Научная статья на тему 'Полилоговая задача «Процесс развития знаний в естественных науках»'

Полилоговая задача «Процесс развития знаний в естественных науках» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧА / ДИАЛОГ / ИГРА / ФИЗИКА / АСТРОНОМИЯ / ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / A PROBLEM / DIALOGUE / GAME / PHYSICS / ASTRONOMY / DIALOGUE TECHNOLOGIES OF TRAINING / POLILOGOVAJA PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугашев В. В., Петров А. В.

В статье рассматривается диалоговая задача для студентов классического университета, позволяющая использовать предметные связи между физикой и астрономией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLILOGOVAJA PROBLEM «DEVELOPMENT OF KNOWLEDGE IN NATURAL SCIENCES»

In article the dialogue problem for students of classical university is considered, on-zvoljajushchaja to use subject communications between physics and astronomy.

Текст научной работы на тему «Полилоговая задача «Процесс развития знаний в естественных науках»»

возможности тех или иных тем? Чем определяется особая связей курса общей физики с астрономией и др. Для решения

значимость тех или иных тем, разделов, методик, подходов? этих проблем помогает анализ исторического опыта, теорети-

Какие современные технологии обучения и воспитания следу- ческие и методологические исследования проблемы, эксперт-

ет использовать для эффективной реализации межпредметных ные оценки, педагогический эксперимент.

Библиографический список

1. Гурьев, А.И. Межпредметные связи. Теоретический и прикладной аспекты І А.И. Гурьев, А.В. Петров: монография. - Горно-Алтайск: ПАНИ, 2002.

2. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. - Казань, 1981.

3. Петров, А.В. Формирование теоретического интегративного, синтетического мышления в процессе научного и учебного познания І А.В. Петров, А.И. Гурьев ІІ Методы научного познания в обучении физике: коллективная монография І А.В. Петров, О.П. Петрова, А.И. Гурьев, [и др.]. - Горно-Алтайск: ПАНИ, 2002.

З. Соинская, Н.В. Использование астрономического материала в курсе общей физики: методические рекомендации І Н.В. Соинская, С.Р Филионович, Б.Г. Повитухин. - М., 1987.

Bibliography

1. Gurjev, A.I. Intersubject of communication. Theoretical and applied aspects І A.I. Gurjev, A.V. Petrov: monography. - Gorno-Altaisk: ПАНИ,

2002.

2. Mahmutov, M.I. Problem training. - Kazan, 1981.

3. Petrov, A.V. Formation theoretical integrativ, synthetic thinking in the course of scientific and educational knowledge І A.V. Petrov, A.I. Gurjev ІІ Methods of scientific knowledge of training to the physicist: monography І A.V. Petrov, O.P. Petrov, A.I. Gurjev, [etc]. - Gorno-Altaisk: ПАНИ, 2002.

З. Soinsky, N.V. Use of an astronomical material in a course of the general physics: methodical recommendations І N.V. Soinsky, С.Р. Filionovich, B.G. Povituhin. - М, 1987.

Статья поступила в редакцию 01.03.11

УДК 378.02:372.8 Dugashev V. V. Petrov A.V. POLILOGOVAJA PROBLEM «DEVELOPMENT OF KNOWLEDGE IN NATURAL SCIENCES». In article the dialogue problem for students of classical university is considered, on-zvoljajushchaja to use subject communications between physics and astronomy.

Key words: a problem, dialogue, game, physics, astronomy, dialogue technologies of training, polilogova-ja problem.

В.В. Дугашев, асп. ГАГУ, E-mail: vd-23@inbox.ru;

А.В. Петров, д-р пед. наук, проф. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: mnko@mail.ru

ПОЛИЛОГОВАЯ ЗАДАЧА «ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ В ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКАХ»

В статье рассматривается диалоговая задача для студентов классического университета, позволяющая использовать предметные связи между физикой и астрономией.

Ключевые слова: задача, диалог, игра, физика, астрономия, диалоговые технологии обучения.

В настоящее время современные технологии обучения ориентированы на диалоговое обучение, в каких бы формах они не осуществлялись. Это связано в первую очередь с тем, что диалог - это форма реализации общения, которое положено в основание личностно ориентированного развивающего обучения.

