Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
798
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
National Science
Ключевые слова
политическая культура / Г. Алмонд / С. Верба / концепция «Четырех Россий» / типы политической культуры. / political culture / G. Almond / S. Verba / concept of «Four Russias» / types of political culture.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коляда Наталья Яромировна

В статье рассмотрены ключевые особенности политической культуры, присущие России. В качестве теоретического фундамента исследования были взяты концепции политической культуры Габриэля Алмонда и Сиднея Вербы. Подробно рассмотрены три основные типы политической культуры – патриархальная, подданническая и культура участия. Особое внимание уделено концепции «Четырех Россий», разработанной Н.В. Зубаревич.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CULTURE OF RUSSIA

The article considers the key features of the political culture inherent in Russia. The concepts of political culture by Gabriel Almond and Sidney Verba were taken as the theoretical foundation of the study. Three main types of political culture are considered in detail patriarchal, subservient and participatory culture. Particular attention is paid to the concept of «Four Russias», developed by N.V. Zubarevich.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 32.019.5

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

Коляда Наталья Яромировна,

Магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, факультет Высшая школа корпоративного управления

[email protected]

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые особенности политической культуры, присущие России. В качестве теоретического фундамента исследования были взяты концепции политической культуры Габриэля Алмонда и Сиднея Вербы. Подробно рассмотрены три основные типы политической культуры - патриархальная, подданническая и культура участия. Особое внимание уделено концепции «Четырех Россий», разработанной Н.В. Зубаревич.

Ключевые слова: политическая культура, Г. Алмонд, С. Верба, концепция «Четырех Россий», типы политической культуры.

POLITICAL CULTURE OF RUSSIA

Kolyada Natalya Yaromirovna,

Master student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the

President of the Russian Federation, faculty Higher School of Corporate Governance

kolyadaprodaction@mail. ru

Abstract

The article considers the key features of the political culture inherent in Russia. The concepts of political culture by Gabriel Almond and Sidney Verba were taken as the theoretical foundation of the study. Three main types of political culture are considered in detail - patriarchal, subservient and participatory culture. Particular attention is paid to the concept of «Four Russias», developed by N.V. Zubarevich.

Keywords: political culture, G. Almond, S. Verba, concept of «Four Russias», types of political culture.

Понятие «политическая культура», являясь одним из ключевых элементов в политической науке, с момента своего появления в далеком XVIII веке так и не сумело приобрести точную дефиницию. Только популярных определений данного феномена можно насчитать несколько десятков [4]. Причина такой многозначности термина кроется в его субъективном контексте понимания [7]. В данном исследовании мы будем оперировать определением «политическая культура» в интерпретации Г. Алмонда и С. Вербы.

Приоритет в разработке концепции политической культуры политологи отдают Габриэлю Алмонду (1911-2002) - американскому политологу, который, кстати, приложил свою ученую руку и к теории политической системы. Функциональный подход был определяющим для Алмонда в анализе политической культуры. Он рассматривал политическую культуру как психологический феномен. Каждая политическая система, по мнению Алмонда, «включена в особый образец ориентаций на политические действия». Именно этот «образец» американец и назвал политической культурой.

Над любой серьезной научной концепцией или теорией трудится не один, а коалиция ученых. Не обошло стороной это правило и разработка идеи политической культуры. В Комитет по сравнительной политике при Исследовательском совете по социальным наукам, который возглавлял уже знакомый нам Г. Алмонд, включал в себя также таких ученых, как Л. Пай. Дж. Пау-элл и С. Верба. Именно последнего приня-

1 Verba S. Comparative Political Culture. Princeton, 1965. P. 513.

то считать соавтором Алмонда в его концепции политической культуры [3, с. 40].

Сидней Верба (род. 1932) также имеет американское гражданство и звание «классика» в политической науке. Среди важнейших работ ученого можно выделить труд «Сравнительная политическая культура», в которой Верба максимально подробно описал свое видение сущности феномена политической культуры. По мнению ученого, политическая культура «формирует субъективную ориентацию на политику»1 . Именно политическая культура диктует форму отражения реакции индивидов на события в политике. Проще говоря, политическая культура - это проявление того, как именно люди воспринимают политику и политические события и как они их интерпретируют [5].

