УДК 329 (492)+929 Вилдерс
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ГЕРТА ВИЛДЕРСА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ УЛЬТРАПРАВОГО
движения нидерландов
о. а. старков
Саратовский государственный социально-экономический университет Российского экономического университета им. П В. Плеханова E-mail: [email protected]
В статье рассматривается феномен политического успеха нидерландской ультраправой организации «Партия Свободы». Автор анализирует политическую деятельность лидера партии - Перта Вилдерса и исследует роль «Партии Свободы» в политической системе Нидерландов.
Ключевые слова: ультраправые, национализм, правые радикалы, Пим Фортейн, Перт Вилдерс, «Партия Свободы».
Political Program of Geert Wilders in the Context of Development of the Extreme Right in Netherlands o. A. starkov
The article discusses the phenomenon of political success of the dutch extreme right party - «Party of Freedom» Author makes an analysis of the political activity of the party leader - Gert Wilders. Discusses the role of the «Party of Freedom» in the political system of Netherlands. Key words: far right, nationalism, extreme right, Pim Fortuyn, Gert Wilders, «Party of Freedom».
В политической жизни современной Европы активно принимают участие партии различных идеологических направлений. При этом за последние десять лет заметно выросла активность и популярность активистов ультраправого движения. Среди них Французский «Национальный Фронт», Британская Национальная Партия, «Австрийская Партия Свободы» и др. Возникшие на фоне экономической и этносоциальной нестабильности, ультраправые партии в качестве основных лозунгов политической борьбы предлагают радикальные решения острых экономических и социокультурных проблем. В последние годы среди известных политиков Нидерландов все чаще звучит имя лидера «Партии Свободы» Герта Вилдерса, депутата Парламента страны с 1998 г. Вилдерс строил свои выступления и политические программы на антииммигрантской теме и сопутствующей анти-исламской риторике. Сочетая антииммигрантские лозунги, полные расизма и ксенофобии, с популистскими лозунгами экономической поддержки коренного населения, Вилдерс приобрел поддержку электората, что демонстрируют результаты парламентских выборов. И число парламентских мест, занимаемых ультраправыми, неуклонно росло. Это объясняется тем, что законодательство Нидерландов весьма широко трактует понятие «свободы слова», закрепленной в Конституции.
Возникнув в 2006 г., «Партия Свободы» в том же году получает 9 мест (5,9%) на парламентских выборах - достаточно высокий результат для начинающей партии1. В 2010 г. на следующих парламентских выборах партия Вилдерса получила уже 24 места из 150, став третьей по значимости после центристской «Партии за свободу и демократию» и умеренно социалистической «Партией Труда». В отличие от первых двух партий, имеющих солидный политический стаж, «Партия свободы» является сравнительно молодой организацией, но уже уверенно набирает очки в политической борьбе. На фоне возрастающих противоречий этнокультурных групп, острой социальной напряженности, обусловленной замедленной интеграцией иммигрантов в европейское общество, рост популярности Вилдерса представляет интерес для политической и социальной науки.
Рассмотрим феномен политического успеха Герта Вилдерса в русле развития современного ультраправого движения Нидерландов.
