Л. Н. Шлык
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
В статье рассматривается место политической культуры в системе культуры общества, раскрывается ценностный подход в изучении данного феномена. Дано понятие политической культуры, выделены ее структурообразующие элементы. Базовые ценности политической культуры являются и основополагающими ценностями культуры общества.
Ключевые слова: культура, политическая культура, политические ценности.
The article considers the place of the political culture in the society culture system and discloses the value approach in studying this phenomenon. The author defines the notion of political culture and points out its structure forming elements. Basic values of the political culture are the society culture fundamental values.
Key words: culture, political culture, political values.
Какое место занимает политическая культура в системе культуры общества? Как взаимосвязаны политическая и национальная культура? Отвечая на эти вопросы, рассмотрим политическую культуру как часть культуры общества, т. е. как подсистему более сложной системы культуры, где структурообразующим элементом являются политические ценности.
Каждая культура имеет свое ценностное уникальное ядро, благодаря чему реализуется целостность и неповторимость. Сопоставимость ценностей культуры общества и политической культуры обеспечивает неразрывную взаимосвязь политической культуры и культуры общества. Политические ценности, идеи и идеалы, идеология, традиции того или иного общества соотносимы и с культурой этого общества. Политическая культура придает целостность и интегрированность политической сфере подобно тому, как общенациональная культура - общественной жизни в целом. С этой точки зрения, основополагающие ценности политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения преемственности любой общественнополитической системы.
Обратимся к тому, как соизмеряли политическую культуру и культуру общества ученые, рассматривающие культуру как систему.
Л. Уайт включает политическую культуру в состав социальной культуры, которая является одной из подсистем интегрированной системы культуры [9].
Культурантропологи выделяли явления культуры путем простого перечисления ее отдельных элементов (прежде всего обрядов, традиций, обычаев), не ставя задачи установления как внутреннего единства этих элементов, так и связи культуры в целом с другими явлениями общественной жизни. Культура предстает у них как система элементов, каждый из которых удовлетворяет какую-либо потребность общества. По сути, культура как система отождествля-
51
ется с обществом (этнической общностью). Единство системы элементов культуры и представляет собой общество как целое. Здесь политика (в нашем понимании политическая культура) не выделяется из общей системы культуры, да это и невозможно сделать, характеризуя синкретические общества.
Т. Парсонс рассматривает политику, политическую культуру (хотя этот термин тогда еще не применялся) как составную часть системы культуры, поскольку она выполняет, по сути, те же функции, что и культура (в частности, функцию целеполагания, интеграции) [5]. Стабильное политическое развитие в конечном счете обеспечивается общей системой ценностей. Решающим фактором наведения порядка в обществе является добровольное принятие людьми общей культурно-ценностной системы. В таком идеальном случае не требуется внешний источник власти для обеспечения общественного порядка. Если политическая власть часто прибегает к насилию, значит произошло рассогласование в функционировании структур и обществу угрожает дезинтеграция. Следовательно, политика и культура взаимосвязаны, оказывают влияние друг на друга, но культура в этом тандеме играет главенствующую роль, поскольку именно система ценностей культуры определяет политический порядок, модели политического устройства, стабильное развитие общества в целом.
Для выявления места политической культуры в системе культуры П. А. Сорокина обратимся к его рассуждениям об интегральной ценности.
П. А. Сорокин говорит о том, что среди смысловых ценностей супер-органического мира есть некая высшая интегральная ценность - единство Истины, Красоты и Добра. За последние четыре столетия, как считает социолог, творчество в области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Истины и Красоты. Вместо политики, нацеленной на производство Добра, имеет место погоня
за властью, материальным благополучием, господством и наслаждением. По мнению Сорокина, известные до сих пор формы правления, будь то в Америке или России, не принимали в расчет Добро, энергию неэгоистической любви, и поэтому «демократические режимы были почти столь же воинственными, неустойчивыми, как и авторитарные режимы, и имели такой же высокий уровень преступности» [8, с. 121].
