Научная статья на тему 'Политическая модернизация и польская элита в Галиции начала ХХ В. : урок для России?'

Политическая модернизация и польская элита в Галиции начала ХХ В. : урок для России? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНСЕРВАТОРЫ / РЕФОРМЫ / АВСТРО-ВЕНГРИЯ / MODERNIZATION / REGIONAL POLICY / CONSERVATIVES / REFORMS / AUSTRO-HUNGARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булахтин Максим Анатольевич

Автор обращает внимание на позицию элиты Галиции в отношении местной системы выборов и самоуправления в начале ХХ в. В статье рассматриваются шаги, предпринятые поляками с целью трансформации и модернизации ее политической позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author draws attention to the position of the elite of Galicia towards the regional electoral system and self-government at the beginning of the 20th century. Steps taken by the Poles to transform and modernize their political position are discussed.

Текст научной работы на тему «Политическая модернизация и польская элита в Галиции начала ХХ В. : урок для России?»

Зарубежный опыт

Максим БУЛАХТИН

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОЛЬСКАЯ ЭЛИТА В ГАЛИЦИИ НАЧАЛА ХХ в.: УРОК ДЛЯ РОССИИ?

Автор обращает внимание на позицию элиты Галиции в отношении местной системы выборов и самоуправления в начале ХХ в. В статье рассматриваются шаги, предпринятые поляками с целью трансформации и модернизации ее политической позиции.

The author draws attention to the position of the elite of Galicia towards the regional electoral system and self-government at the beginning of the 20th century. Steps taken by the Poles to transform and modernize their political position are discussed.

Ключевые слова:

модернизация, региональная политика, консерваторы, реформы, Австро-Венгрия; modernization, regional policy, conservatives, reforms, Austro-Hungary.

аш России как страны с богатым социокультурным и регио-!альным многообразием в условиях современных системных 1реобразований изучение зарубежного опыта эффективного ального строительства имеет особое значение. Знакомство с ним должно способствовать формированию более гибкой региональной политики на уровне федерального центра. Для региональных элит этот опыт может быть полезен в решении сложных социальных, политических и национальных проблем своих территорий. В данной статье анализируется идеология и практика представителей польской политической элиты в Австро-Венгрии в начале XX в. — так называемых краковских консерваторов, деятельность которых можно рассматривать в качестве примера эффективной региональной политики в период глубоких социально-политических трансформаций.

Прежде всего, небольшая историческая справка. В результате разделов Речи Посполитой в XVIII в. часть польских и современных западноукраинских земель вошла в состав Австрийской империи. На базе этих территорий была образована провинция, получившая официальное название Королевства Галиции и Лодомерии. В 1860— 1870-х гг. австрийские власти предоставили региону ряд прав автономии в обмен на лояльность польской знати правящему дому Габсбургов. Между центральными властями и представителями польской элиты сложились весьма доверительные отношения. Им поручались важные государственные должности. Например, австрийскими премьерами были такие польские политические деятели, как А. Потоцкий (1870—1871) и К. Бадени (1895—1897). В течение 11 лет пост министра иностранных дел монархии занимал А. Голуховский (1895—1906). Поляки возглавляли также министерство просвещения австрийской части империи (С. Мадейский, Л. Цвиклиньский). Польским представителям неоднократно поручалось финансовое ведомство страны. Министрами финансов были Ю. Дунаевский (1880—1891), Л. Билиньский (1895—1897, 1909-1911), В. Корытовский (1906-1908), В. Залеский (1911-1913). Польские политики, объединенные в польском коло австрийского рейхсрата, как правило, поддерживали центральное правительство. Роль польского фактора в Австро-Венгрии понимали и в Петербурге. Не случайно министр иностранных дел России С.Д. Сазонов отмечал, что сохранение немецкого и венгерского

БУЛАХТИН Максим Анатольевич — д.и.н., профессор кафедры новой и новейшей истории Пермского государственного национального исследовательского университета [email protected]

преобладания в монархии Габсбургов было бы невозможно без поддержки поляков1.

