Научная статья на тему 'Политическая наука в Республике Беларусь'

Политическая наука в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1518
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая наука в Республике Беларусь»

Л. ТИТАРЕНКО, С. РЕШЕТНИКОВ, Н. АНТАНОВИЧ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1. Общие условия развития политической науки в Беларуси

Политология — относительно молодая, но динамично развивающаяся дисциплина. Долгое время она была вынуждена преодолевать сопротивление и пренебрежительное отношение к себе со стороны иных социальных дисциплин, получивших свой самостоятельный статус раньше и не допускавших новых конкурентов в мир социальных наук. Однако без политической науки как одной из значимых академических дисциплин невозможно познать механизмы функционирования социума и характер желательных для него изменений. Политическая наука является самой уязвимой из социально-гуманитарных дисциплин, поскольку ее предмет — власть и государство во всех их проявлениях. Политология — зеркало социальной реальности, она призвана диагностировать тот или иной политический курс. Еще одна особенность политической науки в том, что она в одинаковой мере и мировая, международная, и национальная дисциплина.

Политическая наука имеет два модуса существования: с одной стороны, объяснение и описание политической реальности (исследовательский модус), с другой — аналитико-технологическое обеспечение политической деятельности (прикладной модус, сфера политических технологий). Данное деление отражает не только структуру политической науки, но и ее внутреннюю эволюцию: прежде чем найти

технологическое решение тех или иных проблем, наука должна овладеть достаточным аналитическим и объяснительным потенциалом. Если политическая наука превращается в голые теоретические схемы, никак не связанные с реальной социально-политической обстановкой конкретной страны (стран), она перестает быть наукой. Политическая наука, не выполняющая функции критического осмысления реальности, не высказывающая независимого взгляда на власть, тем самым дискредитирует ее. Наиболее успешно политическая наука существует и развивается в условиях наличия конкурентного, открытого политического пространства. Можно говорить, что само существование политической науки в какой-то стране свидетельствует о том, что ее политический режим более демократический.

Становление государственности независимой Беларуси положило начало политике как деятельности, как реальности для белорусского народа. В 90-е годы белорусское государство сделало первые шаги независимости, возникли динамичная политическая сфера, политическая конкуренция, альтернативные выборы. Дух надежд и перемен побудил многих ученых заняться изучением политической науки. Становление государственности независимой Беларуси в 1991 г. положило начало развитию белорусской политологии. Это был период начала институционализации политической науки как академической и учебной дисциплины, а также политической аналитики в Республике Беларусь.

На первоначальном этапе Беларусь была парламентской республикой (1991—1994). Этот этап ознаменовался высоким динамизмом в развитии политической сферы, приходом в политику новых людей, рождением многих политических партий, движений и появлением открытой политической конкуренции. Быстрые политические перемены породили много радужных надежд на мгновенную демократизацию политической сферы. В прессе стали появляться аналитические материалы, авторы которых стремились не просто описать те или иные процессы и явления, но и создать объяснительную модель демократизации, применимую для Беларуси.

В Беларуси, как и в других постсоветских республиках, политология появилась как «импортированная» наука (хотя устоявшейся остается точка зрения о порождении политической науки «новым политическим мышлением» горбачёвской перестройки). Она возникла в условиях деконструкции общественной науки советского перио-

да. Демократизация принималась в ее западном варианте, что естественно означало и принятие западных политических ценностей и стандартов.

Несколько позже стал развиваться другой (прикладной) модус политологии — политические технологии, без которых невозможно аналитико-технологическое обеспечение политической деятельности. Энтузиазм белорусских политологов в период 1990—1994 гг. под-питывался массовым политическим участием, быстрым ростом численности политических партий и общественных объединений, представлявших широкий спектр политических сил — от национально-демократических до коммунистических. У власти находилась прежняя номенклатурная политическая элита во главе с премьер-министром В. Кебичем, не имевшая собственной идеологии и политической программы, но объединенная корпоративными интересами и личными связями. Ростки неконсолидированной демократии были весьма неустойчивыми. Их гибель произошла вместе с разрушением модели парламентской республики. В условиях резкого социально-экономического и политического кризиса эта модель привела к ситуации двоевластия и уходу высших должностных лиц республики от ответственности за происходящее. Вместе с тем, несмотря на неудачи демократии, период 1990—1994 гг. дал белорусским политологам большой эмпирический материал для изучения механизмов массового политического участия, артикуляции и агрегирования интересов, становления партийной системы. Ряды политологов в этот период пополнялись журналистами, социологами, историками, философами, экономистами. Зачастую это были люди, стремящиеся стать если не профессиональными политиками, то «политиками по совместительству».

В 1994 г. в Республике Беларусь был введен институт президентства и проведены первые президентские выборы. Граждане впервые смогли участвовать в демократических выборах после получения страной независимости: последний раз на избирательные участки белорусские граждане приходили в 1990 г. (во времена СССР).

Президентские выборы стали первым пробным камнем для белорусских политтехнологов. Явный фаворит выборов премьер-министр В. Кебич опирался на «придворных» политологов, но, несмотря на огромный административный ресурс и монополию в СМИ, потерпел сокрушительное поражение. Однако и команды «оппози-

ционеров» З. Позняка и С. Шушкевича, действовавшие довольно профессионально и опиравшиеся на западный опыт избирательных кампаний, также не обеспечили успеха своим кандидатам. Победу одержал А.Г. Лукашенко. Начался новый этап развития политологии, связанный с ростом прикладных исследований, активной разработкой собственных политтехнологий (1994—2001).

Дальнейший опыт белорусские политологи смогли получить уже в парламентских выборах 1995 г. К тому времени массовая волна политического активизма и популярность идей национального возрождения пошли на убыль. В Верховный совет Республики Беларусь 13-го созыва не были избраны депутаты от оппозиционного Белорусского народного фронта. Однако политтехнологам все же удалось провести в парламент представителей от демократического лагеря (Объединенной гражданской партии), что свидетельствовало о накоплении определенного опыта. Но целостной оценки политической системы, определения основного направления и оптимальных путей развития белорусским политологам на тот момент дать не удалось. Уровень экспертного влияния на механизмы принятия политических решений был довольно низок. Независимая аналитика формировалась вне центров принятия политических решений и была слабо связана с академической политической наукой.

Парламентско-президентский кризис 1996 г., закончившийся референдумом по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, связанных с перераспределением властных полномочий в пользу президента, существенно изменил белорусскую политическую систему. Парламент — Верховный Совет 13-го созыва, начавший процедуру импичмента президента А. Лукашенко, был им распущен. В январе 1997 г. было сформировано Национальное собрание Республики Беларусь. Парламентский кризис изменил расстановку политических сил, обозначив раскол между сторонниками и противниками власти президента. К примеру, даже коммунистическая партия раскололась на две: Коммунистическая партия Белорус -сии (поддерживает официальную власть) и Партия коммунистов Белорусская (присоединилась к оппозиции). Подобный раскол произошел и среди некоторых политологов, работавших в прикладной сфере. Академическая же политическая наука стремилась по-прежнему придерживаться объективного неангажированного политического анализа.

Тенденции развития политической системы Беларуси, заложенные референдумом 1996 г., получили свое закономерное продолжение в централизации власти (сформирована властная «вертикаль»), сокращении возможностей политической конкуренции, снижении влияния политических партий и общественных объединений на политический процесс. Эти перемены активно обсуждались и рефлек-сировались белорусскими политологами. Стало очевидно, что от нестойкой неконсолидированной демократии белорусская политическая система осуществила дрейф в сторону гибридной модели, объединяющей элементы автократии и демократии, с явной тенденцией сворачивания конкурентности в политике. Эти процессы повлияли на изменение исследовательской проблематики: политологи вновь обратись к анализу сущности и моделей демократии, исследованию местных элит, проблемам взаимоотношений интеллектуалов и власти, изучению политических режимов и разных моделей перехода к демократии.

Следующий период в развитии политической науки в Беларуси начался после парламентских выборов 2000 г. и президентских выборов 2001 г. На фоне вялотекущей и противоречивой интеграции Беларуси и России стала отчетливо проявляться необходимость в исследовании особенностей белорусской национальной идентичности, национальных интересов и национальной безопасности, а затем и идеологии белорусской государственности. Изучение и осмысление проблем идентичности (общенациональной, регионально-государственной, языковой и т.д.) связано с исследованием интеграционных процессов и процессов государственного строительства в Республике Беларусь.

