Научная статья на тему 'Полистилистика Альфреда шнитке в рамках музыкально-педагогических интервенций'

Полистилистика Альфреда шнитке в рамках музыкально-педагогических интервенций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1290
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИСТИЛИСТИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРВЕНЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ИНДИКАТОРЫ КРЕАТИВНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕГНАНТНОСТЬ / ДИСКУРС / МЕДИУМ / POLYSTYLISTIC / MUSIC EDUCATION / INTERVENTION / INCULTURATION / INDICATORS OF CREATIVITY / MUSIC PREGNANTHOT / DISCOURSE / MEDIUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Березовская Василиса Алексеевна

В статье с позиции герменевтического и аксиологического подходов решается задача выявления целого спектра музыкально-педагогических интервенций, используемых в полистилистической концепции композитора и педагога Альфреда Гарриевича Шнитке, равнозначно трансформирующей музыкальное произведение и его стиль, привносящей в музыку историко-культурное измерение, делающей музыкальное произведение многоэффективным аппаратом научной рефлексии музыкальной культуры. Целью работы является рассмотрение и анализ данной концепции композитора на материале музыкально-педагогических интервенций, применяемых в современном музыкальном образовании. К используемым методам относятся культурно-исторический, этнографический, исполнительский и др. Результатом разработанной методики является выработка стратегии музыкально-педагогической работы, позволяющей грамотно выстроить образовательную траекторию; создание благоприятных условий для всестороннего и гармонического развития личности субъекта образовательного процесса. Полученные результаты могут быть применены в музыкально-педагогическом образовании, педагогике искусства, искусствоведении, музыковедении и т.д. Автор статьи пришел к следующим выводам: Альфред Гарриевич Шнитке внес огромный вклад в музыкально-педагогическое образование, предвосхитив появление компетентностного подхода, а также активно применяя герменевтический подход, позволяющий субъекту познать тайные глубинные смыслы и философию музыкального произведения; он стремился создать благоприятные условия для культурологического и прагматического развития целостной личности, особое место уделяя ее индивидуальности; Альфред Гарриевич Шнитке пытался создать природосообразные условия для музыкального образования, являющегося необходимым на генетическом уровне для полноценного умственного труда субъекта, позволяющего стать человеком разумным (homo sapiens); он расширил спектр музыкально-педагогических интервенций, необходимых для дальнейшего социогенеза личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYSTYLISTICS ALFRED SCHNITTKE UNDER THE MUSICAL AND PEDAGOGICAL INTERVENTIONS

In the article from the perspective of hermeneutic and axiological approaches the problem of identifying a whole range of musical and pedagogical interventions used in polystylistical concept of the composer and teacher Alfred Schnittke, the equivalent of transforming a piece of music and its style, giving the music a historical-cultural dimension that makes a piece of music megaeffektivnym apparatus scientific reflection of musical culture. The aim of this work is to review and analyze this concept of the composer on the material of musical-pedagogical interventions, used in modern musical education. To used methods include cultural, historical, ethnographic, and performance. The Result of the developed methodology is the development strategy of musical-pedagogical work, allowing to build educational path; creating favorable conditions for comprehensive and harmonious development of the personality of the subject of the educational process. The obtained results can be applied in musical-pedagogical education, pedagogics of art, art history, musicology, etc. The Author came to the following conclusions: Alfred Schnittke made a huge contribution to the musical-pedagogical education, anticipating the emergence of the competence approach, as well as actively applying the hermeneutic approach, allowing the subject to know the secret deep meanings and philosophy of the musical work; he sought to create favorable conditions for cultural and pragmatic development of the whole person, with her personality; Alfred Schnittke was trying to create environmentally friendly conditions for music education, which are necessary at the genetic level for proper mental labor of the subject, allowing you to become the person reasonable (homo sapiens); it expanded the range of musical and pedagogical interventions that are required for further sociogenesis of personality.

