Галина ФОМЧЕНКОВА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА
В статье представлены результаты авторского социологического исследования мнений молодежи о желании участия в политической деятельности. Основное внимание уделено сформированности ее политического сознания и социального интеллекта, что является необходимым условием обеспечения безопасности трансформирующихся структур общества.
The paper presents the results of the author's sociological study on the views of young people concerning their desire to participate in political activity. The main attention is placed on the degree of maturity of their political consciousness and social intelligence, which are a necessary condition for providing the security of transforming society structures.
Ключевые слова:
безопасность, политический фактор, молодежь, молодежный парламент; security, political factor, youth, youth parliament.
Эмпирическое изучение в любой области предполагает, прежде всего, выявление основных факторов, т.е. причин, движущих сил рассматриваемых процессов (явлений), определяющих их характер или отдельные черты. В социологических исследова -ниях безопасности общества, как правило, выделяют отдельные сферы: политическую, военную, информационную, экологиче -скую, социальную, демографическую и др.1 В различных условиях развития социума обозначенные приоритеты меняются, при этом важно поддерживать их рациональный паритет. В трансформиру ющемся российском обществе, с нашей точки зрения, на одну из первых позиций выходит политический фактор, способствующий дальнейшему эволюционному реформированию социальных струк -тур, а значит и обеспечивающий безопасное развитие общества. Под политической безопасностью мы будем понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в политической сфере от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее эффективное развитие личности, общества и го сударства через совокупность мер, позволяющих сохранить суще -ствующий конституционный строй, политическую стабильность, т.е. безопасность политической системы общества.
В постсоветский период в условиях трансформации социальной структуры безопасность предполагает формирование новых взгля -дов, и особое значение это приобретает в ракурсе политического фактора обеспечения безопасности молодежи. Это связано с тем, что механизмы включения современной молодежи в политиче -скую жизнь и уровень ее политического сознания претерпевают определенные изменения, к сожалению, в сторону политической пассивности. Это выражается в социальной отчужденности и поли тическом нигилизме и отражает противоречия между молодежью и институтами власти. «Политический нигилизм проявляется и в политических ориентациях молодежи, и в ее отношении к структу рам власти, и в игнорировании ею молодежных движений»2.
Это может быть объяснено длительным переходным состоянием российского общества, которое породило кризис идентификации молодежи, чувство отчуждения от целей, заявленных правящей
1 Общая теория национальной безопасности : учебник / под общ. ред. А.А. Прохожева. - М., 2005.
2 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи : учебник. — М. : Норма; ИНФРА- М, 2011, с. 182.
ФОМЧЕНКОВА
Галина
Алексеевна —
к.соц.н., доцент;
доцент кафедры
социологии
Смоленского
государственного
университета
элитой, сомнение и недоверие по отноше -нию к ним, сведение на нет ее мобилизационного потенциала. Молодежь в боль -шей своей массе не верит в способность институтов власти укрепить порядок в обществе, преодолеть негативные про -цессы, происходящие в социальных структурах. Она самостоятельно, как понимает, пытается решать свои множественные проблемы.
Но вместе с тем в условиях современной либерализации общественной и политиче -ской жизни и сокращения разрыва между уровнем доверия и недоверия к институтам власти, особенно к президенту РФ, в начале нулевых годов1, современная моло -дежь пытается включиться в политические отношения. Это выражается, в частности, в работе молодежного парламента, кото -рый является постоянно действующим коллегиальным, совещательным, консультативным и координирующим обще ственным органом по вопросам молодежной политики.
В российских регионах, где активно закладываются основы молодежного пар ламентаризма, как правило, обозначаются несколько его предназначений. Первое: молодежный парламент является некой молодежной общественной организа цией, реализующей проекты, проводящей те или иные мероприятия, акции и т.д. В этом случае он не отличается от других общественных организаций, но он явля -ется способом показать заинтересован ность общества в избирательном мнении молодого поколения.