Рубеж XIX и XX в. ознаменовался развитием процессов демократизации политической системы Австро-Венгрии. Под влиянием русской революции 1905— 1907 гг., давлением левых и либеральных сил правящие круги империи согласились с необходимостью расширения политических прав населения. В 1907 г. был принят новый закон о выборах в центральный парламент, согласно которому избирательные права предоставлялись всем мужчинам, достигшим 24-летнего возраста. Первые выборы, состоявшиеся на основе этого закона в мае того же года, принесли успех массовым политическим партиям, в т.ч. и в Галиции. Польские социалисты получили здесь 4 депутатских мандата, либералы — 11, национальные демократы (эндеки) — 16, а людовцы — 17, став самой сильной польской фракцией в австрийском парламенте. Укрепилось и парламентское представительство украинских партий.

Весьма болезненными итоги выборов оказались для польских консерваторов. До 1907 г. в состав польского коло входило 35 консервативных помещиков (из 65 членов коло), их них 9 чел. — краковские консерваторы и 21 чел. — восточногалицийские консерваторы2. В новый австрийский парламент прошло всего 11 консерваторов. Особенно тяжелым было поражение краковских консерваторов, получивших лишь 4 мандата. В польском коло лидирующие позиции захватили эндеки и польские либералы, оттеснив на второй план консервативные группировки. Оппозиционные консерваторам силы добивались принятия более демократичного закона о выборах и в краевой сейм Галиции. Подобная перспектива вызывала серьезное беспокойство консерваторов, поскольку могла привести к утрате их политического влияния не только на общегосударственном уровне, но и в самой Галиции, где они занимали доминирующее положение.

Наиболее активная часть польской правящей элиты — краковские консерваторы (станьчики) — стремилась избежать реализации такого сценария, полагая,

1 Kosicka-Pajewska A. Zachowawcza mysl polityczna w Galicji w latach 1864-1914. - Poznan, 2002, s. 280.

2 Buszko J. Polacy w parlamencie wiedenskim. — Kraköw, 1996, s. 276.

что вытеснение традиционной элиты с политической сцены будет иметь самые негативные последствия для края и для польской политики в Австрии. Исходя из этого, они прилагали усилия к тому, чтобы сохранить влияние консерватизма если не в качестве доминирующей силы, что в новых условиях представлялось маловероятным, то, по меньшей мере, как политического игрока, выполняющего важную роль в регулировании общественных процессов.

При существующих условиях для сохранения политического влияния наличия связей при венском дворе или в администрации края было уже недостаточно. Для этого требовалась поддержка широких слоев населения. Решить данную задачу позволяла модернизация консервативной партии, освоение новых приемов политической борьбы. Обновление должно было обеспечить не только выживание, но и успешное функционирование консерватизма в соответствии с существующими реалиями.

В начале XX в. станьчики продемонстрировали комплексную стратегию решения этой задачи. Важным направлением модернизации стало совершенствование организационной составляющей консерватизма. Из неформального политического объединения их партия была преобразована в официально оформленную структурированную политическую организацию — Правицу народову. Строительство партии современного типа было призвано упрочить позиции консервативных сил в обществе, найти поддержку в широких слоях населения, мобилизовать консервативный электорат во время выборов, повысить конкурентоспособность консерваторов в условиях демократизации политической жизни.

В новых условиях политической борьбы краковские консерваторы позиционировали себя как общенациональную партию, считающую своим высшим приоритетом заботу об общем благе. Подчеркивалась заинтересованность консерваторов в повышении материального благосостояния населения, культурном и экономическом подъеме Галиции. Декларировалось стремление защищать религиозные ценности, сохранять польскую национальную идентичность, заявлялось о необходимости защиты интересов сельхозпроизводителей, городских слоев населения,

выражалась готовность к сотрудничеству в развитии рабочего законодательства1. Правые разъясняли достоинства консерватизма как конструктивного и полезного для общества идейно-политического направления, открытого к реформам, «здоровому прогрессу», позволяющего сочетать преобразования с сохранением традиций и польского национального наследия2.

