Научная статья на тему 'Полисубъектное управление подготовкой специалистов в ведомственных вузах: содержательные и правовые аспекты'

Полисубъектное управление подготовкой специалистов в ведомственных вузах: содержательные и правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННЫМ ВУЗОМ / ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT OF DEPARTMENTAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / PRINCIPLES AND ORGANIZATION OF POLYSUBJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панферкина Ирина Сергеевна

В статье определены содержательные и правовые аспекты управления подготовкой специалистов в ведомственных вузах и возможности повышения его эффективности посредством перехода к полисубъектному управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панферкина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полисубъектное управление подготовкой специалистов в ведомственных вузах: содержательные и правовые аспекты»

ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В статье определены содержательные и правовые аспекты управления подготовкой специалистов в ведомственных вузах и возможности повышения его эффективности посредством перехода к полисубъектному управлению.

Ключевые слова: управление ведомственным вузом, принципы и организация полисубъектного управления.

I. S. Panferkina

POLYSUBJECT MANAGEMENT OF SPECIALISTS’ TRAINING I N DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION: INFORMATIVE AND LEGAL ASPECTS

The author determines informative and legal aspects of the management of specialists' training in departmental institutions of higher education as well as possibilities of improving its efficiency by means of transition to the polysubject management.

Keywords: management of departmental institution of higher education, principles and organization of polysubject management.

Научное осмысление и анализ социальных процессов, происходящих в нашей стране, а также их отражение в современных научных исследованиях показывают, что в настоящее время на первый план выдвигаются проблемы субъектного становления и развития человека в единстве

с проблемами межсубъектного взаимодействия и организации совместной деятельности людей в самых разных сферах, в том числе сфере ведомственного образования.

Обобщение научных исследований в области управления современными образовательными системами позволяет с уверенностью утверждать, что для подготовки специалистов силовых ведомств, способных к эффективному исполнению своих профессиональных

обязанностей в условиях демократизации общественных отношений, которые характерны для современного этапа общественного развития в нашей стране, необходимо изменить характер взаимодействия между субъектами

образовательного процесса ведомственного вуза посредством демократизации, прежде всего, внутривузовского управления. «Сегодня на смену философии „воздействия“, — замечают В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др., — идет философия „взаимодействия“, „сотрудничества“,

„рефлексивного управления“» [1]. Создание

современных эффективных механизмов управления ведомственными вузами — актуальная многоаспектная проблема,

рациональное решение которой возможно посредством проведения комплексных

исследований, осуществляемых педагогами и

психологами, правоведами и экономистами. Определенный вклад, актуальность которого

усиливается в период обсуждения и принятия Федерального закона «Об образовании в

Российской Федерации», в решение этой проблемы способно внести исследование

содержательных и правовых аспектов полисубъектного управления, организуемого с учетом специфики ведомственного образования.

Однако прежде чем рассматривать обозначенные аспекты проблемы, необходимо определить категорию полисубъектного

управления. По мнению исследователя управления развитием образовательной системы вуза МВД России В. И. Коваленко, которое мы разделяем, полисубъектное управление

«представляет собой процесс полилогического взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов управления, направленный на

совместную разработку и реализацию

стратегической программы ее развития... на

основе мобилизации творческого потенциала педагогического коллектива и гармонизации индивидуальных, групповых и общевузовских целей и интересов» [2, с. 8]. Полисубъектное

управление подготовкой специалистов в

ведомственном вузе наиболее полно

соответствует закономерностям развития современных систем управления

педагогическими системами. Применительно к управлению в ведомственных вузах с учетом особенностей профессиональной подготовки будущих специалистов мы считаем необходимым опираться на следующие

принципы, вытекающие из закономерностей управления и нашедшие отражение в современных исследованиях (И. Ф. Исаев, В. И. Коваленко, В. А. Сластенин, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Е. Н. Шиянов и др.).

