Научная статья на тему 'Поликультурное образование в России и Германии: общее и особенное'

Поликультурное образование в России и Германии: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2263
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / MODELS OF EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY / ПРОЦЕССЫ МИГРАЦИИ / MIGRATION PROCESSES / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцова Татьяна Владимировна

Рассматриваются вопросы, связанные с содержанием поликультурного образования в России и Германии. Уточняется определение понятия «поликультурное образование». Анализируются его особенности в контексте сравнительного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATION IN RUSSIA AND GERMANY: GENERAL AND SPECIAL

This article is devoted to the questions of the content of multicultural education in Russia and Germany. The concept of definition “multicultural education” is specified, and also analyzed its features in a context of comparative research.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование в России и Германии: общее и особенное»

УДК 009

Т.В. Кравцова

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

г. Омск

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ:

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Рассматриваются вопросы, связанные с содержанием поликультурного образования в России и Германии. Уточняется определение понятия «поликультурное образование». Анализируются его особенности в контексте сравнительного исследования.

Ключевые слова: поликультурное образование, модели образования, национальная идентичность, процессы миграции, международные связи.

Глобализация затронула все страны и распространилась на все сферы жизни современного общества, являясь приоритетным направлением его развития. Российская система образования не является исключением, так как наряду с внутригосударственными реформами в этой сфере также предусмотрено внедрение международных норм и приравнивание к международным стандартам. Тенденции глобализации в современном мире привели к формированию поликультурного общества, которое выдвигает перед образованием задачу подготовки молодежи к активной жизнедеятельности в условиях поликультурной среды [1]. Инновационным средством для решения данной задачи выступает поликультурное образование, которое является важной составляющей современного профессионального образования. В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивается, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой -привить ему уважение к другим культурам.

В последнее десятилетие отношение к образованию изменилось и в Европе, и в России, оно стало играть очень важную роль в современном обществе и котироваться во многих странах чрезвычайно высоко. Образование, особенно высшее, рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Поводом является понимание того, что наиважнейшая ценность и основной капитал современного общества - это человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их. Быстро развивающиеся технологии и современный рынок обусловливают необходимость высшего образования. В настоящее время в странах - участницах Болонского процесса проходят реформы с целью создания единого общеобразовательного пространства, основными признаками которого являются: качество, академическая мобильность, а также многообразие и гибкость содержания образовательных программ. Тот же процесс проходит и в России, в связи с этим особое значение приобретают сравнительные исследования в области образования: изучение опыта зарубежных исследователей и возможная реконструкция данного опыта на отечественной почве.

В данной статье будет рассмотрено содержание и особенности поликультурного образования в России и Германии.

Германия выбрана неслучайно, анализ научных трудов показал, что российско-германские отношения имеют богатейшую историю в развитии образования и просвещения. На сегодняшний день вновь отмечен активный и устойчивый диалог между Россией и Германией, охватывающий в том числе научно-образовательную сферу. Посол Германии в России Х.-Ф. фон Плетц в приветственном обращении по поводу презентации программы «Обучение и научные исследования в Германии» отметил: «Наши традиционно тесные связи в

университетской области в последние годы вновь ожили... сегодня существует целый ряд партнерских проектов между германскими и российскими университетами, факультетами и научно-исследовательскими учреждениями. Существует густая сеть сотрудничества и обмена, профессора и студенты учатся, учат и занимаются исследованиями, - каждый в соответствующем германском или российском вузе-партнере».

Современное образование стремится стать международным, в связи с чем университетское образование приобретает черты поликультурного образования, обогащая многие учебные дисциплины. Создается поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения будущего специалиста.

Происходящие интеграционные процессы в России и Германии, стремление данных стран интегрироваться в мировое образовательное пространство, сохраняя при этом национальную идентичность, обусловливают развитие поликультурного образования, которое призвано подготовить молодежь к жизни в многокультурной среде. Значительный опыт в данной области накоплен в Европе, в частности, в Германии, где задачи поликультурного образования отражены в правительственных документах.

