Научная статья на тему 'Политическая модернизация на постсоветском пространстве. Перспективы и возможные пути развития'

Политическая модернизация на постсоветском пространстве. Перспективы и возможные пути развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
663
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яшкова Т.А.

Автор даёт краткий анализ постсоветского пространства с геополитической и исторической точки зрения. Исследуются основные критерии рассматриваемого вопроса, а также предлагаются возможные варианты решений для интеграционных процессов евразийского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая модернизация на постсоветском пространстве. Перспективы и возможные пути развития»

ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

УДК 327 (470 +571)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ

Т. А. Яшкова

Российский государственный гуманитарный университет, Академия геополитических проблем, г. Москва

Автор даёт краткий анализ постсоветского пространства с геополитической и исторической точки зрения. Исследуются основные критерии рассматриваемого вопроса, а также предлагаются возможные варианты решений для интеграционных процессов евразийского пространства.

Ключевые слова: геополитика, геополитическая стратегия, интеграция; евразийская интеграция, институциональная и культурная идентичность.

В последнее время всё больше и больше возрастает интерес - не только теоретический, но и практический и политический - к постсоветскому пространству.

Постсоветское пространство - это независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза в результате его распада в 1991 году. Термин введён в обращение Альгисом Празаускасом в статье «СНГ как постколониальное пространство», опубликованной 7 февраля 1992 года в «Независимой газете». Постсоветские государства являются предметом различных исследований в области географии, истории, политики, экономики и культуры.

Постсоветские государства обычно делятся на следующие пять групп:

- Прибалтика: Латвия, Литва и Эстония;

- Центральная Азия: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения;

- Закавказье: Грузия, Армения и Азербайджан;

- Восточноевропейские страны: Украина, Беларусь и Молдова;

- Россия обычно рассматривается как отдельная категория, из-за своей доминирующей роли в регионе.

Принцип, по которому государство относят к той или иной группе, основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.

Рассмотрим основные характеристики постсоветского пространства.

Во-первых, различная геополитическая и внешнеэкономическая ориентация государств бывшего СССР. В настоящее время направленность внешней

политики каждого государства на постсоветском пространстве складывается по-разному: Молдова сближается с Румынией; Грузия, Азербайджан и страны Балтии стремятся в ЕС и НАТО. Наиболее заинтересованы в сотрудничестве с Россией Беларусь, Армения, Киргизия, Украина и Таджикистан. Но и здесь не всё так однозначно: Украина так же, как и Молдова, ориентирована на ЕС; Туркменистан, Азербайджан как и Кыргызстан, тяготеют к исламскому миру; а Казахстан и Узбекистан пытаются интегрировать азиатские ценности и американскую рыночную эффективность.

Во-вторых, единого экономического интеграционного пространства нет. Его не удалось создать, несмотря на прочные и взаимозависимые хозяйственные связи и отношения, сложившиеся между этими территориально-экономическими пространствами в СССР. Хотя в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, а в последующие годы приняты около 100 нормативных правовых актов (различных соглашений, договоров, решений), направленных на укрепление интеграционных связей, желаемых результатов в создании единой инфраструктуры достигнуто не было.

В-третьих, усиливается неравномерность экономического развития государств на постсоветском пространстве. Это обусловлено:

- различной степенью негативного воздействия на национальные экономики фактора дезинтеграции единого в прошлом экономического пространства;

- неодинаковой адаптацией национальных хозяйств к условиям мирового рынка;

- различиями в темпах проведения рыночных реформ;

- снижением управляемости экономикой, отсутствием эффективных механизмов регулирования внешнеэкономических связей;

- наличием в той или иной степени социально-экономической нестабильности.

Одной из ключевых особенностей государств на постсоветском пространстве является несопоставимость их экономических потенциалов.