Актуальными в условиях роста общественной напряженности краковские консерваторы считали традиционные для идеологии их партии принципы социального и национального мира в Галиции3. Они выражали готовность к поиску взаимоприемлемого компромисса с украинскими политиками в деле расширения украинского национального представительства в краевых органах власти, противились антисемитизму. Консерваторы сохраняли приверженность принципу лояльности Габсбургам, выступали за консолидацию Австрии в условиях внешних и внутренних угроз. К антиавстрийским политическим силам в Галиции они относили, прежде всего, «москвофилов» — представителей идейно-политического течения, пользовавшегося определенным влиянием среди украинцев (по официальной терминологии тех лет — русинов).

Стремясь к расширению своего политического влияния в галицийском обществе в условиях демократизации, краковские консерваторы установили партнерские отношения с партиями леволиберального профиля — Польской крестьянской (людовской) и Демократической партиями. Важным показателем эффективности обновленного курса стал успех Правицы и ее союзников на парламентских выборах в 1911 г. Станьчикам удалось провести в австрийский рейхсрат большую часть

1 Archiwum Paístwowe w Krakowie (далее APK). Archiwum Zesp. Tarnowskich z Dzikowa, Jedn. 649, Statut Stowarzyszenia «Stronnictwo Prawicy Narodowej», 1907; Jedn. 650, Drugie Walne Zgromadzenie Stronnictwa Prawicy Narodowej odbyte w dniu 26 kwietnia 1909 r. w Krakowie (broszura), 1909.

2 Ibid. Jedn. 657, конспект выступления З. Тарновского в Кракове 24.05.1908 г.; Po wyborach // Czas, 1911, 5 wrzesnia; Zgromadzenie wyborców ziemi krakowskiej. Poseí Wl.L. Jaworski // Czas, 1912, 5 stycznia; Idea konserwatywna // Czas, 1913, 7 sierpnia.

3 Opinia rz^dem // Czas, 1907, 18 lipca; Potrzeba organizacji // Czas, 1907, 23 lipca; Stronnictwo Prawicy Narodowej // Czas, 1907, 4 wrzesnia.

своих кандидатов, укрепить парламентское представительство людовцев и либералов, серьезно ослабить позиции представителей агрессивного польского национализма — эндеков.

Краковским консерваторам удалось добиться согласия ведущих политических сил провинции с необходимостью реформы местного самоуправления (гминная реформа), предполагавшей подключение шляхты к решению общих дел на местах совместно с крестьянством. В период оформления галицийской автономии в XIX в. помещичьи владения (бывшие фольварки) не были включены в состав сельских гмин (низовых административно-территориальных единиц). Они были выделены в особую административную единицу, получившую название поместных территорий. Власть на этих землях, в т.ч. и полицейскую, осуществлял сам помещик. Шляхта освобождалась также от выплат налогов на нужды гмины, в т.ч. и на содержание дорог общего пользования.

Еще в 1860-х гг. при разработке закона о местном самоуправлении станьчики выступали за объединение поместной территории с сельской гминой в одно административное целое. Тем самым они хотели предотвратить изоляцию помещиков от крестьянства, привлечь финансовый, образовательный и культурный потенциал шляхты к решению проблем села. Однако в период создания органов местного самоуправления победу одержала точка зрения представителей помещиков из Восточной Галиции — подольских консерваторов, которые были сторонниками раздельного административного существования поместных территорий и сельских гмин. Данная система, конечно же, делала помещиков независимыми от сельских органов самоуправления и в то же время обрекала гмины на прозябание.

В начале XX в. реформа местного самоуправления рассматривалась краковскими консерваторами в качестве одной из приоритетных задач. Правые убеждали помещиков согласиться с проведением этой реформы. Видный деятель партии В.Л. Яворский писал наместнику Галиции М. Бобжиньскому о положительных результатах в деле подготовки реформы: «Шляхта понимает, что она должна понести новое бремя и готова его понести, лишь бы она имела определен-

ное влияние в гмине»1. Исходя из этого, станьчики видели свою задачу в гарантировании интересов шляхты при конструировании новой системы местной власти.