Идеи поликультурного образования зародились в Америке, Канаде и в Европе в 1960-70-е годы под влиянием процессов миграции. Е.Н. Кузьмин полагает, что термин «поликультурное образование» появился впервые в Канаде, автором его стал П. Трудо, говоривший о политике поликультурности и двуязычии в 1971 г. С ним согласен немецкий ученый Г. Ауэрнхай-мер, утверждающий, что данный термин впервые встретился в канадской политической программе. Опираясь на работы отечественного ученого А.Н. Джуринского, проанализировавшего материалы немецких философов, можно сделать вывод, что в Германии родоначальником идей поликультурного образования был И.Г. Фихте [2]. Философ говорил о целесообразности организации национального воспитания на основе культурного многообразия.

В России первоначально термин «поликультурный» был использован академиком В.П. Борисенковым в значении «образование в поликультурном мире» в 1980-х годах. Идеи теории поликультурного образования высказывал еще Я.А. Каменский, данные идеи выражались в формировании умений у человека с детства жить в мире с другими. В отечественной педагогике проблему исследовали К.Д. Ушинский и В.А Сухомлинский [2].

Выделим несколько позиций для определения общего и особенного в содержании поликультурного образования России и Германии. На наш взгляд, такими позициями могут быть: причины возникновения, содержание понятия «поликультурное образование», цели и содержание исследуемого объекта.

Для определения причин возникновения поликультурного образования в России и Германии обратимся к хронологии становления и развития данного явления в обозначенных странах. Сулейманов И.Т. считает, что начало формирования образовательной политики в сфере культурной, языковой и социальной гетерогенности, появление предпосылок поликультурного образования в Германии можно отнести к периоду 1871-1949 гг. В это время принимаются соответствующие законодательные акты в сфере языковой и образовательной политики в отношении национальных, этнических и социальных меньшинств. Второй период он относит к 1949-1990 гг. Особенностью данного периода явилось то, что происходило параллельное решение проблем национального, этнического, культурного и языкового многообразия в двух германских государствах.

В Западной Германии концепция поликультурного образования сформировалась окончательно и основывалась на открытой дискуссии и реализации разнообразных моделей и форм. В крупных университетах Гёттингена, Гамбурга и Мюнхена появляются научные и образовательные направления под общим названием «Interkulturelles Lernen» («межкультурное обучение»). Одновременно начинается развитие билингвального образования: в Берлине, Ганновере, Бонне создаются школы, в которых на паритетных началах в практике обучения используются немецкий и другой иностранный языки. В Восточной Германии развивалась

теория интернационального воспитания, основанная на марксистко-ленинской идеологии. С 1990 г. по настоящее время проходит третий период развития поликультурного образования в объединенной Германии, который связан с процессами, происходящими в современном мире. Главными ориентирами развития межкультурного образования становятся принципы равенства и уважения каждой культуры.

В свою очередь, Э.Р. Хакимов выделяет несколько этапов развития поликультурного образования в России. Вопросы поликультурного образования стали разрабатываться на теоретическом и практическом уровнях сравнительно недавно, с конца XX в. Первый этап приходится на начало 1990-х - конец 1990 гг. Принятый в это время закон РФ «Об образовании» (1992) отразил поликультурный смысл: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: ...защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Поликультурное образование связывали с приобщением учащихся к родным языкам и культурам с одновременным формированием культуры межнационального общения [5]. Первоначально поликультурное образование решало проблему развития самобытных культур разных народов при упрочнении общероссийской идентичности. С начала 90-х годов стало резко увеличиваться количество национальных школ и классов. Второй этап развития - 1990-е гг. - начало 2000-х гг. В это время поликультурное образование решает проблемы гуманизации отношений между людьми из различных социокультурных групп, не только этнических. Увеличивается число детей-мигрантов, возникает необходимость в изучении языков. Третий этап развития поликультурного образования (с начала 2000-х гг. до настоящего времени) связан с процессами глобализации, с развитием личности, с индивидуальным опытом человека. Данные процессы потребовали внесения в содержание профессионального образования знания о мировых цивилизациях и элементов межкультурного образования.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы: поликультурное образование в Германии стало актуальным намного раньше, чем в России, благодаря признанию этнокультурных особенностей детей-мигрантов и принятию соответствующих законодательных актов в сфере языковой и образовательной политики в отношении национальных, этнических и социальных меньшинств. В России же до начала 1990-х преобладала тенденция к процессу формирования единой общности - советского народа. Становление и развитие поликультурного образования в России началось после распада Советского Союза, с изменением государственной идеологии, когда появилась необходимость в создании национальных школ. Поликультурное образование в России имеет свои отличительные особенности, которые обусловлены многонациональным характером нашей страны.