В процессе разработки своей концепции Алмонд и Верба выявили, что политические культуры различных стран отличаются друг от друга политическими позициями (ориентациями) (предрасположенность к определенным типам поведения в рамках существующей политической системы), которые содержат в себе три компонента:

• когнитивный (знания индивида о политических партиях, институтах и политиках);

• аффективный (реакция индивида на основные элементы политической системы - чувства симпатии/антипатии, влечения/отвращения и т.п.);

• оценочный (идеология, ценности, верования и идеалы индивида) [2, с. 110].

Уровень доминирования одного из трех компонентов позволял ученым типологи-зировать политические культуры по степени их секуляризации в зависимости от того, основывается политическое поведение индивида в данной культуре на рациональных знаниях или же на верованиях.

В период с 1958 по 1962 годы Алмонд и Верба провели сравнительное исследование политических культур пяти стран: США, Великобритании, Западной Германии, Италии и Мексики. Именно это исследование и его результаты послужили фундаментов для их работы «Гражданская культура» (1963), которая и принесла двум американским ученым мировую славу. Суть исследования заключалась в следующем: в каждой исследуемой стране учеными было опрошено около тысячи респондентов из различных социальных слоев на предмет их политических позиций по поводу четырех объектов: общенациональные выборы, правительство, политическая система в целом и сама личность. Гипотеза авторов заключалась в том, что под политической культурой следует понимать «специфические политические ориентации - воззрения индивида на политическую систему и ее элементов, а также мнение относительно собственной роли в этой системе» [6].

В результате исследования учеными было выявлено три основные политические ориентации, которые включает в себя политическая культура - патриархальная, подданническая и ориентация на активное участие. На основе этих «чистых» типов позиций ученые выде-

лили три типа политической культуры:

• патриархальная:

- ориентация на локальных ценностях (клана, рода или племени);

- проявляется в виде местного патриотизма, семейственности и коррупции;

- индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей;

- характерен для молодых независимых государств, в котором доминирует наслоение местных субкультур.

• подданническая:

- индивид пассивен к политической культуре;

- индивид ориентируется на традиции, при этом политически сознателен;

- индивид, подчиняясь власти, ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий, поощрений и т.д.);

- индивид опасается диктата власти.

• культура участия:

- политическая активность, вовлеченность и рациональность;

- стремление граждан воздействовать на политику с помощью законных средств влияния на власть (выборы, демонстрации и т.д.)2.

Стоит отметить, что на практике вышеописанные идеальные типы политической позиции в чистом виде не встречаются. Скорее, они сосуществуют, при этом не вытесняя друг друга. К примеру, для Великобритании прошлого столетия характерно сочетание культуры участия и подданничества.

2

Almond G., Verba S. The Givic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Countries. Princeton, 1963. P. 514.

В результате исследования Алмонда и Вербы в политической науке зародилось новое понятие - «культура гражданственности». Именно таким термином они охарактеризовали особую, смешанную политическую культуру исследованных ими стран, для которой характерно рационально-активное поведение граждан.

Также эмпирическое исследование помогло выявить утопичность предположение ученых о всеобщем участии граждан в политической жизни страны. «В идеальной культуре гражданственности активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия» [3, с. 41]. И, пожалуй, важнейшим итогом исследования двух политологов стало опровержение аксиомы о совершенстве и идеальности американской и английской моделей политической культуры.

Критика теории была основана на преимущественно психологической трактовке явления. И несмотря на это, не будет преувеличением сказать, что концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы стала революцией в политической науке. Основной вывод работы двух ученых заключался в том, что конечной причиной политики конкретного общества является система его политической культуры. Именно с этого заключения был дан старт развитию сравнительной политологии.

В зависимости от доминирования в обществе той или иной политической культуры, а также уровнем ее однородности, ученым удалось выделить четыре типа поли-

тических систем по характеру культуры:

• англо-американские (гомогенная (однородная) и секуляризированная политическая, культура);

• континентальные западноевропейские (фрагментарная политическая культура, состоящая, их смешанных политических субкультур);

• доиндустриальные и частично-индустриальные (составная политическая культура с дифференцированными политическими культурами);

• тоталитарная (гомогенная политическая культура, в которых гомогенность искусственна)3.

