История международных отношений и внешней политики
History of international relations and foreign policy
Дронов М.В.
Офицер, Министерство обороны Российской Федерации.
Политическая подготовка НАТО к интервенции в Ливию в 2011 года*
В 2011 году в Ливии начались акции протеста, перешедшие к вооруженному противостоянию между мятежниками и правительственными войсками. Получив неоднозначную международную законность - резолюцию СБ ООН № 1973 НАТО вторгся в Ливию. Результатами военной интервенции явились гибель ливийского лидера Муамара Каддафи и десятков тысяч мирных граждан, разрушенные города, а так же гражданская война, продолжающаяся и сегодня.
Все вооруженные конфликты имеют подготовительный период, и вторжение в Ливию не было исключением. Интервенция НАТО включала в себя военное, политическое, информационное и экономическое вмешательство во внутренние дела Ливии. В статье мы рассмотрим политическую подготовку Североатлантического Альянса к вторжению в Ливию.
Ливия находилась под международными санкциями за взрыв американского авиалайнера над шотландским городом Локерби в 1988 году. И продолжительное время существовала в конфронтации с «Западом», Однако с начала 2000-х годов Муамар Каддафи меняет политический курс на сближение с Европой и США. Начинаются процессы демократизации и либерализации. Приватизация нефтяной и других отраслей промышленности и переходе к «народному капитализму».
В январе 2002 года страна объявила о своем намерении еще больше открыть свою экономику и привлечь в страну иностранный капитал. С этой целью Каддафи унифицировал свой обменный курс, привязав ливийский
© Дронов М.В., 2022.
динар к специальным правам МВФ.
В январе 2003 года Ливия была избрана председателем комиссии ООН по правам человека.
В марте 2003 года Ливия начинает либеральные реформы в стране. Включающие в себя приватизацию большого количества государственных хозяйственных предприятий.
В июне 2003 г. Муамар Каддафи назначил премьер-министром страны Шукри Ганема, имевшего репутацию прозападного политика. Ливийское правительство сразу же признало, что государственное управление экономикой страны не эффективно и должно быть упразднено, а нефтяной сектор страны приватизирован [17].
15 августа 2003 г. - Ливия берет на себя ответственность за взрыв самолета Pan Am 103, объявляет о компенсации родственникам погибших при теракте, обещает сотрудничать в расследовании и отказывается от финансирования террористических организаций.
12 сентября 2003 г. - Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 1506 об отмене санкций против Ливии.
19 декабря 2003 г. - Ливия объявляет о своем намерении свернуть программы создания оружия массового уничтожения, начать сотрудничать с США, Великобританией и международными органами по контролю над вооружениями для реализации своего решения.
Алексей Михайлович Васильев почётный президент Института Африки РАН утверждает, что Каддафи сдал пакистанских поставщиков ядерного оружия [3].
В ответ США начинают постепенно снимать санкции. Однако отчетливо видна, позиция официальных лиц администрации Буша - они убеждали Триполи совершать уступки в сфере: неурегулированных судебных исков, политических и экономических реформ, доступа США к ливийским энергетическим ресурсам и соблюдения прав человека. Чиновники Соединенных Штатов утверждали, что уступки по этим направлениям содействуют нормализации американо-ливийских отношений. При этом некоторые члены Конгресса препятствовали урегулированию взаимоотношений между США и Ливией [14]. То есть мы наблюдаем классическую схему «злой и хороший следователь» подталкивающую ливийское руководство совершать уступки.
Муаммар Каддафи объявил о предстоящей приватизации нефтяной и других отраслей промышленности и переходе к «народному капитализму».
В свою очередь Сайф аль-Ислам Каддафи подчеркнул необходимость написания ливийской конституции, разъясняющей полномочия различных законодательных, исполнительных и судебных институтов в Ливии. При этом разработка конституции осуществлялась в сотрудничестве с европейскими экспертами. Так же в реформировании ливийского уголовного
кодекса участвовали Государственный университет Милана, Университет Брешии и Джанзурская Академия последипломного образования, в Ливии.