В настоящее время значимость развития поликультурного образования в России отражена в федеральных нормативно-правовых актах: проекте концепции поликультурного образования в России, Концепции национально-образовательной политики Российской Федерации, федеральных образовательных стандартах. Можно выявить схожесть причин возникновения поликультурного образования в России и Германии, основанную на признании культурных особенностей меньшинств в образовательной и социальной сферах, необходимости принятия соответствующих нормативных документов.

Рассмотрим содержание термина «поликультурное образование». Зарубежные и отечественные ученые по-разному определяют сущность поликультурного образования: как концептуальную основу содержания обучения и воспитания в культурно разнородном обществе, как направленность образовательного процесса, как процесс и результат подготовки молодежи к жизни в многокультурном мире, как реформу школы с позиций мультикультура-лизма [3].

Ученые выделяют несколько подходов к определению сущности: аккультурационный (Зандфукс, Фтенакис и др.), в рамках которого целью поликультурного образования является

создание, утверждение и развитие гармонии между членами различных этнических групп, переработка понимания своей культуры в контексте другой, воспитание терпимости и открытости; диалоговый (Библер, Левинас, Веденина, Дмитриев, Тарасов, Сорокин и др.) видит поликультурное образование как приобщение к различным культурам, формирование общепланетарного сознания, позволяющего интегрироваться в мировое и общеевропейское образовательное пространство; социально-психологический (Троун, Тейлор, Граф, Шмитт), где цель поликультурного образования заключается в развитии терпимости к чужому образу жизни, культуре, солидарности, способности решать конфликты.

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют положения М.М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями - культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других.

В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова, З.А. Малькова подразумевают под поликультурным образованием формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур [2].

Данное понятие часто отождествляют с такими понятиями, как «мультикультурное образование», «межкультурное образование», «транскультурное образование». В.И. Матис указывает, что понятие «поликультурное образование» получило общественное и научное признание, хотя в разных странах данный термин имеет свою смысловую нагрузку. В Германии часто употребляются термины «мультикультурное образование», «интеркультурное образование», что в некоторой степени отражает нацеленность на глубокое изучение различных типов межкультурной коммуникации, служащее основой для выработки эффективных способов межкультурного взаимодействия [4].

Однако отечественные специалисты Н.Б. Крылова, А.В. Шафикова считают понятие «мультикультурное образование» более широким, так как оно включает, кроме «диалога и национального согласия культур региона... введение инновационного поля культурного взаимодействия, которое создает совершенно новые, более сложные культурные реалии, чем в ситуации диалога» [5]. Немецкий ученый Г. Ауэрнхаймер отмечает, что данные понятия являются синонимами.

Педагог М. Крюгер-Потрац трактует «поликультурное образование» как «воспитание в демократическом обществе языкового, национального, социального и в широком смысле культурного плюрализма» [2].