Экономическая нестабильность, безработица, вызванная кризисом 1998 г., стремительный рост нелегальной иммиграции и последующий за этим рост уровня преступности создавали благодатную почву для популяризации праворадикальных идей во многих европейских странах. К началу 2000-х гг. влияние ультраправых стремительно растет на территории Западной Европы, в том числе и в Нидерландах. Лидеры ультраправых умело подогревали возникшую социальную напряженность между коренными нидерландцами и иммигрантами из стран Ближнего Востока, акцентируя внимание обывателей на усилении влияния радикального исламизма и возрастании угрозы терактов в стране и мире. Борьба с неконтролируемой иммиграцией и введение жестких иммиграционных норм как средство обеспечения безопасности страны и противостояние террористической угрозе все чаще становятся ведущей темой политических выступлений лидеров ультраправых. На волне антииммигрантской риторики растет популярность Пима Фортейна, лидера ультраправой организации «Список». Он стал известен своими категоричными высказываниями в адрес иммигрантов-мусульман и требованиями полного запрета их въезда на территорию страны2. В своих выступлениях он допускал возможность проживания этой категории населения в Нидерландах при условии полной ассимиляции и интеграции в европейскую культуру. Сочетание анти-иммигрантских высказываний с популистскими
© Старков О. А., 2013
идеями социальной поддержки коренного населения принесло партии Фортейна победу. На выборах в Роттердаме, в марте 2002 г., она получила 36% голосов3. Идея ужесточения иммигрантских барьеров являлась ядром партийной программы и на парламентских выборах в мае 2002 г. Однако уже 6 мая 2002 г. политическая карьера Фортей-на завершилась, он был застрелен активистом леворадикальной экологической группировки Волкертом ван дер Графом. Мотивы преступления были не совсем ясны: после задержания ван дер Граф утверждал, что был несогласен со взглядами Фортейна относительно экологической ситуации, а затем поменял свои показания, утверждая, что причиной убийства послужили антимусульман-ские высказывания Фортейна4. Несмотря на гибель лидера незадолго до парламентских выборов, партии «Список» удалось удержать на своей стороне значительную часть электората, набрать 17% голосов и стать второй по влиянию партией в палате представителей. Однако достаточно скоро популярность партии стала быстро снижаться5.
Интересно, что к 2002 г. антииммигрантские позиции в Парламенте Нидерландов занимала не только партия Пима Фортейна. Все чаще идею введения жестких иммиграционных барьеров берут на вооружение и активисты «Народной партии за свободу и демократию». Среди них наибольшую известность приобрел к тому времени Герт Вилдерс, член партии с 1989г. Проанализировав политическую деятельность Герта Вилдерса за последние 10 лет, можно понять, каким образом и при каких условиях этот ранее малоизвестный в Нидерландах политик со сравнительно узкой партийной программой сумел приобрести поддержку электората и привести свою партию к третьей позиции в Парламенте Нидерландов. При этом он выдвигал в публичных выступлениях категоричные и часто неприемлемые для западной политической системы тезисы и высказывания.
Известно, что политик Герт Вилдерс на протяжении ряда лет изучал проблемы нелегальной иммиграции и ее социальных последствий для стран Европы. Политическая деятельность Герта Вилдерса в определенной мере уникальна для современной политической системы Западной Европы. В политической деятельности он последовательно прошел все ступени партийной иерархии - от рядового активиста до партийного руководителя среднего звена. С 1990 по 1997 г. он был помощником у партийного руководителя Фрица Болькенштейна6, одного из первых голландских политиков, выступивших с критикой государственной программы поддержки иммигрантов. Интересно, что Болькенштейн был одним из немногих политиков, критиковавших не только государственную программу, но и иммигрантов в целом, как явление. Вильдерс, помогавший Боль-кенштейну в составлении речей, постепенно пришел к выводу, что использование в политических выступлениях ранее «табуированных» западной
демократией тем иммигрантов и проблем культурной самоизоляции выходцев из стран третьего мира привлекает потенциальных избирателей, жителей крупных городов, тех, кто уже ощутил негативные последствия массовой иммиграции. В 1997 г. Вилдерса избрали в орган местного самоуправления г. Утрехт, четвертого по величине в Нидерландах7, где проживало много представителей этнических меньшинств, и был высок процент преступлений, совершаемых иммигрантами. Картину дополняла медленная или практически нулевая интеграция в европейское сообщество. На основе указанных тенденций Вилдерс построил свою политическую программу.
В 1998 г. прошли очередные парламентские выборы, в ходе которых «Народная партия за свободу и демократию» получила 38 мест8. Одним из тех, кто получил депутатское кресло, был и Герт Вилдерс. В течение срока депутатского мандата Вилдерс часто выступал с критикой либеральной государственной и европейской политики в области поддержки иммигрантов, допускал резкие выпады в отношении мусульман и ислама в целом, а также выступал против вхождения Турции в состав ЕС.