Сайф аль-Ислам поддержал текущие правовые реформы как средство «обеспечения свободной среды, подходящей для нормальной политической жизни». Также он предлагал создать гражданское общество, «независимые институты», включая центральный банк, верховный суд и средства массовой информации.
Торжественное восстановление американо-ливийские дипломатических связей произошло 28 июня 2004 г. Чему способствовало освобождение Ливией ряда политических заключенных.
После нормализации отношений с США и Европейским союзом заметно возрос интерес иностранных инвесторов, особенно к углеводородному, банковскому и инфраструктурному секторам. Прямые иностранные инвестиции в 2004 году составляли 1,2 % ВВП, а к 2007 увеличились до 8% % ВВП. Одновременно с этим возросли годовые темпы инфляции, с крайне низкого уровня 2004 года - 2,2% до 10,4% в 2008 году, в основном из-за увеличения заработной платы и цен на импорт, особенно продукты питания.
Бюрократические преграды и отсутствие правовой базы часто мешали быстрому развитию рыночных отношений. Так «Индекс экономической свободы Фонд Heritage / Wall Street Journal» за 2009 год классифицировал Ливию как «репрессированную» и поставил ее на 171-е место из 179 стран, хотя и увеличил оценку страны на 4,8 балла выше, чем в предыдущем году, отражая значительное улучшение в области свободы торговли [9].
При этом востоковед Быстров А.А. отмечает, что Heritage занималась не только финансовыми оценками, но и устанавливала взаимоотношения с представителями ливийской эмиграции еще до начала конфликта, и впоследствии она быстро войдет с ними в контакт, когда они станут временным органом власти [2].
Но уже в июле 2004 года проамериканский либеральный поворот политики Ливии, выразителями которого являлись сын ливийского руководителя Сейф аль-Ислам Каддафи и глава правительства Ливии Шукри Ганем вызвал протест так называемого «реакционного блока», который сложился в ливийском руководстве вокруг еще одного сына М. Каддафи Муатасима и двоюродного брата полковника Ахмеда Ибрагима. Протест поддержали революционные комитеты и часть ливийского общества.
После трехлетних дипломатических связей в июне 2006 года США официально отменяют статус Ливии как государственного спонсора терроризма и до конца 2008 года полностью возобновились американо-ливийские отношения [19].
Муамар Каддафи решил, что он установил с западом партнерские отношения. Президент Италии гостеприимно встречал ливийского лидера в
Риме, извинялся за «колониальное прошлое». Президент Франции не менее радушно принимал Каддафи в Париже, где позволил установить его бедуинскую палатку в двух шагах от Елисейского дворца.
Однако соединенные Штаты и Евросоюз продолжали поддерживать ливийских диссидентов и оппозиционные организации, которые имели целью осуществить свержения Каддафи. Так например, в 2002 году борец за права человека в Ливии Фатхи аль-Джахми был арестован и приговорен к пяти годам тюремного заключения после критики «Зеленой книги» Муаммара Каддафи и призыва к свободным выборам. Однако уже в марте 2004 года, он был выпущен на свободу, после личного вмешательства сенатора США Джозефа Байдена. За освобождение правозащитника благодарность ливийской стороне высказал президент США Джордж Буш.
Но через две недели его опять арестовали после очередной критики Каддафи и призывов к реформам, в интервью региональным спутниковым каналам, финансируемым США.
На официальном брифинге «Вопросы, связанные с отношениями США с Ливией» 15 мая 2006 года помощник госсекретаря Государственного министра по делам Ближнего Востока К. Дэвид Уэлч призывал ливийскую сторону к освобождению Фатхи аль-Джахми [13].
Правозащитная организация Human Rights Watch назвала Аль-Джахми самым известным в мире политзаключенным Ливии и высказывала опасения, что ему может грозить смертная казнь [16].
Далее дело Фатхи аль-Джахми находилось на повестке дня соединенных Штатов с ливийскими официальными лицами. США постоянно призывали к его освобождению, добавляя, что ситуация с нарушением прав человека замедляет расширение американо-ливийских связей [21].