Принцип обеспечения системности и целостности в управлении. Подготовка специалистов для силовых ведомств России — многопрофильная деятельность

образовательного учреждения, в которой в зависимости от установленных критериев можно выделить различные направления, однако в целом это сложное системное образование, многоуровневая и многокомпонентная система взаимодействующих элементов.

Применительно к ведомственному образованию в качестве направлений подготовки специалистов важно рассматривать не только общие (обучение, воспитание, личностное развитие курсантов),

но и специфические, определяемые особенностями подготовки и предстоящей

профессиональной деятельности (служебная,

морально-психологическая, физическая, огневая, тактико-специальная подготовка, подготовка к деятельности в экстремальных ситуациях и др.). Каждый из элементов системы управления обладает определенными свойствами и характеристиками, отличающими его от других элементов, однако все элементы

взаимодействуют, и в таком взаимодействии

формируется новое — интегративное свойство

системы, отличающееся от свойств отдельных ее элементов. При этом устойчивость

сформированного интегративного свойства в

конечном итоге определяется целостностью

системы, которая во многом обеспечивается

рациональностью управленческой деятельности

субъектов.

Принцип единства единоначалия и

коллегиальности в управлении. В основу организации

и управления исполнением должностных

обязанностей сотрудниками силовых ведомств по объективным причинам должен быть положен принцип единоначалия, однако обеспечить эффективность управления профессиональной подготовкой специалистов в ведомственном вузе в условиях современной демократизации общественной жизни, частью которой является образование, только посредством единоначалия

невозможно: необходимо его рациональное

дополнение коллегиальностью в управлении.

Реализация данного принципа в управлении позволяет преодолеть субъективность и авторитаризм в управлении целостным педагогическим процессом ведомственного вуза. При этом единоначалие способно обеспечить дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий всех субъектов управленческой деятельности, оперативность

принятия и исполнения управленческих решений, а коллегиальность позволяет вырабатывать и принимать управленческие решения с опорой на опыт и знания сотрудников ведомственного вуза и привлекаемых к

обсуждению практических работников,

организовывать обсуждение решений

посредством сопоставления различных точек

зрения и поиска оптимальных вариантов. Практическая реализация данного принципа в ведомственном вузе осуществляется

посредством организации деятельности различного рода советов и комиссий (Ученый совет вуза, советы факультетов, учебнометодический совет, совет по НИР и др.), которые действуют на общественных началах и формируются либо посредством проведения выборов, либо включением в их состав руководителей, преподавателей, командиров в соответствии с занимаемыми должностями. Кроме того, стратегические управленческие решения могут приниматься коллегиально по результатам работы конференций, семинаров, круглых столов, в работе которых принимают участие специалисты-практики и где осуществляется коллективный поиск оптимальных вариантов. Важно предусмотреть персональную

ответственность за принятые решения.

Принцип полисубъектной направленности управления и творческой самореализации субъектов в процессе принятия

управленческих решений. Этот принцип является развитием выше представленных, ведь его

реализация требует обеспечения системности и целостности в управлении практикоориентированной подготовкой, единства

единоначалия и коллегиальности в управлении.

Полисубъектная направленность управления — это: 1) умение руководителя видеть в каждом подчиненном личность со свойственными ей потребностями и интересами, которые необходимо уважать, содействовать их развитию; 2) способность руководителя рационально

делегировать свои полномочия подчиненным, привлекая их

к принятию и реализации управленческих

решений по осуществлению подготовки специалистов; 3) готовность руководителя к принятию компромиссных управленческих

решений, основанных на проявлении подчиненными инициативы и

самостоятельности, нетрадиционных подходах, вариативности взглядов, мнений, точек зрения, если это способствует достижению целей эффективного управления. Полисубъектная

направленность управления способствует и

одновременно требует творческой

самореализации субъектов в процессе принятия управленческих решений. Творческая

самореализация проявляется в их активном

стремлении найти оптимальное научно

обоснованное управленческое решение, обеспечивающее не только повышение эффективности подготовки специалистов, но и

достижение собственных целей, реализацию своих творческих планов и замыслов посредством активного участия в принятии управленческих решений.

