Научная статья на тему 'Политическая коммуникация регионального парламента (на примере Волгоградской областной Думы)'

Политическая коммуникация регионального парламента (на примере Волгоградской областной Думы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL COMMUNICATION / ПАРЛАМЕНТ / PARLIAMENT / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА / THE VOLGOGRAD REGIONAL DUMA / СМИ / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комбаров Юрий Николаевич

В статье анализируется политическая коммуникация Волгоградской областной Думы на примере законодательных актов. Наступление эры информационного общества означает появление новых условий государственной политики, где информации придается важнейшее значение. Информация начинает выступать своеобразным капиталом, способным конвертироваться в ключевые политические позиции, а в условиях современного общества данное свойство информации обладает особой ценностью. Политическая коммуникация становится важнейшим условием безопасности правящих элит, что и определяет их повышенное внимание к информационному обмену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Комбаров Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая коммуникация регионального парламента (на примере Волгоградской областной Думы)»

POLITICAL SCIENCES

POLITICAL COMMUNICATION OF THE REGIONAL PARLIAMENT

(ON THE EXAMPLE OF THE VOLGOGRAD REGIONAL DUMA) Kombarov Yu.N. (Russian Federation) Email: Kombarov426@scientifictext.ru

Kombarov Yuriy Nikolayevich - Undergraduate, DEPARTMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION AND POLITICAL SCIENCE, VOLGOGRAD INSTITUTE OF MANAGEMENT - RANEPA, VOLGOGRAD

Abstract: the article analyzes the political communication of the Volgograd Regional Duma on the example of legislative acts. The advent of the era of the information society means the emergence of new conditions of state policy, where information is given the most important significance. Information begins to act as a kind of capital that can be converted into key political positions, and in the conditions of modern society, this property of information is of particular value. Political communication is becoming an essential condition for the security of the ruling elites, which determines their increased attention to information exchange. Keywords: political communication, parliament, the Volgograd Regional Duma, mass media.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО

ПАРЛАМЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ) Комбаров Ю.Н. (Российская Федерация)

Комбаров Юрий Николаевич - магистрант, кафедра государственного управления и политологии, Волгоградский институт управления (филиал) Российская академия народного хозяйства и госслужбы, г. Волгоград

Аннотация: в статье анализируется политическая коммуникация Волгоградской областной Думы на примере законодательных актов. Наступление эры информационного общества означает появление новых условий государственной политики, где информации придается важнейшее значение. Информация начинает выступать своеобразным капиталом, способным конвертироваться в ключевые политические позиции, а в условиях современного общества данное свойство информации обладает особой ценностью. Политическая коммуникация становится важнейшим условием безопасности правящих элит, что и определяет их повышенное внимание к информационному обмену.

Ключевые слова: политическая коммуникация, парламент, Волгоградская областная Дума, СМИ.

Наступление эры информационного общества означает появление новых условий государственной политики, где информации придается важнейшее значение. Информация начинает выступать своеобразным капиталом, способным конвертироваться в ключевые политические позиции, а в условиях современного общества данное свойство информации обладает особой ценностью. Политическая коммуникация становится важнейшим условием безопасности правящих элит, что и определяет их повышенное внимание к информационному обмену.

Политическая коммуникация, как подчеркивал американский политолог Л. Пай в широком смысле «подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от

элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику» [1].

Поэтому важно построение систем коммуникации, обеспечивающих конструктивный диалог властных структур и общества с целью придания легитимности и стабильности государственному строю. При этом следует подчеркнуть особое место в системе органов государственного управления, которое занимают региональные власти, находящиеся ближе к электорату, чем федеральные структуры, и отвечающие за развитие отдельных субъектов федерации.

В 2009 году Государственной Думой был принят закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [2], целью которого является обеспечение открытости деятельности органов власти. Согласно данному закону основными задачами являются: комплексное повышение качества официальных сайтов государственных и муниципальных органов; своевременное и достоверное информирование о деятельности органов власти.

