Научная статья на тему 'Политическая пропаганда радикальных исламистских организаций в США'

Политическая пропаганда радикальных исламистских организаций в США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1135
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / ПРОПАГАНДА / США / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ISLAMISM / TERRORISM / RADICALISM / PROPAGANDA / USA / SOCIAL NETWORKS / IDEOLOGY / POLITICAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Истомин Игорь Александрович

В стратегии радикальных исламистских группировок растущее внимание уделяется привлечению сторонников в США. Вовлечение американских граждан представляется одним из элементов адаптации таких организаций к увеличивающемуся внешнему давлению и позволяет решать ряд разноплановых задач как на глобальном уровне, так и в локальных конфликтах. Опыт последних лет свидетельствует о формировании системы институтов, обслуживающих пропагандистскую деятельность радикальных исламистов. Участие американских граждан в распространении исламистских материалов, финансировании нелегальных организаций и осуществлении террористических актов свидетельствует о наличии практической отдачи от такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Истомин Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Propaganda of the Radical Islamic Organizations in the USA

Strategy of radical Islamist groups devotes increasing attention to the recruitment of supporters in the U.S. Attraction of the American citizens represents essential component in adaptation of these organizations to the mounting external pressure and contributes to the fulfilling of a set of various objectives. Recent record confirms emergence of the institutionalized system serving the outreach activities of the radical Islamists both on global and local levels. Participation of American citizens in dissemination of Jihadist publications and funding of illegal organizations as well as involvement in terrorist acts proves practical effect of these activities.

Текст научной работы на тему «Политическая пропаганда радикальных исламистских организаций в США»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Политическая пропаганда радикальных исламистских организаций в США

И.А. Истомин

В стратегии радикальных исламистских группировок растущее внимание уделяется привлечению сторонников в США. Вовлечение американских граждан представляется одним из элементов адаптации таких организаций к увеличивающемуся внешнему давлению и позволяет решать ряд разноплановых задач как на глобальном уровне, так и в локальных конфликтах. Опыт последних лет свидетельствует о формировании системы институтов, обслуживающих пропагандистскую деятельность радикальных исламистов. Участие американских граждан в распространении исламистских материалов, финансировании нелегальных организаций и осуществлении террористических актов свидетельствует о наличии практической отдачи от такой работы.

В последнее десятилетие проблема религиозного радикализма получила широкое освещение как в отечественной, так и в зарубежной литературе по международным отношениям1. Подобный интерес связан преимущественно с актуализировавшейся террористической угрозой. Вместе с тем к началу 2010-х гг. накал общественной дискуссии относительно террористической проблемы начал снижаться. Такая тенденция свидетельствует о его превращении в привычный элемент международно-политической действительности. В то же время участие религиозных радикалов в глобальных политических процессах не только не уменьшилось, но и приобретает новые формы. В том числе расширяется деятельность террористических исламистских организаций в США и других странах Запада. Одним из ключевых компонентов этого процесса становится расширяющаяся и приобретающая все более изощренные формы пропагандистская работа.

В этой связи целью настоящей статьи стало изучение стратегии и механизмов осуществления пропаганды радикальных исламистских группировок в Соединенных Штатах. В условиях общей активизации политического ислама остро встает вопрос выделения этого типа участников международных взаимодействий из более широкой общности конфессиональных субъектов. В настоящей статье под радикальным исламизмом понимается политическая идеология, которая не просто определяет и обосновывает свои действия, отталкиваясь от исламских религиозных текстов, но и оправдывает применение силы для достижения своих целей. С учетом многообразия теологических направлений в современном исламе работа сфокусирована преимущественно на радикализме в его наиболее популярной суннитской версии. Соответственно предмет исследования охватывает организации, исповедующие этот тип идеологии. С учетом специфики их деятельности они также могут быть охарактеризованы как международные

Истомин Игорь Александрович - к.полит.н., преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО(У) МИД России, координатор проектов Европейского учебного института при МГИМО(У). E-mail: vestnik@mgimo.ru

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта "Взаимодействие государств и религиозных акторов мировой политики в эпоху глобализации" (грант Российского гуманитарного научного фонда №11-03-00547а; 2011-2013 гг.).

террористические группировки. Вместе с тем нельзя забывать, что терроризм представляется лишь одним из методов, к которым прибегают такого рода организации.

Радикальные исламистские движения в современном мире

В последнее десятилетие организационная структура радикальных исламистских движений существенно эволюционировала в результате активного противодействия их деятельности со стороны США и их союзников. При этом их идеологическая платформа в значительной степени сохранилась в том виде, в каком она сформировалась в 1990-х гг. Тем самым проявилась их способность к гибкой адаптации и вместе с тем преемственность целевых установок и устойчивость базовых идейных оснований.

Современное исламистское движение не является целостным и идеологически гомогенным. Оно сформировалось в результате сближения множества автономных групп, которые могут быть разделены на три основных типа в зависимости от характера их программных установок:

- во-первых, в него входят исламисты-глобалисты, озабоченные восстановлением единой политической общности, объединяющей всю умму (сообщество верующих), и распространением ее юрисдикции на весь мир. Они рассматривают исторически существовавшие примеры исламских халифатов как прообраз идеального мирового порядка. Тем самым они ставят задачу воссоединения светской и религиозной власти в рамках единой исламской политической системы;

- во-вторых, движение включает исламистов-сепаратистов, действующих в исламских анклавах государств с преимущественно немусульманским населением. Подобные группы отстаивают право мусульманских народов на отделение и образование собственной государственности, основанной на исламских религиозных нормах. Сепаратисты считают нелегитимной власть представителей других конфессий над мусульманами. При этом в их деятельности зачастую наблюдается смешение этнической и конфессиональной идентичности;

- в-третьих, в ряде мусульманских стран действуют исламисты-реформисты, выступающие против господствующих в них авторитарных режимов. По их мнению, существующие элиты дискредитировали себя, предав цель построения исламского государства, они погрязли в коррупции и должны быть смещены. Деятельность групп такого рода мотивируется реальными социально-экономическими проблемами, с которыми столкнулось большинство мусульманских стран, феноменом социального расслоения и неэффективностью действующих институтов государственного управления2.