Переход от моносубъектного к

полисубъектному управлению требует внесения определенных изменений в нормативное регулирование управления ведомственным образованием. Важно, что на законодательном уровне прослеживается тенденция нормативного закрепления такого перехода. Так, п. 2 ст. 26

Федерального закона «Об образовании в

Российской Федерации»

от 29.12.2012 № 273-Ф3 [3], закрепляется принцип единоначалия и коллегиальности в управлении вместо принципа единоначалия и

самоуправления, который был установлен действовавшим ранее Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ст. 35) [4]. Ведь именно

коллегиальность, т. е. форма принятия решений, при которой учитывается коллективное мнение и при этом каждый из участников обсуждения и принятия управленческого решения несет персональную ответственность за результаты его реализации, в сочетании с единоначалием в

ведомственном вузе позволяет использовать преимущества полисубъектного управления.

Кроме того, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 81) предусмотрены «особенности реализации

профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов,

осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка». Пункт 5 ст. 81 указанного федерального закона

устанавливает следующее: «Управление

федеральной государственной образовательной организацией, находящейся в ведении федеральных государственных органов. осуществляется

в соответствии с законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами

Вооруженных сил Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация» [3]. Тем самым ведомствам предоставляется возможность разработки нормативных актов,

регламентирующих организацию эффективного

управления образовательными учреждениями с учетом специфики подготовки специалистов для конкретного ведомства и особенностей осуществления образовательной деятельности

в ведомственных вузах. Важно, чтобы такие нормативные документы разрабатывались с учетом системного единства и взаимодействия централизованного регулирования (надзора) со

стороны министерств (образования, профильного силового министерства) и децентрализованного управления, которое на принципах полисубъектности разрабатывается и

осуществляется ведомственным вузом. В этой связи на уровне ведомства было бы полезно разработать Типовое положение об организации управления ведомственным образовательным учреждением, в котором нужно закрепить организационную структуру управления вузом, коллегиальные органы управления из числа предлагаемых в п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обозначить права вузов на создание других органов, предусмотренных уставом

образовательной организации [3]. В Типовом положении могли бы найти отражение и правовые основы самоуправления в ведомственных вузах, ведь получившие широкое распространение и доказавшие свою эффективность в вузах органы студенческого

самоуправления не действуют в ведомственных вузах.

В настоящее время общие правила организации управления вузами устанавливаются в разд. V Типового положения об образовательном учреждении высшего

профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 7 [5]. Однако здесь содержатся лишь самые общие правила, которые не учитывают специфики подготовки специалистов в ведомственных образовательных учреждениях. Мы считаем, что разработка Типового положения об организации управления ведомственным образовательным

учреждением, на базе которого каждый ведомственный вуз будет разрабатывать в соответствии с уставом структуру управления, положения об органах коллегиального управления образовательным процессом и органах самоуправления курсантов (слушателей), позволит обеспечить: 1) расширение автономии и самостоятельности ведомственных вузов при одновременном повышении ответственности их руководителей за результаты образовательной

деятельности; 2) повышение роли коллегиальных органов управления (конференций сотрудников, ученых и педагогических советов, наблюдательных советов и др.), органов самоуправления (советов факультетов, курсов, формируемых из представителей курсантов, слушателей и т. п.) в обеспечении эффективного управления

подготовкой специалистов; 3) привлечение к управлению ведомственным вузом практических работников ведомства и усиление практикоориентированного характера обучения,

воспитания, личностного развития курсантов (слушателей); 4) обеспечение открытости в

управлении ведомственным вузом в тех пределах, в которых это не противоречит особенностям организации ведомственного образования,

повышение роли родителей в результативности учебной и познавательной деятельности курсантов (слушателей), в их воспитании.

Список библиографических ссылок

1. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. URL: http://krotov.info/lib_sec (дата обращения: 20.11.2012).

2. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза (на материале вузов МВД России): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.

3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

4. Об образовании [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. и доп.) Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего

профессионального образования (высшем учебном заведении) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ

от 14 февраля 2008 г. № 7. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

© Панферкина И. С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.