УДК УДК 94(517)
doi 10.24411/2072-8980-2020-10029
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ МОНГОЛИИ
Хомушку А.М.
Монгольский Государственный Университеm, г. Улан-Батор, Монголия
POLITICAL CULTURE AND FOREIGN POLICY OF MODERN MONGOLIA
A.M. Khomushku National University of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia
В данной статье обзорно рассматривается политическая культура и внешняя политика Монголии на современном этапе. Политическая культура Монголии имеет богатый многовековой исторический опыт. Народы Монголии имеют рациональное и мирное отношение к любым вызовам, как к внутренним, так и внешнеполитическим, и их позиция по отношению к государственному строю приближается к ценностям солидарности и морали. Характерной особенностью является то, что мышление о государственном строе монголов исходит от номадического мышления, идеологии с позиции традиционализма. Современная система международных отношений Монголии является уникальной в виду того, что в геополитическом пространстве, государство граничит с двумя сверхдержавами - Россией и Китаем. Именно геополитическим расположением Монголия вызывает интерес государств мира в плане внешнеполитической многоопорности на международной арене. Являясь республикой с трёхмиллионным населением, Монголия позиционирует себя как активный актор в международных отношениях, который вносит вклад в политические реалии. Итогом данного анализа является исследование особенностей политической культуры Монголии, а также развивающаяся внешняя политика государства в международной системе на современном этапе.
Ключевые слова: Монголия; Россия; Китай; политическая культура; политическая система; внешняя политика; историческое развитие; политика; партии; международные отношения
The article reviews the political culture and foreign affairs of Mongolia at the present stage. The political culture of Mongolia has a rich historical experience. The peoples of Mongolia have a rational and peaceful attitude to any challenges, both domestic and foreign, and their position in relation to the state structure is approaching the values of solidarity and morality. A characteristic feature is that the thinking about the state system of the Mongols comes from nomadic thinking, ideology from the standpoint of traditionalism. The modern system of international relations of Mongolia is unique in view of the fact that in the geopolitical space, the state borders on two superpowers - Russia and China. It is precisely the geopolitical location of Mongolia that arouses
the interest of the states of the world in foreign policy multilateralism in the international arena. As a republic with a population of three million, Mongolia asserts itself as an active actor in international relations, which contributes to political realities. The result of this analysis is a study of the characteristics of the political culture of Mongolia, as well as the developing foreign policy of the state on the international system at the present stage.
Keywords: Mongolia; Russia; China; political culture; political system; foreign policy; historical development; politics; parties
В наши дни Монголия придерживается позиции «золотой середины» во внутренней и международной арене, как яркий пример демократического государства. Неоспоримым результатом демократической системы является политическая трансформация в истории государства. Главной особенностью политической системы Монголии является то, что после падения коммунизма, прихода демократии, в 2000-ые годы приходит многопартийность. По последним статистическим данным 2019 года в политическом строю Монголии зарегистрировано 35 политических партий, что говорит о политической активности граждан. Таким образом, многопартийность в политической системе Монголии обеспечивает конкуренцию между партиями, которые показывают значительные различия на выборах.
Политические партии в монгольском обществе воспринимаются как группа лиц, заботящаяся только о своих частных интересах и не отражающая интересы широких масс [1]. Показателем недоверия к политическим партиям, служит установившаяся по историческим процессам закономерность. Успех той или иной партии на выборах представляет собой не столько результат принятия или
поддержки населением её программных установок, сколько голосование «против» прежнего состава ВГХ и правительства.
Таким образом, XX век продемонстрировал в истории
формирования политического устройства Монголии непостоянность в политических процессах: теократическое правление и многопартийность. Необходимо также отметить положение зависимости политических элит от поддержки граждан, которая использует в своих утилитарных целях [2, стр. 86]. В целом, сложившаяся за эти годы многопартийность в политической системе, основанная на доминировании двух партий, привела к крайне низкой эффективности механизмов осуществления парламентской демократии. Поэтому можно утверждать, что при видимых успехах в деле демократизации, содержание и сущность формирования политической системы нынешней Монголии будут нуждаться в совершенствовании в ближайшие годы.
В политической среде часто существенность приобретают не только реальные действия и меры государства, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются. Политическую культуру можно анализировать в качестве посредника между политическим миром и средой, обеспечивающим взаимодействие
между областями общественных отношений, культурными нормами и стереотипами и политическими процессами. Политическая культура выражает влияние на формы, функционирование и развитие государственных и политических институтов, задает курс политическому процессу, определяет политическое поведение широких масс [3, стр. 143].