Практика реализации межпредметных связей курса общей физики и астрономии в классическом университете показала, что одним из самых эффективных методов такой реализации являются диалоговые и полилоговые задачи, которые по своей структуре и форме проявления позволяют использовать в учебном процессе все достоинства трех базовых технологий: 1) технологии задачного подхода; 2) технологии учебного диалога и 3) технологии имитационной квазипрофессиол-нальной игры.

В качестве примера приводим разработанную нами поли-логовую задачу, которая позволяет осуществлять межпредметные связи общей физики с астрономией и, тем самым, осуществлять более глубокую профессиональную подготовку физиков для преподавания астрономии в школе.

В диалоге принимают участие преподаватель и студенты, разбитые по интересам: теоретики, экспериментаторы, астрономы, историки, философы, каждый из которых проработали самостоятельно литературу по объявленной теме.

Преподаватель. Астрономия не только увлекательна, но и в высшей степени поучительна. Она была одной из первых наук, возникших на заре человечества, и всегда оставалась на передовой линии фронта познания природы.

Современная астрономическая наука развивается особенно бурно. Благодаря появлению новых средств исследования, от радиотелескопов до разного рода космических аппаратов, приток информации из космоса резко увеличился и открытия в области изучения Вселенной следуют буквально одно за другим.

Открытия эти представляют особый интерес, так как астрономия дает нам фундаментальные знания о природе, т.е. раскрывает наиболее глубокие общие закономерности строения и движения материи.

Однако астрономия не только вооружает нас современными представлениями о картине мира, но и являет собой один из ярчайших примеров диалектического характера процесса познания окружающей нас природы, движения от относительных истин к абсолютной.

Все это же можно сказать и о физике, которая в сочетании с астрономией может дать нам не просто совокупность новых знаний о мире, но и познакомить с диалектикой развития научной мысли в естествознании, убедить, что современная эпоха требует творческого динамичного мышления, свободного от предвзятости, требует новых оригинальных идей, которые в силу единства мира чаще всего рождаются не в строгих рамках той или иной науки, а на стыке различных наук. В этом плане диалоговые задачи, построенные на базе межпредметных связей физики с астрономией представляют большой интерес в методике формирования и развития современного естественнонаучного мышления студентов, которое является

диалектическим по форме и теоретическим, интегративным по содержанию.

Величайшая революция в естествознании на рубеже XIX и XX столетий, появление таких принципиально новых физических теорий, как теория относительности и квантовая механика, не только расширили научные представления о мире, но и во многом изменили стиль научного мышления, подход к изучению явлений природы.

Все чаще совершаются неожиданные открытия, в особенности в физике и астрономии, открытия, которые заставляют во многом пересматривать привычные представления, открывают новые стороны явлений, существенно расширяют и углубляют наши представления о мире.

Разумеется, это вовсе не означает, что наука недалекого будущего начисто опровергнет все наши современные знания. Ожидать чего-либо подобного было бы просто нелепо. Если даже в науке происходят революции и утверждаются принципиально новые представления, все равно прежние фундаментальные теории входят в них в качестве составных частей и остаются справедливыми для определенного круга явлений и условий.

И все же развитие современной науки во многом связано с необычным и парадоксальным. Любопытно, что, казалось бы, безупречные строгие рассуждения могут приводить к противоречивым выводам! Это так называемые софизмы, которые были знакомы еще мудрецам древнегреческой философии.

Кто может привести пример софизма?

Философ. Один человек заявил: «Все, что я говорю, -ложь!» Но отсюда следует, что он солгал и в данном случае. А это, в свою очередь, означает, что он сказал правду. Но если сказанное этим человеком - правда, значит, он солгал.. .и т.д.

Преподаватель. Хороший пример. Но раскройте нам секрет, где кроется ошибка в рассуждениях или представьте нам правильный ответ.

Философ. И в том и другом случае вполне правильные логические рассуждения, не содержащие никаких ошибок, приводят к внутренне противоречивым результатам, которые нельзя считать ни истинными, ни ложными.

Преподаватель. Так в чем же парадокс? В том, что мы вращаемся в заколдованном круге противоречивых утверждений или в чем-то другом?