Второе: органы власти создают некую «игрушку» при себе — за каждым депутатом закрепляется «молодой парламента -рий». Информацией о деятельности моло -дежного парламента и о том, как стать его членом, владеют лишь «избранные». И даже став «молодым парламентарием», немногие добиваются воплощения своих идей в жизнь, поскольку эти идеи, как пра -вило, идут вразрез со взглядами местных властей. В итоге деятельность молодых людей — членов молодежного парламента ограничивается заседаниями и формаль -ной работой, связанной с расширением штатов молодых чиновников. Такая «игра в демократию» проходит под девизом: «Мы работаем с молодежью!» На практике
1 Результаты общероссийского мониторинга «Социальное развитие молодежи». — М., 1990— 2002.
это означает, что те или иные депутаты активно привлекают молодое поколение к политике, рекламируют «свой» моло -дежный актив, «свою» молодую смену, но при этом молодая смена только имитирует политическую деятельность, т.к. ее мне -ния, взгляды, позиции по большому счету никто не принимает всерьез. И молодежь это прекрасно понимает, хотя ее некоторые представители поддерживают такую «игру в демократию». Однако многие молодые люди, разочаровываясь, понимают, что они не востребованы, и в качестве про теста покидают политическую арену, тем самым трансформируя свои политические ориентации. А т.к. поколенческая идеоло -гия отсутствует и политические ориента ции молодежи только находятся в стадии формирования, в политической сфере создаются угрозы, связанные с негатив ным отношением молодежи не только к власти, но и тем реформам, которые она проводит.
В качестве примера приведем первый молодежный парламент Нижегородской области, представляющий собой инстру мент вхождения во власть детей пред -ставителей «верхних эшелонов власти» регионального уровня, хотя формально он создавался как место для реализации общественных прав и свобод, что крайне важно для снижения социальной напря женности в регионе. Юные представители парламента становятся участниками зако нотворческой деятельности, что позволяет говорить о том, что интересы учащейся и рабочей молодежи Нижегородской обл. охватываются все глубже, более иннова ционно, решаются их проблемы и под держиваются молодежные начинания. Но, к сожалению, молодежный парламент Нижегородской области не оправдал ожи -даний его участников, не став значимым «карьерным лифтом», однако запись о депутатстве «с младых ногтей» является хорошей отметкой в послужном списке молодых лидеров.
Третье, самое главное предназначение молодежного парламента: он способствует пониманию молодежью своих прав, уста новлению взаимодействия между пред ставителями подрастающего поколения и органами местного самоуправления. Здесь уже реально создаются законотворческие инициативы и выполняется функция школы парламентаризма, школы кадро -вого резерва для власти, прежде всего
законодательной. Молодой человек, кото -рый понял механизм работы законода тельной власти, реально не только может быть помощником депутата, чиновником, но и сам может стать депутатом.
Для сравнения: в европейских странах молодежные парламенты — это серьезная политическая сила, основанная на взаимо -действии со всеми общественными инсти тутами и реально влияющая на политику своей страны.
Для изучения проблемы безопасности политической структуры общества через политическую активность молодежи в 2012 г. было проведено социологическое исследование в форме опроса студенче ской молодежи ОГОБУ СПО «Ярцевский индустриальный колледж Смоленской области»1. В основу исследования был положен австрийский тест «Политика и мораль»2. Анализ результатов исследования позволил прийти к следующим выво дам.
1. При значительном уровне эмоцио нальной зрелости, составляющем 51%, из которых высокий уровень — 11%, сред -ний — 40%, незаурядный — 39%, степень общественно политической сознательно сти и социального интеллекта находятся на более низких уровнях. Так, степень общественно политической сознательно сти опрашиваемых находится на среднем уровне — 36%, ниже среднего — 48%, на низком уровне — 16%; уровень социаль -ного интеллекта средний — 31%, ниже среднего — 52%, низкий — 17%. Опираясь на полученных результаты, мы эмпириче ски подтверждаем тот факт, что молодежь не только социально отчуждена, но и пас сивна в выражении своих политических взглядов и идей.