При этом представителей трех типов групп в большинстве случаев объединяет приверженность салафитскому направлению в исламе. В этой связи они рассматривают опыт первых трех поколений мусульман (пророка Мухаммеда и благоверных

халифов) как в религиозной, так и в социальной жизни в качестве непосредственной модели для повторения и копирования. Они стремятся избавить ислам от последующих толкований и местных традиций. В то же время многие салафиты избегают насилия и стремятся к обновлению социальной и частной жизни мирными способами. В отличие от них, радикальные исламисты уверены в том, что глубокое преобразование всего общества и возвращение мусульман к корням под силу только исламскому государству. При этом они рассматривают вооруженную силу в качестве легитимного инструмента политической борьбы.

Схема 1

Типология современного исламизма

Средства Цели Ненасильствен- ный (умеренный) Насильственный (радикальный)

Глобалистский

Сепаратистский

Реформистский

Общность во взглядах на государство и общество способствовала сближению различных типов исламистских организаций и сращиванию их в единую сеть. Заметную роль в этом процессе, сыграла созданная У бен Ладеном организация «Аль-Каида»3. Будучи прежде всего объединением глобалистов, она сформулировала идейную платформу, обеспечивающую увязывание их целей с устремлениями других групп. Сформулированная У бен Ладеном концепция констатирует, что за спиной правительств как немусульманских, так и мусульманских государств, с которыми борются исламисты, стоят западные страны, и прежде всего США. В этой связи в 1998 г. У бен Ладен выступил с инициативой формирования «Всемирного исламского фронта для борьбы с крестоносцами и евреями»4.

С точки зрения «Аль-Каиды», та поддержка, которую США в различных формах оказывают своим союзникам и партнерам, способствует сохранению диктаторских режимов в мусульманских странах, препятствует успеху освободительных движений на окраинах исламского мира и препятствует созданию подлинно исламских государств. Тем самым борьба с Соединенными Штатами оказывается задачей не только ислами-стов-глобалистов, но и двух других групп. Таким образом, задача противодействия США обосновывает идею исламистского интернационализма и развитие практического сотрудничества между отдельными группировками.

В этой связи, хотя отдельные группировки, прежде всего исламисты-сепаратисты и исламисты-реформисты, продолжают действовать на локальном уровне, общий успех движения требует способности проецировать действия в глобальном масштабе. Наблюдается парадоксальная зеркальность доктрин США и их противников. В «Стратегии национальной безопасности 2002 г.» Соединенные Штаты отмечали, что традиционные концепции сдерживания оказываются неэффек-

тивными в современном стремительно глобализирующемся мире, что современные угрозы, в том числе террористические, требуют политики экспедиционных действий в тех регионах, где возникают вызовы национальной безопасности5. Аналогичным образом успех исламистского движения в преобразовании отдельных стран и регионов в Евразии оказывается увязан его идеологами с ослаблением США.

Несмотря на ведущую роль глобалистов в оформлении идеологической доктрины современного исламизма, их социальная база остается ограниченной. В этой связи они оказываются зависимыми от исламистов-сепаратистов и исла-мистов-реформистов, чья деятельность отражает конкретные проблемы и трудности мусульманских обществ. В этой связи они способны привлекать более широкие слои населения в свою поддержку. В 1990-х гг. ключевую роль в рекрутировании сторонников исламистского движения играли сепаратистские группы. Они активно проявили себя в ходе конфликтов на Балканах, в Чечне, Индии и других этноконфессиональных столкновениях6.

В 2000-х гг. на фоне спада волны локальных и региональных конфликтов на ведущие роли выходят реформисты. Еще ранее израильская оккупация Палестины, операция «Буря в пустыне» и последующие санкции ООН против Ирака, а главное, размещение американских войск на Аравийском полуострове активно использовались в исламистской пропаганде в качестве примеров экспансии Запада в мусульманском мире. Сотрудничество арабских стран с Соединенными Штатами оценивалось как предательство и отход от веры. Операции США в Афганистане и особенно в Ираке спровоцировали мощную волну недовольства среди молодежи мусульманских стран. В этих условиях радикальным группировкам удалось привлечь тысячи молодых людей в свои ряды.

В то же время после терактов 11 сентября 2001 г. в США радикальные исламистские группировки столкнулись с растущим противодействием со стороны западных стран и их партнеров. Если ранее их террористическая деятельность относилась большинством ведущих государств мира к второстепенным угрозам, то с начала 2000-х гг. их начинают рассматривать в качестве одного из главных вызовов международной безопасности. В этой связи в дополнение к принятой в 1999 г. Резолюции Совета Безопасности ООН 1267, учреждавшей Комитет по организации «Аль-Каида» и связанным с ней лицам и организациям, на основании Резолюции 1373 был создан Контртеррористический комитет СБ ООН. Наряду с задачей захвата или уничтожения собственно представителей радикальных исламистских организаций, важнейшим направлением борьбы с терроризмом стал поиск каналов их финансирования.

В этих условиях общая координация исламистского движения еще более усложнилась по сравнению с предыдущим десятилетием. В результате, несмотря на попытки У бен Ладена добиться его централизации, оно по-прежнему остается сетью

автономных организаций. «Аль-Каида» после терактов 11 сентября укрепила свой статус интеллектуального лидера движения, формирующего его общую идеологическую базу. Вместе с тем ее способность осуществлять террористические операции, оказывать техническую и финансовую поддержку другим группировкам существенно снизилась. В первые же месяцы после начала американской операции в Афганистане была уничтожена вся инфраструктура тренировочных лагерей и около 80% членов организации7. По оценкам американского министерства финансов, к 2009 г. «Аль-Каида» оказалась на грани финансовой несостоятельности8. В этих условиях она превратилась скорее в символ исламистской борьбы, чем в реально действующий управленческий центр. Уничтожение в мае 2011 г. У бен Ладена дополнительно ослабило позиции «Аль-Каиды» и в этом отношении.

На фоне относительного снижение операционального потенциала «Аль-Каиды» происходил неуклонный подъем аффилированных с ней организаций. Еще в 1990-х гг. У. бен Ладен начал осуществлять политику развития отношений с такими группировками, как «Джамма Исламийа» в Юго-Восточной Азии, Исламское движение Узбекистана в Центральной Азии, Исламское движение Восточного Туркестана в Китае. Получая идейное обоснование своей борьбы в глобальном контексте, финансовую, логистическую и экспертную поддержку «Аль-Каиды», они продолжали действовать самостоятельно. Особые отношения сложились у «Аль-Каиды» с афганским движением Талибан, предоставившим группировке возможность использовать свою территорию.