Разработка основ идеологии белорусской государственности получила неоднозначную оценку у научной общественности и среди самих политологов. С одной стороны, разработка государственной идеологии понимается некоторыми политологами как обслуживание интересов власти, с другой - идеология, практикуемая как объединительная, интегративная идея, необходима в любом государстве, и ее разработка входит в круг задач политологов. Исследование проблематики национально-государственной и региональной идентичности может помочь белорусской политологии приобрести, наконец, свои специфические национальные черты, завершить дисциплинарную

оформленность. Научное сообщество должно и способно осознать, что имеет право лишь на то, что позволяет Наука.

Обращение к проблематике национальной идентичности, определению специфики развития белорусской государственности характерно не только для официальной академической политологии, но и для аналитических центров, относящих себя к ряду независимых1. Особое внимание уделяется проблемам соотношения национальной, региональной и европейской идентичности. Приходит осознание того, что поражение демократии в Беларуси не исчерпывается объяснением персоналистского характера власти, «несвядомасщ белару-скага народа», а имеют более сложные историко-структурные причины. Поиск этих сложных историко -структурных причин — тематика исследований на ближайшую перспективу.

2. Институционализация политической науки, научное сообщество

Политология стала развиваться как академическая и учебная дисциплина. Практически первой в Беларуси в 1991 г. была создана кафедра политологии в Белорусском государственном университете (БГУ). Заведующим кафедрой стал доктор философских наук, профессор А.М. Байчоров, имевший богатый опыт работы в университетах США, в ООН. А.М. Байчоров инициировал открытие в 1992 г. отделения политологии на философско-экономическом факультете, а также создал и возглавил Специализированный совет по защите докторских диссертаций по политическим наукам при БГУ. За основу подготовки политологов БГУ был взят учебный план отделения политологии философского факультета МГУ. Планировалось присваивать выпускникам отделения квалификацию «Политолог. Преподаватель социально-политических дисциплин в высших и средних учебных заведениях». Предполагалось, что потребности общества в квалифицированных кадрах политологов будут возрастать по мере того, как Республика Беларусь будет продвигаться по пути строительства гражданского общества и правового государства. Сложилось понимание,

1 Национальная идентичность Беларуси: Материалы семинара / Фонд им. Ф.Эберта. Региональное бюро в Украине, Беларуси и Молдове / Под ред. Курта Г. -Мн., 2003.

что без систематической подготовки профессиональных кадров политологов невозможно становление национальной политической науки, создание научных политологических школ1.

На сегодняшний день крупные специализированные кафедры политологии существуют во многих государственных и негосударственных вузах республики: в Белорусском государственном университете, Белорусском государственном экономическом университете, Белорусском институте правоведения, Европейском гуманитарном университете, Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Однако чаще в вузах существуют комбинированные кафедры, где политология преподается наряду с другими социальными дисциплинами силами преподавателей таких кафедр. Такая ситуация сложилась, например, в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка (кафедра политологии и права), в Брестском государственном педагогическом институте, Могилевском государственном университете им. А. Кулешова, Белорусском национальном техническом университете (кафедры политологии, социологии и социального управления), в Гомельском политехническом институте (кафедра политологии и истории). В других вузах Беларуси существуют кафедры социально-гуманитарных дисциплин, где политологию преподают специалисты с философским, социологическим либо историческим образованием. Таким образом, специализированных кафедр политологии в Беларуси немного. По мере дальнейшего развития науки и продолжения процесса ее институционализа-ции, видимо, появится необходимость в открытии новых специализированных кафедр. Пока такой необходимости, как и ресурсов, нет.

В Беларуси политология как учебная дисциплина преподается во всех без исключения вузах, разработан государственный стандарт по предмету «Политология», согласно которому базовый курс политологии в вузе должен читаться в объеме не менее 70 часов. Подготовлено около 80 учебных пособий и учебников. Своевременно были организованы переподготовка и повышение квалификации преподавателей. Обеспечена возможность подготовки и защиты диссертаций по трем политологическим специальностям.

1 Решетников С.В. Политология в Республике Беларусь: Теоретико-методологические и прикладные аспекты. - Мн., 1999.

В первом разделе курса «Политология» раскрываются фундаментальные основания дисциплины, ее методы и методология.

Далее рассматриваются сущность и структура политической системы и политических процессов. Второй раздел называется «Политические процессы». В нем представлены проблемы «внешней среды», или «окружения», центров принятия политических решений, специфика политических систем в зависимости от артикуляции и агрегирования интересов, деятельности политических партий, политического участия, общественного мнения.

В третьем разделе «Политические институты» рассматриваются структура и проблемы центров принятия политических и государственных решений, функционирования «выходов» политической системы, т.е. реализации политических решений. В четвертом разделе «Политическая культура и идеология» рассматриваются основные аспекты взаимодействия политики и культуры, влияния культуры на политику и обратного воздействия политики на культуру. Заключительный раздел курса посвящен рассмотрению глобальных проблем мировой политики и международных отношений.

Существенное место политической науке отводится в учебных программах средних общеобразовательных школ Беларуси. На сегодняшний день в школах, лицеях и гимназиях Республики Беларусь изучается предмет «Человек. Общество. Государство», по которому сдаются вступительные экзамены в вузы по гуманитарным специаль-ностям1. Именно политологи (кафедра политологии БГУ) явились инициаторами подготовки программы вступительного экзамена по курсу «Человек и общество» для абитуриентов высших учебных заведений республики.

3. Политология как специальность и квалификация

Центром преподавания и развития политологии, подготовки политологов-специалистов является кафедра политологии БГУ. В 1993 г. в связи с переходом профессора А.М. Байчорова на работу в МИД Республики Беларусь кафедру возглавил канд. филос. наук, доцент С.В. Решетников (ныне доктор политических наук, профессор).

1 Человек и общество: Справочное пособие / Под ред. Решетникова С. В. - Мн.,

2000.

В 1994 г. кафедра и отделение политологии были переведены на юридический факультет. Начался сложный процесс создания нового учебного плана, соответствующего новому профилю и новой квалификации выпускников, — политолог-юрист.

Сегодня Белгосуниверситет готовит специалистов с квалификацией «политолог-юрист». Программа составлена таким образом, чтобы обеспечить студентам общегуманитарное университетское образование, солидные, систематизированные теоретические знания и практические навыки в сфере выбранной специальности.

Кафедра политологии имеет договоры о научном сотрудничестве с Калифорнийским государственным университетом Фресно (США) и Институтом политических наук Варшавского университета. Преподаватели, аспиранты кафедры, студенты отделения политологии могут стажироваться и проходить обучение в названных учебных заведениях. Большую помощь в развитии научного сотрудничества между кафедрой политологии БГУ и Калифорнийским университетом (Фресно) оказал профессор Альфред Эванс. С его помощью на кафедре политологии создана обширная библиотека по политическим наукам на английском языке, насчитывающая несколько сот наименований.

Учебная программа кафедры предусматривает преподавание по пяти основным разделам политической науки: политическая теория, сравнительная политика, управление и администрация, методология и методы, международные отношения. В русле этих направлений для студентов читают около 30 курсов. Вот основные из них. Политология (общий курс). Введение в политическую теорию. Теория политики. Теория демократии. Теория политических систем. Сравнительная политика. Методология политической науки. Политическая социология. Права человека. Теория государственного управления. Теория принятия политических решений. Общественная политика. Политические партии и партийные системы. Политические идеологии. Общественные объединения. Организация избирательных кампаний. Политическая психология. Этнополитика. Религиозные конфессии в Республике Беларусь. Политическая культура. Местное самоуправление в зарубежных странах. Внешняя политика Республики Беларусь. Политические проблемы современной глобалистики. По основным курсам опубликованы учебники и учебные пособия. Многие лекционные курсы существуют в электронных версиях, доступны студен-

там. Студенты-политологи широко применяют в учебном процессе американские, российские, польские, украинские, французские учебники.

