Научная статья на тему 'Полимодальные тексты русских и американских мультсериалов в аспекте рецепции современными школьниками'

Полимодальные тексты русских и американских мультсериалов в аспекте рецепции современными школьниками Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
негомогенный речевой объект / полимодальный текст / субъективное семантическое пространство / метод семантического дифференциала / психолингвистическое моделирование / non-homogeneous speech subjects / polymodal text / subjective semantic space / semantic differential method / psycholinguistic modeling

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л. О. Бутакова

Статья посвящена проблемам восприятия негомогенных речевых объектов, образующих значительную часть современных коммуникаций для детей и взрослых. Смешанная коммуникация (кино, реклама, телевидение, интернет) существенно изменила смысловую нагрузку изображений и форматов, совмещающих зрительные и вербальные формы передачи информации в динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLYMODAL TEXTS OF RUSSIAN AND AMERICAN CARTOON SERIES IN THE ASPECT OF THE RECEPTION BY MODERN

The perception of non-homogeneous speech phenomenon is the subject of the article. This issue relevant both because of the actual linguistic interest to the cognitive basis of perception, and because of the significant role of multimodal communication in the lives of modern children. The purpose of the study is to show the character of perception of the popular cartoon series of modern Russians as part of the current social-oriented communication, build their psycholinguistic model using the technique of reconstruction of inhomogeneous speech products. The author suggests that the cartoon series are a dynamic audio-visual polymodal objects in which diverse components form a common semantic space. Semantic differential method (14 antonymous scales) has been used to identify functional load of different properties of polymodal texts. Results of the study: subjective semantic spaces of the six cartoons series that are based on respondents' answers, which reflected emotional relationship and assessment of the form and content polimodal texts.

Текст научной работы на тему «Полимодальные тексты русских и американских мультсериалов в аспекте рецепции современными школьниками»

на высокую степень межэтнической напряженности указывает нисходящая кривая, на несущественность межэтнических отношений для информантов - куполообразная. В дальнейших исследованиях можно получить типологию линий тренда, графически фиксирующую степень межэтнической напряженности.

Литература

1. Калмыков А.А. Права человека и проблема психологической безопасности // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь (тезисы конференции). -М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. - С. 89-92.

2. Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста: психолингвистический аспект. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та 1992. - 134 с.

Л.О. Бутакова L. O. Butakova

ПОЛИМОДАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ РУССКИХ И АМЕРИКАНСКИХ МУЛЬТСЕРИАЛОВ В АСПЕКТЕ РЕЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ5

THE POLYMODAL TEXTS OF RUSSIAN AND AMERICAN CARTOON SERIES IN THE ASPECT OF THE RECEPTION BY MODERN

Статья посвящена проблемам восприятия негомогенных речевых объектов, образующих значительную часть современных коммуникаций для детей и взрослых. Смешанная коммуникация (кино, реклама, телевидение, интернет) существенно изменила смысловую нагрузку изображений и форматов, совмещающих зрительные и вербальные формы передачи информации в динамике.

Ключевые слова: негомогенный речевой объект, полимодальный текст, субъективное семантическое пространство, метод семантического дифференциала, психолингвистическое моделирование.

The perception of non-homogeneous speech phenomenon is the subject of the article. This issue relevant both because of the actual linguistic interest to the cognitive basis of perception, and because of the significant role of multimodal communication in the lives of modern children. The purpose of the study is to show the character of perception of the popular cartoon series of modern Russians as part

5 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ 15-04-00325а «Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ институциональных и персональных коммуникаций с участием ребёнка»

of the current social-oriented communication, build their psycholinguistic model using the technique of reconstruction of inhomogeneous speech products. The author suggests that the cartoon series are a dynamic audio-visual polymodal objects in which diverse components form a common semantic space. Semantic differential method (14 antonymous scales) has been used to identify functional load of different properties of polymodal texts. Results of the study: subjective semantic spaces of the six cartoons series that are based on respondents' answers, which reflected emotional relationship and assessment of the form and content polimodal texts.

Key words: non-homogeneous speech subjects, polymodal text, subjective semantic space, semantic differential method, psycholinguistic modeling.

Анализ актуальности исследования и характера рецепции популярных русских и американских мультсериалов взрослыми реципиентами дан в [2, с. 21-32; 3, с. 21-31]. Поскольку процесс восприятия является живым, интенциональным, творческим процессом познания [4, с. 301], возможно описать его экспериментальным путем как процесс создания субъективных семантических пространств (вариантов интерпретации текстов реципиентами).