В 2000-х гг. количество партнеров организации У бен Ладена существенно выросло благодаря тому, что все новые группы на Ближнем Востоке и в Африке присягали на верность ее лидеру. При этом такое подчинение носит, прежде всего, символический характер и не предполагает прямого участия скрывающегося в Пакистане руководства «Аль-Каиды» в планировании и осуществлении операций. По такому пути пошли исламистские организации в Ираке (в 2004 г.), Алжире и других странах Северной Африки (в 2006 г.), Йемене и Саудовской Аравии (в 2009 г.), Сомали (в 2012 г.)9.

При этом операциональные возможности исламистских групп на Ближнем Востоке в последние годы значительно возросли. В своем выступлении на слушаниях в Конгрессе в 2011 г. директор Национального контртеррористического центра США М. Ольсен особенно подчеркнул высокую степень угрозы со стороны «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове (АКАП)10. В последние годы эта группировка, наряду с сомалийской Аш-Шабаб и пакистанским Талибаном, превратилась в наиболее боеспособную часть исламистского движения. В том числе эти организации приобрели возможность распространить свою деятельность на территорию западных государств. Более того, АКАП по примеру «Аль-Каиды» уже сама оказывает поддержку создаваемым новым радикальным исламистским организациям. Например, она финансово содей-

ствует формированию так называемой «сети Джа-маля» в Ливии11.

Стратегии пропаганды радикальных исламистских группировок

Как уже отмечалось выше, перспективной политической целью радикальных исламистских групп является построение исламского общества в соответствии с положениями салафитской доктрины и реконструкция халифата в глобальном масштабе. На этом фоне текущими задачами террористических организаций в отношении США остается вывод американских войск из мусульманских стран, их отказ от поддержки правящих авторитарных режимов и Израиля, общее снижение их присутствия на Ближнем и Среднем Востоке. Стратегия исламистского движения характеризуется высокой степенью реализма. С учетом существующего соотношения сил им не приходится рассчитывать на то, что их действия нанесут неприемлемый урон США напрямую и заставят американское руководство капитулировать. Их стратегия опирается на асимметричные действия, призванные привлечь на свою сторону пассивные массы и истощить силы противника. В этой связи они преследуют две текущие цели: радикализацию мусульманского населения под влиянием непропорциональной реакции США на их действия и ослабление американской экономики в результате роста затрат на национальную безопасность12. Вовлечение радикализированных жителей западных стран в деятельность радикальных исламистских группировок укладывается в логику подобной стратегии. Оно призвано существенно повысить эффективность их действий в условиях возросшего давления со стороны США и их союзников.

Активность представителей радикального исламизма на Западе не является чем-то новым. На протяжении 1990-х и 2000-х гг. лидеры «Аль-Каи-ды» стремились апеллировать не только к аудитории мусульманских стран, но и к населению стран Европы и Северной Америки13. Показательными стали обращения У. бен Ладена к США накануне выборов 2004 и 2006 гг. с предложением «перемирия» в обмен на вывод американских войск с Ближнего и Среднего Востока.

При этом на протяжении длительного времени одним из ключевых центров исламистской идеологии и пропаганды оставался Лондон14. Либеральная политика, проводившаяся Великобританией до терактов 2005 г., позволяла исламистам достаточно активно вербовать сторонников среди представителей мусульманской общины страны, особенно не опасаясь преследования со стороны властей. В странах континентальной Европы все более многочисленное мусульманское население сохраняет обширные связи с исторической родиной (странами Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки). С учетом низкой интегрированности мигрантов и их детей в европейские общества формируется среда, благоприятная для вербовки сторонников исламистскими группами. В этой связи неудивительно, что крупнейшие терак-

ты в Лондоне и Мадриде были совершены лицами, постоянно проживающими в этих странах15.

В то же время ситуация в Соединенных Штатах существенно отличается от европейской. Мусульманское население составляет сравнительно меньшую часть населения (по данным исследования 2008 г., ислам исповедует чуть более 1,3 млн человек, или около 0,6% от всего населения США)16, оно менее однородно по этническому принципу и лучше интегрировано в американское общество. Значительную часть американских мусульман составляют лица, принявшие ислам в сознательном возрасте17. Таким образом, их связи с уммой за рубежом ограничены. В этой связи рекрутирование сторонников в США представляется более сложной задачей для исламистских группировок. Показательно, что почти 90% мусульман в Америке (больше, чем представители других конфессиональных общностей) считают, что применение насилия индивидом или группой против гражданского населения не может быть оправдано ни при каких обстоятельствах18.

Тем не менее в последние годы наблюдается активизация информационно-пропагандистской работы исламистских группировок, непосредственно ориентированной на привлечение новых сторонников на Западе, и прежде всего в США. Децентрализованная природа исламистского движения проявляется и в этом отношении. Каждая группировка осуществляет собственную коммуникативную стратегию. Вместе с тем можно выделить две основные модели, связанные с преимущественной ориентацией группировки на локальные или глобальные цели. В этой связи показательны различия в коммуникативной стратегии сомалийской организации Аш-Шабаб, с одной стороны, и «Аль-Каиды» и АКАП - с другой.

Несмотря на присоединение к глобальному исламистскому движению Аш-Шабаб, ее костяк по-прежнему составляют исламисты-реформисты - в первую очередь она ориентирована на установление своей власти в Сомали. При этом в борьбе с международно признанным правительством страны и его внешними союзниками Аш-Шабаб опирается в том числе на содействие сомалийской диаспоры в США. За два десятилетия гражданской войны в Соединенных Штатах выросло целое поколение беженцев из этой страны, которые интегрированы в американское общество и практически не имеют воспоминаний, связанных с исторической родиной19. В то же время они продолжают отождествлять себя с ней.

