УДК 323(520)
https://doi.org/10.24158/fik.2020.7.12
Новоприезжий Александр Олегович
магистрант Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
Парфенова Ольга Афанасьевна
кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории, обществознания и политологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯПОНИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Novopriezzhii Aleksandr Olegovich
Master's Degree student, North-Eastern Federal University
Parfenova Olga Afanasievna
PhD in History, Associate Professor, Head of the Department of History, Social Studies and Political Science, North-Eastern Federal University
THE POLITICAL MODERNIZATION OF JAPAN IN THE POST-WAR
PERIOD
Аннотация:
Данная статья раскрывает исторические процессы, ставшие основой политической модернизации Японии в послевоенный период (1945-1948 гг.). Рассматриваются преобразования различных сторон жизни страны (законодательство, социально-экономическая сфера). Процесс послевоенной модернизации включал в себя многочисленные институциональные перемены: от появления новых демократических акторов (свободные партии, народ как суверен власти, демонополитизи-рованные фирмы) до установления принципиально иных «правил игры». Первоначальные действия предполагали устранение милитаристского режима (репрессии по отношению к деятелям прошлого режима, отмена предыдущих ограничивающих нормативно-правовых актов) и сопутствующих ему общественных процессов. Итогом стало качественное преобразование политической системы Японии, построенной на новых либерально-демократических принципах.
Ключевые слова:
модернизация, оккупационный штаб, дзайбацу, профсоюзы, парламент, конституция, земельная реформа, образование.
Summary:
This article reveals the historical prosesses that became the basis of the political modernization of Japan in the post-war period (1945-1948). The transformations of various aspects of the country's life is considered (legislation, socio-economic sphere). The postwar modernization process included numerous institutional changes, which consisted of both the introduction of new democratic actors (free parties, people as sovereign powers, demonopolized firms), and the establishment of new "rules of the game". Initial measures included the dismantling of the militaristic government (repressive measures against the leaders of the past regime, the abolition of previous restrictive) and the accompanying social processes. The result of all the mentioned events was a qualitative transformation of the political system of Japan, built on new liberal democratic principles.
Keywords:
modernization, occupation headquarters, zaibatsu, trade unions, parliament, constitution, land reform, education.
Процесс исторического развития Японии в XX вв. является одной из значимых сторон общей международной истории. Это утверждение актуально и для имперской Японии, ставшей ведущей колониальной державой за несколько десятков лет, но особенно важно для послевоенной Японии. За короткий промежуток времени - с 1945 по 1952 гг. - был проведен ряд реформ, позволивших оформить институциональные основы обновленной страны. Именно на этом фундаменте впоследствии будет реализован феномен «японского экономического чуда».
Исследование вопроса развития Японии в этот период является крайне актуальным ввиду необходимости поиска эффективных инструментов успешных государственных преобразований, исторического примера проб, успехов и ошибок страны, удачно разрешившей свои политические проблемы.
В этой связи данная статья ставит целью анализ процесса политической модернизации Японии в послевоенный период в комплексе политических и социально-экономических отношений страны.
Задачами работы выступают:
1) изучение общественной ситуации в Японии после Второй мировой войны, анализ первоначальных шагов правящих кругов по либерализации политической системы страны;
2) рассмотрение процесса реформ в нормативно-правовой области Японии;
3) анализ осуществленных преобразований в социально-экономической сфере страны.
Историческое развитие Японии в 1940 и 1950-е гг. было обусловлено процессами мирового
масштаба, непосредственно влиявшими на государство и общество. Мировые войны привели к
масштабной мобилизации всех имеющихся ресурсов страны, что привело к ее экономическому опустошению. После принятия капитуляции на островах был размещен международный контингент, представленный преимущественно американцами (главнокомандующий союзными оккупационными войсками - генерал Д. Макартур). Япония была отрезана от большей части поставок ресурсов из-за рубежа, вместе с тем лишившись и возможности использования грузовых судов. Это привело к серьезному дефициту сырья и бытовых продуктов на ее территории. В совокупности все эти факторы привели к пониманию необходимости проведения серьезных государственных реформ для изменения сути социальных и экономических отношений внутри страны.
