Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МАВРИТАНСКИХ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН» (2007-2019)'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МАВРИТАНСКИХ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН» (2007-2019) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАВРИТАНИЯ / НУАКШОТ / БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ / ТАВАССУЛЬ / МАГРИБ / САХЕЛЬ / ИСЛАМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Махмутова Мария Игоревна

В данной статье автор анализирует положение «Братьев-мусульман» на внутриполитической арене в Мавритании, а также затрагивает внешние связи данной организации с другими ее ответвлениями в арабо-мусульманском мире. Начавшие в 1980-е годы свою подпольную деятельность исламисты не раз подвергались преследованию со стороны правящего режима военных. Однако в связи с попытками руководства страны сделать разворот в сторону демократии в 2007 г. они смогли зарегистрировать свою партию «Тавассуль» и внедриться во внутриполитический контекст Мавритании. Исламисты постепенно стали наращивать электорат, что позволило им войти в состав законодательного органа. При этом ее лидеры осознава ли, что они как оппозиционное движение могут получить больше влияния лишь при условии координации усилий с другими партиями. После последнего государственного переворота в 2008 г. «Тавассуль» приняла власть Мухаммеда ульд Абдель Азиза (2009-2019), и вплоть до 2011 г. ее выживание было возможно при условии сохранения лояльности режима к партии. После «арабской весны» и послаблений со стороны режима исламисты пытались предпринять ряд мер, чтобы возглавить оппозиционный истеблишмент. Со временем это позволило им стать одними из главных конкурентов правящей элите. Однако, как доказали президентские выборы в 2019 г., исламисты пока не смогли перетянуть на себя весь оппозиционный электорат, и они по-прежнему вынуждены объединяться с другими организациями для укрепления своих позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ACTIVITY OF THE MAVRITAN “MUSLIM BROTHERS” (2007-2019)

In this article, the author analyzes the position of the Muslim Brotherhood in the domestic political arena in Mauritania, and also touches on the external relations of this organization with its other branches in the Arab-Muslim world. Started in the 1980s. their underground activities, the Islamists have repeatedly been persecuted by the ruling military regime. However, in connection with the attempts of the country’s leadership to make a turn towards democracy in 2007, they were able to register their Tavassul party and penetrate into the internal political context of Mauritania. The Islamists gradually began to build up their electorate, which allowed them to enter the legislative body. At the same time, its leaders realized that they, as an opposition movement, could gain more in uence only if they were coordinated with other parties. After the last coup d’état in 2008, Tavassul assumed the power of Muhammad Ould Abdel Aziz (2009-2019), and until 2011 its survival was possible provided that the regime remained loyal to the party. After the Arab Spring and the relaxation of the regime, Islamists tried to take a number of measures to lead the opposition establishment. Over time, this allowed them to become one of the main competitors of the ruling elite. However, as the presidential elections in 2019 proved, the Islamists have not yet been able to take over the entire opposition electorate, and they are still forced to unite with other organizations to strengthen their positions.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МАВРИТАНСКИХ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН» (2007-2019)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2021. № 3

М.И. Махмутова

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МАВРИТАНСКИХ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН» (2007-2019)

Федеральное государственное бюджетное учреждение

Российский институт стратегических исследований

125413, ул. Флотская, 15Б

В данной статье автор анализирует положение «Братьев-мусульман» на внутриполитической арене в Мавритании, а также затрагивает внешние связи данной организации с другими ее ответвлениями в арабо-мусульманском мире. Начавшие в 1980-е годы свою подпольную деятельность исламисты не раз подвергались преследованию со стороны правящего режима военных. Однако в связи с попытками руководства страны сделать разворот в сторону демократии в 2007 г. они смогли зарегистрировать свою партию «Тавассуль» и внедриться во внутриполитический контекст Мавритании. Исламисты постепенно стали наращивать электорат, что позволило им войти в состав законодательного органа. При этом ее лидеры осознавали, что они как оппозиционное движение могут получить больше влияния лишь при условии координации усилий с другими партиями. После последнего государственного переворота в 2008 г. «Тавассуль» приняла власть Мухаммеда ульд Абдель Азиза (2009-2019), и вплоть до 2011 г. ее выживание было возможно при условии сохранения лояльности режима к партии. После «арабской весны» и послаблений со стороны режима исламисты пытались предпринять ряд мер, чтобы возглавить оппозиционный истеблишмент. Со временем это позволило им стать одними из главных конкурентов правящей элите. Однако, как доказали президентские выборы в 2019 г., исламисты пока не смогли перетянуть на себя весь оппозиционный электорат, и они по-прежнему вынуждены объединяться с другими организациями для укрепления своих позиций.