Текст научной работы на тему «Полистилистика Альфреда шнитке в рамках музыкально-педагогических интервенций»

УДК 37.01, ББК 70 О В. А. Березовская

В.А. Березовская

ПОЛИСТИЛИСТИКА АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ИНТЕРВЕНЦИЙ

В статье с позиции герменевтического и аксиологического подходов решается задача выявления целого спектра музыкально-педагогических интервенций, используемых в полистилистической концепции композитора и педагога Альфреда Гарриевича Шнитке, равнозначно трансформирующей музыкальное произведение и его стиль, привносящей в музыку историко-культурное измерение, делающей музыкальное произведение многоэффективным аппаратом научной рефлексии музыкальной культуры. Целью работы является рассмотрение и анализ данной концепции композитора на материале музыкально-педагогических интервенций, применяемых в современном музыкальном образовании. К используемым методам относятся культурно-исторический, этнографический, исполнительский и др. Результатом разработанной методики является выработка стратегии музыкально-педагогической работы, позволяющей грамотно выстроить образовательную траекторию; создание благоприятных условий для всестороннего и гармонического развития личности субъекта образовательного процесса. Полученные результаты могут быть применены в музыкально-педагогическом образовании, педагогике искусства, искусствоведении, музыковедении и т.д. Автор статьи пришел к следующим выводам: Альфред Гарриевич Шнитке внес огромный вклад в музыкально-педагогическое образование, предвосхитив появление компетентностного подхода, а также активно применяя герменевтический подход, позволяющий субъекту познать тайные глубинные смыслы и философию музыкального произведения; он стремился создать благоприятные условия для культурологического и прагматического развития целостной личности, особое место уделяя ее индивидуальности; Альфред Гарриевич Шнитке пытался создать природосообразные условия для музыкального образования, являющегося необходимым на генетическом уровне для полноценного умственного труда субъекта, позволяющего стать человеком разумным (homo sapiens); он расширил спектр музыкально-педагогических интервенций, необходимых для дальнейшего социогенеза личности.

Ключевые слова: полистилистика, музыкальное образование, интервенция, инкультурация, индикаторы креативности, музыкальная прегнантность, дискурс, медиум.

■ настоящее время различные категории Г^С полистилистики приобретают новую Д * интерпретацию. Свежее прочтение не отменяет прежних ориентиров, но предполагает иной ракурс рассмотрения. В полистилистике преимущественно музыкальными средствами проявляются все ведущие аксиомы постмодерна: нашумевшая цитатность, максима иерархичности, соотношение разнообразных культурных кодов, историческая симультантность и диалогизм. Явление полистилистики не стоит на месте, а заметно эволюционирует: от шокового, коллажного соотнесения с ярко выраженными языковыми пластами - к первоначальному синтетическому музыкальному мышлению, в котором различные музыкальные элементы являются единым целым.

Концепт «полистилистика» вошел в научно-педагогический и музыковедческий тезаурус благодаря известному советскому и российскому композитору, педагогу-теоретику Альфреду Гарриевичу Шнитке - реформатору музыкальной культуры XX столетия [6, с. 92].

Термин «полистилистика» был впервые озвучен А.Г. Шнитке на Международном музыкальном конгрессе в Москве, где он выступил с докладом «Полистилистические тенденции в современной музыке» [4, с. 143]. Доклад стал стилистическим манифестом музыки не только А.Г. Шнитке, но и целого поколения российских композиторов XX века.

Полистилистическая концепция А.Г. Шнитке предполагает равнозначную трансформацию музыкального произведения и его стиля, превнося в музыку историко-культурное измерение.

Использование полистилистических приемов в музыкальном содержании делает его многоэффективным аппаратом художественной рефлексии музыкальной культуры.

Вновь появлявшийся музыкальный стиль А.Г. Шнитке вступал в негласный диалог с уже устоявшимися стилями, принимая от них одни духовные ценности и оспаривая другие. Полистилистика придала этому диалогу новый дискурс, характеризовавшийся креолизацией языков: континуального и дискретного, что для современной музыкальной культуры было новаторской технологией, предвосхищавшей появление компетентностного подхода.

