Использованные источники:
1. Салимова Г.А. Межрегиональное перемещение рабочей силы: оценка привлекательности регионов// Соц. политика и социология. - 2011. - № 8. -С. 227-238
2. Низова Л., Шалишкина А. Центр занятости населения в системе социального партнерства// Человек и труд. - 2012. - № 9. - С. 21-23
3. Варшавская Е.Я. и др. Непостоянная занятость: российский вариант// Управление персоналом. - 2008. - № 13. - С. 44-46
4. Актуальные проблемы трудовой миграции// Человек и труд. - 2012. - № 8. - С. 29-37
5. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда// Вопросы экономики. - 2008. - № 6. - С. 98-111
Тихомиров Н.В. старший преподаватель МГАВМиБ - МВА им. К.И. Скрябина
Россия, г. Москва ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАЦИЯ КАК НЕЛИНЕЙНАЯ САМООРГАНИЗОВАННАЯ СИСТЕМА Аннотация: в статье рассматривается вопрос об интерпретации политической нации как открытой неравновесной системы с нелинейной динамикой, имеющей способность к самоорганизации. Автор показывает возможность формирования нового подхода к анализу массовой политики и процессам национального строительства на основе синергетической концепции самоорганизации.
Abstract: the article considers the question of the interpretation of the political nation as an open nonequilibrium systems with nonlinear dynamics, having the ability to self-organize. The author shows the possibility of a new approach to the analysis of mass politics and processes of nation-building based on the synergetic concept of self-organization.
Ключевые слова: нация, массовая политика, самоорганизация, бифуркация, нелинейное развитие
Keywords: nation, mass politics, self-organization, bifurcation, nonlinear development
ХХ столетие стало временем становления феномена массовой политики. Популистские тренды новых массовых партий привели ко включению в общественную жизнь широких слоёв населения, прежде полностью либо частично лишённых политической активности. Катализатором этого процесса послужила реализация принципа всеобщего избирательного права. Таким образом, партии социалистической ориентации, вышедшие на большую политическую арену в первой половине прошлого века, стали проводником идей о политизации народных масс. В
основу такой тенденции была положена «марксистская концепция партии-класса: если партия есть политическое выражение класса, она естественно должна стремиться к тому, чтобы охватить его в целом, сформировать политически и выделить из него руководящую и правящую элиту» [2, с. 118].
В конечном счёте пришедшие ко власти в различных странах социалисты положили начало строительству массовых обществ и выработке соответствующего формата отношений общества и государства. Такое положение вещей вызвало к жизни необходимость выработки механизмов, которые обеспечили бы продуктивную взаимосвязь государства с крупными социальными группами. В сущности, это и является предметом нашего интереса в данной статье: принципы осуществления массовой политики современным государством.
На сегодняшний день является самоочевидным, что диалог между государством и общественностью есть, по сути своей, технология, которая сам диалог зачастую лишь имитирует. Подлинный смысл осуществляемых мероприятий в области массовой политики составляет стремление формировать коллективное мировоззрение общества в заданных государством координатах. Оговоримся, что, конечно же, речь отнюдь не идёт о тех, действиях, что составляют предмет социальной политики, в частности таких её составляющих, как профессиональное образование, здравоохранение, коммуникации, жилищное хозяйство и прочее. Поднимая вопрос о массовой политике, мы прежде всего имеем в виду идейно-воспитательную функцию, осуществляемую государством. В отличие от функции социальной или экономической она не нацелена на производство конкретных благ, а только лишь обеспечивает консолидацию социальных групп в политические нации.
Нация не существует в природе, она есть продукт целенаправленного конструирования - «вымышленное сообщество» [1, с. 28-31]. Создание национальной общности есть способ осуществления того, что политические философы, начиная с эпохи Просвещения, привыкли называть общественным договором. При этом, если развить эту классическую метафору, можно сказать, что договор может не только заключаться и пролонгироваться, но также быть перезаключённым на новых условиях с учётом изменившихся обстоятельств.
Ретроспективный анализ событий прошлого показывает, насколько частым явлением было «расторжение» и «перезаключение» le contrat social как в старом, так и в новом свете. В российской истории такого рода мероприятия имели место не единожды. Впервые национальный консенсус был оформлен в рамках Московского царства в последнее столетие существование династии Рюриковичей, следующее соглашение знаменовало окончание Смуты и утверждение у власти династии Романовых. Петровские преобразования выдвинули новый формат национальной идеи,
просуществовавший вплоть до революционных потрясений начала ХХ века, когда положения общественного договора были радикально пересмотрены победившими Временное правительство большевиками. Наконец, на излёте минувшего столетия оформился тот социальный контракт, который определяет параметры отношений нации с государством в настоящее время.
Излагая здесь в несколько вольной форме процесс поэтапного развития идеи общественного договора, мы, прежде всего, хотим указать на историческую динамику феномена нации. В этой связи мы вновь обращаемся к обозначенной выше проблеме, а именно к осмыслению механизма формирования нации через осуществление государством массовой политики. В этой связи хотелось бы рассмотреть возможность анализа данного процесса в рамках синергетической концепции развития. В данном случае мы рассматриваем синергетику как подход, ориентированный на понимание исследуемого объекта как открытой системы с нелинейной динамикой, обладающей способностью к самоорганизации. Как нам представляется, использование данного подхода позволит создать эффективную модель аналитического описания и интерпретации процессов, осуществляемых в рамках реализации массовой политики в современных условиях.