Центр координирования реформ включал двух основных акторов: оккупационный штаб союзников и обновленное правительство Японии. 6 сентября президент США Гарри Трумэн подписал подготовленные государственным департаментом и силовыми ведомствами «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации» [1]. Документ содержал в себе основные цели оккупационного штаба: обеспечить демилитаризацию Японии и способствовать мирному вхождению государства в международное сообщество.
Первым из непосредственных действий стало направление первому послевоенному правительству Хигасикуни серии меморандумов в сентябре 1945 года. В них были включены требования об обеспечении независимости свободы слова СМИ. 4 октября правительству был вручен «Меморандум об отмене политической полиции», включавший в себя такие пункты, как обеспечение гарантии свободы мысли, слова, совести и собраний; отмена закона об охране общественного порядка и других нормативно-правовых актов, ограничивающих свободу граждан; освобождение политических заключенных; расформирование политической полиции; отставка министра МВД и сопричастных к его деятельности чиновников. Этот объем политических решений оказался чрезмерным для правительства, поэтому ему на смену пришел кабинет Сидэхары Кидзюро.
10 октября началось освобождение узников совести (около 3 тыс. чел.), были отменены репрессивные законы. К декабрю 1945 г. ликвидирована полиция безопасности, МВД, а также военное и морское министерства. Оккупационные власти активно занимались отстранением одиозных деятелей милитаристского режима от активной общественно-политической жизни. Для этого использовались как судебные механизмы, так и прямые репрессивные меры (например, отставка от должности). В целом это были достаточно важные процессы, однако следует отметить их ограниченный характер: «если в Германии следствие проводилось в отношении 21,7% населения, то в Японии - всего лишь в отношении 3,2%» [2]. Подобные меры были применены к 200 тыс. чел., что способствовало омоложению кадров правительственных учреждений и руководящего состава предприятий.
На смену старым приходили новые демократические политические и общественные организации. После роспуска Политической ассоциации Великой Японии в сентябре 1945 г. запустился процесс активного партийного строительства. 2 ноября была создана Социалистическая партия Японии (далее СПЯ). Отдельно в декабре оформилась Коммунистическая партия Японии (КПЯ). 9 ноября 1945 г. на основе довоенной партии Сэйюкай была образована Либеральная партия. Все они активно включились в политический процесс, связанный в первую очередь с выборами в парламент.
Избирательная система также была реформирована. К голосованию допускались представители обоих полов, возраст для участия в голосовании снизился с 25 до 20 лет, а возможности быть избранным расширились за счет уменьшения возрастного порога с 30 до 25 лет. Первые послевоенные выборы в палату представителей были проведены 10 апреля 1946 г. Они состоялись с высокой явкой граждан. Наибольшее число голосов набрала Либеральная партия (140 мест в парламенте). Следующими после нее шли Прогрессивная партия (94 мандата) и СПЯ (93 мандата). Новым премьер-министром стал Есида Сигэру.
Не менее важной стороной реформ стала легализация профсоюзов. Тяжелое материальное состояние рабочих вынуждало их к местной самоорганизации. Так, в конце 1945 г. сформировалось более 500 профсоюзов, в конце 1946 г. их число составляло уже 17 тысяч. Большинство из них создавалось по принципу наличия отдельного профсоюза на предприятии с условием принятия в его состав всех наемных работников. Правительство узаконило их деятельность и взаимодействие с нанимателями в соответствии с законом от 22 декабря 1945 г. Так, профсоюзы не несли правовой ответственности за легальные шаги в пользу защиты рабочих прав при конфликтах; были узаконены коллективные трудовые договоры.
В стремлении к созданию единого национального профсоюзного центра 1 августа 1946 г. была учреждена Японская федерация профсоюзов (Содомэй - более 850 тыс. членов). Она имела прочные контакты с СПЯ. 19-21 августа 1946 г. прошел Всеяпонский конгресс производственных профсоюзов (Самбэцу кайги - свыше 1,6 млн членов).
