Ф.И. Шарков
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация:
Рассматривается сущность политической коммуникации на современном этапе развития общества. Автор выделяет зависимость политической системы от коммуникации. Развитие политической коммуникации влияет на распространение демократии и гражданских ценностей. Следовательно, необходимо исследовать политическую коммуникацию для совершенствования модели ее функционирования. Для управления информационными процессами между государством и обществом.
Ключевые слова:
коммуникация, информационное общество, политика, информация.
F.I. Sharkov
POLITICAL COMMUNICATION IN MODERN INFORMATION SOCIETY
Abstract:
The essence of political communication at the present stage of development of society is considered. The author allocates dependence of political system on communication. Development of political communication influences distribution of democracy and civil values. Therefore, it is necessary to investigate political communication for improvement of model of its functioning. For management of information processes between the state and society.
Key words:
communication, information society, policy, information.
Усиление роли политики в современном обществе главным образом происходит с помощью СМК. В ходе исторического развития человеческое общество доросло до понимания, что стратегия и тактика социального развития должны определяться в режиме диалога всех сил, включенных в систему социального взаимодействия.
Именно поэтому политические партии и движения, предлагающие обществу конкретную тактику социального развития, нуждаются в электорате, в получении мандата на эти мероприятия от населения; именно поэтому общество нуждается в конкуренции этих программ, в их своеобразной соревновательности, т. е. в выборе. К современному этапу развития общество уже созрело до понимания, что нет монополии на истину и что необходимый для конкретной программы социально-политического развития консенсус вырабатывается в ходе общественного диалога. В то же время становится более понятным обстоятельство, связанное с ролью личности в истории: любая программа имеет персонифицированный характер; общество выбирает программу своего развития в «пакете» с личностями, которые будут ее осуществлять.
Это объясняет целенаправленные усилия политических партий и движений по созданию стабильных коммуникационных каналов для налаживания общения с массами. Ведь независимо от индивидуальных усилий самого политического субъекта по информированию общества о своей деятельности, она оказывается прозрачной благодаря особенностям функционирования СМК в системе современной демократии.
Нетрудно предположить, что такая ситуация влечет за собой все большую политизированность общества: в плане столкновения интересов разных общественных групп, лоббирования этих интересов в борьбе за власть, повышения роли участия масс в выборах политических лидеров и т. д. Естественно, что все это находит отражение и в содержании средств массовой коммуникации. Таким образом, политические структуры, партии, лидеры становятся все более активными «ньюсмейкерами», создателями новостей и одновременно их носителями. Здесь возникает вопрос о праве на существование «иных» точек зрения. Где проходит водораздел между «иными» и экстремистскими точками зрения? Даже при наличии в современном обществе законов об информации решение этого вопроса не всегда оказывается простым.
Существующая демократическая система обеспечивает разнообразие политических образований, а в ряде стран забота о финансовом обеспечении деятельности партийных изданий для весьма небольших групп населения становится государственным делом. Так, в Швеции дотации газетам составляют 2-3% общего оборота капитала шведской ежедневной прессы. В Норвегии размер субсидий не превышает 2 % от общих доходов газетной индустрии. При этих небольших цифрах важно знать, что без них газетный реестр и Швеции, и Норвегии был бы значительно меньше. Финляндия без таких дотаций недосчиталась бы половины выходящих сегодня изданий.
Коммуникации в политической сфере затрагивают не только материальное положение людей, но и во многих случаях изменяют престиж профессий и должностей. «Изменение статуса социальной позиции неизбежно влечет за собой не только повышение или снижение материального благосостояния ее обладателя, но и необходимость осмысления происшедших перемен, что может сказаться на переоценке ранее принятой шкалы ценностей... В свою очередь, негативные или позитивные психологические последствия изменения социального статуса могут быть нейтрализованы посредством действия других факторов» .
Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин «политическая коммуникация», появились в конце 40-х — начале 50-х годов. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук было вызвано
демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX века, развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.
Одно из наиболее полных толкований сущности политической коммуникации было предложено Р.Ж. Шварценбергом. Он определил это понятие как «процесс передачи политической информации благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системной социальной системой. Идет непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях». Американский политолог Л. Пай подчеркивал, что «политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации».
Исследователи выделяют три основных способа коммуникации: общественно-политические институты, средства массовой информации, неформальные контакты. Переводя такую классификацию различных способов взаимодействия на язык «коммуникологии» можно разделить их: а) на коммуникацию, рассматриваемую как структура или система; б) массовые коммуникации; в) межличностные, межорганизационные коммуникации. Политическая коммуникация в своей основе составляет сферу компетенции специализированных учреждений и институтов, таких как средства массовой коммуникации, правительственные информационные агентства или политические партии. Тем не менее, она может проявляться и в социальном взаимодействии, не преследующей прямо политические цели.