Ключевые слова: Мавритания; Нуакшот; Братья-мусульмане; Тавассуль; Магриб; Сахель; ислам.

Мавритания, находящая на самом западном крае арабо-мусуль-манского мира и входящая в состав двух регионов - Магриба и Сахеля, стала одним из плацдармов для развития политического ислама. Несмотря на доминирование военных на внутренней арене, «Братья-мусульмане» получили возможность распространения

Махмутова Мария Игоревна - кандидат исторических наук, эксперт Российского института стратегических исследований (e-mail: makhmutova.maria@yandex.ru).

своей идеологии и привлекли последователей. В связи с отличием культуры Мавритании от других арабских стран исламисты были вынуждены трансформировать традиционную для них риторику. В этой стране они стали выступать за мягкую исламизацию и араби-зацию, практически никогда не произносили лозунгов о внедрении законов шариата в юридическую систему. В основном «Братья-мусульмане» в Мавритании акцентируют внимание общественности на социальных вопросах, особенно, это касается сохранения рабства, которое до сих пор не искоренено. Также они обращаются и к экономическим вопросам, указывая на проблемы повышения цен на товары первой необходимости и бензина, критикуя правительство за применение ограниченных мер по борьбе с коррупцией и разворовыванию средств, выделяемых международными организациями для развития страны. В целом на современном этапе в данной стране «Братья-мусульмане» нашли свою нишу, но в тоже время они продолжают расширять свой электорат, стремясь потеснить военную элиту в политической сфере.

* * *

Мавританские «Братья-мусульмане» представлены партией (ответвлением) «Национальное собрание за реформы и развитие» («Тавассуль»), которая была легализована в 2007 г. Еще за несколько десятилетий до этого последователи египетского мыслителя Хаса-на аль-Банны (1906-1949) пытались закрепиться на политической арене. Ключевыми символами «Тавассуль» являются основатели партии - Мухаммед Махмуд ульд Сиди1 и Мухаммед Джамиль ульд Мансур2. Они получили образование в марокканском университете им. Мухаммеда V, где обучались юриспруденции. В период правления Маауйя ульд Сиди Ахмеда Тайя (1984-2005) Сиди и Мансур вели подпольную деятельность, ведь режим отказывался легализо-вывать исламистские объединения. Их активность была отмечена в профсоюзах и студенческих кружках. В течение 1980-х годов основными последователями «Братьев-мусульман» была молодежь.

1 Мухаммед Махмуд ульд Сиди (род. 1965 г.) родился в г. Киффа, на юге Мавритании в регионе Ассаба. Семья ульд Сиди имеет арабское происхождения и прибыла на территорию Западной Африки во время арабского завоевания в VIII в. Представители племени всегда имели репутацию праведных духовных лидеров, а некоторые из них активно участвовали в борьбе с колониализмом в XX в.

2 Мухаммед Джамиль ульд Мансур (род. 1967 г.) родился в г. Нуакшот. Оба родителя по происхождению арабы. Его отец был выходцем из военной структуры, а родственники по матери известны как аристократы и интеллектуалы.

Исламисты не могли организовывать собрания более 20 человек до 2000-х годов, так как их деятельность оставалась небезопасной, а расширение круга последователей могло привести к превентивным действиям властей.

Согласно новой Конституции от 12 июля 1991 г. было принято решение о формировании многопартийной системы в Мавритании. Но Мансур не смог легализовать свою партию «Умма», имеющую в своей основе политический ислам, и присоединился к оппозиционному «Союзу демократических сил» («Новой эпохе») во главе с Ахмедом ульд Дада. Эта партия раскололась вначале 2000-х годов. С момента принятия новой Конституции «Братья-мусульмане» старались расширить свою деятельность, проводя агитацию, благотворительные фестивали, форумы и собрания. В 1997 г. они создали медиа-проект для выражения мнений мавританских исламистов - «Ар-Райя». Режим военных воспринимал это как попытку «Братьев-мусульман» монополизировать идеологию политического ислама. Сиди и Мансур подвергались тюремному заключению, а затем вынуждены были найти убежище в Европе (2003-2004), откуда продолжили свою деятельность.