Философ. Хочется предположить, что, наверное, в том, что Вы сказали, но я буду осторожен и скажу, что затрудняюсь ответить на поставленный вопрос.

Преподаватель. Ну, если наш философ затрудняется, то придется мне ответить на поставленный мною вопрос.

Парадокс здесь все-таки не в том, что мы вращаемся в заколдованном круге противоречивых утверждений, а в том, что в рамках строгой и безошибочной формальной логики, признающей либо «да», либо «нет», оказываются возможными ситуации, при которых нельзя утверждать ни «да», ни «нет».

Теоретик. Но тогда не понятно, какова же природа этого парадокса?

Преподаватель. Видимо, в самих исходных посылках содержатся какие-то принципиальные пороки. Любопытно, что природу этих парадоксов, по существу, не удалось выяснить и до настоящего времени. Вот вам пример, когда, задавая вопросы, вы наталкиваетесь на ответ - «не знаю» и это путь для дальнейшего развития человеческого познания.

Парадоксы играют чрезвычайно важную роль и в развитии науки. Известный советский физик академик Л.И. Мандельштам говорил, что существуют две степени понимания той или иной проблемы. Первая — когда данный круг явлений достаточно хорошо изучен и как будто известно все, что к нему относится. Но если возникает новый вопрос из той же области, то он может поставить в тупик.

И вторая степень понимания — когда появляется общая картина, приходит ясное понимание всех связей, и внутренних, и внешних.

Так вот, весьма часто переход от первой ко второй, более высокой степени понимания связан с разрешением тех или иных парадоксов и противоречий.

Попробуйте привести пример парадокса в физике.

Историк. Например, известный физик Сади Карно считал в свое время, что в природе имеется постоянное количество теплоты и она лишь перетекает с одного уровня на другой. Но вскоре другой ученый, Джоуль, опытным путем доказал, что теплота может возникать заново, за счет совершения работы. Оба утверждения явно противоречили друг другу. Попытки разрешить это противоречие в конечном счете привели к созданию современной термодинамики — науки о тепловых процессах.

Теоретик. Хорошо известно, что противоречия и парадоксы, оказавшиеся неразрешимыми в рамках классической физики, привели к созданию теории относительности, а позднее — квантовой механики.

С преодолением весьма существенных парадоксов непосредственно связана и разработка современной картины строения Вселенной.

Астроном. С парадоксальными явлениями столкнулась и современная астрофизика. В последние годы в глубинах Вселенной был обнаружен целый ряд необычных объектов и явлений: реликтовое радиоизлучение, подтвердившее теоретические выводы о том, что наша Метагалактика образовалась в результате взрывного распада сверхплотного сгустка горячей плазмы; квазары, выделяющие огромные количества энергии; источники импульсного излучения — пульсары, оказавшиеся гипотетическими нейтронными звездами; взрывные процессы в ядрах галактик; рентгеновские звезды; черные дыры, темная материя и многое другое.

Преподаватель. Хорошие ответы. Тем более обладающие обобщающим характером. Можно ли, на ваш взгляд, считать, что все перечисленные вами явления - это сигнал о необходимости «усовершенствования» наших представлений о материи и мироздании и пора делать новую революцию в физике?

Теоретик. Думаю, что еще слишком рано делать вывод о том, что новые астрономические открытия должны обязательно повлечь за собой очередную революцию в физике. В подтверждение своих слов приведу мнение академика В.Л. Гинзбурга по этому поводу: «Большинство астрофизиков считает,

— пишет он, — что возможность объяснить необычные явления во Вселенной, не прибегая к существенно новым представлениям, отнюдь еще не исключена... С другой стороны, ядра галактик и квазары — как раз те объекты, где скорее всего можно подозревать существование отклонений от известных физических законов...».

Преподаватель. У нас рвется в бой экспериментатор. Давайте послушаем человека, который критически относится к теории, проверяет ее, ставит новые вопросы и проблемы.

Экспериментатор. Считаю, что полезно взглянуть на некоторые явления окружающего нас мира с необычной стороны, постараться увидеть его не таким, каким он видится нам сквозь призму привычных представлений. И чем раньше, тем лучше. Когда одного известного конструктора спросили, какими качествами должен, по его мнению, обладать хороший инженер, он ответил: «Настоящий инженер должен не только хорошо понимать то или иное явление, но и умет вывернуть его наизнанку».