Цель данного исследования - с помощью методов психолингвистического эксперимента выявить особенности восприятия современными российскими школьниками популярных мультипликационных сериалов, реконструировать «образы содержания полимодальных текстов», принадлежащих к разным культурам.

Гипотеза исследования: мультипликационные сериалы представляют собой динамичные аудиовизуальные полимодальные объекты, в которых генетически разнородные компоненты образуют единое смысловое пространство, реализуют с помощью рассеянной репрезентации социально значимые смысловые, эмотивно-оценочные доминантны, образованные на основе определенных стереотипов культуры. Они воспринимаются «благодаря одновременной работе двух или нескольких перцептивных (сенсорных) модальностей» [5, с. 22] как целостные феномены в режиме смысловой вариативности, заданной принятыми в социуме стратегиями представления культурных стереотипов; составом концептов и способов их репрезентации через актуальные смыслы в текстах; уровнем эмоционального переживания произведений, составом концептуальных систем, возрастом реципиентов. Метод семантического дифференциала - инструмент для выявления эмотивно-ценностной составляющей таких текстов в процессе их восприятия реципиентами и построения субъективных семантических пространств воспринимаемых объектов.

Организация подготовительного этапа эксперимента описана в [2,3]. На основном этапе (сентябрь - октябрь 2015, сентябрь - октябрь 2016) школьники 4 - 8-х классов школ и гимназий г. Омска, заполнив анкету с информацией о себе, выполняли задания, в рамках которых описывали отношение к предлагаемым мультсериалам по 14 антонимичным шкалам (28 параметрам) с

помощью выбора индекса интенсивности от +3 до -3. Задания выполнялись письменно, мультсериалы не пересматривались, время заполнения анкеты было ограничено. Отказов выполнения заданий не зафиксировано. Обработка результатов сводилась к суммированию количества баллов по каждой шкале, делению их на количество испытуемых [1, с. 216]. С помощью факторного анализа воссоздавалось усредненное субъективное семантическое пространство текста.

Результаты восприятия мультсериалов учащимися 4 и 5-х классов показывают преобладание позитивного отношения школьников к мультсериалам. Наиболее оптимистично оценивают учащиеся 5-х классов мультсериал «Маша и Медведь» (правда, высшей отметки интенсивности, как это было в аудитории реципиентов-студентов [2, с. 24-25], получено не было): по 7 параметрам из 14 получены индексы интенсивности, приближающиеся к максимальным (от + 2,75 и + 2,6 по параметрам веселый, детский и добрый, от +2,45 до +2,25 по параметрам яркий, активный, светлый, быстрый см. табл.1 Приложения). Остальные свойства текста были оценены как интенсивные в средней степени (выше +1), три качества текста закономерно оценены как недостаточно интенсивные - +0,9 умный, +0,8 сильный, +0,7 полезный (см. табл.1 Приложения). Учащиеся 4-х классов менее оптимистичны: только по трем параметрам были отмечены высоко интенсивные показатели +2,108 веселый, +2,054 яркий, +2 детский. Недостаточно интенсивными были признаны в данной аудитории параметры +0,81 белый, + 0,675 умный и +0,432 новый. Как и во взрослой аудитории, мультсериал «Губка Боб Квадратные Штаны» производит неоднозначное впечатление [2, с. 24-25], что проявилось в перемещении ряда параметров в область отрицательных величин. Такая картина была зафиксирована только в аудитории школьников 5-х классов по параметрам - 0,76 вредный, -0,857 глупый, -1 чужой (студенты были более критичны в оценке мультсериала (по 7 параметрам были получены отрицательные результаты, еще два параметра дали 0; учащиеся 4-х классов оценили текст по этим же параметрам как незначительно интенсивный, выбрав положительные шкалы см. табл. 1 Приложения). Наиболее высокий позитивный результат был зафиксирован у пятиклассников по параметрам +2,238 активный и +2,190 добрый, у четвероклассников - по параметрам +2,135 веселый и +2,054 светлый (см. табл. 1 Приложения).