Начало 2000-х годов характеризовалось стремлением военной элиты подавить исламистов3. Причиной тому стала трагедия в США 9 сентября 2001 г. Нуакшот старался проявить солидарность и активизировать борьбу с терроризмом. Вернувшись в Мавританию после государственного переворота в 2005 г., последователи «Братьев-мусульман» решили воспользоваться имеющимися в стране институтами4, и смогли зарегистрировать платформу «Инициатива центристских реформаторов». Но ее идеология не включала основы политического ислама. Это позволило партии принять участие в парламентских выборах 2006 г., однако ее члены не получили места в законодательном органе. Последователи «Братьев-мусульман» завоевали два места в парламенте, выступая исключительно в качестве независимых кандидатов.

После государственного переворота в 2007 г. пришедший к власти Сиди Мохаммед ульд Шейх Абдуллахи стремился в первые месяцы продемонстрировать готовность к демократическим изменениям. Это позволило мавританским «Братьям-мусульманам» легализо-

3 Bouganour I. Civil society and democratic transformation in Mauritania: the paradigm of transition and the antecedents of political change. Contemporary Arab Affairs. 2007. 10(3). P. 383.

4 Ojeda-Garcia R. Islamist Groups in Mauritania: Evolution and Analysis. Political Islam in a Time of Revolt / Ed. F.I. Brichs, J. Etherington, L. Feliu. Springer, 2017. P. 251.

вать свою партию5. Мансур указывал, что между экстремизмом и политическим исламом нет никаких связей. Идеи «Братьев-мусульман» звучали в рамках приверженности к мягкой арабизации и исламизации Мавритании, что учитывало местную этническую специфику. Руководители партии делали акцент на проблеме рабства в Мавритании, отметив готовность «Тавассуль» требовать его ликвидации, так как оно не характерно для обновленного ислама6. От партийных лидеров поступили предложения о принятии законов об уголовной ответственности за рабовладение и создании эффективных судебных инструментов для борьбы с ним. Исламисты впервые вошли в состав правительства при Абдулаххи в мае 2008 г., получив два министерских портфеля: Мухаммед Махмуд ульд Сиди стал министром высшего образования, а Хабиб ульд Хамди занял пост министра труда, интеграции и профессиональной подготовки.

В августе 2008 г. страна вновь пережила военный переворот, организованный генералом Мухаммедом ульд Абдель Азизом. К тому времени «Тавассуль» вошла в состав объединенной оппозиционной платформы, имеющей разные политические взгляды. Данная структура во главе с представителем светской партии Мухаммедом ульд Мавлюдом после государственного переворота представляла интересы всей оппозиции на переговорах в Дакаре в 2009 г. 7 К моменту достижения консенсуса по поводу проведения президентских выборов и формирования правительства на заседании Совета Шуры руководителями «Тавассуль» было принято решение о выдвижении Мансура в качестве кандидата в президенты. Он занял четвертое место и получил 4,7% голосов. Несмотря на проигрыш, данная партия была единственной из оппозиции, которая признала итоги выборов и поздравила Абдель Азиза с победой. В последующий период выживание «Тавассуль» зависело от терпимости военных по отношению к исламистам, а их дальнейшее участие в политическом процессе

5 Boukhars A. The Drivers of Insecurity in Mauritania. Carnegie Endowment for International Peace, 2012. P. 14.

6 Джамиль Мансур: аль-и'атираф би-хизбина хува рафа' ли-музлима.. нахну исхаб хатт васатый мутавазин лякин ахта' ан-низам ас-сабик хаджабат хазихи аль-хакыка [Джамиль Мансур: Признание нашей партии - это окончание притеснения... Мы ведем сбалансированную траекторию, но ошибки предыдущего режима скрыли эту правду] // AlQuds. 12.10.2007. URL: https://www.alquds.co.uk/-Jj.«*.

(дата обращения: 01.08.2020). (На араб. яз.)

7 Дакарское соглашение 2009 г. - консенсус между военной хунтой и оппозицией по разделению министерских портфелей и урегулированию политического кризиса.

страны более напоминало игру в оппозицию, нежели реальное соперничество с режимом8.