Постепенно деятельность профсоюзов стала иметь четко выраженную политическую окраску. В январе 1947 г. на единой базе был сформирован общий Всеяпонский комитет совместной борьбы профсоюзов (около 4,5 млн членов). Благодаря данному органу КПЯ собиралась провести 1 февраля 1947 г. всеобщую забастовку, однако Макартур запретил ее. События 19461947 гг. стали одними из самых сложных в послевоенной истории Японии. Они обнаружили два аспекта имеющихся в обществе проблем: были отмечены пределы американской поддержки свободного демократического процесса в Японии, а срыв общенациональной забастовки стал поражением революционных сил в рабочем движении.
Одним из важнейших аспектов послевоенных реформ в Японии выступили преобразования в нормативно-правовом поле. Они не только влекли за собой изменение существующего строя, но и представляли стратегический комплекс мер, призванный установить демократические правила игры на десятилетия вперед. Это было возможно реализовать только благодаря коренным реформам в законодательстве (вплоть до принятия новой Конституции) и опосредованно в системе социальных отношений (борьба с монополистическими объединениями и др.).
Оккупационный штаб изначально ставил себе целью пересмотр положений основного закона страны - Конституции Японии. Уже с октября Макартур проводил переговоры с официальными лицами страны по этому поводу, что привело к подготовке двух вариантов основного закона. Первый был создан группой правоведов под руководством профессора Сасаки Соити, но не получил дальнейшего развития. Премьер-министр Сидэхара организовал комитет для изучения проблемы пересмотра Конституции с министром Мацумото Седзи. Проект данного комитета был готов 8 февраля, однако он был составлен в довольно консервативном духе, из-за чего не получил одобрения со стороны оккупационных властей. Штаб Макартура подготовил собственный проект, который был передан японской стороне. Важно отметить, что итоговый документ не стал односторонним результатом деятельности американской стороны: при консультациях мнение японцев часто принималось во внимание (так, положение об отказе от войны было включено в проект по предложению Сидэхары). С июня по ноябрь 1946 г. проект основного закона страны прошел чтения в парламенте, его введение в действие было назначено на 3 мая 1947 г.
Обновленная Конституция имела ряд нововведений, которые привели к серьезному изменению основ государственного устройства Японии [3]. Важнейшим из них стал принцип народовластия. Император формально наделялся политическими атрибутами, но по сути он превратился в символ японской нации. Конституция предусматривала формирование двухпалатного парламента (палаты представителей и советников), а правительство несло ответственность перед ним. Устанавливался принцип разделения властей, утверждался приоритет прав человека и гражданина. Были провозглашены принципы всеобщего избирательного права, введен институт избираемых муниципальных собраний. Абсолютно новым явлением в практике буржуазного конституционализма стало включение в Конституцию декларации об отказе Японии от войны. В целом, новый документ стал юридической основой демократизации государственного строя Японии.
После принятия основного закона активизировалась законотворческая деятельность ответственных лиц и в других направлениях. В первую очередь это относится к конституционному праву: было осуществлено утверждение верховенства парламента и самостоятельности его палат, введены обновленные правила проведения избирательных кампаний, сформирован институт выборного местного самоуправления, ратифицирован новый закон о местном самоуправлении, который предполагал закрепление прямых выборов членов местных органов власти и расширение их полномочий. Создавался механизм противовесов между исполнительными и представительными ветвями власти. Кроме того, муниципальным образованиям была предоставлена возможность устанавливать местные налоги и принимать обязательные постановления (дзёрэй) [4].
Преобразования в уголовной сфере представляли собой по большей части отказ от существовавших ранее норм. Упразднялись такие нормы, как закон о режиме государственной обороны, закон об охране военной тайны и др. Одновременно были ужесточены меры наказания за злоупотребление властью. Принимались обновленные акты, устанавливавшие либеральные принципы в судебном делопроизводстве. Институт прокуратуры был отделен от судебной системы, суд приобрел независимость от органов внутренних дел.