Студенты-политологи основательно изучают дисциплины юридического профиля, такие, как история государства и права зарубежных стран, конституционное право, общая теория права, международное публичное право, история государства и права славянских народов, история государства и права Республики Беларусь, административное право, государственное право зарубежных стран, история политических и правовых учений, уголовно-правовая политика, гражданское и семейное право, организация работы государственного аппарата, финансовое право, гражданский процесс, хозяйственное право. Серьезная юридическая подготовка обусловлена необходимостью соответствовать номенклатуре административных должностей в государственном аппарате, предполагающей наличие юридического образования.

Квалификационная характеристика устанавливает профессиональное назначение и квалификационные требования к политологам-юристам по специальностям «Политология», «Политическая власть и политические системы», «Политика и государственное управление». Кафедра политологии БГУ предлагает сосредоточиться на специализации «Политика и государственное управление» тем студентам, кто планирует заниматься политической деятельностью и управлением, включая местные органы власти, политические организации, партии и движения, профсоюзы, частные организации. Специалисты данного профиля смогут работать в аналитических службах аппарата государственного управления, в системе управления персоналом в учреждениях различного уровня.

Каковы возможности карьеры для специалиста-политолога? В большинстве западных стран выпускники отделения политологии высоко ценятся во всех сферах, включая бизнес. Они работают в правительственных службах, агентствах и офисах, в компаниях и организациях. Широкое распространение имеет практика параллельного обучения и получения второй специальности.

Политолог-юрист указанного профиля предназначен для работы в системе органов представительной, исполнительной и судебной властей, а также в иных государственных органах, организациях и учреждениях в соответствии с законодательством Республики Бела-

русь о государственной службе (министерствах, ведомствах, комитетах, в аппарате Совета министров, в штате секретариата парламента — Национального собрания, в аппарате всех уровней). Выпускники-политологи могут оказывать организационно-консультативную и практическую помощь органам законодательной, исполнительной и местной власти, политическим партиям и общественным организациям Республики Беларусь. Они могут участвовать в подготовке законопроектов и заключений по ним, материалов и предложений, относящихся к ведению служб и ведомств Беларуси. Их компетенция подразумевает поддержку связей с общественностью со стороны государственных и политических организаций, местных органов власти по вопросам политического, экономического, социального и культурного развития общества и государства. Выпускники отделения, проявившие склонность к научно-исследовательской работе, направляются в аспирантуру.

В 1997 г. состоялся первый выпуск 24 студентов-политологов БГУ с квалификацией «политолог-юрист». В этом же году конкурс на вступительных экзаменах по отделению политологии был одним из самых высоких в БГУ — около 5 человек на одно место.

Благодаря своему научному потенциалу, огромной работе по подготовке специалистов для органов государственной власти и управления с квалификацией «политолог-юрист» кафедра полито -логии Белгосуниверситета вполне оправдывает звание ведущей в области подготовки специалистов и кадров высшей квалификации по политическим наукам в Республике Беларусь. Она явилась основным разработчиком государственного образовательного стандарта по специальности «Политология» и по предмету «Политология» для высших учебных заведений Республики Беларусь.

Попытку подготовки политологов-специалистов предприняли негосударственные вузы Республики Беларусь: Институт парламентаризма и предпринимательства (первый выпуск состоялся в 1998 г.), Белорусский институт правоведения и Европейский гуманитарный университет. Наборы студентов на отделение политологии в этих вузах невелики, а в некоторые годы (1997—1999) они вообще не состоялись. Наиболее основательную подготовку кадров среди негосударственных вузов обеспечивает Европейский гуманитарный университет.

Европейский гуманитарный университет (ЕГУ) ведет подготовку политологов на франко-белорусском факультете по специаль-

ности «политолог-менеджер». Ряд учебных курсов в ЕГУ читается на французском языке, кафедра политологии специализируется на изучении проблем европейской интеграции.

Франко-белорусский факультет политических наук и проблем европейской интеграции открыт по инициативе Посольства Франции в Беларуси. Факультет предоставляет возможность получения образования, эквивалентного образованию в институтах политических наук и на факультетах права и политических наук французских университетов. Осуществляет подготовку специалистов в таких областях, как международные отношения, социальные науки, управление государственными и частными белорусскими, иностранными и смешанными предприятиями. Факультет имеет соглашения о сотрудничестве с институтами политических наук Бордо, Гренобля, Лиона, Лилля, Ренна и Страсбурга. Содекан факультета с французской стороны - Советник по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в Республике Беларусь, доктор политических наук Сильви Лемассон.

Основные курсы специализации «политолог-менеджер»: политическая философия, политическая социология, политическая антропология, социология организаций, методология социальных наук, статистика, система правления в Республике Беларусь, сравнительное конституционное право, история международных отношений, политическая история Франции, европейская идентичность, процесс интеграции и политические процессы в ЕС, трансформационные процессы в странах ЦВЕ и Восточной Европы, Совет Европы и защита прав человека, регионализм и местное самоуправление в Европе, теория принятия и оценки политических решений, технологии политических кампаний, теория государственного управления и публичная политика, конфликтология, политические партии и социальные движения.

Как видно из перечня курсов, студенты ЕГУ специализируются на изучении процессов европейской интеграции. После окончания университета лучшие студенты имеют возможность продолжить образование в аспирантуре одного из институтов политических наук Франции. Ежегодно во Франции собирается научный совет, в состав которого входят авторитетные ученые, представляющие учебные заведения Франции и сотрудничающие с факультетом. Совет контролирует качество образования, обсуждает содержание программ и руководит подбором преподавателей, организует прием белорусских

стажеров и их научную деятельность, обеспечивает реализацию научно-исследовательских проектов.

В ЕГУ также организована работа специализированных исследовательских центров: Центр гражданского образования Европейского гуманитарного университета (создан в ноябре 1997 г. при информационной и финансовой поддержке Центра гражданского образования Американского совета по сотрудничеству в области образования и изучения языков, Немецкого фонда технического содействия — ОТ/). Центр разрабатывает и предлагает образовательные программы для различных групп населения, ведет исследовательскую и издательскую деятельность. В ЕГУ создан Центр европейских и трансатлантических исследований, который функционирует при поддержке Европейского союза и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.

Молодой белорусской политической науке не хватает профессионально подготовленных политологов, так как процесс институ-ционализации дисциплины пока не завершен. Это влияет на содержательное наполнение учебных курсов, на качество и направленность подготовки молодых специалистов-политологов.

Динамику исследовательской проблематики отражает подготовка кадров высшей квалификации в сфере политических наук. В 1990 г. Высший аттестационный комитет при Совете министров БССР включил политологию в список научных специальностей. Были утверждены следующие специальности по политическим наукам: «Теория и история политической науки», «Политические институты и процессы», «Политические проблемы международных систем и глобального развития».

Докторантура и аспирантура по политическим наукам существует в Белгосуниверситете, Республиканском институте высшей школы, а также в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. На сегодняшний день Белгосуниверситет (в лице кафедры политологии юридического факультета БГУ) является ведущим научным учреждением Республики Беларусь по подготовке аспирантов и докторантов по следующим специальностям: 23.00.01 — теория политики, история и методология политической науки; 23.00.02 — политические институты и процессы, политическая конфликтология, политические технологии; 23.00.04 — политические проблемы международных отношений и глобального развития.

Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций на соискание ученой степени по политическим наукам создан при Бел-госуниверситете. В Беларуси с 1992 по 2003 г. было проведено 4 защиты докторских диссертаций и 25 кандидатских по политическим наукам. В Национальной академии наук Беларуси нет ни одного члена-корреспондента или академика по специальности «политология». Тематика защищенных работ во многом отражает основные направления исследований в области академической политической науки. Рассмотрим тематику диссертаций, защищенных по политическим наукам.

По данным на 1 января 2004 г., в Республике Беларусь защищено всего четыре докторские диссертации по политическим наукам: Решетников С. В. «Теория принятия политических решений в американской политической науке», 1995 г.; Земляков Л.Е. «Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь», 2000 г.; Ватыль В.Н. «Концепция правового государства в либеральной политической мысли России второй половины XIX — начала XX в.», 2002 г.; Агеев В.В. «Немецкий федерализм и европейская интеграция», 2002 г.

