Научная статья на тему 'Политическая концепция С. Ф. Шарапова'

Политическая концепция С. Ф. Шарапова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Ф. ШАРАПОВ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ / САМОДЕРЖАВИЕ / ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ананьев Никита Александрович

В статье рассматриваются основные принципы идейно-политической концепции видного публициста и общественного деятеля конца XIX начала XX в. С.Ф. Шарапова. Автор анализирует ведущие аспекты политических убеждений С.Ф. Шарапова, отстаиваемых им в своих статьях: приверженность к самодержавию, поддержка развития местного самоуправления, последовательная критика социализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая концепция С. Ф. Шарапова»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ С.Ф. ШАРАПОВА

Аннотация

В статье рассматриваются основные принципы идейно-политической концепции видного публициста и общественного деятеля конца XIX — начала XX в. С.Ф. Шарапова. Автор анализирует ведущие аспекты политических убеждений С.Ф. Шарапова, отстаиваемых им в своих статьях: приверженность к самодержавию, поддержка развития местного самоуправления, последовательная критика социализма.

Ключевые слова: С.Ф. Шарапов, православие, русский консерватизм, самодержавие, земское самоуправление.

Автор

Ананьев Никита Александрович

Аспирант факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

Сергей Фёдорович Шарапов (18551911) проявил себя в отечественной истории не только как плодовитый публицист и общественный деятель консервативного идейного направления, но и как экономист, создавший собственную концепцию оптимального экономического устройства Российского государства.

Выходец из древнего дворянского рода, С.Ф. Шарапов первоначально планировал заняться профессиональной военной карьерой, что было распространенным явлением в дворянской среде. В 1872 г. он с отличием окончил Московскую военную гимназию и поступил в престижное Николаевское инженерное училище, однако болезнь матери вынудила его покинуть стены alma mater в 1874 г. в офицерском чине подпоручика [3 — C. 8]. Довольно продолжительное время С.Ф. Шарапов состоял на государственной службе — сначала в канцелярии Варшавского генерал-губернатора, затем в Министерстве финансов и Министерстве государственных имуществ. Однако наибольших достижений он добился

на общественном и публицистическом поприще.

С.Ф. Шарапов в своем родном имении Сосновка показал пример того, как следует организовать оптимально функционирующее хозяйство. В течение долгого времени он занимался обустройством имения и окружающих его территорий. Неоднократно он выигрывал различные призы на многочисленных сельскохозяйственных выставках [3. — С. 13]. В качестве публициста с 1880-х гг. он активно печатался в таких газетах и журналах, как: «Русское слово», «Русское обозрение», «Русская жизнь», «Гражданин», «Славянские известия», «Свет», «Вече» и «Пахарь». В 1897 г. он основал газету «Русский труд», которая была до 1902 г. главной трибуной для распространения его политических воззрений. С.Ф. Шарапов написал несколько книг: «По черноморскому побережью», «Бумажный рубль. Его теория и практика», «Через полвека».

В начале 1900-х гг. он принимал участие и в деятельности консервативных политических организаций, став одним

Ананьев Н.А. Политическая концепция С.Ф. Шарапова 59

из основателей «Союза русских людей» и был активным членом «Русского собрания» [3. — С. 29]. Являлся С.Ф. Шарапов и основателем Аксаковского литературно-художественного общества, которое было призвано сохранить и упрочить обширное публицистическое наследие славянофилов в целом и братьев Аксаковых в частности. По некоторым данным, он также состоял в «Союзе русского народа» [1. — С. 403]. Его участие в консервативных политических организациях было закономерным явлением, поскольку позволяло ему более эффективно артикулировать и распространять консервативные политические убеждения, а также, вместе с другими консервативными деятелями, обсуждать различные консервативные проекты преобразования Российского государства.

С.Ф. Шарапова отличала близкая к славянофильской концепции позиция по отношению к самодержавной монархии в России. «Государь-самодержец — полный хозяин всей Русской земли» [3. — С. 46], — такими словами он кратко характеризовал сущность российской монархии. В своем художественном романе «Россия будущего» С.Ф. Шарапов устами одного из своих литературных персонажей высказал свое монархическое кредо: «Иной, кроме Царской и Самодержавной, верховной власти в России быть не может» [3. — С. 390].