Ситуация в Мавритании накалилась в конце 2010 г. - в начале

2011 г. в связи с «арабской весной» после самоподжога Якуба ульд Дахуда перед зданием парламента. Причиной недовольства и выступлений граждан в крупных городах были проблемы в экономической сфере в связи с резким ростом цен на продукты первой необходимости, а также сохранением рабства и кастового разделения общества. «Тавассуль» присоединилась к митингам, усилив критику в отношении режима в государственном аппарате, обвиняя военных в коррупции. Активность Мансура укрепила позиции партии. После неоднократных призывов военных начать диалог в июне 2011 г. «Тавассуль» примкнула к оппозиционным партиям, которые продержали его и выступили за проведение коренных реформ в государстве. В ноябре было достигнуто соглашение о внесение поправок в конституцию, которые включали расширение нижней палаты парламента, запрет участия военных в политике, несение уголовной ответственности за рабство9. После послаблений «Тавассуль» стала активнее организовывать собрания для проведения агитации, готовясь к скорым выборам, обещанных руководством страны в конце 2011 г. Однако вскоре было объявлено об их переносе. В целом главное, чего смогла добиться оппозиция в ходе «арабской весны» -это возможность более свободной политической деятельности, что постепенно способствовало расширению круга последователей10.

Страна столкнулась с периодом неопределенности в октябре

2012 г., когда было совершено покушение на президента, а официальные источники не раскрывали информацию о его состоянии даже после перевода на лечение во Францию. Тогда лидеры оппозиции предположили, что Абдель Азиз погиб, а военные не хотят следовать конституционным предписаниям и стремятся узурпировать власть. «Тавассуль» предполагала, что страна находится в политическом вакууме и настаивала на переходном периоде, считая необходимым провести президентские выборы. После возвращения главы государства на родину Мансур утверждал, что в результате травмы он не

8 Wehrey F., Boukhars A. Salafism in the Maghreb: Politics, Piety, and Militancy. Oxford University Press, 2019. P. 24.

9 Иттафак 'аля та'адилят дустурийя би-Мауритания [Соглашение о поправках в конституцию Мавритании] // AlJazeera. 20.10.2011. URL: https://www.aljazeera.net/ news/arabic/2011/10/20^^j^^^j^xi:j5Li*i(Jlc-(jliül (дата обращения: 01.08.2020). (На араб. яз.)

10 CavatortaF., Ojeda-GamaR. Islamism in Mauritania and the narrative of political moderation. The Journal of Modern African Studies. 2017. 55(2). P. 316.

способен осуществлять свои функции и его нахождение у власти не в интересах граждан страны11.

До начала выборов в нижнюю палату парламента в ноябре 2013 г. «Тавассуль» присоединилась к другим оппозиционным партиям с требованием сделать работу избирательной комиссии прозрачной. В противном случае лидеры организации заявляли о готовности бойкотировать выборы, что было не в интересах властей, которые стремились продемонстрировать разворот к демократии как на внутриполитической арене, так и на международной. Кроме того, у Мансура опасения возникали по причине возможного их переноса на неизвестный срок, учитывая, что в последний раз процесс проходил в 2006 г. В связи с неготовностью ряда крупных оппозиционных партий принимать участие в выборах основная конкурентная борьба развернулась между правительственным «Союзом за республику» (21%) и «Тавассуль» (13%). Партия Мансура смогла набрать голоса во многом благодаря не отделению исламских ценностей от своей идеологии. В тоже время ее потенциал был снижен из-за участия других исламистских партий, среди них «Аль-Карама» (2,6%) и «Аль-Видала» (2,4%). Мавританские «Братья-мусульмане» смогли получить 16 мест из 147 в законодательном органе, что укрепило их положение в политическом процессе.

Что касается президентских выборов в июне 2014 г., то «Тавас-суль» как и многие другие оппозиционные партии решила бойкотировать выборы, несмотря на попытки проведения национального диалога со стороны властей. Данное решение основывалось на том, что лидеры изначально понимали неготовность Абдель Азиза обеспечивать прозрачный процесс подсчета голосов и не смогли прийти с ним к соглашению по поводу работы избирательной комиссии. Исламисты старались убедить своих сторонников не идти на выборы, чтобы снизить процент голосующих и тем самым дискредитировать итоги. Протесты в столице и попытка оспаривания победы президента не принесли результата.

В 2016 г. стало известно о намерении руководства страны изменить конституцию так, чтобы Абдель Азиз смог баллотировать на третий срок, судебная власть оказалась подчинена исполнительной власти, а парламент стал однопалатным. Исламисты стали одними из главных противников этих идей. Вместе с другими оп-

11 Му'арадат Мауритания татазахар ли-аджл ад-димократыйя [Оппозиция Мавритании протестует ради демократии] // AlJazeera. 22.11.2012. URL: https:// www.aljazeera.net/news/reportsandinterviews/2012/11/22/^^^^^jj.«JL.;ajl«.« (J^V (дата обращения: 01.08.2020). (На араб. яз.)

