Научная статья на тему 'Политическая мысль в России: истоки, традиции, историческая динамика'

Политическая мысль в России: истоки, традиции, историческая динамика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16704
1347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И УЧЕНИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Огнева Валентина Васильевна

В статье представлена эволюция политической мысли России, начиная с Киевской Руси и до наших дней. Выделяются современные проблемы и тенденции развития политической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая мысль в России: истоки, традиции, историческая динамика»

УДК 32(091)(470)

ОГНЕВА В.В. Политическая мысль в России:

истоки, традиции, историческая динамика

В статье представлена эволюция политической мысли России начиная с Киевской Руси и до наших дней. Выделяются современные проблемы и тенденции развития политической науки.

Ключевые слова: отечественная политическая мысль, эволюция политических идей и учений.

ЗАРОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ХI-ХVI вв.

История политических учений в нашей стране неразрывно связана с развитием государственности и Русской православной церковью. В XI в. при великом князе Ярославе Мудром была предпринята кодификация русского права и принят Церковный Устав. Киевский митрополит Ила-рион написал "Слово о законе и благодати" - первый крупный известный нам политико-правовой трактат, в котором были поставлены проблемы становления Русского государства после крещения Руси.

Этот акт введения христианства как государственной религии в греко-православной форме был осуществлен в 988-989 гг. при Владимире I - князе новгородском, а с 980 г - великом князе киевском. При его правлении Древнерусское государство вступило в период своего расцвета. Князь был канонизирован Русской православной церковью, а в русских былинах он именовался как Красное Солнышко.

Трактат Илариона не разделял законы на божественные и человеческие: они исходят от Бога и наследственного государя, а реализуются человеком, через его свободную волю, формируемую христианской верой. В трактате была выдвинута идея равноправия всех христианских народов и языков. Из этого делался важный вывод о неправомерности гегемонистских притязаний Византии, которая в VI в. при Юстиниане I превратилась в могущественную средиземноморскую державу.

Одновременно внешняя политика Руси должна быть твердой и миролюбивой: "страны укроти", "мир утверди".

В "Слове" были поставлены вопросы о взаимосвязи политики государства с развитием светского образования; о подготовке государя к исполнению власти: она должна быть праведной и одновременно единодержавной, суверенной. Эта идея совмещения в княжеской власти отеческой заботы о подданных и ее неделимости в рамках всего государства стала на Руси определяющей в течение последующих веков ее существования. Ставился в "Слове" и вопрос об ответственности государя перед подданными: правитель христианского типа должен отличаться идеальными качествами: мудростью, справедливостью, милостивостью. Правосудие необходимо осуществлять по закону.

Идеи, заложенные в "Слове о законе и благодати", выражали общие тенденции в развитии русской государственности и были обогащены, в частности, в "Повести временных лет" - летописном своде, составленном в XII в. монахом Нестором. Он свидетельствовал о миролюбии и обращал внимание на опасное усиление политических феодальных междоусобиц, активизация которых способна подорвать единство Русского государства.

Эту же актуальную проблему пытался разрешить и известный политик - смоленский, черниговский, переяславский и великий киевский князь Владимир Мономах (1053-1125). Он ставил вопрос о преодолении противоречий между славянскими

княжествами в своих сочинениях "Поучение детям", "Послание Олегу Черниговскому" и др., активно боролся с межкняжескими распрями, которые со временем все более усиливались.

В "Поучении" Мономах высказывался по поводу организации и осуществления верховной власти, ее демократизации и ответственности перед народом; приоритет во власти должен отводиться государственной, а не духовной.

На рубеже XII и XIII вв. центры политической жизни Древнерусского государства переместились на Север и Восток, где в процессе его распада образовались самостоятельные княжества: Новгородская и Псковская республики. В этих условиях русская политическая мысль получает новое направление: наряду с обоснованием государственного единства она выдвигает проблему защиты страны от угрозы внешнего завоевания, прежде всего монгольского.

В "Слове" ("Молении") Даниила Заточника ставился вопрос как об укреплении внутрикняжеской власти, так и об опасности русского "полона" со стороны восточных завоевателей. Необходимо иметь сильное, хорошее войско с мудрыми военачальниками.

Развитие исторических событий пошло так, что монголо-татарское нашествие оказалось неотвратимым. Борьба с ним после похода Батыя и установления ига Золотой Орды вступила в новый этап после возвышения Москвы, победы над монгольскими полчищами на Куликовом поле в 1310 г. Началось освобождение русского и других народов от иноземного ига.

Современники высоко оценили политическое значение этого крупнейшего события. С ним многие авторы и в России, и за рубежом связывали не только поворот от феодальной раздробленности страны к ее единству и политической независимости, но и новую роль Москвы в этом процессе, обрастание ее международного авторитета.

Когда в середине XV в. турецкие войска захватили столицу Византийской империи Константинополь (он был переименован в Стамбул), Московское княжество стало единственным общепризнанным

оплотом российской государственности и христианского православия. Оно обрело наследственный герб Византии - двуглавой орел.

К концу XV-началу XVI в. процесс объединения русских земель вокруг Москвы был завершен и на передний план встали внутренние проблемы, в том числе характер взаимоотношений государства и церкви. В теоретической сфере эти проблемы получили свое отражение в столкновении двух противоположных социально-политических течений.