Аш-Шабаб рассчитывает как на получение финансовой поддержки своей деятельности со стороны диаспоры20, так и на привлечение в свои ряды молодых американцев сомалийского проис-хождения21. Показательным стал опыт вербовки боевиков из рядов представителей сомалийской диаспоры в Миннеаполисе в 2007 г.22. В 2008 г. один из американцев сомалийского происхождения, присоединившийся к Аш-Шабаб, стал террори-стом-смертником, что представляет собой случай беспрецедентный в истории США. Вместе с тем

количество американских рекрутов группировки исчисляется десятками и не способно оказать существенное влияние на расклад сил в Сомали. В этой связи такой опыт имеет скорее пропагандистское, чем оперативно-тактическое значение. Основной вклад представителей американской диаспоры связан с их возможностью финансовой подпитки Аш-Шабаб.

С учетом преимущественной ориентации на глобальные цели ««Аль-Каида»» и АКАП придерживаются отличной стратегии в своей пропагандистской деятельности. С точки зрения операциональных целей исламистов-глобалистов американские помощники представляют особую ценность как для проведения террористических актов, так и для агитации. Прежде всего на фоне существенного усиления мер безопасности в США и авиационной безопасности в мире в целом после терактов 11 сентября переправка потенциальных террористов из-за границы представляется сложно выполнимой задачей. Предотвращение нескольких попыток терактов на международных авиарейсах в последние годы иллюстрирует продуктивность предпринимаемых мер23.

В этих условиях приверженцы исламистской идеологии, обладающие американским гражданством или правом на постоянное пребывание в США, представляются ценным ресурсом для проведения различного рода операций. В этой связи с середины 2000-х гг. наблюдается активизация пропаганды действий террористов-одино-чек со стороны «Аль-Каиды» и АКАП24. В своих агитационных материалах они призывают своих последователей в США и других странах Запада к осуществлению таких действий. В частности, в своем видеопослании в июне 2011 г. один из наиболее активных пропагандистов «Аль-Каи-ды» Адам Гадан призывал американских мусульман приобретать оружие и устраивать бойни на улицах американских городов25. Более того, в англоязычном исламистском издании «Ин-спайер» специальная рубрика содержит подробные инструкции акций, доступных террористу-одиночке. При этом они не требуют обладания специальными навыками или подготовки.

Одновременно интегрированность американских сторонников исламистских организаций в западное общество, владение навыками использования современных информационнокоммуникационных технологий, погруженность в культурный контекст могут быть использованы для более эффективного распространения исламистских идей на Западе. В этой связи показательным является присутствие на ведущих позициях в пропагандистских подразделениях исламистских группировок выходцев из США26.

Таким образом, исламистская пропаганда в последние годы формирует ряд новых и разнонаправленных вызовов безопасности западных стран. В то же время, несмотря на разницу в стратегиях отдельных исламистских организаций, механизмы информационно-агитационной деятельности различных группировок схожи. В

том числе пропаганда всех террористических группировок предполагает рекрутирование сторонников на основе двухэтапной модели коммуникации. На первой стадии происходит индоктринация, то есть освоение индивидом исламистской идеологии. На второй - его радикализация, предусматривающая переход к активным формам участия. В этих условиях существующие различия в стратегиях не приводят к снижению эффективности пропаганды, скорее наблюдается эффект синергии деятельности различных субъектов радикального исламизма.

Институты исламистской пропаганды на американском направлении

Несмотря на существующие различия и определенную конкуренцию между отдельными радикальными исламистскими группировками, принципы организации пропагандистской деятельности для различных радикальных исламистских группировок остаются общими. Система институтов, вовлеченных в агитационную деятельность террористических группировок, может быть представлена в виде модели, графически отраженной на схеме 2. Далее отдельные элементы этой системы будут рассмотрены подробнее.

Прежде всего, в большинстве ныне действующих исламистских группировок за пропагандистскую работу отвечает специализированное подразделение, занимающееся подготовкой и распространением агитационных материалов. Основной упор традиционно делается на визуальной информации в связи с ее пропагандистскими возможностями. Например, медиагруппа «Аль-Каиды», действующая с 2001 г., получила название Ас-Сахаб27. Основное направление работы - подготовка видеороликов с лидерами группировки, в том числе У. бен Ладеном (до его уничтожения спецслужбами США) и А.Аз-Завахири, а также полноценных документальных фильмов.

Показательно, что за координацию коммуникационной стратегии «Аль-Каиды» отвечает Адам Гадан, выходец из США, принявший ислам в возрасте 17 лет. Один из будущих лидеров «Аль-Каиды» вырос в Калифорнии в христианской семье. Его настоящая фамилия, от которой он отказался после смены веры, - Перельман. В 1998 г. он перебрался в Пакистан и присоединился к террористической организации28. Благодаря его участию ролики Ас-Сахаб с самого начала стали сопровождаться субтитрами и закадровым переводом на английский язык29. С 2006 г. Адам Гадан стал сам появляться на экране с выступлениями, обосновывающими деятельность «Аль-Каи-ды». Руководитель Ас-Сахаб занимается не только подготовкой видеоматериалов, но и полноценным медиапланированием, участвуя в определении времени выпуска информационных материалов и СМИ, через которые они могут транслироваться. В том числе он осуществляет регулярное отслеживание ведущих американских телеканалов и печатных изданий30.

Схема 2

Схема организации пропаганды радикальных исламистских организаций

Аналогичное подразделение АКАП получило название Аль-Малахем медиа. Наряду с подготовкой видеоматериалов, оно уделяет большее внимание другим направлениям пропагандистской деятельности. В частности, с 2010 г. оно публикует ежеквартальный иллюстрированный журнал на английском языке «Инспайер». Благодаря высокому качеству текстов и полиграфии, он получил широкую известность и распространение. Каждый номер журнала включает набор разнообразных материалов, в том числе выступления и интервью лидеров «Аль-Каиды» и АКАп, рассказы участников исламистского движения о собственном опыте, а также аналитические статьи и практические советы потенциальным террористам. Первым редактором издания стал американец пакистанского происхождения Самир Хан. Будущий пропагандист АКАП родился в Саудовской Аравии, но вырос в Нью-Йорке и Северной Каролине. Начиная с 2004 г. Самир Хан занялся активной пропагандой исламизма в Интернете, и его блоги, в том числе «Иншаллахшахид» («Шахид, если позволит бог»), приобрели популярность в среде исламских радикалов. Параллельно с переводом и распространением материалов «Аль-Каиды» он начал публиковать собственные статьи. В 2009 г. он выпустил четыре номера электронного журнала «Джихад реколлешионс»31, но в том же году в связи с усилившимся внимание со стороны ФБР ему пришлось перебраться в Йемен, где он вступил в ряды АКАП32.