К политическим коммуникациям можно отнести и особые коммуникативные ситуации или действия (выборы, референдумы и т. п.).
На принятие политических решений влияют определенные психологические механизмы. Оказавшись перед необходимостью выбора той или иной партии в условиях отсутствия явных предпочтений, мы невольно интерпретируем имеющую у нас информацию в свете прошлых знаний и впечатлений. Характеристики кандидата, партии, свойства политической ситуации больше всего запоминаются те, которые впервые у нас вызвали интерес. В случае необходимости выбрать кандидата из двух альтернатив, люди чаще всего оценивают возможные потери при отказе от одной кандидатуры, нежели приобретения, получаемые от избранной кандидатуры. «Избиратели при принятии электорального решения оценивают отдельные качества кандидатов и определяют, уравновешиваются ли их недостатки иными достоинствами. Так, участники фокус-групп нередко высказывают следующие суждения: «Кандидат Ш., конечно, староват, ему около 60 лет, но, с другой стороны, у него есть большой опыт управления», «Кандидат К. — бизнесмен, у него бо-
гатый дом, он не знает нужды, но он смог сделать себе состояние, значит не будет воровать и сможет что-то сделать для нас».
Любое лидерство — это явление социальное. Представление о лидере формируется у окружения человека. Лидерство закрепляется той частью общественности, которая является последователем лидера. Только наличие последователей превращает лицо в ведущего. Ключевой признак лидерства — наличие власти над достаточно большим количеством людей, которые разделяют убеждения лидера. Власть — характеристика отношений, сложившихся между людьми. Когда на основе властных отношений совершается какое-либо действие, то можно говорить о влиянии.
В самом общем виде под социальным влиянием понимается процесс, через который поведение одного или нескольких людей, имеющих власть над другими, изменяет их состояние. Объект влияния может изменить свои знания, верования и представления о каких-либо сторонах окружающего мира. Влияние может также затронуть чувства, ценности, мотивации или отношение к тем или иным вещам и явлениям. Объект влияния может изменить и свое поведение.
Психологической основой лидерства является способность оказать воздействие на других, распространять свое влияние на массы. Для того, чтобы стать формальным лидером нужно обрести потенциальную власть, пользоваться ею для оказания влияния на других людей. При необходимости объект влияния навязывает окружению (или ее части) свою волю.
Используя механизмы политической коммуникации, лидер стремится оказать влияние на других людей, направляя в их адрес целевые сообщения. Они могут состоять из слов, риторики самого лидера, поступков и конкретных действий. Одни сообщения дополняют другие. Их система составляет основу политической коммуникации. Политическая коммуникация всегда строится с целью оказать влияние на какой-либо объект. Результат политической коммуникации — это и изменение установок или поведения под влиянием предлагаемых коммуникатором стимулов, и достигнутая степень согласия участвующих в коммуникации сторон.
Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественнополитических идей своего времени. Впервые политическую систему как информационно-коммуникационную систему представил К. Дойч25. Он предлагает рассматривать политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. Модель политической системы Дойча состоит из четырех блоков, каждый из которых связан с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков:
1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений; 4) осуществление решений с обратной связью.
Политическая система принимает информацию через так называемые «рецепторы» (внешнеполитические — информационные службы и др., внутриполитические — центры изучения общественного мнения), где происходит селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных. На следующей фазе новая информация обрабатывается в рамках блока «памяти и ценностей» где сравнивается с уже имеющейся старой информацией и оценивается сквозь призму ценностей, норм и стереотипов. После чего органы государственной власти («центр принятия решений»), уже имея окончательное представление о том, насколько сложившаяся под воздействием информации новая политическая ситуация соответствует интересам и целям, принимают соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы. И, наконец, «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения, результаты которых в виде новой информации по «обратной связи» поступают к «рецепторам» и, таким образом, система вступает в новый цикл функционирования.
Политическая система представляет собой и совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.
Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.
Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабильности.
Представители структурно-функционального подхода, рассматривающие политическую коммуникацию как одну из функций политической системы, характеризовали ее в четырех аспектах: гомогенность политической информации, ее мобильность, объем, направленность.
В политологии различают два вида политической коммуникации: «горизонтальный» и «вертикальный». Если в первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядоположенными институциональными ком-
понентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем декларации политических партий по поводу корректировки курса социальной политики.
Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информации, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественно-практической деятельности обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) «источники» и «потребители» — взаимодействующие в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы. Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. С ее помощью передается политический опыт, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь.
«Общество только кажется статичной суммой социальных институтов: в действительности оно изо дня в день возрождается или творчески воссоздается с помощью определенных актов коммуникативного характера, имеющих место между его членами». В рамках данного подхода проблемы эффективности взаимодействия коммуникатора и реципиента переносятся исключительно на изучение различных каналов, средств и способов передачи информации, содержания сообщений, оставляя процессы восприятия и ответного поведения индивидов фактически вне поля зрения.
Для рассмотрения политической коммуникации в качестве процесса базовая модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла была усовершенствована за счет введения принципиально важных для управленческих отношений элементов обратной связи. В результате изменилось и понимание самого процесса коммуникации, представленного в виде замкнутой цепи, в которой все компоненты взаимосвязаны. Дальнейшему совершенствованию и одновременно усложнению моделей способствовало введение дополнительных компонентов — источников информации, условий протекания коммуникации, социального состава аудитории и, языка как средства коммуникации. Дополненные автором шунты в каналы прямой и обратной связи позволили реальные системы коммуникации, построенные на основе такой модели, сделать более устойчивыми в работе, а также защищенными при появлении серьезных препятствий на пути прохождения информации или же при полном разрыве коммуникационных каналов. Такие шунты представляют собой каналы коммуникации, включенные параллельно основным, но не работающие в нормальном режиме работы коммуникационной системы, а вступающие в действие при нарушении работы каналов прямой или обрат-
ной связи, приводящей к состоянию невозможности продолжать в дальнейшем осуществлять намеченные коммуникации.
Политическую семиотическую коммуникацию (осуществляемую с помощью языка), следует понимать как обмен действиями. Целенаправленные слова и речи, с помощью которых изменяется существующее положение вещей, можно рассматривать как разновидность социального действия. Суть коммуникативной же политической деятельности заключается в изменении поведения объекта коммуникации путем привлечения для участия в коммуникативном процессе других индивидов. Сегодня политическая коммуникация формирует политический мир, функционирующий по своим законам.
Известный американский политолог М. Эдельман считает, что вся политическая жизнь есть создаваемая с помощью языка специфическая конструкция. В ней каждый значимый политический факт, описание каждого политического события или отношение к политической фигуре неизбежно содержат в себе интерпретации участников и наблюдателей политического спектакля, зависящие от их идеологических и психологических особенностей. То есть политический факт может восприниматься по-разному различными людьми, но это не может быть основанием для конструирования практических моделей коммуникации в политической сфере.
Политическая коммуникация осуществляется различным способом, в частности, посредством направления политических сообщений конкретным людям, сообществам. Сообщения могут выглядеть как констатация фактов, вызывающих заинтересованное отношение публики к ним, или как разъяснение смысла событий. Политическая коммуникация в большей степени осуществляется как вертикальная нисходящая коммуникация. Инициатором сообщений (коммуникатором), как правило, является лидер или политическая организация. Субъект коммуникации владеет механизмом формирования и распространения информации.
Смысловой аспект политической коммуникации включает взаимодействие субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление и удержание. Он реализуется путем целенаправленной передачи и избирательного приема информации, без чего невозможно движение политического процесса. Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: а) технологические сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между элементами политической коммуникационной системы).; б) информативные (реальные или вымышленные сведения, несущие основную смысловую нагрузку передаваемых сведений); в) побудительные (вызывающие желание или понимание в необходимости каких-либо действий в соответствии с содержанием полученной информации).
Коммуникация лидера с политической средой динамична и разнообразна. Лидер постоянно борется за сохранение своей позиции. Однако лю-
ди, окружающие лидера (целевая аудитория лидера) могут изменить свое отношение к лидеру и даже могут определить другого лидера. На отношение личности к своему лидеру влияют его потребности, мотивы, политические убеждения, межличностные отношения и др.
У политического лидера кроме лингвистических средств воздействия имеются и другие возможности оказания влияния на реципиента. Ими могут быть занимаемая официальная позиция, средства поощрения и наказания. Охваченные влиянием лидера люди, принявшие его идеологию и программу действия, формы и методы работы, превращаются в последователей. Они также могут иметь свои возможности влияния на лидера. В частности, они могут соглашаться или не соглашаться с какими-то действиями, заявлениями лидера. Соответственно последователи могут совершать свои частные действия, игнорируя мнение лидера, оставаясь в целом под его влиянием. Реакция последователей на действия лидера может осуществляться и в пассивной форме - например, не оказание поддержки, не выступление против курса оппонента, равнодушие к каким-либо акциям, организуемым лидером.
