СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 3 (13) / 2013
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
А.А. Борщ
Политическая борьба чаще всего ассоциируется в обществе с понятием борьбы за власть. Видимо, так оно и есть, если не считать некоторых моментов, связанных с подходами к обоснованию этого явления. Не случайно сейчас политическую борьбу удобно классифицировать по нескольким основаниям. Один подход — различать ее по принципу законности (легитимности), т.е. соответствия нормативным правовым актам, существующим в государстве. Ведь смысл политической борьбы состоит в том, чтобы предложить обществу новую власть в государстве, а значит, и новые законы. Второй подход заключается в различии политической борьбы по направлениям и формам достижения конечных результатов теми или иными субъектами политической борьбы. Эти подходы определяются целями политической борьбы и теми субъектами, которая в ней участвуют.
Автор под политической борьбой понимает сложное общественнополитическое явление, направленное на переход (завоевание) власти определенной политической группировки (классом) в интересах достижения определенных политических, экономических, военных и других интересов.
В современных условиях возможны два варианта целеполагания политической борьбы. Первый — продвижение к власти и установление нового, принципиального иного социально-экономического строя, например социализма или капитализма, и второй — отстранение от власти определенной политической группировки без изменения существующего социально-экономического строя, например, продвижение к власти в Велико-
британии консерваторов вместо лейбористов1.
Так, формы в философском и общепринятом понимании представляют собой способ или путь практического осуществления какой-либо деятельности, в данном случае политической борьбы2.
Автор предлагает под формами политической борьбы понимать — организационные способы реализации целей политической борьбы. Большинство политиков и политологов предлагают делить формы политической борьбы на мирную (ненасильственную) и немирную (насильственную)3. Эту же точку зрения разделяет и автор. Но динамику политической борьбы определяют объективные условия, конкретные социальные, экономические, политические причины, процессы, факторы, обстоятельства. В частности, среди них такие как: снижение качества жизни; потеря социального статуса; угроза безработицы; непопулярность реформ; отчуждение власти от населения; потеря гарантий безопасности граждан; противоречия между различными уровнями и ветвями власти и др.
Особенностью политической борьбы является ее органическая связь с борьбой за экономику, права и ресурсы. Выдвижение различных экономических требований, повышения качества жизни, ликвидации безработицы, увеличения заработной платы, перераспределения собственности может сопровождаться ультиматумом в адрес исполнительных и законодательных органов власти и управления.
Одной из характерных черт политической борьбы является мобилизация сторонников посредством привлекательных
70
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
идей, лозунгов, призывов. Они чаще всего начинаются с конфликта идей, выдвижения политическими организациями, их лидерами альтернативных ценностных установок, обсуждения их в средствах массовой коммуникации.
Политическая борьба может быть легитимной, т.е. соответствующей нормам законности, и нелегитимной, не отвечающей утвердившимся в данной политической системе правовым и этическим нормам, разделяемым большинством граждан. Реализуется в двух основных формах: практико-политической и политико-идеологической. Они зависят от характера взаимоотношений между участниками политического процесса, внутренней и внешней политической обстановки, характера существующего политического режима. Формы политической борьбы подчинены ее целям и задачам. Она может вестись как мирными способами (участие в избирательных кампаниях, демонстрациях, митингах, забастовках; деятельность в органах местного самоуправления; столкновение различных партий, обществ, движений, фракций, политических лидеров в парламенте и проч.), так и с использованием насильственных средств (государственные переворот, гражданская война, путч и другое). При этом далеко не всегда установки на конфронтацию имеют общественный резонанс, находят понимание и поддержку в массах.
Субъекты и формы политической борьбы в любом обществе регламентируются нормативными правовыми нормами, учитывая конституционные запреты. Нарушение данных норм по закону приводит к ответственности. Цивилизованность политической борьбы зависит от политической культуры общества, готовности субъектов политических отношений согласовывать общие и частные интересы, действовать в соответствии с требованиями законов. Последствия политической борьбы неоднозначны: она может привести противоборствующие
стороны либо к согласию, компромиссу, сотрудничеству, либо к их дальнейшей конфронтации.