В Лондоне сосредотачивались сторонники возвращения ливийской монархии основанной на претензиях на престол Мохаммеда аль Сануси, внука бывшего короля. Эти оппозиционные группы в изгнании включали в себя: Национальный альянс, Ливийское национальное движение, Ливийское движение за перемены и реформы, Исламистское объединение, Национальный фронт спасения Ливии, в которой главенствуют «Братья мусульмане» и Республиканское объединение за демократию и справедливость.
В июне 2005 в Лондоне состоялся съезд «Национального конгресса ливийской оппозиции». Эта конференция послужила объединению, до этого действующих разрознено ливийских диссидентских сообществ. Часть из которых основана на претензиях на престол Мохаммеда аль Сануси, внука бывшего короля. Вышеуказанные оппозиционные группы и другие организации приняли «национальное соглашение», призывающее к отстранению Каддафи от власти и созданию переходного правительства. Последующая встреча состоялась в марте 2008 года [15].
Ливия выступила с обвинениями в адрес Саудовской Аравии за то, что она участвовала в организации и финансировании указанного форума и продолжает спонсировать ливийскую оппозицию [5, с. 73].
Доктор политических наук Куделев Владимир Владимирович в статье «Ситуация в Ливии: июль - октябрь 2005 г.» утверждает, что 23 октября 2005 года Ливия потребовала от Великобритании выдворить с ее территории и выдать на родину участников Ливийской исламской боевой группы - имеющей цель свергнуть Каддафи. Которым Британия позволила создать базу материально-технического обеспечения и сбора средств на своей территории, а так же выпускать пропагандистские материалы с призывами свергнуть Каддафи [6]. Однако Сейф аль-Ислам очень плодотворно контактировал и с исламистами, которые находятся в эмиграции в Лондоне, он активно ратовал за их осторожное возвращение во власть.
Шукри Ганема на посту главы правительства Ливии сменил Багдади Махмуди, который сразу же заявил - «Ливия продолжит с прежней скоростью реализацию программы реформ, принятой 3 года назад». Так же он добавил, что у него сложилось «новое видение того, как развивать банковский сектор через его открытие для частных и иностранных банков».
В Ливию по приглашению Каддафи прибыли американские советники и преступили к разработке механизмов активизации частного сектора. В том числе глобальная консалтинговая компания Adam Smith International произвела диагностику ливийской политической и экономической системы. После чего приступила к разработке политической реформы [20].
В январе 2008 г. - Ливия становится членом Совета Безопасности ООН.
По мнению заведующего Центром глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН, доктора экономических наук, Леонида Леонидовича Фитуни США в течении длительного периода подготовительной работы готовили схемы управления сетевыми технологиями будующим протестом. Через организации гражданского общества, формально не зависящие от ливийских властей, создавали сети первичных ячеек недовольства.
По данным Фонда Карнеги программы по продвижению демократии разрабатываются и финансируются американским правительством, совместно с неправительственными организациями [11].
В 2009 году только Национальный Фонд Демократии подконтрольный Конгрессу США финансировал 3 ливийских неправительственных организации, сосредоточенные на работе с молодежью по разным направлениям продвижения демократии и создания гражданского общества.
В целом гранты, выделяемые различными организациями, в качестве целевого назначения, имели программы ориентированные:
- на обучение и обеспечение журналистов и СМИ;
- на подготовку в области интернет технологий, создание и защиту веб-
сайтов и комуникаций, обучение методам обхода цензуры, защиты от противодействия распространению информации по Интернету;
- на подготовку лидеров, обучение методам мобилизации масс;
- на обучение ведению пропагандистской работы.
Суммы грантов варьировались от $19 тыс. до $385 тыс., но в основном не больших, каждый примерно около 20 тысяч долларов. Целевое назначение которых, обучение интернет коммуникациям и работа с молодежью.
Но непосредственно само правительство США не осуществляло проекты, а действовало через различные некоммерческие и коммерческие организации [7, с. 8].