позиционными партиями они стали проводить митинги в «защиту конституции»12. В августе в знак протеста действующему режиму от своего депутатского кресла отказался один из виднейших членов «Тавассуль» - Сиди Мухаммед ас-Сейиди. Данный шаг стал неожиданным для общественности. Ас-Сейиди обвинил режим в ослаблении государственных институтов и желании военных подчинить себе всю оппозицию. После того, как в марте 2017 г. верхняя палата парламента большинством голосов не приняла поправки (только 10 - «За», остальные 56 - «против»), власти приняли решение о проведении Всенародного референдума. Тогда все оппозиционные партии выходили на улицы городов с призывами голосовать против внедрения изменений. Их наибольшие опасения заключались в том, что военная элита еще больше закрепиться на политической арене и не оставит им даже возможности оказаться у власти. Правительству удалось добиться получения одобрения от 85% населения. Противники власти Абдель Азиза единодушно признали результат недействительным, указывая на нарушения процедуры голосования и обвиняя режим в организации вбросов.

Рост недоверия между властью и оппозиционными партиями стал перерастать во взаимные обвинения. В июле всплыла информация о внедрении шпионских сетей руководством страны в структуру различных объединений, среди которых была и «Тавассуль»13. Данная тенденция свидетельствовала, что, с одной стороны, исламисты стали набирать популярность у общественности, а, с другой - режим стал рассматривать их как потенциальную угрозу и сильных конкурентов в борьбе за власть. Руководство страны стало осуществлять меры по ликвидации учебных заведений, которые имели связи с «Братьями-мусульманами». Их обвиняли в намеренном распространении идей терроризма и экстремизма. Так, одним из резонансных случаев стало закрытие Учебного центра для уле-мов, возглавляемого последователем президента Международного союза мусульманских ученых Юсефа аль-Кардави - Мухаммедом аль-Хасаном бен ад-Дидо. Помимо этого лицензия на образование

12 Му'арадат Мауританийя тахшуд рафдан ли-та'адиль ад-дустур [Оппозиция Мавритании протестует против внесения поправок в конституцию] // AlJazeera. 30.10.2016. URL: https://www.aljazeera.net/news/arabic/2016/10/30/\^lj.!jj.«-i.,.ijbi.« Jj.w-il i.'-ij (дата обращения: 01.08.2020). (На араб. яз.)

13 Мауритания: аль-му'арада таттахим аль-хукума би-т-таджассус 'аля хусу-миха ас-сийясиин [Мавритания: оппозиция обвиняет правительство в шпионаже против политических противников] // AlQuds. 22.03.2016. URL: https://www.alquds. co.uk/%EF%BB%BF2-^^L^^jUAUij>./ (дата обращения: 01.08.2020). (На араб. яз.)

была отобрана у Университета им. Абдаллы ибн Ясина, а также свое существование прекратила благотворительная организация «Аль-Хейр»14. Фактически, данная кампания была направлена на подрыв имиджа «Тавассуль» в глазах общественности перед парламентскими выбора 2018 г.

За несколько месяцев до их проведения исламисты и другие оппозиционные партии не раз заявляли о готовности бойкотировать выборы, если правительство не обеспечить транспарантный процесс. Незадолго до начала избирательной кампании руководитель партии заявил, что «Тавассуль» примет участие в выборах для того, чтобы получить рычаги, которые позволят потеснить военную элиту и покончить с их единоличным правлением. На голосовании она заняла второе место после «Союза за республику», получив 13,6%, что дало возможность занять 14 мест в законодательном органе.