Лидер, для сохранения и развития отношений со своими сторонниками, должен правильно построить систему коммуникаций с ними. Оптимально выстраивая коммуникативные модели, лидер постоянно должен конструировать свой образ и вначале доводить его до ближайшей общественности, а по возможности и до более широкой аудитории. Для того, чтобы оказать управляющее воздействие на те или иные элементы политической сферы (электорат, общественное мнение и т.д.) политический лидер должен воспользоваться всеми имеющимися ресурсами).
Различные авторы выделяют три основные группы таких ресурсов:
Средства влияния, не зависящие не столько как от действия самого лидера, как от его официального статуса, положения в обществе. К ним относятся должностная власть, включающая власть поощрения и власть наказания. Эта власть реализуется через предоставление каких-либо полномочий и преимуществ в социальной иерархии, материальных благ и др. Любой формальный лидер получает средства контроля над распределением различных ресурсов, имеет в распоряжении определенные средства, а также применения силы закона или традиции.
Средства влияния, непосредственно зависящие от личности лидера. К этим средствам можно отнести влияние личности (благодаря своим качествам, поступкам, биографии и т.п.). Эти средства также включают имиджевые характеристики лидера. Политические лидеры для общественности являются символами добра или зла. От того, как они смогут достичь конкретного результата, воздействовать на публику личным примером, во многом зависит отношение к ним общественности.
Массовая политическая коммуникация — вид коммуникации, осуществляемой между субъектами политического рынка (политическая организа-
ция, деятель) и населением (чаще всего с ее частью, представляющей электорат) с целью побудить людей к тому или иному типу политического поведения. По своему определению она подразумевает взаимодействие с общностью людей. Массовая коммуникация не однозначна при воздействии на конкретного человека. Она включает социальные связи, которые и доводят направленное на человека сообщение до конца.
Политические коммуникации в большей мере осуществляются в медиапространстве, т.е. в социальном пространстве, охватываемом средствами массовой информации. Известный (впрочем, вполне очевидный) тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» сегодня приобретает важнейшее значение - информация становится не только технологической основой коммуникации, но субъектом общественных отношений, в том числе и в политической системе общества. Или иначе сегодня владеет миром не просто тот, который владеет информацией, но одновременно и самыми оперативными и надежными каналами коммуникации, с помощью которых осуществляется обмен информацией. То есть «кто владеет информацией и коммуникацией, тот владеет миром».
Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от выполняемой ею функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов. Естественно, что в традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию: королевские указы и распоряжения, письма наместников и т. п.
Изобретение и распространение в Х1Х-ХХ вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в политике. Можно вывести прямую зависимость степени развития гражданского общества от плотности и открытости коммуникации. Ведь ее плотность порождает возможность коллективного действия, и чем плотнее информационное сообщение между его участниками, тем действия эффективнее. Чем выше приведенные характеристики, тем эффективнее общественное управление политическими процессами.
Одним из признаков, лежащих в основе политических движений и коммуникаций, является отношение к собственности. Политическая коммуникация выступает своеобразным инструментом реализации политических целей. Политические коммуникации появляются с появлением самой политики. В период 11-ой Мировой Войны система политических коммуникаций была нацелена на выяснение внутренней структуры сущности своих противников. Для этого развивалась система представлений, налаживался информационный обмен, передавалась политическая информация - как сторонни-
кам, так и противникам. Такая информационная деятельность требовала структурированности политической информации, а, следовательно, нужны были исследования - социологического, статистического и т.д. характеров -о мнениях, отношениях людей к стране, врагу и т.д.
Для оптимизации политических коммуникаций начинают активно использовать диагностику (комплексная характеристика исследуемого объекта). Задача диагностики - определить структуру коммуникационной системы, включая элементы ранжирования, варианты реакции элементов структуры при различных внешних воздействиях.
Политическая коммуникация, с одной стороны, подчиняется общим законам коммуникации, с другой - имеет специфическую обусловленность своим предметом, т.е. своей политической основой. Любые политические коммуникации вписываются в общую коммуникационную формулу. Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, по образному выражению французского политолога Ж.М. Коттрэ, со значением кровообращения для организма человека.
Развитие средств политической коммуникации позволяет увеличивать количество пользователей, а также увеличивать субъектам политики свою политическую конкурентоспособность. Субъекты политики шире начинают использовать опросы для управления политическими коммуникациями.