Научная статья на тему 'Политическая и социальная сатира в творчестве Оноре Домье'

Политическая и социальная сатира в творчестве Оноре Домье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
Оноре Домье / социальная сатира / социальная сатира / творчество Оноре Домье / сатира в искусстве / вагон третьего класса / Honore Daumier / social satire / Social satire / the work of Honore Daumier / satire in art / third-class carriage

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тянь Юйхань

Целью данной статьи является рассмотрение политической и социальной сатиры в творчестве Оноре Домье. Несмотря на свою популярность в исследовательской среде, не только политическая карикатура заслуживает внимания в его творчестве. Многочисленные работы Домье по литографии и акварели значительно превзошли его живопись и скульптуру. Однако его работы в каждой среде имеют свои особенности, от разумного использования цвета в живописи и акварели и эмоционально выразительной грубости его скульптурных форм до блеска, с которым он использует диапазон тонов, а также экстремальные контрасты светлого и темного в своих черно-белых литографиях. Диапазон его влияния также широк: по утверждениям исследователей, его творчество и его часто противоречивая социальная и политическая критика оказали влияние на таких разных художников, как Константин Менье, Гюстав Курбе, Эдгар Дега, Эдуард Мане и Анри Матисс, а также на его современников, таких как Жан-Батист-Камиль Коро и Жан-Франсуа Милле. На сегодняшний день живописные работы, акварели и рисунки Домье, созданные не под заказ и не получившие оценки современников, открывают еще немало направлений для изучения, а также актуализируют вопрос о взаимодействии его графики и живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and social satire in the works of Honore Daumier

The purpose of this article is to examine political and social satire in the work of Honoré Daumier. Despite its popularity in the research environment, not only political caricature deserves attention in his work. Daumier’s numerous works in lithography and watercolors have significantly surpassed his paintings and sculptures. However, his work in each medium has its own characteristics, from the judicious use of color in painting and watercolor and the emotionally expressive coarseness of his sculptural forms to the brilliance with which he uses a range of tones, as well as extreme contrasts of light and dark in his black and white lithographs. The range of his influence is also wide: his work and his often controversial social and political criticism are said to have influenced artists as diverse as Constantin Meunier, Gustave Courbet, Edgar Degas, Edouard Manet and Henri Matisse, as well as his contemporaries such as Jean-Baptiste-Camille Corot and Jean-Francois Millet. To date, paintings, watercolors and drawings by Daumier, created not to order and not appreciated by contemporaries, open up many more areas for study, as well as actualize the issue of the interaction of his graphics and painting.

Текст научной работы на тему «Политическая и социальная сатира в творчестве Оноре Домье»

Тянь Юйхань

Магистрант Факультета искусств. Санкт-Петербургский государственный университет.

Политическая и социальная сатира в творчестве Оноре Домье*

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение политической и социальной сатиры в творчестве Оноре Домье. Несмотря на свою популярность в исследовательской среде, не только политическая карикатура заслуживает внимания в его творчестве. Многочисленные работы Домье по литографии и акварели значительно превзошли его живопись и скульптуру. Однако его работы в каждой среде имеют свои особенности, от разумного использования цвета в живописи и акварели и эмоционально выразительной грубости его скульптурных форм до блеска, с которым он использует диапазон тонов, а также экстремальные контрасты светлого и темного в своих черно-белых литографиях. Диапазон его влияния также широк: по утверждениям исследователей, его творчество и его часто противоречивая социальная и политическая критика оказали влияние на таких разных художников, как Константин Менье, Гюстав Курбе, Эдгар Дега, Эдуард Мане и Анри Матисс, а также на его современников, таких как Жан-Батист-Камиль Коро и Жан-Франсуа Милле.

на сегодняшний день живописные работы, акварели и рисунки Домье, созданные не под заказ и не получившие оценки современников, открывают еще немало направлений для изучения, а также актуализируют вопрос о взаимодействии его графики и живописи.

Ключевые слова: Оноре Домье, социальная сатира, социальная сатира, творчество Оноре Домье, сатира в искусстве, вагон третьего класса.