Вскоре и режим, и оппозиция начали подготовку к президентским выборам 2019 г. Любые заявления о готовности Абдель Азиза баллотироваться на третий срок воспринимались крайне остро. Практически все собрания «Тавассуль» организовывались с целью выработки действий в случае развития подобного сценария. В январе появились сведения о координации усилий всех оппозиционных партий, которые стали рассматривать возможность выдвижения единого кандидата против военной элиты в лице Сиди Мохамеда ульд Бубакара. Он начал проявлять себя в политической сфере еще при Маауйя ульд Сиди Ахмеде Тайя, а после прихода к власти Аб-дель Азиза установил крепкие связи с исламистами. Тем не менее уже в марте взгляды оппозиционных партий относительно данной фигуры оказались разнополярными, что стало препятствием на пути объединения граждан, голосующих в первую очередь против действующего режима, а не за отдельных кандидатов. В итоге, конкурентами военной элиты стали пять политиков. Режим выдвинул в кандидаты генерала Мухаммеда ульд аш-Шейх аль-Газуани. Смена главы государства стала рассматриваться Абдель Азизом как способ снижения накала противостояния с оппозицией и предотвращения очередного государственного переворота. До организации избирательного процесса было принято решение об обсуждении деталей проведения голосования между министром внутренних дел Ахмедом ульд Абдаллой и крупными партиями. Тогда же оппозиция начала требовать от властей восстановления деятельности Независимой

14 'Аджиль / Игляк Джами'ат 'Абдалла ибн Ясин би-Нуакшот [Срочно / Закрыт университет Абдаллы ибн Ясина в Нуакшоте]. URL: http://www.kiffainfo.net/ article23078.html (дата обращения: 01.08.2020). (На араб. яз.)

избирательной комиссии с включением как минимум трех независимых наблюдателей от нее15.

Итоги голосования были предсказуемы до проведения выборов. В связи с отсутствием единой линии у оппозиции и уже накопленным опытом организации выборов у правящей элиты аль-Газуани выиграл их, набрав 52% голосов. Итоги избирательного процесса не были признаны оппозицией, которая стала заявлять о готовности обращения в международные суды и подстегнула волну масштабных митингов в крупных городах страны. Столкновения между гражданскими лицами и правоохранительными органами привели не только к их задержанию, но и экспроприации частного имущества у задержанных16. Понимая пагубность развития таких событий, аль-Газуани начал переговоры с другими кандидатами в президенты, и смог убедить их, что все арестованные получат свободу, им вернут имущество, сами оппозиционеры смогут беспрепятственно участвовать в политике. Принимая эти условия, другие кандидаты в президенты согласились поспособствовать установлению гражданского порядка.

В целом мавританские «Братья-мусульмане» получили опыт постепенного наращивания своего влияния. Изначально их деятельность оставалась подпольной, однако после легализации партии «Тавассуль» им удалось внедриться во внутриполитическую сферу и стать ее неотъемлемой часть. Первые годы, несомненно, характеризовались игрой в оппозицию, так как исламисты осознавали, что чересчур открытые выступления против военных приведут к их подавлению. Расширение активности партии было связано с «арабской весной», когда Мансур и его сподвижники получили возможность привлечения большего круга последователей на фоне масштабных протестов. Укрепление позиции «Тавассуль» было отмечено на парламентских выборах в 2013 г. и в 2018 г., когда уже стало очевидно, что партия претендует на место главного противника военной элиты, прочно закрепившейся во власти. Ее руководители стали использовать все возможные инструменты, чтобы стать оппозици-

15 Мауритания: аль-иттифак 'аля та'аиин салясат мумассилин ли-ль-му'арада фи аль-ляджна аль-интихабийя [Мавритания: соглашение о назначении трех представителей оппозиции в избирательную комиссию] // AlQuds. 03.03.2019. URL: https:// www.alquds.co.uk^^^^^^Jc-jliütfl-Uiljjjj-»/ (дата обращения: 01.08.2020). (На араб. яз.)

16 Амира А. Кат'а аль-интернет ва-инфилят амний.. ма ллязи йяхдус фи Мауритания? [Отключение интернета и беззаконие ... Что происходит в Мавритании?] // Noonpost. 26.06.2019. URL: https://www.noonpost.com/content/28294 (дата обращения: 01.08.2020). (На араб. яз.)

онным истеблишментом. Понимая силу наращиваемого потенциала исламистов, власти приняли решение о частичном ограничении их деятельности, что привело к закрытию учебных заведений и благотворительных фондов. В 2019 г. политической ошибкой «Тавассуль» и всех оппозиционных партий стала их неготовность объединяться вокруг одной личности на президентских выборах. Их раскол, фактически, сыграл на руку военным, которые продолжили доминировать

в руководящем аппарате страны.