Одно из них - т.н. нестяжательство, идеи которого выдвигали и отстаивали Нил Сорский и Максим Грек. Нестяжатели резко выступали против вмешательства церкви в политику, деятельность государства. Так, Максим Грек, приглашенный из Греции монах с университетским образованием, отстаивал принципы единства, суверенности и самодержавности высшей власти в Московском княжестве. При этом подчеркивалось, что такая власть должна опираться на закон, включая его ограничения, границы. Верховная власть - от Бога, но государственная и духовная власти должны быть разделены.

Иосиф Волоцкий (1439-1515), дворянин по происхождению, основатель Иоси-фо-Волокаламского монастыря, занимал стяжательскую позицию. Политические позиции главы стяжателей не были постоянными, они менялись со временем, будучи по отношению к властям то оппозиционными, то лояльными.

Главное же в его политическом учении - теоретическое обоснование концепции о превосходстве духовной власти над государственной (светской). В этих рамках должна иметь место "симфония властей", т.е. их сотрудничество и взаимопомощь. Это относилось, в частности, к средневековой обязанности государства бороться против еретиков. Их деятельность рассматривалась как противоправный акт, уголовное преступление, против которого считалось справедливым применение самых жестоких пыток и смертной казни. В итоге с именем Волоцкого сложилась традиция тесного взаимодействия церкви и государства на Руси.

Этому служила и введенная основателем стяжательства классификация законов в Московском княжестве. Персонифицируя обе власти в одном лице, Иосиф Волоцкий в своем "Просветителе" утверждал, что "царь властью подобен высшему Богу"1.

Среди многих последователей Волоц-кого был и монастырский монах Филоо-фей. В истории русской политической мысли он известен своей идеей "Москва - третий Рим". Она выдвигалась и ранее, но здесь ей были приданы провиденческий характер, всевышнее судьбоносное предназначение: Рим и Византия пали, Москва стоит, а четвертому Риму не бывать. Москва - центр и хранительница православия.

В середине XVI в. выступил оригинальным автором политических реформ просвещенный идеолог дворянства, писатель-публицист И.С. Пересветов. Реформы касались таких сторон российской государственности, как политическое правление; функции госаппарата: перспективные направления государственного строительства; преобразования в области финансов, торговли, военного дела (предлагалась коренная военная реформа) и др. Доминирующей идеей политического реформаторства русского мыслителя стало укрепление самодержавия, центральной власти в ее противостоянии всякого рода местничеству и одновременно создание легитимных, т.е. законных, представительных органов государства, выражающих коренные интересы российского дворянства.

Эти интересы состояли в сохранении и упрочении монархии, опирающейся на сословные феодальные круги с их совещательными функциями. И.С. Пересветов выступил за присоединение к Московскому княжеству Казанского ханства.

В реальной политической жизни России реформаторство сочеталось с дальнейшим развитием тенденции к централизации власти московского князя, получившего новый титул "великий князь всея Руси". Иван IVГрозный (1530-1584) в 1547 г. стал первым русским царем, явился организатором массового государственного террора, главным орудием которого стала созданная им опричнина.

Жесточайшее подавление сопротивления бояр царской властью сопровождалось последовательным закрепощением крестьянства. Расширению московских владений служила активная внешняя политика. Были покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства; началось присоединение к Москве Сибири (1581). Иван IV вел Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю; установились торговые связи с Англией (1553) и др.2

Политическими идеалами Грозного были установление наследственного права и полноты власти (самовластия) царя, который получает ее в силу Божественного Промысла. Царская власть по самой своей природе считалась самодержавной, не допускающей какой-либо коллегиальности, любого ограничения законами и моральными правилами. Царь ни перед кем не отчитывается, волен сам казнить и миловать своих подданных. Высший суд принадлежит только ему, как непосредственному наместнику Бога. Лишь перед ним, а не перед народом царь отвечает за свои действия. Именно такую самодержавную политическую идеологию и практику почитал Грозный, сравнивая ее с другими политическими режимами, например в Польше и Англии.

Тем самым при Иване IVГрозном оказались обесцененными политические и правовые реформы, которые были при нем проведены. Это относилось к Избранной раде; периодически созываемым Земским соборам; к составленному в 1550 г. Судебнику; реформам в области управления и суда.

Все они стали бессильными придатками неограниченной, абсолютной власти самодержца, которая не имела такого аналога в истории политической и правовой мысли в России и существовавших ранее в стране политических порядках.

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ В РОССИИ ХVII-ХIХ вв.

В Европе наступивший XVII век знаменовал собой конец средневековой эпохи и наступление Нового времени, что не могло не отразиться и на политической обстановке в России. В стране смена веков стала Смутным временем, или Смутой конца XVI-начала XVII в. Это было время глубокого кризиса государственности

в России. Оно несло на себе печать самодержавного абсолютизма Грозного и одновременно свидетельствовало о необходимости социально-политических перемен. Последние получили свое выражение в политическом трактате дьяка И. Тимофеева (Семенова) "Временник".

Главное в нем - обоснование сослов-но-представительной монархии как формы политического правления в Русском государстве. Однако с утверждением в середине века на престоле царской династии Романовых тенденция к усилению самодержавной власти не только сохранилась, но и еще более возросла.

Во второй половине XVII в. развернулась теоретическая деятельность в России славянского ученого-энциклопедиста и писателя Ю. Крижанича (1618-1683). Хорват по происхождению, он был на службе у русского царя. Выступал активным сторонником славянского единства, в осуществлении которого главную роль отводил Русскому государству.

В своем известном трактате "Политика", написанном во время тобольской ссылки в 60-е - 70-е гг. XVII в., автор обнаружил глубокие познания в истории русской политической мысли.

