УДК 699.81
DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2018-765-11-15-20
И.С. КУЗНЕЦОВА, канд. техн. наук ([email protected]), В.Г. РЯБЧЕНКОВА, инженер ([email protected]), М.П. КОРНЮШИНА, магистр техники и технологии ([email protected]),
И.П. САВРАСОВ, канд. техн. наук ([email protected]), М.С. ВОСТРОВ, инженер ([email protected])
Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона им. А.А. Гвоздева (НИИЖБ), АО «НИЦ «Строительство» (109428, г. Москва, ул. 2-я Институтская, 6)
Полипропиленовая фибра - эффективный способ борьбы со взрывообразным разрушением бетона при пожаре
Представлены результаты научно-исследовательской работы, в ходе которой изучался один из эффективных методов борьбы с взрывообразным разрушением бетона при пожаре, а именно введение добавки полипропиленовой микрофибры. Исследования проведены путем огневых испытаний натурных плитных конструкций сплошного сечения, изготовленных из обычного тяжелого бетона с добавкой полипропиленовой микрофибры в количестве 1 кг/м3 при влажности бетона свыше 4% перед испытаниями. По результатам огневых испытаний установлено практически полное отсутствие взрывообразного разрушения бетона плит перекрытий при пожаре. Также проведены исследования изменения прочностных свойств бетона с добавкой полипропиленовой микрофибры при кратковременном воздействии повышенной и высокой температуры до 600оС. Результаты работы имеют большое практическое значение для обеспечения требуемых пределов огнестойкости при проектировании железобетонных конструкций, работающих во влажных условиях (тоннелей, коллекторов, подземных сооружений), а также для всех монолитных железобетонных конструкций на стадии их возведения.
Ключевые слова: бетон, железобетонные конструкции, полипропиленовая фибра, взрывообразное разрушение, пожар, кратковременный высокотемпературный нагрев, плиты перекрытий.
Для цитирования: Кузнецова И.С., Рябченкова В.Г., Корнюшина М.П., Саврасов И.П., Востров М.С. Полипропиленовая фибра - эффективный способ борьбы со взрывообразным разрушением бетона при пожаре // Строительные материалы. 2018. № 11. С. 15-20. DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2018-765-11-15-20
I.S. KUZNETSOVA, Candidate of Sciences (Engineering) ([email protected]), V.G. RYABCHENKOVA, Engineer ([email protected]),
M.P. KORNYUSHINA, Master of Engineering and Technology ([email protected]), I.P. SAVRASOV, Candidate of Sciences (Engineering) ([email protected]),
M.S. VOSTROV, Engineer ([email protected])
Research Institute of Concrete and Reinforced Concrete named after A.A. Gvozdev (NIIZHB), JSC "Research Center of Construction" (6, 2nd Institutskaya Street, Moscow, 109428, Russian Federation)
Polypropylene Fiber is an Effective Way to Struggle with the Explosion-Like Destruction of Concrete in Case of Fire
The article presents the results of research work, which studied one of the effective methods to combat the explosion-like destruction of concrete in case of fire, namely the introduction of an additive of polypropylene microfiber. The studies were carried out by fire tests of full-scale slab structures of continuous cross-section made of ordinary heavy concrete with the addition of polypropylene microfiber in an amount of 1 kg/m3, with a concrete moisture content of more than 4% before the test. According to the results of fire tests, almost complete absence of explosion-like destruction of concrete slabs in case of fire was established. Also, the studies of changes in the strength properties of concrete with the addition of polypropylene microfiber under the short-term exposure to elevated and high temperatures up to 600oC were conducted. The results of the work are of great practical importance to ensure the required limits of fire resistance when designing reinforced concrete structures operating under wet conditions (tunnels, collectors, underground structures), as well as for all monolithic reinforced concrete structures at the stage of their construction.
Keywords: concrete, reinforced concrete structures, polypropylene fiber, explosion-like destruction, fire, short-term high-temperature heating, floor slabs.
For citation: Kuznetsova I.S., Ryabchenkova V.G., Kornyushina M.P., Savrasov I.P., Vostrov M.S. Polypropylene fiber is an effective way to struggle with the explosion-like destruction of concrete in case of fire. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2018. No. 11, pp. 15-20. DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2018-765-11-15-20 (In Russian).