В-четвёртых, нет единого геостратегического пространства. Военно-стратегическое пространство сохранить не удалось. Договор о коллективной безопасности (ДКБ), который в мае 1992 г. поначалу подписали почти все страны СНГ, в дальнейшем пролонгировали лишь шесть: Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Что касается Грузии, Азербайджана и Узбекистана, то они своё членство приостановили, переориентировав свою геополитику на других стратегических партнёров (государств-участников НАТО, ГУУАМ). В том числе не удалось создать единого пространства противовоздушной обороны (ПВО), что значительно

снизило безопасность государств на постсоветском пространстве в целом. При этом страны ГУУАМ пытаются создать своё военно-стратегическое пространство. Украина и Грузия просятся в НАТО. На территории Узбекистана и Киргизии США уже имеют военные базы.

В-пятых, в государствах бывшего СССР нет единой правовой системы. Правовая система СССР перестала существовать, а новая непротиворечивая так и не была создана.

Таким образом, наиболее фундаментальным следствием эпохальных событий на рубеже 1990-х гг. прошлого столетия, связанных с развалом СССР, стала беспрецедентная по масштабам и глубине трансформация. Некогда огромное единое пространство «социалистического типа» в одночасье приобрело совершенно иную - фрагментальную конфигурацию, образуемую многими новыми независимыми государствами, развернувшимися в сторону самостоятельного формирования.

После приобретения независимости постсоветские государства оказались в сфере переплетения политических и экономических интересов целого ряда стран, которых привлекают богатые ресурсы региона. Формирование внешней политики государств региона происходило в крайне сложных условиях балансирования между различными центрами силы, преследующими собственные интересы в регионе.

Очень быстро пришло понимание того, что произошедшее на постсоветском пространстве размежевание, обусловленное государственно-политическими интересами, совершенно невыгодно во множестве смыслов, тем более для новых национальных экономик, ещё недавно представлявших собой в совокупности единое целое и не утративших до настоящего времени множества прямых кооперационных производственно-хозяйственных связей и торговых отношений. Объективные потребности довольно быстро поставили в практическую повестку дня образовавшихся государств задачи реинтеграции в рамках прежнего союзного пространства, но реинтеграции с учётом реалий нового времени и основанной на новых принципах и механизмах.

После распада СССР на постсоветском пространстве возникло несколько международных организаций и содружеств (Конфедеративный союз суверенных государств, Евразийский союз, ГУУ-АМ, Центрально-Азиатское сотрудничество). Подавляющая часть государств стала выстраивать новую конфигурацию своих отношений, объединяясь в различные союзы и организации с учётом своих как политических, так и экономических интересов. Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен

на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО).

В настоящее время интеграция на постсоветском пространстве осуществляется на трёх основных скоростях.

Первый вариант интеграции (самая «низкая» скорость) - Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ представляет собой международную организацию политико-консультативного типа с определёнными военно-политическими обязательствами в рамках Договора о коллективной безопасности.

Второй вариант развития включает экономическую интеграцию более узкой группы государств в

Причём для участия в Таможенном союзе и едином экономическом пространстве России, Беларуси и Казахстана требуется членство в ЕврАзЭС (сегодня, кроме названных стран, это только Киргизия и Таджикистан).

Впервые интеграционный процесс на территории постсоветского пространства проявился при создании Содружества Независимых Государств.

Содружество Независимых Государств (СНГ) -региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР.

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

рамках ЕврАзЭС - Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Украины.

Максимальная степень интеграции предполагает Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Россия) и Союзное государство России и Беларуси.

К настоящему времени де-факто сложилась четырёхступенчатая интеграционная конструкция с российским участием (по степени развития интеграционного взаимодействия) (схема 1):

1) Союзное государство России и Белоруссии (в новом формате Таможенного союза),

2) Таможенный союз,

3) ЕврАзЭС,

4) СНГ.

Схема 1

Основными целями организации являются:

- сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

- всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

- обеспечение прав и свобод человека;

- сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

- взаимная правовая помощь;

- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

- обеспечение прав и основных свобод человека;

Интеграционная конфигурация постсоветского пространства

СНГ

Многосторонняя зона

свободной торговли СНГ

Таможенный союз - единое

экономическое пространство РФ. РБ

иРК

Союзное

государство

РФиРБ

Реализация многосторонних проемов и программ

- координация внешнеполитической деятельности;

- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

- сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

- охрана здоровья и окружающей среды;

- вопросы социальной и миграционной политики;

- борьба с организованной преступностью;

- сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

В настоящее время в СНГ входят все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств и совсем с недавнего времени Грузии.