Он рассматривал обширную власть московских государей как "самое могучее изо всех возможных средств преобразования Руси"3. Один из крупнейших русских историков академик В.О. Ключевский (1841-1911) отмечал, что в проспект-проектах Ю. Крижанича "уже видны реформы Петра Великого"4.

В российской истории политики и политической мысли Петр I Великий (16721725) занимает особое, выдающееся место. Он правил как царь с 1689 г., а в 1721 г. Сенат и Синод провозгласили его первым российским императором.

Петр провел важные реформы в области государственного управления. Были созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля; осуществлено деление страны на губернии. Санкт-Петербург стал новой столицей империи.

Петр подчинил государству церковь, решив тем самым извечный для русской общественной мысли вопрос о соотношении

в стране светской и духовной власти. Упрочилось политическое положение дворянства, которое становится после упразднения боярства единым русским сословием.

Петр I проводил активную экономическую политику. По его инициативе развивалось мануфактурное производство, строились промышленные, транспортные, горнодобывающие, торговые предприятия. Придавалось большое значение развитию образования, просвещения, науки и культуры. Были открыты многие новые учебные заведения, Академия наук, введена светская (гражданская) азбука.

В области военного дела Петр I руководствовался политической идеологией, исходившей из необходимости укрепления могущества российской армии и флота, внутренней и внешней безопасности государства.

Император лично возглавлял крупные военные и военно-морские акции. Он руководил формированием российской регулярной армии, строительством флота, (был создан Балтийский флот и др.); командовал войсками в ряде крупных сражений, в том числе в битве со шведами под Полтавой (1709). Стоял во главе армии во время Прусского, Азовского и Персидского походов.

Создание Петром I могущественной Российской империи, его активная внутренняя и твердая, дальновидная внешняя политика способствовали значительному возвышению России в Европе и мире, приданию ей (особенно после победоносной Северной войны 1700-1721) статуса великой державы.

Все эти крупные события и перемены получили широкое отражение в политической теории, которая получила в России XVIII в. значительное развитие и обогащение. После образования Российской империи в 1724 г. увидел свет значительный труд И.Т. Посошкова (1652-1726) под названием "Книга о скудости и богатстве".

В этой работе, увидевшей свет лишь в 1842 г, автор обозначил крупные экономические, социальные и политико-правовые проблемы, стоявшие перед Россией. Среди них: развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, торговли; освоение природных богатств страны; го-

сударственное покровительство купечеству; крестьянское обустройство; введение прогрессивного налогообложения в государстве для повышения доходов казны; преодоление беззакония и совершенствование судопроизводства; забота о низшем духовенстве и преодоление церковного раскола; обучение всех крестьянских детей грамоте и счету; искоренение неправды в обществе и государстве; реорганизация военного дела и др.

В области государства и права Посошков был приверженцем монархии, реформ Петра, которому он адресовал свой труд. А в области политической экономии он предвосхитил ряд идей, высказанных знаменитым шотландским экономистом и философом А. Смитом (1723-1790), создавшим свое "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776).

К Петровскому времени относится и деятельность видного идеолога родовитого дворянства князя М.М. Щербатова. Он был известным историком, написавшим "Историю Российскую с древнейших времен" в 7 томах, прозаиком (книга "О повреждении нравов в России",утопический роман "Путешествие в землю Офирскую").

Получив военное образование, участвовал в походах Петра I, в Полтавской битве. Он был автором работ и в таких областях, как экономика, политика, география, отличился на дипломатической службе; хорошо знал литературу, классическую философию, правоведение;владел несколькими европейскими языками.

Щербатов был сторонником ограниченной законами конституционной монархии. По его убеждению, "самовластие не есть род правления, но злоупотребление власти". Придерживался теории договорного происхождения государства, уважительно относился к идее народного суверенитета.

В то же время отрицательно характеризовал демократию, которая при ближайшем рассмотрении оказывается "наименее удовлетворительным образом правления. Она отворяет дверь для беспрерывной борьбы партий; сохранение государственных тайн становится при ней невозможным; наконец, пользуясь своими по-

литическими правами, народ уклоняется от обложения себя необходимыми для государства налогами, будучи не способен оценить истинные услуги, возвышает людей недостойных, но пронырливых5.

В своих последних политических высказываниях Щербатов обращал внимание на определенные преимущества и достоинства республиканской формы государственности.

Политические проблемы глубоко волновали русского писателя, первого дворянского революционера А.Н. Радищева (1749-1802). В своей литературной и общественно-политической деятельности он выступал с резкой критикой и разоблачениями самодержавия; отвергал идею просвещенной монархии; требовал ликвидации позорной системы крепостничества.

В итоге он пришел к выводу о праве народа на восстание с целью своего освобождения от деспотического правления, которое должно быть заменено республикой в федеративной форме по опыту свободных городов-республик Пскова и Новгорода.

Радищев предлагал отменить сословные социальные привилегии, ограничить своеволие бюрократического государственного аппарата, подчинив его избранным представительным органам власти. Он отстаивал незыблемость естественных прав и свобод народа, законность правосудия; предлагал собственную систему судов, приемлемых для России: духовных, гражданских, военных.

В 1801-1802 гг. выдвинул новые проекты политико-правовых реформ. Измученный политической ссылкой в Сибирь (1790-1797) и опасаясь дальнейших репрессий, он покончил с собой самоубийством. Радищев подвел своеобразный итог развитию политической мысли в России XVIII в. и открыл новый этап этого развития в XIX столетии.