Борьба с пожарами и их последствиями сопровождает всю историю существования человеческого общества и является актуальной в современном мире. Статистика пожаров неумолима и не выявляет позитивных тенденций. Современные тенденции борьбы с пожарами и их последствиями направлены в основном на внедрение системы противопожарных мероприятий, позволяющих минимизировать социальный и экономический ущерб.
В настоящее время одной из основных задач при проектировании зданий и сооружений является обеспечение пожарной безопасности объектов. На стадии проектирования зданий и сооружений различного назначения должны быть обеспечены минимальные нормативные требования пределов огнестойкости строительных конструкций.
Согласно положениям Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», основными критериями обеспечения кон-
структивной пожарной безопасности являются три предела огнестойкости строительных конструкций: по потере несущей способности ^), теплоизолирующей способности (I) и потере целостности (Е).
Особенно актуальна на сегодняшний день проблема обеспечения пределов огнестойкости по потере целостности железобетонных конструкций при пожаре, так как железобетонные конструкции с повышенной влажностью (более 3—3,5%) подвергаются интенсивному взрывообразному разрушению, приводящему к уменьшению сечений элементов, снижению их несущей способности, а также к образованию сквозных трещин или отверстий, через которые проникают продукты горения или пламя [1—3].
В условиях повышенной влажности, как правило, эксплуатируются подземные конструкции авто- и железнодорожных тоннелей, метрополитенов, коллекторов, подземные части зданий и сооружений [4].
Повышенная влажность бетона также наблюдается во всех монолитных железобетонных конструкциях зданий и сооружений на стадии их возведения. Только через год-два после пуска объектов в эксплуатацию и ввода теплового контура равновесная влажность бетона надземных конструкций снижается до 2—3%.
Восстановление значительно поврежденных пожаром железобетонных конструкций зданий и сооружений повышенного уровня ответственности зачастую связано с большими техническими сложностями, в некоторых случаях требуется полная замена поврежденных пожаром конструкций, которая, как правило, приводит к значительным социальным и экономическим ущербам, парализует транспортные магистрали на длительный срок.
Пожары в подземных транспортных сооружениях происходили неоднократно [5]. Картина последствий пожаров в тоннелях однотипна и связана в основном со взрывообразным разрушение бетона.
В 1979 г. в автотранспортном тоннеле Ниходзака (длиной около 2 км) между Токио и Нагоя (Япония) произошла автомобильная авария, приведшая к возникновению пожара. В результате семь человек погибли и двое тяжело ранены. После пожара в результате взры-вообразного разрушения бетона получили значительные повреждения обделки тоннеля с разрушением бетона на глубину до 25 см. Восстановление тоннеля длилось два месяца.
Пожар в тоннеле Монблан между Францией и Италией (длиной 12 км) произошел в 1999 г. в результате возгорания грузовика (рис. 1). Тушение пожара длилось 56 ч. В пожаре погибло 40 чел. Бетонные своды на участке около 900 м подверглись интенсивному взрыво-образному разрушению и глубоко растрескались, однако скальные породы не обнажились. На участке около 1 км свод протекал от грунтовых вод. Тоннель восстанавливали три года.
В 2001 г. в альпийском тоннеле Сен-Готард, соединяющем Швейцарию и Италию, произошел пожар в результате столкновения двух грузовиков. В результате пожара погибло 11 чел. В тоннеле произошло несколько обрушений, длина завалов достигла 300 м.
Пожары в железнодорожном тоннеле под Ла-Маншем между Великобританией и Францией (длиной 51 км) случались в 1996, 2006 и 2008 гг. При этом значительный ущерб был причинен железобетонным обделкам тоннеля по причине того же взрывообразного разрушения. Пожары нанесли государству значительный ущерб. В 2008 г. возгорание началось с грузовика, который находился в одном из грузовых поездов. Движение сразу же было остановлено. После пожара тоннель был частично открыт через несколько дней, однако для того чтобы
привести его в надлежащее состояние, понадобилось 60 млн евро и четыре месяца восстановительных работ.
Неоднократно возникали пожары и в российских автотранспортных тоннелях. Ряд пожаров произошли в Лефортовском тоннеле глубокого заложения города Москвы: в 2006, 2007 (дважды), 2009 гг. В 2008 г. был пожар в тоннеле на Новинском бульваре (пересечение Садового кольца с улицей Новый Арбат). Как правило, загорались легковые автомобили и пожары носили локальный характер.