Политическая культура обладает своими составными элементами, которые формулируют его суть. К примеру, имеет элементы выражающие исторические и национальные особенности политической культуры, отличные от других наций и позволяющие занять достойное место в общей цивилизации человечества. В первую очередь вероисповедание народа, религия, национальные традиции, язык, культура, литература, особенности национального мышления, менталитет, система ценностей, а также политическая активность и участие, политическое поведение, политическая психология, которые имеют тенденции изменяться в ходе исторического процесса. Поэтому политическая культура включает в себя составные элементы, которые сформировались в течение многих сотен лет, десятилетий и поколений. Это, прежде всего политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления. Также политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения, общекультурные ориентации, отношение к власти, политическим явлениям. Необходимо обозначить, что в политической культуре Монголии, сильна значимость религии, мифологии, традиции в духовной сфере
и эмоционально-чувственное отношение к политике. Можно говорить, что политическая ориентация на единство нации и сильное государство определяет ныне политическую культуру подобно тому, как она определяла культуру кочевых монголов на протяжении веков [4, стр. 5].
Социальные явления по сути являются историческим результатом предыдущих событий и имеют «связь времён». Происходящие перемены в Монголии имеют свои предпосылки в историческом прошлом страны, в традициях монгольского народа. Народ Монголии имеет богатую историческую традицию государственности, традиционно с почтением и уважением относится к родине. Характерное монголам свойство относиться к жизненным вопросам с присущей кочевникам спокойствием, соблюдать традиции предков, все это связано, прежде всего с многовековой культурой традиционно-архаичного
типа. Обычаи и традиции являются неотъемлемой частью политической культуры Монголии. Эта страна своими корнями уходит к культурному наследию народа. Отдельные из культурных традиций являются отголосками древних шаманских и буддийских обрядов, религиозное содержание и назначение которых было утрачено, но отдельные традиционные обрядовые действия соблюдаются и бытуют до настоящего времени. Это прежде всего почитание вечного синего неба и Родины [5, с. 82].
Государственность оборачивается
сакрализацией верховной власти, то есть крепким ее восприятием как
санкционированной потусторонними
силами. В сознании монгольского народа глубоко укоренился образ лидера-хана, от влияний которого, от его ума и просветленности зависит благосостояние государства. В частности, так и сформировалась вера в высшую ханскую справедливость, ставшая характерной для кочевой культуры. Нужно также подчеркнуть, что политическая культура обладает немаловажное значение в процессе формирования гражданственности,
политических взглядов, ориентаций и ценностей простых граждан[6].
К одним из значительных признаков демократической республики является участие самих граждан в разработке, обсуждении и принятии государственных решений. Однако в последнее время подобная вероятность предоставляется все реже и реже. Поэтому в нынешнее время большинство ситуаций остаются неизвестным, были ли отражены в надлежащих законопроектах инициативы и предложения граждан. В государствах со сформированной демократией представители власти не только привлекают граждан к участию, но берут на себя обязательства выработки решений в соответствии с мнениями и пожеланиями граждан. Часто в демократических странах одной из форм политического участия являются публичные слушания граждан [7, стр. 20].
Исходя из этого, для формирования демократической активности и
формирования политической культуры необходимо принять соответствующие меры. В первую очередь, нужно увеличить
политическое участие в форме гражданского контроля над действиями власти, предоставить возможности и условия для активного участия граждан в исполнении властных функций и возможность действительно воздействовать на процесс принятия решений органами власти различных уровней. Политическая культура Монголии переплетается, с культурой личностно-центристской, ставящей в центр внимания личность и свободу действий, естественные права, и социоцентрическая культура, ориентирующаяся на общество, коллектив, государство.
Внешняя политика Монголии
На современном этапе, сфера важных зарубежных партнеров
Монголии существенно расширилась, а монгольская внешнеполитическая стратегия стала базироваться на принципе многовекторности, то есть многоопорности. Суть данной стратегии сводится к формированиюдружественныхпартнерских отношений со всеми ведущими центрами силы мировой политики. В итоге вокруг Монголии сформировался своеобразный геополитический «треугольник», углами которого стали географические соседи — Россия и Китай, а также так нарекаемый третий сосед — нерегиональные игроки, имеющие свои интересы в этом государстве. К подобным, прежде всего, необходимо причислить США, Японию, Республику Корея, страны ЕС, Индию и Турцию. Главный политический центр Монголии, Улан-Батор с пользой для себя сотрудничает с каждым из них.