Однако, несмотря на текущие трудности и проблемы взаимодействия стран СНГ, сохраняются базовые материальные предпосылки для активизации регионального интеграционного сотрудничества.

Во-первых, сохраняется и даже растёт взаимная значимость стран СНГ как рынков сбыта обработанных изделий, машинотехнической продукции. Необходимо отметить, что жизнедеятельность и выживание большого числа отраслей и подотраслей обрабатывающей промышленности стран СНГ в значительной степени зависят от возможностей сбыта продукции на российском рынке. В Россию направляется около половины всех экспортируемых из СНГ обработанных изделий, в том числе 60-65 % машин, оборудования и транспортных средств.

Во-вторых, всё ещё сохраняется общая транспортная инфраструктура государств Содружества -транспортные коридоры, сформированные на базе единых правил и стандартов ещё в период существования СССР и являющиеся основными межгосударственными транспортными артериями в настоящее время. Все страны СНГ заинтересованы в их беспрепятственном использовании, увеличении пропускной способности и скорости движения това-ропотоков, повышении надёжности и безопасности транспортных связей.

В-третьих, растёт интенсивность трудовой миграции в СНГ, которая сегодня стала одной из ключевых и наиболее динамичных форм взаимодействия национальных хозяйств.

В-четвёртых, интеграционные процессы важны для безопасности России, так как после распада СССР территориальные границы РФ остались прозрачными. Это несёт в себе необходимость тесного взаимодействия со странами-членами СНГ.

Новая доктрина развития СНГ предполагает выстраивание понятной и прозрачной, внутренне непротиворечивой интеграционной конструкции, определение чёткой последовательности действий по её практической реализации.

Главный национальный интерес России - сохранение суверенитета, целостности и единства страны - определяет основные направления её политики на постсоветском пространстве.

По большому счёту безопасность России во многом будет зависеть от того, как у неё будут складываться отношения с Украиной, Белоруссией, Казахстаном и другими странами СНГ. Экономическое, политическое, духовное, культурное присутствие в этих странах отвечает долгосрочным стратегическим интересам России. Одним из важнейших факторов, диктующих активность России в ближнем зарубежье, является судьба проживающих там более 25 млн русских. В силу этого Россия объективно не может оставаться вне происходящих там событий и сохранять полный и беспристрастный нейтралитет, тем более что положение соотечественников там весьма сложное. Положение русских, в более широком плане - русскоязычных, стало одной из крупных проблем, стимулирующих напряжённость в отношениях России с рядом новых независимых государств. Но при благоприятном развитии событий они способны перекинуть прочный мост между Россией и её новыми соседями.

России необходимо донести до партнёров главную идею: цель развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве не ограничивается созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), а состоит в формировании широкой евразийской зоны сотрудничества. Важнейшее условие достижения этой цели - хозяйственная консолидация постсоветского пространства. Одновременно такая консолидация является стратегической целью России в СНГ.

Для России необходимость интеграции постсоветского пространства связана, прежде всего, с геополитическими целями и долгосрочными перспективами развития её экономики. Она заинтересована в сохранении доступа к сырьевым ресурсам Центральной Азии и рынков сбыта для своих товаров, а также в создании пояса дружественных и зависимых от неё государств по периметру своих границ. Сотрудничество России со странами СНГ может развиваться в форме платёжного и таможенного союза, создания межгосударственных отраслевых объединений и международных финансово-промышленных корпораций и т. д. Экономическая, а затем, возможно, и политическая интеграция в рамках СНГ способствовали бы снятию остроты важных для многих постсоветских стран пограничных и территориальных проблем.

Для России также важно обеспечить бесперебойный транзит своих товаров по территориям постсоветских государств. Имидж России как надёжного поставщика нужен государству не просто для того, чтобы произвести на остальной мир хорошее впечатление, хотя и это немаловажно. Как считает

политолог К. С. Гаджиев, имидж страны «представляет собой важнейший капитал, способствующий укреплению геополитического статуса государства на мировой арене, обеспечению его безопасности, защите и продвижению национальных интересов»1.

