Научная статья на тему 'Политическая деятельность дошкольных российских педагогов'

Политическая деятельность дошкольных российских педагогов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
160
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / POLITICAL ACTIVITIES / POLITICAL ACTIVITY / POLITICAL AWARENESS AND POLITICAL ACTIVITIES OF PRESCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стегний Василий Николаевич, Никонов Михаил Владимирович

В статье рассматриваются социологические подходы к исследованию политической деятельности личности современного российского общества. Опираясь на эмпирические социологические исследования, авторы анализируют политическую деятельность дошкольных российских педагогов, а именно их интерес к политической жизни, оценку политических процессов в стране, отношение к политической власти, политическую информированность, каналы получения информации, ее содержание, удовлетворенность информацией, получаемой через СМИ, участие в политической жизни, взаимосвязь между уровнем политической информированности и политической активностью. Фиксируется отношение дошкольных педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию детей в детском саду. В зависимости от содержания и направленности политической деятельности выделены конкретные типы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Стегний Василий Николаевич, Никонов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ACTIVITY OF RUSSIAN PRESCHOOL EDUCATORS

The paper discusses sociological approaches to the study of political activities of the personality in modern Russian society. Based on empirical sociological research, the authors examine the political activity of Russian preschool educators: their interest in political life; the assessment of political processes in the country; the attitude to political power; political awareness; channels of information, its content, and satisfaction with the information received through the media; participation in political life, the relationship between political awareness and political activity. The article fixed the ratio of preschool teachers to the civil-patriotic education of children in kindergarten. Depending on the content and direction of political activity, the authors assigned specific personality patterns.

Текст научной работы на тему «Политическая деятельность дошкольных российских педагогов»

СТЕГНИЙ Василий Николаевич — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, 29, корп. А, ауд. 302; socio@pstu.ru) НИКОНОВ Михаил Владимирович — аспирант кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, 29, корп. А, ауд. 302; socio@pstu.ru)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматриваются социологические подходы к исследованию политической деятельности личности современного российского общества. Опираясь на эмпирические социологические исследования, авторы анализируют политическую деятельность дошкольных российских педагогов, а именно их интерес к политической жизни, оценку политических процессов в стране, отношение к политической власти, политическую информированность, каналы получения информации, ее содержание, удовлетворенность информацией, получаемой через СМИ, участие в политической жизни, взаимосвязь между уровнем политической информированности и политической активностью. Фиксируется отношение дошкольных педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию детей в детском саду. В зависимости от содержания и направленности политической деятельности выделены конкретные группы. Ключевые слова: политическая деятельность, политическая активность, политическая информированность, формы политической деятельности дошкольных педагогов

Политическая деятельность личности современного российского общества весьма активно изучается социологической наукой. У исследователей данного феномена доминирующими оказались следующие подходы. Прежде всего, это анализ ее через политическую культуру [Алмонд, Верба 1992: 46-52]. Весьма тщательно в данной деятельности рассматриваются политические ориентации [Гавра, Соколов 1999: 67-73], которые исследуются в разных регионах страны [Немировский 1996: 96-98], у разных социальных групп [Голенкова, Игитханян 2012: 193-198], в различных социально-экономических системах [Бокарев 2008: 38-171], через отношение к политическим институтам общества [Савруцкая и др. 2017: 9-15], а также состояние патриотизма в молодежной среде [Яковлев, Шилова 2017: 36-41].

По исследуемой проблеме в социологической науке имеются конкретные наработки, которые являются определенной научно-теоретической базой для углубления ее анализа. Отмечая изученность социологической наукой проблемы политической деятельности у разных социальных групп современного общества, следует отметить, что пока нет каких-либо исследований такой группы, как российские дошкольные педагоги, тем более их политической деятельности.

Для изучения данной группы, ее политической активности нами проведено эмпирическое социологическое исследование1. Их политическую деятельность рассматривали через интерес к политической жизни, политической власти, политическим институтам, участие их в политической жизни, политическую информированность.