В зависимости от исторических, политических, социокультурных факторов и национальных интересов в разных странах в понятие «поликультурное образование» вкладывается различный смысл. Так, в России с многовековыми традициями совместного проживания разных народов приоритет в поликультурном образовании отдается реализации образовательных стратегий по интеграции учащихся в общенациональную культуру, формированию у них гражданской идентичности на основе родной культуры. В Германии, ставшей многокультурной в результате массового притока населения из других стран, создаются условия для решения вопросов, связанных с адаптацией иммигрантов в доминирующую в обществе культуру [3].

Вместе с тем, сравнительный анализ методологических позиций ученых в области поликультурного образования указывает на то, что суть понятия «поликультурное образование» имеет много общего и заключается в осуществлении образовательной деятельности в учреждениях разного типа, направленной на подготовку личности к интеграции в многонациональном обществе. Все авторы говорят о воспитании в духе мира и способности к разрешению конфликтов. Подходы к определению сущности поликультурного образования дополняют друг друга, цели данных подходов могут рассматриваться как направления деятельности вузов на различных этапах реализации поликультурного образования студентов [2].

Анализируя идеи поликультурного образования в России и Германии, сконцентрируем свое внимание на целевом компоненте. Немецкий ученый В. Нике первым выстроил систему целевых приоритетов поликультурного образования в Германии. Данная система состояла из 10 элементов: осознание собственного неизбежного этноцентризма, формирование отношения к чуждости и неприятию, формирование основ толерантности, принятие этнической принадлежности, осознание проблемы расизма, акцентуация на общем, побуждение к солидарности и учет асимметричного положения меньшинств и большинства, осознание возможностей взаимного культурного обогащения, тематизация «Мы-идентичности». Осмысливая данные элементы системы, можно выделить следующие цели поликультурного образования студентов в Германии, отраженные в Решении КМК (постоянная конференция министров образования земель): осознавать культурные и жизненные условия своей социализации; приобретать знания о других культурах; развивать интерес, открытость и понимание проявлений иной культуры; знакомиться с образами жизни и ценностными ориентациями, соответствующие иным культурам, и анализировать их; выделять и критически воспринимать предрассудки о чужом и чужих; находить консенсус в вопросах сосуществования в обществе и государстве; уметь мирно разрешать конфликты [2].

Что касается целей поликультурного образования в России, то они отражены в проекте «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» и выглядят следующим образом: формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации; эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни; развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингваль-ном мире. Для целей поликультурного образования в Германии характерна тенденция расширения целеполагания на более ранних этапах развития.

При определении цели поликультурного образования российские и немецкие ученые акцентируют внимание на разных аспектах, но едины во мнении, что поликультурное образование призвано отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности.

Обратим внимание на содержание поликультурного образования. Принимая во внимание этнокультурное многообразия Российской Федерации, содержание поликультурного образования можно условно разделить на четыре взаимосвязанных культурных компонента: этнокультурный, то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и конфессиональной группы; национально-территориальный, то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя национального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации; общероссийский, то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации; мировой, то есть обеспечивающий человеку включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.

Обобщив опыт реализации идей поликультурного образования, Л.Л. Супрунова выделяет пять основных моделей содержания поликультурного образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую [3]. Межпредметная модель включает в себя национально-региональный и этнокультурный компоненты в содержании поликультурного образования. Модульная модель реализуется посредством включения в

учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие народов и стран. Монопредметная модель предполагает углубленное изучение этнических культур, языков, истории, географии, искусства народов и стран на специально выделенных для этой цели учебных предметах. Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи. Дополняющая модель предполагает изучение этнокультурного компонента в ходе внеучебных мероприятий (например, этнографические выставки, экскурсии, встречи и т.п.). Все вышеперечисленные модели включают в себя систему методов и форм, которая ориентируется на организацию образовательного пространства, обеспечивая формирование необходимого уровня поликультурной образованности и приобретение опыта межличностного и межкультурного взаимодействия. Это непосредственно отражено в новом государственном федеральном стандарте, который в большей степени ориентирован на европейский, особое внимание в нем уделено компетентностям, связанным с жизнью в поликультурном обществе. Особенностью стандарта третьего поколения является предоставление вузам свободы выбора. Если раньше 70% учебного времени занимали обязательные дисциплины, а 30% отдавалось региональным и вузовским компонентам, то сейчас эта пропорция для бакалавров составляет 50% на 50%, а в магистратуре вуз определяет уже 70% содержания учебных программ, к тому же 20% аудиторных занятий должны проходить в интерактивной форме, с использованием новых технологий для повышения активности обучающихся. Новый федеральной государственный стандарт требует больше времени отводить на самостоятельную работу студентов, практические и лабораторные занятия, которые, в свою очередь, должны быть методически обеспечены. Таким образом, поликультурное образование в России преимущественно строится по принципу первой модели - межпредметной, что отражено в концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Совмещение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, включение необходимого этнокультурного и регионального содержания в федеральный стандарт образования строится на принципах идейно-тематического единства и системности содержания, значимости и научной объективности, воспитательного воздействия и учета личного опыта обучающихся.

Помимо представленных моделей реализации поликультурного образования в российских высших учебных заведениях эта дисциплина включена в содержание профессионального образования в качестве факультативного предмета. Содержание поликультурного образования многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, которая позволяет рассматривать проблемы поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественно-научного, художественно-эстетического циклов [1].

Согласно проекту реализации концепции поликультурного образования в России, оно должно отвечать следующим требованиям: отражению в учебном материале гуманистических идей; информации о самобытных уникальных чертах в культурах народа России и мира; раскрытию в культурах российских народов общих элементов, традиций, позволяющих жить в мире и согласии; приобщению студентов к мировой культуре, пониманию взаимозависимости стран и народов в современных условиях с учетом процесса глобализации. Важная роль в содержании поликультурного образования отводится изучению иностранных языков, которое позволяет не только развивать лингвистическую компетенцию, но и знакомить студентов с культурой страны изучаемого языка. Важно, чтобы дисциплина содержала описание ценностей, обычаев, традиций иной культуры. В зависимости от целей и задач педагогического процесса целесообразно в преподавании дисциплин поликультурной направленности использовать коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения, а также интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Обращаясь к позиции А.Н. Джуринского, в рамках поликультурного образовательного пространства вуза целесообразно использование традиционной системы методов и форм, ко-

торые доказали свою эффективность и получили признание в мировой педагогической науке: дискуссия, (ситуативное) моделирование, ролевые игры, рассказ, беседа, рефлексивные методы, методы убеждения, стимулирования поведения и т.д. Отмеченные традиционные формы и методы обучения применяются в контексте определенного дидактического материала и используются в соответствии с целями, функциями и содержанием поликультурного образования.

Российские специалисты рассматривают поликультурное образование как основной механизм приобщения студентов к этническим, национальным и мировым достижениям культуры, развития умений продуктивного взаимодействия с людьми, отличающимися от них культурными характеристиками, а также как необходимое условие обеспечения гражданского мира и социальной стабильности в государстве. Педагогические технологии трактуются Л.Л. Супруновой как инструмент вовлечения растущего человека в культуротворческую и миротворческую деятельность.

Система образования Германии интегрирована в общеевропейскую: все виды учебных заведений задействованы в реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения, происходит взаимное признание дипломов, создаются и реализуются условия для поликультурного образования. По мнению немецких ученых, содержание поликультурного образования в Германии направлено на получение студентами знаний, умений и навыков жить и учиться вместе, развиваться социально, духовно и интеллектуально.

Поликультурное образование в Германии реализуется в рамках широкого спектра моделей и организационных форм, направленных на достижение целей поликультурного образования как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и во внеучебной деятельности. В своем исследовании мы опираемся на позиции В. Нике, выделяющего пять форм институ-ционализации поликультурного образования, которые, по своей сути, очень схожи с моделями поликультурного образования Л.Л. Супруновой.