Помимо экономических интересов у Российской Федерации отчетливо просматривается и другая группа интересов, непосредственно относящаяся к сфере военно-политической безопасности.

Россия заинтересована в урегулировании имеющихся и предотвращении возникновения новых очагов напряжённости и конфликтов в прилегающих к РФ регионах. Россия не может позволить себе полностью свернуть своё присутствие в ближнем зарубежье либо просто уйти оттуда, отстраниться от конфликтов и тем более от участия в их урегулировании. Сегодня, да и в обозримом будущем, Россия будет так или иначе вовлекаться, втягиваться в эти события даже против желания стоящих у власти политиков и поддерживающих их групп населения в силу многих причин. Прежде всего, это ответственность за судьбу этнических русских (более 25 млн человек), которые либо вовлечены в региональные конфликты, либо оказываются под перекрёстным огнём противоборствующих сторон. Во-вторых, прямое воздействие нестабильности на обстановку в непосредственной близости от границ России. Кроме того, сопряжённые с конфликтами разрушения, нарушения прав человека и насилие рождают потоки беженцев и вынужденных переселенцев, значительная часть которых направляется в Россию. Наконец, очаги напряжённости ведут к вовлечению в военные действия жителей сопредельных районов РФ (добровольцы), материальным потерям для России, а также человеческим жертвам в ходе вынужденных операций по разъединению воюющих сторон.

Таким образом, по вышеуказанным обстоятельствам Россия заинтересована в обеспечении стабильности в регионе, минимизации рисков и угроз на своих границах, в снижении там уровня межнациональной напряжённости.

По инициативе В. В. Путина дальнейшая интеграция постсоветского пространства будет происходить в рамках Евразийского Союза, который планируется создать по образцу ЕС. Этот союз будет являться связующим звеном между ЕС и Азиатско-Тихоокеанским регионом в качестве «эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом»2. Главный стратегический приоритет своего будущего президентства Владимир Путин изложил в статье «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня», опубликованной в «Известиях» в октябре 2011 г.

Заканчивая рассмотрение, отметим, что такое событие, как процесс интеграции нового постсоветского пространства в современных условиях, необходимо рассматривать через призму принципиально новых обстоятельств, тесно взаимосвязанных между собой.

Интеграция на постсоветском пространстве будет результативной при одновременной реализации следующих условий:

- при институциональном направлении интеграции, то есть когда создаются совместные органы управления на государственном уровне, обладающие правом принимать обязательные решения (т. е. обязательно должно быть руководство интеграционными процессами сверху);

- при соблюдении принципов гибкой интеграции, когда каждый участник является одновременно и донором, и получателем выгод;

- при решении задач и проблем, требующих совместных усилий государственных структур и организаций стран-участниц.

В таком случае государства постсоветского пространства при участии как в СНГ, так и в его региональных блоках могут решать следующие взаимовыгодные задачи:

- повысить эффективность национального производства за счёт взаимодействия с другими постсоветскими государствами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дать развитие находящимся в «замороженном состоянии» экспортоориентированным и импортозамещающим производствам;

- в результате политического и военно-политического сотрудничества укрепить региональную безопасность в рамках СНГ;

- дать развитие приходящему в упадок общему научно-техническому пространству;

- совместно и рационально использовать энергетические и водные ресурсы;

- обеспечить на должном уровне продовольственную безопасность;

- решать и предотвращать общими усилиями экологические и стихийные бедствия;

- создать единую транспортную систему с выходами на внешние рынки;

- регулировать рынок труда.

Однако вызовы, с которыми сегодня сталкиваются страны на постсоветском пространстве, носят беспрецедентно острый характер. На карту поставлено будущее этих государств. Поэтому в современных условиях так необходим успешный реинтеграционный проект, достаточно привлекательный для большинства государств Содружества и учитывающий меняющуюся конфигурацию мирового хозяйства.

В русле последних «цветных революций» в XXI в. постсоветское пространство подвергается

1 Гаджиев К.С. Имидж как инструмент культурной гегемонии // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 12. С. 6.

2 http://kp.rU/daily/25766.4/2751048/

резким изменениям, что может в свою очередь пагубно повлиять на авторитет Российской Федерации.