При всем этом С.Ф. Шарапов являлся сторонником концепции монархического устройства, основанного на двух «уровнях»: уровне власти самодержца и уровне земского самоуправления [1. — С. 428]. В упадке земского самоуправления в ХУШ-Х1Х столетиях он видел корень многих социально-политических проблем Российского государства. С.Ф. Шарапов резко критиковал столичную бюрократию за косность, противодействие развитию местного самоуправления, попытки препятствовать реформам. «Бюрократия отжила свой век, опозорила и разорила Россию и вызвала к себе такую ненависть, с ко-

Сергей Фёдорович Шарапов (1855-1911)

торой нам с вами не справиться» [3. — С. 390], — так он описал негативную, по его мнению, роль бюрократического аппарата, развившегося при императоре Петре I, в истории России. Учитывая, что он сам некоторое время был ее органичной частью (когда состоял на гражданской службе), можно констатировать, что на С.Ф. Шарапова повлиял, в том числе, и его личный опыт.

С.Ф. Шарапов являлся убежденным сторонником повсеместного укрепления и развития органов местного самоуправления. Его взгляды по этому вопросу выражались в одной лаконичной фразе: «Все будущее России — в земстве, поставленном как первооснова государственного здания» [3. — С. 390]. Он подчеркивал долговечность отечественных земских традиций: «Мы уже имели случай остановиться над разъяснением как исторических основ преемственности и непрерывности земского начала на Руси, так и тех ближайших усовершенствований, которые могли бы сразу улучшить даже наш существующий земский механизм» [3. — С. 40].

Социализм (как марксистский, так и «народнический») С.Ф. Шарапов отвергал однозначно: «Социализм, ратующий против исключительных прав капитала ради таких же исключительных прав труда, то есть желающий заменить деспотизм капитала деспотизмом труда, логически не может кончить ничем иным, кроме разрушения всего государственно-общественного строя» [2. — С. 617]. По его мнению, претворение социалистических программ в жизнь разрушит социальные институты, на которых зиждется жизнь русского крестьянства, что приведет к его обнищанию и, как следствие, к крушению Российской государственности.

Впрочем, он предлагал и конструктивную программу преобразований, которая должна «распадаться на три части: переустройство денежной системы, переустройство государственного хозяйства, переустройство органов хозяйственного управления» [1. — С. 448].

С.Ф. Шарапов писал: «Чтобы выйти из нынешнего печального экономического положения, ведущего Россию к разорению и гибели, необходимы три условия: во-первых, отменить нынешнюю золотую денежную систему, не отвечающую ни внутренним, ни международным потребностям России, и перейти к такого рода деньгам, которые как в качественном, так и в количественном отношении соответствовали бы нашим экономическим условиям, т.е. давали бы возможность правильно обставить народный труд и широко развить кредит, способствовали бы накоплению национальных капиталов и избавили бы Россию от кабалы у международной биржи. Такими деньгами может быть или наша старая испытанная серебряная валюта, или бумажные деньги. Во-вторых,

переустроить в полной между собой гармонии правящие экономической жизнью народа и государства органы. В-третьих, начать совершенно иную экономическую и, в частности, финансовую политику» [3. — С. 236, 237].

С.Ф. Шарапов представлял в амальгаме русских консервативных мыслителей и публицистов «неославянофильскую» традицию, являясь видным представителем этого направления в начале ХХ в. и отстаивая идеи возрождения института Земских соборов как всенародного органа с совещательными полномочиями. Данная традиция не являлась доминирующей в среде русских консерваторов конца XIX — начала XX в., однако вместе с тем в числе ее наиболее видных представителей были князь А.Г. Щербатов (первый председатель «Союза русских людей») и Д.А. Хомяков — сын знаменитого славянофила А.С. Хомякова.

Таким образом, можно сделать определенные выводы об идейно-политических взглядах С.Ф. Шарапова. Во-первых, он, как и все русские консерваторы, являлся последовательным монархистом — приверженцем самодержавной монархии. Во-вторых, С.Ф. Шарапов, продолжая традиции славянофилов, выступал за повсеместное расширение и укрепление органов местного самоуправления, которые, с его точки зрения, представляли «народную власть». Наконец, как экономист, он являлся создателем собственной экономической теории, многие компоненты которой (автаркия, приверженность частной собственности, критика золотого стандарта, опора на крестьянские общины и рабочие артели) «вошли» в идеологический «арсенал» многих русских консервативных мыслителей начала ХХ в.

Литература

1. Катасонов В. Русская социологическая мысль на рубеже XIX-XX веков. К. Леонтьев, Л. Тихомиров, В. Соловьев, С. Булгаков, С. Шарапов. Отв. ред. Н.Н. Бойко — М.: Родная страна, 2015. — 464 с.

2. Платонов О.А. Русская экономика без глобализма. — М.: Алгоритм, 2006. — 800 с.

3. Шарапов С.Ф. Россия будущего. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.