Tian Yuhan

Graduate student of the Faculty of Arts. St. Petersburg State University.

Political and social satire in the works of Honore Daumier

Abstract. The purpose of this article is to examine political and social satire in the work of Honoré Daumier. Despite its popularity in the research environment, not only political caricature deserves attention in his work. Daumier's numerous works in lithography and watercolors have significantly surpassed his paintings and sculptures. However, his work in each medium has its own characteristics, from the judicious use of color in painting and watercolor and the emotionally expressive coarseness of his sculptural forms to the brilliance with which he uses a range of tones, as well as extreme contrasts of light and dark in his black and white lithographs. The range of his influence is also wide: his work and his often controversial social and political criticism are said to have influenced artists as diverse as Constantin Meunier, Gustave Courbet, Edgar Degas, Edouard Manet and Henri Matisse, as well as his contemporaries such as Jean-Baptiste-Camille Corot and Jean-Francois Millet.

To date, paintings, watercolors and drawings by Daumier, created not to order and not appreciated by contemporaries, open up many more areas for study, as well as actualize the issue of the interaction of his graphics and painting.

Key words: Honore Daumier, social satire, Social satire, the work of Honore Daumier, satire in art, third-class carriage.

* © Тянь Юйхань, 2024.

Политическая и социальная сатира в творчестве Оноре Домье

оноре Домье использовал свои навыки литографа, чтобы высмеивать французское правительство и общество. В юности он даже попал в тюрьму за карикатуру на французского короля. Чрезвычайно продуктивный художник,

он сделал почти 4000 гравюр, прежде чем ослеп. он также был талантливым художником и скульптором, но в основном эти работы стали известны после его смерти.

После французской революции

LES POIRES,

faire* i 11 çOil# d'aiaijti «Je fuil par fr difuctrrir lu I^BiCatijue

Vendues pour payer les 6,000 fr. d'amende du journal 5e Charivari.

Sot !a d*untide d'eu (fruûj dOijiW d'abonné do* dfpartc-ïneti», noQg ilûûuocLs tùioUrd'Iiut iUm le VuxrÎMri lai ptoirei i|tn •ariJrtiaC * Mlrq dÈ&iuc , dam L'allJttW OU Id Cario&lUre ftl conJirnurf j its mois de iirî*ù«i et i.ooù.fr> d'amende

Sifpoor rcconoaitr* le monarque duat udc cjritaiar*,,Toua n'aueodtf pasqu'il tari d&ign« acbcrocnt (pia par la reajcmbJance, vutis iojiibcre2 dam raZnanfr \oytj ce* «oqtjls lofera ci, ail; quel) ('aurais p<?ut-èCredû borner ma défeosr •

Ce crcqnb r*a»etable à Loua-Philippe, *ûb» conilaaioere*, doue '

Pu» condamner ccl antre, qm ressemble »о iecood.

Et Afin, si vous ¿1rs cobs£queA», voua вдыомх abeoodr* aile poire, qui iси«.-«able aa» croquis prioWics

Ainri, pcrjr noepoire> poor им brioche. et pour loatte I a leles nrvtesqcci dams l«quelles Uawrd 00 la aara pUai <eu«

triilfl rtastanblance, voiis роогтег infligiT h Га n tear dftfj Utt de prison ot Cinq jfiJlJe fraaca il'amcnde!' Атоеед, Меяцздпц que e'esl ii aae tingulifr« liberlv de Ь prntw 1

Рисунок 1. Карикатура и реалистическая литография оноре Домье «Пуа-ры», 1831 год.

Оноре Домье приобрел известность как карикатурист французской политики и общества 19 века. Его решительное внимание к слабостям Франции 19-го века делает его единственным художником, который ближе всего подходит к обобщению этой части французской истории. Вынужденный бросить школу в возрасте 12 лет, Оноре Домье всю жизнь питал симпатию к бедным. К сожалению, он так сильно сочувствовал им, что умер в долгах и был похоронен в могиле нищего.