Благодаря таланту Самира Хана и его глубокому знанию американской культуры, журнал «Инспайер» по форме подачи материала мало отличается от западных СМИ. Он сделал информацию о целях и деятельности радикальных исламистских группировок значительно более доступной для аудитории в США. Успех первого англоязычного журнала подтолкнул АКАП к созданию специализированного женского журнала «Аш Шамиха»33. Уничтожение Самира Хана американским беспилотником осенью 2011 г. существенно ослабило пропагандистские возможности группировки. Тем не менее новые выпуски журнала продолжали появляться34. В связи с расширением практики силовых действий США в Йемене существуют подозрения о том, что новый редактор «Инспайер» работает в Сомали.

Подобным предположениям добавляет убедительности активизация пропагандистской деятельности местной террористической группировки Аш-Шабаб. В отличие от «Аль-Каиды» и АКАП ее медиакрыло не имеет собственного названия. В то же время оно ведет интенсивную работу, в том числе в отношении западной аудитории. В частности, в 2011 г. Аш-Шабаб создала англоязычный микроблог в сети «Твиттер». С учетом того, что большая часть населения Сомали не имеет постоянного доступа к такого рода электронным ресурсам, он, очевидно, ориентирован преимущественно на западных читателей35. Хотя личность координатора пропагандистской деятельности Аш-Шабаб Шейха Юнуса

доподлинно не установлена, предположительно он является выходцем из Великобритании. Этот пример отражает общую тенденцию повышения внимания со стороны исламистских сетей к глобальным социальным сервисам - наряду с упомянутым уже «Твиттером» растет их присутствие в «Фейсбуке» и «Ютьюбе».

По сравнению с подразделениями «Аль-Каиды», АКАП и Аш-Шабаб пропагандистские органы других террористических группировок менее активны и изобретательны. В то же время с учетом опыта своих союзников и идеологических менторов они уделяют растущее внимание развитию собственных инструментов агитации, таких, как Аль-Фуркан медиа продакшн (создан в 2006 г.) и Аль-Фаджр медиа центр Исламского государства Ирак или Институт Аль-Андалусия медиа (создан в 2009 г.) «Аль-Каи-ды» в странах исламского Магриба36. Хотя большая часть их материалов публикуется на арабском языке, они зачастую сопровождаются англоязычными субтитрами.

Привлекательная и разнообразная форма исламистской агитации, разрабатываемая пропагандистскими подразделениями террористических группировок, призвана обеспечить максимальное распространение выступлений ведущих исламистских идеологов. Вместе с тем успех коммуникационной стратегии в значительной степени зависит от содержания публикуемых сообщений. Таким образом, залогом успеха исламистской пропаганды является эффектность и убедительность выступлений ее публичных выразителей. Наряду с традиционными лидерами движения, такими, как У. бен Ладен и А. Аз-Завахири, в последнее время на ведущие роли вышли новые фигуры, напрямую апеллирующие к американской аудитории. Среди них особенно выделяются Анвар Аль-Аулаки и Омар Хаммами. Их представление в исламистской пропаганде во многом напоминает образы знаменитостей в западных СМИ. В результате подобные «звезды» становятся лицом террористических группировок. Их авторитет и популярность превращаются в самостоятельный компонент влияния исламистской агитации.

А. Аль-Аулаки до его уничтожения Соединенными Штатами в сентябре 2011 г. рассматривался антитеррористическими службами США как наиболее опасный идеолог АКАП. Родившийся в Нью-Мексико в 1971 г. теолог возглавлял мусульманские общины в Колорадо, Калифорнии и Вирджинии. После нескольких лет пребывания в Великобритании в 2004 г. он перебрался на свою историческую родину - в Йемен37. От других авторитетных теологов, ассоциированных с исламистскими группировками, его отличало свободное владение английским языком. Тем самым он мог напрямую обращаться к мусульманам США без перевода. В своих публикациях и выступлениях А. Аль-Аулаки неоднократно подчеркивал, что, несмотря на американское происхождение, считает террористическую деятельность против США оправданной и обоснованной с точки зрения ислама. В 2010 г. вместе с Самиром Ханом он стал одним из учредителей журнала «Инспайер». Пропагандистские выступления А. Аулаки вдохнов-

ляли авторов крупнейших террористических актов последних лет, в том числе Умара Фарука Абдулму-таллаба, пытавшегося взорвать бомбу на авиарейсе Амстердам-Детройт и майора вооруженных сил США Нидала Хасана, расстрелявшего сослуживцев на американской базе Форт Худ.

Другая знаменитость исламистской пропаганды О. Хаммами приобрел известность не столько благодаря глубокому знанию религиозных текстов, сколько совмещением оперативной и агитационной деятельности. Родившийся в штате Алабама, американец сирийского происхождения принял ислам в сознательном возрасте. Его интерес к радикальному исламизму начал проявляться в ходе обучения в университете, в том числе под влиянием проповедей А. Аулаки. После присоединения к Аш-Шабаб он стал командиром одного из подразделений. Широкую известность он приобрел благодаря появлению в Интернете видеороликов с его участием. Он также является автором нескольких музыкальных композиций в стиле рэп, распространяемых в глобальной сети. В своих выступлениях и произведениях О. Хаммами героизирует вооруженную борьбу исламистов и призывает молодых мусульман следовать его примеру. В 2010-2011 гг. возникли сомнения относительно его статуса в Аш-Шабаб и характера отношений с организацией. Вместе с тем после периода определенного затишья в последнее время он вновь вернулся к активной пропагандистской деятельности, в том числе опубликовал свою автобиографию. В отличие от А.Аулаки, агитационная деятельность которого в значительной степени была построена на способности формулировать убедительные спекулятивные суждения, то есть воздействовала на рациональные представления аудитории (хотя нельзя преуменьшать и значение личной харизмы теолога), О. Хаммами в первую очередь апеллирует к эмоциям потенциальных сторонников.

