Дмитровкого, который может поддерживать только старые порядки [9]. В статье присутствует и антиреклама правого кандидата, так что «политика грязное дело» явление не новое.

Таким образом, мы рассмотрели политическую рекламу в дореволюционной России, установили, что она имела свои особенности, обозначили, что ее расцвет приходится на начало XX в. Также можно отметить, что дореволюционная политическая реклама пользовалась теми же приемами, что и сегодняшняя.

28. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М., 2001. С. 6.

29. Егорова Е. // Реклама. 1999. № 5-6. С. 21-24.

30. СиырбаевА. // Деловой Усть-Каменногорск. 2003. № 4. С. 4.

31. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. СПб., 2003. С.144-146.

32. Крылов И. // Реклама. 1999. № 5-6. С. 27.

33. Тамбовский листок объявлений. 1912. № 61. С. 2.

34. ГАТО. Ф. 8. О. 1. Д. 104.

35. ГАТО. Ф. 4. О. 1. Д. 8307.

36. Тамбовский листок объявлений. 1912. № 79. С. 1-2.

Поступила в редакцию 22.04.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.