Мало изучить какое-либо явление по учебнику, зазубрить соответствующие законы и запомнить наизусть математические формулы. Надо уметь подойти к явлению с различных сторон, уметь представить себе, что произойдет, если оно будет протекать не совсем обычным образом. И главное -быть готовым к тому, что оно может протекать не так, как мы этого ожидаем.

Преподаватель. Радует, что вы хорошо включились в диалог, причем на уровне философии. Тогда я хочу обратиться к вам с серьезным вопросом: Такие философы как К. Маркс и Ф. Энгельс (и другие философы) считали, что «при одинаковых обстоятельствах повсюду должно иметь место одина-

ковое...», т.е в одних и тех же условиях всегда должны получаться одни и те же результаты. Насколько это справедливое заключение?

Философ и теоретик (после совместного обсуждении). Считаем, что это весьма корректное заключение. Из факта зависимости объективных законов от условий их действия вытекают и исторически преходящий характер законов при изменении объективных условий, и воспроизведение одинаковых законов в одинаковых условиях.

Преподаватель. Обратите внимание, что союз философа и теоретика-физика продемонстрировал логические рассуждения и выводы. Насколько же они корректны?

Сейчас я хочу обратиться к теоретику с вопросом. Как Вы теперь прокомментируете Р. Фейнмана: «Вы можете точно воспроизвести все условия и все-таки не сможете предсказать, в каком отверстии вы увидите электрон. Тем не менее, несмотря на это, наука жива, хотя в одних и тех же условиях не всегда получаются одни и те же результаты».

Теоретик. Я вынужден «предать» своего друга-философа и согласиться с Фейнманом. Я, в принципе, знал этот квантовый эффект, о котором говорит он, но, как оказалось, не очень глубоко осознавал его на методологическом уровне. Только сейчас я впервые осознал, что нельзя требовать от природы, чтобы она удовлетворяла каким-то заранее предусмотренным условиям.

Преподаватель. Ваш ответ достоин высокой похвалы. С одной стороны Вы показали мужество в признании своей ошибки, а, во-вторых, показали мудрость в преодолении своего заблуждения.

После нашей разминки считаю, что нам с вами можно отправляться в путь - в мир астрофизики и испытать свои силы в познании его. В основе нашего путешествия будут известные уже вам межпредметные связи двух естественных наук, от которых в настоящее время рождаются основополагающие знания о мире.

Как вы думаете, чем интересна астрономия для физики? Зачем мы хотим с ней взаимодействовать?

Теоретик. Дело в том, что космос на наших глазах становится поставщиком весьма ценной научной информации, значение которой далеко выходит за рамки чисто астрономических интересов.

В необъятных просторах Вселенной протекают такие процессы, которые на Земле не происходят и которые мы поэтому еще не знаем. Бесчисленные формы существования материи, неизвестные человеку источники энергии, необычные физические условия. Все это, на мой взгляд, и представляет интерес для делового и творческого взаимодействия этих наук.

Экспериментатор. Я бы хотел ответить на это вопрос с позиции экспериментальной физики. Дело в том, что современная физика достигла такого уровня развития, когда чуть ли не каждый новый шаг вперед требует весьма сложных и тонких экспериментов, для осуществления которых приходится создавать все более мощные и грандиозные установки. Чего, например, стоит создание современного коллайдера, с помощью которого физики хотят раскрыть секрет рождения нашей Вселенной!? Такое строительство занимает годы и требует значительных затрат. Но дело даже не только в этом. Как правило, современные экспериментальные физические исследования так или иначе представляют собой в большинстве случаев опытную проверку тех или иных выводов теории. Возможностей натолкнуться в эксперименте на какое-то непредвиденное, совершенно неожиданное явление с каждым годом остается все меньше. Времена «свободного» экспериментального физического поиска, как это было в «добрую» старую классическую эпоху, практически давным-давно миновали.

Преподаватель. Другое дело, - хотите Вы сказать, - поиск в бесконечно разнообразной лаборатории Вселенной, где есть возможность обнаружить что-либо неизвестное. И такой лабораторией обладает астрономия.