1. Поликультурное образование является основным составным компонентом государственного стандарта и отражено во многих нормативных документах Германии, в которых закреплено количество учебных часов, отводимых на дисциплины, а также дан перечень соответствующих предметов. Данные документы предоставляют право учебным заведениям выбирать конкретные формы и методы реализации поликультурного образования.

2. Поликультурное образование как основа принципа межпредметных связей.

3. Поликультурное образование как компонент отдельных учебных предметов: истории, обществознания, религии, музыки, языков. Во многих университетах на уровне теории и практики развивается научно-педагогическая проблема - реализация поликультурного образования студентов путем проведения различных курсов. Такими курсами являются: «Межкультурная педагогика», «Немецкий язык как иностранный», «Европейская культура» и другие, способствующие развитию личности в поликультурном обществе. Акцентируется внимание на изучении других национальных культур, способствующем академической мобильности студентов и межкультурной коммуникации вузов в международном образовательном пространстве.

4. Поликультурное образование как учебный предмет.

5. Поликультурное образование как внеучебная деятельность.

Поликультурную функцию высшего образования в Германии выполняют международные организации по содействию изучению немецкого языка. Такой организацией, например, является институт Гете. Обучение немецкому языку по программам института ведется за 250 000 ч. Всего в 75 странах мира открыто 158 филиалов данного института, Россия не является исключением. Помимо изучения немецкого языка, большое внимание уделяется предметам по страноведению, методически находящимся на новейшем уровне. Данные предметы сообщают о культурной и общественной жизни Германии. Филиалы института тесно сотрудничают с местными университетами, преподавателями, школами. Институт

придает первенствующее значение ориентации Востока на Запад и Запада на Восток в рамках интенсивной информационной и педагогической деятельности.

Также в Германии разработан ряд пилотных проектов по интеграции высшей системы образования в поликультурное пространство. Данные проекты направлены на улучшение технологической и методологической компетенции преподавателей, приобщение студентов к постоянно меняющейся информации, разработку и совершенствование учебных программ, повышение роли самостоятельного обучения с помощью интерактивных технологий, выявление актуальных проблем в области развития поликультурного образования путем взаимодействия и сотрудничества учебных заведений, преподавателей и студентов.

М. Крюгер-Потратц особое внимание в содержании поликультурного образования уделяет иностранным языкам. Значение в Германии приобрели различные модели билингваль-ного образования. Проведенные Г. Райхом исследования показали, что билингвальное образование способно оказывать положительное влияние на языковое развитие студентов. Опора идет на два языка как средства обучения.

Сравнительный анализ по таким критериям, как причины возникновения, содержание понятия «поликультурное образование», цели и содержание исследуемого объекта, позволил сделать следующий вывод: как в России, так и в Германии поликультурное образование возникло благодаря признанию культурных особенностей меньшинств в образовательной и социальной среде, что повлекло необходимость принятия соответствующих нормативных документов. Ученые изучаемых стран едины во мнении, что содержание понятия поликультурного образования заключается в нацеленности образовательной политики и практики на создание в вузах условий для формирования у обучающихся способностей общаться и взаимодействовать с людьми в культурно разнородном обществе. При определении цели поликультурного образования российские и немецкие ученые акцентируют внимание на разных аспектах, но едины во мнении, что поликультурное образование призвано отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности. Содержание поликультурного образования и в России, и в Германии также имеет ряд общих черт: оно является компонентом государственного образовательного стандарта данных стран, основано на принципе межпредметных связей, является компонентом отдельных учебных предметов и выступает как самостоятельный учебный предмет, а также тесно связано с внеучебной деятельностью.