2001 г. отмечен всплеском антииммигрант-ских, в том числе антиисламских, настроений в Западной Европе. Связывая воедино теракты
11 сентября, усиление радикального исламизма и нарастающую террористическую угрозу с присутствием в Европе иммигрантов из стран Ближнего Востока, представители коренного населения стран Западной Европы видели в ультраправых реальную политическую силу, способную ввести антииммигрантские барьеры и осуществить социально-экономические реформы. Этими настроениями можно объяснить достаточно высокий успех ультраправых в ряде стран Западной Европы начиная с 2002 г. второе место лидера французской партии «Национальный фронт» Жана Мари Ле Пена на президентских выборах 2002 г., усиление влияния «Британской национальной партии» Ника Гриффина и успех нидерландской партии «Список Пима Фортейна», набравшей в мае 2002 г. 17% голосов.
2002 г. стал успешным и для Герта Вилдерса. Назначение спикером партии позволило ему чаще выступать и поднимать острые социальные вопросы. В своих выступлениях он отмечал угрозу усиления влияния исламского радикализма в целом и расширение этого влияния на мусульманскую общину Нидерландов.
Категоричный тон речей, сопровождающийся критикой не только линии правительства, но и коллег-депутатов, высмеиванием соратников по партии, привел к постепенному ухудшению отношений между Вилдерсом и «Народной партией за свободу и демократию». Возрастали и внутренние противоречия в отношении линии партии, которые привели к тому, что в сентябре 2004 г. Герт Вилдерс покинул ряды «Национальной партии за
свободу и демократию». Также одной из причин разрыва с партией стало несогласие Вилдерса с партийным руководством по вопросу одобрения возможного вступления Турции в Европейский Союз.
Сразу же после выхода Вилдерса из партии создается так называемая «Группа Вилдерса». которая в 2006 г. была переименована в «Партию Свободы». Лидер новой партии не изменил своим прежним политическим взглядам. Ядром партийной программы стала антииммигрантская и антиисламская риторика, теперь выраженная в более категоричной форме и не ограниченная рамками норм «Народной партии за свободу и демократию». Основной и постоянной темой выступлений Вилдерса стало противостояние «ис-ламизации» Европы. В качестве потенциального электората Вилдерс избрал коренных жителей крупных городов, таких как Амстердам, Роттердам, Антверпен, Утрехт и т. д. В районах этих густонаселенных иммигрантами городов (доля этнических меньшинств Роттердама, Амстердама и Антверпена составляет около 30%9, около трети их населения) существует социальная напряженность вследствие высокого уровня преступности и частых общественных беспорядков. Поэтому некоторая часть коренного населения Нидерландов разделяет мнение, что только жесткими анти-иммигрантскими барьерами и депортацией можно «навести порядок» в стране. Под влиянием таких настроений избиратели готовы были голосовать за того, кто выразит готовность реализовать их планы по «наведению порядка». Перед парламентскими выборами 2006 г. таким человеком стал Герт Вилдерс. Его политическая кампания, имевшая громкое название «Кампания против исламизации Нидерландов»10, предвыборные выступления на грани экстремизма и ксенофобии, предложенные жесткие запретительные меры отвечали требованиям тех, кого не устраивала либеральная политика правительства. Свою политическую программу Вилдерс строил на нескольких пунктах: «культурный консерватизм», «антиисламская позиция», «евроскептицизм», «национальный либерализм». Понятие «либерализм» в данном контексте кажется чуждым для партии ультраправого толка. Однако риторика Вилдерса в области национального вопроса весьма противоречива. С одной стороны, Вилдерс позиционирует себя как противник расизма, шовинизма и фашизма. Он не отрицает слухов о своих предках, прибывших из колоний Нидерландов в Индонезии11, а один из его постоянных телохранителей — чернокожий12. С другой стороны, Вилдерс в своих выступлениях постоянно критикует иммигрантов из арабских стран, преимущественно мусульман, при этом поясняя, что «он не против мусульман, а против радикального ислама». Данная формулировка позволяет Вилдерсу избежать обвинений в расизме, так как он в данном контексте представляет себя не противником определенной группы людей,
а гражданином, излагающим свою позицию по отношению к определенной религии, что не запрещено Конституцией Нидерландов. За категоричность высказываний политологи называют Вилдерса «новым Фортейном»13, отмечая схожесть политических программ и последующий успех на политических выборах. Парламентские выборы в ноябре 2006 г. показали, что Вилдерсу и его партии удалось получить 9 мест в Парламенте, что является значительным успехом для недавно образованной партии.