Будучи преподавателем Московской консерватории, а позже и Гамбургской высшей школы музыки, А.Г. Шнитке разработал компетентностный подход в музыкальном образовании, акцентирующий внимание на конечном результате образования, когда основным критерием усвоения информации является выработка навыка и способности действовать в различных проблемных ситуациях. Набор ситуаций, по мнению А.Г. Шнитке, зависит от применения музыкально-педагогических интервенций, способствующих поиску и определению места человека в мире; познанию

внутреннего мира индивида; стремлению к подражанию, к изменению, к символическому изображению.

Современное музыкальное образование индивида и последующих музыкально-педагогических интервенций тесно связано с проблемой инкультурации. Сущность данного процесса, по А.Г. Шнитке, заключается в степени адаптации к определенным условиям социума: усвоение музыкально-культурных образцов, традиций, формирование нравственных установок.

Музыкально-педагогический процесс требует интервенций педагога, выполняющего роль тьютора, для формирования/актуализации знаний обучаемого, что, по мнению композитора, ведет к учению, отвечающему интересам объекта [1, с. 316]. Работа на занятиях музыкой происходит по определенному

алгоритму: постановка цели, конструкции музыкального задания, выполнение задач, выработка индивидуального подхода к обучаемому, применение инновационных технологий, методик и методов диагностики и прогностики.

По аналогии с художественной деятельностью, модель которой разработана Л.В. Быкасовой, мы предлагаем, учитывая специфику музыкального творчества и абстрактность музыкального восприятия, преломить ее для выявления алгоритма субъект-объектной корреляции музыкально-педагогического процесса [3, с. 32]. В оригинальной модели А.Г. Шнитке был реализован алгоритм музыкального занятия. Композитора интересовала представленность в модели субъект-объектной корреляции музыкально-педагогического процесса.

Обучение, отвечающее индивидуальным интересам субъекта

Рис. 1. Модель субъект-объектной корреляции музыкально-педагогического процесса.

Для определения уровня креативности по применению музыкально-педагогических субъекта образования, для выработки рекомендаций интервенций А.Г. Шнитке предлагает использовать

1. Специальные индикаторы;

Таблица 1

Индикаторы музыкальной креативности

Индикатор

Описание

Сила выразительности

Оценка экспрессивности, ее влияние на слушателя

Музыкальная коммуникация

Аранжировка, импровизация, транспонирование, мелизматика.

Ассоциативные комбинации различных содержаний_

Оценка герменевтических смыслов (комбинирование различных ассоциативных идей; связь отличных содержаний, интерпретация услышанного)._

Многозначность музыкального образа

Оценка многозначности символов, комплексности идеи, ее музыкальной реализации (связь содержательного и формального признаков).

Разработка образа_

музыкального

Оценка того, как обучаемому удалось интерпретировать реализацию музыкального образа в произведении._

Средства выразительности

музыкальной

Агогика, динамика, гармония.

Индивидуальный музыкальный стиль

Оценка того, как обучаемому удалась интеграция отдельных аспектов музыкального занятия в канву исполняемого произведения._

2. Лексические конструкции, концепты, клише, побуждающие субъекта образования к мыслительной деятельности, рассуждению, дискуссии;

Таблица 2

Список клише

Это музыка или...? Рупор Интерпретация услышанного

Это расширение самосознания? Многообразие Выражение чувств

Это общественное табу? Культура Возбуждение внимания

Это твоя самореализация? Критика Объяснение необъяснимого

Это выражение веры? Эмоция Межкультурный аспект

3. Стилистические средства, обеспечивающие герменевтический анализ музыкального текста (монограмма, система символов, лейтинтонации);

4. Применяемые методы (культурно-исторический, этнографический, исполнительский и

др-);

5. Разнообразные виды анализа

- морфологический (изучение закономерностей строения и внутренней структуры музыкального произведения);

причинно-следственный (рефлексия мотивации, причин, социокультурного контента);

- корреляционный (соотношение сочиняемой музыки с уровнем жизненного опыта, эмоционально-волевой сферой, развитием эстетического вкуса);

6. Рефлексия музыкального процесса (слушание, анализ, развитие компетенций и пр.).