Таким образом, агитационный продукт исламистской пропаганды является результатом взаимодействия авторитетных идеологов и специализированных подразделений террористических организаций. В то же время его широкое распространение требует привлечения различных каналов взаимодействия с аудиторией. Ключевую роль в распространении информации играют сетевые механизмы коммуникации сторонников исламистской идеологии. В Интернете возникло обширное сообщество исламистских сайтов и блогов, через которые передаются выступления ведущих идеологов, на которых публикуются их видеоролики. Участники этих сетей не остаются пассивными потребителями и ретрансляторами пропаганды. Они сами включаются в процесс обсуждения и интерпретации получаемой информации. В этом смысле такие сообщества предоставляют возможность перехода от стадии индоктрина-ции к непосредственному участию сторонников в деятельности исламистских групп. Присоединение к сообществам - элемент социализации и радикализации будущих участников террористических организаций.

Пример подобной эволюции представляет опыт Захара Адама Чессера, арестованного в 2010 г. за участие в террористической деятельности. А. Чессер рассматривал А. Аулаки, О. Хаммами в качестве образцов для подражания. От просмотра исламистских роликов он перешел к их распространению и комментированию, а затем к угрозам в отношении авторов популярного телевизионного сериала «Южный парк». В ходе следствия было установлено, что он планировал присоединиться к Аш-Шабаб38.

Даже с учетом развития современных технологий и наличия электронных средств связи процесс радикализации зачастую требует личного контакта с потенциальными сторонниками. В этой связи исламистские сети носят не только виртуальный характер, а процесс рекрутирования может включать взаимодействие участников сети с потенциальными рекрутами вживую. В качестве места поиска будущих радикалов используются в том числе мечети и исламские центры. В первую очередь в исламистские сети вовлекается молодежь старших классов школы и университетов. Университетские кампусы, в которых молодые люди, оторванные от семьи и родственников, оказываются предоставленными сами себе, представляются удачным местом для их индоктринации и радикализации39. При этом в качестве лидеров формирующихся сетей оказываются более опытные исламисты. В частности, в вербовке сторонников Аш-Шабаб в Миннесоте в 2007 г. существенную роль сыграл Кабдулаахи Ахмед Фарак, который проводил встречи с целью привлечения молодых американцев сомалийского происхождения к присоединению к группировке. В том числе он рассказывал о собственном опыте участия в войне в Сомали40.

Коммуникация через специализированные исламистские сети в первую очередь рассчитана на подготовленную аудиторию - тех, кто уже испытывает интерес к исламистской идеологии и хотя бы отчасти соглашается с тезисами радикальных группировок. Вместе с тем охват более широкой аудитории требует выхода на общедоступные каналы коммуникации. В качестве таковых выступают наиболее популярные социальные сети, а также ведущие СМИ. Как отмечалось выше, в последнее время наблюдается рост присутствия радикальных исламистов в общедоступных социальных сетях. Специализированные отделения исламистской пропаганды создают в них собственные представительства. В отличие от социальных медиа, ведущие средства массовой информации связаны с радикальными исламистскими группировками опосредованно. Они получают информацию от террористических организаций, в том числе видеоматериалы и заявления через сложные цепочки посредников. В этом качестве выступают уже упоминавшиеся специализированные исламистские и общедоступные социальные сети41. С учетом того, что ведущие западные СМИ не симпатизируют радикальным исламистам, исламистская пропаганда попадает в них в существенно искаженном виде. Вместе с тем заинтересованность в привлечении

массовой аудитории заставляет их конкурировать за наиболее яркую, сенсационную информацию. Радикальные исламистские организации умело используют эту мотивацию. В результате именно этот канал обеспечивает наиболее широкое распространение их агитационных материалов.

Достижению целей пропаганды радикальных террористических организаций также способствует деятельность легально действующих на территории США исламистских ассоциаций, таких, как Исламская организация Северной Америки, Исламская политика и Общество исламских мыслителей. Несмотря на то что все они публично отвергают использование насилия, их идеологические установки очень близки мировоззрению «Аль-Каиды» и ассоциированных группировок. Они также крайне негативно оценивают политику США на Ближнем и Среднем Востоке, выступают за смену правящих режимов в странах региона и ставят своей конечной целью воссоздание халифата. Упомянутые организации ориентированы на реорганизацию политической и социальной жизни в соответствии с положениями Корана42. С одной стороны, они выступают конкурентами «Аль-Каиды» и связанных с ней организаций за лидерство в исламистском дискурсе, с другой - они играют важную роль в индоктрина-ции потенциальных сторонников и исполнителей террористической деятельности. В этой связи они зачастую оказываются связующим звеном между мусульманским сообществом и радикалами. Неудивительно, что участие в их деятельности нередко предшествует переходу к террористическим методам борьбы. Особенно часто в этом качестве выступала организация «Революционные мусульмане» (Revolution Muslim), которая ныне переименована в организацию «Исламская политика».

Таким образом, целевая аудитория исламистской пропаганды - молодые мусульмане США и других западных стран - подвергается многостороннему и разноплановому информационному воздействию, направленному на их преобразование в активных участников террористической деятельности. Система исламистской пропаганды включает институты разных типов, действующие как в нелегальном, так и в легальном поле.

Текущие результаты пропагандистской деятельности радикальных исламистских группировок

Опыт проводимых в США исследований не позволяет дать однозначное заключение относительно динамики изменения вовлеченности граждан страны в террорис тическую деятельность43. Существенное внимание со стороны политических кругов, прессы и правоохранительных органов к феномену американского радикального исламизма способствовал активизации профилактических и карательных мер в этом отношении. В результате деятельности разведывательных, следственных и силовых органов в 2009-2011 гг. удалось нанести ряд существенных ударов по инфраструктуре исламистских группировок как за пределами США, так и непосредственно на территории страны. Вме-

сте с тем накопленный опыт свидетельствует, что исламистские организации обладают огромными возможностями приспособления и регенерации. Кроме того, в их пропагандистской деятельности наблюдается эффект переливания, когда радикализация одних американских граждан позволяет обогатить агитационный потенциал группировок и с их помощью привлекать новых сторонников на Западе.