Следует отметить, что в целях увеличения диапазона распространения идей партии, а также привлечения новых слоев электората, в первую очередь молодежи, Вилдерс активно использует информационные ресурсы сети Интернет. В частности, одним из самых скандальных его проектов было создание и распространение в Интернете провокационного фильма «Фитна» (в переводе с арабского означает «Раздор»), в котором посредством смонтированного видеоряда и сочетания различных фраз представителей радикального исламизма у зрителя создавалось искаженное представление о мусульманской религии и культуре. Данный фильм, несмотря на предостережения бывших соратников Вилдерса по партии, был выложен в начале 2008 г. в Интернете и вызвал многочисленную критику не только представителей мусульманской общины, но и многих либерально настроенных жителей Нидерландов. Политический резонанс был столь силен, что в феврале 2008 г. Герту Вилдерсу «как представляющему потенциальную угрозу безопасности страны» был запрещен въезд в Великобританию, где он собирался продемонстрировать свой фильм в палате лордов14.
Удача на выборах 2009 г. означала бы для партии Вильдерса выход на международную политическую арену, так как она получила бы право принимать участие в деятельности Европарламента. Интересно, что новая предвыборная программа 2009 практически не отличалась от предвыборной кампании в Парламент Нидерландов в 2006 г., -остался даже прежний слоган: «Нидерландами снова будут гордится»15. В программе, помимо реформы экономики, образования и здравоохранения, предполагался проект внесения поправки в статью 1 Конституции с установлением приоритета христианского и иудейского вероиспо-ведания16. Также предполагалось ввести квоту на въезд иммигрантов европейцев (ограничив число до 5 тыс.) и запрет на въезд иммигрантов их неевропейских стран17. В отношении внешней политики Вилдерс выступал против членства Турции в составе Евросоюза, против использования Евро, а также возвращения колоний Голландской Ост-Индии (территория современной Индонезии) в состав Нидерландов.
В результате на выборах 2009 г. партии Вилдерса удалось получить 17% голосов и
4 места в Европарламенте18. Находясь в составе
Отечественная история
83
Европарламента, депутаты от «Партии Свободы» расширили свою программу, добавив к существующим пунктам требования усилить меры по борьбе с международным терроризмом, а также настаивали на выходе Нидерландов из состава Евросоюза19.
Политическая программа парламентских выборов 2010 г. в Нидерландах отличалась избирательным и противоречивым характером. С одной стороны, она содержала ряд статей, типичных для либеральной партии: в отношении здравоохранения, пенсионной и образовательных реформ, но в то же время призывала к введению дискриминационных мер по национальному признаку: Вилдерс требовал провести депортацию и ввести запрет на въезд определенных этнических меньшинств, в частности марокканцев, иммигрантов-турок, а также установить введение лимита на въезд в страну иммигрантов-европейцев20.
Выборы 2010 г. принесли партии значительный успех: 15,5% голосов - 24 места в Парламенте Нидерландов. Партия Свободы стала третьей по значимости после «Партии за свободу и демократию» и «Партии Труда». В октябре 2010г. был назначен новый премьер-министр. Им стал лидер «Партии за свободу и демократию» Марк Рютте. Партия Вилдерса формально изъявила желание оказывать поддержку «Партии за свободу и демократиию» в принятии правительственных решений. В то же время Вилдрес не собирался соглашаться с заведомо непопулярными инициативами правительства. В начале 2012 г. партия Вилдерса не поддержала решение правительства
о принятии плана по выходу из кризиса, в частности, об увеличении пенсионного возраста. Вилдерс аргументировал это тем, что антикризисные меры - диктат Евросоюза, который приведет лишь к ухудшению экономического положения страны. Несогласие между партиями в отношении антикризисных мер привело к отставке правительства Марка Рютте 23 апреля 2012 г. Следующие досрочные парламентские выборы должны пройти в стране осенью 2012 г. При этом нельзя исключить, что политическая активность Вилдерса, умелое сочетание в его программе либеральных и радикальных мер, дополненных популистскими идеями, могут вывести его в число потенциальных кандидатов на пост премьер министра страны.
