Научная статья на тему 'Политическая культура: историко-политологический анализ'

Политическая культура: историко-политологический анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
485
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федотов А. С.

Статья посвящена анализу подходов к раскрытию содержания понятия политическая культура, его связи с понятием ценности; рассматриваются типы политической культуры. Анализируется взаимосвязь ценностных ориентаций и стадий социально-экономического и политического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Федотов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая культура: историко-политологический анализ»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© Федотов A.C.*

ООО «Корпорация «Восток-Запад», г. Москва

Статья посвящена анализу подходов к раскрытию содержания понятия политическая куньтура, его связи с понятием ценности; рассматриваются типы политической куньтуры. Анализируется взаимосвязь ценностных ориентации и стадий социально-экономического и политического развития страны.

Термин «политическая культура» в политической науке традиционно используется для обозначения «субъективного» элемента политических процессов. Феномен политической культуры как значимого явления политической деятельности отдельных субъектов, групп и политической жизни общества в целом всегда был объектом пристального изучения.

Впервые термин «политическая культура» появляется в работах немецкого философа XVIII в. Иоганна Гердера. В своей работе «Идеи к философии истории человечества» [3]. Гердер И.Г., исследуя проблематику эволюции социально-культурного процесса в целом, рассматривал, в частности и парадигму взаимодействия культуры и политики (на примере сравнения особенностей политической культуры греков и евреев). Он впервые ввел в научный оборот понятия «политическая культура», «зрелость политической культуры», «носители политической культуры», которые рассматривал как одни из критериев общественного прогресса.

Но, хотя в дальнейшем проблематика, связанная с политической культурой частично затрагивается в работах Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. де Токвиля, О. Конта, Э. Дюркгейма и др., вопросы взаимовлияния политических процессов и социокультурных аспектов, остаются за рамками научных исследований практически до конца XIX - начала XX в. Именно в этот период зарождения демократических обществ и возрастающей политической активности граждан появляется ряд теоретических работ, закладывающих основы для исследований в области политической культуры.

Частично проблематикой политической культуры занимался М. Вебер. Его концепции «ценностной идеи» и «идеального типа», в которых обосновывалось влияние культурных норм и образцов на поведение социальных групп и на социальную структуру в целом, определили линию научных исследований природы политической культуры. Концепции М. Вебе-ра обозначали сущностное понимание роли ценностных компонентов при исследовании общественных процессов.

* Президент.

Немаловажное значение для исследований субъективного социокультур-ного фактора и его влияние на развитие общества и государства имели работы Т. Парсонса, заложившего основы операционализации понятия «культура» для описания структуры социального действия. Парсонс разработал субстратную модель социального действия, предложив в качестве исходной единицы анализа не общество в целом, не личность, а отдельное социальное действие. Также он выявил деятельностный алгоритм взаимовоздействий общества, культуры и личности, в котором каждой социальной функции соответствует определенная структура: адаптации - экономика, целеполаганию - политика, интеграции - институты социализации, латентности - культура [6].

Тем не менее, концептуальное осмысление феномена «политическая культура» было сделано западноевропейскими учеными в 1950-1960-х годах в контексте исследования политических процессов и изменений в Германии (переход от Веймарской республики к национал-социализму), которые классические политические теории (нормативный, институциональный, бихевио-ральный и иные подходы) оказались неспособны объяснить. С другой стороны, с позиций классических теорий также оказалось невозможным объяснить и неудачи «копирования» в освободившихся колониальных странах политических институтов США. Политическая наука испытывала научно-методологический кризис и перед политологами встала проблема выработки новых концепций и подходов к исследованию политических процессов. Именно попытки научного объяснения социально-политических событий, перевернувших историю всего мира в XX в., привели к появлению качественно новых научных политологических теорий, в рамках которых обосновывалось влияние политической культуры общества на исторические события.

Первые попытки исследования роли политической культуры предпринял в 1956 г. X. Файер в своей работе «Система правления великих европейских государств», но базовыми для формирования теории политической культуры стали работы Г. А. Алмонда и С. Вербы [2]. Авторы, отойдя от традиций в политической науке, предложили исследовать политическую систему в контексте выявления ее формальных и неформальных компонентов («политических и неполитических позиций и моделей поведения») [1]. Особое прорабатывался анализ влияния национального фактора на политические процессы. Алмонд ГА. и Верба С. обобщили все исследования социокультурной стороны политического процесса и, предложив выделить политическую константу в национальной культуре, выявили взаимосвязи политической культуры и политических систем\ Анализ данных взаимосвязей позволил исследователям осуществить типизацию политической культуры, выявить ее структуру и обосновать сущностные характеристики структурообразующих элементов данного феномена.

1 Например, в работе «Политическая культура и политическое развитие» представлен сравнительный анализ политической культуры 13 стран.

Алмонд Г. А. и Верба С. обосновывают понятие «политическая культура», которое стало классическим определением данного феномена: «Термин «политическая культура» подразумевает специфические политические установки (attitudes) в отношении политической системы и ее различных частей и установки по отношению к собственной роли в системе» [1].

Основой для системного исследования политической культуры Г. Алмонд предлагает трактовку политической системы как совокупности компонентов (классов) объектов - структуры («специфические роли или структуры, такие, как законодательные органы, исполнители или бюрократия»), обязанности («ролевые обязанности, такие, как монархи, законодатели, администраторы») и решения («конкретная общественная политика, решения или обстоятельства, порождающие решения), которые определяют содержание политического процесса. По сути, Г. Алмонд абстрагируется от оценки самих политических процессов той или иной страны, в центре его интересов - типология политической культуры как основа для комплексного исследования и дальнейшей корректировки политических процессов и политических систем.