1 Социологическое исследование проводилось в 2017 г. среди дошкольных педагогов г. Перми. N = 198 чел. Распределение по возрасту: 20—25 лет — 12,0%; 26—35 лет — 33,0%; 36—45 лет — 38,0%; 46 лет и старше — 17,0%; в зависимости от стажа работы в данной должности: менее 5 лет — 24,0%; 5—10 лет — 35,0%; 11—15 лет — 25,0%; 16 лет и больше — 16,0%. Среди них относятся к высшей категории 25,0%; к

I категории — 47,0%; соответствие категории — 28,0%.

Опрошенные дошкольные педагоги следующим образом проявляют интерес к политической жизни:

• следят за всеми основными политическими событиями и новостями —7,0%;

• интересуются, но имеют общие представления о происходящем — 49,0%;

• интересуются время от времени — 37,0%;

• почти не следят за политическими новостями — 7,0%.

Среди дошкольных педагогов каждый десятый следит за основными политическими событиями; каждый второй среди них хотя и интересуется постоянно политическими новостями, но, к сожалению, имеет только общее представление о них; каждый третий эпизодически интересуется этими событиями и только каждый десятый не следит за политическими событиями. Самое главное, что среди педагогов более 90% в той или иной степени интересуются политическими событиями и только 7% не следят за данными новостями.

В зависимости от интереса к политической жизни у педагогов фиксируется оценка политической обстановки в стране. Среди них ее характеризуют: как спокойную, благополучную — 11,0%; напряженную, но в целом удовлетворительную — 44,0%; конфликтную — 25,0%; критическую — 16,0%; затруднились ответить 4,0%. В зависимости от оценки политической обстановки среди них четко фиксируются несколько групп. Одна группа (каждый второй среди опрошенных) оценивает ее как удовлетворительную и благополучную. Вторая группа (каждый второй среди опрошенных) рассматривает ее как напряженную, конфликтную.

В зависимости от оценки текущих политических событий у дошкольных педагогов прослеживается отношение к политической власти, которое они определяют: как положительное — 8,0%; скорее положительное — 45,0%, нейтральное — 17,0%; скорее отрицательное — 12,0%; отрицательное — 8,0%. Среди опрошенных каждый второй определил свое отношение к власти как положительное; каждый пятый — как нейтральное; каждый третий — как отрицательное. В целом эти оценки достаточно реалистичны и отражают дифференцированное отношение их к сегодняшней политической обстановке.

Одно дело — давать оценку политической жизни современного общества, другое — самим находиться у власти и принимать важные решения, которые влияют на политическую обстановку. На вопрос: «А Вы хотели бы находиться у власти?» — твердое желание изъявили только 6,0%; скорее да, если мне будет предоставлена такая возможность, — 22,0%. Остальные 72,0% среди опрошенных ответили, что нет, т.к. это очень большая ответственность.

Так что проблема эффективности власти — не только в тех управленцах, которые сегодня находятся во власти, но и в тех, на кого она опирается; могут ли ее пополнить в ближайшем будущем люди деятельностного, а не словесного типа. Кроме того, это еще и вопрос развития самоуправления, активного участия граждан в политической жизни. Если на выборы губернатора приходят от 30 до 40% избирателей в разных регионах, то здесь есть над чем задуматься не только власти, но и самим избирателям — почему они не пользуются своим правом. Демократические права в современном российском обществе есть, но сами люди пользуются ими пока недостаточно.

Степень участия граждан в политической жизни в определенной степени зависит от их информированности в области политики. Свою информированность в данной области педагоги дошкольных учреждений оценили следующим образом:

• очень хорошо информированы — 6,0%;

• владеют необходимыми знаниями, считают себя политически активными — 33,0%;

• информированы в общих чертах — 42,0%;

• мало информированы — 19,0%.

Следовательно, среди опрошенных около 80,0% информированы в разной степени о политической жизни. Только 20% среди этой группы считают себя мало информированными или вообще не информированными в области политики.