Предполагалось, что в результате объединения поместной территории и сельской гмины шляхта возьмет на себя финансовое бремя с целью увеличения доходов гмины, однако помещики должны иметь гарантии, что бремя не будет чрезмерным2. Владельцы прежних поместных территорий будут иметь гарантированное количество голосов в совете гмины. Осуществить это предполагалось путем создания новой избирательной курии для выборов в совет гмины, состоящей из избирателей, выплачивающих достаточно высокий поземельный налог.

Станьчики считали необходимым также обозначить в законе максимальную границу, до которой может дойти финансовое обложение поместных территорий3. Наряду с этим в соответствии с пожеланиями помещиков консерваторы добивались создания такой полицейской системы, которая бы исключала участие органов гмины в исполнении полицейских функций на землях шляхты4.

Польские консерваторы занимали консолидированную позицию по гмин-ной реформе на переговорах с другими политическими партиями и увязывали свое согласие на демократизацию краевого избирательного законодательства с принятием их предложений по реформе местного самоуправления5. В итоге вышеперечисленные принципы были внесены в принятый в 1914 г. закон об изменении

1 Biblioteka Jagiellonska. Korespondencja Michala Bobrzyiskiego, Sygn. 8091 III, List Wladyslawa Leopolda Jaworskiego do Michala Bobrzynskiego z 3.07.1909, k. 325(ob).

2 APK. Zesp. Tarnowskich z Dzikowa, Jedn. 657, Rezultaty posiedzenia w Bratkowce dnia 11.07.1909 (referent Starowiejski).

3 Jaworski W.L. Listy z sejmu. R. 1910. - Krakow, 1911, s. 160.

4 APK. Zesp. Tarnowskich z Dzikowa, Jedn. 651, Rezultaty posiedzenia Kolka Ziemian w Sledziejowicach dnia 6.06.1909; Ibid. Jedn. 657, Rezultaty posiedzenia w Bratkowce dnia 11.07.1909 (Referent Starowiejski).

5 Центральний державний історичний архів України у м. Львові, ф.146 (Галицьке намісництво), оп. 107, од. зб. 6. Zusammenstellung des

Ergebnisses der Verhandlungen der Präsidien der polnischen und ruthenischen Parteien betreffend die Landtagswahlreform.

Краевого устава как обязательное условие при проведении гминной реформы6.

Под руководством наместника Галиции, краковского консерватора М. Бобжиньского был подготовлен проект реформы краевой избирательной системы. Станьчики, поддержавшие проект, проводили прагматичную политику в этом вопросе. Будучи убеждены в недостаточной зрелости галицийского общества и его неготовности к радикальным переменам избирательного права, они, тем не менее, шли на уступки и искали компромисс с польскими левыми и демократическими силами, а также украинскими политиками в реформировании краевого избирательного законодательства. По своим основным параметрам проект реформы отвечал стратегической установке консерваторов — осуществлять постепенную демократизацию региональной политической системы. Им удалось отстоять куриальную систему выборов в сейм, сохранить численный состав курии крупных собственников, обеспечить незначительное, но все же преобладание в будущем сейме депутатов от цензовых курий и «вирилис-тов» (депутатов, заседавших в сейме не по выбору, а по занимаемой должности). Избиратели сельской курии, платившие прямые налоги, получали дополнительный голос на выборах. Краковские консерваторы добились также обеспечения польского национального меньшинства гарантированным количеством мандатов в тех регионах Восточной Галиции, где преобладало украинское население.

Со своей стороны консерваторы были вынуждены пойти на значительные уступки своим оппонентам. Они согласились, в частности, на создание городской курии «всеобщего избирательного права», одобрили установление принципа всеобщих, прямых и тайных выборов в сельской курии, пошли на значительное увеличение количества мандатов в городской цензовой и сельской куриях, согласились с увеличением количества украинских мандатов до 27% общего числа мест в краевом сейме, удовлетворили требование украинских депутатов избирать самостоятельно, без участия поляков украинских членов

6 Ustawa z 8 VII 1914 r. zmieniaj^ca Statut Krajowy i wprowadzaj^ca now^ ordynaj wyborcz^. Art. II. § l8 b // Grodziski S. Sejm Krajowy galicyjski 1861-1914. Zrödla. - Warszawa, 1993, Т. 2, s. 67-68.

