Научная статья на тему 'Политическая идентичность в контексте антропологии'

Политическая идентичность в контексте антропологии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
270
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая идентичность / антропология / political identity / anthropology

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абашин И. Г.

Рассматриваются антропологические детерминанты политической идентичности в современном пространстве самоопределения личности. Исследователи Новейшего времени, в частности, относят к ним партийные блоки и коалиции российского общества. Поэтому в контексте данной статьи предлагается интерпретация антропологических особенностей политической идентичности в рамках соответствующей им политико-философской антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political identity in the context of anthropology

This article discusses anthropological determinants of political identity in modern-mennom space self-identity. Researchers Newest time, in particular, to treat them party alliances and coalitions of Russian society. Therefore, in the context of this article is offered interpretation of anthropological features of political identity within their corresponding political and philosophical anthropology.

Текст научной работы на тему «Политическая идентичность в контексте антропологии»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 110-111.

УДК 130.3 И.Г. Абашин

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИИ

Рассматриваются антропологические детерминанты политической идентичности в современном пространстве самоопределения личности. Исследователи Новейшего времени, в частности, относят к ним партийные блоки и коалиции российского общества. Поэтому в контексте данной статьи предлагается интерпретация антропологических особенностей политической идентичности в рамках соответствующей им политико-философской антропологии.

Ключевые слова: политическая идентичность, антропология.

В последние годы при осмыслении различных политических явлений современные антропологи уделяют внимание неинституционализированным ситуативным видам политики, ее символическим и игровым формам. Особенно это касается отдельных групп и коллективов, т. е. партий, с которыми прямо или косвенно соотносят себя граждане современного общества. Эти процессы исследуются специалистами как конструирование партиями различных блоков и коалиций [1]. Поэтому политическая идентичность в данной статье рассматривается в русле этого наиболее актуального направления исследований.

Его анализ можно начать с положений В.Б. Авдеева [2]. Он полагает, что все партии следуют принципу комплементарности. Люди, озабоченные политикой, сбиваются в стаю подобных людей, имеющих идентичную антропологическую матрицу. Например, лозунги партий и блоков подобны брачному крику определенной зоологической особи. Плакаты, программы и партийная агитация соответствуют цветному хвосту павлина во время брачного танца. Поэтому в политике важна не идея общественного развития, а ритуал.

Доказательством этого для Авдеева является теория Л. Вольтмана. Ее революционность он видит в создании расовой философии в противовес историзму. Важны не общечеловеческие ценности в параграфах различных конституций, а жизнеспособность конкретной культуротворящей расы. Она выражается посредством «расовой энергии», в ее исторических перспективах как антропологически цельного вида. Следовательно, Вольтман объяснил историко-политические факторы биолого-антропологических явлений, сокрушил марксизм, либерализм, христианство и другие расово нечистые догмы. Однако российский исследователь в теории Вольтмана сам «соединяет» исторические аспекты с принципом расовой философии, опровергая тем самым теорию своего кумира.

Реальный анализ партийных коалиций, казалось бы, можно предложить в русле современной религии. А.Н. Кольев считает, что в 19951996 гг. партии можно было делить по группам [3]. Демократические партии не упоминали религии в своих программах либо упоминали о ней вскользь. В другом случае они, напротив, подчеркивали свою «межконфессиональность».

В 1996-1997 гг. положение изменилось. Упадок доверия общества к партиям породил его моду на православие. Православная церковь стала вызывать заинтересованность партий, стремящихся использовать религию для повышения рейтинга, увеличения количества голосов избирателей. Наряду с мелкими экстремистами, превращающими православие в подобие политической идеологии, возникали политики с видимостью их

© И.Г. Абашин, 2015

Политическая идентичность в контексте антропологии

111

«симфонии» с религией. К выборам партии стали разрабатывать патриотическую символику и риторику. Консервативные идеи в сочетании с религией овладевали умами людей. Их проводником стали популярные обсуждения концепции национальной безопасности и интересов.

Ю.В. Рябых добавляет: предвыборные кампании в начале 2000-х гг. показали, что попытка партийно-церковного взаимодействия в российском социуме оказалась не очень удачной [4]. Определенная поддержка церковью кандидатов или партий только иногда способствовала достижению ими положительного результата выборов. Очевидно, поэтому в начале XXI в. политическая идентичность стала переоформляться в виде политических, а не религиозных партийных блоков и коалиций. В 2011 г. появился блок «партийных и беспартийных» сторонников «Единой России» - Общероссийский народный фронт. Он образовался для притока новых лиц и свежих идей в эту партию. Он включает Союз женщин России, Российский союз ветеранов Афганистана, Союз пенсионеров России, Межрегиональную общественную организацию автомобилистов «Свобода выбора».

В противовес этому другие политические силы заявили, что создают свои анало-

ги. Поэтому Союз казаков России и Российский общенародный союз объединились в национально-патриотический фронт «Державный союз России». КПРФ также пригрозила собрать оппозицию действующей власти в политическую силу - Народное ополчение.

Таким образом, правомочность выделения исследователями в качестве антропологического признака политической идентичности партийных блоков и коалиций представляется недостаточно обоснованной. Новейшая история российского общества демонстрирует наличие таких блоков на базе партийных идеологий, а не атрибутов архаичного общества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Тишков В. А. Новая политическая антропология // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 4. С. 68-74.

[2] Авдеев В. Б. Метафизическая антропология. М., 2002. URL: http://royallib.com/book/avdeev_ vladimir/metafizicheskaya_antropologiya.html.

[3] Кольев А. Н. Политическая мифология. М.,

2003. 383 с.

[4] Рябых Ю. С. Политические партии России и Русская православная церковь // Свободная мысль - XXI. 2004. № 1. С. 15-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.