Научная статья на тему 'Политическая активность зарубежных ТНК в Каспийском регионе: сравнительный анализ'

Политическая активность зарубежных ТНК в Каспийском регионе: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / MULTINATIONAL CORPORATIONS / КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / CASPIAN SEA / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENERGY POLICY / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедов Интигам Байрам Оглы

В настоящей статье рассматривается процесс проникновения зарубежных ТНК в Каспийский регион в период начала середины 1990-х годов, послуживший отправной точкой в определении региональной энергетической политики. Проведен сравнительный анализ привлечения иностранных компаний в нефтегазовую отрасль прибрежных государств. Автор возражает против исключительности экономического аспекта как причины активности зарубежного бизнеса и пытается определить политические мотивы региональных и нерегиональных акторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political activity of foreign transnational corporations in the Caspian region: A comparative analysis

The article considers the process of foreign multinational corporations entering into the Caspian region in early to mid-1990 s the period that became a starting point for a determination of regional energy policy. The comparative analysis of foreign companies’ involvement is carried out to oil and gas industry of the coastal states. The author objects to exclusiveness of an economic aspect as a reason of foreign business activity and tries to define a political pretext of regional and non-regional actors.

Текст научной работы на тему «Политическая активность зарубежных ТНК в Каспийском регионе: сравнительный анализ»

И.Б. МАМЕДОВ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ ТНК В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В начале 1990-х годов прикаспийские страны - Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан - столкнулись с проблемой нехватки финансовых ресурсов и технологий для развития нефтегазового сектора. Находясь в состоянии экономического упадка, а также учитывая неопределенный статус Каспийского моря и отсутствие коллективных договоров по использованию ресурсов Каспия, прибрежные страны были вынуждены привлечь иностранные инвестиции в геологоразведку и недропользование в целом.

Большие запасы углеводородных ресурсов действительно способствовали активности иностранных компаний на Каспии. Однако потенциальная экономическая выгода, рассматриваемая некоторыми учеными как единственная причина участия крупных нефтегазовых ТНК в регионе, возможно, не является таковой. При более тщательном изучении процесса проникновения корпораций в Каспийское море очевидно, что на тот момент инвестиционная привлекательность региона была довольно сомнительной.

Во-первых, регион при неразвитой ресурсно-ориентированной транспортной инфраструктуре находится за сотни и тысячи километров от потенциальных рынков. Во-вторых, новообразовавшаяся модель регионального устройства была политически нестабильной, а порядок природопользования в Каспийском море оставался юридически не закрепленным. Рассмотрим процессы проникновения зарубежных ТНК в энергетическую политику каждого из прикаспийских государств.

Азербайджан

В период с 1994 по 2001 г государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) подписала более 20 соглашений с 35 иностранными нефтяными компаниями о разведке и добыче нефти в азербайджанском секторе Каспийского моря. Стоит отметить, что первые крупные контракты (Нахичевань, Огуз и Апшерон) были подписаны в Белом доме США [Гусейнов, 2002, с. 72].

В целом для поставленной цели было привлечено около 400 фирм, а объем иностранных инвестиций по договорным обязательствам составлял 60 млрд. долл. Всего в развитии нефтегазовой отрасли Азербайджана приняли участие компании из 15 стран.

В проекте Азари - Чираг - Гюнешли доля участия Азербайджана (приходилась на компанию SOCAR) в 10% была неизмеримо мала в сравнении с 39,8% у США (Amoco - 17, Unocal - 10, Exxon - 8, Pennzoil - 4,8) и 19,2% у Великобритании (British Petroleum - 17,1 и Ramco - 2,1%). В проекте Карабах Азербайджанская компания SOCAR получила 7,5% акций, а американская компания Pennzoil - 30%. Следует отметить и участие в данном проекте российского Лукойла и итальянской компании Agip, на которых приходилось 62,5% пакета. В нефтяном проекте Шах -Дениз, который после разведывательного бурения стал газоконден-сатным, английский British Petroleum и норвежский Statoil получили 51%, а Азербайджан наряду с Францией (TotalFinaElf) и Ираном (OEIC) - 10%. Наконец, в проекте Ленкорань - Дениз доли участия распределились между компанией SOCAR - 25% и компанией ELF (Франция) - 75% [Бутаев, 2004].