Кандидатские диссертации: Курбыка Т.И. «Теория конфликта Р.Дарендорфа и социально-политические конфликты в современном обществе», 1995 г.; Белобродский Д.Г. «Типологические особенности форм демократии и диктатуры», 1997 г.; Достанко Е.А. «Европейское сообщество государств как международная система: процессы реструктуризации на рубеже ХХ—ХХ1 веков», 1998 г; Антанович Н.А. «Системный подход в анализе политических процессов», 1998 г; Скок Н.В. «Социальные детерминанты политической культуры общества», 1999 г.; Скакун Е.В. «Политическое сознание студенческой молодежи в условиях переходного общества», 1999 г.; Кузнецова И.А. «Электоральное поведение в политической системе общества: сравнительный анализ», 2000 г.; Паречина С.Г.: «Президентство в политической системе общества: сравнительный анализ», 2001 г.; Шевченко А.В. «Условия становления и стратегия развития Содружества Независимых Государств», 2001 г.; Ляхович-Петракова Н.В «Трансформация политической элиты в постсоциалистических странах», 2001 г.; Дорошенко А.В «Статус и роль исполнительной власти в политической системе общества», 2001 г.; Подкопаев В.В. «Теоретические проблемы развития и циркуляции элит в политической системе

США», 2001 г.; Роговцов Д.А. «Политическая символика как способ организации политического пространства переходного общества», 2003 г.; Ковалева И. В. «Национальные меньшинства в Республике Беларусь», 2003 г.

В Беларуси до сих пор нет специализированного академического научно-исследовательского института, занимающегося политическими проблемами в рамках Академии наук, нет специального научного журнала, который объединил бы политологов, позволил бы им активно и открыто обсуждать теоретические проблемы под углом зрения многообразных научных перспектив. Политологи разных групп и направлений оторваны друг от друга, зачастую находятся в конфронтации по идеологическим соображениям. Белорусская общественность не имеет возможности получать от них прикладную информацию, необходимую для развития гражданского общества. Однако на пути институционализации сделано уже немало.

4. Центры политического анализа и стратегических исследований

Институционализация политической науки включает в качестве необходимого компонента и появление центров политического анализа и стратегических исследований. Подобной аналитической деятельностью занимаются сегодня в Беларуси более двух десятков организаций. Их можно разделить на две группы — официальные (государственные) и независимые (негосударственные) исследовательские центры. Среди государственных аналитических центров выделим два наиболее известных — Институт социально-политических исследований при Президенте Республики Беларусь и Институт социально-политических и экономических исследований при Минском горисполкоме. Государственные аналитические центры работают по заказам властных структур, специализируются в основном на проведении мониторингов текущей внутриполитической и внешнеполитической ситуации.

Ведущим государственным исследовательским и аналитическим центром является Институт социально-политических исследований (ИСПИ), образованный в 1997 г. Основным направлением работы ИСПИ стало научное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности президента Республики Беларусь и его админист-

рации, проведение комплексных исследований социально-политического характера в процессе планирования и формирования государственных программ развития Республики Беларусь. Основные направления научно-исследовательской деятельности ИСПИ: анализ различных аспектов социально-политических процессов в Республике Беларусь и за ее пределами; формирование принципов и направлений внешнеполитической деятельности государства; мобилизация информационных ресурсов на укрепление политической системы и национальной безопасности Республики Беларусь; изучение и сохранение историко-культурного наследия, формирование идейно-политических основ белорусской государственности. Результаты многих исследований ИСПИ оформляются в виде аналитических записок, представляемых высшим лицам государства. ИСПИ регулярно публикует сборники статей по результатам своих исследований1.

Структурные подразделения ИСПИ: Центр политических исследований, Центр социологических исследований, Центр социальных проблем, Центр исследования геополитической проблематики, Центр оперативных информационных исследований. Структура института довольно динамична и меняется в зависимости от нужд власти. ИСПИ имеет достаточно тесные связи с некоторыми учебными и научными исследовательскими центрами Беларуси: БГУ, Военной академией, Институтом национальной безопасности Республики Беларусь, а также с Российским институтом стратегических исследований, Китайским институтом современных международных отношений, аналогичными центрами в Украине и Литве.

Среди негосударственных центров выделяются Независимый институт социальных, экономических и политических исследований (НИСЭПИ), Центр стратегических инициатив «Восток — Запад», Центр «Стратегия», общественное объединение «Белорусский центр конституционализма и сравнительно-правовых исследований». В середине 1997 г. на конференции руководителей независимых центров

1 Приведем некоторые примеры изданных сборников: Беларусь: социально-экономические проблемы. - Мн., 1999; Беларусь вчера, сегодня, завтра. - Мн., 2001; Социальная сфера Республики Беларусь: региональные аспекты. - Мн., 2002; Беларусь и Россия: императивы общественного развития. - Мн., 2002; Беларусь: динамика и приоритеты общественного развития. - Мн., 2003; Белорусская модель развития: механизмы реализации. - Мн., 2003; Беларусь - Россия - Китай: к новой парадигме истории. - Мн., 2003.

была создана единая Белорусская ассоциация «фабрик мысли», которая издает свой «Аналитический бюллетень», проводит «круглые столы», встречи, конференции1.

НИСЭПИ - негосударственный исследовательский центр (информация о центре доступна на сайте: http://www.nisepi.by/ publ.html). Он был создан в 1992 г. группой ученых, журналистов, политиков и бизнесменов. Имеет юридический статус республиканского общественного объединения. Цель организации - продвижение ценностей демократии и рыночной экономики, содействие формированию в Беларуси гражданского общества и свободной рыночной экономики посредством изучения социально-экономических и политических процессов, влияния на общественное мнение и публичную политику. Основные виды деятельности: исследования в области политологии, социологии, экономики и информационно-консульта-тивная деятельность - проведение конференций и семинаров, издательская деятельность, профессиональный тренинг. НИ-СЭПИ осуществляет текущий мониторинг социально-политической ситуации в стране. Данные института репрезентативны, часто используются в качестве достаточно надежного источника информации как оппозицией, так и официальными структурами. Руководит институтом профессор О.Т. Манаев.

Особенностью институционализации белорусской политологии стала некоторая обособленность специалистов, занимающихся исследованием международных отношений. Главную роль в развитии этой отрасли политических знаний играет БГУ: именно здесь на факультете международных отношений готовят будущих специалистов-международников. В БГУ созданы и функционируют Центр европейской документации и информации, а также Центр международных исследований.

1 «Аналитические бюллетени Белорусских «фабрик мысли» доступны на сайте: http://bfm.at.tut.bv/. а также в печатном виде. Бюллетень выходит ежеквартально, публикуются также специальные выпуски бюллетеня, в которых рассматриваются важнейшие проблемы развития белорусского общества и государства («Правовое государство - белорусский вариант», «Ценности белорусского общества», «Беларусь в региональном контексте», «Институты белорусского общества», «Беларусь - президентские выборы 2001», «Беларусь в международном контексте», «Методологии независимых исследований»).

Центр европейской документации и информации был создан на основе соглашения между БГУ и Комиссией Европейского союза в следующих целях: получение преподавателями и студентами основных документов, отражающих деятельность и институциональное развитие Европейского союза; распространение информации о Евросоюзе среди широких кругов общественности; поддержание постоянных контактов с участниками сети информационных центров Европейского союза. Центр европейской документации осуществляет перевод основных документов Евросоюза на белорусский язык. Партнерами Центра выступают делегация Европейской комиссии в Республике Беларусь, представительство программ ТАСИС. В рамках центра прошло много конференций: международная научно-практическая конференция «Проблемы преподавания европейской интеграции в вузах» (2001), международная конференция «Расширение Европейского союза и Беларусь: в поиске новой политики» (2002), международная конференция «Демократия — термин академический или политический?» (2002) и др. Часто конференции организуются совместно с Общественным объединением по европейским исследованиям (Минск), представительством Фонда им. Ф.Эберта (Минск), Отделом неправительственных организаций и гражданского общества Совета Европы (Страсбург).