Длительное сохранение конфликтного потенциала в отношениях между политическими оппонентами имеет серьезные последствия4. Оно ослабляет правящий режим, нарушает необходимую степень его внутренней консолидации. Область политической борьбы охватывает также отношения между нациями и государствами: соперничество за ресурсы, сферы влияния, безопасность стран и народов. Здесь сталкиваются разные субъекты политической борьбы. На современном этапе в ходе углубления сотрудничества и взаимодействия создаются условия для утверждения нового миропорядка.
Исторический опыт показывает, что любой форме политической борьбы всегда свойственны виды, носящие мирный либо немирный (насильственный) характер, который определяется целями и средствами, методами борьбы; так, автор предлагает следующие направления и формы политической борьбы.
В современном демократическом государстве политическая борьба основывается на парламентаризме (парламентское направление). За прошедший период развития мирового сообщества был накоплен опыт легитимной деятельности, несмотря на то, что исполнительная власть постоянно стремилась противодействовать ей. Основным препятствием для действительно свободной легитимной деятельности стало политическое бесправие парламента. Но даже в рамках, установленных Конституцией, политическая борьба всегда была и есть, например, между депутатами различных фракций. Конфликты постоянно возникают в парламенте. Компромиссные решения, или так называемый взаимный выигрыш. Считается, эффективна внутрипарламентская борьба, если она увязывается с массовыми акциями в поддержку позиции парламентских фракций, инициатив отдельных
71
COMPARATIVE POLITICS • 3 (13) / 2013
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 3 (13) / 2013
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
депутатов, а также с непарламентскими формами.
Парламентское направление включает в себя основные формы политической борьбы: избирательное действие и само парламентское действие. Так, избирательное действие как элемент парламентского действия осуществляется следующими специальными формами политической борьбы: парламентские и президентские выборы, собрания, голосование и агитация. Непосредственное парламентское действие — основная форма политический борьбы, который в себя включает специальные формами политической борьбы: обсуждение законопроектов, встречи с избирателями, слушания, принятие законопроектов, лоббизм, публичные мероприятия.
Развитие социальных процессов в современном мире, особенно в течение последних столетий, показало, что важной формой политической борьбы является революционная борьба, а видом политической борьбы — социальная революция.
Сейчас среди политиков и политологов можно слышать такие заявления: «Революции себя изжили, они в прошлом, лимит на революции исчерпан»5. Тем самым отрицается объективная сторона развития общества и историческая неизбежность революций. Конечно, сторонников подобных взглядов можно понять. Они как могут защищают существующее общество как предел социальных завоеваний, а частную собственность на орудия и средства производства — как незыблемую форму общественных отношений. Однако такое утверждение, по мнению автора, некорректно, а по существу — антинаучно.
Социальные революции являются объективной реальностью. Они возникают в результате постепенного нарастания противоречий, накапливающихся в процессе эволюционного развития, которые разрешаются различными формами политической борьбы — созданием революционной ситуации, осуществлением
переворота, заговора, восстания, мятежа (бунт, путч), контрреволюции, геополитической операции, терроризма, экс-тремизма6.
Для формирования среды обеспечения национальной безопасности государства в политической борьбе характерно партизанское (национально-освободительное) движение, которое является немирным (насильственным) направлением политической борьбы. Оно включает следующие основные формы политической борьбы: информационно-пропагандистское действие и вооруженное действие народных масс против оккупантов или неугодного политического режима в стране. Партизанское (национально-освободительное) движение направлено в защиту национальной независимости, свободы, демократии и против иноземных захватчиков. В этом случае его цели совпадают с целями движения Сопротивления в ряде европейских стран в период Второй мировой войны.
Первая основная форма политической борьбы партизанского (национальноосвободительного) направления — информационно-психологическое действие, вторая — вооруженное действие против иноземных захватчиков или представителей неугодного политического режима. Это основная форма политической борьбы, она представляет собой применение не только специальной формы политической борьбы с противником, но и операции (наступательная, оборонительная, воздушная, морская, противоздушная, противоракетная), гражданская война, сетецентрическая операция, специальная операция, диверсия, засада, налет, рейд.