Нами проведен анализ их информированности по таким показателям, как средства получения информации, имеющейся в личном пользовании, каналы получения информации о политической жизни, содержание информации, наиболее интересной для них; телепередачи, которые они чаще всего смотрят; характер читаемой литературы; перечень социальных проблем в современном российском обществе, которые имеют наиболее выраженный, с их точки зрения, характер. Следует отметить, что они сравнимы с аналогичными показателями в других социальных группах российского общества [Стегний 2015: 8-17] — какие-либо принципиальные различия между ними не зафиксированы, они носят частный, а не принципиальный характер. Полученные эмпирические данные являются показателем того, что исследуемая социальная группа вписана в политическую систему, политическую культуру, политический статус личности современного общества.

Следует подчеркнуть, что степень удовлетворенности получаемой из СМИ политической информацией у дошкольных педагогов фактически такая же, как и у других социальных групп. Среди них 20,0% вполне удовлетворены получаемой информацией; 40,0% частично удовлетворены; 26,0% не удовлетворены; 6,0% это не волнует и 8,0% затруднились ответить. Среди опрошенных доминирует группа удовлетворенных данной информацией, которая составляет около 60%. Правда, достаточно большая группа (около 1/3) не удовлетворена этой информацией.

Политическая информированность дошкольных педагогов является одной из основ их политической деятельности, которую педагоги характеризуют следующим образом:

• слежу за политическими новостями и событиями — 23,4%;

• хожу на выборы — 20,8%;

• участвую в демонстрациях, митингах — 12,8%;

• обсуждаю политику с единомышленниками — 10,6%;

• веду блог на политические темы, пишу отзывы, статьи о политических событиях — 10,2%;

• активно выражаю свою позицию среди окружающих — 5,5%;

• составляю политические петиции либо подписываю их, чтобы изменить ситуацию, — 4,7%;

• встречаюсь с депутатами, представителями органов местной власти или самоуправления — 3,4%;

• участвую в общественно-политических движениях или помогаю их организовывать — 3,3%;

• принимаю участие в организации выборов — 3,2%;

• состою в партии — 2,2%.

Дошкольные педагоги участвуют не в одной какой-либо форме политической жизни, а в целой их системе. У них фиксируется многообразное системное отношение к политической жизни страны. Степень участия в ее формах, безусловно, разная, как и у других социальных групп современного российского общества. В одних мероприятиях они участвуют больше, в других — меньше, что вполне закономерно.

При характеристике политической активности, политической информиро-

ванности дошкольных педагогов, конечно, возникает вопрос о том, как это все может влиять на их воспитанников. Среди педагогов 42,0% считают, что детям нужно прививать знания о политике с детского сада. Делать это можно, по их мнению, в следующих формах: изучать государственную символику — 30,3%; заучивать гимн России — 25,8%; преподносить знания о политическом строе страны в игровой форме — 8,1%; давать общее представление о конституции РФ — 6,6%; читать познавательную литературу, где затрагиваются политические вопросы — 5,6%; рассказывать об известных политиках — 5,1%; давать представление о политических партиях, общественных организациях — 3,0%; обсуждать какие-либо политические события, чтобы формировать мнение у детей — 2,5%.

Конечно, такие формы гражданско-патриотического воспитания в дошкольном детском учреждении могут иметь место, если эту работу ведет профессиональный политически и нравственно зрелый педагог, патриот своей страны. Среди опрошенных дошкольных педагогов 77,0% считают себя патриотами, и только 8,0% не считают себя ими. Эти данные неоднократно подтверждаются в наших исследованиях и совпадают с замерами этого вопроса, произведенными Левада-Центром.

Подводя итог данного исследования, можно отметить, что, исходя из такого показателя, как содержание и направленность политической деятельности дошкольных педагогов, среди них можно выделить несколько групп.

Первая группа — это те педагоги, которые принимают активное участие в политической жизни. В отношении к политической жизни у них доминирует деятельностный подход. Такая группа среди опрошенных составляет около 50%. У второй группы фиксируется пассивное, созерцательное, словесное участие в политической деятельности. Данная группа составляет около 40% опрошенных. Третья группа — это те, кто относится индифферентно к политической деятельности и не участвует в ней ни в каких формах. Она составляет около 10%.