В структуре Центра международных исследований (ЦМИ) есть два отдела: отдел координации исследовательских проектов и отдел информационно-аналитического сопровождения исследований по внешнеполитической и внешнеэкономической тематике. Основными направлениями деятельности ЦМИ являются: осуществление научно-практических разработок по изучению системы современных международных отношений, мировой экономики и региональной политики; обобщение и научный анализ информации о перспективах и тенденциях развития системы международных отношений, актуальных проблем европейской и международной безопасности; проведение научно-аналитических и прогностических исследований в области внешней политики и международных экономических отношений. В исследованиях, проводимых ЦМИ и под его эгидой, изучаются актуальные проблемы международных отношений на современном этапе, приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического курса Республики Беларусь, вырабатываются соответствующие рекомендации для Министерства иностранных дел Республики Беларусь и

других органов государственного управления. Так, в 2002 г. реализована научно-техническая программа «Мировой порядок в ХХ1 веке и внешняя политика Республики Беларусь: тенденции развития, прогнозы и перспективы», направленная для рассмотрения в Министерство иностранных дел. Программа предполагает разработку научно обоснованной платформы деятельности современной белорусской дипломатии на среднесрочную и долгосрочную перспективу и определение целей, задач, стратегических и региональных приоритетов внешней политики.

Совместно с Минским международным образовательным центром ЦМИ организовал крупный проект — цикл семинаров «Актуальные вопросы международных отношений и внешней политики Республики Беларусь» по следующим темам: «Роль международных организаций в современной системе международных отношений»; «Евро и современная финансовая система»; «Беларусь в мировой экономике»; «Беларусь и архитектура европейской безопасности»; «Новая роль НАТО»; «Беларусь и европейская интеграция»; «Итоги парламентских выборов в Германии 22 сентября 2002 г.»; «Стратегия национальной безопасности США». В работе семинаров принимают участие ведущие ученые Белгосуниверситета, Национальной академии наук Беларуси, других аналитических и исследовательских структур, а также представители МИДа РБ и других органов государственного управления. Центром выпущены следующие научные работы: учебно-методические пособия «Международные организации» и «Справочное пособие по дипломатическому протоколу». По поручению Администрации Президента Беларуси оказывалась информационно-методическая поддержка отделу международной жизни газеты «Советская Белоруссия»1.

Крупнейшим центром, осуществляющим вклад в развитие и исследование такого блока политической науки, как международные отношения, является факультет международных отношений БГУ, особенно кафедра международных отношений (создана в сентябре 1992 г., заведующий кафедрой — доктор исторических наук, профес-

1 Внешняя политика Беларуси в исторической ретроспективе: Материалы меж-дунар. науч. конф. - Мн., 2002. Посткоммунистическая Беларусь в процессе религиозных трансформаций. - Мн., 2002. Глобальный мир перед новыми вызовами. - Мн., 2002. Расширение Европейского союза и Беларусь: в поиске новой политики: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Мн., 2003.

сор А.В. Шарапо). Научно-исследовательская работа кафедры проводится по приоритетным для Республики Беларусь проблемам международных отношений в области политики, экономики и права; актуальным вопросам развития государственной протокольной, консульской, таможенных служб Республики Беларусь.

На факультете международных отношений издается научный журнал «Белорусский журнал международного права и международных отношений». Научно-информационный центр ФМО ежемесячно выпускает Информационный бюллетень, в котором по материалам иностранных, российских, белорусских источников освещаются актуальные проблемы современных международных, международных экономических отношений, вопросов в области международного права1.

На базе факультета международных отношений в 1997—2002 гг. были организованы и проведены: международная конференция «Перспективы создания в Центральной и Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия», конференция «Всеобщая декларация прав человека. Международное значение и имплемента-ция в национальное законодательство Республики Беларусь», конференция руководителей региональных отделений обществ «Польша — Беларусь», международные семинары «Европейская безопасность и НАТО» (совместно с Бюро информации и прессы НАТО), «Государственный протокол и официальный этикет в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой», «круглый стол» белорусских и российских ученых «Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы», научно-практические семинары (зимние школы) для молодых преподавателей и аспирантов «Активные методы преподавания в области международных отношений», «Международная безопасность в современном мире».

Факультет международных отношений сотрудничает с рядом международных центров: Ассоциация школ стран Центральной и Восточной Европы по исследованиям в области международных отношений; Свободный университет Берлина (ФРГ); Женевский институт международных исследований (Швейцария); Венская дипло-

1 Информационный бюллетень. - Изд-во БГУ, факультет международных отношений (ФМО). Бюллетень выпускается с 1998 г. ежемесячно, содержит аналитику текущих событий. Информационный бюллетень доступен в библиотеке БГУ, научно-информационном центре ФМО БГУ.

матическая академия (Австрия); Центр изучения международной торговли и безопасности штата Джорджия (США); Центр исследований безопасности и конфликтов Федерального института технологии в Цюрихе (Швейцария); МГИМО МИД РФ; ЛВВБЯ-колледж Европа (Гаага), Центр по европейскому сотрудничеству в Лейдене; Военный университет (Москва); Институт Гёте.

5. Профессиональные организации политологов

Создание профессиональных организаций политологов — важный компонент институционализации науки. В Республике Беларусь действуют две профессиональные организации политологов: Белорусская ассоциация политических наук (БАПН) и Белорусская академия политических наук (БелАПН).

В 1993 г. было создано общественное объединение «Белорусская ассоциация политических наук» (БАПН), возглавляемое членом-корреспондентом Национальной академии наук Беларуси В.А. Бобковым. Как указано в уставе организации, «БАПН была создана в целях объединения усилий специалистов политических наук в осуществлении научного анализа и прогноза развития политического процесса, коллективной и индивидуальной выработки предложений по обеспечению государственного, политического и социально-экономического развития Беларуси, содействия формированию правового государства и гражданского общества». В 2003 г. состоялась конференция, посвященная десятилетию Белорусской ассоциации политических наук. За десять лет своего существования БАПН были организованы следующие конференции: «Современный политический процесс в Беларуси и перспективы его развития» (1994), «Гражданское и национальное согласие — первооснова консолидации белорусского общества» (1995), «Политический процесс в Беларуси и перспективы его развития» (1996), «Политический и социально-экономический процесс в Беларуси: состояние, перспективы, проблемы» (1997), «Становление гражданского общества в Беларуси в контексте устойчивого развития» (1999), «Современный политический процесс и социально-экономический процесс в Беларуси, России, Украине: состояние, проблемы, перспективы» (2000), «Устойчи-

вое развитие современных крупных городов: теория, опыт, проблемы» (2002)1.

Основная часть руководства БАПН сосредоточена в Институте социально-политических и экономических исследований при Минском горисполкоме, что позволяет использовать административные ресурсы. Данный институт специализируется на исследовании форм и методов работы органов исполнительной власти Республики Беларусь, изучении их связи с негосударственными предприятиями и организациями. В настоящее время коллективом авторов в составе В.А. Бобкова, А.М. Абрамовича, В.И. Бовша, Г.А. Василевича, В.А. Мельника и др. ведется работа по созданию Концепции государственного строительства Республики Беларусь.

В 1998 г. была создана вторая из национальных организаций политологов — Белорусская академия политических наук, в работе которой принимают участие ученые, преподаватели и должностные лица из различных городов республики. Высокая научная квалификация членов Академии позволяет им осуществлять мониторинг и прогноз политической ситуации в республике, экспертизу важнейших политических решений, политическое просвещение населения.

Согласно Уставу БелАПН, ее основными целями являются: содействие развитию политической науки в Республике Беларусь и формированию здесь политического рынка. БелАПН объединяет усилия своих членов в решении следующих задач: участие в определении приоритетных направлений развития политической науки в Республике Беларусь; координация научных исследований в области политологии; содействие подготовке кадров высшей квалификации; содействие распространению в научной среде достижений ведущих ученых мира, пропаганда политических знаний; оказание содействия в подготовке законопроектов, их экспертиза, прогнозирование последствий правительственных решений и сравнительная аттестация альтернативных предложений; анализ общественного мнения, политических ориентаций и установок различных групп населения, а также отдельных трудовых коллективов в направлении поиска политического сотрудничества и определения уровня политической активности населения; ознакомление общественности других стран с белорусской политической системой, эко-

1 Десять лет Белорусской ассоциации политических наук / Под ред. Бобкова В.А. - Мн., 2003.

номикой, образованием, наукой и культурой; организация контактов ученых и специалистов в профессиональных и академических областях, в том числе в разработке проектов и программ международного гуманитарного сотрудничества.