Таким образом, формы политической борьбы в современном мире разнообразны, и это именно комплексы средств и приемов политической конкуренции, подчиненных цели победить противника и добиться доминирующего статуса в тех или иных институтах власти или, в крайнем случае, помешать это сделать оппоненту. Парламентское направление в современном мировом сообществе является
72
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
важной формой борьбы за власть, предполагающим мирное разрешение острых социальных конфликтов на основе официального волеизъявления народных масс. Это хорошо продуманная акция со стороны господствующей политической силы для удержания в повиновении электората. Существенным дополнением к парламентскому направлению являются публичные мероприятия, которые властями разрешаются с единственной целью — сбить социальное напряжение во избежание возникновения революционной ситуации. Может также использоваться такая форма, как PR-технологии. Социальные революции как неизбежный результат диалектического развития общества останутся в арсенале политической
борьбы до тех пор, пока не будет покончено с частной собственностью на орудия и средства производства и не совершится переход к подлинной народной демократии. Но в условиях глобализации революционное направление может стать в какой-то момент и более приемлемой формой субъектов политической борьбы для достижения их целей. Такое направление политической борьбы, как партизанское (национально-освободительное) движение и, в частности, вооруженные действия, сохраняется, пока сохраняется в целом силовой, насильственный характер политической борьбы, связанный со свержением существующей власти вооруженным путем или действиями против агрессора.
Список литературы
1. Гомеров И.Н. Политическая деятельность: психолого-политологический анализ. Новосибирск : Сибирский ун-т потреб. кооперации. 2010. URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/elbook/gomerov. pdf[Gomerov I.N. Politicheskaya deyatel’nost’: psikhologo-politologicheskij analiz. Novosibirsk: Sibirskij universitet potreb. kooperatsii, 2010 URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/elbook/gomerov.pdf]
2. Ирхин Ю.В. Политология : учебник. 2-е изд. М. : Экзамен, 2007. [Irkhin Y.V. Politologiya: uchebnik. 2-e izdanie. Moscow: Ekzamen, 2007.]
3. Барышева А.Д. и др. Политология. Курс лекций : учебное пособие для вузов. 2-е изд., стереотип. М. : Экзамен, 2009. [Barysheva A.D., etc. Politologiya. Kurs lektsij: uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izdanie, stereotip. Moscow: Ekzamen, 2007.]
4. Кузьмин Д.С. Особенности внешнеполитического курса России в условиях становления новой парадигмы международных отношений : дис. ... д-ра полит. наук. М. : РАГС, 2005 [Kuz’min D.S. Osobennosti vneshnepoliticheskogo kursa Rossii v usloviyakh stanovleniya novoj paradigm mezhdunarodnukh otnoshenij: Ph.D. Dissertation. M. : RAGS, 2005]
5. Исхаков С.М. Октябрьская революция и борьба мусульманских лидеров за власть в Поволжье и на Урале (октябрь 1917 г. — лето 1918 г.) // Отечественная история. 1999. № 1. [Iskhakov S.M. Oktyabr’skaya revolutsia I bor’ba musul’manskikh liderov za vlast’ v Povolzhje i na Urale (oktyabr’ 1917 g. — leto 1918) // Otechestvennaya istoriya. 1999. No. 1. P 47.]
6. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М. : Аспект-Пресс, 1999. [Eisenstadt Sh. Revolutsia i preobrazovanie obschestv. Sravnitel’noe izuchenie tsivilizatsij. Moscow: Aspekt-Press, 1999.]
7. General election 2010 : the Liberal moment has come // The Guardian. 2010. 30 Аpr. P 1.
1 General election 2010 : the Liberal moment has come // The Guardian. 2010. 30 Аpr. P 1.
2 Гомеров И.Н. Политическая деятельность: психолого-политологический анализ. Новосибирск : Сибирский ун-т потреб. кооперации. 2010. URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/elbook/gomerov. pdf
3 Ирхин Ю.В. Политология: учебник. 2-е изд. М. : Экзамен, 2007. С. 609; Барышева А.Д. и др. Политология. Курс лекций : учебное пособие для вузов. 2-е изд., стереотип. М. : Экзамен, 2009. С. 137
4 Кузьмин Д.С. Особенности внешнеполитического курса России в условиях становления новой парадигмы международных отношений : дис. ... д-ра полит. наук. М. : РАГС, 2005.
5 Исхаков С.М. Октябрьская революция и борьба мусульманских лидеров за власть в Поволжье и на Урале (октябрь 1917 г. — лето 1918) // Отечественная история. 1999. № 1. С. 47.
6 Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М. : Аспект-Пресс, 1999. С. 44.
73
COMPARATIVE POLITICS • 3 (13) / 2013