С крушением биполярной системы, а вернее, с принятияКонцепции национальной
безопасности в 1994 г. Монголия заявила о существовании монгольской цивилизации, то есть, по сути, начала позиционировать себя как полностью самостоятельный субъект в системе международных отношений [8].
Помимо двусторонних отношений с зарубежными державами, Монголия активно использует многосторонний формат международного сотрудничества, принимая участие во многих межправительственных организациях. Можно отнести такие авторитетные организации как: ООН, ШОС, ОБСЕ, НАТО, АСЕМ, в которых Монголия обладает различными статусами участия, чтобы осознать уровень вовлеченности данного государства в международные связи [9].
Концентрирует на себя внимание разнонаправленность организаций, в рамках которых действует Монголия. С одной стороны, страна является первым постоянным наблюдателем в ШОС. Президент Х. Баттулга выступает за вступление в ряды этой организации уже на правах полноправного члена. Ц. Элбэгдорж (предшественник Х. Баттулги) на президентском посту приложил существенных усилий для создания трехстороннего формата переговоров между главами держав, а именно: Экономического коридора Россия — Монголия — Китай. Также, с 2012 года, Монголия присоединилась к Программе индивидуального партнерства и сотрудничества с НАТО, монгольские военные силы часто принимают активное участие в натовских операциях в Афганистане и Ираке. Улан-Батор активно
вовлечен в работу ряда ангажированных с Западомнеправительственныхорганизаций, продвигающих либеральные ценности. К примеру, в июле 2011 года, Монголия заняла место председателя в международной организации «Сообщество демократий», что должно было показать высокую степень ее вовлеченности в неофициальный клуб «развитых демократий» [10].
Особенную точку во внешней политике Монголии занимает вопрос о межкорейском диалоге. Вопрос, на решение которой в последние десятилетия было обращено немало стремлений международного сообщества, по-прежнему актуальна и остра. Провал шестистороннего переговорного формата, сконцентрированного на улаживание «корейского кризиса», показал определенный предел потенциала великих государств (России, Китая, Японии и США). Поэтому, по-новому выглядит инициатива монгольской стороны выступить посредником в диалоге между двумя государствами Северная и Южная Корея. В силу, исторических и нынешних условий, Монголия выстраивает дружественные доверительные отношения со всеми государствами Северо-Восточной Азии. Этим дается возможность Улан-Батору предлагать проведение переговоров по различным аспектам проблемы на территории Монголии. В общем, начиная с 2014 года в столице Монголии под патронажем главы государства ежегодно организуются «Улан-Баторские диалоги», призванные сплотить старания экспертных сообществ стран Северо-Восточной Азии в решении проблем региональной безопасности. Монголия, представляет
себя в примере ареной для международных переговоров, которая стремится стать «азиатской Швейцарией» и тем самым умножить собственный вес в мировой политике [11].
Невзирая на то, что Улан-Батор объявляет равнозначность всех зарубежных партнеров, с которыми он сотрудничает, можно определить некоторых из них, отношения с которыми наиболее приоритетны для монгольской стороны.
В настоящее время, Монголия имеет стратегическое партнерство с пятью государствами: Россией (в 2006 г.), Японией (в 2010 г.), Китаем (в 2014 г.), Индией (в 2015 г.) и США (в 2019 г.). Со всеми другими иностранными компаньонами Улан-Батор выстраивает отношения менее значимо звучащего уровня. При этом даже среди пяти выше указанных стран можно выделить свою условную иерархию. Не случайно, что отношения стратегического партнерства в первую очередь были заключены с Москвой, Токио и Пекином. Данные предпочтения обусловлены рядом объективных обстоятельств географического, политического,
экономического и иного характера [12, стр. 16-19].
Российско-монгольские отношения проверены целым ХХ веком. Для углубления традиционных дружественных и добрососедскихотношенийстратегического партнерства и сотрудничества между Монголией и Россией, непрерывно продолжается дипломатические переговоры и встречи на высоком уровне, которые расширяются и повышают эффективность во всех направлениях развития двух
стран. Непростой период взаимного отчуждения 1990-х гг., постепенно стали возрождаться в 2000-е гг. и вышли на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства по итогам официального визита В. Путина в Монголию 3 сентября 2019 г. На данный момент Россия является вторым по объему внешней торговли партнером Монголии (12,8% от всей внешней торговли страны в 2018 г.). Свыше 90% нефтепродуктов, потребляемых в Монголии, завозятся из России. Москва и Улан-Батор обозначили планы по модернизации Улан-Баторской железной дороги, находящейся в совместной собственности. Две стороны вместе с Китаем намерены создать транспортные экономические коридоры, потенциально способные в разы увеличить товарооборот между странами [13].