В XIX в. политическая мысль в нашей стране отличалась большим разнообразием. Ее развивали многие выдающиеся представители науки и культуры, государственные и общественные деятели, профессиональные политики, историки, философы, писатели.

В течение всего столетия наблюдалось острейшее противоборство политических

идей противоположной направленности: монархических и республиканских, консервативных и либеральных, революционных и реформистских, государственно-державных и анархистских и др.

Длительное время противостояли друг другу такие общественно-политические течения, как славянофильство и западничество. В первом из них выделяют старших или классических славянофилов: А.С. Хомякова (1804-1860), И.В. Киреевского (1806-1856), К.С. Аксакова (1817-1860). После отмены крепостного права крупным идеологом неославянофильства (Почвенничества) выступил Н.Я. Данилевский (1822-1885).

Это социально-политическое и философское течение, возникшее в 30-х гг. XIX в., заключало в себе прежде всего идею самобытности России, ее истории и народа; особого, отличного от Запада пути общественно-политического развития. Такая идея была внутренне сопряжена с приверженностью русских людей к православию, с панславизмом. Центральное положение славянофильства - учение о русской душе, ее загадочности и неповторимости и о крестьянской русской общине как материальной основе коллективистского преобразования страны, русского образа жизни.

При этом противопоставление России Западу не было у славянофилов полным или абсолютным. Русскому народу не присущ национализм и шовинизм; он по природе своей миролюбив и открыт для дружбы и сотрудничества с другими народами.

Даже тогда, когда Хомяков, лидер славянофилов, "московской партии", писал о мессианской роли России, он связывал это не с могуществом ее государства, а со стремлением стать "самым христианским из всех человеческих обществ"6.

Что касается государственности, то Хомяков последовательно отстаивал монархические начала власти: в самодержавии он видел олицетворенную волю народа. Сам же народ "не желает править", не ищет для себя политической свободы, ограничиваясь свободой духа, христианской нравственности.

Руководствуясь этой политической концепцией, славянофилы трактовали историю страны таким образом, что уча-

стие крестьянства в революциях, восстаниях, в мятежах и бунтах объяснялось не тем, что оно стремилось к свержению самодержавия и овладению властью, а исключительно тем, чтобы Россией правил "хороший", "добрый" царь.

Западная же модель политического развития, связанная с либерализмом и парламентаризмом, не принесла человеку подлинной свободы: здесь налицо культурный, духовный и интеллектуальный кризис. Теоретики отечественного славянофильства в противовес революционным лозунгам Европы "Свобода, равенство, братство" выдвигали собственное триединство в формуле, предложенной российским государственным деятелем, министром и академиком графом С.С. Уваровым (1786-1855): "Православие, самодержавие, народность".

Западничество, как это видно уже из самого названия одного из ведущих направлений русской общественно-политической и философской мысли XIX в., отличалось своей общей ориентацией на Запад. Его наиболее известные представители: П.Я. Чаадаев (1794-1856), А.И. Герцен (1812-1870), В.Г. Белинский (18111848), Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Будучи патриотами России, они критически относились к ее прошлому и настоящему, а будущее страны связывали с продолжением курса Петра I на сближение с Европой.

Придерживаясь этих общих установок, западники одновременно различались своими конкретными политическими взглядами. Более того, их политическая ориентация на Запад в течение жизни, например у Герцена, претерпела определенную трансформацию.

Со временем разочаровавшись в европейской демократии, писатель-революционер обратился к русской крестьянской общине - прообразу грядущего социализма. Общественно-политические идеи Герцена оказали огромное влияние на российскую интеллигенцию и за пределами XIX в.

Н.Г. Чернышевский, разоблачая самодержавие с либерально-демократических, западных позиций, стал идейным вдохновителем революционно-освободительного движения 60-х гг в России. Он был аресто-

ван, заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к 7 годам каторги, стал одним из родоначальников русского народничества.

А начало западничеству XIX в. положило первое философическое письмо П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г в журнале "Телескоп". В нем содержалась беспощадная критика последствий самодержавной политики в России. По словам Герцена, это произведение "потрясло всю мыслящую Россию". Это был "выстрел, раздавшийся в темную ночь". Его автора император Николай I объявил "сумасшедшим". Журнал был закрыт, редактор отправлен в ссылку.

Впоследствии Чаадаев смягчил свои выводы. В 1837 г. он в ответ на обвинения в свой адрес написал "Апологию сумасшедшего", где была выражена вера российского мыслителя и публициста, участника Отечественной войны 1812 года и декабриста в историческое будущее России.

За непосредственными пределами славянофильства и западничества в XIX в. сложились и активно развивались и другие направления российской политической мысли. Так, русский писатель и публицист К.Н. Леонтьев (1831-1991) выступал с позиций политического консерватизма: он отвергал либеральные идеи, восхвалял монархию, ратовал за сохранение сословных привилегий.

Он считал, что надвигавшийся распад культуры может предотвратить только сильное, деспотическое господство; демократия - не что иное, как химера и утопия. Политические взгляды народника Л.А. Тихомирова (1852-1923) эволюционировали также в сторону неоконсерватизма и монархизма. В 1905 г он опубликовал книгу "Монархическая государственность", в которой изложил свое новое абсолютистское кредо.

Во второй половине XIX в. консервативная идеология в России получила свое новое, религиозное продолжение и развитие в трудах крупнейшего русского философа этого столетия В.С. Соловьева (1853-1900).