Харламов Антон Алексеевич кандидат политических наук утверждает, что с начала 2000-х годов Соединенные Штаты создали в Ливии сеть неправительственных организаций, ставших центрами консолидации людей разделяющих западный образ жизни и выступающих за демократизацию политических режимов [8, с. 77].
Антюхова Екатерина Андреевна утверждает, что в Марокко в 2008 году госдепартамент США организовал встречу госсекретаря США Хилари Клинтон с многочисленными правозащитниками из стран Магриба. Среди которых были лидеры будущих протестных акций, в том числе Али Зейдан, ставший представителем ливийского Переходного Национального Совета в Европе. Так же Антюхова утверждает, что перед вторжением проводилась объемная работа, по мобилизации подготовленных западом региональных сетевых структур [1, с. 195-201].
В СМИ появилась публикации о том, что один из представителей ливийского правительства Нури Мисмари - начальник протокола Мухамара Каддафи сбежал из Ливии 20 октября 2010 года.
Мисмари сразу получил прозвище «Ливийский Викиликс», потому, что он раскрыл военные и политические секреты Ливии. А так же рассказал все детали дипломатических и финансовых союзов и связей между политическими группировками, дал «карту разногласий» сил, которые имеют политическое влияние. В итоге Франция получила необходимую информацию для свержения Каддафи [12].
По мнению специалиста геополитических и стратегических вопросов Махди Дариус Наземроая осенью 2010 в Австралии Махмуд Джибирил встретился с Бернаром-Анри Леви французским координатором восстания в Ливии, чтобы обсудить формирование будущей альтернативной Триполи власти Переходного национального совета и свержения Каддафи [10].
По утверждению Муамара Каддафи в интервью, датированным февралем 2011 года, западные страны заблаговременно перед восстанием вербовали ливийских дипломатов.
Французский журналист Тьерри Мейсан в статье «Джон Маккейн, ха-
лиф и дирижер «Арабской весны» утверждает, что 4 февраля 2011 года в Каире произошла встреча по уточнению плана восстания в Ливии, которую организовал сенатор республиканец Джон Маккейн, Францию представлял Бернар-Анри Леви, а ливийскую делегацию возглавлял Махмуд Джибриль [18].
На международном уровне шла скоординированная дезинформация ливийского руководства, относительно реальных намерений западных стран. На 16-й Сессии Совета по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН от 4 января 2011 г., а именно, в документе под названием «Отчет рабочей группы по Универсальному периодическому обзору. Ливийская Арабская Джамахирия» Ливия удостоилась в целом положительной оценки. Многие делегаты от стран, через два с половиной месяца участвующих в интервенции, дали высокую оценку приверженности этой страны задачам соблюдения прав человека [4].
Так же ливийское руководство дезинформировалось по средствам экономических соглашений. Так, например, 22 октября Ливия и Франция подписали соглашение о строительства АЭС. Строительство атомной электростанции проект дорогостоящий и долговременный, что по логики вещей должно вывести взаимоотношение двух стран на уровень «стратегического партнерства».
К началу протестов 2011 года Ливия приняла множество законов касающихся либерализации экономики: о таможне, о подоходном налоге, о фондовом рынке, о труде, о связи, о земельном кадастре и законы регулирующие деятельность Ливийского инвестиционного управления, однако экономические показатели страны снизились. Большинство рабочих мест находилось в не эффективном государственном секторе, при том, что в стране был крайне высокий уровень коррупции.
Выводы:
1. Ливийское руководство само начинает процессы демократизации и либерализации;
2. «Запад» создал у Каддафи уверенность, что лидеры США и европейских стран пребывают с ним в дружбе;
3. Так же, правящая элита Соединённых Штатов вынуждают ливийское руководство совершать политические уступки;
4. Часть родственников Муамара Каддафи ушло в оппозицию, выступая против прозападного курса страны;
5. Отчетливо видна политическая и финансовая поддержка западом ливийской оппозиции.