Несмотря на сравнительное ослабление «Аль-Каиды», сложившаяся на стыке 1990-2000-х гг. коалиция исламистов-сепаратистов, исламистов-реформистов и исламистов-глобалистов сохраняет свою устойчивость. Соответственно США остаются приоритетной целью исламских радикалов. Эволюция их стратегии формирует новые вызовы повышенной сложности для американских сил безопасности. Особую роль в ее осуществлении приобретают действия террористов-одиночек. В связи с этим неотъемлемым элементом стратегии остается агитационная деятельность в самих Соединенных Штатах. Более того, соотношение в распределении задач исламистов постепенно смещается от террористической в сторону пропагандистской деятельности.

Исламистская пропаганда продемонстрировала способность адаптироваться с учетом социальных и культурных установок аудитории. В том

------------ Ключевые слова ---------------------

Исламизм, терроризм, радикализм, пропаганда,

США, социальные сети, идеология, политическая стратегия.

числе радикальные группировки научились использовать легально действующие организации в собственных целях. При этом сформировавшаяся система институтов может воспроизводиться на других направлениях, представляющих интерес для исламистского экстремизма. Тем более что между отдельными исламистскими группировками происходит регулярный переток технологий и компетенций. В этой связи текущие тенденции повышения качества пропагандистской продукции, появление новых форм агитации, стимулирования деятельности террористов-одиночек не могут не вызывать беспокойства в отечественном исследовательском сообществе.

Istomin I.A. Political propaganda of the radical Islamic organizations in the USA.

Summary: Strategy of radical Islamist groups devotes increasing attention to the recruitment of supporters in the U.S. Attraction of the American citizens represents essential component in adaptation of these organizations to the mounting external pressure and contributes to the fulfilling of a set of various objectives. Recent record confirms emergence of the institutionalized system serving the outreach activities of the radical Islamists both on global and local levels. Participation of American citizens in dissemination of Jihadist publications and funding of illegal organizations as well as involvement in terrorist acts proves practical effect of these activities.

-------------- Keywords --------------

Islamism, terrorism, radicalism, propaganda, USA, social

networks, ideology, political strategy.

Примечания

1. Среди российских работ стоит упомянуть: Наумкин В.В. Ислам и терроризм // Россия, ЕС и международный терроризм. М.: Пробел-2000, 2004; Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М.: Восточная литература, 2004; Пластун В.Н. Деятельность экстремистских сил и организаций в странах Востока. Новосибирск: ИД "Сова", 2005; Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М.: Весь Мир, 2006; Мусульманский опыт миростроительства: базовые цели и ценности, формы познания и социокультурной организации: ист. опыт и российская ситуация. Вып. 5. М.: Научный эксперт, 2007; Мирский Г.И. Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008; Косов Г.В. "Исламский мир" как субъект внутренней и мировой политики: монография. Ставрополь: Параграф, 2010.

2. См. Murden S.W. The Problem of Force: Grappling with the Global Battlefield, Boulder, London: Lynne Rienner Publishers, 2009. P. 25-44

3. Kilcullen D. The Accidential Guerrilla: Fighting Small Wars in the Midst of a Big One. Oxford: Oxford University Press, 2009. P. 14.

4. Jihad Against Jews and Crusaders. World Islamic Front Statement. 23 February 1998. http://www.fas.org/irp/world/para/docs/980223-fatwa.htm

5. The National Security Strategy of the United States of America. September 2002. URL: http://georgewbush-whitehouse.archives. gov/nsc/nss/2002/

6. См. Katzman K. Al Qaeda: Profile and Threat Assessment. Congressional Research Service. Report for Congress. August 17, 2005. P. 3; См. также ben Laden O. Declaration of Jihad Against Americans Occupying the Land of the Two Holy Mosques. URL: http://historymuse. net/readings/OsamabinLadenDECLARATIONOFJIHAD.htm

7. Wright L. The Master Plan // The New Yorker. 11.09.2006.

8. Al-Qaeda suffering from money troubles as Taliban thrives. 13.10.2009. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/ afghanistan/6313986/Al-Qaeda-suffering-from-money-troubles-as-Taliban-thrives.html

9. Подр. см.: Nelson R., Sanderson T.M., Bagia A., Bodurian B., Gordon D.A. A Threat Transformed. Al Qaeda and Associated Movements in 2011. Washington: Center for Strategic and International Studies, 2011. P. 7-11.

10. Ryan J. After Awlaki's Death, Al Qaeda Still a Major Threat. URL http://abcnews.go.com/blogs/politics/2011/10/after-awlakis-death-al-qaeda-still-a-major-threat/

11. См. Gorman S., Bradley M. Militant Link to Libya Attack // The Wall Street Journal. - October 2, 2012. - P.2.

12. См. Bin Laden: Goal is to bankrupt U.S. November 1, 2004. URL: http://articles.cnn.com/2004-11-01/world/binladen.tape_1_al-jazeera-qaeda-bin?_s=PM:WORLD)

13. Blanchard C.M. Al Qaeda: Statements and Evolving Ideology. Congressional Research Service. Report for Congress. July 9, 2007. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/terror/RL32759.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Подр. см.: Игнатенко А.А. Ислам и политика. М.: Новиздат, 2004.

15. См.: Нетесова Ю.С. Исламистский терроризм в странах Европейского союза: диссертация канд. полит. наук. М.: МГИМО(У) МИД России, 2012.

16. Kosmin B.A., Keysar A. American Religious Identification Survey (ARIS 2008). Summary Report. Hartford, Connecticut: Trinity College, March 2009. P. 5. URL: http://b27.cc.trincoll.edu/weblogs/AmericanReligionSurvey-ARIS/reports/ARIS_Report_2008.pdf.

17. Muslim Americans: A National Portrait. The Muslims West Fact Project. P. 20-21. URL: http://www.gallup.com/strategicconsulting/153572/ REPORT-Muslim-Americans-National-Portrait.aspx

18. Muslim Americans: Faith, Freedom, and the Future. August 2011. P. 31. URL: http://www.gallup.com/strategicconsulting/153611/REPORT-Muslim-Americans-Faith-Freedom-Future.aspx

19. Bihi A. The Extent of Radicalization in the American Muslim Community and that Community's Response. Testimony to the Committee on Homeland Security. US House of Representatives. March 10, 2011. URL: http://homeland.house.gov/sites/homeland.house.gov/files/ Testimony%20Bihi.pdf

20. Miller G. U.S. charges 14 with giving support to Somali insurgent group. August 6, 2010. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/ content/article/2010/08/05/AR2010080503683.html.