Оноре Домье жил в эпоху драматических политических, экономических и социальных потрясений. При его жизни произошло пять крупных изменений в правительстве, поскольку его соотечественники боролись с послед-

ствиями Французской революции 1789 года. В это время также происходила Промышленная революция, которая нанесла удар по старому общественному порядку, создав в процессе совершенно новый класс обедневших промышленных рабочих. На этом фоне Оноре Домье использовал свое искусство в качестве язвительного социального комментария.

Начиная с 1829 года, он начал создавать свои собственные литографские карикатуры и подражал стилю таких популярных художников, как Николя-Туссен Шарле (1792-1845), Шарль-Жозеф Травиес (1804-1859) и Анри Монье (1799-1877), самого известного французского карикатуриста. Несмотря на это, он оставался непри-

i; а

iVUt'n lltt*' .kurtmJ ■

Masques cie i85I.

-JsUttlMi

Рисунок 2. Литография «Маски 1831 года» Оноре Домье, реалистическая литография 1831 года.

знанным в период, когда мир искусства был насыщен художниками-реалистами. Однако то, что в конечном итоге выделило Домье как литографа, было его новаторским использованием сатиры, комическим гением и склонностью к монументальной стилизации, что и сделало его таким популярным политическим сатириком.

Вместе с Шарлем Филипоном, который издавал юмористические журналы, где публиковались политические карикатуры и социальная сатира, оноре Домье разработал самую сатирическую эмблему июльской монархии: la poire (груша). Шарль Филипон был режиссером и главным сценаристом La Caricature в 1830 году, но вскоре был вынужден уйти из бизнеса из-за предательского характера образов Луи-Филиппа. Груши Домье были созданы по эскизу Филлипона, где он изобразил Луи-Филиппа с подчеркнутыми скулами (рис. 1).

При продолжительных корректировках лицо короля стало напоминать распустившуюся грушу. Изображение короля в виде пуаре было воспринято как оскорбление, потому что образы, связанные с грушей, обязаны своей мощью сленговому значению: придурок, которое очень быстро прижилось в монархии и аристократии.

В том же году были опубликованы «Маски 1831 года» и другие изображения грязных политиков и короля Пуа-ре.

Литография оноре Домье «Маски 1831 года» была опубликована в журнале La Caricature и изображала Луи Филиппа в виде «призрачного пуаре» в окружении его недавно назначенных министров. один из способов интерпретации «призрачного пуаре» заключается в том, что Людовик был не более чем номинальным главой: безликим,

безгласным и полностью неподвластным своим министрам. Министры изображены в масках, чтобы передать их истинную сущность. Оноре Домье подчеркивал лицемерную натуру и лживые манеры тех, кто правил от имени короля, показывая их как маски, а не как людей. «Маски 1831 года» во многом отражают его ранние работы, в которых почти исключительно фигурировала портретная живопись. Домье не только создавал карикатуры для филипона, но и уделял особое внимание политическим карикатурам, таким как «Гаргантюа». Карикатура Домье на короля Луи Филиппа под названием «Гаргантюа» была опубликована в декабре 1831 года. В феврале 1832 года он предстал перед судом по обвинению в «разжигании ненависти и неуважения к правительству и оскорблении короля» и был приговорен к шести месяцам тюремного заключения со штрафом в 500 франков. однако в то время его приговор был отсрочен, и Домье вернулся к работе, где продолжал создавать провокационные и антагонистические литографии для газет.

Картины Домье в высшей степени оригинальны, как по своему стилю, так и по сюжетам, которые они представляют. он создал картину морали и нравов (la peinture de moeurs), изображающую повседневную жизнь на острове Сен-Луи и его набережных, например, играющих в воде детей, одного из которых вернули родителям после несчастного случая; лошадей, покидающих корыто с водой; прачек, устало возвращающихся домой. поднимающиеся по лестнице с реки или борющиеся с ветром со своими узлами в руках; выпивохи в пабе; каменщики на эшафоте. Его взволновал театр, затем железные дороги, которые он использовал как средство показа галерей лиц, столь же мощных по своему

влиянию, как лица Ventre législatif («Законодательное чрево» или «Мерзкий орган законодательной власти»). Ранее Дворец правосудия предоставил ему возможность нарисовать своих впечатляющих юристов. Затем он отправился в Вальмондуа, на окраине Парижа, и изобразил деревенские пейзажи. Большая часть его живописи была посвящена мастерским художников - не студиям изученной живописности, а тем, где художники занимались созданием произведений искусства.