Несмотря на то что существует ряд исследовательских центров, института политологии в рамках Национальной академии наук Республики Беларусь нет, соответственно нет координационного центра многоплановых, а главное — фундаментальных политических исследований. Институт политологии в структуре Академии наук мог бы стать научным базисом и организационным междисциплинарным центром, вокруг которого происходило бы объединение и координация политологических исследований. К сожалению, корпоративные интересы иногда выступают преградой взаимодействия между политологами. Интеллектуалы-политологи в Беларуси отличаются по степени социальной активности, по характеру отношений с официальной властью, по своим мировоззренческим установкам, по ценностным, социокультурным и идейно-политическим ориентациям. Можно выделить несколько категорий интеллектуалов. «Официальные интеллектуалы» — обеспечивают политико-идеологическую легитимацию функционирования официальной власти. Наградой же за это являются возможности накопления «связей», доступ к распределению и перераспределению материальных благ. «Интеллектуалы-конформисты» — не испытывают иллюзий относительно характера политического процесса в транзитивных обществах, политически пассивны, индифферентно относятся к практической политике, стремятся не участвовать в ней. «Независимые интеллектуалы» — интеллектуальная свобода и независимость для них связаны с ориентацией на общечеловеческие, либеральные ценности, с активной гражданской позицией.

Фрагментарность, разобщенность политологического сообщества, изолированность исследовательских и учебных центров (кафедр) не единственное ограничение на пути укрепления политической науки. Положение белорусской политической науки в последние годы усложнилось. Сократилось количество печатных научных изданий. Меньше стало проводиться конференций и семинаров с участием независимых (своих и приглашенных из-за рубежа) исследователей. В связи с прекращением деятельности на территории Республики Беларусь целого ряда зарубежных фондов (Фонд Дж. Соро-

са, представительства 1ЯБХ и др.) сократились возможности участия в международных конференциях и научных проектах, получения грантов и зарубежных стажировок. Политики по-прежнему слабо заинтересованы в качественном политическом анализе. Политологи востребованы либо в качестве политических технологов (помочь выиграть очередную предвыборную кампанию), либо для обоснования «правильности проводимого политического курса». Критическое мышление и независимые политические исследования слабо востребованы как официальными структурами, так и представителями оппозиции. Политические партии не спешат воспользоваться услугами политических экспертов, считая эту работу не столь важной и сложной.

Эти закономерные в принципе процессы не способствуют ин-ституционализации дисциплины и консолидации белорусского сообщества политологов. Недостаток специалистов с базовым политологическим образованием приводит на практике к превалированию кадров, не обладающих необходимой квалификацией, к снижению уровня политического дискурса как сферы публичности и открытости.

Несмотря на отмеченные сложности, в настоящее время в белорусской политологии активно идут процессы специализации и фрагментации, т.е. выделения различных направлений исследований и оформление самостоятельных субдисциплин при дроблении предметного поля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Основная тематика научных исследований и методологические походы, используемые в белорусской политологии

В Республике Беларусь развиваются признанные во всем мире отрасли научных исследований, такие, как теория политики, методология и методы политического анализа, исследование политических институтов и политического процесса, международные отношения, внешняя политика, геополитика и глобальное развитие. Учебные и академические научные центры концентрируют внимание на развитии теоретических аспектов политической науки и создании эмпирического базиса политического анализа. Многие государственные исследовательские и учебные центры Беларуси большое внимание в

последние годы уделяют теории государственной политики и управления, исследованию принципов формирования и реализации государственной политики в Республике Беларусь, теории принятия управленческих решений. «Государственное управление» как комплексное направление научных исследований и как направление образования активно развивается в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Мониторингом текущего политического процесса, разработкой политических технологий направленного воздействия занимаются негосударственные аналитические центры. Ключевыми направлениями работы независимых аналитических центров является поиск контактов с западными фондами, нацеленность на развитие институтов гражданского общества, формирование сферы публичности и своеобразного политического пространства общения специалистов, занимающихся политическими науками, посредством организации семинаров, конференций для белорусских НГО. Однако зачастую круг целевых групп, на которые такого рода деятельность ориентирована, бывает строго ограниченным, заранее заданным.

Разделенность, фрагментарность характерны как для внутренней структуры белорусской политологии, так и для научного сообщества: академическая наука — прикладная и экспертная области политологии слабо пересекаются. Исследовательские центры (как государственные, так и независимые) формировались в ином русле, нежели академическая политическая наука. Политическая коммуникация между представителями «официальной» и «независимой» политологии (как, впрочем, и внутри этих групп) зачастую затруднена. Некоторые белорусские политологи открыто говорят о «робости и ангажированности в исследованиях реальной политики в ущерб объективности суждений»1. Эта позиция свидетельствует о необходимости существенного развития методологических оснований политической науки в Беларуси, что позволит сформировать четкие представления о критериях научности и объективности, как основанных на совокупности релевантных методов и методик политического анализа.

В политических исследованиях активно используются количественные (по большей части социологические) методы: националь-

1 Десять лет Белорусской ассоциации политических наук / Под ред. Бобко-ва В .А. - Мн., 2003.

ные опросы, опросы мнений лидеров и экспертов, контент-анализ сообщений массмедиа и документов, анализ программных документов ведущих структур гражданского общества (политических партий, общественных объединений, властных структур), анализ законодательства, анализ социально-экономической статистики (проводится постоянно по материалам Министерства статистики и анализа, Национального банка и других источников).

В белорусской политологии активно используется инструментарий, наработанный в других социально-гуманитарных дисциплинах: институциональный, нормативно-ценностный, системный, исторический, сравнительный и другие методы. Остро стоит проблема методов собственно политологического анализа. Говоря о количественных методах, следует отметить, что белорусские политологи зачастую прибегают ко вторичному анализу количественных данных и документов, контент-анализу, сценариотехнике и моделированию. Получили распространение методики очных и заочных экспертных оценок (в частности, методы мозгового штурма).

Большой вклад в развитие методологии политической науки вносит политическая социология. Так, Центром социологических и политических исследований БГУ под руководством доктора социолог. наук профессора Д.Г. Ротмана проводятся постоянные электоральные исследования, а также в прикладном плане изучаются политические институты республики. Центр участвует во многих общеевропейских политических исследованиях, в том числе по изучению постсоветских политических элит и лидеров. В Центре работают социологи и политологи высокой квалификации. Д.Г. Ротманом предложены многие авторские методики по замеру общественного мнения, рейтинга политических лидеров и сегментации электората в периоды избирательных кампаний (например, «сито» — отбор и группировка респондентов по шести вопросам, методика «из прошлого в будущее», позволяющая давать корректные политические прогнозы). В Центре разработана собственная методика расчета показателей политической стабильности и социальной напряженности. Наряду с анализом научно-методических вопросов, Центр осуществляет практические политические исследования по заказу политических партий, институтов власти, отдельных политиков.

В практике белорусской политологии используются разные подходы и методы, включая западные, причем не всегда это осуществляется корректно. Иногда имеет место поверхностное привлечение теоретических схем, наработанных в западной (чаще всего американской) политической науке, для анализа совершенно неадекватных этим схемам белорусских реалий. Полноценных, широкомасштабных баз данных, построенных по принципам ивент-анализа, пока не существует. Нет единого банка данных эмпирических политических исследований — вопрос о его создании пока даже не ставится. Невысокий уровень владения количественными методами анализа, их недостаточное использование в научных работах по политологии объясняются тем, что инфраструктура эмпирических исследований политики находится в процессе становления. По мере подготовки профессиональных кадров политологов в БГУ, ЕГУ можно надеяться на преодоление этой естественной «болезни роста» молодой белорусской политологии.

Неразвитость институтов, характерных для демократического общества (парламентаризм, партийная система, НГО, профессиональные объединения, действующие в условиях публичности и конкурентности), обусловливает стремление ряда научных и аналитических центров сотрудничать с государством, которое по-прежнему остается мощным и солидным заказчиком. Исследовательские центры конкурируют за получение значимых государственных заказов (в сфере публичной политики), что составляет особенность нынешнего этапа развития политологических исследований в Беларуси.

Еще одна тенденция развития политологии состоит в том, что исследовательские и аналитические центры снижают долю собственно политических исследований, стремясь проводить исследования по социально-нейтральным темам. Определенная «деполитизация» политологии связана со стремлением ученых либо занять объективную нейтральную позицию, либо просто обезопасить себя от возможных претензий со стороны властных структур. Научные исследования в области политологии все еще очень слабо финансируются и недостаточно востребованы политической элитой.