Свои политические взгляды он формулировал, исходя из общих представлений о человечестве. Оно представляет собой не собрание отдельных людей, а определенное единство, подлинный субъект истори-

ческого развития, включающий составные части: племена и народы, а также системы и формы общечеловеческого существования. В них различаются экономическое общество, основа которого - разделение труда, начиная с семьи; политическое общество, или государство, и духовное (священное) государство, или Церковь.

Религия связывает два мира: человеческий и божественный. Именно религия обеспечивает свободу в ее различных проявлениях, в том числе в создании свободной теократии (дословно - власти Бога). По Соловьеву, воссоединение трех ветвей христианства - католичества, православия и протестантства позволило бы создать "свободную вселенную теократию" с участием России. Более того, славянский мир во главе с Россией рассматривался философом как авангард человечества, его мессия.

Конечно, концепция теократии в форме христианского государства, к тому же во вселенском масштабе, была очередной политической утопией. Как показал исторический опыт XIX, XX и начала XXI в., объединение трех ветвей христианства оказалось невозможным.

В большинстве современных демократических государств с христианским населением церковь отделена от государства: наряду с христианством существуют другие мировые религии: ислам, буддизм, а также синтоизм, иудаизм и др,. что делает в принципе недосягаемым объединение всех государств на одной христианской основе. После потрясших Европу, Американский континент, Россию, другие страны революций демократический процесс приобрел необратимый характер, что превращает идеи всемирной теократии в достояние прошлых эпох, но отнюдь не современной.

Сам Соловьев к концу своей недолгой и страннической жизни стал осознавать невозможность реализации своего социально-политического прогноза, что стимулировало в нем духовный кризис, обращение к религиозной мистике и т.п.

Сложными, противоречивыми были политические воззрения и великих русских писателей Ф.М. Достоевского (1821-1881) и Л.Н. Толстого (1828-1910).

В пореформенный период России получил широкую известность труд "Россия и Европа"(1869) идеолога панславизма и критика Запада И.Я. Данилевского. Автор выдвинул идею и развернул собственную оригинальную интерпретацию обособленных "культурно-исторических типов", или цивилизаций. Среди них Данилевский выделил качественно новый тип - славянский. Политические отношения России и Западной Европы рассматривались под углом зрения противостояния этих двух исторических цивилизационных начал.

В противовес консервативным, неоконсервативным и самодержавным взглядам второй половины XIX в. в России получили распространение и своеобразные идеи политического либерализма. В группе сторонников этих идей стал наиболее популярным Б.Н. Чичерин (1828-1904). Он был юристом, который придерживался либеральных взглядов на государство и его функции. Считал, что абсолютизм должен быть ограничен в рамках конституционной монархии европейского типа. В российской истории политико-правовых учений Чичерин считается основоположником "государственной школы" Новейшего времени.

К середине XIX в. относится возникновение в России народничества, родоначальниками которого стали А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Впервые основные идеи этого общественно-политического течения сформулировал Герцен в работе "С того берега" (1848-1849). Впоследствии они были развиты и конкретизированы в таких произведениях писателя, как "Старый мир и Россия" и "Русский народ и социализм".

Концепция народничества исходила из того, что крестьянская Россия не обязательно должна проходить все фазы экономического и политического развития, характерные для Западной Европы. Для нее возможен самобытный путь решения стоящих перед страной проблем, минуя капитализм. Для этого, по мысли Герцена, у России есть необходимые исторические предпосылки в виде общинного поземельного устройства и прирожденное признание права на землю7.

Для того чтобы осуществить такой путь развития на практике, необходимы: а) ликвидация крепостного права; б)наделение

крестьян землей; просвещение крестьян. Последнюю задачу в 60-70-е гг уточнили и стремились реализовать путем "хождения в народ" российские политические идеологи: Н.К. Михайловский (1842-1904), П.Л. Лавров (1823-1900), П.Н. Ткачёв (1844-1885/86), М.А. Бакунин (1814-1876).

Эту просветительскую миссию должна была выполнить в основном разночинная интеллигенция. М. Бакунин и другой теоретик анархизма в группе революционных народников - П.А. Кропоткин (18421921) призывали крестьян к бунтам, стремились формировать крестьянскую армию борцов с самодержавием. К началу 80-х гг. революционное народничество потерпело полное поражение. А затем к концу XIX в. сошло на нет и либерально-демократическое народничество; его левое крыло примкнуло к формировавшейся российской социал-демократии.

Одним из основателей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) стал Г.В. Плеханов (1856-1918). Это был крупный политический деятель, теоретик марксизма, создавший фундаментальные труды по философии, социологии, истории русской политико-правовой мысли. С 1875 г. он был народником, входил в народнические организации "Земля и воля", "Черный передел". На 2-м съезде РСДРП (1903), где были приняты программные документы партии и избраны ее руководящие органы, произошёл раскол на большевиков во главе с В.И. Лениным и меньшевиков (Г.В. Плеханов и др.).

В дальнейшем Г.В. Плеханов отрицательно отнесся к вооруженному восстанию 1905-1907 гг. в стране и к Октябрьской революции 1917 г., поняв, что Россия не готова к социалистическим преобразованиям. Тем самым он идейно решительно разошелся с В.И. Лениным, с которым сотрудничал многие годы.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ХХ-НАЧАЛА XXI в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После Октябрьской революции 1917 г. в России в развитии отечественной политической мысли возникло новое направление - эмигрантское Это было связано с тем, что к тому времени многие прожи-

вавшие за границей русские политики, писатели, деятели культуры не вернулись на Родину, так и особенно по той причине, что с 1918 г. начался крупный исход русской интеллигенции в зарубежные государства, в основном Западной Европы.