Примечательно, что своим участием в вышеприведенных проектах, Россия и Иран де-факто признали разделение Каспийского моря на национальные сектора.

Иран

Особый интерес вызывает политика Ирана в отношении иностранных ТНК. Согласно конституции этого государства, зарубежные компании не могут владеть природными ресурсами страны ни по одной из известных видов и форм собственности.

Тем не менее в Иране сформирован правовой механизм, позволяющий обойти конституционный запрет. Buy-back (обратная покупка) - договорная форма, согласно которой государство в лице соответствующего министерства или государственной нефтяной компании пользуется услугами иностранных компаний по разведке и эксплуатации месторождений. После выполнения всех работ го -сударство «выкупает» месторождение обратно, возмещая затраты иностранной компании. При этом часто возмещение происходит не в денежной форме: компания получает определенный объем углеводородных ресурсов [Kuhn, Jannatifar, 2012].

Прецедент подобного взаимодействия сформировался в 1995 г., когда Иран подписал соглашение с компанией Total о разработке месторождения Сири в Персидском заливе. Затем по такому же принципу свою деятельность на иранском шельфе Каспия начали компании Shell и Lasmo.

Казахстан

Доля участия иностранных компаний в крупных казахстанских проектах также высока: в проекте Тенгиз компании Chevron / Texaco и Exxon / Mobil имели 50 и 25% соответственно, а при разработке проекта Карачаганак Agip и British Gas получили по 32,5%. В разработке Кашаганского месторождения обладателем крупнейшего актива в 28,6% стала французская компания TotalFinaElf, в свою очередь компании British Gas, Exxon / Mobil, Shell и ENI получили по 14,3% [Бутаев, 2004].

Для объединения финансовых ресурсов при разработке казахстанских месторождений в 1993 г. был создан Международный кон -сорциум Offshore Kazakhstan International Operating Company. В состав объединенного предприятия вошли Agip, British Petroleum, British Gas, Mobil, Shell, Total, BP / Amoco / Statoil, Inpex North Caspian Sea Ltd., Phillips Petroleum. При этом, созданная в том же году компания «Казахстанкаспийшельф» стала оператором консорциума.

Немалую роль играют и китайские нефтегазодобывающие компании. С 1997 по 2013 г. китайская компания China National Petroleum Corporation (CNPC) приобрела 60,3% акций Актюбин-ской нефтяной компании, доведя свою долю до 85,42% в 2003 г. Позже CNPC купила права на месторождение Северный Бузачи

(продав 50% компании Лукойл), половину акций на месторождения Кансу и Бекстас, 100% акций канадской нефтяной компании «Петроказахстан» (позже продала треть акций компании «Казму-найгаз»), 8,33% - в Кашаганском консорциуме. На 2013 г среди 22 крупнейших нефтяных компаний в Казахстане, китайские ком -пании, такие как 8торес и СМРС, имели почти 100%-ную долю в десяти из них, а еще в восьми - 50% и выше [Халова, Сычева, Спивак, 2013, с. 41].

Туркменистан

Инвестиционная активность иностранных компаний в туркменской части Каспия значительно ниже, чем в рассмотренных Азербайджане и Казахстане. Первым контрактом о разведке ме -сторождений стало соглашение с компанией Petronas в 1996 г. Спустя два года в проекте по освоению месторождения Гарашсыз-лык-2 национальная нефтяная компания Туркменистана предоставила компаниям ExxonMobil и Monument Oil 52,4 и 27,6% соответственно, оставив за собой 20%-ную долю [Бутаев, 2004].