Эти сюжеты снова встречаются в его литографиях, наряду с актуальными сюжетами, такими как морские курорты, охота и зимние сцены, которые, будучи заказанными, казалось, вдохновляли его меньше. Таким образом, он перенес в свою живопись то, что до тех пор относилось к области карикатур на мораль и нравы.

Между 1841 и 1843 годами журнал Le Charivari опубликовал серию из 50 литографий Оноре Домье под названием «Древняя история». Изображения в книге обновили классические темы, такие как противостояние традиции и современности, в дополнение к описанию персонажей того времени с помощью непристойных коннотаций и политических провокаций. Когда Оноре потеряла зрение, он оставил литографию, чтобы больше посвятить себя живописи, выполняя прямые и слегка отретушированные линии.

«Вагон третьего класса» (фр. Le Wagon de troisième classe) - название картины маслом, выполненной французским художником Оноре Домье. В реалистичной манере Домье изображает бедность и силу духа пассажиров из рабочего класса в железнодорожном вагоне третьего класса (рис. 3).

Рисунок 3. Вагон третьего класса (1862-1864) Оноре Домье.

Художник Оноре Домье передал влияние индустриализации на современную жизнь в Париже середины 19 века. Будучи злостным карикатуристом на буржуазию и политиков, он намеревался сделать это, запечатлев тяжелое положение рабочего класса в тихие моменты их повседневной жизни. Семья, сидящая вместе в вагоне третьего класса, успешно демонстрирует сочувствие Домье к бедным и опускает сатиру.

созданная в 19 веке, картина хорошо отражает французское общество под влиянием промышленной революции. Транспортная отрасль стала одним из наиболее значительных изменений, особенно с изобретением Уильямом Томасом Уолтерсом железной дороги, позволившей людям соединяться с разными местами за короткий промежуток времени. «Вагон третьего класса» наглядно демонстрирует эту отличительную черту индустриализации: Домье изобразил пассажиров, теснящихся в вагоне, что свидетельствует о высоком спросе на перевозки в Париже в то время.

Картина также раскрывает многие социальные проблемы Франции 19 века. Поскольку фабрики строились в основном в крупных городах, урбанизация привела к тому, что люди переезжали из деревень в большие города в поисках работы. Фигуры в вагоне третьего класса - это, возможно, те, кто полагался на свои физические навыки, путешествуя в города в поисках работы, после того как их заменили машины на фермах. Помимо урбанизации, бедность и перенаселенность также показаны на картине через грязную одежду семьи и переполненный маленький вагон.

Французская социальная иерархия в 19 веке также проиллюстрирована на картине. Вагон третьего класса в основном изображает рабочий класс в обще-

стве. На самом деле эта картина является частью серии картин Домье, состоящей из трех частей, включая вагон первого класса и вагон второго класса. В вагоне второго класса находятся пассажиры среднего класса, а общая картина более яркая и просторная. Домье делает очевидным, что люди этого социального класса имеют больше контроля над своей судьбой, рисуя пассажиров ближе к окну. В вагоне третьего класса Домье изображает высший социальный класс в розовом стиле, используя пастельные тона. Различия между тремя картинами хорошо отражают разрыв в благосостоянии во Франции после промышленной революции - в то время как владельцы стали богаче в результате индустриализации, эксплуатировалось больше работников, что привело к серьезной поляризации в классовом делении между высшим и низшим классами.