6. Ливия впускает на свою территорию «западные» технологии и производственные потоки. Ливийцы, которые были интегрированы в этот
сектор экономики, а значит и в «западную» культуру, имели больше возможностей. «Запад» интегрирует в свое политическое и культурное пространство самых активных молодых людей.
7. При этом ливийский лидер старается сохранить некую ливийскую самобытность, не попасть в политическую и экономическую зависимость.
8. Хотя до этого в стране был установлен режим «исламского социализма», который показал, что в условиях крупной сырьевой ренты обеспечивает для широких народных масс гораздо более высокий уровень и качество жизни, чем тот, какой граждане имеют в других странах. Но либерализация дала возможность производить торговые сделки, финансовые переводы и инвестирование на международном уровне. Чем и воспользовался ливийский крупный и средний бизнес.
9. Экономическая либерализация сформировала национальную буржуазию, желавшую положить конец засилью бюрократии и повальной коррумпированности чиновников.
Библиографический список:
[1] Антюхова Е.А. Технологии ведения США и НАТО информационно-сетевых операций в конфликтах
«арабской весны» // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 195-201.
[2] Быстров А.А. Ливия: накануне дележа 20.10.2011 // URL: http://www.iimes.ru/?p=13492
[3] Васильев А. М. «Раздел Ливии тоже не исключен» 10.03.2011 // URL: http://www.sovinformburo.com/news/
detail/?item_id=5424&type=4
[4] Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору Ливийская Арабская Джамахи-
рия // ООН ГА A/HRC/16/15 4 января 2011 // URL: https://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/ docs/16session/A-HRC-16-15_ru.pdf
[5] Егорин A. Неизвестный Каддафи: братский вождь. М.: Эксмо: Алгоритм. 2011. С. 73.
[6] Куделев В.В. Ситуация в Ливии: июль - октябрь 2005 г.15.11.2005 // URL: http://www.iimes.ru/?p=3936,
[7] Фитуни Л.Л. Ближний востток: технологии управления протестным потенциалом // Журнал «АЗИЯ И
АФРИКА сегодня». 2011. № 12. С. 8.
[8] Харламов А.А. «Арабская Весна» В Египте, Ливии, Сирии и ее последствия для глобальной и реги-
ональной безопасности: дис. ... канд. пол. наук: 23.00.04 / Харламов Антон Алексеевич. - Нижний Новгород, 2016. С. 77.
[9] BTI 2010 Libya Country Report // Bertelsmann Transformation Index // URL: https://www.ilo.org/dyn/travail/
docs/2073/BTI%202010%20Libya%20Country%20Report.pdf
[10] By Mahdi Darius Nazemroaya The Passionate Attachment 25.10.2011 // URL: https://archive. is/20130104222814/http://thepassionateattachment.com/2011/10/27/mahmoud-jibril-and-qadd-afi%E2%80%99s-wealth-redistribution-project/#selection-19.0-19.23
[11] Fact Sheet: U.S. Actors Promoting Democacy in the Middle East // Carnegie Endowment for International Peace 15.03.2006 // URL: https://carnegieendowment.org/2006/03/15/fact-sheet-u.s.-actors-promoting-democacy-in-middle-east-pub-18125
[12] Franco Bechis La France préparait depuis novembre le renversement de Kadhafi // Voltairenet 24 mars 2011 // URL: https://www.v0ltairenet.0rg/article169058.html