В годы гражданской войны и военной интервенции (1918-1920) страну покинули такие известные политики, ученые и общественные деятели, как Струве, Трубецкой, Шестов, Арсеньев, Зеньковский, Алексеев, Мережковский и др. В 1922 г. по решению Совнаркома на "философском пароходе" из России были принудительно высланы политические "инакомыслящие" философы Бердяев, Булгаков, Ильин, Лосский, Франк, Вышеславцев, Карсавин, Федоров вместе с другими представителями интеллигенции, не поддержавшими Советскую власть. Так на Западе сложилась обширная эмигрантская политическая и иная русская литература. Она отличалась некоторыми существенными особенностями. Среди них такие, как оппозиционность в отношении советского политического строя и призывы к борьбе против него; отсутствие единой политической платформы (монархические, республиканские, идеократические, религиозные, панславистские взгляды и политические рекомендации); известная беспочвенность и даже отщепенство, характерные для людей, в течение десятилетий находившихся вне Родины; отсутствие сколько-нибудь известных последователей и политических школ у ведущих политологов-эмигрантов, в том числе у Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина; характерный для эмигрантства утопизм; отсутствие за границей сколько-нибудь серьезной социальной базы для развития отечественной политической науки, ее общетеоретических, сравнительно-политических и прикладных проблем.

Тем не менее в русской эмигрантской политической литературе обнаруживаются и важные достоинства, принесшие европейскую и даже мировую известность ее лучшим представителям. Среди них особо выделялся Н.А. Бердяев (1874-1948).

Автор многочисленных работ, изданных в различных странах: "Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы", "Царство духа и царство кеса-

ря", "Истоки и смысл русского коммунизма", "Судьба России" и др. Преодолев "бердяевщину", в нашей стране книги философа, историка и политического публициста начали переводить на русский язык и издавать в последнее десятилетие XX в.

Бердяев не был ни славянофилом, ни западником. Он исходил из убеждения, что в России вследствие ряда исторических причин, в том числе татаро-монгольских завоеваний, оказалась нарушенной обычная стадиальность экономического, социально-политического и духовного развития. Россия -страна великой культуры, и она не догоняет Запад, а идет своим самобытным путем.

В идеологии октябрьского политического переворота сомкнулось традиционное русское мессианство с пролетарским мессианством марксистского учения. Сталинизм возмущает, но это еще не Россия, не русский народ. Россия - фантастическая страна духовного опьянения, бесконечной свободы и духовных далей, страна мятежная и жуткая в своей стихии, не знающей нормы.

Одновременно Россия, по Бердяеву, -страна, лишенная прав личности, страна имперского консерватизма и мертвого бюрократизма. Здесь не любят восхождения, все - как все. "Русская идея" - не творение отдельных мыслителей. Это Бог поставил перед русским народом свои провиденциальные цели. Россия творила свою судьбу, пробиваясь через славянофильство, западничество, идеологию эсеров, через марксизм. Предназначение России не в создании империи, а в религиозном путеводи-тельстве. Ее задача - соединить восточную созерцательность с активностью человека Запада, с исторической динамикой культуры. Свое призвание она должна реализовать с другими народами и государствами; у каждого из них должен быть свой вклад. У обновленной России - великое будущее.

Бердяев был мыслителем свободного духа, он высочайшим образом оценивал духовность человека и общества. Бездуховность - одна из самых серьезных угроз человечеству8.

В эмиграции с 1922 г. жил и умер в Париже С.И. Булгаков (1871-1944) -социолог и политолог, бывший легальный марксист, богослов, принявший в 1918 г. религиозный

сан. Его основная работа - "Философия хозяйства" (1912), написанная под влиянием западных социологов и политологов Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, В. Парето, М. Ве-бера. Книга посвящена критике политической экономии К. Маркса. Обвинив его в "экономическом материализме", Булгаков предложил пересмотреть основные выводы марксистской теории, в том числе относящиеся к обществу и политике.

Булгаков считал, что в России государство может нормально функционировать только при посредстве церкви, религиозных форм христианской жизни. Что касается российских левых и правых, то при всех различиях политических платформ их объединяет ненависть к европейским политическим формам. В этом единстве противоборствовавших политиков, их союзе наблюдается нечто азиатское, пан-монгольское начало.

Видным представителем русской эмигрантской политической мысли был И.А. Ильин (1883-1954). После себя он оставил значительное научное наследство: более 30 книг несколько сот статей и очерков. Окончил Московскую гимназию и юридический факультет Московского университета, где затем 10 лет работал преподавателем. Резко выступал против пришедшей к власти партии большевиков, стал идеологом белого движения. Шесть раз подвергался аресту, был приговорен к смерти; наказание ему заменили высылкой из страны в 1922 г. Работал в Германии, разрабатывая проблематику общества и государства, семьи, прав и свобод личности.

После прихода к власти фашистов эмигрировал в Швейцарию. В противовес толстовству написал книгу "О сопротивлении злу силой" (1925), вызвавшую большой общественный резонанс. В книге подчеркивалось, что сила не освящается, но должна признаваться допустимой в борьбе со злом. Ее применение должно быть нравственным, хотя это трагедия.

Ильин был убежденным сторонником целостности и неделимости России, сильного государства, которое решало у нас всегда главные вопросы общественной жизни. Он не выступал приверженцем дореволюционного царизма в России, но при

оценке различных форм государственного устройства склонялся к самодержавной монархии.

В ней политический мыслитель видел возможный новый тип правового государства, в котором уважались бы права и свободы личности, духовное творчество народа. Применительно к России он указывал на большие трудности в складывании национально-государственного устройства демократического типа.