Перечень пожаров можно продолжить, но это не является тематикой данной работы, а лишь характеризует важность проблемы борьбы с пожарами и их последствиями в тоннелях.
Основной причиной возникновения значительных повреждений железобетонных конструкций обделок тоннелей являлось взрывообразное разрушение бетона при пожаре, зачастую приводящее к потере целостности железобетонных конструкций.
В российской практике строительства до настоящего времени существовал единственный способ борьбы со взрывообразным разрушением бетона при пожаре путем применения противооткольных сеток с их установкой в середине толщины защитного слоя бетона конструкций. Этот метод достаточно эффективный, так как позволяет значительно снизить интенсивность взрыво-образного разрушения бетона. Но практически не всегда возможно или технически сложно применение про-тивооткольных сеток, особенно при сравнительно небольшой толщине защитного слоя бетона (до 30 мм) или при сложной конфигурации сечения конструкции.
Европейский опыт проектирования железобетонных конструкций из высокопрочных бетонов в части борьбы со взрывообразным разрушением бетона при пожаре показывает, что эффективность достигается путем введения в бетон добавки из полипропиленовой микрофибры в количестве 2 кг/м3 при эффективной длине волокон микрофибры 6 и 12 мм [6—9]. Этот метод включен в раздел 6 Европейского стандарта Eurocode 2, часть 1—2* для высокопрочных бетонов.
Поскольку проблема взрывообразного разрушения бетона при пожаре существует не только для высокопрочных бетонов, но и для обычных тяжелых бетонов с повышенной влажностью, в 2017 г. специалистами АО «НИЦ «Строительство» (НИИЖБ им. А.А. Гвоздева) инициирована научно-исследовательская работа с целью определения эффективности применения добавки полипропиленовой микрофибры для обычного тяжелого бетона класса по прочности В45 на основе огневых испытаний натурных экспериментальных плитных конструкций**. Исследования проведены в рамках
* Европейский стандарт EN 1992-1-2. Еврокод 2: Проектирование железобетонных конструкций. Часть 1—2. Общие правила — Определение огнестойкости.
** Отчет по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе «Проведение огневых испытаний и формирование требований к огнестойкости и огнесохранности железобетонных конструкций»: В 2 т. Руководитель работ зав. лаб. № 6 НИИЖБ им. А.А. Гвоздева И.С. Кузнецова. М.: 2017. Т. 1. 271 с. Т. 2. 277 с.
государственного задания, утвержденного Минстроем России по реализации комплекса мероприятий по развитию нормативно-технической и научной базы в области строительства с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Огневым испытаниям подвергались крупногабаритные и малогабаритные экспериментальные модели железобетонных плит перекрытий сплошного сечения, изготовленные из трех видов составов бетонов:
— серии А — из обычного тяжелого бетона класса В45 на гранитном заполнителе;
— серии М — из обычного тяжелого бетона класса В45 на гранитном заполнителе с добавкой полипропиленовой микрофибры в количестве 1 кг/м3*;
— серии К — из обычного тяжелого бетона класса В45 на гранитном заполнителе с добавкой полипропиленовой микрофибры в количестве 1 кг/м3 в сочетании со стеклопластиковой макрофиброй в количестве 8 кг/м3.
Результаты испытаний натурных плит перекрытий серии К (из бетона с добавкой стеклопластиковой макрофибры) в данной статье не представлены, так как выявлена высокая токсичность воздушной среды в процессе огневых испытаний (начиная с первых минут огневого воздействия, с усилением эффекта токсичности во времени), что обусловливает невозможность применения обычного тяжелого бетона с добавкой стеклопла-стиковой макрофибры для изготовления железобетонных конструкций зданий и сооружений с позиций обеспечения пожарной безопасности.
Все крупногабаритные модели плит перекрытий имели размеры 4200x1200x140 мм, с однорядным армированием горячекатаной стержневой арматурой класса А500С современного способа производства в количестве семи стержней диаметром 16 мм при толщине нижнего защитного слоя бетона (касательно к арматуре) 25 мм. Плиты рассчитаны с учетом нормативной равномерно распределенной кратковременной нагрузки, равной 400 кг/м2.
Малогабаритные модели плит перекрытий имели размеры 1100x1100x50 мм, имитировали фрагменты полок ребристых плит перекрытий, которые наиболее подвержены взрывообразному разрушению при пожаре с образованием сквозных отверстий (установлено из опыта обследования зданий после пожаров). Армирование малогабаритных плит производилось плоскими сварными сетками из проволочной арматуры класса Вр-1 диаметром 5 мм с шагом 200x200 мм по ГОСТ 8478-81.