Политическая деятельность Герта Вилдерса в какой-то мере уникальна для современной Западной Европы. Предлагая в своих программах и выступлениях радикальные меры, за которые во многих европейских странах грозит административная или уголовная ответственность, Вилдерс умело использует законодательство и Конституцию Нидерландов, чтобы придать своей деятельности легальный характер. Подчеркивая значимость свободы слова как одну из основ современной демократии, Вилдерс в то же время призывает к дискриминации определенных кате-
горий населения по национальному или религиозному признаку. Сочетая в своих политических программах либеральные реформы в отношении коренного населения Нидерландов и антиими-грансткие лозунги, Герт Вилдерс быстро добился заметных политических успехов и рассматривается в настоящее время как претендент на руководящие посты в государстве. Феномен «Партии Свободы» требует обстоятельного исследования, так как перспектива дальнейшей деятельности лидера ультраправых в качестве представителя одной из влиятельных парламентских партий в правительстве Нидерландов может стать реальностью, с которой придется считаться не только в стране, но и в Европарламенте.
Примечания
1 См.: Ansari H. Hafez F. From the Far Right to the Mainstream : Islamophobia in Party Politics and the Media, Campus Verlag, 2Q12
2 См.: Fortuyn : grens dicht voor islamiet //Amsterdam. 2QQ2. Q9.Q2.
3 См.: Rydgren J. Movements of Exclusion : Radical Right-wing Populism // The Western World, Nova Publishers, 2QQ5. Р. 47.
4 См.: Taguief P. A. L’illusion populiste : de l’archaїque au mediatique. Berg, 2QQ2. Р. 67.
5 Пим Фортейн был связующим звеном, харизматич-ным лидером организации, поддерживающим успех партии и перетянувшим электорат на свою сторону. В политологической науке такой элемент называется аттарактором. Само слово «аттрактор» (attractor) в переводе с английского означает «притягиватель». Первоначально аттрактор - это точка в фазовом пространстве, к которой притягиваются все траектории в определенных ее окрестностях. В данном случае аттракторы - понятие, обозначающее активные устойчивые центры потенциальных путей эволюции политической системы, способные притягивать и организовывать окружающие элементы политической системы, активистов партии и электорат. Более подробно см.: Николаев А. Н., Фомин О. Н. Российский политический процесс с синергетической парадигме // Вестн. СГСЭУ 2Q12. № 2 (41).
6 Фриц Болькенштейн (р. 1933) - голландский политик, активист «Народной Партии за свободу и демократию», депутат Парламента с 1978 по 1982, 1986 по 1988 и с 1989 по 1999, с 1988 по 1989 - министр обороны, с 199Q-1998 - лидер парламентской фракции «Народной партии за свободу и демократию». С 1999 по 2QQ4 -комиссар Евросоюза по налоговым и таможенным делам. С начала 90-х гг. занял антиммигрантскую и антимусульманскую позицию, постоянно подчеркивая в речах о невозможности интеграции иммигрантов в нидерландское общество в силу культурно-религиозных особенностей. Более подробно см.: BaumgartlB. New Xenophobia in Europe, Martinus Nijhoff Publishers, 1995.
7 См.: StokmansD. Who is Geert Wilders // NRC Handelsblad. 2QQ9. 13.Q3.
Е. А. Афонина. Деятельность USAID в Центрально-Азиатском регионе
8 См.: Van Schie P. G.,Voermann G. The Dividing Line Between Success and Failure: A Comparison of Liberalism in the Netherlands and Germany in the 19th and 20th Centuries, LIT Verlag Munster, 2006. Р.131.
9 См.: Population and population dynamics; month, quarter and year. URL: http://statline.cbs.nl/StatWeb/publicatio n/?VW=T&DM=SLEN&PA=37943eng&D1=0—3,5-7&D2=a,!0-169,!173,!177,!181,!185,!190&HD=110511-1943&LA=EN&HDR=T&STB=G1 (дата обращения:
25.04.2012).