Динамично развивается военное сотрудничество двух стран. С 2008 года на территории России и Монголии ежегодно проводятся военные учения. Российская сторона возобновила советскую практику предоставления монголам военной техники на безвозмездной основе, а также подготовки монгольских военных в профильных вузах России.
На постоянной основе поддерживаются давние связи в научно-образовательной и культурной сферах. Начиная с ноября 2014 года, для граждан двух стран действует безвизовый режим. Отдельно стоит отметить высокий позитивный образ России и русского народа среди монгольских граждан.
По данным социологических опросов самого авторитетного в Монголии фонда
«Сант Марал», Россия с большим отрывом лидирует среди стран, названных наиболее желательными внешними партнерами. Так, в 2016, 2017, 2018 и 2019 гг. на вопрос «Какая из стран является лучшим партнером для Монголии?» Россию назвали 61,1%, 66,6%, 69,8%, 70,0% соответственно. Для сравнения, Китай получил 1,6%, 0,6%, 0,8%, 2,4%, США — 6,8%, 6,5%, 6,3%, 5,6%, Япония — 6,3%, 7,3%, 5,9%, 7,3% соответственно. Объясняется это, прежде всего, той исторической ролью, которую сыграла Россия в судьбе Монголии в XX веке. Речь идет о российской (советской) помощи Монголии в деле обретения независимости и укрепления государственности, представлении
беспрецедентных по масштабу финансовых, технологических и кадровых ресурсов для создания монгольской промышленной и научно-образовательной базы [14].
Между тем, очевидны проблемы. Главная из них — сравнительно низкий уровень торгово-инвестиционного сотрудничества между странами. По состоянию на 2018 год доля российских инвестиций в монгольскую экономику составила менее 2% от всей совокупности иностранных инвестиций. В двусторонней торговле доминирует российский экспорт товаров преимущественно сырьевого характера. Продажа в 2016 г. государственной корпорацией «Ростех» 49% акций одного из крупнейших горных комбинатов Азии «Эрдэнэт», символа и опоры российского экономического присутствия в Монголии, лишний раз обнажила существующие проблемы [15].
Также вызывает тревогу уменьшение с
каждым годом сфера применения русского языка в Монголии. В эпоху социализма практически целая управленческая и интеллектуальная монгольская элита владела русским языком, преподавание его в школе и вузах было обязательным. После наступления 1990-х годов, русский язык истратил вес главного иностранного языка, уступив этот статус английскому языку. В нынешнем положении молодое поколение Монголии в массе своей русский язык не ведает, отдавая предпочтение изучению английского, китайского, корейского, японского языков. Учитывая планы сторон по комплексному развитию отношений, задача популяризации русского языка среди монгольского населения является насущной [11].
Китайская Народная Республика наряду с Российской Федерацией является важнейшим стратегическим партнером Монголии.
КНР без сомнений можно назвать ключевым экономическим партнером Монголии. На Китай в 2019 г. приходилось 96,0% от всей внешней торговли страны. В сфере иностранных инвестиций около 41.8% — китайские. Уголь, медь, железная руда и другие полезные ископаемые, составляющие львиную долю монгольского экспорта, поставляются в Китай. Экономический проект Монголии «Путь развития» прямо координируется с китайским глобальным экономическим проектом «Один пояс, один путь». Помимо экономической сферы монгольско-китайские отношения энергично развиваются и в других направлениях. Так, Китай ежегодно выделяет тысячи мест в
своих вузах для обучения монгольских студентов. Огромное число монгольских граждан ежегодно посещают Поднебесную с торговыми, образовательными, медицинскими и иными целями [16].
С другой стороны, как в вес исторических причин, так и из-за текущих обстоятельств в Монголии крайне настороженно относятся к своему южному соседу, опасаясь, прежде всего, односторонней экономической зависимостииэтнокультурнойассимиляции. Периодически актуализирующийся
проблемой в двусторонних отношениях являются визиты в Монголию Далай-ламы XIV. Пекин болезненно реагирует на визиты буддийского иерарха в соседнюю страну, видя в этом посягательства на собственную территориальную целостность. Все это создает атмосферу недоверия монгольской общественности по отношению к Китаю и его политике. Более того, ресурс китаефобии успешно используется некоторыми монгольскими политиками в собственных интересах, особенно в период предвыборных кампаний [14].