Важность парламента как источника информации определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, тем, что важнейшей функцией парламента является законодательная деятельность в сферах, которые касаются всех граждан. Во-вторых, одной из родовых черт парламентаризма является народное представительство, и в этом смысле парламента выступает как совокупность мнений общества по тем или иным вопросам. В-третьих, в современной России парламент является едва ли не единственным истинно публичным институтом власти. При этом под публичностью понимается открытость обсуждения и принятия того или иного властного решения.

По итогам исследования, проведенного организацией «Инфометр», сайт Волгоградской областной Думы в 2016 году занял 6 место из 85 по информационной открытости [3]. Задачи, которые стояли при проведении аудита открытости региональных парламентов:

- соблюдают ли региональные законодательные органы требования к размещению информации на официальных сайтах;

- освещают ли они процесс и результаты своей деятельности;

- какие категории информации размещаются на сайтах активнее всего, а какие -наоборот;

- размещают ли парламенты информацию в форме открытых данных [4].

На сегодняшний день, практически все государственные структуры заявляют о своей открытости перед гражданами, для чего в них образуются подразделения по связям с общественностью. Функции данных служб и отделов утверждаются в соответствующих положениях о службах связей с общественностью властных структур субъектов Российской Федерации [5, с. 211].

Важно иметь продуманный, отлаженный механизм взаимодействия органов власти с общественностью и СМИ, опирающийся на разработанную комплексную коммуникационную стратегию. Имидж парламента как института власти зависит от персонального состава законодательного органа, от созданного аппарата, который обеспечивает поддержку депутатской работы. Насколько эффективно работает данная схема, рассмотрим на примере парламента Волгоградской области.

Отдел информационного обеспечения Волгоградской областной Думы делится на три сектора: информации и аналитики, информационных технологий и пресс-службы [6].

Деятельность отдела условно разделена на несколько основных направлений:

- мониторинг и аналитика политической, социальной и экономической ситуации в области;

- организация взаимодействия с политическими партиями, СМИ и органами местного самоуправления;

- реализация собственных медиапроектов;

- разработка вспомогательной, сопроводительной информационной продукции -полиграфических материалов.

Таким образом, деятельность отдела информационного обеспечения Волгоградской областной Думы представляет собой систему полного организованного цикла по связям с общественностью. Вначале - мониторинг ситуации и донесение информации до депутатов. Депутаты, основываясь на этой информации, вносят изменения в законы области, разрабатывают целевые программы, принимают постановления, способствующие повышению качества жизни населения. Отдел информирует об этой деятельности граждан через официальный сайт и СМИ, тем самым стимулируя их активное взаимодействие с органами власти и депутатами.

Региональный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Волгоградской области» [7], принятый 17 июня 2010 года, предусматривает опубликование государственными органами Волгоградской области информации о своей деятельности в СМИ; обеспечение доступа к документам и материалам, как по письменным запросам, так, например, и через сайт Волгоградской областной Думы.

Помимо вышеперечисленного, в муниципальных, региональных и федеральных средствах массовой информации публикуются комментарии и интервью на актуальные темы. Кроме этого, депутаты Регионального парламента выступают на теле- и радиопрограммах по вопросам, имеющим общественную значимость.

Процесс формирования представительных органов власти напрямую связан с электоральным поведением граждан, с их политическим сознанием и политической культурой. Этим объясняется потребность власти коммуникативно влиять на установки своих сограждан в отношении к тем или иным политическим субъектам. Поэтому СМИ - это и посредник в общей системе управления коммуникациями, необходимый для диалога с общественностью, влияния на ее интересы и потребности. Соответственно они располагают большими возможностями в области политических манипуляций и в воздействии на массовое сознание - путем формирования общественного мнения.