Изготовление образцов произведено с применением товарного бетона (рис. 2). Твердение плит осуществлялось в течение 28 сут с ежедневным обильным поливом водой для обеспечения повышенной влажности бетона (рис. 3).
Огневые испытания экспериментальных моделей плит проведены на специальных огневых установках на производственной базе ВНИИПО (г. Балашиха) по методикам ГОСТ 30247.0-94 «Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования» и ГОСТ 30247.1-94 «Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции». Все модели плит перекрытий испытывались под действием заданной равномерно распределенной нагрузки.
При этом результаты огневых испытаний малогабаритных железобетонных плит оценивались по двум пре-
Рис. 4. Огневая установка с двумя крупногабаритными плитами перекрытий в процессе огневых испытаний
Рис. 5. Взрывообразное разрушение бетона со стороны обогреваемой бетонной поверхности плиты марки А после огневого испытания
Рис. 6. Вид обогреваемой бетонной поверхности плиты марки М после испытания
дельным состояниям: по потере целостности и теплоизолирующей способности, а крупногабаритных - по трем предельным состояниям: по потере несущей способности, теплоизолирующей способности и целостности.
Непосредственно перед каждым огневым испытанием контролировалась фактическая влажность бетона малогабаритных и крупногабаритных моделей плит перекрытий по методике ГОСТ 12730 (производились сколы кусков бетона в угловых зонах). Перед огневыми испытаниями фактическая влажность бетона крупногабаритных экспериментальных плит перекрытий варьировалась в пределах 4,18-6,02%, малогабаритных плит - в пределах 4,96-7,08%.
Крупногабаритные плиты перекрытий устанавливались на экспериментальную огневую установку с двухсторонним шарнирных опиранием (при рабочем пролете 4000 мм) и подвергались одностороннему тепловому воздействию по стандартному температурному режиму согласно ГОСТ 30247.0. Одновременно производились испытания двух моделей плит для создания единого температурного режима в огневой камере (рис. 4).
* СТО 36554501-006-2006. Правила по обеспечению огнестойкости и огнесохранности железобетонных конструкций. АО «НИЦ «Строительство».
Рис. 7. Вид экспериментальной огневой установки с загрузкой Рис. 8. Характерные виды обогреваемой поверхности образцов после испыта-малогабаритной плиты перекрытия ний: а - из обычного бетона; б - из обычного бетона с добавкой полипропилено-
вой микрофибры
В ходе нагружения и в процессе проведения испытаний контролировались прогибы плит при помощи про-гибомера, установленного в середине пролета одной из плит. Во время огневых испытаний автоматически на дисплее компьютера фиксировались зависимости температура — прогиб — время по показаниям термопар, установленных в характерных точках и зонах конструкций.
По результатам огневых испытаний крупногабаритных моделей плит перекрытий установлено следующее.
1. В контрольных плитах серии А присутствовало взрывообразное разрушение бетона со стороны обогреваемой поверхности (рис. 5).
2. В плитах серии М (обычный тяжелый бетон с добавкой полипропиленовой микрофибры) взрывообраз-ное разрушение бетона отсутствовало, а на обогреваемой поверхности наблюдалось равномерное вздутие и разрыхление поверхностной структуры бетона (рис. 6).
В ходе огневых испытаний установлено, что фактические пределы огнестойкости крупногабаритных плит перекрытий, изготовленных из бетона с добавкой полипропиленовой микрофибры, несколько ниже (на 9%) пределов огнестойкости плит из обычного тяжелого бетона без добавки микрофибры.
Огневые испытания малогабаритных образцов плит перекрытий марки А проведены на экспериментальной огневой установке для теплофизических исследований на производственной базе ВНИИПО. Плиты устанавливались на экспериментальную огневую установку с опиранием по четырем сторонам и подвергались одностороннему тепловому воздействию по стандартному температурному режиму согласно ГОСТ 30247.0 (рис. 7). Рабочий пролет плит составлял 1000 мм.
