ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ СИТУАЦИЯ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ И АБХАЗИИ
В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В статье анализируются сложные взаимоотношения современной Грузии с бывшими автономиями Грузинской ССР - республиками Южная Осетия и Абхазия, которые с августа 2008 г. стали признанными суверенными государствами. Этой независимости предшествовала ожесточенная политическая борьба, переросшая в войны на территории Южной Осетии и Абхазии.
Ключевые слова: политика, право, закон, Грузия, Российская Федерация, Южная Осетия, Абхазия, независимость, суверенитет, борьба, геноцид, государственность, международное право.
После распада Советского Союза, в декабре 1991 года, сложилась совершенно новая политико-правовая обстановка в Южной Осетии и вокруг нее. Республика Южная Осетия, которую не признавала и не признает политическое руководство Грузии, 21 декабря 1991 года приняла «Декларацию о независимости Республики Южная Осетия» [1, с. 18]. Это следует рассматривать как отчаянную попытку Южной Осетии вырваться из фашистско-имперских тисков Грузии. 19 января 1992 года в этой республике был проведен второй референдум, где 99 из 70 % граждан, принявших участие в голосовании, высказались за независимость своей страны и воссоединение с Россией. Политико-правовые акты руководства Южной Осетии того периода отражали желание южных осетин остаться в составе России. В ответ руководство Грузии перешло к открытой агрессии против Южной Осетии, и 6 января 1991 года в четыре часа утра 6 000 грузинских милиционеров, а также добровольцы, в том числе и осужденные преступники, выпущенные для этой цели из тюрем Грузии, вошли в столицу Южной Осетии и заняли главные городские объекты (здания МВД, парламента, горводоканал и т.д.), блокировали дороги, ведущие в Цхинвал. Фактически это следует оценивать как начало военных действий Грузии против Южной Осетии. В результате в Южной Осетии было полностью или частично уничтожено около 120 сел (Арцев, Свер, Отрев, Белот, Н. Монастер, Мамитыкау и др.). Боевые действия, развернутые Грузией на территории Южной Осетии в 1991-1992-х годах, привели к гибели более 2 000 осетин. Сотни осетин пропали без вести, а около 100 000 человек были вынуждены покинуть Южную Осетию. Превращенный в кладбище двор школы № 5 Цхинвала - яркая страница истории второго геноцида южных осетин в 1989-1992 годы.
Чудовищным актом геноцида южных осетин является преступление грузинских «соколов», 20 мая 1992 года на Зарской дороге в Южной Осетии расстрелявших колонну машин с беженцами-осетинами. В результате было убито 33 человека, среди которых 19 -это женщины, дети и старики. Зарская дорога в то время, когда Цхинвал был осажден грузинскими войсками и фактически находился в положении блокады, была «дорогой жизни», которая соединяла Южную и Северную Осетию.
К преступлениям грузинских властей против осетин в Южной Осетии можно отнести достаточно много конкретных и убедительных примеров, которые зафиксированы в различных документах, в средствах массовой информации, в воспоминаниях очевидцев и т.д. Так, 23 ноября 1989 года свыше 30 000 грузин на более чем 400 автобусах и легковых машинах двинулись в Южную Осетию, где в ее столице намеревались провести так называемый «мирный митинг» солидарности всех грузин. На самом деле это была акция устрашения южных осетин, которые, наряду с абхазами, неоднократно заявляли о необходимости установления равноправия в межнациональных отношениях на территории Грузинской ССР. Звиад Гамсахурдиа, фактический лидер грузинских национал-патриотов - наиболее радикальной части грузинской нации, неоднократно заявлял о большой опасности
абхазской и югоосетинской автономии для Грузии и грузинской нации. Так называемый «мирный поход» на Южную Осетию был организован по инициативе Звиада Гамсахурдиа и его ближайшего окружения. Следует обратить внимание и на то, что накануне этого похода распоряжением Министерства внутренних дел Грузинской ССР у населения Южной Осетии оперативно изъяли зарегистрированное охотничье оружие. Оно было передано на хранение в различные отделы УВД по Южной Осетии, а впоследствии вывезено в Тбилиси. Грузинские власти в мае 1989 года изъяли практически все служебное оружие, которое хранилось на законном основании в пределах Юго-Осетинской автономной области. Фактически высшее руководство Грузии разоружило правоохранительные органы. В этой сложной обстановке жители Южной Осетии сплотились и показали образцы политической самоорганизации, борьбы за равноправие народов, высокий дух патриотизма и преданность Советскому государству. Большинство жителей Южной Осетии участвовали в формировании добровольных дружин для защиты Южной Осетии и заявили о своей решимости бороться до конца с грузинским национал-экстремизмом.