Как и было сказано в самом начале, понятие «политическая культура» было интерпретировано не один, и даже не десяток, раз. Если рассматривать данную теорию в контексте отечественной политической науки, то можно выделить концепцию политической культуры Натальи Васильевны Зубаревич (род. 1954). Стоит отметить, что Зубаревич в своих работах уделяла большее внимание политической культуре России. Воспользуемся работами ученого для рассмотрения еще одной концепции политической культуры, а также попробуем перенести теоретические общие знания на нашу страну [1].

Зубаревич разработала концепцию «Четырех Россий», которая берет свое начало в центро-периферийной модели развития пространства (центр + периферия), которая была создана в экономической географии в 1970-х годах. Политическая культура России, ее со-

3

3 Almond G. A. Comparative Political Systems // The Jopnal of Politics. 1956. № 3. P. 396-397.

циально-экономическая система объясняется через призму разделения страны на относительно развитые города и отсталые от прогресса провинцию.

Типология «Россий» выглядит следующим образом:

• Первая Россия - Москва + города-мил-лионники (21% населения России). 12 городов являются представителями преимущественно постиндустриального общества (исключая Омск, Пермь, Челябинск, Волгоград и Уфу). Именно здесь обитает средний класс России. Это города, чье население превышает 500 тысяч человек. Центр внутренней миграции - население с регионов стремится переехать в свои миллионники, Москва же стягивает население всей страны. Люди имеют доступ к рабочим местам, культуре и интернету.

• Вторая Россия - индустриальные моногорода с населением от 20 до 250 тысяч человек + более крупные промышленные города - Череповец, Тольятти и другие. 25% всего населения страны. В основном, люди, живущие здесь, малообразованны, продолжают вести «советский образ жизни» и их деятельность преимущественно связанна с промышленностью.

• Третья Россия - «глубинка» страны: малочисленные города и деревни, в к которых живет 38% населения страны. Здесь стремительно идет сокращение и старение населения.

• Четвертая Россия - республики Тыва, Алтай, а также все республики Северного Кавказа, численность которых образует 6% населения страны. Экономика полностью детерминируется поддержкой и решениями федерального центра.

Отвечая на вопрос о природе политической культуры в нашей стране, можно дать как минимум два ответа. Первый

- с точки зрения интерпретации этого термина Алмондом и Вербой. Безусловно, Россия на данный момент своего развития относится к доиндустриальной/ частично-индустриальной культуре. Что касается политической ориентации населения, то таковой можно назвать смешанную политическую позицию -подданническая + культура участия.

Второй ответ с изяществом настоящего профессионала своего дела дала Наталья Зубаревич, создав свою теорию о политической культуре современной России

- теорию «Четырех Россий». Также Зубаревич сделала прогноз на деформацию политической культуры нашей страны в будущем, выдвинув тезис о значительном «перевешивании» «Первой России».

Мы видим, что феномен политической культуры и его определение - вещи неоднозначные. Рассмотрев самую популярную интерпретацию данного термина, которую принято считать классической в политической науке, мы выявили типы политических ориентаций/позиций и типы политических культур. Также мы обратились к отечественным разработкам в данной области, выделив теорию «Четырех Россий» Натальи Зубаревич. Несомненно, такое явление, как политическая культура, необходимо исследовать и дальше для полного понимания политического поведения индивидов, а также для практического использования полученных знаний.

Список использованных источников:

1. Зубаревич Н.В. Четыре России [Электронный ресурс] / Н.В. Зубаревич / / Ведомости. - 2011. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2011/12/30/ chetyre_rossii - (Дата обращения: 14.12.2022).

2. Грачев М.Н. Концепция типов политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы как инструмент вестернизации национального самосознания незападных обществ / М.Н. Грачев / / Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого: Материалы VI Всероссийской научной конференции с международным участием (20-22 мая 2010 г.). - Тула, 2010. - С. 107-112.

3. Колпаков Владимир Владимирович. Подходы к определению термина «Политическая культура» // Вестник ЗабГУ. 2017. № 4. С.38-44.

4. Масленников И.В. Место обычая в Средневековом праве // National Science. 2022 № 1. С 7-9.

5. Verba S. Comparative Political Culture. Princeton, 1965.

6. Almond G., Verba S. The Givic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Countries. Princeton, 1963. P. 514.

7. Almond G. A. Comparative Political Systems // The Jopnal of Politics. 1956. № 3. P. 396-397.

© Коляда Н.Я., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.