Контракт был подписан сроком на 25 лет, однако уже в 2002 г компания ExxonMobil прекратила операции по данному проекту в связи с переоцененными перспективами: возможности месторождения оказались ниже предполагаемых. В целом слабая активность ТНК к туркменскому сектору Каспия обусловлена политическими рисками, а именно нестабильностью туркмено-азербайджанских взаимоотношений, отсутствием между странами консенсуса по спорным месторождениям.

Россия

В российском секторе иностранные компании представлены российско-кипрской компанией Roskaspneft, американскими J.P. Kenny и EXPO в составе совместного предприятия CaspOilDevelopment, а также компаниями Halliburton и Schlumberger. В отличие от остальных прикаспийских государств позиции отечественных компаний («Лукойл», «Роснефть», «Транснефть», «Газпром», «Буровая Компания Евразия Шельф», «Петроальянс», «Группа Каспийская

энергия» и т.д.) на российском секторе Каспия более устойчивы. Однако в некоторых случаях российские компании совместно с иностранными образуют совместные предприятия (Каспийский трубопроводный консорциум) или имеют долю иностранного капитала (капитал 8сЫитЬе^ег в «Петроальянс»). Тем не менее российские компании, например «Лукойл», со временем выкупает иностранные доли (в случаях с «Лукарко» и «Лукаджип»).

В настоящее время Россия столкнулась с непростой задачей удержать влияние в регионе. Россия потеряла роль транспортного монополиста на Каспии (после строительства нефтепровода Баку-Джейхан). Дальнейшая диверсификация маршрутов транспортировки энергоресурсов может отразиться на пропускной способности существующих российских трубопроводных систем.

Заключение

Наиболее открытым для сотрудничества с зарубежными ТНК был и остается Азербайджан, чьи объемы каспийского энергосырья сопоставимы лишь с Казахстаном. В свою очередь Казахстан также привлек огромные инвестиции и подключил к участию большое количество зарубежных компаний. Однако, в отличие от Азербайджана, значительное влияние на нефтегазовый сектор Казахстана оказывает Китай. К освоению туркменских месторождений на настоящий момент привлечены компании Petronas, Dragon Oil, Buried Hill, RWE Dea AG с общими объемами инвестирования в 10 млрд долл. Политика Ирана в корне отличается от представленных стран и, учитывая особые отношения с Западом, работы в иранском секторе производятся в форме «подряда».

Нефтегазоносная территория Каспия является регионом, где пересекаются геополитические и геоэкономические интересы не только региональных, но и глобальных акторов. Еще в 1997 г первый заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт заявил о жизненно важных интересах США в Каспийском регионе.

Реализация национальных интересов посредством внедрения в регион ТНК и использования большого бизнеса в роли инструмента проведения внешней политики государства - предмет многочисленных споров и исследований. Однако объективно можно говорить, что большое количество нерегиональных акторов на

Каспии - доказательство его важного стратегического значения. В 1998 г. Дик Чейни, занимая на тот момент ведущую должность в компании Halliburton, заявил, что не знает более значимого региона, чем Каспий [Nourzhanov, 2006, p. 59].

Деятельность ТНК на Каспии связана с такими политико-правовыми механизмами, как договор к Энергетической хартии, двусторонние соглашения со странами Прикаспийского бассейна, а также специальные фонды и программы, среди которых необходимо выделить программу Европейского союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ (ТАСИС) и основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА).

Часто проводимая политика Запада и деятельность ТНК имеют одинаковые цели и задачи и всячески поддерживают друг друга. Это подтвердилось еще в 1998 г., когда служба управления минеральными ресурсами США выделила 425 тыс. долл. с целью помочь Казахстану и Туркменистану «совершенствовать инструкции по бурению в Каспийском море»1. Политический подтекст ярко выражен в факте присоединения Казахстана к трубопроводной системе Баку - Тбилиси - Джейхан, признанной некоторыми учеными экономически невыгодной [Kubicek, 2013, p. 178], а также в вышеупомянутом факте подписания соглашений в Белом доме и заявлений руководства страны.