10 Donselaar J. Van. Monitor Racisme & Extremisme Pallas Publications, Amsterdam, 2008. Р. 167.
11 См.: Geert Wilders’ Indonesian roots define his politics, says anthropologist. URL: http://vorige.nrc.nl/ international/ article2350022.ece. (дата обращения: 24.05.2012).
12 См.: Mock V. Wilders makes shock gains in Dutch elections // The Independent (London).2010. 18.06.
13 Harding G. Interview : Geert Wilders -the New Fortuyn? // United Press International. 2004. 01.12.
14 См.: Esen C. The Rise of the «New Right» in Europe from the 2000s onwards, GRIN Verlag, 2011. Р. 6.
15 Backes U. The Extreme Right in Europe : Current Trends and Perspectives,Vandenhoeck & Ruprecht, 2011. Р. 107.
16 Вилдерс, в отличие от ряда ультраправых, являющихся антисемитами, достаточно терпимо относится к иудейскому вероисповеданию и сам несколько лет жил в Израиле.
17 См.: Backes U. The Extreme Right in Europe... Р. 107.
18 См.: Нидерланды. Парламентские выборы 2009 // Электоральная география. URL: http://www.electoral-geography.com/new/ru/countries/n/netherlands/ nideralandy-parlamentskie-vybory-2009.html (дата обращения 25.04.2012).
19 См.: Backes U. The Extreme Right in Europe. Р. 108.
20 См.: VERKIEZINGSPAMFLET. URL: http:// www.pvv.nl/index.php?option=com_content&task =view&id=788&Itemid=139 (дата обращения:
24.05.2012).
УДК 94(73)|1991/2000|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ USAID^ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИИ Б. КЛИНТОНА
Е. А. Афонина
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена изучению деятельности агентства международного развития США в республиках Центральной Азии бывшего Советского Союза в 90-е гг. ХХ века в контексте геополитических интересов Соединенных Штатов в данном регионе. Ключевые слова: Агентство международного развития Соединенных Штатов Америки, Б. Клинтон, развивающиеся страны, иностранная помощь.
The USAiD Activities in the Central Asian Region During the Clinton’s Administration E. A. Aphonina
Given article is devoted to the study of the U. S. Agency for International Development in the Central Asian republics of the former Soviet Union during the 1990s in the context of the geopolitical interests of the United States in the region.
Key words: United States Agency for International Development, Central Asian region, B. Clinton, developing countries, foreign aid.
Геополитическое местоположение Центрально-Азиатского региона обусловливает наличие здесь интересов крупнейших мировых держав. Если до 1991 г. регион находился в составе СССР и не представлял собой самостоятельного субъекта международных отношений, то распад «советской империи» ознаменовал наступление эпохи независимости для государств Центральной Азии. Стратегически важный регион мира недолго
оставался без внимания мировых и региональных держав. Одним из основных игроков на мировой арене, чьи долгосрочные цели, безусловно, были связаны с закреплением своих позиций в Центрально-Азиатском регионе, являлись Соединенные Штаты Америки.
Среди причин столь пристального внимания США к новым независимым государствам Центральной Азии можно выделить несколько основных. К ним следует отнести, во-первых, «расширение» зоны своего влияния согласно «стратегии Клинтона» и, вместе с тем, стремление ослабить влияние России, Китая и Ирана на данный регион; во-вторых, активизацию присутствия США в ключевых странах Центральной Азии, Казахстане и Узбекистане; в-третьих, получение доступа к энергоресурсам этого региона и нахождения новых путей транспортировки углеводородов в обход России, а также создание новых рынков сбыта американских товаров и услуг2.
Для создания новой системы взаимоотношений между Центрально-Азиатским регионом и США использовались самые различные методы, в число которых входила и организация оказания помощи, основным координатором которых в рассматриваемый период являлось USAID. Официальные документы вполне отчетливо говорят о том, что регионы для реализации проектов агентства выбирались не случайно, а в соответствии
© Афонина Е. А, 2013