* * *

Мавританские «Братья-мусульмане» постепенно смогли стать полноправными участниками политической борьбы. Они прошли длинный путь от ведения подпольной деятельности, попыток вхождения в другие партии и формирования собственной платформы, которая сумела нарастить свой электорат. Действительно, выживание «Тавассуль» во многом зависело от лояльности к ней режима военных вплоть до «арабской весны», поскольку в любой момент члены партии могли оказаться в немилости.

Но даже после 2011 г. партия соблюдала осторожность и, даже исключала своих членов, которые переходили бросали вызов военной хунте. «Братья-мусульмане» также расширили свою деятельность благодаря открытию учебных центров и благотворительных организаций, что стало базой для формирования будущей партийной элиты и последователей политического ислама среди молодого поколения.

В целом «Тавассуль» стала неотъемлемым актором на внутриполитической арене в Мавритании. В перспективе она сможет усилить свои позиции и расширить электорат, поскольку акцентирует внимание на острых для государства проблемах. При этом партия пока не обладает достаточным политическим весом, чтобы противостоять военной хунте. В данной связи ее лидеры вынуждены искать общий язык с режимом ради собственного политического выживания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bouganour I. Civil society and democratic transformation in Mauritania: the paradigm of transition and the antecedents of political change II Contemporary Arab Affairs. 2007. 10(3). P. 372-391.

2. Boukhars A. The Drivers of Insecurity in Mauritania. Carnegie Endowment for International Peace, 2012. P. 28.

3. Cavatorta F., Ojeda- García R. Islamism in Mauritania and the narrative of political moderation II The Journal of Modern African Studies. 2017. 55(2). P. 301-325.

4. Ojeda-Garcia R. Islamist Groups in Mauritania: Evolution and Analysis. Political

Islam in a Time of Revolt / Ed. F.I. Brichs, J. Etherington, L. Feliu. Springer, 2017.

P. 249-271.

5. Wehrey F., Boukhars A. Salafism in the Maghreb: Politics, Piety, and Militancy.

Oxford, 2019. P. 256.

Maria M. Makhmutova

POLITICAL ACTIVITY OF THE MAVRITAN "MUSLIM BROTHERS" (2007-2019)

Russian Institute for Strategic Studies

15B st. Flotskaya, 125413

In this article, the author analyzes the position of the Muslim Brotherhood in the domestic political arena in Mauritania, and also touches on the external relations of this organization with its other branches in the Arab-Muslim world. Started in the 1980s. their underground activities, the Islamists have repeatedly been persecuted by the ruling military regime. However, in connection with the attempts of the country's leadership to make a turn towards democracy in 2007, they were able to register their Tavassul party and penetrate into the internal political context of Mauritania. The Islamists gradually began to build up their electorate, which allowed them to enter the legislative body. At the same time, its leaders realized that they, as an opposition movement, could gain more influence only if they were coordinated with other parties. After the last coup d'état in 2008, Tavassul assumed the power of Muhammad Ould Abdel Aziz (2009-2019), and until 2011 its survival was possible provided that the regime remained loyal to the party. After the Arab Spring and the relaxation of the regime, Islamists tried to take a number of measures to lead the opposition establishment. Over time, this allowed them to become one of the main competitors of the ruling elite. However, as the presidential elections in 2019 proved, the Islamists have not yet been able to take over the entire opposition electorate, and they are still forced to unite with other organizations to strengthen their positions.

Key words: Mauritania; Nouakchott; Muslim Brothers; Tawassul; Maghreb; Sahel; Islam.

About the author: Maria M. Makhmutova - PhD (History), The Russian Institute for Strategic Studies (e-mail: makhmutova.maria@yandex.ru).

REFERENCES

1. Bouganour I. Civil society and democratic transformation in Mauritania: the paradigm of transition and the antecedents of political change. Contemporary Arab Affairs. 2007. 10(3), pp. 372-391.

2. Boukhars A. The Drivers of Insecurity in Mauritania. Carnegie Endowment for International Peace, 2012, p. 28.

3. Cavatorta F., Ojeda-Garcia R. Islamism in Mauritania and the narrative of political moderation. The Journal of Modern African Studies. 2017. 55(2), pp. 301-325.

4. Ojeda-Garcia R. Islamist Groups in Mauritania: Evolution and Analysis. Political Islam in a Time of Revolt. ed. Brichs F.I., Etherington J., Feliu L. Springer, 2017, pp. 249-271.

5. Wehrey F., Boukhars A. Salafism in the Maghreb: Politics, Piety, and Militancy. Oxford University Press, 2019, p. 256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.