Музыкально-педагогическая интервенция может затрагивать

• Анализ предметных концептов (трактовка концепта; критика концепта; история возникновения концепта и т.д.);

• Иконологию музыкального произведения (изучение мотива, положенного в основу сюжета, стиля, жанра и др.);

• Изучение семиотики: способность

а) анализировать музыкальные тексты;

б) обсуждать вербальные и невербальные тексты;

в) комбинировать иконические детали;

г) генерировать новые музыкальные тексты и

т.д.

Музыкальное образование, являясь частью педагогики искусства, детерминирует, по мнению А.Г. Шнитке, развитие новых тенденций в

современных музыкальных процессах [8, с. 362]. Педагогика искусства имеет четырехкомпонентную структуру: инкультурация, социализация,

воспитание, образование [2, с. 97].

В бытийном плане педагогика искусства - это

• формирование личности и ее идентичности;

• терапия, ведущая к улучшению вкуса, музыкальной прегнантности;

• «воспитательная дистанция»: формирование я-характера, этической ответственности, сознания сопричастности к универсуму [7, с. 12].

Современное музыкальное образование как часть педагогики искусства - свидетель

- расцвета современного ощущения искусства (текст - это не только музыкально-исторический артефакт, но и всеобщая аудиальная тестовая система, делающая возможной музыкально-культурную коммуникацию);

- легитимности музыкально-педагогических дебатов (деятельность по выравниванию педагогического и методического ландшафтов в музыкальном образовании);

дальнейшей эстетизации музыкальной культуры (соединение эмоционального,

рационального, интуиции; расширение музыкально-эстетического горизонта субъекта; воспитание музыкально-эстетического вкуса).

На формирование музыкально-философского мировоззрения А.Г. Шнитке оказала значительное влияние европейская философия. Критически-конструктивная рефлексия музыкально-

педагогических процессов позволяет нам выявить их истоки. Для европейской культуры неоценимо важное значение имеет философия искусства Мартина Хайдеггера с его концепцией о

неразрывности временных модусов и «саморазвертывании» субъекта [5, с. 38].

Феноменами эстетической философии являются две стороны музыкальной

действительности: с одной стороны это канонизация, экземплярность, интерпретация музыкальных объектов; с другой стороны - выработка философской наукой актуальных концептов, ценностных установок, формирование музыкально-эстетического сознания (фаворитизация

поли/моноэстетичных объектов, эмпирическое фундирование, конструктивное музыкальное понимание действительности,

верификация/фальсификация причинно-следственных связей музыкально-эстетической практики и др.).

Восприятие А.Г. Шнитке некоторых контекстуальных феноменов в динамике позволяет ему четко очертить их границы, обозначить геометрию пространства, понять траекторию развития музыки, поэтому целью музыкально-педагогических интервенций в педагогике искусства является становление субъекта посредством музыкального образования в свободе и для свободы.

Искусство, по мнению А.Г. Шнитке, уникально. Это качество выражается в свободе от канонов и трансформаций, регламентов и запретов. Искусство способно формировать разностороннюю личность, превращать общественный опыт в личный (благодаря применению музыкально-педагогических интервенций), развивать музыкально-эстетический вкус.

Композитор считал, что музыка в педагогике искусства является медиумом

- стабилизации личности, ее социализации;

- свободы познания мира и его природы;

- конструктивных альтернатив;

- продуктивной игры о миропредставлении в музыкальном дискурсе (в образах, текстах, символах) [8, с. 363].

