Научная статья на тему 'Полилог как тип диалога в современном обществе: интервальный подход'

Полилог как тип диалога в современном обществе: интервальный подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1263
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ПОЛИЛОГ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРВАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / DIALOGUE / POLYLOGUE / COMMUNICATION / INTERVAL APPROACH / SOCIAL REALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Евгения Михайловна

Рассматривается инновационный тип диалога полилог, позволяющий взаимодействовать социокультурным мирам. Полилог способствует эвристичному решению проблемы выстраивания социальных отношений в современном обществе. Полилог в информационно-коммуникативном пространстве становится более востребованным типом диалога, способным реализовывать новую стратегию общения человека с Другим в постоянно меняющемся мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative type of dialogue, polylogue that fosters socio-cultural world interaction, is considered. Polylogue furthers the heuristic solving of the problem of social relations building in contemporary society. Polylogue in the information and communicative space is becoming a more demanding type of dialogue that is able to implement new communication strategy of the person with others in the constantly changing world

Текст научной работы на тему «Полилог как тип диалога в современном обществе: интервальный подход»

№ 327

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Октябрь

2009

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 101.1:316.614

Е.М. Иванова

ПОЛИЛОГ КАК ТИП ДИАЛОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ИНТЕРВАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Рассматривается инновационный тип диалога - полилог, позволяющий взаимодействовать социокультурным мирам. Полилог способствует эвристичному решению проблемы выстраивания социальных отношений в современном обществе. Полилог в информационно-коммуникативном пространстве становится более востребованным типом диалога, способным реализовывать новую стратегию общения человека с Другим в постоянно меняющемся мире.

Ключевые слова: диалог; полилог; коммуникация; интервальный подход; социальная реальность.

Современное общество представляет собой множество развивающихся связей и отношений. Общественные отношения в процессе коммуникации всё чаще реализуются в таком инновационном типе диалога, как полилог. Актуальность заявленной проблемы исследования - трансформации диалога в полилог вытекает из существующего в современном обществе противоречия между уже сложившимся типом диалога как коммуникативного пространства между двумя субъектами, обладающими идентичным информационным полем, действующими в однородном пространственно-временном измерении, и полилогом как коммуникативным пространством, сформированным множеством активно действующих субъектов, находящихся в различных пространственно-временных измерениях.

Проблема трансформации диалога в полилог в теоретическом отношении осложняется также противоречием, состоящим, с одной стороны, в существовании многочисленных концепций диалога и, с другой - отсутствием специальных исследований, раскрывающих механизм превращения диалога в полилог. Выявленные противоречия актуализируют исследование полилога как инновационного типа диалога, способного задать более адекватный способ отношений человека к Другому. Поставленная в данной статье проблема позволяет предложить варианты ответа на вопрос: каким образом изменяется диалогичное общение субъектов в процессе трансформации диалога в полилог.

Г.И. Петрова справедливо отмечает, что «основной атрибут современной социальной реальности - информационная коммуникативность. Под влиянием этой характеристики социальность в информационных потоках и безостановочной коммуникации потеряла устойчивость, все увеличивающая информация не дает обществу возможности остановиться в непрекращающемся движении, упорядочить себя в каком-то состоянии» [1. С. 16]. Именно утрата коммуникативной устойчивости вызывает потребность в изменении типа диалога. На наш взгляд, это стало необходимым в тот момент, когда обнаружилось, что в социальной философии не существует такого типа диалога, который раскрывал бы сущность взаимодействия разнообразных общественных миров с позиции социально-философского подхода. Становление полилога как социально-философского явления подкрепляется тем обстоятельством, что суще-

ствующие социальные миры в процессе коммуникации значительно расходятся друг с другом, и перед субъектами встает проблема неконфликтного, толерантного сосуществования.

Особенностью осуществления полилогичных отношений людей в современном обществе является возможность их реализации исходя из потенций интервального подхода, когда обнаруживается, что среди имеющегося многообразия выработанных стандартов общения не существует универсальной модели, с которой согласились бы все участники коммуникационного процесса. В связи с этим возникает парадоксальная ситуация: стандарты и нормы социального взаимодействия людей существуют, но в определённой жизненной ситуации они могут не срабатывать.

В работе Ф.В. Лазарева «Проблема истины в социально-гуманитарных науках: интервальный подход» даётся определение интервалу как промежутку между субъектами взаимодействия, задающему перспективу видения партнёров по общению и реальностей, к которым они принадлежат. Используя интервальный метод, можно вырабатывать стратегии взаимодействия, основанные на стереотипно-нормативном и творческом подходе человека к Другому. Поэтому, исходя из определённых условий взаимодействия человека с конкретным лицом, ему необходимо учитывать разнообразные факторы и интервалы, существующие между мирами субъектов, которые необходимо преодолеть.

К важным критериям интервального подхода можно отнести такие факторы, как социальный статус человека, его знания, мировоззрение, опыт и сферу деятельности, психологическое состояние индивида, черты характера, вкус, намерения и цели, навыки общения и действия, культуры, степень доверия к собеседнику, адекватность восприятия и интерпретации поступающих текстов, совпадение эмоциональных состояний, совместимость участников общения, их личных кодов, социокодов групп, к которым принадлежат реципиенты, их языковых стандартов, символических капиталов, объёмов памяти. Ф.В. Лазарев подчёркивает, что в качестве интервалообразующих факторов могут выступать человеческие потребности, интересы, ценности, цели; системы материальных отношений, социальные институты, организации; единое экономическое, правовое или информационное пространство; нормы, ре-

гулирующие поведение людей в обществе; традиции [2. С. 104].

Интервалы в общении людей могут быть устойчивыми, долговременными, глубинными, но могут быть и изменяющимися, случайными. Во всех случаях они выступают как предпосылки для выработки стратегий коммуникативного поведения людей и их деятельности. Возникает закономерный вопрос, возможно ли достигнуть взаимопонимания, если позиции субъектов значительно различаются? Мы полагаем, что данный вопрос снимается в случае, если линейность диалога преформируется в поливариативность полилога.

На основе изложенного можно отметить, что полилог в информационно-коммуникативном пространстве современного общества становится более совершенным типом диалога, способным задать более конкретный способ отношений человека к Другому в постоянно меняющемся мире.

Полилог как инновационный тип диалога позволяет смоделировать алгоритм выживания человека в обществе, с его помощью можно управлять общественными процессами, организованно и целенаправленно решать индивидуальные и коллективные проблемы. Современный субъект, вооружённый знаниями о сущности и механизмах действия полилога, сможет правильно распорядиться своим социальным поведением. Полилог позволяет решать проблемы субъектов на уровне договорённости. Но если проблема не решается, то субъекты неверно продумали выбранный ими интервал общения. Следовательно, полилог как тип диалога может быть осмыслен с позиции интервального подхода. Данный подход позволяет современному человеку осуществить диагностирование и прогнозирование необходимых и достаточных условий для осуществления полилога между людьми в современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрова Г.И. Открытое образовательное пространство в контексте коммуникативной рациональности: Методологические подходы к прак-

тике управленческой деятельности в образовании. Томск: Томский ЦНТИ, 2008. 136 с.

2. Лазарев Ф.В. Проблема истины в социально-гуманитарных науках: интервальный подход // Вопросы философии. 2005. № 10. С. 95-115.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 23 июля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.