П. А. Сорокин исследует власть, политическое господство прежде всего в контексте сменяющих друг друга трех социокультурных суперсистем - религиозной, чувственной и интегральной. Из его рассуждений можно сделать вывод, что политическая культура определяется культурой доминирующей суперсистемы. По мнению социолога, характер властных структур и политических отношений как определенных социокультурных феноменов не может не определяться культурой доминирующей суперсистемы. Именно она формирует критерии того, что есть истина и что есть ложь в политических отношениях. Социокультурный фактор у П. А. Сорокина рассматривается как доминирующий по отношению к политическому.
Отечественный культуролог М. С. Каган считает политическую культуру частью духовной культуры общества [2; 3]. А вот Л. Н. Коган полагает, что политическая культура - это особый вид культуры наряду с материальной и духовной, она пронизывает все виды культуры и осуществляет связь материальной и духовной культуры с политикой [3].
Таким образом, все авторы выдвигают тезис, что политическая культура есть неотъемлемая часть системы культуры общества.
Естественно, что политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широкой общенациональной культуры. Так, К. С. Гаджиев пишет, что компоненты, «составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национальнопсихологическими традициями, обычаями, стереотипами, мифами, установками и т. д. Фундаментальные компоненты национальной культуры оказывают большое влияние на формирование системы политических убеждений и политической культуры в целом» [6, с. 56-57].
Соотношение политической культуры и общенациональной - очень важный вопрос для исследователей, но он почти не затронут в литературе. Ав-
52
торы просто констатируют, что политическая культура - это часть культуры общества, не углубляясь в суть проблемы.
Почему в связи с культурой политической мы рассматриваем именно общенаоциональную культуру, а, например, не культуру цивилизаций, общечеловеческую культуру? Дело в том, что одни и те же ценностно-нормативные ориентации и идейнополитические принципы у разных народов проявляются по-разному. Именно в политической культуре отдельной страны можно выделить совокупность некоторых черт или характеристик, которые придают ей определенный колорит, специфику. Общенациональные культуры обусловливают особенности политической культуры той или иной страны, ее ценности. Этот момент особо важно подчеркнуть при оценке и характеристике политической культуры разных стран и народов, нельзя говорить о единой модели для Европы, Ближнего Востока и т. д. Политическая культура любой страны уникальна, как уникальна общенациональная культура.
Что же такое политическая культура по отношению к общенациональной культуре вообще?
Безусловно, политическая культура строится на основе и в рамках общенациональной культуры, но, на наш взгляд, было бы неправильно механически переносить общую логику национальной культуры на культуру политическую, учитывая при этом лишь «ведомственную», «отраслевую» принадлежность объектов культурного рассмотрения к сфере политики.
Под логикой культуры в данном случае предлагается понимать аксиологическую систему, иерархию ценностей в культуре. И вообще, есть ли в культуре некая ценность, доминирующая над всеми остальными? Нам в первую очередь интересно понять, как основные ценности культуры общенациональной формируют аксиологию мира политического.
Система ценностей является определенным каркасом национальной культуры. В связи с этим возникает один чрезвычайно интересный и принципиальный вопрос. Является ли этот каркас определяющим при структурировании политической культуры?
Если допустить, что в некой абстрактной национальной культуре существует, например, такая шкала ценностей (по восходящей): Красота - Добро - Истина, будет ли такой порядок ценностной иерархии сохраняться, т. е. создавать реальные поведенческие установки во всех сферах человеческого бытия - в том числе и в политике? Иными словами: однородно ли поле национальной культуры, неподвижна ли система ценностей этой культуры?
При положительном ответе на этот вопрос тема изучения политической культуры во многом снимается. Ни о какой политической культуре говорить в таком случае не приходится: существует только национальная культура вообще, которая осмысливает, оценивает объекты мира политического и регулирует поведение людей в этой сфере. Политическая культура выглядит как проекция общенациональной культуры на мир политики. Национальная культура, таким образом, представляется как некий неизменный ценностно-смысловой и поведенческий шаблон, который всегда одинаково ориентирует поведение людей относительно ценностей, вне зависимости от того, в какой сфере осуществляется это поведение и ориентация.