Что необходимо предпринять для сохранения целостности постсоветского пространства? Возможен ли данный вариант?

Существует несколько подходов к разрешению данной проблемы.

Во-первых, исходя из дипломатических побуждений, необходимо активнее использовать гуманитарные технологии воздействия на процессы, политику, общественное мнение стран ближнего зарубежья, используя разнообразные инструменты, эффективность которых доказана событиями последнего времени (поддержка дружественных СМИ, представление грантов некоммерческим организациям, возможность бесплатного обучения и переподготовки в России граждан стран СНГ и т. д.)

В силу того что происходит смена поколений и исчезает советская «ментальность», нарушаются связь поколений, взаимопонимание и ценности прошлых поколений. Это, в первую очередь, относится как к элитам (политическим и интеллектуальным), так и к рядовым гражданам стран постсоветского пространства. Необходима система мер, направленных на поддержку русского языка в странах ближнего зарубежья, включающая всестороннюю политическую, финансовую и организационную поддержку вещания российских СМИ, активное распространение российских печатных изданий и культурных наследий русскоязычных СМИ в странах ближнего зарубежья, а также на поддержку русских театров. Для этого необходимы совместные действия государственных структур и крупнейших медиа-холдингов России.

Всё это в свою очередь способствует повышению значимости общественного мнения при выработке стабильного внешнеполитического курса на территории постсоветского пространства.

Не менее важна всесторонняя поддержка образовательных учреждений различного уровня, ведущих преподавание полностью или частично на русском языке.

Современные геополитики, политологи утверждают, что многие из бывших советских республик сегодня уже с полным основанием могут быть отнесены к несостоявшимся государствам. Александр Гусев вводит такое понятие, как «падающее государство»1. По мнению исследователя, «падающие» го-

сударства или территориальные образования могут стать важнейшими проблемными элементами новой мировой системы, из-за которых между крупными государствами может развернуться скрытая борьба. К государствам такого типа следует отнести, Афганистан, Ирак, Грузию, Судан, Колумбию, но следует также отнести и государства, которые были образованы на постсоветском пространстве, а именно: Молдову, Украину, Таджикистан, Киргизию, Грузию. Поэтому Россия особо заинтересована в активной международной стратегии, направленной на стабилизацию ситуации в этих странах, в обеспечении их хотя бы минимального экономического роста. Особенно это касается государств, находящихся в непосредственной близости от России. За прошедшие два с лишним десятилетия они не смогли доказать номинальных признаков суверенных государств, поэтому распадаются либо сдают свои интересы западным партнёрам. Если мы хотим сохранить близкое нам национальное единство постсоветского пространства, то должны начать гуманитарное, культурное и цивилизационное участие на всех данных направлениях.

Во-вторых, Евразийский союз - это «будущее, создающееся сегодня»2, которое организует геополитическое пространство «сердца мира»3 и от которого зависит будущее не только постсоветского пространства, но и международных отношений в целом. У Евразийской интеграции имеются как сторонники, так и противники, поэтому скорейшее осуществление идей Евразийского союза, является, сегодня первейшей необходимостью, которая в свою очередь составит совершенную конкуренцию Европейскому союзу.

Исходя из вышеупомянутого, необходимо позиционировать Российскую Федерацию как динамично развивающееся государство, способное предоставить своим партнёрам те же «услуги», что и конкурирующие с ней за влияние на постсоветском пространстве державы. Поэтому сближение с Россией будет содействовать успешной адаптации независимых государств к условиям нового миропорядка. При этом Российская Федерация не стремится к полной унификации того политического пространства, где она является лидером и партнёром, где данная схема может быть реализована с наименьшими издержками, при условии более гибкой и продуманной гуманной политики Российской Федерации к специфике стран-партнёров постсоветского пространства.

Статья поступила в редакцию 26 марта 2014 г.

Яшкова Татьяна Алексеевна - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления РГГУ, вице-президент Академии геополитических проблем. Yashkova@yandex.ru

© Т. А. Яшкова, 2014

1 http://gysev.viperson.ru/wind.php

2 В. Путин Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня. URL: http://www.izvestia. 2011.

3 октября.

3 http://uchebnik-online.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.