Признанный сторонник "волевой идеи", он шел от проблем человеческой воли, духовного обновления к коренным проблемам политики, государственности и права. Но путь к истине, пониманию смысла жизни человек должен пройти только сам. В государстве необходима частная собственность, она жизненно необходима и целесообразна. Ее необходимо признать, утвердить и оградить. Но это не должно означать оправдания всякого наличного распределения имущества и богатства.

С точки зрения политики и морали общество не должно состоять из сверхбогачей и нищих. Государство - организм, состоящий из живых органов-людей, которые строят государственность, создавая ее первичную ячейку-семью, участвуют в труде, платят налоги, развивают культуру и т.п.

В работе "Об ограниченном понимании государства и демократии" Ильин указывал и на особую духовную природу политического организма. Если народ потеряет чувство духовного достоинства, отречется от чести, лишится ответственности и государственного смысла, он неизбежно предаст и погубит свое государство.

Поставив таким образом вопрос о взаимоотношении человека, народа и государства, ученый обратился и к такому злободневному политическому вопросу, как демократия. Считается, что она противоположна авторитаризму и тоталитаризму. На самом деле демократический строй способен породить тоталитарный режим. Действительно, в Германии нацизм пришел к власти на основе результатов выборов в условиях существования демократической Веймарской республики (1933 г.).

По мнению Ильина, революция в России была безумием. Ныне страна, считал

он, находится в беспримерном политическом положении. Она ничего и ни у кого не может и не должна заимствовать. Россия должна сама создать и выковать свое общественное и государственное обличье, которое будет подходить только для нее9.

Оригинальным, относительно самостоятельным направлением русской зарубежной политической мысли стало евразийство. Оно возникло с издательской деятельности ряда русских ученых, в основном обществоведов, в столицах некоторых европейских государств: Болгарии, Чехословакии, Франции, Германии. Основателями евразийства стали Л. Карсавин, П. Савицкий, Н. Трубецкой, Г. Флоровс-кий и др. По этой тематике они выпускали книги, сборники статей, газету "Евразия".

Главной идеей нового течения стало провозглашение России Евразией с замкнутым самодостаточным географическим пространством, собственной политической организацией и ментальностью, особым миром культуры, отличительными особенностями человека - субъекта евразийского исторического процесса.

С геополитических позиций характеризовались границы России - Евразии по ее меридианам, параллелям и внутренние территории огромной страны, равной целому континенту.

Особенность евразийской геополитики и геостратегии состояла в том, по Россия искусственно отделялась на Западе от Европы и славянства, а на Востоке - от Китая, Индии и других азиатских стран. Такое отделение, прежде всего на Западе, порождало у евразийцев рецидивы отчуждения и вражды в отношении Европы, ее политики и культуры, что не могло не изолировать и дискредитировать евразийские идеи в странах Старого света.

Равным образом отвергались и их мессианские мотивы,связанные с наделением русского православия особыми центростремительными (объединительными) функциями в христианском мире.

Евразийцы выступали за сближение и взаимопроникновение светской и духовной властей, их "симфонию". На этом пути государство должно стремиться к тому, чтобы стать "государством-правдой", а

церковь - к возвышению соборности, вероисповедных истин. Подобные образцы политичекой мифологии и религиозных фантазий оказались очередной утопией уже в их изначальной постановке.

В итоге "первое" евразийство не получило большого распространения, несмотря на все усилия его идеологов. Часть учредителей-ортодоксов, например Г. Флоров-ский, покинула их ряды, хотя в 20-30-е гг. среди русской ностальгически настроенной части эмиграции евразийская идеология получила известное распространение. Тем не менее вскоре это движение распалось. Некоторым его идеям суждено было реанимироваться после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств - в 90-е гг. XX в. и вплоть до наших дней.

В развитии отечественной политической мысли XX в. резко обозначились два противоположных направления: леворадикальное, революционное и центристское, реформистское. Внутри каждого из них также имелись различные течения, школы, политические движения и партии со своими собственными программными установками.

Так, авторы известного политического сборника "Вехи" (1909), выступая с центристских позиций, были либералами, кадетами, легальными марксистами. На протяжении почти всего столетия, вплоть до его 90-х гг., абсолютно доминировали идеи политического радикализма, нашедшие свое практическое воплощение в четырех революциях, сотрясавших Россию в 1905 г.; в феврале 1917 г.; в период Октябрьской революции 1917 г и в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в.

Первые десятилетия этого века характеризовались растущим влиянием, а затем и полной победой политической партии российских социал-демократов (большевиков) во главе с В.И. Лениным. Его идеями она руководствовалась на различных этапах своей революционной деятельности. Уже в 1901-1902 гг появился ленинский труд "Что делать?", в котором были выдвинуты идеологические основы новой партии, а в книге "Шаг вперед, два шага назад" (1904) - ее организационные основы. После начала в январе 1905 г первой революции в России

Ленин в работе "Две тактики социал-демократии в демократической революции" обосновал политические (тактические) основы деятельности партии рабочего класса, а в труде "Материализм и эмпириокритицизм", вышедшем в 1909 г, - теоретические (философские) основы этой деятельности.

В годы первой мировой войны, начавшейся в 1914 г., и перед Октябрьской революцией 1917 г. Ленин разрабатывал теорию империализма, военно-политические проблемы. В статьях "О лозунге Соединенных Штатов Европы" (1915), "Военная программа пролетарской революции" (1916) пересмотрел марксистское положение об одновременной победе социалистической революции, сделав вывод о невозможности такой перспективы и о возможности победы социализма первоначально в немногих и даже и одной, отдельно взятой капиталистической стране.