Существование ценностной иерархии в таком «застывшем» виде возможно лишь в условиях синкретической культуры, где не происходит разделения общественной жизни на различные сферы. Достаточно хорошо изучена культура первобытных обществ, которая не предполагает различия между управленческой деятельностью (о политике в данном случае можно говорить лишь с определенными допущениями), ведением хозяйства, охотой, войной, праздником, семейной жизнью - все здесь сплошной ритуал общения с единым одушевленным миром.
Мы принимаем методологическое допущение, согласно которому национальная культура и ее ценностная система, могут быть описаны как некая подвижная матрица, внутренняя конфигурация которой может меняться в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни культура себя проявляет.
Исходя из данной посылки, можно сделать следующий вывод об отношении политической и национальной культуры: ценности общенациональной культуры не определяют непосредственно ценности политические. Политическая культура, являясь частью общенациональной культуры, конечно, испытывает
влияние этой культуры. Но в то же время политическая культура сама может оказывать серьезное воздействие на культурные процессы. Можно вспомнить, например, отрицание всех культурных ценностей прошлого в российской политике, проводимой большевиками в первые годы Советской власти. Так, в нашей стране возникло негативное отношение к старой интеллигенции, было наложено вето на многие произведения. Можно обратиться к биографиям М. Булгакова, И. Бабеля, Е. Замятина и мн. др. Эмиграция большого числа деятелей русской культуры в 1920-е гг. нанесла невосполнимый урон культуре российского общества. Тоталитарная политическая культура с ее нетерпимостью к малейшему инакомыслию подстраивала ценности культуры под свои собственные. Российская политическая культура на протяжении всего существования нации была государственноцентрической, т. е. государство всегда играло большую роль в культуре нации. Именно от государства зависело развитие культуры в нашей стране.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение политической культуры. Политическая культура - это часть общенациональной культуры, которая являет себя как система когнитивных, ценностных и аффективных ориентаций социальных субъектов в отношении политической системы. Структурообразующим элементом этой системы являются выработанные в ходе исторического опыта ценности, определяющие деятельность в политической сфере субъектов политической культуры.
Рассматривая политическую культуру как ценностно-нормативную систему, мы тем самым делаем акцент на ценностной составляющей политической культуры. Именно ценностный подход, на наш взгляд, помогает понять взаимоотношения политической культуры и культуры общества, политическую культуру как социокультурный феномен.
1. Ирхин, Ю. В. Социология культуры: учеб. для вузов / Ю. В. Ирхин. - М.: Экзамен, 2006. - 525 с.
2. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 414 с.
3. Коган, Л. Н. Теория культуры: моногр. / Л. Н. Коган; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург, 1993. - 160 с.
4. Культурология: учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. - М.: Высш. образование, 2008. - 566 с.
5. Парсонс, Т. Система современных обществ: моногр. / Т. Парсонс. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 270 с.
6. Политическая культура: теория и национальные модели: сб. ст. / отв. ред. К. С. Гаджиев. - М.: Интерпракс, 1994. - 352 с.
7. Рассадина, Т. А. Трансормация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т. А. Рассадина // СоцИс. - 2006. - № 9. - С. 95-102.
8. Сорокин, П. А. Таинственная энергия любви / П. А. Сорокин // СоцИс. - 1991. - № 8. - С. 121-137.
9. Уайт, Л. Наука о культуре / Л. Уайт // Антология исследований культуры. - Т. Интерпретации культуры. - СПб., 1997. - С. 151-197.
10. Шилов, В. Н. Политические ценности: специфика и функции / В. Н. Шилов // Соц.-гуманитар. знания. - 2003. -№ 6. - С. 116-125.
53