16 декабря 1989 года с. Кехви (Чех) (село расположено в грузинском анклаве Южной Осетии) Цхинвальского района Южной Осетии наряды грузинской милиции, не подчинявшиеся властям автономной области, установили свои «особые порядки», суть которых сводилась к следующему. Милиционеры останавливали все транспортные средства (автобусы, легковые и грузовые автомашины), насильно высаживали проезжавших в них осетин, независимо от возраста, пола, состояния здоровья, занимаемой служебной должности и т. д., и передавали их в руки грузинских боевиков. Фактически к числу последних относились уголовники, выпущенные из тюрем Грузии для «мирного похода» на Цхинвал, экстремисты, различного рода герои и патриоты «свободной и демократической» Грузии. В общем, в руках боевиков оказалось около 20 осетин, которые были подвергнуты самым изощренным пыткам.
Пятимесячная блокада Цхинвала дорого обошлась южным осетинам. Более 400 человек получили тяжелые травмы, огнестрельные ранения и телесные увечья, около 10 человек были убиты. Более 2 000 граждан Южной Осетии получили статус беженцев в Северной Осетии. Экономический ущерб, причиненный Юго-Осетинской автономной области, превысил 15 млн руб. в ценах 1989 г. [2, с. 1].
Многовековые грузино-абхазские взаимоотношения полны противоречий и борьбы за справедливость и равноправие абхазского народа. Заметим, что грузинская феодальная и политическая элита во все времена стремилась подчинить своим интересам малочисленные народы, которые жили по соседству с Грузией. В этом плане больше всех пострадали от грузин абхазы, южные осетины и др. народы, которым судьба уготовила, по настоянию грузинской политической элиты, статус «второсортных народов». Чтобы держать в повиновении абхазов, идеологи Грузии всегда придумывали изощренные методы борьбы против них и других малочисленных народов. Периодически в Грузии начинали муссировать различные версии о «братстве» грузинского и абхазского народов, создавая миф о их близком этническом родстве. З. Гамсахурдиа заявлял не только о родстве грузин и абхазов, но и утверждал в открытом письме к нобелевскому лауреату А.Д. Сахарову, что «Абхазия является вторым названием Грузии», как «Альбион является вторым названием Англии» [3].
Нет никаких сомнений в том, что абхазы живут на своей исконной территории и, конечно же, не являются гостями на грузинской земле.
Грузинская аристократия, политики и военные деятели никогда не «забывали» о существовании Абхазии и всегда старались сделать ее, добровольно или насильственно, частью Грузии. Эти попытки грузинских патриотов изложены в многочисленных исследованиях абхазских и российских историков, особенно постсоветского периода [4; 5; 6; 7; 8; 9]. Есть немало исторических документов, из которых явствует самостоятельный статус Абхазии. Так, например, Георгиевский трактат 1783 года содержит «прошение» Ираклия II Теймуразовича «о принятии его со всеми его наследниками и преемниками и со всеми его
царствами и областями в монаршее покровительство» «с признанием верховной власти всероссийских императоров над царями Карталинскими и Кахетинскими...». Титул Ираклия II, представленный в российском варианте трактата, - «его светлость царь Карталин-ский и Кахетинский». Однако в тексте Георгиевского трактата на грузинском языке титул Ираклия II был представлен следующим образом: «Наследственный государь и владетель Ираклий II, Божьею милостью Е.И.В., царь Карталинский, царь Кахетинский, наследственный владетель Самцхе-Саатабаго, владетельный князь Казахский, Борчалинский, Шамшадильский, Кахский, Шакийский, Ширванский, владетель и повелитель Гянджи и Эривани» [10, с. 140; 11, с. 99-110]. Здесь следует обратить внимание на значительные претензии грузинской стороны, которая готовила исторический документ, в частности, на территории современных Армении, Азербайджана и Турции. Грузинская сторона, подписавшая текст знаменитого Георгиевского трактата, претендовала на части соседних народов и государств, но в их числе нет Абхазии и абхазского народа. Отсюда можно сделать политико-правовой вывод о том, что юрисдикция этого документа не может быть распространена на государства и народы, не упомянутые в Георгиевском трактате. Следует также подчеркнуть, что Абхазия в момент вхождения разрозненных грузинских княжеств Картли и Кахети в состав Российской империи в 1783 году существовала самостоятельно, т. е. вне этих княжеств. Необходимо отметить, что к Российской империи присоединилась не Грузия (ее к этому времени еще не было), а разрозненные и враждовавшие между собой царства - Картли и Кахети (Картли-Кахетинское царство), которые, спасаясь от агрессии персидского шаха, под властью которого они жили веками, приняли решение войти в состав единоверной христианской Российской империи, что произошло в 1783 году. А 18 декабря 1800 года Картли-Кахетинское царство было ликвидировано, а на его основе Российская империя создала новую структуру - Грузинскую губернию. Важно подчеркнуть, что к 1783 году, т.е. ко времени подписания Георгиевского трактата, Абхазия не была частью грузинских царств, хотя в разные периоды она входила в состав различных грузинских политических образований. В 80-е годы XVIII в. «территория Абхазии не принадлежала ни России, ни Грузии. Ею владела на правах сюзерена Османская Турция, и она была фактически завоевана Россией в 1810 году» [12, с. 186]. Однако после подписания манифеста Александра I о присоединении Грузии к Российской империи от 12 сентября 1801 года каких-либо оснований для грузинской государственности уже не было, а абхазская государственность в форме Абхазского княжества продолжала существовать. К моменту его вхождения в состав Российской империи абхазы обладали «собственной государственностью» [13, с. 206]. Анализ фактов убеждает в том, что на момент присяги Георгия Шервашидзе (до принятия православия Сефер-бея) «Абхазия входила не в состав Грузии, а непосредственно в состав Российской империи». Манифестом Александра I от 17 февраля 1810 года «Абхазское княжество, на основании обращения Георгия Шервашидзе (“Просительные пункты”), официально было присоединено к России» [14, с. 75]. Есть немало и других источников, которые подтверждают независимость Абхазии в рассматриваемый период. Так, юридическим документом, свидетельствующим о самостоятельности Абхазии до XVIII века, является карта «План операций корпуса генерал-майора Сухотина в Азии в кампании 1771 года» [15, с. 148]. Из него явствует, что Абхазия в XVIII веке ничего общего с грузинскими царствами в плане совместного государственного образования не имела. Юридических документов, устанавливавших правовые отношения между грузинскими царствами и Абхазией также не было. Заметим, что после распада Российской империи и образования на ее территории новых независимых государств, в том числе Грузии (возникло как независимое государство, отделившееся от РСФСР 26 мая 1918 года), Абхазия оставалась самостоятельным государством. Однако войска меньшевистской грузинской гвардии под командованием палача осетинского и абхазского народов Валико Джугели в середине мая 1918 года растоптали свободу и независимость Абхазии. Ввод воинских формирований Грузии на территорию Абхазии в мае 1918 года следует расценивать как агрессию одного государства (Грузии) против другого (Абхазии), противореча-
щую международному праву. Подчеркнем, что такие акты Грузии против Абхазии и Южной Осетии оставили глубокий и кровавый след во взаимоотношениях этих государств.
Многие общественные организации, национальные движения, писатели, ученые, политики Российской Федерации обращались к руководству нашего государства с просьбой повлиять на тбилисские власти, стремившиеся уничтожить Южную Осетию и Абхазию [16, с. 149-150]. Среди них бывший председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.И. Хасбулатов, бывший вице-президент Российской Федерации А.В. Руцкой, Президент Приднестровья И.Н. Смирнов и др. Так, 16 июня 1992 года Р.И. Хасбулатов выступил от имени Верховного Совета Российской Федерации со специальным заявлением по поводу очередного массового изгнания осетин из Южной Осетии. Назвав этот акт геноцидом, Р.И. Хасбулатов отмечал, что «недавно достигнутые совместные договоренности Президента России и руководства Грузии с участием южноосетинских представителей цинично нарушены грузинскими вооруженными формированиями. Одновременно усилилось давление на российский воинский контингент, находящийся в Южной Осетии, имеются случаи гибели военнослужащих» [16, с. 104]. Такие обращения Грузии у руководства вызывали нескрываемое раздражение. В независимой Грузии уничтожение осетин всегда рассматривалось как «внутреннее дело» Грузинского государства. В заявлении Р.И. Хасбулатова особо подчеркивалось, что конфликт в Южной Осетии «уже нельзя рассматривать как чисто внутреннее дело Грузии, он непосредственно затрагивает государственные интересы России» [16, с. 104]. Следует обратить особое внимание и на то, что председатель парламента Российской Федерации еще в 1992 году предупреждал руководство Грузии о возможности признания Российской Федерацией Южной Осетии и Абхазии. Р.И. Хасбулатов подчеркивал, что в сложившейся ситуации парламент Российской Федерации «может быть поставлен в такие условия, когда он будет вынужден рассмотреть официальное обращение Южной Осетии о ее присоединении к Российской Федерации» [16, с. 104]. В то же время экс-президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, Председатель парламента Р.И. Хасбулатов, практически все высшее руководство страны неоднократно заявляли о том, что Российская Федерация «суверенитет и территориальную целостность Грузии» признает и уважает. Многочисленные просьбы, требования и предостережения высшего политического руководства России к тбилисским властям «не начинать военные акции» против Южной Осетии и Абхазии были проигнорированы верховной властью Грузии. После шестидневной войны в августе 2008 года, которую развязала милитаристская и геноцидная Грузия против Южной Осетии, две кавказские республики - Южная Осетия и Абхазия - были признаны Российской Федерацией, а затем Никарагуа и Венесуэлой. Таким образом, Южная Осетия и Абхазия фактически стали независимыми и суверенными государствами, а «территориально целостная» Грузия распалась не только де-факто (это случилось в начале 90-х годов XX века), но и де-юре.
Литература
1. Республика Южная Осетия (документы, хроники, краткая историческая справка на русском и английском языках). Цхинвал, 2007.
2. Единая Осетия. 2006. № 6.
3. Гамсахурдиа З. Открытое письмо академику А. Д. Сахарову // Вечерний Тбилиси. 1989. 12 сентября.
4. Ачугба Т.А. К обоснованию государственной независимости Абхазии. Сухум, 2002.
5. Лакоба С. А. Абхазия. После двух оккупаций. Гагра, 1994.
6. Думаа К.А. Носитель ящика пандоры. Сухум, 1995.
7. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 1994.
8. Дзидзоев В.Д. Кавказ конца XX века: тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование). Владикавказ, 2000.
9. Дзидзоев В.Д. Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (постановка вопроса) // Кавказоведение: опыт исследований: Материалы Международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 года). Владикавказ, 2006.
10. Авалов З.Д. Присоединение Грузии к России. Тифлис, 1906.
11. Цагарели А. А. Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся к Грузии. СПб., 1902. Вып. 2. Т. 2. Док. № 76.
12. Непрошин А. Ю. Правовое решение абхазской проблемы // Независимая Абхазия: проблемы и решения / Под ред. Т.М. Шамба. М., 2007.
13. Сумбатов А. В мощных объятиях. Петроград, 1919.
14. История Абхазии. Сухуми, 1986.
15. Шамба Т.М., Непрошин А.Ю. Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитета. М., 2005.
16. Южная Осетия - навеки с Россией! Историко-правовое обоснование вхождения Республики Южная Осетия в состав России: Сборник документов и материалов. М., 2004.