Таким образом, взаимосвязь регионального парламента и гражданского общества, осуществляющаяся с помощью политической коммуникации - одно из важнейших направлений совершенствования деятельности представительной власти, эффективность которой определяется, наряду с другими факторами, информационным обеспечением диалога между властными структурами и общества.

Список литературы /References

1. Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions. Oxford. New York, 1987. P. 442.

2. ФЗ РФ от 21.01.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102127629/ (дата обращения: 06.04.2017).

3. Информационная система «Инфометр», 2016: Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ на 28.03.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://system.infometer.org/ru/monitoring/348 rating/ (дата обращения: 01.04.2017).

4. Информационная система «Инфометр». Информационная открытость региональных парламентов. Результаты аудита - 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infometer.org/analitika/rozv-2016/ (дата обращения: 01.04.2017).

5. Григоренко Н.И., Минаева Л.В. Коммуникационная политика региональных законодательных органов власти // Государственное управление. Электронный вестник, 2014. № 42. С. 209-224.

6. Положение об аппарате Волгоградской областной Думы от 28.12.2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://volgoduma.ru/structure/apparat/polozhe nie-ob-apparate.html/ (дата обращения: 25.03.2017).

7. Закон Волгоградской области от 17 июня 2010 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Волгоградской области». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/zakony-i-postanovlemya/obsMe-voprosy-administrativno-politicheskogo-ustroystva/1912--2061-25-2010-q-q.html/ (дата обращения: 27.03.2017).

Список литературы на английском языке /References in English

1. Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions. Oxford. New York, 1987. P. 442.

2. FZ RF ot 21.01.2009 g. [Federal Law of the Russian Federation of 21.01.2009.] «Ob obespechenii dostupa k informacii o dejatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravlenija» [On providing access to information on the activities of state bodies and local authorities]. [Electronic resource]. URL: http://pravo.gov.ru/prohy/ips/?docbody=&nd=102127629 (date of access: 6.04.2017) [in Russian].

3. Informacionnaja sistema «Infometr» [Informational system "Infometr"], 2016: Zakonodatel'nye (predstavitel'nye) organy gosudarstvennoj vlasti subektov RF na 28.03.2016 g. [2016: Legislative (representative) bodies of state power of the subjects of the Russian Federation as of March 28, 2016.] [Electronic resource]. URL: http://system.infometer.org/ru/monitoring/348/rating/ (date of access: 01.04.2017) [in Russian].

4. Informacionnaja sistema «Infometr» [Informational system "Infometr"]. Informacionnaja otkrytost' regional'nyh parlamentov. Rezul'taty audita - 2016 [Information openness of regional parliaments. Audit Results - 2016]. [Electronic resource]. URL: http://infometer.org/analitika/rozv-2016 (date of access: 01.04.2017) [in Russian].

5. Grigorenko N.I., Minaeva L.V. Kommunikacionnaja politika regional'nyh zakonodatel'nyh organov vlasti [Communication policy of regional legislative authorities] // Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik [Public administration. Electronic bulletin], 2014. № 42. P. 209-224 [in Russian].

6. Polozhenie ob apparate Volgogradskoj oblastnoj Dumy ot 28.12.2016 g. [Regulations on the apparatus of the Volgograd Regional Duma of December 28, 2016]. [Electronic resource]. URL: http://volgoduma.ru/structure/apparat/polozhenie-ob-apparate.html/ (date of access: 25.03.2017) [in Russian].

7. Zakon Volgogradskoj oblasti ot 17 ijunja 2010 g. [Law of the Volgograd region of June 17, 2010] «Ob obespechenii dostupa k informacii o dejatel'nosti gosudarstvennyh organov Volgogradskoj oblasti» [On providing access to information on the activities of state bodies of the Volgograd region]. [Electronic resource]. URL: http://volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/zakony-i-postanovlenija/obshhie-voprosy-administrativno -politicheskogo -ustroystva/1912--2061-25-2010-ja-ja. html/ (date of access: 27.03.2017) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.