Все вышеперечисленное в целом,
утверждает нынешнюю Монголию к категории активных субъектов современной мировой политики. Данный субъект новый и требует постоянного развития на международной арене. Его устойчивость и процветание зависит от внешнеполитических факторов. К примеру: «Если Россия и Китай стабильны во всех отраслях, то Монголия будет дальше развиваться». Следует также подчеркнуть, «третьих соседей» (США, Южная Корея, Япония и т.д.), которые открывают новые пути развития внешней политики Монголии. Самый интересный фактор «третьего соседа» в балансировании влияния двух соседей-сверхдержав. Главным приоритетом, в быстроразвивающемся смятенном мире с его информационными войнами, экономическими санкциями, военными конфликтами, обеспечение национальной безопасности Монголии нужно достигать лишь в плотной органичной связке, постоянном диалоге с ее окружением во внешнеполитической системе мира.
Библиографический список
1. Монголын нийгэм, улс терийн енее-гийн байдал [Электронный ресурс] URL: http://www.baabar.mn/article/4581 (дата обращения: 12.12.2019) (на монгольском языке)
2. Базаров В.Б. Внешнеполитический курс Монголии в XXI в. / В.Б Базаров. Текст: непосредственный // Власть. -2016. - С. 83-87.
3. Родионов В.А. Политическая трансфор-
мация Монголии в социалистический период: от традиции к модерну. / В.А. Родионов - Текст: непосредственный // Теория и практика общественного развития - 2014. - №17. - С. 142-147.
4. Д. Баасансурен, О. Хатанболд, А. Хи-шигдаваа. Социальные и политические вызовы модернизации в XXI в., 2018, С. 3-7. - Текст: непосредственный.
5. Е. Довчин. Политическая культура и становление демократии в Монго-
лии: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук (23.00.03) / Ёндонгийн Довчин; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург, 1999. - 234 с. - Текст: непосредственный.
6. А. Хишигдаваа. Бид улс терийн со-ёлын телевшилд анхаарах шаардлага-тай (Мы должны сосредоточиться на формировании политической культуры) [Электронный ресурс] URL: http:// eagle.mn/r/20150 (дата обращения: 10.12.2019) (на монгольском языке)
7. Содногомбо Д.; НайдансYрэн Ч. «Улс терийн соёл, тYYний Монгол дахь телевшлийн асуудал»(Политическая культура и её становление в Монголии). Монгол.: 2000., 89х (89 стр.)
8. «Новый уровень стратегического партнерства»: в Монголии подводят итоги [Электронный ресурс] URL: http:// asiarussia.ru/news/22952/ (дата обращения: 10.01.2020)
9. Цэндийн Мунх-Оргил. Монголия готова расширить участие в международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом. [Электронный ресурс] URL: https:// www.interfax.ru/interview/550458 (дата обращения: 17.01.2020)
10. Авирмэд Батсайхан. О перспективах сотрудничества Монголии со странами Шанхайской организации сотрудничества // Государственная служба, 2015, №6 (98).
11. Станет ли Монголия "азиатской Швейцарией"? [Электронный ресурс] URL: http://asiarussia.ru/articles/22524/ (дата обращения: 28.12.2019)
12. Миронова М.Н., Потапенко М.В. Со-
временные тенденции экономического сотрудничества Монголии с Китаем и Россией // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. С. 1125. - Текст: непосредственный.