21. См.: Al Shabaab: Recruitment and Radicalization within the Muslim American Community and the Threat to the Homeland. Majority investigative report. One Hundred Twelfth Congress. U.S. House of Representatives. Committee on Homeland Security. July 27, 2011. URL: http://www.investigativeproject.org/documents/testimony/384.pdf

22. Elliot A. A Call to Jihad, Answered in America. July 12, 2009. URL: http//www.nytimes.com/2009/07/12/us/12somalis.html?pagewanted=1&_r=0

23. См.: Shane Sc., Schmitt E. Qaeda Plot to Attack Plane Foiled, U.S. Officials Say. URL: http://www.nytimes.com/2012/05/08/world/middleeast/ us-says-terrorist-plot-to-attack-plane-foiled.html?_r=0).

24. Stern J. Al Qaeda, American Style. July 15, 2006. URL: http://www.nytimes.com/2006/07/15/opinion/15stern.html?pagewanted=print

25. Al Qaeda Urges Attacks in West // The New York Times. - June 4, 2011. - P. A5; Closing the'terror gap'and the gun show loophole. June 7, 2011. URL: http://www.washingtonpost.com/opinions/closing-the-terror-gap-and-the-gun-show-loophole/2011/06/06/AGTKubKH_story.html

26. Thiessen M. Al-Qaeda's American-bred leadership. March 10, 2011. URL: http://www.washingtonpost.com/blogs/post-partisan/post/ al-qaedas-american-bred-leadership/2011/03/04/AB13qUQ_blog.html

27. Fattah H.M. Al Qaeda Increasingly Reliant on Media. September 30, 2006. URL: http://www.nytimes.com/2006/09/30/world/30jordan. html?_r=2&ref=world&oref=slogin&

28. American Al Qaeda member Adam Gadahn tells of Jewish roots in video. June 14, 2009. URL: http://latimesblogs.latimes.com/lanow/2009/06/ american-al-qaeda-adam-gadahn-talks-about-jewish-southern-california-roots-in-new-video.html

29. Kohlmann E. Where's the Beef? Mystery Grows Surrounding Whereabouts of Adam Gadahn. May 20, 2008. URL: http://www. familysecuritymatters.org/publications/id.154/pub_detail.asp

30. Ignatius D. How al-Qaeda tried to control the media. March 21, 2012. URL: http://www.washingtonpost.com/opinions/al-qaedas-attempts-to-control-the-media/2012/03/20/gIQAbu0EQS_story.html

31. Hegghammer T. Jihad Recollections. April 7, 2009. URL: http://www.jihadica.com/jihad-recollections/

32. Подробнее биографию Самир Хана см. Samir Khan: American Blogger and Al Qaeda Propagandist. February 6, 2008. URL: http://www. adl.org/main_Terrorism/samir_khan.htm?Multi_page_sections=sHeading_1.

33. Cavendish J. Al-Qa'ida glossy advises women to cover up and marry a martyr. March 14, 2011. URL: http://www.independent.co.uk/news/ world/asia/alqaida-glossy-advises-women-to-cover-up-and-marry-a-martyr-2240992.html

34. Finn P. Inspire, al-Qaeda's English-language magazine, returns without editor Awlaki. May 3, 2012. URL: http://www.washingtonpost.com/ world/national-security/inspire-al-qaedas-english-language-magazine-returns-without-editor-awlaki/2012/05/02/gIQAiEPMxT_story.html

35. Shephard M. Tweeting war: Somalia's Al Shabab joins Twitter. December 8, 2011. URL: http://www.thestar.com/news/world/article/1099029--tweeting-war-somalia-s-al-shabab-joins-twitter; Gettleman J. Somalia's Insurgents Embrace Twitter as a Weapon // The New York Times.-December 15, 2011. - P. A10.

36. Подробнее см. Roggio B. US targets al Qaeda's al Furqan media wing in Iraq. October 28, 2007. URL: http://www.longwarjournal.org/ archives/2007/10/us_targets_al_qaedas.php#ixzz29ICbkkUh; Soriano M.R.T. The Road to Media Jihad- The Propaganda Actions of al-Qaeda in the Islamic Maghreb // Terrorism and Political Violence. - 2010. - №1. - P. 72-88

37. Obituary: Anwar al-Awlaki. September 30, 2011. URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-11658920

38. Brahrampour T. Terror suspect took his desire to belong to the extreme. July 25, 2010. URL http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/ article/2010/07/24/AR2010072402497.html?sid=ST2010072106133; Hsu S.S. Arrest ofVa. man spotlights al-Qaeda's new American recruiters. August 1, 2010. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/07/31/AR2010073102680.html?sid=ST2010072106133

39. См.: Bejolpera J.P, Randol M.A. American Jihadist Terrorism: Combating a Complex Threat. Congressional Research Service. Report for Congress. December 7, 2010. P. 21-22 URL: http://fpc.state.gov/documents/organization/153298.pdf)

40. Cabdulaahi Ahmed Faarax. URL: http://www.globaljihad.net/view_page.asp?id=1943

41. Fattah H.M. Al Qaeda Increasingly Reliant on Media. September 30, 2006. URL: http://www.nytimes.com/2006/09/30/world/30jordan. html?pagewanted=1&_r=2&ref=world

42. См. IONA Brief Introduction. Islamic Organization of North America. URL: http://www.scholaris.com/islam/learning/PDF/handout/IONA_ BriefIntroduction.pdf; Mozaffar O.M. Caliphate is the New Jihad. 03.06.08. URL: http://www.ionamasjid.org/images/stories/Publications/ Articles/caliphateis%20the%20newjihad%20omer%20m.%20mozaffar.pdf; Muhammad Y.A. On Crafting Islamic Policy: the Methodology of Islamic Social Science.

43. См., например, различающиеся выводы Bejolpera J.P, Randol M.A. American Jihadist Terrorism: Combating a ComplexThreat. Congressional Research Service. Report for Congress. December 7, 2010. P. 21-22 URL: http://fpc.state.gov/documents/organization/153298.pdf .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.