На основе данного вывода партия большевиков развернула подготовку к революции путем насильственного свержения монархической власти последнего российского императора Николая II и последующего установления диктатуры пролетариата в ходе вооруженного восстания. В первое после революции время в России существовала некоторая, хотя и предельно ограниченная политическая свобода. С изложением своих идейно-политических позиций выступали партийные теоретики, в т.ч. Н.И. Бухарин (1888-1938), .Л.Д. Троцкий (1879-1940), Л.Б. Каменев (1883-1936) и др. С 1921 г. развернуло свою идеологическую деятельность т.н. сменовеховство, объединившее определенные круги российской интеллигенции на почве признания Советской власти при сохранении разного рода оговорок относительно целей революции и хода ее реального развертывания. Наиболее известным из сменовеховцев был Н.В. Устрялов (1890-1938), по партийной принадлежности кадет, по профессии - обществовед, публицист, профессор. К концу 20-х гг. это движение прекратило свое существование.

Начиная с 30-х гг. и вплоть до конца 80-х гг., т.е. в течение примерно 60 лет, в стране повсеместно утвердилось господ-

ствующее положение марксистско-ленинского учения.

В условиях культа личности Сталина вся общественно-политическая и идеологическая жизнь в стране находилась под жестким партийным наблюдением и контролем. Пресекалось любое инакомыслие; в политической теории широкое распространение получили догматизм, начетничество и цитатничество, нигилистическое отношение к достижениям зарубежной политической мысли. Основные положения марксизма трактовались в сталинской интерпретации. После убийства 1 декабря 1934 г. С.М. Кирова в стране развернулся массовой политический террор, который обрушился и на научные, теоретические кадры.

"Хрущевская оттепель" инициировала некоторые реформы, многие из которых оказались поверхностными и неудачными. Они не коснулись фундаментальных основ политической системы общества, а с приходом к политическому руководству страной Л.И. Брежнева (1906-1982) реформирование в стране фактически не проводилось. Тем не менее начиная с 60-х гг. и особенно в последующие десятилетия для прогресса общественных наук возникли значительно более благоприятные условия и перспективы, чем прежде.

Они затронули политическую науку даже в большей степени, чем другие общественные дисциплины. Повсеместно наблюдался повышенный интерес к ее проблематике. Возросло число публикаций по актуальным вопросам развития демократии, государства, власти, реформ и др.

В 1979 г в Москве состоялся 12-й Всемирный конгресс Международной ассоциации политических наук. Он был впервые проведен при участии и содействии Советской (ныне Российской) ассоциации политических наук, созданной в середине 60-х гг

Вместо научного коммунизма в 90-е гг. во всех вузах началось преподавание науки о политике - политологии, были созданы соответствующие кафедры. Стали функционировать диссертационные советы по присуждению ученых степеней кандидатов и докторов политических наук.

Возникла общественная Академия политической науки (АПН), объединившая усилия многих ученых и специалистов, работавших в стране над изучением политологических проблем.

Под ее эгидой вышел ряд крупных работ отечественных политологов. Стали проводиться Всероссийские конгрессы политологов. Преобразована и с 2004 г. активно функционирует Российская академия социальных наук (РАСН), в рамках которой исследуются важные вопросы политической науки.

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. увидели свет многотомные энциклопедические издания по философии, политологии и социологии. В стране действуют политологические школы, развиваются профильные направления в их работе. Выходят работы по философии политики,общей, сравнительной и прикладной политологии.

Разрабатывается проблематика политических систем общества, политических режимов, политических отношений и процессов, политических партий и движений, политической культуры. В последние годы изданы крупные работы по теории международных отношений, проблемам войны и мира, политической глобалистике, геополитике и геоэкономике, прогностике.

Широко представлены политические аспекты современного развития России, в том числе национальные и федеративные отношения, особенности реформирования страны, ее внутренней и внешней политики в целом. Издается монографическая литература по политологии, включая геополитику. Крупными тиража-

ми выходят в свет учебники и учебные пособия по политической науке.

Политологическая проблематика находит свое систематическое отражение в ряде отечественных журналов. Среди них: "Политические исследования"(Полис); "Социальные исследования" (Социс); "Вестник МГУ. Политические науки"; "Социально-политический журнал"; "Общественные науки и современность"; "Политики и право"; "Политический журнал"; "Власть" и др. Распространены политические словари и справочники.

Вступив в XXI век, российская политология наверстывает упущенное, хотя фундаментальных сдвигов в развитии отечественной политологической науки еще не произошло.

1 См.: Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. Книга первая. М.-Л., 1925. С. 139-140.

2 См.: Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ вв. М., 1995. С. 89-94.

3 См.: Плеханов Г.В. История русской общественной мысли .Книга вторая. М.-Л., 1925. С. 42.

4 Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. III. М., 1908. С. 325-326.

5 Цит. по: Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. Книга третья. М.-Л., 1925. С. 214.

6 Хомяков А.С. О юридических вопросах // Собр. соч. в 8 т. Т. 3. М., 1900. С. 337.

7 См.: ГерценА.И. Собр. соч. Т. 12. М., 1957. С. 186; Там же. Т. 18.

8 См.: История политических и правовых учений. Учебник для вузов. 4-е изд. 2004. С. 854-865.

9 Подробнее см.: История политических и правовых учений России. М., 1995. С. 340-344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.