13. Россия - Китай - Монголия: перспективы трехстороннего сотрудничества. [Электронный ресурс] URL: https:// interaffairs.ru/jauthor/material/1492 (дата обращения: 21.01.2020)
14. Монголия стремится стать «азиатской Швейцарией». [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mongoliya-stremitsya-stat-aziatskoy-shveytsariey/ (дата обращения: 18.12.2019)
15. Орос, Хятадын харилцааны тэнцвэр ба Монгол Улс (Баланс Российско-Китайских отношений и Монголия)[Элек-тронный ресурс] URL: http://www.sonm. mn/news/politics-economy/14585 (дата обращения: 17.12.2019) (на монгольском языке)
16. Хоёр хершид гарсан еерчлелт: Монгол Улсад нелеелех байдал (Возникновение изменений среди двух соседей: влияние на ситуацию Монголии) [Электронный ресурс] URL: https://niss. gov.mn/archives/160 (дата обращения: 09.01.2020) (на монгольском языке)
References
1. Mongolyn nijgem, uls tеrijn еnееgijn bajdal. Available at: http://www.baabar. mn/article/4581 (access date: 12.12.2019) (In Mongolian)
2. Bazarov V.B. Vneshnepoliticheskij kurs Mongolii v XXI v. [The foreign policy of Mongolia in the 21st century]. Vlast'
[Power]. 2016, pp. 83-87. (In Russian)
3. Rodionov V.A. Politicheskaya transformaciya Mongolii v socialisticheskij period: ot tradicii k modernu. [The political transformation of Mongolia in the socialist period: from tradition to modernity]. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2014, no. 17, pp. 142-147. (In Russian)
4. D. Baasansuren, O. Hatanbold, A. Hishigdavaa. Social'nye i politicheskie vyzovy modernizacii v XXI v. [Social and political challenges of modernization in the 21st century]. 2018, pp. 3-7. (In Mongolian)
5. Dovchin E. Politicheskaya kul'tura i stanovlenie demokratii v Mongolii: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. polit. nauk [Politicasl Culture and the Formation of Democracy in Mongolia: Cand.Polit.Sci. Diss.]. Saint-Petersburg State University. Saint-Petersburg, 1999. 234 p. (in Russian)
6. Hishigdavaa A. Bid uls terijn soyolyn televshild anhaarah shaardlagataj [We must concentrate on formation of political culture].Available at: http://eagle. mn/r/20150 (access date: 10.12.2019) (In Mongolian)
7. Sodnogombo D. NajdansYren Ch. Uls terijn soyol, tYYnij Mongol dah' televshlijn asuudal [Political cultureand its formation in Mongolia]. Mongol Publ., 2000., 89 p. (In Mongolian)
8. Novyj uroven' strategicheskogo partnerstva: v Mongolii podvodyat itogi [The New Level of Startegic Partnership: summary]. Available at: http://asiarussia. ru/news/22952/ (access date: 10.01.2020)
(In Russian)
9. Cendijn Munh-Orgil. Mongoliya gotova rasshirit' uchastie v mezhdunarodnom sotrudnichestve v bor'be s terrorizmom [Mongolia is ready to be involved in the international partnership against terrorism]. Available at: https://www. interfax.ru/interview/550458 (access date: 17.01.2020)
10. Avirmed Batsajhan. O perspektivah sotrudnichestva Mongolii so stranami Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva [On perspectives of partnership of Mongolia with countries - participants of the Shanghai Partnership Organization]. Gosudarstvennaya sluzhba, 2015, no.6 (98). (In Russian)
11. Stanet li Mongoliya "aziatskoj SHvejcariej"? [Will Mongolia become an Asian Switzerland?]. Available at: http:// asiarussia.ru/articles/22524/ (access date: 28.12.2019) (In Russian)
12. Mironova M.N., Potapenko M.V. Sovremennye tendencii ekonomicheskogo sotrudnichestva Mongolii s Kitaem i Rossiej [Modern tendencies of the economical partnership of Mongolia with China and Russia). Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta [Izvestiya, Journal of Tula State University]. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [Economics and Law Sciences]. 2016, pp. 11-25. (In Russian)
13. Rossiya - Kitaj - Mongoliya: perspektivy trekhstoronnego sotrudnichestva. [Russia, China, Mongolia: perspectives of tripartite agreement]. Available at: https:// interaffairs.ru/jauthor/material/1492 (access date: 21.01.2020) (In Russian)
14. Mongoliya stremitsya stat' «aziatskoj SHvejcariej» [Mongolia seeks to become "an Asian Switzerland"]. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mongoliya-stremitsya-stat-aziatskoy-shveytsariey/ (access date: 18.12.2019) (In Russian)
15. Oros, Hyatadyn harilcaany tencver ba Mongol Uls [Russian-Chinese relations balance, and Mongolia]. Available at:
http://www.sonin.mn/news/politics-economy/14585 (access date: 17.12.2019) (In Mongolian) 16. Hoyor hershid garsan eerchlelt: Mongol Ulsad neleeleh bajdal [Changes in relations of two neighbouring countries: influence on the situation in Mongolia]. Available at: https://niss.gov.mn/archives/160 (access date: 09.01.2020) (In Mongolian)
Хомушку Айслан Маадырович, магистрант Монгольского государственного университета, Монголия, г. Улан-Батор. Email: aisurankho44@list.ru
Ayslan M. Khomushku - undergraduate student at the National University of Mongolia, Mongolia, Ulaanbaatar. Email: aisurankho44@list.ru
Дата поступления статьи в редакцию 17.02.2020