По результатам огневых испытаний малогабаритных плит перекрытий установлено, что в плитах марки А, изготовленных из обычного тяжелого бетона, наблюдалось взрывообразное разрушение бетона начиная с десятой минуты огневого воздействия и продолжалось около 0,5 ч. Предел огнестойкости малогабаритных плит наступил по потере теплоизолирующей способности (температура на необогреваемой поверхности достигала 220оС) через 58 мин от начала огневого воздействия.
В плитах марки М, изготовленных из обычного тяжелого бетона с добавкой полипропиленовой микрофибры, взрывообразное разрушение бетона полностью отсутствовало в процессе огневых испытаний. Предел огнестойкости плит марки М наступил по потере теплоизолирующей способности через 75 мин от начала огневого воздействия.
После испытаний на обогреваемой поверхности малогабаритных плит перекрытий марки А (из обычного тяжелого бетона) наблюдалось взрывообразное разрушение бетона с оголением арматурной сетки (рис. 8, а). В плитах марки М (из обычного тяжелого бетона с добавкой полипропиленовой микрофибры) взрывообраз-ное разрушение отсутствовало (рис. 8, б).
Таким образом, в ходе огневых испытаний натурных моделей плит перекрытий установлено, что добавка полипропиленовой микрофибры является эффективным способом предотвращения взрывообразного разрушения бетона при пожаре.
В работе также проведены исследования влияния добавки полипропиленовой микрофибры на прочностные свойства обычного тяжелого бетона при нагреве. Исследования проведены на образцах-кубах габаритами 100x100x100 мм. Нагрев партий бетонных образцов производился в лабораторной электрокамерной печи до температуры от 100 до 600оС с шагом температуры 100оС. Каждая партия образцов нагревалась до заданной температуры с последующей выдержкой при постоянной заданной температуре в течение 1,5—2 ч и дальнейшим охлаждением в пространстве печи. Номинальные (эталонные) образцы не подвергались нагреву. Дальнейшие лабораторные испытания партий бетонных образцов кубов в охлажденном состоянии после нагрева, а также партии номинальных образцов производились в испытательной лаборатории Сертификационного центра АО «НИЦ «Строительство» по методике ГОСТ 10180-2012.
По результатам испытаний построена зависимость изменения средней кубиковой прочности при сжатии в охлажденном состоянии после нагрева в диапазоне температуры от 20 до 600оС (рис. 9), а также выведены коэффициенты условий работы бетона Уы (таблица) в охлажденном состоянии после нагрева. При этом установлено, что прочность при сжатии обычного тяжелого бетона с добавкой полипропиленовой микрофибры в охлажденном состоянии несколько ниже (на 11-35%) значения прочности обычного тяжелого бетона (без добавки микрофибры), что объясняется ослаблением внутренних структурных взаимосвязей в бетоне за счет введения в него волокон микрофибры. В нормальных условиях (20оС) разница значений прочностей на сжатие рассматриваемых составов бетонов составляет 15%, после нагрева до температуры в диапазоне 200-400оС эта разни-
70
S 60
X
50
1 | 40
О I-
со
J g 30
£ = 20 X
í 10
o
0
0 100 200 300 400 500 600
Температура нагрева бетона образцов перед испытанием, оС
Рис. 9. Динамика изменения кубиковой прочности разных видов бетона в охлажденном состоянии после нагрева: 1 - образец серии А;
2 - образец серии М
Хытыы ibiz J ®
Коэффициенты условий работы исследованных видов бетонов в охлажденном состоянии после нагрева по критерию прочности на сжатие
Вид бетона Значения коэффициентов условий работы бетона уы в охлажденном состоянии в зависимости от температуры нагрева, оС
20 100 200 300 400 500 600
Обычный тяжелый бетон класса В45 на гранитном заполнителе 1 0,99 0,80 0,82 0,77 0,68 0,64
Обычный тяжелый бетон класса В45 на гранитном заполнителе с добавкой полипропиленовой микрофибры 1 0,99 0,82 0,85 0,79 0,62 0,49
Тяжелый бетон на силикатном заполнителе (по данным СТО 36554501-006-2006 [1]) 1 - 0,95 0,9 0,8 0,7 0,5
ца несколько уменьшается - до 12%, а затем возрастает и после нагрева до 600оС достигает порядка 35%. Динамика снижения прочности в охлажденном состоянии после нагрева обычного тяжелого бетона и того же бетона с добавкой полипропиленовой микрофибры близка по характеру и интенсивности (рис. 9).