Экспериментатор. Да, да! Хотя, разумеется, и здесь многое зависит и от технических средств, т.к. еще не все космиче-

ские явления мы можем наблюдать, и от теоретических предпосылок, так как можно наблюдать нечто оригинальное и не обратить на это внимания.

Преподаватель. Очень хорошее и обстоятельное добавление. Однако не следует думать, что на Земле физикам уже больше нечего делать и остается только одно - направить свои усилия на изучение космических явлений. Но, во всяком случае, на данном этапе развития естественных наук Вселенная в ближайшем будущем может стать очень важным поставщиком ценнейшей информации, которая способна расширить наши представления о физике мироздания.

Замечу, при этом, что добывать новые факты в лаборатории Вселенной далеко не просто. Прежде всего, потому, что космические объекты находятся на огромном расстоянии от Земли. Но есть и другие трудности. Одну из них мы сейчас попробуем рассмотреть.

В кибернетике рассматривается такая задача. Есть некоторый объект, внутреннее устройство которого нам неизвестно. Его называют «черным ящиком». Но у этого объекта имеются «входы» и «выходы». На «входы» поступают внешние воздействия, объект отвечает на них определенными реакциями. Задача состоит в том, чтобы, не «вскрывая» черного ящика, только по характеру входных и выходных сигналов составить представление о его внутреннем устройстве.

Астрофизика как раз и решает аналогичные задачи. Большинство космических объектов - черные ящики, внутреннее строение которых, т.е. происходящие в них физические процессы, можно изучать лишь по внешним проявлениям.

Однако положение астрономов при решении таких задач оказывается сложнее, чем кибернетике. В чем же эти трудности?

Астроном. Они, по меньшей мере, связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, астрономы практически лишены возможности экспериментировать, а могут лишь наблюдать. Во-вторых, большинство космических черных ящиков - это ящики, у которых нет «входов».

Преподаватель. Что значит «нет входов»?

Астроном 1. Во всяком случае, эти «входы» в настоящее время неизвестны. Например, мы не знаем таких внешних воздействий, которые могли бы изменить течение физических процессов на Солнце.

Астроном 2. Надо сказать, что среди космических объектов все-таки имеются и такие, для которых внешние воздействия играют существенную роль. Например, любопытные явления были обнаружены в так называемых двойных системах, состоящих из двух звезд, обращающихся вокруг общего центра масс. Если одна из этих звезд достаточно массивная и обладает мощным гравитационным полем, то на нее, согласно выводам современной астрофизики, должно перетекать вещество второй, «нормальной» звезды. Подобный процесс может играть роль «входного» сигнала, заметно влияющего на состояние массивной звезды.

Преподаватель. Совершенно верно. Имеются определенные «входы» и у таких небесных тел, как планеты и кометы. Но при изучении Солнца у современных астрономов действительно практически есть лишь одна реальная возможность: регистрировать явления, которые происходят в его внешних слоях. Это и есть «выходы» солнечного черного ящика.

Давайте рассмотрим другую трудность, с которой сталкиваются исследователи Вселенной при поиске новых фактов и которая, впрочем, характерна не только для астрономии, но и для таких наук, как, скажем, физика и математика. Речь идет о соотношении между нашими наглядными представлениями и реальной действительностью.

Весь опыт познания природы и, в частности, история астрономии убедительно доказывают, что «наглядность» - весьма ненадежный советчик при решении научных вопросов. Приведите пример в пользу моего заключения.

Историк. При астрономических наблюдениях наглядность отказывает буквально на каждом шагу. Ежедневно мы

видим, например, как в дневное время Солнце, а ночью Луна и звезды перемещаются по небу с востока на запад. Зрительно нам кажется, что Земля неподвижна, а небесные светила вращаются вокруг нее. Так и думали люди в древности, принимая это кажущееся движение за действительное. Сегодня же любому школьнику известно, что видимое суточное перемещение небесных светил - всего лишь отражение собственного вращения Земли.

И т.д. С полным текстом подобных задач можно будет в ближайшее время ознакомиться, когда выйдет из печати учебное пособие «Межпредметные связи физики с астрономией при подготовке учителей физики в вузе».

Вот мы и завершили диалоговую задачу, которая нам позволила организовать коллективную познавательную деятельность.