Особенность современного этапа развития политологии в Беларуси — накопление потенциала при слабой организованности. Можно утверждать, что школа белорусской политической науки находится в процессе становления. Однако уже наработана серьезная теоретическая база, сформирована система университетской подготовки профессиональных кадров. В последние годы на первый план

стал выходить технологический, прикладной характер политических исследований. С одной стороны, среди большей части политологов, работающих в академической среде, сформировалось мнение, что в учебных планах следует постепенно отходить от теоретического изложения материала к большей его практической направленности. С другой стороны, можно говорить о профессионализации работы как учебных, исследовательских и экспертно-аналитических центров.

7. Основные публикации, характеризующие белорусскую политическую науку

Белорусскими политологами опубликован ряд учебников и монографических работ, посвященных основным проблемам, обсуждаемым западной политологией. Некоторые работы начального периода развития политологии в Беларуси не столь актуальны сегодня, однако они внесли существенный вклад в развитие политической науки.

Уже в 1990—1991 гг. А.М.Байчоровым и С.В.Решетниковым были выпущены учебные пособия по политологии. В 1994—1995 гг. издано достаточно большое количество учебников и курсов лекций под редакцией С.В.Решетникова, Н.П.Денисюк, А.П.Мельникова,

A.В.Мельника, В.А.Бобкова, В.В.Ровдо и др.1

В начале 90-х годов появилось много работ по истории философской и общественно-политической мысли Беларуси (работы

B. Ф. Шалькевича, И.А.Юхо, С .А. Малевича)2. С 1993-1994 гг. выходят в свет академические работы, посвященные отдельным направлениям политических исследований: теория политики (В.В.Ровдо, Л.В.Старовойтова)3, теория либерализма, системный подход в поли-

1 Байчоров А.М. Введение в политологию: Учеб.-метод. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - Мн., 1991; Решетников С.В. Введение в политологию. - Мн., 1990; Беньковский В.В., Решетников С.В. Политология: Учеб. пособие для вузов. - Мн., 1991; Политология: Курс лекций / Денисюк Н.П., Старовойтова Л.В., Соловей Т.Г. и др. - Мн., 1996; Политология: Учебник для вузов / Решетников С.В., Денисюк Н.П., Чудаков М.Ф.и др.; Под ред. Решетникова С.В.. - Мн., 2000.

2 Шалькевич В.Ф. Псторыя фшасофскай 1 грамадска-палтгычнай думк1 Беларуси - Мн., 1995.

3 Старовойтова Л.В., Ровдо В.В. Теория политики: Учеб.-метод. пособие. -Мн., 1994.

тической науке, сравнительный анализ политических систем (С.В.Решетников, Н.ААнтанович, В.Е.Матусевич, В.А.Божанов)1, глобальные проблемы современности, геополитика (Ю.И.Шевцов, Г.А.Круглова)2, методология социально-политических исследований, политический анализ, политические технологии (Д.Г.Ротман, И.И.Бугрова, С.А.Наумова, Н.А.Антанович, Н.П.Денисюк, С.А.Аль-фер и др.)3.

Первые президентские выборы (1994), референдумы 1995 и 1996 гг., парламентские выборы 2000 г. и президентские выборы 2001 г. вызвали целую волну публикаций, посвященных анализу специфики белорусского электората, типов электоральных предпочтений, избирательных технологий и антитехнологий (О.Т.Манаев, В.И.Карбалевич, О.М.Абрамова, Д.Фурман, С.А.Альфер, И.И.Бугрова, С.А.Наумова, В.В.Ровдо, А.Е. Вашкевич, Г.Максюта, Л.Ф.Заико и

др.)4.

В последнее время появляется все больше публикаций, посвященных проблемам национальных интересов Республики Беларусь и белорусской идентичности (Л.Ф.Заико, В.И.Карбалевич, О.М.Абрамова, О.Данилов, Я.Ч.Романчук, И.И.Бугрова)5.

1 Кунцевич К.Н. Либерализм: сущность, истоки, перспективы. - Мн., 1995; Введение в теорию политических систем: Учеб. пособие / Решетников С.В. и др. -Мн., 1995; Решетников С.В., Антанович Н.А. Системный подход как методология анализа публичной политики. - Мн., 2000;

2 Круглова Г.А. Глобальные проблемы современности. - Мн., 1992; Кругло-ва Г.А. Экологическое сознание: научный и религиозный подходы. - Мн., 1991.

3 Антанович Н.А. Методология политической науки. - Мн., 2001; Выборы: подлинные, свободные и справедливые / Альфер С.А., Бугрова И.И., Вашкевич А.Е. и др. - Мн., 1999; Электоральные социологические исследования / Под ред. Ротма-на Д.Г. - Кемерово, 2002.

4 Первые президентские выборы в Республике Беларусь. Основные итоги. -Мн., 1994; Максюта Г. Социально-психологическая структура электората, имиджи кандидатов и предпочтения избирателей Беларуси. - Мн., 1994; Выборы Президента Республики Беларусь - 2001: Факты и комментарии / Под ред. Плиско М.К. - Мн., 2002. - С. 23- 31; Политические партии: Беларусь и современный мир / Чудаков М.Ф., Вашкевич А.Е., Альфер С.А. и др. - Мн., 2002.

5 Национально-государственные интересы Республики Беларусь / Заико Л.Ф., Карбалевич В.И., Абрамова О.М. и др. / Под ред. Заико Л.Ф. - Мн., 1999; Национальная и региональная безопасность / Заико Л., Данилов Д. и др. - Мн., 2001.

Большой блок литературы посвящен проблемам теории государственного управления и публичной политики (С.В.Решетников, Н.А.Антанович, Б.Я.Мигас, Л.Е.Земляков, Е.Ф.Гречнева и др.)1.

Особого интереса заслуживают такие издания, как: «Белару-ская палпычная сстэма i прэз1дэнтск1я выбары 2001 г.» (Белорусская политическая система и президентские выборы 2001 г.) и «Беларусь: сцэнары рэформау» (Беларусь - сценарий реформ), изданные в Варшаве на белорусском, русском и английском языках при поддержке Центра демократии в Восточной Европе и Фонда имени Степана Ба-тория. В этих сборниках сотрудничали политологи разных направлений. Если первый сборник посвящен анализу состояния политической системы и опирается на нормативный и описательный подходы, то второй является свидетельством эволюции прикладной, технологической политологии2.

Белорусский центр конституционализма и сравнительно-правовых исследований выпустил несколько значимых работ, посвященных анализу выборов и партийной системы Республики Беларусь в сравнении с международными стандартами (М.Ф.Чудаков, А.Е. Вашкевич, С.А. Альфер, И.И. Бугрова и др.)3.

Институт социально-политических исследований (ИСПИ) регулярно публикует сборники работ по результатам исследований. Основная проблематика исследований ИСПИ: социальная сфера Республики Беларусь, региональная политика, динамика и приоритеты общественного развития Беларуси, Беларусь и Россия: императивы общественного развития, парламентские и президентские выборы в Беларуси4.

1 Решетников С.В., Антанович Н.А. Государственная политика и управление в Республике Беларусь. - Мн., 2001; Решетников С.В., Антанович Н.А., Мигас Б.Я. Методология и методы анализа государственной политики и управления. - Мн., 2001; Решетников С.В. Теория процесса принятия управленческих решений. - Мн., 2003.

2 Беларуская пал1тычная сктэма 1 прэзщэнтсюя выбары 2001 г. - Менск, Варшава, 2001; Беларусь: сцэнары рэформау. - Варшава, 2003.

3 Политические партии: Беларусь и современный мир / Чудаков М.Ф., Вашкевич А.Е., Альфер С.А. и др. - Мн., 2002; Правовой статус политических партий в европейских странах / Науч. ред. Вашкевич А. - Мн., 2003; Отмена смертной казни в Республике Беларусь / Науч. ред. Вашкевич А. - Мн., 2003.