В отношении трудового законодательства суть преобразований заключалась в улучшении условий труда работников и предоставлении им возможностей для отстаивания своих прав. Законодательно была установлена норма 8-часового рабочего дня. Одновременно принимались такие акты, как закон о страховании рабочих, о пособиях по безработице и др. В них четко прописывалось стремление государства к защите граждан и обеспечению им гарантированного минимального уровня жизни.
Многочисленные реформы были проведены и в сфере образования. Сначала были отменены прежние милитаристские конструкты: «В школьных программах были аннулированы курсы
морали, японской истории и географии, а Министерству просвещения предлагалось срочно подготовить планы пересмотра учебников по предметам» [5]. В марте 1947 г. был принят закон об образовании, который предполагал введение единой системы школьного обучения (12 лет). Бесплатное школьное образование предоставлялось до 9 лет с обеспечением одинаковых прав и возможностей для юношей и девушек. В комплексе это привело к демократизации системы обучения.
Особую роль в стабилизации общества сыграли реформы, связанные с духовной сферой жизни Японии. Новое правительство приняло закон об отделении синтоистского культа от государства. После новогоднего обращения императора, суть которого состояла в отречении от «божественного происхождения», религиозный фактор в политике Японии значительно растерял свою влиятельность. Однако важно помнить, «что хоть император и отказался от божественности происхождения своей династии, почитания и почтения к трону, только императорский дом воплощал в себе японские традиционные ценности, противостоял нравственной дезориентации всего общества» [6].
Комплексная политическая модернизация не могла быть реализована без преобразований в социально-экономической сфере. Имперская Япония первой половины XX в. поддерживалась изнутри благодаря военным, крупным промышленникам и помещикам, которые были заинтересованы в сохранении существующего строя. Однако преобладание такого рода социальных слоев затрудняло качественное развитие экономики страны. Для сохранения государственности было необходимо не только отстранить от власти реакционные силы, но и создать самодостаточную капиталистическую экономику.
Наиболее значимым из преобразований этого направления стала земельная реформа. В стране существовала система помещичьего землевладения. В 1946 г. из почти 6000 хозяйств лишь около 1800 не были в аренде, при этом почти 30% граждан в принципе были лишены наделов. Эта ситуация серьезно ограничивала развитие сельскохозяйственного производства, что было крайне опасно для послевоенной Японии. Справедливости ради следует заметить, что проблемная ситуация в данной сфере сложилась еще в военные годы, что предопределило быструю подготовку «Плана реформы землевладения» в октябре 1945 г., который предусматривал меры по принудительному отчуждению земель у «отсутствующих помещиков» (не обрабатывающих землю) в пользу арендаторов. Однако масштабы проведения реформ были ограничены, что привело к направлению на места «Рекомендаций относительно второй земельной реформы» от оккупационных властей 17 июня 1946 г., после чего и было инициировано масштабное преобразование всей отрасли.
Закон, прошедший через парламент, предусматривал выкуп государством у «отсутствующих помещиков» всей земельной собственности, у работающих на земле - участков более 3 тё (1 тё - 0,992 га). Приобретенные земли распродавались по заранее определенным ценам крестьянам при условии сохранения общего земельного владения собственника в рамках 3 тё. Возможность земельной аренды сохранялась, однако по отношению к ней были установлены предельные нормы платы. Реформа была проведена в течение 2 лет силами местных выборных земельных комитетов.
Логическим звеном данной реформы выступало формирование системы кооперирования в сельском хозяйстве. В ноябре 1947 г. прежние «сельскохозяйственные ассоциации» были распущены, вместо них было объявлено о праве граждан на формирование сельхозкооперативов. Именно эти органы позволили образовавшимся хозяйствам выжить и даже укрепиться в новых условиях. В целом реформа была закончена в обозначенные сроки. Число безземельных крестьян сократилось на 1500 тыс., а количество хозяйств крестьян-собственников увеличилось почти на 1700 тыс. Так сформировался слой крестьян, работающих на земле, причем состояние частной собственности обеспечило им стимулы к развитию своего производства.