краевого отдела1 галицийского сейма и сеймовых комиссий. Станьчики приняли систему так называемого национального кадастра для избрания украинских депутатов, на чем решительно настаивали последние. Данная система предполагала формирование специальных одномандатных округов, в которых украинские избиратели голосовали бы исключительно за своих национальных кандидатов.

Хотя окончательный вариант закона, принятый в феврале 1914 г., не во всем устраивал станьчиков, тем не менее они поддержали этот законопроект, считая его первым шагом на пути к согласию между польским и украинским народами2.

В целях нейтрализации негативных последствий демократизации избирательного законодательства для экономики и финансов Галиции краковские консерваторы сумели добиться согласия других политических сил на создание Краевой счетной палаты. Идея образования подобного органа была тесно связана с избирательной реформой. Консерваторы опасались, что новый сейм, избранный на основе более демократических принципов, станет нерационально расходовать общественные финансы края3. Учреждение данной палаты и было призвано воспрепятствовать неразумному использованию денежных средств из краевых фондов.

Обновление политического курса краковских консерваторов в начале ХХ в. имело и оборотную сторону. Отвечая на вызовы модернизации, они настроили против себя своих традиционных союзников — восточногалицийских консерваторов (подоляков) и польское духовенство. Последние считали чрезмерными политические уступки украинцам, жесткой критике подвергалось сотрудничество правых с леволиберальными силами. Правицу упрекали в потворстве радикализму, отступлении от консервативных при-

1 Этот подготовительный и исполнительный орган сейма обладал законодательной инициативой, осуществлял контроль за деятельностью органов территориального самоуправления — волостных (гминных) и уездных (поветовых) советов.

2 Archiwum Paistwowe w Krakowie oddzial w Tamowie (далее APKT), Zes^l № 223, Archiwum rodzinne Konopków z Brnia, Jedn. 84, записи Я. Конопки, сделанные во время заседания краковских консерваторов 14.02.1914, k. 205—206.

3 APKT, Zespól № 223, Archiwum rodzinne

Konopków z Brnia, Jedn. 84, Jan Konopka. Szkic mojego przemówienia w Klubie Prawicy Sejmowej (1913?), k. 351.

нципов партийной политики. Эти разногласия, особенно в украинском вопросе, привели весной 1913 г. к крупномасштабному политическому кризису в Галиции, к преодолению которого были вынуждены подключиться правящие круги Вены. Центральные власти проявляли заинтересованность в скорейшем решении польско-украинского спора. Они надеялись, что это не только будет способствовать стабилизации парламентской системы Австрии, но и благотворно отразится на внешнеполитических позициях государства: украинский вопрос приобретал все большее геополитическое значение для монархии Габсбургов в связи с усилением угрозы военного столкновения с Россией. Подходы правящих кругов Вены и краковских консерваторов к урегулированию польско-украинских отношений во многом совпадали. Не случайно австрийский премьер К. Штюргк прямо заявлял о том, что польская политика для него является политикой краковских консерваторов4. Центральные власти монархии Габсбургов были заинтересованы в существовании партии, деятельность которой нацелена на смягчение напряженности, поиск консенсуса и стабилизацию политической обстановки в важном для империи регионе.

Представляется, что идеологию и политику краковских консерваторов можно рассматривать в качестве ценного исторического опыта, из которого современным российским политикам, особенно в многонациональных регионах, следует извлечь уроки выработки взвешенного, цивилизованного подхода к регулированию межнациональных отношений, выстраивания конструктивного межнационального диалога, воспитания у населения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, обеспечения территориальной целостности и единства страны, поиска консенсуса со всеми политическими силами при решении общественно значимых задач, формирования продуманного отношения к преобразованиям, в т.ч. к различного рода новациям. Деятельность краковских консерваторов может служить примером социальной ответственности элиты за проводимую политику.

4 Biblioteka Jagielloñska. Korespondencja Michala Bobrzyiskiego, Sygn. 8097 III, List Wladyslawa Leopolda Jaworskiego do Michala Bobrzynskiego z 1.05.1914, k. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.