[13] Issues Related to United States Relations With Libya // On-the-Record Briefing Washington, DC. May 15, 2006. // URL: https://2001-2009.state.gov/p/nea/rls/rm/2006/66268.htm
[14] Libya: Background and U.S. Relations // Congressional Research Service February 18, 2011 // URL: https:// www.everycrsreport.com/files/20110218_RL33142_8025240d53c767a25cdd95a05272da7d8e9f1ef7.pdf
[15] Libya: Background and U.S. Relations // Congressional Research Service November 18, 2008 // URL: https:// www.refworld.org/pdfid/4951ec790.pdf
[16] Libya: Political Prisoner May Face Death Penalty // Human Rights Watch. May 2, 2006 // URL: https://www. hrw.org/news/2006/05/02/libya-political-prisoner-may-face-death-penalty
[17] Libya: Post-War Challenges // African Development Bank. 2011. // URL: https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/ afdb/Documents/Publications/Brocure%20Anglais%20Lybie_North%20Africa%20Quaterly%20Analytical.pdf
[18] Thierry Meyssan John McCain, Conductor of the "Arab Spring" and the Caliph 18.08.2014 // URL: HTTPS:// WWW.VOLTAIRENET.0RG/ARTICLE185085.HTML#NB2
[19] Treaties and other international acts series 08-814 // U.S. Department of State. August 14, 2008 // URL: https:// www.state.gov/wp-content/uploads/2019/02/08-814-Libya-Claims-Settlement.pdf
[20] UK Parliament House of Commons Foreign Affairs Committee Report Libya: Examination of intervention and collapse and the UK's future policy options. Written evidence from Adam Smith International (LIB0015) September 2015 // URL: http://data.parliament.uk/WrittenEvidence/CommitteeEvidence.svc/EvidenceD-ocument/Foreign%20Affairs/Libya%20examination%20of%20intervention%20and%20collapse%20and%20 the%20UK%E2%80%99s%20future%20policy%20options/written/21849.html
[21] US Renews Call for Release of Libyan Dissident // Voice of America. October 31, 2009 // URL: https://www. voanews.com/a/a-13-2006-11-16-voa68/316623.html
References
[1] Antyukhova E.A. Technologies of conducting US and NATO information and network operations in the con-
flicts of the "Arab Spring" // Bulletin of the Bryansk State University. 2015. № 1. P. 195-201.
[2] Bystrov A.A. Libya: on the eve of the division 10/20/2011 // URL: http://www.iimes.ru/?p=13492
[3] Vasiliev A. M. "The division of Libya is also not excluded" 03/10/2011 // URL: http://www.sovinformburo.com/
news/detail/?item_id=5424&type=4
[4] Report of the Working Group on the Universal Periodic Review Libyan Arab Jamahiriya // UN GA A/HRC/16/15
January 4, 2011 // URL: https://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/16session /A-HRC-16-15_en.pdf
[5] Egorin A. Unknown Gaddafi: brotherly leader. Moscow: Eksmo: Algorithm. 2011. P. 73.
[6] Kudelev V.V. The situation in Libya: July - October 2005 11/15/2005 // URL: http://www.iimes.ru/?p=3936,
[7] Fituni L.L. Middle East: protest potential management technologies // Journal "ASIA AND AFRICA today".
2011. № 12. P. 8.
[8] Kharlamov A.A. "Arab Spring" in Egypt, Libya, Syria and its implications for global and regional security: dis. ...
cand. floor. Sciences: 23.00.04 / Kharlamov Anton Alekseevich. - Nizhny Novgorod, 2016. P. 77.