Status quo педагогики искусства, по А.Г. Шнитке, заключается в развитии незавершенного музыкального образа с открытым будущим, что позволяет

- применять широкий спектр музыкально-педагогических интервенций для герменевтического анализа текста;

преодолевать блокаду музыкально-педагогической теории;

- воспринимать гетерогенность музыкальных концептов не первично, а как переходный феномен;

актуализировать возникающий

неоинституционализм в педагогике искусства: так называемое, «наблюдательное учение». Данный концепт подразумевает изменение в процессе, возникающем вследствие предметно-рефлективной мотивации, которая, в свою очередь, инициирует не только реакцию на внешнее окружение, но и эксплицирует эмпирическую практику, что позволяет сформулировать новую музыкально-педагогическую

опцию: «влияй на ученика как можно меньше, но столько - сколько нужно» [8, с. 363].

Альфред Гарриевич Шнитке считал, что музыкальное образование является генетически необходимым для полноценного умственного труда, позволяющим стать человеку разумным (homo sapiens); это незаменимый фермент общества, который гарантирует его социальный и технический прогресс. Базовая плоскость этого концепта находится в формировании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ценностной ориентации субъекта музыкального образования;

- качественного контента;

- новой образовательной платформы.

Композитор рассуждал, что музыкально-

эстетическое позволяет субъекту полнее и глубже рефлектировать образовательный процесс и познать самого себя:

- выявить сущность человека, заключающуюся в его голографичности;

- развить духовную надбиологическую сферу;

- актуализировать субъекта в целом и его музыкальное, культурное, эстетическое развитие в частности.

Музыкально-эстетическое отношение к миру, по А.Г. Шнитке, выполняет ряд важных функций благодаря применению музыкально-педагогических интевренций:

- регулирующую функцию между системами человек-человек, человек-природа, человек-общество;

- функцию гармонизирующую (бессознание -подсознание - сознание);

внутренних и внешних процессов и проявлений (духовные, психические, ментальные, образовательные).

Современная модель музыкального мышления, по А.Г. Шнитке, представлена двумя разновидностями:

а) нелинейная «трехшаговая» модель: исследование-конструкция-трансформация;

б) четырехблочная модель: созерцание-рефлексия-воображение-воспроизведение.

С помощью развитого музыкального мышления композитор предлагал ученикам исследовать, обосновать и рефлектировать свои собственные умозаключения на научно-музыкальном и этическом уровнях (творчество). Музыкальное исследование было введено А.Г. Шнитке в поле музыкально-дидактического дискурса.

Резюмируя сказанное, отметим, что Альфред Гарриевич Шнитке всей своей музыкально-педагогической деятельностью стремился

- к созданию благоприятных условий для культурологического и прагматического развития личности;

к выработке стратегии музыкально-педагогической работы, помогающей развить в субъекте индивидуальное, позволяющее выстраивать образовательную траекторию, что явилось

прообразом современного компетентностного подхода;

- к голографическому анализу музыкального произведения (у субъекта образовательного процесса необходимо развивать личность целостно: психическое, ментальное, музыкально-эстетическое развитие);

- к созданию природосообразных условий для музыкального образования, являющегося генетически необходимым для полноценного умственного труда

обучающегося, позволяющего стать человеком разумным (homo sapiens) [4, с. 134];

к применению обучаемыми

герменевтического подхода, позволяющего человеку открывать глубинные смыслы и философию музыкального произведения [4, с. 135];

к расширению спектра музыкально-педагогических интервенций, обеспечивающих дальнейший социогенез личности.

Библиографический список

1. Быкасова, JI.B. Постструктуралистическая педагогика: источники, анализ, методология: монография. Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества [Текст] / JI.B. Быкасова. - М.: АСУ, 2016.-С. 313-321.

2. Быкасова, JI.B. Педагогическая эпистемология: от структурализма к деконструктивизму [Текст] / JI.B. Быкасова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 2. - С. 96-99.

3. Быкасова, JI.B. Личность, речь и юридическая практика [Текст] / Л. В. Быкасова // Сборник научных трудов международной научно-методической конференции. - 2015. - С. 32 - 37.

4. Ивашкин, А.В. Беседы с Альфредом Шнитке [Текст] / А. В. Ивашкин. - М.: РИК «Культура», 1994. -

305 с.

5. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер. - М.: «Ад Маргинем», 1997. - 452 с.

6. Холопова, В.Н. Композитор Альфред Шнитке [Текст] / В. Н. Холопова. - Челябинск: «Аркаим», 2003. -253 с.

7. Философский словарь. М., 2003. - 575 с.

8. Alfred Schnittke (Н. Gerlach)//Fuenfzig sowjetische Komponisten der Gegenwart. Fakten und Reflexionen.-Leipzig-Dresden, 1984. S. 362-367.

References

1. Bykasova L.V. Poststructuralists paedagogia: fontes, analysis proceditur. - Monograph. Evolutionis theoria et praxi in historia societatis humanae [Poststructuralists pedagogy: sources, analysis methodology. - Monograph. The evolution of educational theory and practice in the history of human society]. Moscow, ASU, 2016, 420 p.

2. Bykasova L.V. Acta, de Cherepovets state University [Pedagogical epistemology: from structuralism to deconstruction]. Cherepovets, 2016, 96 - 99 p.

3. Bykasova L. V. Collection of scientific opera internationalis scientific-methodica conferentia [Personality, it and legal practice]. Rostov/n/D, 2015, 32 - 37 p.

4. Ivashkin A.V. Colloquia. cum Alfred Schnittke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow, RIK «Cultura», 1994, 305 p.

5. Heidegger M. Ens et tempus [Being and time]. Moscow, Ad Marginem, 1997, 452 p.

6. Kholopov V. Compositor Alfred Schnittke [The Composer Alfred Schnittke]. Chelyabinsk, Arkaim, 2003, 253 p.

7. Philosophica. dictionary [Philosophical dictionary]. Moscow, 2003, 575 p.

8. Schnittke A. (Gerlach H.) Quinquaginta Soviet compositores de praesenti. Factis et cogitationibus. Leipzig-Dresda, 1984, 362 - 367 p.

POLYSTYLISTICS ALFRED SCHNITTKE UNDER THE MUSICAL AND PEDAGOGICAL

INTERVENTIONS

Vasilisa A. Berezovskaya,

graduate student of the Department of Economic Theory, Federal state budget educational institution of higher education Rostov State Economic University, Rostov- on-Don.

Abstract. In the article from the perspective of hermeneutic and axiological approaches the problem of identifying a whole range of musical and pedagogical interventions used in polystylistical concept of the composer and teacher Alfred Schnittke, the equivalent of transforming a piece of music and its style, giving the music a historical-cultural dimension that makes a piece of music megaeffektivnym apparatus scientific reflection of musical culture. The aim of this work is to review and analyze this concept of the composer on the material of musical-pedagogical interventions, used in modern musical education. To used methods include cultural, historical, ethnographic, and performance. The Result of the developed methodology is the development strategy of musical-pedagogical work,

allowing to build educational path; creating favorable conditions for comprehensive and harmonious development of the personality of the subject of the educational process. The obtained results can be applied in musical-pedagogical education, pedagogics of art, art history, musicology, etc. The Author came to the following conclusions: Alfred Schnittke made a huge contribution to the musical-pedagogical education, anticipating the emergence of the competence approach, as well as actively applying the hermeneutic approach, allowing the subject to know the secret deep meanings and philosophy of the musical work; he sought to create favorable conditions for cultural and pragmatic development of the whole person, with her personality; Alfred Schnittke was trying to create environmentally friendly conditions for music education, which are necessary at the genetic level for proper mental labor of the subject, allowing you to become the person reasonable (homo sapiens); it expanded the range of musical and pedagogical interventions that are required for further sociogenesis of personality.

Key words: polystylistic, music education, intervention, inculturation, indicators of creativity, music pregnanthot, discourse, medium.

Сведения об авторе:

Березовская Василиса Алексеевна - аспирант 4 курса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)» (347917, Российская Федерация, Ростовская область, г. Таганрог, ул. 3-я линия, д. 140), e-mail: vasilisa.berezovskaya@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 01.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.