Полученные коэффициенты условий работы у^ обычного тяжелого бетона класса В45 с добавкой полипропиленовой микрофибры применимы для расчетного обоснования огнестойкости и огнесохранности несущих железобетонных конструкций, изготовленных из такого бетона.
Анализ полученных коэффициентов условий работы для обычного тяжелого бетона класса В45 на гранитном заполнителе, представленных в таблице, выявил некоторое их отличие от соответствующих значений, приведенных в СТО 36554501-006-2006*. Данное отличие свидетельствует о необходимости проведения исследований прочностных свойств разных классов бетонов при нагреве. Особенно это касается высокопрочных бетонов классов В60 и выше, востребованных в условиях современного монолитного строительства.
Следует также отметить, что доля полипропиленовых волокон в объеме бетонной смеси, необходимая для уменьшения или исключения взрывообразного разрушения бетона, может варьироваться или корректироваться в зависимости от уровня нагрузок, прочности при сжатии, а также количества стальной арматуры, необходимых для каждого конкретного проекта**. Следовательно, для сооружений повышенного уровня ответственности на стадии проектирования целесообразно экспериментальное обоснование ожидаемых результатов и определение (уточнение) коэффициентов условий работы при температурах для конкретного класса бетона с учетом вводимых добавок. Выводы
Добавка в бетон полипропиленовой микрофибры в количестве 1 кг/м3 является эффективным способом пре-
Список литературы
1. Зенков Н.И. Строительные материалы и поведение их в условиях пожара. М.: Высшая школа МВД РФ, 1974.
2. Милованов А.Ф. Огнестойкость железобетонных конструкций. М.: Стройиздат, 1986.
3. Милованов А.Ф., Камбаров Х.У. Расчет железобетонных конструкций на воздействие температуры. Ташкент: Укитувчи, 1994.
дотвращения взрывообразного разрушения при пожаре для железобетонных плит перекрытий сплошного сечения и тонкостенных плитных конструкций и может альтернативно применяться взамен противооткольных сеток.
Введение добавки полипропиленовой микрофибры в бетон возможно осуществлять непосредственно в миксер бетоновоза в условиях стройплощадки с последующим перемешиванием бетонной смеси в течение 5—7 мин, что позволяет вполне равномерно распределить микрофибру по объему смеси и является достаточно эффективной технологичной операцией по сравнению с установкой противооткольных сеток.
На стадии проектирования рекомендуется предусматривать применение добавки полипропиленовой микрофибры в бетон с целью исключения взрывоо-бразного разрушения при пожаре, обеспечения огнестойкости и огнесохранности подземных конструкций авто- и железнодорожных тоннелей, метрополитенов, коллекторов, подземных частей зданий и сооружений повышенного уровня ответственности. За рубежом имеется опыт применения железобетонных конструкций тоннельных обделок из бетона с добавлением полимерной фибры [10, 11].
1. В расчетах огнестойкости и огнесохранности необходимо учитывать коэффициенты условий работы обычного тяжелого бетона с добавкой полипропиленовой микрофибры при температурных воздействиях, представленные в таблице, если нет иных результатов исследований с привязкой к конкретному проекту.
2. Установленные коэффициенты условий работы Ybt для обычного тяжелого бетона класса В45 на гранитном заполнителе отличаются от соответствующих значений, приведенных в табл. 5.1 СТО 36554501-006-2006***, что свидетельствует о необходимости проведения дальнейших испытаний по прочности на сжатие при температурных воздействиях для различных классов бетонов, и в особенности для высокопрочных бетонов, наиболее подверженных взрывообразному разрушению.
References
1. Zenkov N.I. Straitel'nye materialy i povedenie ikh v uslovi-yakh pozhara. [Construction materials and their behavior in the conditions of the fire]. Moscow: The higher school of the Ministry of Internai Affairs of the Russian Federation. 1974.
2. Milovanov A.F. Ognestoikost' zhelezobetonnykh kon-struktsii [Fire resistance of reinforced concrete designs]. Moscow: Stroyizdat. 1986.
3. Milovanov A.F., Kambarov Kh.U. Raschet zhelezobetonnykh konstruktsii na vozdeistvie temperatury
* СТО 36554501-006-2006. Правила по обеспечению огнестойкости и огнесохранности железобетонных конструкций. АО «НИЦ «Строительство».