2. Согласно тестовому заданию была посчитана сумма баллов, полученных при ответе на поставленные вопросы, в резуль тате чего получены следующие данные:
а) 53% опрашиваемых являются «середняками», политикой интересуются частично, все, что выходит за рамки стан -дарта, оценивают критически и с оговор ками. Обладают политической совестью, которая заставляет четко формулировать и
1 N = 200, обоего пола, возрастной критерий от 15 до 20 лет, цель исследования — выявить мнение молодежи по поводу ее участия в политической деятельности.
2 Психологические тесты для всех. Киев : ООО «Таир», 1996, с. 208.
высказать свое мнение, стремятся к ком промиссу. Уровень социального интел -лекта — средний;
б) 31% респондентов с политической точки зрения аморальны, экспериментов не признают, опасаются любого риска. Если необходимо выбирать между суетой и скукой, без раздумий выберут скуку, не интересуются социальными и политиче скими реалиями общества. Уровень соци ального интеллекта — достаточно низкий;
в) 9% участвующих в опросе относятся к «политикам улицы», которые добиваются своей цели непреклонно и энергично, вплоть до открытого сопротивления, а порой — и насилия. По их убеждению, цель оправдывает средства. Уровень соци ального интеллекта — достаточно высо -кий;
г) 7% опрашиваемых молодых людей обладают чувством ответственности, имеют позитивную установку на полити ческие отношения. Уровень социального интеллекта — очень высокий, в данном случае можно говорить о сформировав шихся ценностных ориентациях, детер минированных типом общества, системой его экономических, политических и идео логических принципов. Эти респонденты немногое принимают безоговорочно, сознательно защищают свои идеи, трудно соглашаются на компромисс и относятся к тем людям, которые являются базо вой основой новой политической почвы. Именно через этих представителей моло дежи можно обеспечить эволюционное развитие социальных структур, связанное с перспективами модернизации общества, не только в политической, но и в других сферах: экономической, социальной, демографической, культурной и др., тем самых создавая безопасные условия для воспроизводства всего спектра системы социальных отношений.
Таким образом, на основе полученных результатов были сделаны следующие выводы. С одной стороны, подрастаю щее поколение готово принимать участие в молодежной политике, оно может не только формулировать и высказать свое мнение, отстаивать свою позицию, но и предлагать проекты, свое видение разре шения молодежных и общественных про -блем. Ее политическое сознание ориен -тировано на укрепление власти, усиление роли государства на основе традиционно демократических принципов и отвергает
различные радикальные идеи. С другой стороны, невостребованность этих идей порождает в лучшем случае политиче ский нигилизм в молодежной среде, а в худшем — раздражительность, озлоблен -ность и непримиримость, что отражает противоречия в сознании молодежи и противоборство различных политических интересов.
На основе вышеизложенного можно отметить, что исследование политиче ской активности молодежи выявило мно гие нерешенные проблемы, требующие активной работы институтов власти, в частности, касающиеся молодежного пар ламента, и предложить авторское видение решение проблемы молодежного полити ческого нигилизма.
1. В связи с тем, что позитивная уста новка молодежи в сфере политических отношений практически не подкреплена, необходимо формировать ее активную политическую позицию через деятель ность средств массовой информации в сфере молодежного парламентаризма.
2. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей обще ства, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-
нравственные, культурные, исторические и многие другие компоненты. Проявляясь, в первую очередь, как эмоционально возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патрио тизм выступает в качестве важной состав ляющей безопасного развития как отдель ной личности, так и общества в целом. Следовательно, чтобы минимизировать социальную пассивность и политический нигилизм в молодежной среде, необходимо проводить социально значимые мероприя тия по воспитанию ее гражданственно идеологической позиции.
3. Обозначить и решать молодежные проблемы следует через активизацию вза имодействия институтов власти с молоде жью. В прогностическом плане молодежные проблемы в большой степени влияют на перспективы дальнейшего развития общества, и одновременно они детерми нированы общими социальными про блемами и противоречиями. Определяя место молодежи в структуре общества, в т.ч. и в политической сфере, необходимо прогнозировать ее дальнейшее развитие в условиях модернизации и нестабильно сти, учитывая, что характер этого разви тия будет зависеть от выбора альтернатив молодежью.