Итак, сформулируем исходный посыл. Нация есть синергетический феномен, подчиняющийся в своём развитии принципам, определяющим существование и развитие синергетических систем. Теперь установим соответствие исследуемого объекта характеристикам данных систем. прежде всего, нация действительно представляет собой открытую систему, то есть такую, которая активно обменивается энергией информацией со внешней средой. Любая политическая общность подвержена воздействию входящих потоков информации. Они формируются средствами массовой информации, литературой, образовательными программами и т.д. В свою очередь нация в лице отдельных своих представителей транслирует вовне сформированные этими потоками смыслы - в процессе непосредственного общения, цифровой переписки, создания медийного продукта и пр.
На уровне социальной структуры нация представляет собой совокупность большого числа групп, обладающих особыми интересами и групповой идентичностью. Взаимодействие этих групп есть взаимодействие подсистем внутри единой социальной системы. В ходе него вырабатываются формы и способы взаимодействия, коммуникации, взаимовыгодного сотрудничества. Таким образом, мы имеем дело с системой, проявляющей способность к самоорганизации. В этом находит отражение наличие кооперативных эффектов взаимодействия элементов и подсистем в сложной самоорганизованной системе. Здесь каждая часть, пребывающая в составе общей структуры, получает информацию о своём положении от окружающих частей [4, с. 692]. Взаимовоздействие и взаимовлияние социальных групп обеспечивает равномерное распределение в
общественном сознании комплекса коренных идей и представлений, определяющих координаты национальной идентификации.
Указанные тенденции проявляются на фоне флуктуаций, определяющих состояние системы как устойчиво неравновесное. Содержанием данного процесса является действие разнонаправленных обратных связей. Положительные обратные связи стремят систему к равновесию, отрицательные - уводят в сторону беспорядка, хаоса. Так, господствующая идеология, насаждаемая средствами государственной пропаганды, определяет своего рода нормаль, связанную с базовыми мировоззренческими представлениями. Эти представления в той или иной форме оказываются воплощены в официальном политическом дискурсе, риторике государственных и близких к ним СМИ, содержании учебных программ и т.д. В то же время наличие системной и несистемной оппозиции, конкурирующих с государством групп влияния внутри страны и за рубежом способствует появлению альтернативной повестки в информационном пространстве, тиражированию противоположных взглядов и представлений о принципах и содержании общественных отношений и т.д.
В этой связи должны быть отмечены возникающие внутри социальной системы многообразные точки притяжения - аттракторы. Образы, связанные с представлением о героической личности либо значимым историческим событием, выступают как переменные, определяющие стратегию национального строительства на конкретном этапе. Универсальным источником аттрактивных моментов выступает историческая память. Апелляция к образам прошлого традиционно определяет конфигурацию «вымышленных сообществ» в настоящем. При этом сама историческая память является одним из ключевых объектов массовой политики государства, которое формирует его посредством образовательных, культурно-просветительских, медийных и прочих технологий.
Ещё одной важной характеристикой представляется нелинейность развития нации. Как было отмечено выше, в определённые моменты своей жизни политическая нация сталкивается с необходимостью подвергнуть ревизии существующий социальный контракт с государством, что может привести к фундаментальным трансформациям не только отдельных политических институтов, но и всего национального проекта в целом. Такие моменты определяются синергетикой как зоны бифуркации, что предполагает пребывание системы в кризисном состоянии, требующем выбора пути дальнейшего развития. История в этой связи понимается как каскад бифуркационных переходов [3, с. 148-150]. Суть нелинейности в том, что любой переход не предполагает обратимости. Разрушение старой морали исключает возможность её восстановления в прежнем виде при вновь утвердившихся формах общественного взаимодействия. Конечно, никакая бифуркация не может привести систему к тотальному изменению. И всякая нация, даже претерпевая глубинную структурную ломку, всегда сохраняет в
относительной целости совокупность ядерных смыслов, устойчивых категорий культуры и некоторые принципы саморефлексии.
Как видим, столь сложный и неоднозначный феномен как политическая нация действительно может быть подвергнут синергетическому анализу и описан как открытая неравновесная система с нелинейной динамикой, обладающая способностью к самоорганизации. Как нам представляется, это открывает перспективу формирования нового конструктивного подхода не только к исследованию, но также к моделированию и прогнозированию процессов, определяющих существование и развитие политических наций. В современную эпоху глобальной интеграции и порождаемых ею кризисов выработка такого подхода может стать важным шагом на пути становления новых принципов рационального управления социальными процессами и политической конъюнктурой.
Использованные источники:
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. - 288 с.
2. Дюверже М. Политические партии. - М.: Академические проект, 2007. -544 с.
3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Едиториал УРСС, 2014. - 304 с.
4. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 744 с.
Тихоновская И.Д. аспирант
ФГАОУВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Россия, г. Екатеринбург АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА СТАЛИ Аннотация: Черная металлургия является одной из основных отраслей российской промышленности, находясь на втором месте после энергетического сектора по показателю стоимости произведенной продукции в РФ. Вместе с тем, в текущих условиях дестабилизации внутренней и внешней экономической обстановки металлургические предприятия сейчас сталкиваются с рядом проблем, в числе которых рост стоимости сырьевых ресурсов, снижение доступности заемных средств, неопределенность конечного спроса и другие. В данной статье проводится оценка текущих тенденций развития отрасли и определение перспектив на долгосрочный период, а также дается прогноз по объему мощностей по выплавке стали до 2020 года для обоснования управленческих решений, принимаемых при стратегическом планировании на металлургических