** Отчет об испытаниях на пожарную опасность № 13331 от 25.05.2016 г. «Огнестойкость железобетонного блока тоннельной обделки, изготовленного по альбому рабочих чертежей 12-4005-Л-Р-02-КЖ1.1. ФГБУ ВНИИПО МЧС России. 2016.
*** СТО 36554501-006-2006. Правила по обеспечению огнестойкости и огнесохранности железобетонных конструкций. АО «НИЦ «Строительство».
4. Новак С.В. Зависимость предела огнестойкости строительных бетонных конструкций от влажности бетона. Bezpieczenstwo i Technika Pozarnicza. 2015. Т. 39. С. 129-136.
5. Голованов В.И., Павлов В.В. Экспериментальные исследования огнестойкости блоков обделки тоннельных коллекторов // Пожарная безопасность. 2011. № 4. С. 81-89.
6. Khoury G.A. Explosive spalling of concrete in fire. Influence of load level and fiber length. London: ADFIL Construction Fibres Ltd. 2010. 14 p.
7. Khoury G.A. Explosive spalling of concrete in fire. Role of fibre diameter. London: ADFIL Construction Fibres Ltd. 2010. 20 p.
8. Lakshmi M.A. Seetha, Saranya V., Surdeep S. Experimental study on the mechanical properties of concrete with polypropylene fiber. International Refereed Journal of Engineering and Science (IRJES). 2014. Vol. 3. Iss. 4, pp. 70-74. http://www.irjes.com/Papers/vol3-issue4/Vesion%202/J347074.pdf
9. Larbi J.A., Polder R.B. Effects of polypropylene fibres in concrete: Microstructure after fire testing and chloride migration. Heron. 2007. Vol. 52. No. 4, pp. 289-306. uuid:33653892-f9f9-4ab9-92d2-4286713a79e0
10. Высокоскоростная железнодорожная магистраль Милан - Генуя // Транспортное строительство. 2016. № 9. С. 33-34.
11. Shuttleworth P. Fire protection of concrete tunnel linings. Tunnel management international. 2002. Vol. 3. Iss. 2, pp. 39-44.
[Calculation of reinforced concrete designs on influence of temperature]. Tashkent: Ukituvchi. 1994.
4. Novak S.V. Zavisimost' predela ognestoikosti stroitel'nykh betonnykh konstruktsii ot vlazhnosti betona [The dependence of the fire resistance of building concrete structures from the moisture content of concrete]. Bezpieczenstwo i Technika Pozarnicza. 2015. Vol. 39, pp. 129—136. (In Russian).
5. Golovanov V.I., Pavlov V.V. [Experimental studies ofthe fire resistance of the tunnel collector lining blocks] Eksperimental'nye issledovaniya ognestoikosti blokov obdelki tonnel'nykh kollektorov. Pozharnaya bezopas-nost'. 2011. No. 4, pp. 81-89. (In Russian).
6. Khoury G.A. Explosive spalling of concrete in fire. Influence of load level and fiber length. London: ADFIL Construction Fibres Ltd. 2010. 14 p.
7. Khoury G.A. Explosive spalling of concrete in fire. Role of fibre diameter. London: ADFIL Construction Fibres Ltd. 2010. 20 p.
8. Lakshmi M.A. Seetha, Saranya V., Surdeep S. Experimental study on the mechanical properties of concrete with polypropylene fiber. International Refereed Journal of Engineering and Science (IRJES). 2014. Vol. 3. Iss. 4, pp. 70-74. http://www.irjes.com/Papers/vol3-is-sue4/Vesion%202/J347074.pdf
9. Larbi J.A., Polder R.B. Effects of polypropylene fibres in concrete: Microstructure after fire testing and chloride migration. Heron. 2007. Vol. 52. No. 4, pp. 289-306. uuid:33653892-f9f9-4ab9-92d2-4286713a79e0
10. The high speed railway line Milan — Genoa. Transportnoe stroitel'stvo. 2016. No. 9, pp. 33-34. (In Russian).
11. Shuttleworth P. Fire protection of concrete tunnel linings. Tunnel management international. 2002. Vol. 3. Iss. 2, pp. 39-44.
OOO «ЯКВЯБЯРЬЕР»
16 лет на передовой
рынка стройматериалов
.г.
IT
"*i||| rim
шшъшя*
гидроизоляционные шпонки деформационные швы декоративные деформационные швы декоративные профили для швов гидрофильные (набухающие) профили инъекционные системы
>ллллллааиаЬагпег. ги