4 Социальная сфера Республики Беларусь: региональные аспекты. - Мн., 2002; Беларусь: динамика и приоритеты общественного развития. - Мн., 2003; Белорусская модель развития: механизмы реализации. - Мн., 2003; Беларусь и Россия: императивы общественного разви-

НЦСИ «Восток - Запад», центр «Стратегия» также публикуют исследования, анализирующие текущую политическую ситуацию, президентские и парламентские выборы. Выпускаются ежекварталь-ники «Беларусь-Монитор»1.

Ряд публикаций освещает проблематику политического развития постсоветских Беларуси и России, взаимоотношений между ними (к примеру, коллективный труд белорусских, российских и западных ученых и журналистов под редакцией Д. Фурмана)2.

Наиболее значимые публикации Независимого института социальных, экономических и политических исследований (НИСЭПИ) посвящены анализу роли СМИ в переходных обществах, сравнительному анализу проблем взаимодействия средств массовой информации, институтов власти и населения в переходных обществах; обобщению результатов исследований, отражающих систему политических, экономических, правовых, социально -культурных и религиозно-этических ценностей современной белорусской молодежи, исследуются условия, механизмы и результаты ее социальной деятельности. Ведущий специалист НИСЭПИ -доктор социологических наук, профессор О.Т. Манаев3.

В Беларуси издан ряд классических работ по политологии, переведенных на белорусский язык (работы К. Рина, Ш. Дебаш и Ж.-М. Пантье, Ю. Штайнера, Г. Уинтера, Т. Белоуза и др.). Руководите-

Продолжение сноски со стр. 59.

тия. - Мн., 2002; Беларусь - Россия - Китай: к новой парадигме истории. - Мн., 2003; Выборы 2000 в зеркале общественного мнения / Под ред. Хурса М.Н. - Мн., 2000; Дмитриев Е.И., Хурс М.Н. Беларусь: итоги и уроки президентских выборов 2001. - Мн., 2002; Ожидания, реалии и уроки парламентских выборов в Беларуси / Под ред. Хурса М.Н. - Мн., 2001; Выборы 2003: социологический анализ / Под ред. М.Н. Хурса. - Мн., 2003. Динамика общественного мнения о социально-политической ситуации в Беларуси (По материалам социологического мониторинга) / Под ред. Хурса М.Н. - Мн., 2003; Парламентские и президентские выборы в Беларуси: итоги и перспективы развития / Паречина С., Пашковский Г., Короткевич А., Козлович А. - Мн., 2002.

1 Социально-экономические итоги развития Республики Беларусь 19942000 гг. // Беларусь-Монитор. - Мн., 2001.

2 Белоруссия и Россия: общества и государства / Ред.-сост. Д. Фурман. - М., 1998.

3 Средства массовой информации в переходном обществе: от тоталитаризма к демократии / Под ред. Манаева О. и Прилюка Ю. - Мн., 1993. - На англ. яз.; Молодежь и гражданское общество: белорусский вариант / Под ред. Манаева О. - Мн., 1999; «Белорусские фабрики мысли»: Справочник независимых науч. и аналит. центров Беларуси / Под ред. Манаева О. - Мн., 2000; Манаев О. Становление гражданского общества в независимой Беларуси. Социологические опыты: 1991-2000. - Мн., 2000.

ли проектов и редакторы этих изданий: В.Ровдо, И.Бобоков, В.Булгаков и др. Следует выделить издание «Антологии современной политической философии» при сотрудничестве с Центральноевро-пейским университетом (Будапешт), под редакцией Я. Киша и В. Ровдо. В антологию вошли переводы работ И. Берлина, Ф. фон Хайека, Дж. Роулза, Р.Нозика, Б.Акермана, Т.Нейджела, Р. Дворкина и др.1

Безусловно, публикаций гораздо больше, нежели описано нами в данной статье. Нам хотелось выделить наиболее показательные и значимые. Белорусская научная литература свидетельствует об осознании сообществом наиболее актуальных проблем дисциплины. Имеющуюся литературу можно попытаться сгруппировать по нескольким направлениям. 1. Демократизация, проблемы демократического транзита, развитие гражданского общества. 2. Интеграционные процессы: Европейский союз; Союз России и Беларуси. 3. Государственное управление и государственная политика в различных сферах. 4. Национальная идентичность, история политических идей Беларуси. 5. Международные отношения, глобализация, международные конфликты. Вся вышеописанная проблематика дополняется мониторингом и анализом текущей политической ситуации.

Как уже отмечалось, для развития политологии крайне важно горизонтальное сотрудничество между университетскими центрами, инфраструктура для профессиональных контактов. Этому способствуют Интернет-сообщества. Так, в 2003 г. создан и активно развивается независимый информационно-аналитический Интернет-проект «Наше мнение» — еженедельный политологический мониторинг событий в Беларуси. Сайт создан при поддержке ОО «Социальные технологии». Первый выпуск материалов проекта опубликован 23 февраля 2003 г. Сайт доступен по адресам: http://nmn.by; http://www.nmn.by. Материалы выпусков готовятся группой экспертов, представляющих различные аналитические центры. В листы мониторинга онлайновой периодики включаются актуальная аналитика, комментарии, мнения, опубликованные на белорусских, российских, украинских сайтах, а также выборочная западная онлайновая

1 Штайнер Ю. Еурапейскш дэмакраты! - Мн., 1996; Рын К.Г. Дэмакратыя 1 этычнае жыцце. - Мн., 1996; Дэбаш Ш., Пант'е Ж.-М. Уводзшы у палггыку. - Мн., 1996; Анаталопя сучаснай пал1тычнай фшасофи / Нав.рэд. Роуда У. - Мн., 1999; Уштэр Г., Бэлоуз Т. Канфжкт 1 кампрамк. Уводзшы у палптычную навуку. - Мн., 2002.

информация. Проект открыт для сотрудничества. В публикациях отражается личное мнение авторов. А.И.Федута - президент ОО «Социальные технологии», кандидат филологических наук, собственный корреспондент газеты «Московские новости». Участники проекта -белорусские политологии С.И.Паньковский, И.И.Бугрова, С.А.Наумова и др.

В Беларуси выпускается ряд периодических изданий, анализирующих политические проблемы. Регулярно выходят журналы «Беларусь-Монитор», Аналитические бюллетени Белорусской ассоциации «фабрик мысли», журнал «Адкрытае грамадства». Проблемам политической науки посвящен ряд публикаций в журнале «Весщ Нацыя-нальная Акадэми навук Беларуи. Серыя Грамадскх навук», Вестниках ведущих университетов (Вестник БГУ. Сер. 3.), «Белорусском журнале международного права и международных отношений». Выпускники отделения политологии БГУ при сотрудничестве с кафедрой инициировали выпуск журнала «Палттычная сфера» в 2002 г.

Среди негативных аспектов развития белорусской политологии можно выделить следующие. Формирование отдельных научных направлений и научных школ имеет ограниченные результаты. Остается проблема разрыва между эмпирическим, теоретическим и прикладным знанием сферы политического. К сожалению, встречаются околонаучные публикации, претендующие на статус высокого теоретического анализа. Завершение процесса институционального оформления политической науки и формирование научных школ белорусской политологии сдерживаются низким уровнем сотрудничества в рамках сообщества политологов, а также ограниченностью финансовых и организационных ресурсов.

Позитивные достижения и значимые результаты все же перекрывают вышеописанные проблемы. Постепенно белорусское общество осознает, что политический анализ и профессиональная разработка политических технологий - это сфера деятельности профессионалов. Престиж обучения на отделениях политологии очень высок. Политологи не замыкаются в рамках национальных границ, ищут «внутренних» и «внешних» контактов. Особенно активна молодежь, получившая специальное образование. Процесс дальнейшей институционализации белорусской политологии связан с подготовкой профессиональных кадров и, безусловно, с международным сотрудничеством, совместными исследовательскими проектами.

Современный стандарт политолога-профессионала уже сформирован: базовое политологическое образование, соответствующая ученая степень, регулярные публикации, постоянное повышение профессионального уровня, в том числе и в ходе зарубежных стажировок, соответственно, свободное владение одним-двумя иностранными языками, способность к неангажированному объективному научному политическому анализу посредством мониторинга и регулярной экспертизы политического процесса. Оперативность работы, структурирование информационных потоков, привлечение широкого круга ученых, мобильность — вот основа формирования экспертной среды политологов Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.