Описанные шаги позволили снизить остроту проблемы нехватки продовольствия и ускорить восстановление разрушенной экономики страны. Благодаря реформам, эта отрасль из убыточной стала той, что обеспечила поддержку экономики Японии в сложные годы: «поземельный налог в первые два-три десятилетия являлся подавляющей частью налоговых поступлений. А средства, поступавшие от вывоза сельскохозяйственной продукции, составляли почти % всего экспорта» [7].
Второй ключевой задачей в экономической сфере стал вопрос о дзайбацу - японских промышленных и банковских объединениях. Они занимали преимущественное положение в тяжелой промышленности, банковской сфере и в целом в контрольных ассоциациях. Для американцев было очевидно, что для оздоровления экономики и политики Японии им предстоит провести роспуск этих образований. Активный процесс реформ начался в конце 1945-1946 гг. Вначале были заморожены счета и имущество дзайбацу. С октября 1946 по сентябрь 1947 гг. они были обязаны продать па-
кеты ценных бумаг и собственность ликвидационным комиссиям, которые организовывали продажи этих активов населению. Всего этот процесс должен был коснуться 83 холдинговых компаний, однако на практике затронул лишь 16 из них. Происходило расчленение наиболее крупных фирм, находящихся в сфере влияния дзайбацу (хотя и это привело к разукрупнению 18 компаний из 325). Параллельно проводилась «чистка» высшего руководства 500 крупнейших организаций, что привело к ротации около 5 тыс. чел. Данные меры были закреплены принятием антимонопольного законодательства по американскому антитрестовскому образцу. Было запрещено слияние фирм, создающих угрозу монополистического объединения. Заработала система надзорных органов в виде комиссии по обеспечению честных сделок.
Несмотря на ограниченность проведенных реформ, они позволили обеспечить значительное перераспределение собственности и создать новую конкурентную экономическую среду. Эти изменения ощутимо повлияли на процесс экономического регулирования рынка страны. В то же время вместе с демонополизацией рынка государство делало то же самое в отношении собственного участия в рыночных отношениях: снижало долю государственной собственности, при этом выполняя «сокращение масштабов своего участия в экономическом развитии страны в качестве собственника, которое с лихвой компенсировало расширением использования всех прочих форм государственного регулирования» [8].
В течение короткого промежутка времени оккупационный штаб и послевоенные японские правительства провели многочисленные реформы во всех сферах жизни, которые заложили основы будущего политического режима страны. Значительную часть преобразований составили меры по пересмотру основ предыдущего государственного строя. Важнейшими новыми мерами выступили принятие новой Конституции, земельная реформа, роспуск дзайбацу. Эти меры обеспечили качественные институциональные перемены политической системы и общества Японии.
Ссылки:
1. Основная первоначальная директива о капитуляции перед Верховным главнокомандующим союзных держав для оккупации и контроля Японии [Электронный ресурс] // Объединенный комитет начальников штабов. URL: https://www.ndl.go.jp/constitution/e/shiryo/01/036/036tx.html (дата обращения: 21.05.2020).
2. Гриванов Р.И. Процесс послевоенной политической модернизации Японии: оценка воздействия стратегического союза с США: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Владивосток, 2011. 26 с.
3. The Constitution and Government of Japan [Электронный ресурс] // Constitution and Government of Japan. URL: https://ja-pan.kantei.go.jp/govern_e.html (дата обращения: 22.05.2020).
4. Revised Loacl Autonomy Law [Электронный ресурс] // The Nippon Foundation Library. URL: http://nippon.zaidan.info/seik-abutsu/1999/00168/mokuji.html (дата обращения: 21.05.2020).
5. Алифартова Ю.С. Культура и образование как ключевые факторы модернизации послевоенной Японии // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 961-963.
6. Горбенко П.Л. Изменения в японском национальном характере во второй половине XX в. // Россия и АТР. 2011. № 2. С. 194-199.
7. Молодякова Э.В., Маркарян С.Б. Модернизация: японский феномен // Восточная аналитика. 2011. № 2. С. 7-13.
8. Япония: опыт модернизации / рук. проекта Э.В. Молодякова. М., 2011. 280 с.
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна