DOI: 10.48137/2074-2975_2022_11-12_44 УДК 327.51
Политическая элита Германии о национальной военной политике
Артём ЛОМАКИН
Реакция Германии на специальную военную операцию
Немецкая политическая элита, негативно воспринявшая признание Луганской и Донецкой народных республик, а также последовавшую за этим российскую специальную военную операцию (СВО), определила общеполитический вектор Европы. Именно Германия стала инициатором жёстких санкционных пакетов Евросоюза против России, собрав вокруг себя других европейских единомышленников. Коалиционное правительство ФРГ осудило действия России и совместно с кабинетом министров по внеочередному поручению О. Шольца инициировало отзыв
отчёта о надёжности поставок по газопроводу «Северный поток - 2», что парализовало работу российско-германского проекта в области энергетики на неопределённое время. Помимо этого, был заморожен ряд экономических, научных, образовательных и культурных проектов между Россией и Германией. Кроме того, 26 февраля 2022 г. федеральное министерство транспорта приняло решение закрыть воздушное пространство для российских авиакомпаний и самолётов сроком на 90 дней [1].
Уже 28 февраля третий пакет санкций ЕС был принят и включал
ЛОМАКИН Артём Сергеевич - соискатель ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова, главный специалист управления протокольных мероприятий МГУ им. М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: ФРГ, оборонная политика, специальная военная операция. 1 Deutschland sperrt Luftraum für russische Flüge // Tagesschau // URL: https://www. tagesschau.de/inland/luftraum-deutschland-russland-101.html
млрд евро [4]. Кроме того, канцлер высказался за изменения положений по финансированию армии на уровне Основного закона. Одновременно с этим федеральное правительство нарастило поставки немецких вооружений на Украину и санкционировало переброску на восточный фланг НАТО дополнительных сил бундесвера (Румыния, Словакия), а также в страны Балтии и Средиземное море, включая обеспечение сил воздушной обороны в Восточной Европе [5].|
За последнее десятилетие оборонный бюджет ФРГ увеличился практически на 20 млрд евро и к 2022 г. составил рекордные 50,92 млрд евро (табл.). Кроме того, заявленные О. Шольцем 100 млрд евро на армию уже превысили принятый на текущий год оборонный бюджет более чем в два раза, что уже обозначает радикальные изменения в логике распределения финансов на гражданскую и военную сферыИ[7].
2 Restriktive Maßnahmen der EU als Reaktion auf die Krise in der Ukraine // Zeitachse // URL: https://www.consilium.europa.eu/de/policies/sanctions/restrictive-measures-ukraine-crisis/ history-ukraine-crisis/
3 The Politics of 2 Percent: NATO and the Security Vacuum in Europe // carnegieeurope.eu // URL: https://carnegieeurope.eu/2015/09/02/politics-of-2-percent-nato-and-security-vacuum-in-europe-pub-61139
4 Scheingefecht um das Sondervermögen // Tagesspiegel // URL: https://www.tagesspiegel.de/ politik/scheitert-das-100-milliarden-programm-fuer-die-bundeswehr-scheingefecht-um-das-sondervermoegen/28271626.html
5 Заявление Федерального канцлера Федеративной Республики Германия О. Шольца. Берлин. 27 февраля 2022 // URL: https://www.bundesregierung.de/breg-en/news/
6 Die Trendwende Finanzen // Bundeswehr // URL: https://www.bundeswehr.de/de/ueber-die-bundeswehr/modernisierung-bundeswehr/verteidigungshaushalt-trendwende-finanzen
7 Pläne der Bundesregierung: 100 Milliarden Euro für die Bundeswehr // Tagesschau // URL: https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/bundeswehr-sondervermoegen-scholz-101.html
в себя не только ограничения в области авиаперевозок, но и финансы, энергетику, экспорт, визовую политику и т. д. [2].
27 февраля на внеочередном заседании бундестага О. Шольц предложил повысить расходы на оборону до 2% от ВВП (Единый стандарт финансирования расходов на содержание вооружённых сил, принятый всеми членами НАТО в 2014 г.) [3] и создании специализированного фонда (Sondervermдgen) для поддержки бундесвера в размере 100
Таблица
Оборонный бюджет Германии 2014-2022 г. [6]
Год Объём оборонного бюджета, млрд евро Увеличение инвестиций к предыдущему году, %
2014 32,44 —
2015 32,97 +1,6
2016 34,29 +4,0
2017 37,00 +7,9
2018 38,52 +4,1
2019 43,23 +12,2
2020 45,65 +5,6
2021 46,93 +2,8
2022 50,93 +7,3
Партии бундестага о расширении присутствия бундесвера в Европе
Союз двух партий Христианский
социальный союз/Христианский демократический союз (ХДС/ХСС) традиционно декларирует полную солидарность с союзниками по Североатлантическому альянсу и активно выступает за увеличение финансирования армии до 2% от ВВП страны.
Они активно продвигают интересы военных; особенно явно эта тенденция прослеживается в области расширения финансирования, модернизации и закупок техники и вооружений: «Для хДс представляется необходимым продолжать увеличивать оборонный бюджет, чтобы добиться лучшей модернизации войск и улучшения инфраструктуры», - говорил Х. Отте, уполномоченный представитель ХДС/ХСС по оборонной политике, считая целесообразным полностью переоснастить бундесвер и сохранить своё внешнее присутствие, а также обязательства перед союзниками в контексте проводимых операций НАТО [8].
В своей программе ХДС/ХСС выразили готовность преодолеть планку в 2% от ВВП на финансирование армии в ближайшем будущем.
Ещё 24 апреля 2022 г. председатель партии ХДС Ф. Мерц в своём выступлении призвал немецкое общество к переосмыслению политики безопасности Германии в Европе на фоне событий на Украине и вы-
сказал мнение о том, что сегодня зафиксированы изменения в менталитете немецкого общества в контексте последних событий.
Председатель раскритиковал кабинет канцлера и самого О. Шоль-ца, обвинив его в нерешительности и некомпетентности [8].
При этом Ф. Мерц заявил о намерении ХДС/ХСС направить на рассмотрение в бундестаг практические рекомендации о передаче Украине тяжёлого вооружения.
Данная инициатива партий спровоцировала дискуссию в бундестаге о необходимости разработки законопроекта, который бы шёл в обход действий текущей правящей коалиции (СДПГ, СвДП и «Зелёных») для скорейшего начала поставок вооружений на Украину [9]. В современных условиях ХДС/ХСС оказывают серьёзное давление на Шольца и его кабинет, спекулируя на тему сдержанного и непоследовательного подхода канцлера по вопросам военной помощи Украине.
В качестве подтверждения данного тезиса можно указать на следующие действия партий, например:
- союз в кратчайшие сроки разработал механизм передачи вооружений из доступных запасов бундесвера, включая их тяжёлые виды;
- ХДС/ХСС критикуют работу правительства, ссылаясь на «продуктивную и решительную» работу своих союзников, в первую очередь
8 Verteidigungspolitik der Parteien Abrüsten, aufrüsten, auflösen? // Tagesschau // URL: https://www.tagesschau.de/inland/btw21/verteidigungspolitik-101.html
9 Nur unter Getöse // Süddeutsche Zeitung // URL: https://www.sueddeutsche.de/meinung/ waffenlieferungen-bundestag-friedrich-merz-1.5574572
США, Великобритании, Чехии, Словакии и Польши.
Помимо осуждения коалиционного правительства в нерешительности, Ф. Мерц указал на противоречия в заявлениях министра обороны страны и канцлера по вопросам поставок вооружений и боеприпасов на Украину [10].
По мнению ХДС/ХСС, эффективность внешнеполитического курса страны сегодня зависит от военного потенциала и состояния готовности национальных вооружённых сил [10]. Ф. Мерц призвал к резким изменениям военно-политического курса Германии, который тесно связан с деятельностью России, и указал на несостоятель-
ность кабинета О. Шольца по вопросам обеспечения безопасности мира в Европе.
Именно проблема национальной и региональной безопасности для немецкого общества сегодня имеет особое значение. Возросшее число терактов, миграционные кризисы и новый виток напряжённости из-за украинского конфликта приводит к тому, что немецкие граждане всё больше внимания обращают на вопросы обеспечения безопасности не только в пределах национальных границ, но и за их пределами, возлагая эти вопросы исключительно на силовые структуры Германии, в том числе и бундесвер.
Афганский кейс
Во время эвакуации немецких граждан с территории Афганистана (лето 2021 г.) общественность Федеративной Республики Германии обратила внимание на проблему обеспечения безопасности немецкими вооружёнными силами, что повлекло за собой активную дискуссию на тему немецкого военного присутствия за рубежом [10]. Даже после унизительной и провальной для большей части немецкого общества миссии в Афганистане* в составе сил НАТО, в военных кругах страны по сей день сохраняется мнение о высокой значимости участия Германии в
операциях за рубежом [11], что говорит о заинтересованности военно-политической элиты страны не только в сохранении, но и наращивании своего военного присутствия за рубежом.
Всё чаще в немецких средствах массовой информации звучат заявления о том, что Германия должна взять на себя Verantwortung in der Welt («ответственность за мир»). Именно такой оборот часто использовала в своей риторике бывший министр обороны страны А. Крамп-Карренбауэр. Сейчас это заявление звучит уже в связи с событиями в Восточной Европе.
10 Opposition in Krisenzeiten. Teilerfolge auf dem schmalen Grat // Tagesschau // URL: https:// www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/union-opposition-101.html
11 Власов Н. А. Уроки Гиндукуша: миссия бундесвера в Афганистане и политика безопасности ФРГ // Вестник СПбГУ. 2016. № 3.
* Операция проводилась Германией в Афганистане (район Гиндукуша) с 2001 по 2021 г.
Партии бундестага о роли бундесвера
Свою приверженность качественному оснащению бундесвера и его взаимодействию с союзниками по ЕС и НАТО для выполнения всех обязательств Германии перед своими партнёрами в Европе сохраняет СДПГ. В этой логике выстраивается и отношение партии к увеличению объёмов финансирования бундесвера до 2% от ВВП Германии, но с некоторыми оговорками. Этому способствует ситуация на Украине.
Социал-демократическая партия Германии видит в оборонной политике страны больше минусов, чем плюсов, и настаивает на серьёзном и решительном пересмотре оборонного бюджета страны в самые короткие сроки. В первую очередь сохранённые финансовые средства должны быть использованы для защиты окружающей среды и предотвращения климатических изменений, а также на нужды социальной политики.
С. Мёллер, представитель СДПГ в комитете по оборонной политике, задаёт вопрос: «Чего мы хотим? Другими словами, что мы хотим предоставить и как это будет использоваться на Европейском континенте и в рамках НАТО, а затем мы рассмотрим, сколько это будет стоить» [8]. Исходя из этого заявления можно сделать вывод о том, что позиция социал-демократической партии Германии совпадает с общественным мнением. Подводя итог по дебатам о направлении немецкого оборонного вектора, депутат СДПГ М.-А. Штрак-Циммерман заявила: «Практически все стороны согласны с тем, что закупка и распределение вооружений, а также предметов для повседневных нужд солдат
должны регулироваться по-другому... Германии необходимы фундаментальные дебаты о политике безопасности...» [8].
Партия «Зелёных» тесно связывает внешнюю деятельность бундесвера с мандатом ООН и всецело выступает за наращивание присутствия вооружённых сил ФРГ за пределами национальных границ: «Иностранные миссии должны осуществляться только в том случае, если ООН выдаёт мандат и если с помощью этого мандата можно достичь политических целей», - заявил Т. Линднер, представитель по оборонной политике партии «Зелёных» [8]. Он выступил и за увеличение числа дипломатических консультаций в области международной безопасности и ещё более активного вовлечения Германии в подобные процессы.
По мнению «Зелёных», сегодня Германия должна обладать возможностью опираться на своих надёжных партнёров и союзников в Европе. При этом и союзники Германии не должны испытывать нехватку военной помощи от бундесвера. Данные обязательства подразумевают больший уровень взаимодействия с союзниками, а также возможность применения бундесвера не только в действующих миссиях в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, но и в других горячих точках мира для оказания своевременной военной помощи союзникам по НАТО. Несмотря на высокий уровень поддержки участия бундесвера за пределами национальных границ, «Зелёные» воздерживаются от принятия обязательств
по финансированию бундесвера в размере 2% от ВВП. Представители партии «Зелёных» стремятся к диалогу с партнёрами по НАТО, с помощью которого, по их мнению, есть реальные шансы сократить военные расходы. Кроме того, партия видит в диалоге с НАТО возможность определения новых перспектив по развитию сотрудничества. Следуя этому курсу, ведётся работа по реализации долгосрочной задачи «Зелёных» - полный вывод с территории Германии американского ядерного оружия и присоединение страны к Договору о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО) в статусе наблюдателя.
Ситуация по вопросам бюджета в корне изменилась после 24 февраля 2022 г., когда немецкий парламент единогласно поддержал решение правительства жёстко отреагировать на события на Украине [12].
Свободная демократическая партия (СвДП) Германии выступает за необходимость поддержания высокого уровня боеготовности национальных вооружённых сил и настаивает на привлечении необходимого для нужд армии финансирования, а также реализации долгосрочных планов модернизации.
Партия единогласно поддержала положения Уэльского и Варшавского саммитов НАТО, особенно в той их части, где рассматриваются во-
просы увеличения расходов на нужды бундесвера до 2% от ВВП [13].
На 73-м регулярном собрании партийных деятелей Германии свободные демократы единогласно заявили о поддержке Украины и стремления Финляндии и Швеции вступить в НАТО, а также одобрили план по созданию фонда в размере 100 млрд евро на нужды бундесвера. Свободные демократы, наряду с «Зелёными», сДпГ и ХДС/ХСС, выступили с предложением начать дебаты по переосмыслению масштабов и объёмов военной помощи Украине. СвДП поддерживает идею о том, что правительство должно оказать помощь Украине, особенно когда речь идёт о передаче и налаживании поставок тяжёлых вооружений [14]. Депутат свободных демократов К. Дюрр заявил: «В интересах политики безопасности Германии, чтобы Украина не проиграла» [14].
С началом СВО на Украине «Левые» заявили, что партия официально поддерживает экономические и политические санкции против России, но они против идеи о дополнительных финансовых вливаний на нужды армии, указывая на то, что ещё до событий на Украине немецкое правительство не было способно выделить дополнительные средства на здравоохранение, образование и социальную помощь рядовым немецким гражданам [15]. Помимо этого,
12 Белов В. Б. Реакция Германии на специальную военную операцию РФ на территории Украины // Аналитические записки Института Европы РАН. 2022. Вып. I. № 8.
13 Петров В., Иванов И. Основные итоги Варшавского саммита НАТО (2016) // Зарубежное военное обозрение. 2016. № 8.
14 Die Ukraine benötigt schwere Waffen // FDP // URL: https://www.fdp.de/die-ukraine-benoetigt-schwere-waffen
15 Angriff auf die Ukraine: Stoppt den Krieg! // Linke // URL: https://www.die-linke.de/themen/ frieden/ukraine-krieg/
«Левые» призывают все стороны конфликта не провоцировать окончательный демонтаж хрупкой архитектуры стратегической стабильности.
Т. Пфлюгер, бывший заместитель лидера партии (был депутатом от партии Die Linke с 2017 по 2021 г.), вместе с коллегами настаивал на полном отказе ФРГ от военной политики как таковой, а также сворачивании участия в операциях за рубежом и на выходе страны из НАТО. «НАТО выступает за возможное применение ядерного оружия, также НАТО поддерживает миссии, подобные миссии в Афганистане, и в этом отношении ясно, что нынешняя НАТО не может быть основой нашей политики безопасности», - утверждает Т. Пфлюгер [8].
Альтернатива для Германии (АдГ) в своей программе активно отстаивала и продолжает отстаивать позицию по полному отказу бундесвера от участия в зарубежных мис-
сиях. Сторонники и партийные деятели настаивают на выходе Германии из всех оборонительных и военно-политических объединений, в первую очередь из НАТО. События лета 2021 г. в Афганистане лишь усилили желание выйти из альянса.
Р. Люкассен, представитель партии АдГ в бундестаге по вопросам оборонной политики, заявил, что «позиция партии основана на принципах укрепления безопасности Германии исключительно в пределах её национальных границ» [16].
Однако стремления немецкой партийной оппозиции указать на первопричины конфликта на Украине были холодно приняты в бундестаге. Так же, как и АдГ, мнения депутатов от «Левых» не получили должной поддержки других партийных деятелей. На фоне выступления О. Шольца на тему милитаризации и активизации внешней политики на восточноевропейском направлении партии не были услышаны [12].
Таким образом, в условиях обострения военно-политической обстановки в мире наблюдаются резкие расхождения в позициях немецкой политической элиты по вопросам национальной военной политики. Надо отметить, что в период с 2014 по 2021 г. немецкое правительство и парламент стремились снизить уровень конфликтности между коллективным Западом и Россией. В данном вопросе Германия выступала одним из гарантов Минских соглашений, что, казалось бы, отражало желание ФРГ не допустить дальнейшего обострения военно-политической обстановки в Европе.
После февраля 2022 г. военно-политическое руководство страны прекратило даже делать вил, что стремится к мирному урегулированию конфликта на юго-востоке Украины. Свободные демократы наряду с «Зелёными», СДПГ и ХДС/ХСС выступили с поддержкой инициативы О. Шольца по переосмыслению роли Германии и увеличению оборонного бюджета.
Внутри политических партий Германии наблюдается следующее: коалиция «светофоров», совместно с ХДС/ХСС, поддержала инициативу по по-
16 Foreign and defence policy in the German election // The European Council on Foreign Relations (ECFR) // URL: https://ecfr.eu/about/
ставке тяжёлых вооружений украинской стороне, тогда как «Левые» и АдГ высказались против поспешных решений.
Из этого можно сделать вывод, что переформатирование роли Германии как ключевого регионального игрока является первостепенной задачей кабинета О. Шольца, который пользуется поддержкой политической элиты. В целом канцлер опасается повторения апрельского скандала, вызванного его непоследовательными высказываниями относительно поставок тяжёлых вооружений на Украину.
В настоящее время Германия занимает активную позицию и выступает одним из ключевых игроков коллективного Запада.
Рассмотренные заявления партий бундестага чётко показывают трансформацию военно-политического курса ФРГ. Заявления немецких партийных деятелей по вопросам обороны и участия ФРГ в военных инициативах за пределами национальных границ отражают серьёзные сдвиги в политическом и общественном дискурсе страны.
Итак, СВО на Украине стала причиной пересмотра политики безопасности странами коллективного Запада, а также повлияла на планы военного строительства в рамках НАТО. В данном вопросе Германия не стала исключением. Подтверждением этого служит саммит альянса в Мадриде (конец июня 2022 г.). Эскалация конфликта на Украине позволила Германии в сжатые сроки переформатировать свою военную политику. В краткосрочной перспективе есть вероятность, что это приведёт к большему вовлечению бундесвера в операции и миссии по линии НАТО приведёт и ЕС в Восточной Европе, что может получить широкую общественно-политическую поддержку со стороны немецкого общества и оказать ещё большее влияние на вектор развития военной политики Германии.
Библиография • References
Власов Н. А. Уроки Гиндукуша: миссия бундесвера в Афганистане и политика безопасности ФРГ // Вестник СПбГУ. 2016. № 3. С. 1-14.
[Vlasou N. A. Uroki Gindukusha: missiya bundesvera v Afganistane i politika bezopasnosti FRG // Vestnik SPbGU. 2016. № 3. S. 1-14]
Белов В. Б. Реакция Германии на специальную военную операцию РФ на территории Украины // Аналитические записки Института Европы РАН. 2022. Вып. I. № 8. С. 57-62.
[Belou V. B. Reakciya Germanii na special'nuyu voennuyu operaciyu RF na territorii Ukrainy // Analiticheskie zapiski Instituta Evropy RAN. 2022. Vyp. I. № 8. S. 57-62]
Заявление Федерального канцлера Федеративной Республики Германия О. Шольца. Берлин. 27 февраля 2022 // URL: https://www.bundesregierung. de/breg-en/news/
[Zayavlenie Federal'nogo kanclera Federativnoï Respubliki Germaniya O. SHol'ca. Berlin. 27 fevralya 2022 // URL: https://www.bundesregierung.de/breg-en/ news/]
Петров В., Иванов И. Основные итоги Варшавского саммита НАТО (2016) // Зарубежное военное обозрение. 2016. № 8. С. 3-10.
[Petrov V., Ivanov I. Osnovnye itogi Varshavskogo sammita NATO (2016) //
Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2016. № 8. S. 3-10] Angriff auf die Ukraine: Stoppt den Krieg! // Linke // URL: https://www.die-linke.
de/themen/frieden/ukraine-krieg/ Deutschland sperrt Luftraum für russische Flüge // Tagesschau // URL: https://
www.tagesschau.de/inland/luftraum-deutschland-russland-101.html Die Trendwende Finanzen // Bundeswehr // URL: https://www.bundeswehr.de/de/ ueber-die-bundeswehr/modernisierung-bundeswehr/verteidigungshaushalt-trendwende-finanzen Die Ukraine benötigt schwere Waffen // FDP // URL: https://www.fdp.de/die-
ukraine-benoetigt-schwere-waffen Foreign and defence policy in the German election // The European Council on Foreign
Relations (ECFR) // URL: https://ecfr.eu/about/ Nur unter Getöse // Süddeutsche Zeitung // URL: https://www.sueddeutsche.de/
meinung/waffenlieferungen-bundestag-friedrich-merz-1.5574572 Opposition in Krisenzeiten. Teilerfolge auf dem schmalen Grat // Tagesschau // URL:
https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/union-opposition-101.html Pläne der Bundesregierung: 100 Milliarden Euro für die Bundeswehr // Tagesschau // URL: https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/bundeswehr-sondervermoegen-scholz-101.html Restriktive Maßnahmen der EU als Reaktion auf die Krise in der Ukraine // Zeitachse // URL: https://www.consilium.europa.eu/de/policies/sanctions/ restrictive-measures-ukraine-crisis/history-ukraine-crisis/ Scheingefecht um das Sondervermögen // Tagesspiegel // URL: https://www. tagesspiegel.de/politik/scheitert-das-100-milliarden-programm-fuer-die-bundeswehr-scheingefecht-um-das-sondervermoegen/28271626.html The Politics of 2 Percent: NATO and the Security Vacuum in Europe // carnegieeurope. eu // URL: https://carnegieeurope.eu/2015/09/02/politics-of-2-percent-nato-and-security-vacuum-in-europe-pub-61139 Verteidigungspolitik der Parteien Abrüsten, aufrüsten, auflösen? // Tagesschau // URL: https://www.tagesschau.de/inland/btw21/verteidigungspolitik-101.html
Статья поступила в редакцию 2 августа 2022 г.