Мультсериалы «Ну, погоди!» и «Том и Джерри» одинаково позитивно воспринимаются учащимися 4 и 5-х классов (картина восприятия данных мультсериалов взрослой аудиторией иная [2, с. 26]). В их оценке более оптимистичными были четвероклассники: по 9 шкалам из 14 были получены высоко интенсивные положительные результаты при восприятии мультсериала «Том и Джерри» от +2,705 активный и белый до +2,029 громкий (см. табл. 1 Приложения). Учащиеся 5-х классов максимально положительно оценили данный сериал только по 5 шкалам - от +2,5 активный до +2 быстрый, при этом два параметра ушли в отрицательную область невысоких проявлений свойств текста (-0,617 чужой и -0,147 старый). Русский мультсериал «Ну,

погоди!» был оценен учащимися 4-х классов положительно с большей интенсивностью: не было получено ни одного отрицательного результата, область высоких позитивных показателей распространилась на 5 параметров (+2,558 активный, +2,294 свой, +2,235 веселый, +2,117 быстрый, + 2,088 детский), еще 3 приближаются к границе высокой интенсивности проявления качеств (+1,823 светлый, +1,735 добрый, + 1,705 яркий). Учащиеся 5-х классов отметили высокий уровень интенсивности проявления только трех параметров: +2,147 активный, +2, 176 веселый, +2 быстрый (интенсивность показателей несколько ниже, чем у учащихся 4-х классов), приближается к уровню высокой интенсивности показатель по параметру +1,941 громкий. В отрицательной области достаточной интенсивности у данной возрастной группы реципиентов оказался параметр -1 старый.

Результаты восприятия последней пары мультсериалов оказались неожиданными (см. табл.1 Приложения). Русский мультфильм «Винни Пух» вызвал у пятиклассников положительные реакции высокой интенсивности по 5 параметрам: +2,647 добрый, + 2,352 детский, +2,117 свой и веселый. Приближается к ним по силе проявления параметр +1,941 светлый. При этом достаточно интенсивным оказался отрицательный параметр -1,176 старый. Учащиеся 4-х классов так же считают мультсериал старым, но показатель имеет меньшую интенсивность (-0,441). Область проявления положительных параметров высокой степени интенсивности у данной группы реципиентов составили всего два свойства текста +2,352 детский и +2,294 добрый (параметр детский одинаково выражен у учащихся четвертых и пятых классов, параметр добрый несколько выше у пятиклассников). Мультсериал «Шрек» в данной возрастной аудитории не вызвал положительных оценок высокой интенсивности, зато в изобилии представлены области достаточной позитивной интенсивности, нет отрицательных областей восприятия, недостаточно проявленными оказались только два свойства +0,7878 полезный и +0,2121 свой. Картина рецепции пятиклассниками данного мультфильма контрастна: по трем параметрам получены результаты высокой положительной интенсивности +2,352 яркий, +2,0588 веселый, +2 громкий. По одному параметру получен отрицательный результат слабой интенсивности -0,254 чужой. Четыре свойства текста оценены как недостаточно интенсивные: +0,941 полезный, +0,911 новый, +0,882 быстрый, +0,617 белый.

Итак, эксперимент показал несовпадение позитивных и негативных областей восприятия мультсериалов, разницу проявленных эмоций, что обусловило смысловую вариативность воспринимаемых объектов и несовпадение усредненных смысловых пространств при слабом противопоставлении «своих» и «чужих» мультсериалов.

Литература

1. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. -226 с.

2. Бутакова Л.О. Когнитивная природа восприятия полимодального текста и его психолингвистическое моделирование (на материале рецепции русских и

американских мультсериалов) // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2016а. - №4. -С. 21 -32.

3. Бутакова Л.О. Семантическое пространство мультимодального текста как эмотивно-ценностный феномен (на материале восприятия русских и американских мультфильмов) // Филология и человек. - 2016б. - №2. - С. 21-31.

4. Залевская А.А. Слово. Текст. Избранные труды. -М.: Гнозис, 2005. 543 с.

5. Сонин А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов: дис. ... докт. филол. наук. - М., 2006. - 321 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Восприятие мультсериалов в сопоставлении