В целом следует отметить, что политическая культура дошкольных педагогов характеризуется такими компетенциями, как педагогичность, толерантность, демократичность, нравственность, доброжелательность. Это очень важные качества для тех, кто работает с детьми в возрасте до 8 лет, когда у них как через деятельностные, так и словесные формы воздействия закладывается культурная база, нравственные ценности.

Список литературы

Алмонд Г., Верба С. 1992. Гражданская культура и стабильность демократии. — Полис. Политические исследования. № 4. С. 44-57.

Бокарев В.А. 2008. Трансформация социально-политических ориентации молодежи на рубеже ХХ—ХХ1 вв. М.: Крылья. 184 с.

Гавра Д.П., Соколов Н.В. 1999. Исследование политических ориентаций. — Социс. Социологические исследования. № 1. С. 66-77.

Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. 2012. Российский рабочий: социально-политические ориентации. — Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 11 (отв. ред. М.К. Горшков). М.: Новый хронограф. С. 191-201.

Немировский В.Г. 1996. Социально-политические ориентации сибирской молодежи. — Социс. Социологические исследования. № 9. С. 95-100.

Савруцкая Е.Л., Устинкин С.В., Беклеметова Т.И., Никитин А.В. 2017. Ценностные ориентации молодежи в ее отношении к системе политических институтов в современной России. — Власть. № 5. С. 8-17.

Стегний В.Н. 2015. Особенности функционирования личности в информаци-

онном обществе. — Личность в информационно-инновационном обществе: монография (под ред. В.Н. Стегния). Пермь: Изд-во ПНИПУ.

Яковлев Д.Е., Шилова Г.Ф. 2017. Современные трансформации проблем мен-тальности и патриотизма в молодежной среде. — Власть. Т. 25. № 6. С. 35-41.

STEGNIY Vasiliy Nikolaevich, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the Chair of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University (room 302, bld. A, 29 Komsomol'sky Ave, Perm, Russia, 614990; socio@pstu.ru) NIKONOV Mikhail Vladimirovich, postgraduate student at the Chair of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University (room 302, bld. A, 29 Komsomol'sky Ave, Perm, Russia, 614990; socio@pstu.ru)

POLITICAL ACTIVITY OF RUSSIAN PRESCHOOL EDUCATORS

Abstract. The paper discusses sociological approaches to the study of political activities of the personality in modern Russian society. Based on empirical sociological research, the authors examine the political activity of Russian preschool educators: their interest in political life; the assessment of political processes in the country; the attitude to political power; their political awareness; channels of information, its content, and satisfaction with the information received through the media; participation in political life; the relationship between political awareness and political activity. The article fixed the attitude of preschool teachers to the civil-patriotic education of children in kindergarten. Depending on the content and direction of political activity, the authors assigned specific personality patterns.

Keywords: political activities, political activity, political awareness, forms of political activities of preschool teachers

ТОМБУ Дина Вольдемаровна — кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии Московского педагогического государственного университета (117571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 88; tombu@sumail.ru)

УСЛОВИЯ И РИСКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье сделана попытка найти ответы на следующие вопросы: под влиянием каких факторов современная молодежь обретает политические ориентиры и обретает ли вообще? Заинтересована ли власть в этом процессе обретения, и какие значения идентификации ей интересны? И почему современное производство идентичности вообще и политической в частности оказывается тесно связано с производством социальных и идентификационных рисков? Какие из них можно отнести к объективным, а какие являются результатом недальновидной стратегии в отношении молодежи? Ключевые слова: современная молодежь, политическая идентичность, социальные риски, идентификационные риски.

Процесс формирования политического сознания современной российской молодежи1 обусловлен прежде всего реально существующим комплексом

1 Согласно данным Росстата, к категории «молодежь» относится возрастная группа от 14 до 30 лет (в некоторых случаях — до 35). На сегодняшний день ее численность составляет 31,5 млн, или 21,5% всего населения страны. В структуре молодежи большую часть составляют люди в возрасте 25—30 (47,5%). Доступ: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.