Научная статья на тему 'Полионтизм как характеристика деятельности в цифровых электронных средах'

Полионтизм как характеристика деятельности в цифровых электронных средах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
344
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ / ПОЛИОНТИЗМ / DIGITAL ELECTRONIC TECHNOLOGIES / VIRTUAL INSTRUMENTS / POLYONTISM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пец А. В.

Исследуются особенности научной и образовательной деятельности в профессиональных цифровых средах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparability of activity in digital and real environments

The article considers the peculiarities of research and education activity in professional digital environments.

Текст научной работы на тему «Полионтизм как характеристика деятельности в цифровых электронных средах»

УДК 378.4

А. В. Пец

ПОЛИОНТИЗМ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДАХ

Исследуются особенности научной и образовательной деятельности в профессиональных цифровых средах.

The article considers the peculiarities of research and education activity in professional digital environments.

Ключевые слова: цифровые электронные технологии, виртуальные приборы, полионтизм.

Keywords: digital electronic technologies, virtual instruments, polyontism.

В настоящее время происходит переосмысление роли компьютерных технологий в физико-техническом образовании на основе представления (В. М. Глушков, А. А. Денисов, А. П. Ершов, К. К. Колин, И. В. Роберт, А. Д. Урсул и др.) о том, что информация является философской категорией, равносопоставимой категориям «материя», «пространство», «время» [1]. В данной работе рассмотрены характеристики деятельности в цифровых электронных средах с позиций виртуалистики — теоретического подхода, предложенного Н. А. Носовым. Поэтому под термином «цифровые электронные технологии» будем понимать не только физико-технические преобразования данных, но и новые виды интеллектуальной деятельности, которые возникают в системе: человек — информационное поле — окружающая среда (физическая, социальная, профессиональная, экологическая, педагогическая, технологическая и др.).

Виртуалистика предполагает возможность актуализации множества несводимых друг к другу виртуальных реальностей (VR), которые онтологически равноправны: все VR рассматриваются равно истинными и равно реальными. Это положение именуется принципом полионтиз-ма. Мы применяем идею полионтизма VR к описанию комплексной деятельности человека в виртуальной цифровой среде, возникающей, например, при исследовании в реальном времени физических процессов и параллельном сравнении их с математическими моделями.

Актуализация виртуальной реальности может быть вызвана сколь угодно сложными процессами деятельности человека: психическими, биологическими, социальными, техническими и др. Рождение виртуального мира определяется особыми взаимоотношениями порожден-ности, актуальности и интерактивности между объектами разных VR, которые устанавливают иерархию уровней VR-N. Порождающую реальность называют константной реальностью [2].

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 4. С. 104—107.

Для экспериментального изучения явления полионтизма была разработана в среде Lab VIEW 8.0, физико-техническая лаборатория. На экране виртуального X-Y графопостроителя можно было одновременно наблюдать сигналы от двух различных VR (рис. 1). На ось X поступал преобразованный в цифровую форму (16-битным АЦП чипа СМ108) аналоговый физический сигнал, снимаемый с индукционного датчика R, расположенного вблизи монитора. На ось Y поступал сигнал от виртуального генератора. Масштабирование информационных потоков VR осуществлялось по системным часам.

Рис. 1. Сравнение импульсного сигнала от кадровой развертки монитора с синусоидальным сигналом виртуального генератора На основе проведенных исследований сделаны нижеследующие выводы. Проявлением полионтизма объясняется, по нашему мнению, двойственный характер когнитивной деятельности человека в виртуальной цифровой среде. Поэтому, с одной стороны, виртуальная реальность создается человеком и в некотором смысле есть результат его рефлексии на окружающий мир. С другой стороны, сама виртуальная цифровая среда через интерфейс воздействует на человека, обучая его новым видам интеллектуальной деятельности, иногда и на подсознательном уровне. Таким образом, любая индивидуальная деятельность в виртуализованном пространстве уже сама по себе представляет особую форму личностно-ориентированного образовательного процесса.

Следующий вывод состоит в том, что принципы порожденности и актуальности требуют предварительно сформировать константную реальность. Иными словами, подготовить обучаемого к актуализации предлагаемой учебной виртуальной реальности и последующей работе

в ней. Подчеркнем, что в виртуалистике понятие «виртуальная реальность» (виртуальный мир) обобщается до категории, в которую входят не только объекты технического мира, сенсорики и моторики обучаемого, но и психические состояния индивида как личности. Это означает, что в терминах понятийного аппарата профессиональной педагогики [3] константная реальность представляет собой аналог понятия — «готовность к работе в цифровой среде». После прекращения активности субъекта, виртуальный мир исчезает, но остаются следы интерактивных взаимодействий в константной реальности. Иными словами, возникает обучение. Новая готовность ученика отражает его опыт интерактивной деятельности в виртуальной цифровой среде, как субъекта труда в виртуальном и реальном пространствах (рис. 2).

Рис. 2. Модель обучения с использованием цифровых сред

Таким образом, принцип полионтизма можно рассматривать как проявление закономерности особой формы познавательной деятельности в цифровых средах, рефлексии исследователя на окружающую среду, отражающую иерархию связей между различными виртуальными реальностями.

Список литературы

1. Роберт И. В. Концепция «Философско-методологические, социально-психологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации современного образования». М., 2008.

2. Носов Н. А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории вир-туалистики. Вып. 7. Труды Центра профориентации. М., 2000.

3. Бокарева Г. А. Методологические основы профориентированных педагогических систем (дифференциально-интегральный подход) / / Известия БГА РФ: научный журнал. Калининград, 2007. № 2. С. 12 — 26.

Об авторе

А. В. Пец — канд. физ.-мат. наук, доц., РГУ им. И. Канта, Pets@albertina.ru.

Author

A. Pets — Dr., IKSUR, Pets@albertina.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.