Параметры восприятия Маша и Медведь Губка Боб

4 класс 5 класс 4 класс 5 класс

активный пассивны й 1,6363636 36 2,35 1,9729729 73 2,2380 95

светлый темный 1,7297297 3 2,25 2,0540540 54 1,8571 43

быстрый медленны й 1,4864864 86 2,3 1,8108108 11 1,9047 62

новый старый 0,4324324 32 1,25 1,5135135 14 0,2857 14

громкий тихий 1,3243243 24 1,75 1,8378378 38 1,7619 05

детский взрослый 2 2,6 1,5675675 68 0

яркий тусклый 2,0540540 54 2,45 1,8918918 92 2,1904 76

добрый злой 1,8378378 38 2,6 1,4054054 05 1,0476 19

свой чужой 1,4594594 59 1,65 0,6756756 76 -1

умный глупый 0,6756756 76 0,9 0,0540540 54 0,8571 4

полезный вредный 1,0270270 27 0,7 0,2702702 7 -0,7619

веселый грустный 2,1081081 08 2,75 2,1351351 35 1,9047 62

сильный слабый 1,3243243 24 0,8 1 0,0952 38

белый черный 0,8108108 11 1,6 0,8378378 38 0,7619 05

Параметры восприятия Винни Пух Шрек

4 класс 5 класс 4 класс 5 класс

активный пассивны й 1,294118 1,5294 12 1,909091 1,8823 53

светлый темный 1,676471 1,9411 76 1,878788 1,8235 29

быстрый медленны й 1,088235 0,6764 71 1,424242 0,8823 53

новый старый -0,44118 1,1764 1,575758 0,9117 65

7

громкий тихий 0,882353 1,0882 35 1,727273 2

детский взрослый 2,352941 2,3529 41 1,454545 1,0294 12

яркий тусклый 1,235294 1,6470 59 1,939394 2,3529 41

добрый злой 2,294118 2,6470 59 1,30303 1,5588 24

свой чужой 1,794118 2,1176 47 0,212121 0,2647 1

умный глупый 1,352941 1,3823 53 1,090909 1

полезны й вредный 1,764706 1,3529 41 0,787879 0,9411 76

веселый грустны й 1,823529 2,1176 47 1,848485 2,0588 24

сильны й слабый 1,441176 0,6666 67 1,575758 1,2058 82

белый черный 1,323529 1,3235 29 1,272727 0,6176 47

Параметры восприятия Ну, погоди! Том и Джерри

4 класс 5 класс 4 класс 5 класс

активны й пассивный 2,558824 2,1470 59 2,705882 2,5

светлый темный 1,823529 1,9705 88 2,235294 2,1764 71

быстры й медленный 2,117647 2 2,588235 2

новый старый 0,117647 -1 1,176471 0,1470 6

громкий тихий 1,558824 1,9411 76 2,029412 1,9411 76

детский взрослый 2,088235 1,5588 24 2,5 1,7647 06

яркий тусклый 1,705882 1,6764 71 2,588235 2,0882 35

добрый злой 1,735294 1,3823 53 2,235294 1,3823 53

свой чужой 2,294118 1,6176 47 1,235294 0,6176 5

умный глупый 1,382353 1,0882 35 1,764706 0,3823 53

полезны й вредный 0,941176 0,8529 41 1,705882 0,6470 59

веселый грустный 2,235294 2,1764 71 2,558824 2,0882 35

сильны й слабый 1,352941 1,2352 94 1,882353 1,2941 18

белый черный 1,147059 0,9411 76 2,705882 0,5

Таблица 2.

Соотношение средних величин факторов восприятия мультсериалов в сопоставлении

Факторы восприятия Сила Стабил ьность Акти внос ть Оце нка

Маша и Медведь 4 класс 1,54 7297 297 1,21621 6216 1,15 8067 158 1,54 0540 541

Маша и Медведь 5 класс 1,82 5 1,925 1,55 2,03

Маша и медведь студенты 2,10 7143 2,35714 3 1,52 3809 1,85 7143

Губка Боб 4 класс 1,63 5135 135 1,54054 0541 1,02 7027 027 1,26 2864 865

Губка Боб 5 класс 1,70 248 0,14285 7 0,74 6 0,59 047

Губка Боб студенты 0,60 7144 0 0,71 428 1,22 857

Винни Пух 4 класс 1,44 1176 0,95538 05 1,46 0784 1,78 8035 4

Винни Пух 5 класс 1,01 9608 0,58823 6 1,40 1961 1,84 1176

Винни Пух Студенты 0,21 875 0,625 0,87 5 2

Шрек 4 класс 1,66 666 1,51515 2 1,32 3232 1,26 6667

Шрек 5 класс 1,61 0294 0,97058 9 1,14 7059 1,23 5293

Шрек студенты 1,59 375 -0,0625 0,62 5 0,15

Ну, погоди! 4 класс 1,54 7297 297 1,21621 6216 1,15 8067 158 1,54 0540 541

§ р Ну, погоди! 5 класс 1,71 3235 0,27941 2 1,31 3725 1,64 7059

£ Л I' о у Ну, погоди! студенты 1,98 2143 0,03572 1,11 9048 1,32 8572

Том и Джерри 4 класс 1,68 3824 1,10294 1 1,54 902 1,89 4118

сЗ Том и Джерри 5 класс 1,83 0882 0,80882 3 1,21 5686 1,19 3506

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Том и Джерри студенты 1,44 9999 9 0,06667 0,28 8888 9 1,02 667

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.