В целом можно говорить о первостепенности геополитических, а не экономических интересов Запада. Западное научное сообщество призывало к развитию Персидского залива в противовес Каспию, считая последний регион более дорогим, небезопасным, политически рискованным и с сомнительными непроверенными запасами углеводородов [Manning, Jaffe, 1998].

Политические мотивы в проникновении западных ТНК на Каспий иностранные ученые видят и в действиях самих прикаспийских государств, в частности Азербайджана и Казахстана [Peimani, 2001, p. 21-23]. Республики, ставшие независимыми в конце ХХ в., имеют своей главной целью укрепление политического и неразрывно связанного с ним экономического суверенитета.

При этом существует альтернатива западного и российского путей развития, которая в корне определяет внешнюю и внутрен-

1 Oil and gas journal. - 1998. - 19 October. - P. 45.

нюю политику государств. Азербайджан, имея явные претензии к политике вмешательства России в нагорно-карабахский конфликт с Арменией, желает в перспективе получить поддержку от Запада и в соответствии с этим строит свою энергетическую политику. Казахстан же ведет мультивекторный курс по сохранению отношений как с Россией, так с Западом и Китаем, что весьма трудноосуществимо [Heinrich, Pleines, 2015, p. 112].

Взаимодействие прикаспийских государств и совместное регулирование нефтегазодобычи в регионе возможно, но трудноосуществимо по следующим причинам: долгосрочный характер подписанных контрактов, крупные финансовые инвестиции и передача технологий, политическая устремленность Азербайджана на Запад, сформировавшееся сотрудничество Китая и Казахстана, споры о принадлежности ряда месторождений между Азербайджаном и Туркменистаном, санкционный режим против Ирана и сравнительно низкие запасы углеводородов непосредственно в иранском секторе Каспийского моря.

Для ослабления влияния ТНК на региональную энергетическую политику Каспия основными задачами для России должны стать: закрепление выгодных позиций при определении правового статуса Каспийского моря; противодействие дальнейшей диверсификации маршрутов и способов транспортировки нефти и газа; введение и применение особых требований экологического контроля и регулирования на Каспии1; закрепление исключительного права нефтегазодобычи за компаниями прикаспийских государств по истечении договорных обязательств с работающими в регионе иностранными корпорациями.

Список литературы

Бутаев А.М. Каспий: Зачем он Западу? - М., 2004. - 436 с.

1 Проблема является ключевой в вопросе построения транскаспийского газопровода. Российская сторона, ссылаясь на проведенные независимые исследования сейсмологической обстановки, заявила, что строительство транскаспийского газопровода чревато экологическими катастрофами. После этого некоторое время проект был в замороженном состоянии, однако в конце 2014 - начале 2015 г. начались конкретные действия по его осуществлению.

Гусейнов В.А. Каспийская нефть. Экономика и геополитика. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2002. - 254 с.

Халова Г.О., Сычева А.М., Спивак В.Ю. Деятельность китайских нефтегазовых компаний в государствах Центрально-Азиатского региона // Люди и компании: Индексы. - 2013. - №. 4. - С. 39-43.

HeinrichA., Pleines H. Mixing geopolitics and business: How ruling elites in the Caspian states justify their choice of export pipelines // Journal of Eurasian studies. -2015. - Vol. 6, Is. 2. - P. 107-113.

Kubicek P. Energy politics and geopolitical competition in the Caspian Basin // Journal of Eurasian studies. - 2013. - N 4. - P. 171-180.

Kuhn M., Jannatifar M. Foreign direct investment mechanisms and review of Iran's buy-back contracts: how far has Iran gone and how far may it go? // The journal of world energy law & business. - 2012. - 20 August.

ManningR., JaffeA. The myth of the Caspian'great game': the real geopolitics of energy // Survival. - 1998. - Т. 40, N 4. - P. 112-129.

Nourzhanov K. Caspian oil: geopolitical dreams and real issues //Australian journal of international affairs. - 2006. - Т. 60, N 1. - P. 59-66.

Peimani H. The Caspian pipeline dilemma: political games and economic losses. -Westport, CT: Greenwood publishing group, 2001. - 134 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.