Алмонд Г. и Верба С. предлагают классификацию политических ори-ентаций и дают им характеристику. Данная классификация предлагается для системной характеристики политической культуры нации. Каждой комбинации «ориентаций» соответствует определенный тип (модель) политической культуры:

- патриархальная политическая культура - тип, характерный для обществ с отсутствием политических ориентаций;

- подданническая политическая культура - тип, характерный для обществ с частично дифференцированной политической системы, с относительной ориентацией населения на нее.

- политическая культура участия - тип политической культуры, для которого характерна ориентация индивида на политическую систему как «на входе», так и «на «выходе» [7].

На наш взгляд, типология Г. Алмонда и С. Вербы наиболее глубокое развитие получает в концепции Ф. Хьюнкса и Ф. Хикспурса, которые на основании изменений в политической обстановке (в том числе, связанной с развалом Советского Союза) расширили типологию Г. Алмонда и С. Вербы, введя следующие типы политических культур [8], рассматривая их как идеальные: гражданская партисипаторная культура («civic participant culture»), клиентели-стская культура («client culture»), протестная культура («protest culture»), автономная («autonomus culture»), культура наблюдателей («spectator culture»).

Среди показателей, предлагаемых Ф. Хьюнксом и Ф. Хикспурсом можно выделить такие важные характеристики как социально-демографические и социально-статусные факторы отдельных субкультур. Предложенная исследователями расширенная типология Г. Алмонда и С. Вербы позволяет не только выявлять и давать характеристику существующим политическим культурам, но и корректировать политические процессы.

Большое значение для понимания сущности политической культуры и ее роли в политическом устройстве современных государств имеет концепция, разработанная Р. Инглхартом. Р. Инглхарт, развивая теорию «человеческой мотивации» А. Маслоу, выделяет два типа ценностных ориен-таций («материалистические» и «постматериалистические»), преобладание одного из которых отражает стадию социально-экономического и политического развития страны. Ученый утверждает, что основой индустриальной демократии является не гражданская культура, а постматериальные ценности - гарантии прав и свобод человека, самовыражение и самоопределение личности, защиту окружающей среды и т.п. Инглхарт Р. не только дает развернутую характеристику данным типам ценностей, но и на основании широкомасштабных исследований в рамках «Всемирного обзора ценностей» (результаты опросов 56292 респондентов из 43 стран) разрабатывает карту социальных и политических ценностей [5].

Развивая свою теорию постматериальных ценностей Р. Инглхарт проводит четкое различие ме^ду политической и социальной культурой, утверждая, что политическая культура (применение в политике определенных правил) субъективна, а социальная культура (культурные ценности и социальные аттитюды) при этом объективна по своему происхождению.

В настоящее время исследователи также выделяют следующие концепции политической культуры (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные современные концепции политической культуры

Подход Интерпретация понятия «политическая культура.

Психологический (школа Г. Алмонда) Политическая культура - набор психологических ориентаций на социально-политические объекты.

Комплексный (обобщающий) (Р. Таккер) Политическая культура - все политические процессы и взаимодействия, происходящие в политике. Политическая культура идентифицируется с совокупностью политических отношений и политической системой.

Объективистский (нормативный) (Л. Пай) Политическая культура - это совокупность норм и образцов политического поведения

Эвристический (С. Хантингтон) Политическая культура - гипотетическая модель желательного поведения.

Социопсихологический (Д. Гарднер) Политическая культура - это установочная поведенческая матрица, в пределах которой функционирует политическая система.

Системный подход (М.С. Каган) Политическая культура - система взаимоотношений между двумя ее ключевыми элементами: властью и обществом. Эти взаимоотношения, в сущности, являются процессом субъект-объектных отношений, в которых власть и общество поочередно выполняют функции субъекта и объекта.

Аксиологический подход «Бинарное» направление «Прогрессистское» направление Политическая культура - совокупность ценностей определенного порядка.

Политическая культура - совокупность положительных и отрицательных ценностей.

Политическая культура - совокупность положительные ценностей.

Профессором М.А. Мунтяном определены три основных подхода к трактовке политической культуры [5].

1. политическая культура - есть субъективное содержание политики, вся совокупность духовных явлений - Г. Алмонд, С. Верба, Ю. Крас-нови др.;

2. политическая культура - отражение образцов политического поведения человека, некая матрица используемых человеком норм и правил политической игры - С. Вайт, Дж. Плейно, М. Даглас и др.;

3. политическая культура - способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ори-ентаций в практическом поведении - И. Шапиро, П. Шаран, В. Ро-зенбаум.

Таким образом, политическая культура рассматривается как явление, отражающее культуру социального действия, которая обладает многообразием как субъективно-поведенческих, психологических факторов, характеризующих политического актора, так и факторов объективных. Последние отражают не только политическую жизнь, но и всю совокупность характеристик, оказывающих влияние на политические процессы, участником которых он является.

Список литературы:

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. II. Зарубежная политическая мысль XX в. - М.: Мысль, 1997. - С. 593.

2. Алмонд Г.А. Сравнительные политические системы (Almond G Comparative Political Systems // Journal of Politics. - 1956. - Vol. 18. - № 3).

3. Гердер И. К философии истории человечества. - М., 1997.

4. Инглхарт Р. Меняющиеся ценности, экономическое развитие и политические перемены / Р. Инглхарт // Международный журнал социальных наук. - 1996. - № 12. - С. 21.

5. Мунтян М.А. Политическая культура (лекция) [Электронный ресурс] // Институт развития гражданского общества и местного самоуправления. - Режим доступа: www.c-society.ru/wind.php?ID=521332&soch=1.

6. Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997. - С. 20-25.

7. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. - М., изд-во «Весь мир», 2001.

8. Рукавишников В., Халман А., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения: пер. с англ. - М., 1998. - С. 190-213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.