Однако поликультурное образование в России и Германии имеет свои особенности, и, в первую очередь, это вызвано причинами возникновения данного явления в изучаемых странах. В России возникновение поликультурного образования связано с национальной идентичностью, с проживанием множества народов, что, в свою очередь, требует включения регионального компонента в систему образования. В Германии развитие поликультурного образования связано с миграционными процессами, вследствие чего содержание образования требует включения поликультурной составляющей как основного компонента образовательной системы страны. В зависимости от причин возникновения, исторических, политических, социокультурных факторов и национальных интересов в понятие «поликультурное образование» в изучаемых странах вкладывается различный смысл. Так, в России с многовековыми традициями совместного проживания разных народов приоритет в поликультурном образовании отдается реализации образовательных стратегий по интеграции учащихся в общенациональную культуру, формированию у них гражданской идентичности на основе родной культуры. В Германии, ставшей многокультурной в результате массового притока населения из других стран, создаются условия для решения вопросов, связанных с адаптацией иммигрантов в доминирующую в обществе культуру.

Анализируя целевой компонент поликультурного образования, необходимо отметить, что в России акцент делается на формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, на со-

хранение и развитие культурного наследия различных народов России. В Германии цель поликультурного образования заключается в открытости и понимании проявлений иной культуры. Поликультурное образование является основным составным компонентом государственного стандарта и отражено во многих нормативных документах Германии. Данные документы предоставляют право учебным заведениям выбирать конкретные формы и методы реализации поликультурного образования. В России поликультурное образование строится по принципу межпредметной модели: совмещение обязательной части основной образовательной программы и части, включающей необходимое этнокультурное и региональное содержание, в федеральном стандарте образования.

Важным направлением развития поликультурного образования и в Германии, и в России является разработка и реализация в образовательной политике положений, утверждающих необходимость гуманизации, демократизации образования, взаимопонимания между учащимися, представляющими различные культурные группы.

Библиографический список

1. Мартьянова, И.А. Поликультурное образование в вузе: концептуальные подходы / И.А. Мартьянова // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 10 (53). - С. 80-82.

2. Сулейманов, И.Т. Становление и развитие поликультурного образования в Германии : дис. ... канд. пед. наук / Сулейманов И.Т. - Ульяновск, 2010. - 244 с.

3. Супрунова, Л.Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе / Л.Л. Супрунова // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 16-28.

4. Тройникова, Е.В. Технология социально-профессиональной подготовки студентов к международному сотрудничеству / Е.В. Тройникова // Образование и наука. - 2012. - № 2. - С. 12-14.

5. Хакимов, Э.Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмаль-ного подхода : дис. ... д-ра пед. наук /Э.Р. Хакимов. - Ижевск, 2012. - 296 с.

T.V. Kravtsova

Siberian State University of Physical Education and Sport MULTICULTURAL EDUCATION IN RUSSIA AND GERMANY: GENERAL AND SPECIAL

This article is devoted to the questions of the content of multicultural education in Russia and Germany. The concept of definition "multicultural education" is specified, and also analyzed its features in a context of comparative research.

Key words: multicultural education, models of education, national identity, migration processes, international relations.

References

1. Martyanova I.A. Polikulturnoe obrazovanie v vuze: kontseptualnye podkhody. Almanakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2011. no. 10(53). pp. 80-82.

2. Suleymanov I.T. Stanovlenie i razvitie polikulturnogo obrazovaniya v Germanii. Ulyanovsk, 2010, 244 p.

3. Suprunova L.L. Prioritetnye napravleniya polikulturnogo obrazovaniya v sovremennoy rossiyskoy shkole. Pedagogika, 2011, no. 4, pp. 16-28.

4. Troynikova Y.V. Tekhnologiya sotsialno-professionalnoy podgotovki studentov k mezhdunarodnomu sotrudnichestvu. Obrazovanie i nauka, 2012, no. 2, pp. 12-14.

5. Khakimov E.R. Konstruirovanie praktiki polikulturnogo obrazovaniya na osnove poliparadigmalnogo podkhoda. Izhevsk, 2012, 296 p.

© Кравцова Т.В., 2014

Автор статьи - Татьяна Владимировна Кравцова, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, e-mail: [email protected].

Рецензенты:

Л.А. Шипилина, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет; Н.М. Костихина, кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.