Рассматривая различные характеристики вагона третьего класса, зрители могут легко заметить, что высокодета-лизированный задний план занимает больше места, чем передний план. По одежде они могут предположить, что фигуры на заднем плане принадлежат к относительно высокому социальному классу. Эти люди оживленно разговаривают между собой, но не вступают в контакт с четырьмя центральными фигурами на картине, сидящими в противоположном направлении, - кормящей матерью, пожилой женщиной, спящим мальчиком и младенцем.

Для Эдгара Дега, другого влиятельного художника того периода, который сам использовал железнодорожные образы в своих работах, «Вагон третьего класса» был источником вдохновения. сцена на картине отсылает к той, которую он воссоздал в своей собственной гравюре под названием «Вагон третьего класса», написанной десять лет спустя в

1876 году. Обе работы исследуют классицизм, присущий инфраструктуре общественного транспорта.

сегодня «Вагон третьего класса» находится в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке и служит важным комментарием к тому, как критически важный доступ к надежному транспорту по-прежнему напрямую связан с различными проявлениями неравенства, исторически причиняемыми массовому маргинализированному населению во всем мире.

Хотя он вел скромную жизнь вдали от Парижа, в бедности и долгах, с ослабевшим зрением, в последние годы и месяцы его жизни начало проявляться некоторое запоздалое признание дела всей его жизни. Вторая Французская империя намеревалась наградить Домье орденом Почетного легиона; однако он благоразумно отказался, посчитав, что это несовместимо с его политическими идеалами и творчеством. Французская Третья республика снова предложила Домье орден Почетного легиона, и снова он отказался, хотя позже ему была назначена пенсия в размере 200 франков в месяц (2400 в год) в 1877 году, которая была увеличена до 400 в месяц (4800 в год) в 1878 году. Круг его друзей и почитателей организовал большую выставку его картин в галерее Дюран-Рюэля в Париже. Хотя публика время от времени видела полотна в салонах, это был первый раз, когда был представлен полный объем и диапазон работ Домье. Это был не тот финансовый успех, на который надеялись его друзья, но он был очень хорошо принят как публикой, так и критиками и стал решающим поворотным моментом в восприятии Домье как важного художника. Он умер несколько месяцев спустя, 11 февраля 1879 года.

Работы Оноре Домье по-прежнему

очень актуальны сегодня и поражают нас своим реализмом, художественной выразительностью и воображением. Его рисунки, литографии, гравюры на дереве, картины и скульптуры выражают иронию, печаль, радость, а также реализм и дальновидность. В то же время его творчество демонстрирует его глубокую политическую приверженность и резкую критику монархической системы.

References

[1] Mozolevskaya I.A. Honore Daumier: the theme of street theater in the context of reflections on the fate of the artist // Bulletin of St. Petersburg University. Art history. 2015. № 1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onore-dom-ie-tema-ulichnogo-teatra-v-kontekste-razmysh-leniy-o-sudbe-hudozhnika (01.15.2024) .

[2] Honore Daumier. 1808-1879. Life and creativity / N. Yavorskaya. - Leningrad: Publishing House of the Leningrad Regional Union of Soviet Artists, 1935. 156 p.

[3] Selivanov A.O., Matyar T.I. Honore Daumier and

his era // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2014. № 8-4. P. 103-106.

[4] The World of Honoré Daumier. // URL: https:// www.daumier.org/ (01.15.2023)

Список литературы

[1] Мозолевская И.А. Оноре Домье: тема улично-

го театра в контексте размышлений о судьбе художника // Вестник Санкт-Петербургского университета. искусствоведение. 2015. № 1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onore-domie-tema-ulichnogo-teatra-v-kontekste-razmyshleniy-o-sudbe-hudozhnika (Дата обращения: 15.01.2024).

[2] Оноре Домье. 1808-1879. Жизнь и творчество / Н. Яворская. - Ленинград: Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1935. 156 с.

[3] Селиванов А.О., Матяр Т.И. Оноре Домье и его эпоха // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-4. С. 103-106.

[4] The World of Honoré Daumier. // URL: https://www.daumier.org/ (Дата обращения: 15.01.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.