Диалоговые технологии, как вы убедились, представляют собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъект-субъектного уровня: «преподаватель-

студент», «студент-студент» [1; 2]. Смысл и назначение таких технологий обучения состоит в том, чтобы сформировать сознательное отношение к способам учебной деятельности. В этой связи учебная деятельность организуется в соответствии с общественной природой любой человеческой деятельности как совместная деятельность, сотрудничество.

В ее структуре центральную роль играют многообразные формы взаимодействия преподавателя со студентами и студентов друг с другом, без осознанного поддержания которых утрачиваются цели и смысл учения, а результат его не достигается. «Диалоговое мышление» здесь означает сознательную ориентацию не на конфронтацию смысла и целей деятельноБиблиографический список

сти преподавателя и студентов, не на поляризацию целей, а на их максимальное объединение, создание единства смыслов и целей, что определяет сотрудничество, совместную деятельность в качестве важнейшей предпосылки развития индивидуальности личности.

Современные технологии обучения базируются на различных формах сотрудничества. Эти формы развиваются в логике перестройки уровней саморегуляции от максимальной помощи преподавателя студентам в решении учебных задач к последовательному нарастанию их собственной активности вплоть до полностью саморегулируемых предметных действий и появления позиции партнерства с преподавателем.

Именно переходы от одной фазы взаимодействия, связанные с введением студентов в новую деятельность, к фазе разделенных между преподавателем и учащимися обеспечивают как становление самоуправления учением в целом, ведут к регуляции собственной позиции и отношений.

Но если самоуправление учением из средства достижения частных целей обучения становится собственной целью обучения, а учение субъекта превращается в самоуправляемый процесс, то, прежде всего, в этом переходе личности к новым целям саморегуляции заключен смысл динамики форм сотрудничества и их роль в психическом развитии личности студента и будущего учителя физики.

Таким образом, перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций личности учителя и детей на каждом из этапов обучения, приводит к возможности самоиз-менения субъекта учения. Формы сотрудничества обеспечивают управление обучением не по типу кибернетической модели, а по типу, где студент подобен капитану, самостоятельно прокладывающему курс.

1. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1998.

Bibliography

1. Slastenin, V.A. Pedagogics: innovative activity / V.A. Slastenin, Л.С. Podymova. - М, 1997.

2. Pedagogics and higher school psychology: the manual. - Rostov-on-Don, 1998.

Статья поступила в редакцию 03.03.11

УДК 371.01

Moskalenko A.V. THE INFLUENCE OF TEACHERS' COOPERATION ON STUDENTS' SUBJECTIVE POSITION. Viewing the process is considered influence of the organised teachers' cooperation on students' subjective position. Determining principles of organising in the system "teacher-pupil" aiming at development of students' subjective position.

Key words: Subject, subjective position, student, teacher, teachers' cooperation.

А.В. Москаленко, ст. преп. кафедры социального менеджмента Филиала

Российского государственного социального университета, г. Дедовск, E-mail: ooohemitus@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СУБЪЕКТНУЮ ПОЗИЦИЮ УЧАЩИХСЯ

Рассматривается процесс влияния организованного педагогического взаимодействия на субъектную позицию учащихся. Определяются принципы организации педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик», ориентированного на развитие субъектной позиции школьников.

Ключевые слова: субъект, субъектная позиция, учащийся, педагог, педагогическое взаимодействие.

Одной из актуальных проблем при переходе современно- стью педагогических основ становления и развития субъект-го образования в личностную парадигму является субъектива- ности в процессе обучения;

ция педагогического процесса. Это возможно только при ус- - новыми потребностями человека, порождаемыми жиз-ловии становления субъектности учащихся, что позволяет недеятельностью в сложном динамичном мире и невозможно-

развивать их личностный опыт, личностные функции. стью удовлетворить их на основе существующей системы

Необходимость исследования проблемы становления образования.

сдууб: ъектности школьников объясняется противоречиями меж- Сущность субъекта как характеристика психического об-

ду: разования, возникающего на определенном этапе онтогенети-

- потребностью современного общества в активных, инициативных, творческих людях и недостаточной разработанно- ческого развития человека выражается в:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.