[9] BTI 2010 Libya Country Report // Bertelsmann Transformation Index // URL: https://www.ilo.org/dyn/travail/
docs/2073/BTI%202010%20Libya%20Country%20Report.pdf
[10] By Mahdi Darius Nazemroaya The Passionate Attachment 25.10.2011 // URL: https://archive.is/20130104222814/ http://thepassionateattachment.com/2011/10/27/mahmoud-jibril-and-qaddafi%E2%80%99s-wealth-redistribu-tion-project/#selection-19.0-19.23
[11] Fact Sheet: U.S. Actors Promoting Democacy in the Middle East // Carnegie Endowment for International Peace 15.03.2006 // URL: https://carnegieendowment.org/2006/03/15/fact-sheet-u.s.-actors-promoting-democacy-in-middle-east-pub-18125
[12] Franco Bechis La France préparait depuis novembre le renversement de Kadhafi // Voltairenet 24 mars 2011 // URL: HTTPS://WWW.VOLTAIRENET.ORG/ARTICLE169058.HTML
[13] Issues Related to United States Relations With Libya // On-the-Record Briefing Washington, DC. May 15, 2006. // URL: https://2001-2009.state.gov/p/nea/rls/rm/2006/66268.htm
[14] Libya: Background and U.S. Relations // Congressional Research Service February 18, 2011 // URL: https:// www.everycrsreport.com/files/20110218_RL33142_8025240d53c767a25cdd95a05272da7d8e9f1ef7.pdf
[15] Libya: Background and U.S. Relations // Congressional Research Service November 18, 2008 // URL: https:// www.refworld.org/pdfid/4951ec790.pdf
[16] Libya: Political Prisoner May Face Death Penalty // Human Rights Watch. May 2, 2006 // URL: https://www. hrw.org/news/2006/05/02/libya-political-prisoner-may-face-death-penalty
[17] Libya: Post-War Challenges // African Development Bank. 2011. // URL: https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/ afdb/Documents/Publications/Brocure%20Anglais%20Lybie_North%20Africa%20Quaterly%20Analytical.pdf
[18] Thierry Meyssan John McCain, Conductor of the "Arab Spring" and the Caliph 18.08.2014 // URL: HTTPS:// WWW.VOLTAIRENET.ORG/ARTICLE185085.HTML#NB2
[19] Treaties and other international acts series 08-814 // U.S. Department of State. August 14, 2008 // URL: https:// www.state.gov/wp-content/uploads/2019/02/08-814-Libya-Claims-Settlement.pdf
[20] UK Parliament House of Commons Foreign Affairs Committee Report Libya: Examination of intervention and collapse and the UK's future policy options. Written evidence from Adam Smith International (LIB0015) September 2015 // URL: http://data.parliament.uk/WrittenEvidence/CommitteeEvidence.svc/EvidenceD-ocument/Foreign%20Affairs/Libya%20examination%20of%20intervention%20and%20collapse%20and%20 the%20UK%E2%80%99s%20future%20policy%20options/written/21849.html
[21] US Renews Call for Release of Libyan Dissident // Voice of America. October 31, 2009 // URL: https://www. voanews.com/a/a-13-2006-11-16-voa68/316623.html
Дронов М.В.
Офицер, Министерство обороны Российской Федерации.
Политическая подготовка нАТО к интервенции в ливию в 2011 года Аннотация. Статья наглядно показывает, как «Запад» и в первую очередь США вынуждают ливийское руководство совершать политические уступки. При этом само руководство Ливии берет политический курс на сближение с Европой и Соединенными штатами. Начинает процессы демократизации и либерализации. В статье показаны методы создания ливийского оппозиционного движение. Приведен пример участия Вашингтона, в защите оппозиционера открыто критикующего правящий режим. Показаны действия «Запада» по дезинформации ливийского руководства относительно враждебных намерений к Ливии. Анализируется процесс либерализации, действия иностранных экспертов и фондов, их влияние на экономику страны. Рассмотрены организационные мероприятия представителей западных стран и высокопоставленных ливийских чиновников. Представлены выводы по завершению политической подготовки к военному вмешательству.
Ключевые слова: Ливия, Каддафи, НАТО, интервенция, политика.
Dronov M.V.
Officer of the Ministry of Defense of the Russian Federation.
NATO political preparations for intervention in Libya in 2011 Abstract. The article clearly shows how the «West» and, first of all, the United States are forcing the Libyan leadership to make political concessions. At the same time, the Libyan leadership itself is taking a political course towards rapprochement with Europe and the United States. Starts the process of democratization and liberalization. The article shows the methods of creating the Libyan opposition movement. An example of the participation of Washington, in the defense of an oppositionist who openly criticizes the ruling regime, is given. The actions of the «West» to misinform the Libyan leadership regarding hostile intentions towards Libya are shown. The process of liberalization, the actions of foreign experts and funds, their impact on the country's economy are analyzed. The organizational measures of representatives of Western countries and high-ranking Libyan officials are considered. Conclusions are presented on the completion of political preparations for military intervention. Key words: Libya, Gaddafi, NATO, intervention, politics.